Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.

тог Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по увеличению добычи рыбы и производства рыбной продукции» проникнуто большой заботой о про­ мысловиках, рыбообработчиках, судоремонтниках. В то же время в нем ставится задача лучше. использовать промысловый флот и огромные сырьевые возможности морей и океанов. Постановление нацеливает нас на приведение в действие всех неиспользованных резервов. В своей стать? я хочу поделиться мыслями, которые возникли у меня во время второй весенней экспедиции в новый промысловый район. Думаю, что м м будут ин­ тересны как для промысловиков, так и для научных ра­ ботников. Результат слабой^ -изученности нового райома Первая экспедиция туда в составе плавбазы «Ат­ лантика» и 22 ОРТ, как известно, была проведена в октябре—декабре прошлого года. Задачей ее было ос­ воение нового района, выявление эффективности про­ мысла. Нужно было также определить наилучший ran плавбаз и способ обработки сельди. Дело в том, что бай­ ка Джорджес находится на широте южнее Сочи и ка­ лининградцы н мурманчане имели отрицательные ре­ зультаты по качеству. Калининградцы, например, сдали сельдь, выловленную в июле — августе, непищевой. Плавбаза «Иркутск» доставила в порт первым сортом всего 5 процентов принятого от СРТ полуфабриката. Ос­ тальная сельдь была признана второго сорта и несорг- н о к . N Обработка материалов первой экспедиция дала осно­ вание сделать вывод, что вылов (в сырце) «а Джорд- жес-банке на 52 процента выше, чем наблюдался в этот же период в ранее освоенных районах («а сутки нахождения в море, включая переходы). Был сделан и другой вывод. Плавбазы типа «Атлан­ тика» можно использовать осенью при соблюдении осо­ бого режима ведения промысла и работы плавбаз. В ок­ тябре—декабре 95 процентов полуфабриката, .принято­ го на «Атлантику» от экипажей СРТ, было оценено пер­ вым сортом. После переработки на плавбазе полуфаб­ рикат и готовая продукция были сданы почти пол­ ностью первым сортом. По плавбазам и СРТ этого же типа других флотилий, но работавших без соблюдения режима сортность была значительно хуже. Экипаж плавбазы «Украина» сдал первым сортом только половину продукции, «Александр Попов» — три четверти. Экспедиция не подтвердила заявления ПИНРО, что новый район бодее эффективен для дрифтерного про­ мысла. чем Норвежское море. Сельдь там ловилась мел­ кая и тощая, с Малым содержанием питательных ве­ ществ* (почти на тридцать процентов меньше, чем у норвежской). Несмотря на то, что вылов в сырце был выше, пищевых веществ было получено на 260 милли­ онов калорий меньше. Это составляет недобор 800 ты­ сяч суточных доз белково-жирового питания взрослого человека. Новый район дал огромный перерасход соли и топлива, снижение производительности труда. Вместо прибыли -«Мурманселыь» понесла значительные убытки. Общий вывод был таков. Джорджес-беяка всенью представляет большую ценность для тралового лова. Для дрифтерного ола менее эффективна. Бели уловы в старых районах превышают 2 0— 25 центнеров на дрейф, то. флоту экономически выгоднее работать в етапых районах, а не на банке Джорджес. На все участники пещей экс­ педиции пришли и выводу — ограничиваться освоением банки Джорджес для развития сельдяно­ го промысла на дальнем западе Атлантиии ни в ноем случае нельзя. Пв ряду признаков мож­ но было предполагать, что вся северо-западная Атлантика пред­ ставляет собой богатейшую сырь­ евую базу для вылова высокока­ чественной сельди. Нами предлагалось организо­ вать круглогодовую промысловую экспедицию в составе 10— 12 ко­ раблей разных типов, вооружен­ ных разными орудиями лова, и одной рефрижераторной базы для изучения промысловых возмож­ ностей всего северо-западного района Атлантики. ПИНРО уже четвертый год ве­ дет работу на Джорджес-банке. Но проводится она эпизодически­ ми рейсами одного — двух поис­ ковых траулеров. Таким путем нельзя получить подробную ха­ рактеристику района, определять его промысловую ценность. Даже больше, может создаться преврат­ ное представление о возможностях -района, как это случилось с банюой Банюеро и прилегающими районами. В случае обнаружения экспедицией промысловых концентраций освоение их флотом не представляло бы трудности, учитывая большую маневренность сельдй- ных флотов. Но это предложение пока не принято и не- ведется подготовка для его осуществления. Практика второй весенней экспедиции на плавбазе «Атлантика» еще раз доказала необходимость именно круглогодовой экспедиции. Безусловно, если обстановка в старых районах не улучшится, то промысловики будут освадаать новые районы. Но достигаться это будет с большими затра­ тами средств, с большой потерей времени, а иногда с «удовлетворительными экономическими результатами. Вторая весенняя экспедиция в новый промысловый район еще раз доказала, что он достаточно не изучен. Результаты по добыче неудовлетворительные. С начала марта и по двадцатое мая (за 950 судо-суток), исклю­ чая переходы из порта, экипажами СРТ выловлено 32,9 тысячи центнеров сельди при плане 38 тысяч центне­ ров. Особенно плохо шел промысел в марте. В этом ме­ сяце было выловлено всего 2 .640 центнеров сельди при Затрате 216 судо-суток. В апреле добыто 13 тысяч центнеров сельди, план 14,3 тысячи центнеров, а за 20 дней мая — 17,5 тысячи центнеров при плане на это время 15,2 тысячи центнеров. Это данные без коррективов при сдаче. Можно сделать вывод, что сельдяной флот был переключен на Джорд- жес-банку рано. Корабли следовало направлять из пор­ та не раньше второй половины марта, как рекомендо­ вало ПИНРО. Если бы этот флот работал в старом районе, т» во фактическому ходу промысла экипажи смогли добыть в марте около 17 тысяч центнеров сельди. Раеница больший. Переход плавбазы «Атлантика» в Норвежском море также отрицательно сказался на результатах работы флота. В начале нарта большое число СРТ простаивало в ожидании подхода плавбаз. Экипажи не могли свое­ временно сдать сельдь ж получить снаряжение. В общей сложности недолов из-за раннего переключения части СРТ »а Джорджес-банку составил 2 5 тысяч центнеров. Раннее переключение флата в новый район — след­ ствие слабой изученности его, незнания обстановки. Решение было принято на основанил того, что большие рефрижераторные траулеры в феврале имели уловы не­ рестующей сельди. Возможны дневные дрейфы В ходе экспедиции выявлено много ценного, что не­ обходимо распространить на все СРТ и плавбазы во всех районах промысла. Начнем с дрейфов. Так уж принято на флоте, что суда ложатся в дрейф в 18—20 часов и позже и ле­ жат в нем до утра. Днем производится выборка поряд­ ка. Продолжается она до 14— 17 часов. Эатем поиск — и снова СРТ ложатся с сетями в дрейф. В прошлогоднюю экспедицию на Джорджес-банку, исходя из желания сократить нахождение сельди в се­ тях в теплой воде, некоторые капитаны в, в частно­ сти, тов. Стесько (СРТ-Р >£ 702) сделали несколько дневных дрейфов. Экипажи имели уловы до 2— 3 того. Но поскольку общее выполнение суточных заданий шло «РЫБНЫЙ МУРМАН» S стр, 23 иижя 1962 г. Этот снимок сделан помполитом плавбазы «Иркутск» М. Серпениным в банки. В то время многие траулеры водходили к плавбазе, чтобы выгрузить добычу. КТИВЫ за счет ночных дрейфов, этот метод не получил рас­ пространения. * В алреле—мае 1962 года нашли широкое примене­ ние двойные и даже тройные дрейфы. Мноше капита­ ны отметили, что сельдь таем держалась ближе к по­ верхности и ночью стояла неподвижно. Обнаружив ви­ зуально или приборами косяки, экипажи начинали дневную выметку порядков. Одним из первых сделал это капитан СРТ-844 то». Емельянов в имел отличный результат. Примеру его последовали другие судоводители. Этот метод получил название «прицельных дрейфов». 14 мая, ваприжер, за 27 дрейфов было обработано 2 .540 сетей. А экипаж СРТ № 181 сделал тройной дрейф и обработал 240 се­ тей. Всего в мае было сделано 106 дневных дрейфов. Выметеа производилась на стаи сельди, а выборка по­ рядка — через два—три часа. Что дают дневные дрейфы, видно из записи докладов капитанов СРТ на совете 3 мая 1962 года. Запись про­ изведена не по судам, а по местам промысла. В квадрате 1447 (а) дневной дрейф принес улов 15 тонн, в квадрате 1434 (б) — 6 тонн, в квадрате 1434 (в) — 3 тонны, в квадрате 1434 (г) — 10 тонн, в квадрате 1434 (а) — 8 тонн, в квадрате 1433 (а) —• 21 тонну. Возможно, успех дневных дрейфов связан со специ­ фикой поведения сельди на банке Джорджес. Но есть основания полагать, что и в старых районах промысла нужно практиковать или широко проверить эффектив­ ность дневных дрейфов, особенно, когда имеются глу­ бинные показания приборов, а ночных уловов нет. Такой метод лучше шшшшшшпякшашяяшшяшшиш* • • . »4 Вторым чрезвычайно важным обстоятельством, вли­ яющим на увеличение добычи сельди, тянется из­ менение метода работы плавбаз. До настоящего време­ ни плавбазы прибалтийских флотилий работают по т ак называемому полуфабриката ом у методу. База выходит из порта с заданием только по приемке полуфабриката. Мурманчане отказались от этого. Помимо приемки полуфабриката, экипажи наших плавбаз получают за­ дание и на выработку готовой продукции. Правда, на­ ходились маловеры. Они доказывали, что дело это не­ выгодное для государства, так как зарплата моряков-об- работчиков выше зарплаты обработчиков береговых предприятий. Вроде бы и верно. Но это только на пер­ вый взгляд. Плавбаза, уходя из порта, брала на борт максималь­ ное количество бочек. По приходу на промысел экипаж 5—8 дней занимался выдачей бочек на СРТ, которые должны были сдавать груд на ранее подошедшую плав­ базу. Затем 5— 6 дней затрачивалось на приемку полу­ фабриката, на снабжение СРТ солью и тарой. Оставши­ еся 6— 10 дней уходили только'на приемку полуфаб­ риката. Тару и соль эти СРТ получали уже с других баз. Получалось, что большая часть траулеров сдавала груз на одну плавбазу, за бочками и солью шла к дру­ гой, а иногда и к третьей. Экипажи теряли из-за этого 2— 2,5 суток промыслового времени на каждой сдаче груза. Поскольку выполнение плана определялось приемкой полуфабриката и это служило основанием для*на<ме- лення зарплаты, экипажи плавбаз вывозили с промысла бочек с полуфабрикатом больше, чем завоэилАь пустых бочек. Следует учесть, что часть бочек на промысле ломается (особенно в штормовую погоду). К тому жё экипажи СРТ, уходя на промысел, берут в трюмы на 1 0 0 — 150 бочек меньше, чем имеют ъ обращении на промысле. В силу всех этих об­ стоятельств образуется так назы­ ваемым разрыв в та<ре. Он дохо­ дил до 40— 50 тысяч бочек. Чтобы восполнить нехватку бо­ чек на промысле, вновь отходя­ щие из порта плавбазы до отка­ за забивались бочками всех ом- костей. Но этого было недоста­ точно. Приходилось делать спе­ циальные транспортные рейсы только для доставки тары. Пороч­ ность этого метода yate доказана приведенным выше примером. Но это еще не все. Чтобы в ка­ кой-то мере сократать простои, руководители флотилий вынуж­ дены направлять СРТ на выгруз­ ку только при наличии полного груза. А это вносило стихийность в^ работу. Промысел идет неравно­ мерно. При слабых уловах эки­ пажи СРТ медленно набирают груз, при обильных, наоборот, очень быстро. Траулеры подходи­ ли к плавбазе и простаивали в ожидании выгрузки. Моряки плавбаз часто находились без ра­ боты в ожидании СРТ. В резуль­ тате полезная работа СРТ была невысокой. Экипаж в среднем за месяц делал от 18 до 22 дрейфов. районе Джорджес- из трюмов богатую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz