Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.
t Р АБОТЫ наДальнемЗападе ТО □ М. СВИТАШЕВ, зам. начальника «Мурмансельди». □ Это обстоятельство казалось непреодолимым. Многие каиппаны я работники управления видели выход толь ко в увеличении числа плавбаз. Но выход из положе ния был найден и совершенно другим путем — путем увеличения выработки готовой продукции на плавбазах. Вес полуфабриката в бочке в среднем 8 7—92 кило грамма, а вес готовой продукции в бочке той асе емко сти 110 килограммов. Таким образом, приняв 1.000 центнеров полуфабриката или 1.100 бочек, экипаж плавбазы за счет уплотнения при выработке готовой продукции высвобождает 200 бочек для повторного ис пользования на промысле. Если взять крупнотоннажную базу на 30 тысяч бо чек, то она при полуфабрикатном варианте увозила бы с промысла 32 тысячи бочек с 28 ,8 тысячи полуфаб риката. Та же база при варианте максимальной выработ ки готовой продукции с тем же количеством бочек вы возит уже 35,2 тысячи центнеров сельди, а оставляет иа промысле 35 тысяч бочек. Это способствует полу чению тары ОРТ полностью с одной базы, сокращает до минимума необходимость подхода кораблей к двум— трем базам. Для выработан готовой продукции численность эки п аж а базы увеличивается веете на 2 0— 22 человека, а в связи с переводом на трехсменную работу можно об ходиться и прежним составом моряков. Изготовление 300 тысяч центнеров готовой продук ции на плавбазах высвобождает на рыбокомбинате ©ко ло 450 человек (рабочих основного производства, вспо могательных и служащих). Крем* того, население по лучает с плавбаз малосоленую ящичную и бочковую сельдь. В прошлом году на плавбазах «Мурмансельдв» было выработано 295 тысяч центнеров готовой продукции. Нынче темпы еще выше. За 5 месяцев выработаю 178 тысяч центнеров' сельди. В минувшем рейсе экипаж плавбазы «Атлантика» подтвердил возможность стопроцентной переработки полуфабриката на готовую продукцию .1з Мурманска была вывезена 31 тысяча бочек, а на суда выдало 39,5 тысячи бочек и 4 тысячи доставлено обратно ъ порт. Все разгружаемые корабли были комте|&сн« об служены одной плавбазой без потерь дрейфов. Регулирование подходов СРТ к плавбазам Организация рейса, рассчитанная на комплексное об служивание судов с одной базы, что обеспечивается пе реработкой на ней принятого полуфабриката в гото вую продукцию, и регулирование подхода СРТ для разгрузка позволили резко повысить добычу сельди иа одно судно. Делалось это так. База находилась непосредственно на месте промысла в 5— 6 милях от работающих ко раблей. Суда подзывались для разгрузки даже с непол ными грузами из расчета обработай их за 6— 8 часов. Это обеспечивало возможность лечь судну в дрейф в тот же день. Для ускорения обработки траулеров (если ей подхо дил поздно) производилась частичная разгрузка. Вы гружалась только уже высолившаяся сельдь из одного трюма, а вевысолившаяся не выгружалась. Судно отхо дило, чтобы сделать очередной дрейф. * С этой же целью несколько раз практиковался под ход самой плавбазы к судам, намеченным к разгрузке, чтобы избелсать потери времени их на переход. Так было с СРТ №№ 844 и 4230. Регулирование подхода СРТ и базе позволила увели чить промысловое время работы норабля. При обычном нетоде работы плавбаз (в частности, как работают они в Норвежском море) промысловые корабли имеют воз можность сделать за месяц 1 8—22 дрейфа. Только 18—22 суток экипажи работают с орудиями лова, а остальное время тратят на переходы, стоянки у баз и т. п. Коэффициент промысловой работы составляет 0 , 6 0 - 0 , 7 5 . За счет изменения порядна разгрузни иораблей мы достигли в апреле — мае коэффициента 0 ,9 1—0,93. А это значит, что суда работали с орудиями лова 27 — 28 суток в месяц. Это не абстрактные цифры, а реальное увеличение добычи сельди. Если принять показатели работы мур манских экипажей по вылову на сеть и дрейф за 100, то рыбаки других флотилий имели уловы на сеть на 8 и на дрейф на 4 процента выше, чем мы. Это в апреле. В мае показатели были соответственно выше на 17 и 19 процентов. Объясняется это тем, что у балтийцев больше кораблей типа «Океан», суда лучше оснащены поисковой и радионавигационной аппаратурой. Но их базы работали старыми иетодами и коэффици е н т промысловой работы СРТ у них был в апреле 0 ,76 , а в мае.— 0,71. Имея худшие показатели по вылову на сеть и дрейф, вылов на судно у мурманчан в апреле был 1125 цент неров, у балтийцев — тольно 905 центнеров. В мае балтийцы имели вылов на судно 1340 центнеров, а мурманчане 1600 центнеров. Надо, чтобы этот метод получил распространение и при работе всех плавбаз как в Норвежс'сом море, так и в других районах промысла. Он позволит резко увели чить добычу еельди. Отсюда вытекает необходимость изменения руковод ства промыслом. Сейчас руководитель его находится иа базе и знает о ходе лова только по докладам на совете в сводкам. Большая часть времени уходит у него на распределение сетей, тары, продуктов, решение дру гих вопросов. На анализ обстановки времени не оста ется. Надо, чтобы руководители промысла занимались чисто промысловыми делами, а все хозяйственные де ла решали бы капитаны баз. Один из них должен быть старшим, а руководителю промысла целесообразнее всего находиться на поисковом СРТ на месте промысла. Тогда он будет хорошо знать обстановку, а иногда смо жет и проверить ее сам поиском и контрольным дрей фом. Такое решение вопроса повысит ответственность ка питанов плаэбаз за обеспечение промысловых СРТ промснаряжением, продуктами, тарой, солью. Сейчас «пи от этого полностью устранены, везут то, что дали в порту,'и не несут никакой ответственности за непол ное удовлетворение нужд промысла и обработку про мысловых кораблей. Систему зарплаты экипажей плавбаз надо изменить. Труд моряков должен оцениваться не только но коли честву принятого полуфабриката. Следует ввести «пла ту за ускорение обслуживания кораблей и повышение коэффициента промысловой работы. К сожалению, еще многие руководители сельдяного промысла не понимают значения нового метода работы плавбаз. Мне кажется, управлениям рыбной промыш ленности нужно ввести в приказном порядке этот ме тод, когда позволяет погода. Практика работы произ водственных рефрижераторов показывает, что большую часть времени можно обслуживать экипажи ОРТ не посредственно на месте промысла. 1 Другим положительным фактором во время работы на Джорджес-банке была дружная работа моряков всех флотилий. У балтийцев не хватало на промысле плав баз. «Атлантика» приняла от моряков Прибалтики 18 ООО центнеров полуфабриката, выдала им более 26 тысяч бочек и соответственно соли, что обеспечило им возможность дополнительного вылова 2 0— 25 ты сяч центнеров сельди. На проведенном совещании, обсудившем работу плавбаз; большинство работников высказало мнение о создании централизованного руководства базами в мере иан по обслуживанию судов, так и в технологическом отношении. Хозяйственное руководство базами должно остаться за флотами. Для повышения качества сельди Экипаж плавбазы к «Атлантика» привял за рейс 34,7 тысячи центнеров полуфабриката. Из этого коли чества 25 тысяч было переработано в готовую продук цию непосредственно иа промысле и 7 тысяч центне ров — на переходе. Полуфабрикат, сданный экипалишя, был на 95,6 процента принят первым сортом. Это очень хоро ший показатель. Он свидетельствует о высоком мастер стве моряков. Я уже говорил, что банка Джорджес на ходится на широте Сочи и климатические условия для хранения обработки сельди очень сложные. Сложность состоит и в том, что уловы здесь нерав номерные. Ежедневно наряду с уловами в 1— 2 тон ны были уловы в 10— 15 и даже 50— 70 тонн. Сельдь в отдельных случаях обильно питается, что угрожает образованию сплошного лошанца. Чтобы не снижать уловы и обеспечить высокое ка чество сельди, экипажи старались не допускать дли тельного нахождения ее на палубе, быстро солили без разделки. Результаты наблюдения за готовой продукцией пока зывают, что лопанца пока не наблюдается. Реализация покажет окончательно эффективность этого способа. Очень важно, чтобы сельдь не попадала в тепло .как при отгрузке, так и при хранении на местах реализа ции. По жирности сельдь на банке Джорджес была раз личной. Ловилась и с содержанием жира 3—4 процен та и 1 0— 15 процентов. Отмечена характерная осо бенность, что сельдь быстро созревающая. При жирно сти 9— 10 процентов из нее можно вырабатывать ма лосоленую продукцию отличного качества. На «Атлантике» такая продукция не вырабатыва лась. Но на рефрижераторной плавбазе «Печеига» бу- \ дет изготавливаться малосоленая ящичная и баночная сельдь. Есть все основания полагать, что продук ция будет исключительно высоких вкусовых качеств. Для нейтрализации вредного влияния высокой тем пературы воздуха и солнечного нагрева впервые в практике сельдяного промысла в открытом море в конце мая был применен холодный посол в бочках со льдом. Хотя в литературе по посолу сельди отрицается возможность такого способа (Воскресенский, «Техноло гия посола, коотчеяия и сушки рыбы», стр. 125), еще в 1УоО году было едбл&но 10 рейсов СРТ с охлаждением сельди непосредственно в бочке со льдом, и это дало положительный эффект. На основании опытов мы при меняли в условиях Джорджвс-балки ледяной посол в теплое время. Уже есть сообщения, что сельдь ледя ного посола лучше по качеству, чем теплого. Этот ме тод будет испытан в промысловых условиях и в ню не августе. Мы считаем, что он найдет широкое применение, учитывая исключительно высокую темпе ратуру воздуха в этом районе, наг,рев бочек, палубы и самой сельди на ней. О перспективах нового района Необходим сказать о перспективах района в отри цательных сторонах проведения второй экспедиции. Из практики этого года видно, что в марте на банке Джорджес работать дрифтерами нецелесообразно. Ка честв*) сельди в старых районах выше, да и уловы то же. Но совершенно иное дело для промысла в период с апреля no первую половину сентября. Опыт и наблюде- ^ **** основания полагать, что ва огромной площа ди в Эи— 100 тысяч квадратных миль можно ожидать подходов сельди. Я говорю подходов, так как вопрос об изыскании мест пребывания нагульной сельди трех **** четырех рас не снижается с повестки дня. В период экспедиции наблюдались большие подходы сельди на акватории примерно в 8— 9 тысяч квадрат ных миль. Экипажи имели неплохие уловы. В апреле были промысловые уловы на банках Джорджес, Ла- ха», Банкер© и Сет-Пьер. За апрель и половину мая выловлено судами всех флотилий (около 120 единиц) более 280 тысяч центне ров еельди. Характерно, что мощность подходов все время увеличивается. Если в марте средний удов на сеть составлял 2 5— 35 килограммов, то в апреле он равнялся уже 57 килограммам, а в мае — 80 кило граммам. Максимальные уловы в марте равнялись 99 килограммам, в апреле — 205 , а в мае — 270 ки лограмм на сеть, а отдельные — до тонны. При этом максимальные дрейфы — не случайное яв ление. По Мурманской флотилии к 20 мая Общее коли чество дрейфов было 312, из них 69 дали общий улов 11 940 центнеров, или в среднем 182 центнера на дрейф. За счет этап дрейфов было выловлено 67 про центов майского улова двух декад. Визуально поводы сельди наблюдались огромные и иа очень большой площади. В начале мая, идя от Бан- иеро на Джорджес, примерно за 60 миль до банки встретили мощные ж&сяки играющей на поверхности еельди. А в районе промысла два дня наблюдались мощные косяки. Они проходили мимо плавбазы. Мас са еельди выскакивала из воды, сверкал на солнце. Характерно, что сельдь идет в определенном направ лении вдоль свала глубин иа север, вероятно, с юго- запада и юго-востока. Это еще раз подтверждает необ ходимость проведения круглогодовой поисково-промыс лово:* экспедиции. По данным БалтНИРО удавы в июне должны быть •коло 280 килограммов на сеть, а в июле и августе— 620 и 520 килограммов. Судя по тому, что в мае ана логичные данные подтвердились, есть уверенность, что прогноз и иа июнь— август оправдается. Исходя из это го, с промысла рекомендовали управлению «Мур- маи сельдь» весь дрифтерный флот, которым не может быть использован иа траловом промысле, направить вода. Учитывая большие уловы, следует разумно сплани ровать работу плавбаз. При рекомендованном ре жиме (как стационарного завода по выработке готовой продукции) каждая база сможет обслужить в течение 3— 4 месяцев по 15— 18 средних рыболовных трауле ров. Две рефрижераторные базы (как стационарные за воды) л одна типа «Атлантика» для вывоза продукции с них иогли бы оберпечить переработку улова в раз мере 7 5— 85 тысяч центнеров в месяц при обслужива нии 3 0— 35 СРТ. У «Мурмансельди» только две реф рижераторные базы. Но увеличение добычи рыбы требует, чтобы на сельдяной промысел было направле но дополнительно еще две рефрижераторные базы — «Северодвинск» и «Иркутск». Работа этих четырех баз даст возможность вылова до 400 тысяч центнеров сель ди в третьем квартале при нахождении на промысле 5 0 - 6 0 СРТ. Моряки других флотилий умело промышляли сельдь тралом. Латвийцы, например, в первой декаде мая вы лавливали за сутки в среднем по 98 центнеров на ко-- рабль. Дрифтеры имели уловы по 2 6— 35 центнеров сельди. Но траловый лов не всегда успешен, поэтому экипажи должны иметь все виды вооружения. (Окончание следует). ____ «РЫБНЫЙ м у р м а н » 23 июня 1962 г. 3 стр. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz