Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.

t Р АБОТЫ наДальнемЗападе ТО □ М. СВИТАШЕВ, зам. начальника «Мурмансельди». □ Это обстоятельство казалось непреодолимым. Многие каиппаны я работники управления видели выход толь­ ко в увеличении числа плавбаз. Но выход из положе­ ния был найден и совершенно другим путем — путем увеличения выработки готовой продукции на плавбазах. Вес полуфабриката в бочке в среднем 8 7—92 кило­ грамма, а вес готовой продукции в бочке той асе емко­ сти 110 килограммов. Таким образом, приняв 1.000 центнеров полуфабриката или 1.100 бочек, экипаж плавбазы за счет уплотнения при выработке готовой продукции высвобождает 200 бочек для повторного ис­ пользования на промысле. Если взять крупнотоннажную базу на 30 тысяч бо­ чек, то она при полуфабрикатном варианте увозила бы с промысла 32 тысячи бочек с 28 ,8 тысячи полуфаб­ риката. Та же база при варианте максимальной выработ­ ки готовой продукции с тем же количеством бочек вы­ возит уже 35,2 тысячи центнеров сельди, а оставляет иа промысле 35 тысяч бочек. Это способствует полу­ чению тары ОРТ полностью с одной базы, сокращает до минимума необходимость подхода кораблей к двум— трем базам. Для выработан готовой продукции численность эки­ п аж а базы увеличивается веете на 2 0— 22 человека, а в связи с переводом на трехсменную работу можно об­ ходиться и прежним составом моряков. Изготовление 300 тысяч центнеров готовой продук­ ции на плавбазах высвобождает на рыбокомбинате ©ко­ ло 450 человек (рабочих основного производства, вспо­ могательных и служащих). Крем* того, население по­ лучает с плавбаз малосоленую ящичную и бочковую сельдь. В прошлом году на плавбазах «Мурмансельдв» было выработано 295 тысяч центнеров готовой продукции. Нынче темпы еще выше. За 5 месяцев выработаю 178 тысяч центнеров' сельди. В минувшем рейсе экипаж плавбазы «Атлантика» подтвердил возможность стопроцентной переработки полуфабриката на готовую продукцию .1з Мурманска была вывезена 31 тысяча бочек, а на суда выдало 39,5 тысячи бочек и 4 тысячи доставлено обратно ъ порт. Все разгружаемые корабли были комте|&сн« об­ служены одной плавбазой без потерь дрейфов. Регулирование подходов СРТ к плавбазам Организация рейса, рассчитанная на комплексное об­ служивание судов с одной базы, что обеспечивается пе­ реработкой на ней принятого полуфабриката в гото­ вую продукцию, и регулирование подхода СРТ для разгрузка позволили резко повысить добычу сельди иа одно судно. Делалось это так. База находилась непосредственно на месте промысла в 5— 6 милях от работающих ко­ раблей. Суда подзывались для разгрузки даже с непол­ ными грузами из расчета обработай их за 6— 8 часов. Это обеспечивало возможность лечь судну в дрейф в тот же день. Для ускорения обработки траулеров (если ей подхо­ дил поздно) производилась частичная разгрузка. Вы­ гружалась только уже высолившаяся сельдь из одного трюма, а вевысолившаяся не выгружалась. Судно отхо­ дило, чтобы сделать очередной дрейф. * С этой же целью несколько раз практиковался под­ ход самой плавбазы к судам, намеченным к разгрузке, чтобы избелсать потери времени их на переход. Так было с СРТ №№ 844 и 4230. Регулирование подхода СРТ и базе позволила увели­ чить промысловое время работы норабля. При обычном нетоде работы плавбаз (в частности, как работают они в Норвежском море) промысловые корабли имеют воз­ можность сделать за месяц 1 8—22 дрейфа. Только 18—22 суток экипажи работают с орудиями лова, а остальное время тратят на переходы, стоянки у баз и т. п. Коэффициент промысловой работы составляет 0 , 6 0 - 0 , 7 5 . За счет изменения порядна разгрузни иораблей мы достигли в апреле — мае коэффициента 0 ,9 1—0,93. А это значит, что суда работали с орудиями лова 27 — 28 суток в месяц. Это не абстрактные цифры, а реальное увеличение добычи сельди. Если принять показатели работы мур­ манских экипажей по вылову на сеть и дрейф за 100, то рыбаки других флотилий имели уловы на сеть на 8 и на дрейф на 4 процента выше, чем мы. Это в апреле. В мае показатели были соответственно выше на 17 и 19 процентов. Объясняется это тем, что у балтийцев больше кораблей типа «Океан», суда лучше оснащены поисковой и радионавигационной аппаратурой. Но их базы работали старыми иетодами и коэффици­ е н т промысловой работы СРТ у них был в апреле 0 ,76 , а в мае.— 0,71. Имея худшие показатели по вылову на сеть и дрейф, вылов на судно у мурманчан в апреле был 1125 цент­ неров, у балтийцев — тольно 905 центнеров. В мае балтийцы имели вылов на судно 1340 центнеров, а мурманчане 1600 центнеров. Надо, чтобы этот метод получил распространение и при работе всех плавбаз как в Норвежс'сом море, так и в других районах промысла. Он позволит резко увели­ чить добычу еельди. Отсюда вытекает необходимость изменения руковод­ ства промыслом. Сейчас руководитель его находится иа базе и знает о ходе лова только по докладам на совете в сводкам. Большая часть времени уходит у него на распределение сетей, тары, продуктов, решение дру­ гих вопросов. На анализ обстановки времени не оста­ ется. Надо, чтобы руководители промысла занимались чисто промысловыми делами, а все хозяйственные де­ ла решали бы капитаны баз. Один из них должен быть старшим, а руководителю промысла целесообразнее всего находиться на поисковом СРТ на месте промысла. Тогда он будет хорошо знать обстановку, а иногда смо­ жет и проверить ее сам поиском и контрольным дрей­ фом. Такое решение вопроса повысит ответственность ка­ питанов плаэбаз за обеспечение промысловых СРТ промснаряжением, продуктами, тарой, солью. Сейчас «пи от этого полностью устранены, везут то, что дали в порту,'и не несут никакой ответственности за непол­ ное удовлетворение нужд промысла и обработку про­ мысловых кораблей. Систему зарплаты экипажей плавбаз надо изменить. Труд моряков должен оцениваться не только но коли­ честву принятого полуфабриката. Следует ввести «пла­ ту за ускорение обслуживания кораблей и повышение коэффициента промысловой работы. К сожалению, еще многие руководители сельдяного промысла не понимают значения нового метода работы плавбаз. Мне кажется, управлениям рыбной промыш­ ленности нужно ввести в приказном порядке этот ме­ тод, когда позволяет погода. Практика работы произ­ водственных рефрижераторов показывает, что большую часть времени можно обслуживать экипажи ОРТ не­ посредственно на месте промысла. 1 Другим положительным фактором во время работы на Джорджес-банке была дружная работа моряков всех флотилий. У балтийцев не хватало на промысле плав­ баз. «Атлантика» приняла от моряков Прибалтики 18 ООО центнеров полуфабриката, выдала им более 26 тысяч бочек и соответственно соли, что обеспечило им возможность дополнительного вылова 2 0— 25 ты­ сяч центнеров сельди. На проведенном совещании, обсудившем работу плавбаз; большинство работников высказало мнение о создании централизованного руководства базами в мере иан по обслуживанию судов, так и в технологическом отношении. Хозяйственное руководство базами должно остаться за флотами. Для повышения качества сельди Экипаж плавбазы к «Атлантика» привял за рейс 34,7 тысячи центнеров полуфабриката. Из этого коли­ чества 25 тысяч было переработано в готовую продук­ цию непосредственно иа промысле и 7 тысяч центне­ ров — на переходе. Полуфабрикат, сданный экипалишя, был на 95,6 процента принят первым сортом. Это очень хоро­ ший показатель. Он свидетельствует о высоком мастер­ стве моряков. Я уже говорил, что банка Джорджес на­ ходится на широте Сочи и климатические условия для хранения обработки сельди очень сложные. Сложность состоит и в том, что уловы здесь нерав­ номерные. Ежедневно наряду с уловами в 1— 2 тон­ ны были уловы в 10— 15 и даже 50— 70 тонн. Сельдь в отдельных случаях обильно питается, что угрожает образованию сплошного лошанца. Чтобы не снижать уловы и обеспечить высокое ка­ чество сельди, экипажи старались не допускать дли­ тельного нахождения ее на палубе, быстро солили без разделки. Результаты наблюдения за готовой продукцией пока­ зывают, что лопанца пока не наблюдается. Реализация покажет окончательно эффективность этого способа. Очень важно, чтобы сельдь не попадала в тепло .как при отгрузке, так и при хранении на местах реализа­ ции. По жирности сельдь на банке Джорджес была раз­ личной. Ловилась и с содержанием жира 3—4 процен­ та и 1 0— 15 процентов. Отмечена характерная осо­ бенность, что сельдь быстро созревающая. При жирно­ сти 9— 10 процентов из нее можно вырабатывать ма­ лосоленую продукцию отличного качества. На «Атлантике» такая продукция не вырабатыва­ лась. Но на рефрижераторной плавбазе «Печеига» бу- \ дет изготавливаться малосоленая ящичная и баночная сельдь. Есть все основания полагать, что продук­ ция будет исключительно высоких вкусовых качеств. Для нейтрализации вредного влияния высокой тем­ пературы воздуха и солнечного нагрева впервые в практике сельдяного промысла в открытом море в конце мая был применен холодный посол в бочках со льдом. Хотя в литературе по посолу сельди отрицается возможность такого способа (Воскресенский, «Техноло­ гия посола, коотчеяия и сушки рыбы», стр. 125), еще в 1УоО году было едбл&но 10 рейсов СРТ с охлаждением сельди непосредственно в бочке со льдом, и это дало положительный эффект. На основании опытов мы при­ меняли в условиях Джорджвс-балки ледяной посол в теплое время. Уже есть сообщения, что сельдь ледя­ ного посола лучше по качеству, чем теплого. Этот ме­ тод будет испытан в промысловых условиях и в ню­ не августе. Мы считаем, что он найдет широкое применение, учитывая исключительно высокую темпе­ ратуру воздуха в этом районе, наг,рев бочек, палубы и самой сельди на ней. О перспективах нового района Необходим сказать о перспективах района в отри­ цательных сторонах проведения второй экспедиции. Из практики этого года видно, что в марте на банке Джорджес работать дрифтерами нецелесообразно. Ка­ честв*) сельди в старых районах выше, да и уловы то­ же. Но совершенно иное дело для промысла в период с апреля no первую половину сентября. Опыт и наблюде- ^ **** основания полагать, что ва огромной площа­ ди в Эи— 100 тысяч квадратных миль можно ожидать подходов сельди. Я говорю подходов, так как вопрос об изыскании мест пребывания нагульной сельди трех **** четырех рас не снижается с повестки дня. В период экспедиции наблюдались большие подходы сельди на акватории примерно в 8— 9 тысяч квадрат­ ных миль. Экипажи имели неплохие уловы. В апреле были промысловые уловы на банках Джорджес, Ла- ха», Банкер© и Сет-Пьер. За апрель и половину мая выловлено судами всех флотилий (около 120 единиц) более 280 тысяч центне­ ров еельди. Характерно, что мощность подходов все время увеличивается. Если в марте средний удов на сеть составлял 2 5— 35 килограммов, то в апреле он равнялся уже 57 килограммам, а в мае — 80 кило­ граммам. Максимальные уловы в марте равнялись 99 килограммам, в апреле — 205 , а в мае — 270 ки­ лограмм на сеть, а отдельные — до тонны. При этом максимальные дрейфы — не случайное яв­ ление. По Мурманской флотилии к 20 мая Общее коли­ чество дрейфов было 312, из них 69 дали общий улов 11 940 центнеров, или в среднем 182 центнера на дрейф. За счет этап дрейфов было выловлено 67 про­ центов майского улова двух декад. Визуально поводы сельди наблюдались огромные и иа очень большой площади. В начале мая, идя от Бан- иеро на Джорджес, примерно за 60 миль до банки встретили мощные ж&сяки играющей на поверхности еельди. А в районе промысла два дня наблюдались мощные косяки. Они проходили мимо плавбазы. Мас­ са еельди выскакивала из воды, сверкал на солнце. Характерно, что сельдь идет в определенном направ­ лении вдоль свала глубин иа север, вероятно, с юго- запада и юго-востока. Это еще раз подтверждает необ­ ходимость проведения круглогодовой поисково-промыс­ лово:* экспедиции. По данным БалтНИРО удавы в июне должны быть •коло 280 килограммов на сеть, а в июле и августе— 620 и 520 килограммов. Судя по тому, что в мае ана­ логичные данные подтвердились, есть уверенность, что прогноз и иа июнь— август оправдается. Исходя из это­ го, с промысла рекомендовали управлению «Мур- маи сельдь» весь дрифтерный флот, которым не может быть использован иа траловом промысле, направить вода. Учитывая большие уловы, следует разумно сплани­ ровать работу плавбаз. При рекомендованном ре­ жиме (как стационарного завода по выработке готовой продукции) каждая база сможет обслужить в течение 3— 4 месяцев по 15— 18 средних рыболовных трауле­ ров. Две рефрижераторные базы (как стационарные за­ воды) л одна типа «Атлантика» для вывоза продукции с них иогли бы оберпечить переработку улова в раз­ мере 7 5— 85 тысяч центнеров в месяц при обслужива­ нии 3 0— 35 СРТ. У «Мурмансельди» только две реф­ рижераторные базы. Но увеличение добычи рыбы требует, чтобы на сельдяной промысел было направле­ но дополнительно еще две рефрижераторные базы — «Северодвинск» и «Иркутск». Работа этих четырех баз даст возможность вылова до 400 тысяч центнеров сель­ ди в третьем квартале при нахождении на промысле 5 0 - 6 0 СРТ. Моряки других флотилий умело промышляли сельдь тралом. Латвийцы, например, в первой декаде мая вы­ лавливали за сутки в среднем по 98 центнеров на ко-- рабль. Дрифтеры имели уловы по 2 6— 35 центнеров сельди. Но траловый лов не всегда успешен, поэтому экипажи должны иметь все виды вооружения. (Окончание следует). ____ «РЫБНЫЙ м у р м а н » 23 июня 1962 г. 3 стр. \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz