Рыбный Мурман. 1962 г. Март.
Г ЛАВНОЕ НАПР АВЛЕНИЕ технический прогресс I. С каждым годом на судах типа СРТ, занимающихся промыслом сельди а Северной Атлантике, устанавливает- ся новая и совершенствуется старая промысловая тех ника. В материалах X X II съезда КПСС подчеркивается, что главное направление, по которому идет создание мате риально-технической базы коммунизма, — это всесто ронний и быстрый технический прогресс, обеспечиваю щий резкое повышение производительности труда. По* этому пути и идет сельдяной флот. Установка про мысловых механизмов на СРТ намного повышает про изводительность труда, так как облегчает работу рыба ков. » В настоящее время на судах установлены сетевыбороч ные машины (СВМ ), облегчающие выборку сетей из во ды, сететрясные машины (СТМ ), которые вытряхивают сельдь из сетей, приводные механизмы разных конструк ций для выборки длинных буйковых поводцов в осенне- зимний период промысла, когда сельдь облавливается на глубинах до 100 метров, бортовой рол (металлический) для облегчения хода сетей из воды на палубу, сельдепо солочные агрегаты для механического посола сельди в бочки и другие промысловые приспособления, служащие для облегчения работы с дрифтерным порядком. Остается еще пока не механизированным процесс укладки сетей после вытряхивания из них рыбы. Но скоро и здесь ручной труд будет заменен механизмом. Такая машина уже есть и сейчас находится в стадии усо вершенствования. Будет механизирована и укладка в трюм вожакового троса. Казалось бы, все механизировано. Над чем еще рабо тать инженерам и конструкторам? Но творческая мысль не останавливается на достигнутом. Она теперь направ лена на усовершенствование отдельных узлов существую щих промысловых механизмов и на изобретение новых конструкций для замены устаревших. Самым главным механизмом на среднем траулере яв ляется сетевыборочная машина, также как и сам про цесс выборки сетей является наиболее ответственным. Поэтому в настоящее время конструкторы большую часть времени уделяют усовершенствованию сетевыбо рочных машин, параллельно работая над созданием но вого типа таких механизмов. Всем промысловикам Известно, что применяемые на судах сетевыборочные машины с кулачковыми голов ками не вполне удовлетворяют промысловиков, ибо имеют ряд отрицательных сторон, основным из которых является частый порыв сетного полотна прижимными * кулачками. Кроме того, они сложны по конструкции, требуют тщательного ухода за собой, электромотор и редукторы, установленные под палубой, занимают зна чительную кубатуру трюма и т. д. Устранение этих недостатков — основная цель конст рукторов и изобретателей. Чтобы не занимать кубатуру трюма, было предложено привод сетевыборочной маши ны монтировать на палубе, то есть непосредственно в тумбах головок. Это было сделано и испытано на од ном из промысловых судов. Однако такая установка сетевыборочных машин не получила распространения на всех судах. Этому помешали условия, в которых ра ботают наши корабли на промысле. Несмотря на, ка залось бы, хорошую герметичность тумб, морская вода все-таки попадала в электромотор, что приводило к ча стым выходам из строя сетевыборочных машин и по терям промыслового времени. Только на поисковых су дах, где это необходимо, ввиду того, что носовой трюм у них занят под акустические приборы, были установ лены сетевыборочные машины с приводом на палубе. Но применением сетевыборочных машин с приводом на палубе еще не устраняется ее основной недостаток. Надо отказаться от применения прижимных кулачков. Выход был найден. Научно-исследовательским инсти тутом механизации рыбной промышленности была скон струировала, взамен кулачковой головки, ручьевая го ловка. Она приводится во вращение таким же образом, как и кулачковая, только принцип зажима подборы се тей другой. Если к^ачковыми головками сеть выбира лась благодаря прижатию подбор кулачками в пазы го ловок, то ручьевыми головками сеть выбирается благо даря силам трения подборного троса о стенки канавки, так как трос при выборке сетей заклинивается в ка навку силой натяжения. Такие головки сетевыборочных машин были испытаны на промысле в осенне-зимний перчод прошлого года. Испытания показали, что сетевыборочная машина с ручьевыми головками имеет некоторые преимущества перед сетевыборочными машинами с кулачковыми го ловками. Главное ее преимущество в том, что совсем отсутствует ~порыв сетного полотна. Однако и такая конструкция головки не обеспечивает нормальную вы борку сетей, так как имеет малое по сравнению с ку лачковой головкой тяговое усилие. На ней хорошо вы бирать сети при поводцах до 30 метров и силе ветра «аэ 5 баллов. Ведь чем ллиннее поводцы и чем больше вол нение моря, тем труднее выбирать дрифтерный порядок. В таких случаях надо иметь головки с большим тяго вым усилием. А с ручьевыми головками при выборке сетей на поводцах 50 метров и силе ветра 7 баллов да же мускульная помощь рыбака не приводит к желае мым результатам. При рывках на волне, при крене суд на на левый борт подбора проскальзывает и вырыва ется из рук, зачастую выпадая из канавки на палубу. Ее неудовлетворительная работа во время шторма не дает все же основания отказаться от применения ручь евых головок. Основное их преимущество — отсутствие порывов сетного полотна — даст большую экономию промвооружения. Только их надо применять на всех промысловых судах в период работы на коротких по водцах и более благоприятных метеорологических ус ловиях. Как это осуществ <ть? Очень просто. На вооружении промысловых судов необходимо иметь два комплекта головок сетевыборочной машины: один комплект — ручьевых головок, другой — кулачковых головок. Тем более, что переход с одних головок на другие не представляет больших трудностей. На первый взгляд это может показаться излишним и торогостоя- щим мероприятием. Но ведь это полностью окупится экономией промвооружения, главным образом сетей. Ручьевые головки должны найти широкое применение на сельдяном флоте. * II. Много труда вложили конструкторы, идя по пути изобретения совсем иной конструкции сетевыборочной машины. Нужно было сконструировать такую машину, чтобы она удовлетворяла всем требованиям промысло вой работы: отлично выбирала сети, была проста по конструкции, предотвращала порывы сетного полотна, имела большое тяговое усилие и т. д. Такая машина сконструирована группой работников ВНИРО и НИИМРП. Она называется агрегатированная жгутовая сетевыборочная машина (АСВЖ-3). Само название уже говорит о том, что с помощью этой ма шины сети, как с уловом, так и без улова, выбирают ся на палубу жгутом, то есть не в расправленном виде. Для того, чтобы ясно можно было себе представить большие преимущества этой машины перед описанными выше, рассмотрим ее устройство и принцип работы. Общий вид АСВЖ-3 показан на рисунке 1. Агрегатированная жгутовая сетевыборочная машина состоит из следующих основных частей: рабочего бара бана с фрикционным устройством, откидной рамы, тум бы, механизма для выборки поводцов, привода и конт роллера. Рабочий барабан (1) предназначен для выборки сетей жгутом. Он выполнен сварным из стали. На внутренней рабочей поверхности барабана приварены радиально стальные ребра. Внутри тела рабочего барабана смон тировано фрикционное устройство, которое служит для отсоединения барабана^от силового вала в момент ро ста нагрузок, превышающих заданные,, на набегающем конце сети. Соединетае барабана с силовым валом че рез фрикционное устройство регулируется маховиком. Сцепление фрикционных дисков регулируют так, чтобы можно было избежать проскальзывание сетей (жгута) с рыбой по барабану и, наоборот, при сильных кре нах судна на левый борт или при возрастании нагру зок по другим причинам. Для экстренности отключения барабана от силового вала предусмотрена кулачковая муфта с рукояткой. Рама машины (2) служит для размещения рабочего барабана, силового вала, системы зубчатых конических передач от выходного вала червячного редуктора к ра бочему барабану и отбойного горизонтального ролика с цепным приводом. Отбойный ролик не дает выбранному жгуту сети вновь попасть на барабан снизу. Кроме то го, на раме крепятся входные роульсы для формиро вания сети в жгут и выходные роульсы для ограничения перемещения сети вдоль отбойного ^ролика с целью предотвращения ее зацепов за выступающие части' ма шины, а также для удобства выборки и расправки се тей. Рама сварная, стальная. Имеет возможность по ворачиваться вокруг вертикальной оси в зависимости от направления подхода выбираемых сетей и завали ваться на палубу в сторону носовой части судна при производстве погрузочно-разгрузочных операций. £ a s l , Osu/Швид вс&нс .ч /.рабочий (fapodoM г . р о м а З.лпцмсЬ Тумба машины (3) является ее основанием и одно временно водозащитным кожухом для электродвигате ля, червячного редуктора и клиноременной передачи. Тумба сварная, стальная, углы округленные, крепится к фундаменту болтами, имеет четыре окна для удобст ва обслуживания приводных механизмов. Механизм для выборки поводцов (4) представляет собой шкив с горизонтальной осью вращения. Механизм имеет кулачковую муфту с рукояткой включения, пре дельную предохранительную муфту, прижимное уст ройство и отсекатель (поводцового троса), направляю-’ щий поводец роульс. Шкив привода выполнен ручьевой. Набегающий конец поводцового троса прижимается в канавку шкива, а сбегающий отсекается от шкива. Ме ханизм для выборки поводпа съемный, крепится к тум бе на болтах. f Привод АСВЖ-3 осуществляется следующим обра зом: (см. рис. 2. Кинематическая схема). От электро двигателя (1) через клиноременную передачу (2) вра щение передается на редуктор (3), затем, через кулач ковую муфту (4) и пару конических шестерен (5) на промежуточный вал (6). С этого вала с одной стороны вращение передается через систему конических шесте рен на силовой вал (7) рабочего барабана, а с дру гой стороны через цепную передачу (8) на ось от бойного ролика (9). Привод шкива механизма для вы борки поводцов осуществляется от свободного конца червяка редуктора (3) через вал (10) и две пары конических шестерен (11). Необходимо сказать, что настоящая АСВЖ-3 была из готовлена с учетом всех недостатков, выявленных при промысловых испытаниях предшествующих образцов, которые проводились с июня 1960 года. Те образцы не имели механизма для выборки поводцов, а эта имеет, потому и называется агрегатированной. Первая АСВЖ-3 была установлена в августе 1961 го да на СРТ-4372 Беломорской базы гослова Карельского совнархоза. Промысловые'испытания ее проводились в том же году в октябре—ноябре, а наблюдения за ра ботой этой машины велись командой СРТ с начала рейса, с 20 августа. За период производственной про верки выборка сетей производилась при силе ветра от 2 до 8 баллов, количество сетей в порядке держалось от 120 до 75 штук, на поводцах от 0 до 50 метров. Уло вы на сеть достигали до 200 килограммов. В течение всего рейса не было ни одной поломки какого-либо уз ла машины. Отмечены ее хорошие промысловые ка- ч чества. При ознакомлении с устройством и работой АСВЖ-3 промысловики перед рейсом возлагали на нее большие надежды. Но некоторые из них отнеслись к ней враж дебно. Те и другие имели для этого свои основания. Простота устройства очень радовала первых. Другие же более критически оценили ее: а как она будет вы бирать сети, не будет ли мять рыбу, что скажется на сортности сдаваемой рыбопродукции? Производствен ная проверка работы АСВЖ-3 обрадовала всех членов команды и с большей яркостью выявила ее преимуще- •ства перед кулачковыми сетевыборочными машинами. Какие же преимущества АСВЖ-3 имеет перед кулач ковой сетевыборочной машиной? Так как сеть выбирается барабаном в жгуте, значит исключается необходимость установки бортового рола. В конструкции настоящей машины предусмотрена воз можность быстрого завала рабочей головки на палубу, за фальшборт судна при производстве погрузочно-раз грузочных операций, исключая повреждения стропом бочек при работе у борта плавбазы даже при сильной качке. Привод АСВЖ-3 установлен на палубе в герметиче ском исполнении, не занимая кубатуру трюма, что очень удобно при монтаже. А главное, отсутствует необхо димость подготовки рабочей головки к ролу, так как его нет. ^ В связи с этим переоборудование судна для тралового лова правым бортом не требует многих дополнительных работ, которые необходимо производить при применении кулачковых головок н бортового рода (снятие рола, за чистка оданширя и т. д.). При уходе на траловый про мысел необходимо только отвервуть фундаментные бол ты н снять машину. _ АСВЖ-3 проста по конструкции» не требует тщатель ного ухода, отсутствует необходимость иметь большое количество запасных частей, так как у ней тег быстро- кзяашивакмаяхся деталей. t \г Вес АСВЖ-3 и занимаемое место на палубе вдвое тл и й * хулаадоаой машины; Кроме того, м а имеет, ..ак было уже о тм ято * аоводаово-выборэ^нын меха- ^ дш*ателя. Этот ц выборки повод- требованиям. й к борту, арабан АСВЖ-3 поворачивается вокруг вертикальной оси, что облегчает выборку сетей. Теперь о самом главном, что тревожило промысловлков. Испытания показали, что при работе на жгутовой машине значительно уменьшает ся износ сетей. Процент повреждения ры бы прл выборке сетей жгутом не увеличи вается, а даже в некоторой степени умень шается по сравнению с выборкой сетей ку лачковыми машинами. Процент осыпания рыбы из сетей за бортом при выборке жгутом меньше, чем при работе на кулач ковой сетевыборочной машине. Выборка се тей при любых обстоятельствах происхо дит тем быстрее и легче, чем больше улов на сеть. В этом случае создается большое давление на барабан и увеличивается тя говое усилие последнего. (Окончание см. на 4-й стр.). «РЫ БНЫ Й МУРМАН» 10 марта 1962 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz