Рыбный Мурман. 1962 г. Март.

Г ЛАВНОЕ НАПР АВЛЕНИЕ технический прогресс I. С каждым годом на судах типа СРТ, занимающихся промыслом сельди а Северной Атлантике, устанавливает- ся новая и совершенствуется старая промысловая тех­ ника. В материалах X X II съезда КПСС подчеркивается, что главное направление, по которому идет создание мате­ риально-технической базы коммунизма, — это всесто­ ронний и быстрый технический прогресс, обеспечиваю­ щий резкое повышение производительности труда. По* этому пути и идет сельдяной флот. Установка про­ мысловых механизмов на СРТ намного повышает про­ изводительность труда, так как облегчает работу рыба­ ков. » В настоящее время на судах установлены сетевыбороч­ ные машины (СВМ ), облегчающие выборку сетей из во­ ды, сететрясные машины (СТМ ), которые вытряхивают сельдь из сетей, приводные механизмы разных конструк­ ций для выборки длинных буйковых поводцов в осенне- зимний период промысла, когда сельдь облавливается на глубинах до 100 метров, бортовой рол (металлический) для облегчения хода сетей из воды на палубу, сельдепо­ солочные агрегаты для механического посола сельди в бочки и другие промысловые приспособления, служащие для облегчения работы с дрифтерным порядком. Остается еще пока не механизированным процесс укладки сетей после вытряхивания из них рыбы. Но скоро и здесь ручной труд будет заменен механизмом. Такая машина уже есть и сейчас находится в стадии усо­ вершенствования. Будет механизирована и укладка в трюм вожакового троса. Казалось бы, все механизировано. Над чем еще рабо­ тать инженерам и конструкторам? Но творческая мысль не останавливается на достигнутом. Она теперь направ­ лена на усовершенствование отдельных узлов существую­ щих промысловых механизмов и на изобретение новых конструкций для замены устаревших. Самым главным механизмом на среднем траулере яв­ ляется сетевыборочная машина, также как и сам про­ цесс выборки сетей является наиболее ответственным. Поэтому в настоящее время конструкторы большую часть времени уделяют усовершенствованию сетевыбо­ рочных машин, параллельно работая над созданием но­ вого типа таких механизмов. Всем промысловикам Известно, что применяемые на судах сетевыборочные машины с кулачковыми голов­ ками не вполне удовлетворяют промысловиков, ибо имеют ряд отрицательных сторон, основным из которых является частый порыв сетного полотна прижимными * кулачками. Кроме того, они сложны по конструкции, требуют тщательного ухода за собой, электромотор и редукторы, установленные под палубой, занимают зна­ чительную кубатуру трюма и т. д. Устранение этих недостатков — основная цель конст­ рукторов и изобретателей. Чтобы не занимать кубатуру трюма, было предложено привод сетевыборочной маши­ ны монтировать на палубе, то есть непосредственно в тумбах головок. Это было сделано и испытано на од­ ном из промысловых судов. Однако такая установка сетевыборочных машин не получила распространения на всех судах. Этому помешали условия, в которых ра­ ботают наши корабли на промысле. Несмотря на, ка­ залось бы, хорошую герметичность тумб, морская вода все-таки попадала в электромотор, что приводило к ча­ стым выходам из строя сетевыборочных машин и по­ терям промыслового времени. Только на поисковых су­ дах, где это необходимо, ввиду того, что носовой трюм у них занят под акустические приборы, были установ­ лены сетевыборочные машины с приводом на палубе. Но применением сетевыборочных машин с приводом на палубе еще не устраняется ее основной недостаток. Надо отказаться от применения прижимных кулачков. Выход был найден. Научно-исследовательским инсти­ тутом механизации рыбной промышленности была скон­ струировала, взамен кулачковой головки, ручьевая го­ ловка. Она приводится во вращение таким же образом, как и кулачковая, только принцип зажима подборы се­ тей другой. Если к^ачковыми головками сеть выбира­ лась благодаря прижатию подбор кулачками в пазы го­ ловок, то ручьевыми головками сеть выбирается благо­ даря силам трения подборного троса о стенки канавки, так как трос при выборке сетей заклинивается в ка­ навку силой натяжения. Такие головки сетевыборочных машин были испытаны на промысле в осенне-зимний перчод прошлого года. Испытания показали, что сетевыборочная машина с ручьевыми головками имеет некоторые преимущества перед сетевыборочными машинами с кулачковыми го­ ловками. Главное ее преимущество в том, что совсем отсутствует ~порыв сетного полотна. Однако и такая конструкция головки не обеспечивает нормальную вы­ борку сетей, так как имеет малое по сравнению с ку­ лачковой головкой тяговое усилие. На ней хорошо вы­ бирать сети при поводцах до 30 метров и силе ветра «аэ 5 баллов. Ведь чем ллиннее поводцы и чем больше вол­ нение моря, тем труднее выбирать дрифтерный порядок. В таких случаях надо иметь головки с большим тяго­ вым усилием. А с ручьевыми головками при выборке сетей на поводцах 50 метров и силе ветра 7 баллов да­ же мускульная помощь рыбака не приводит к желае­ мым результатам. При рывках на волне, при крене суд­ на на левый борт подбора проскальзывает и вырыва­ ется из рук, зачастую выпадая из канавки на палубу. Ее неудовлетворительная работа во время шторма не дает все же основания отказаться от применения ручь­ евых головок. Основное их преимущество — отсутствие порывов сетного полотна — даст большую экономию промвооружения. Только их надо применять на всех промысловых судах в период работы на коротких по­ водцах и более благоприятных метеорологических ус­ ловиях. Как это осуществ <ть? Очень просто. На вооружении промысловых судов необходимо иметь два комплекта головок сетевыборочной машины: один комплект — ручьевых головок, другой — кулачковых головок. Тем более, что переход с одних головок на другие не представляет больших трудностей. На первый взгляд это может показаться излишним и торогостоя- щим мероприятием. Но ведь это полностью окупится экономией промвооружения, главным образом сетей. Ручьевые головки должны найти широкое применение на сельдяном флоте. * II. Много труда вложили конструкторы, идя по пути изобретения совсем иной конструкции сетевыборочной машины. Нужно было сконструировать такую машину, чтобы она удовлетворяла всем требованиям промысло­ вой работы: отлично выбирала сети, была проста по конструкции, предотвращала порывы сетного полотна, имела большое тяговое усилие и т. д. Такая машина сконструирована группой работников ВНИРО и НИИМРП. Она называется агрегатированная жгутовая сетевыборочная машина (АСВЖ-3). Само название уже говорит о том, что с помощью этой ма­ шины сети, как с уловом, так и без улова, выбирают­ ся на палубу жгутом, то есть не в расправленном виде. Для того, чтобы ясно можно было себе представить большие преимущества этой машины перед описанными выше, рассмотрим ее устройство и принцип работы. Общий вид АСВЖ-3 показан на рисунке 1. Агрегатированная жгутовая сетевыборочная машина состоит из следующих основных частей: рабочего бара­ бана с фрикционным устройством, откидной рамы, тум­ бы, механизма для выборки поводцов, привода и конт­ роллера. Рабочий барабан (1) предназначен для выборки сетей жгутом. Он выполнен сварным из стали. На внутренней рабочей поверхности барабана приварены радиально стальные ребра. Внутри тела рабочего барабана смон­ тировано фрикционное устройство, которое служит для отсоединения барабана^от силового вала в момент ро­ ста нагрузок, превышающих заданные,, на набегающем конце сети. Соединетае барабана с силовым валом че­ рез фрикционное устройство регулируется маховиком. Сцепление фрикционных дисков регулируют так, чтобы можно было избежать проскальзывание сетей (жгута) с рыбой по барабану и, наоборот, при сильных кре­ нах судна на левый борт или при возрастании нагру­ зок по другим причинам. Для экстренности отключения барабана от силового вала предусмотрена кулачковая муфта с рукояткой. Рама машины (2) служит для размещения рабочего барабана, силового вала, системы зубчатых конических передач от выходного вала червячного редуктора к ра­ бочему барабану и отбойного горизонтального ролика с цепным приводом. Отбойный ролик не дает выбранному жгуту сети вновь попасть на барабан снизу. Кроме то­ го, на раме крепятся входные роульсы для формиро­ вания сети в жгут и выходные роульсы для ограничения перемещения сети вдоль отбойного ^ролика с целью предотвращения ее зацепов за выступающие части' ма­ шины, а также для удобства выборки и расправки се­ тей. Рама сварная, стальная. Имеет возможность по­ ворачиваться вокруг вертикальной оси в зависимости от направления подхода выбираемых сетей и завали­ ваться на палубу в сторону носовой части судна при производстве погрузочно-разгрузочных операций. £ a s l , Osu/Швид вс&нс .ч /.рабочий (fapodoM г . р о м а З.лпцмсЬ Тумба машины (3) является ее основанием и одно­ временно водозащитным кожухом для электродвигате­ ля, червячного редуктора и клиноременной передачи. Тумба сварная, стальная, углы округленные, крепится к фундаменту болтами, имеет четыре окна для удобст­ ва обслуживания приводных механизмов. Механизм для выборки поводцов (4) представляет собой шкив с горизонтальной осью вращения. Механизм имеет кулачковую муфту с рукояткой включения, пре­ дельную предохранительную муфту, прижимное уст­ ройство и отсекатель (поводцового троса), направляю-’ щий поводец роульс. Шкив привода выполнен ручьевой. Набегающий конец поводцового троса прижимается в канавку шкива, а сбегающий отсекается от шкива. Ме­ ханизм для выборки поводпа съемный, крепится к тум­ бе на болтах. f Привод АСВЖ-3 осуществляется следующим обра­ зом: (см. рис. 2. Кинематическая схема). От электро­ двигателя (1) через клиноременную передачу (2) вра­ щение передается на редуктор (3), затем, через кулач­ ковую муфту (4) и пару конических шестерен (5) на промежуточный вал (6). С этого вала с одной стороны вращение передается через систему конических шесте­ рен на силовой вал (7) рабочего барабана, а с дру­ гой стороны через цепную передачу (8) на ось от­ бойного ролика (9). Привод шкива механизма для вы­ борки поводцов осуществляется от свободного конца червяка редуктора (3) через вал (10) и две пары конических шестерен (11). Необходимо сказать, что настоящая АСВЖ-3 была из­ готовлена с учетом всех недостатков, выявленных при промысловых испытаниях предшествующих образцов, которые проводились с июня 1960 года. Те образцы не имели механизма для выборки поводцов, а эта имеет, потому и называется агрегатированной. Первая АСВЖ-3 была установлена в августе 1961 го­ да на СРТ-4372 Беломорской базы гослова Карельского совнархоза. Промысловые'испытания ее проводились в том же году в октябре—ноябре, а наблюдения за ра­ ботой этой машины велись командой СРТ с начала рейса, с 20 августа. За период производственной про­ верки выборка сетей производилась при силе ветра от 2 до 8 баллов, количество сетей в порядке держалось от 120 до 75 штук, на поводцах от 0 до 50 метров. Уло­ вы на сеть достигали до 200 килограммов. В течение всего рейса не было ни одной поломки какого-либо уз­ ла машины. Отмечены ее хорошие промысловые ка- ч чества. При ознакомлении с устройством и работой АСВЖ-3 промысловики перед рейсом возлагали на нее большие надежды. Но некоторые из них отнеслись к ней враж­ дебно. Те и другие имели для этого свои основания. Простота устройства очень радовала первых. Другие же более критически оценили ее: а как она будет вы­ бирать сети, не будет ли мять рыбу, что скажется на сортности сдаваемой рыбопродукции? Производствен­ ная проверка работы АСВЖ-3 обрадовала всех членов команды и с большей яркостью выявила ее преимуще- •ства перед кулачковыми сетевыборочными машинами. Какие же преимущества АСВЖ-3 имеет перед кулач­ ковой сетевыборочной машиной? Так как сеть выбирается барабаном в жгуте, значит исключается необходимость установки бортового рола. В конструкции настоящей машины предусмотрена воз­ можность быстрого завала рабочей головки на палубу, за фальшборт судна при производстве погрузочно-раз­ грузочных операций, исключая повреждения стропом бочек при работе у борта плавбазы даже при сильной качке. Привод АСВЖ-3 установлен на палубе в герметиче­ ском исполнении, не занимая кубатуру трюма, что очень удобно при монтаже. А главное, отсутствует необхо­ димость подготовки рабочей головки к ролу, так как его нет. ^ В связи с этим переоборудование судна для тралового лова правым бортом не требует многих дополнительных работ, которые необходимо производить при применении кулачковых головок н бортового рода (снятие рола, за­ чистка оданширя и т. д.). При уходе на траловый про­ мысел необходимо только отвервуть фундаментные бол­ ты н снять машину. _ АСВЖ-3 проста по конструкции» не требует тщатель­ ного ухода, отсутствует необходимость иметь большое количество запасных частей, так как у ней тег быстро- кзяашивакмаяхся деталей. t \г Вес АСВЖ-3 и занимаемое место на палубе вдвое тл и й * хулаадоаой машины; Кроме того, м а имеет, ..ак было уже о тм ято * аоводаово-выборэ^нын меха- ^ дш*ателя. Этот ц выборки повод- требованиям. й к борту, арабан АСВЖ-3 поворачивается вокруг вертикальной оси, что облегчает выборку сетей. Теперь о самом главном, что тревожило промысловлков. Испытания показали, что при работе на жгутовой машине значительно уменьшает­ ся износ сетей. Процент повреждения ры­ бы прл выборке сетей жгутом не увеличи­ вается, а даже в некоторой степени умень­ шается по сравнению с выборкой сетей ку­ лачковыми машинами. Процент осыпания рыбы из сетей за бортом при выборке жгутом меньше, чем при работе на кулач­ ковой сетевыборочной машине. Выборка се­ тей при любых обстоятельствах происхо­ дит тем быстрее и легче, чем больше улов на сеть. В этом случае создается большое давление на барабан и увеличивается тя­ говое усилие последнего. (Окончание см. на 4-й стр.). «РЫ БНЫ Й МУРМАН» 10 марта 1962 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz