Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.
тог Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по увеличению добычи рыбы и производства рыбной продукции» проникнуто большой заботой о про мысловиках, рыбообработчиках, судоремонтниках. В то же время в нем ставится задача лучше. использовать промысловый флот и огромные сырьевые возможности морей и океанов. Постановление нацеливает нас на приведение в действие всех неиспользованных резервов. В своей стать? я хочу поделиться мыслями, которые возникли у меня во время второй весенней экспедиции в новый промысловый район. Думаю, что м м будут ин тересны как для промысловиков, так и для научных ра ботников. Результат слабой^ -изученности нового райома Первая экспедиция туда в составе плавбазы «Ат лантика» и 22 ОРТ, как известно, была проведена в октябре—декабре прошлого года. Задачей ее было ос воение нового района, выявление эффективности про мысла. Нужно было также определить наилучший ran плавбаз и способ обработки сельди. Дело в том, что бай ка Джорджес находится на широте южнее Сочи и ка лининградцы н мурманчане имели отрицательные ре зультаты по качеству. Калининградцы, например, сдали сельдь, выловленную в июле — августе, непищевой. Плавбаза «Иркутск» доставила в порт первым сортом всего 5 процентов принятого от СРТ полуфабриката. Ос тальная сельдь была признана второго сорта и несорг- н о к . N Обработка материалов первой экспедиция дала осно вание сделать вывод, что вылов (в сырце) «а Джорд- жес-банке на 52 процента выше, чем наблюдался в этот же период в ранее освоенных районах («а сутки нахождения в море, включая переходы). Был сделан и другой вывод. Плавбазы типа «Атлан тика» можно использовать осенью при соблюдении осо бого режима ведения промысла и работы плавбаз. В ок тябре—декабре 95 процентов полуфабриката, .принято го на «Атлантику» от экипажей СРТ, было оценено пер вым сортом. После переработки на плавбазе полуфаб рикат и готовая продукция были сданы почти пол ностью первым сортом. По плавбазам и СРТ этого же типа других флотилий, но работавших без соблюдения режима сортность была значительно хуже. Экипаж плавбазы «Украина» сдал первым сортом только половину продукции, «Александр Попов» — три четверти. Экспедиция не подтвердила заявления ПИНРО, что новый район бодее эффективен для дрифтерного про мысла. чем Норвежское море. Сельдь там ловилась мел кая и тощая, с Малым содержанием питательных ве ществ* (почти на тридцать процентов меньше, чем у норвежской). Несмотря на то, что вылов в сырце был выше, пищевых веществ было получено на 260 милли онов калорий меньше. Это составляет недобор 800 ты сяч суточных доз белково-жирового питания взрослого человека. Новый район дал огромный перерасход соли и топлива, снижение производительности труда. Вместо прибыли -«Мурманселыь» понесла значительные убытки. Общий вывод был таков. Джорджес-беяка всенью представляет большую ценность для тралового лова. Для дрифтерного ола менее эффективна. Бели уловы в старых районах превышают 2 0— 25 центнеров на дрейф, то. флоту экономически выгоднее работать в етапых районах, а не на банке Джорджес. На все участники пещей экс педиции пришли и выводу — ограничиваться освоением банки Джорджес для развития сельдяно го промысла на дальнем западе Атлантиии ни в ноем случае нельзя. Пв ряду признаков мож но было предполагать, что вся северо-западная Атлантика пред ставляет собой богатейшую сырь евую базу для вылова высокока чественной сельди. Нами предлагалось организо вать круглогодовую промысловую экспедицию в составе 10— 12 ко раблей разных типов, вооружен ных разными орудиями лова, и одной рефрижераторной базы для изучения промысловых возмож ностей всего северо-западного района Атлантики. ПИНРО уже четвертый год ве дет работу на Джорджес-банке. Но проводится она эпизодически ми рейсами одного — двух поис ковых траулеров. Таким путем нельзя получить подробную ха рактеристику района, определять его промысловую ценность. Даже больше, может создаться преврат ное представление о возможностях -района, как это случилось с банюой Банюеро и прилегающими районами. В случае обнаружения экспедицией промысловых концентраций освоение их флотом не представляло бы трудности, учитывая большую маневренность сельдй- ных флотов. Но это предложение пока не принято и не- ведется подготовка для его осуществления. Практика второй весенней экспедиции на плавбазе «Атлантика» еще раз доказала необходимость именно круглогодовой экспедиции. Безусловно, если обстановка в старых районах не улучшится, то промысловики будут освадаать новые районы. Но достигаться это будет с большими затра тами средств, с большой потерей времени, а иногда с «удовлетворительными экономическими результатами. Вторая весенняя экспедиция в новый промысловый район еще раз доказала, что он достаточно не изучен. Результаты по добыче неудовлетворительные. С начала марта и по двадцатое мая (за 950 судо-суток), исклю чая переходы из порта, экипажами СРТ выловлено 32,9 тысячи центнеров сельди при плане 38 тысяч центне ров. Особенно плохо шел промысел в марте. В этом ме сяце было выловлено всего 2 .640 центнеров сельди при Затрате 216 судо-суток. В апреле добыто 13 тысяч центнеров сельди, план 14,3 тысячи центнеров, а за 20 дней мая — 17,5 тысячи центнеров при плане на это время 15,2 тысячи центнеров. Это данные без коррективов при сдаче. Можно сделать вывод, что сельдяной флот был переключен на Джорд- жес-банку рано. Корабли следовало направлять из пор та не раньше второй половины марта, как рекомендо вало ПИНРО. Если бы этот флот работал в старом районе, т» во фактическому ходу промысла экипажи смогли добыть в марте около 17 тысяч центнеров сельди. Раеница больший. Переход плавбазы «Атлантика» в Норвежском море также отрицательно сказался на результатах работы флота. В начале нарта большое число СРТ простаивало в ожидании подхода плавбаз. Экипажи не могли свое временно сдать сельдь ж получить снаряжение. В общей сложности недолов из-за раннего переключения части СРТ »а Джорджес-банку составил 2 5 тысяч центнеров. Раннее переключение флата в новый район — след ствие слабой изученности его, незнания обстановки. Решение было принято на основанил того, что большие рефрижераторные траулеры в феврале имели уловы не рестующей сельди. Возможны дневные дрейфы В ходе экспедиции выявлено много ценного, что не обходимо распространить на все СРТ и плавбазы во всех районах промысла. Начнем с дрейфов. Так уж принято на флоте, что суда ложатся в дрейф в 18—20 часов и позже и ле жат в нем до утра. Днем производится выборка поряд ка. Продолжается она до 14— 17 часов. Эатем поиск — и снова СРТ ложатся с сетями в дрейф. В прошлогоднюю экспедицию на Джорджес-банку, исходя из желания сократить нахождение сельди в се тях в теплой воде, некоторые капитаны в, в частно сти, тов. Стесько (СРТ-Р >£ 702) сделали несколько дневных дрейфов. Экипажи имели уловы до 2— 3 того. Но поскольку общее выполнение суточных заданий шло «РЫБНЫЙ МУРМАН» S стр, 23 иижя 1962 г. Этот снимок сделан помполитом плавбазы «Иркутск» М. Серпениным в банки. В то время многие траулеры водходили к плавбазе, чтобы выгрузить добычу. КТИВЫ за счет ночных дрейфов, этот метод не получил рас пространения. * В алреле—мае 1962 года нашли широкое примене ние двойные и даже тройные дрейфы. Мноше капита ны отметили, что сельдь таем держалась ближе к по верхности и ночью стояла неподвижно. Обнаружив ви зуально или приборами косяки, экипажи начинали дневную выметку порядков. Одним из первых сделал это капитан СРТ-844 то». Емельянов в имел отличный результат. Примеру его последовали другие судоводители. Этот метод получил название «прицельных дрейфов». 14 мая, ваприжер, за 27 дрейфов было обработано 2 .540 сетей. А экипаж СРТ № 181 сделал тройной дрейф и обработал 240 се тей. Всего в мае было сделано 106 дневных дрейфов. Выметеа производилась на стаи сельди, а выборка по рядка — через два—три часа. Что дают дневные дрейфы, видно из записи докладов капитанов СРТ на совете 3 мая 1962 года. Запись про изведена не по судам, а по местам промысла. В квадрате 1447 (а) дневной дрейф принес улов 15 тонн, в квадрате 1434 (б) — 6 тонн, в квадрате 1434 (в) — 3 тонны, в квадрате 1434 (г) — 10 тонн, в квадрате 1434 (а) — 8 тонн, в квадрате 1433 (а) —• 21 тонну. Возможно, успех дневных дрейфов связан со специ фикой поведения сельди на банке Джорджес. Но есть основания полагать, что и в старых районах промысла нужно практиковать или широко проверить эффектив ность дневных дрейфов, особенно, когда имеются глу бинные показания приборов, а ночных уловов нет. Такой метод лучше шшшшшшпякшашяяшшяшшиш* • • . »4 Вторым чрезвычайно важным обстоятельством, вли яющим на увеличение добычи сельди, тянется из менение метода работы плавбаз. До настоящего време ни плавбазы прибалтийских флотилий работают по т ак называемому полуфабриката ом у методу. База выходит из порта с заданием только по приемке полуфабриката. Мурманчане отказались от этого. Помимо приемки полуфабриката, экипажи наших плавбаз получают за дание и на выработку готовой продукции. Правда, на ходились маловеры. Они доказывали, что дело это не выгодное для государства, так как зарплата моряков-об- работчиков выше зарплаты обработчиков береговых предприятий. Вроде бы и верно. Но это только на пер вый взгляд. Плавбаза, уходя из порта, брала на борт максималь ное количество бочек. По приходу на промысел экипаж 5—8 дней занимался выдачей бочек на СРТ, которые должны были сдавать груд на ранее подошедшую плав базу. Затем 5— 6 дней затрачивалось на приемку полу фабриката, на снабжение СРТ солью и тарой. Оставши еся 6— 10 дней уходили только'на приемку полуфаб риката. Тару и соль эти СРТ получали уже с других баз. Получалось, что большая часть траулеров сдавала груз на одну плавбазу, за бочками и солью шла к дру гой, а иногда и к третьей. Экипажи теряли из-за этого 2— 2,5 суток промыслового времени на каждой сдаче груза. Поскольку выполнение плана определялось приемкой полуфабриката и это служило основанием для*на<ме- лення зарплаты, экипажи плавбаз вывозили с промысла бочек с полуфабрикатом больше, чем завоэилАь пустых бочек. Следует учесть, что часть бочек на промысле ломается (особенно в штормовую погоду). К тому жё экипажи СРТ, уходя на промысел, берут в трюмы на 1 0 0 — 150 бочек меньше, чем имеют ъ обращении на промысле. В силу всех этих об стоятельств образуется так назы ваемым разрыв в та<ре. Он дохо дил до 40— 50 тысяч бочек. Чтобы восполнить нехватку бо чек на промысле, вновь отходя щие из порта плавбазы до отка за забивались бочками всех ом- костей. Но этого было недоста точно. Приходилось делать спе циальные транспортные рейсы только для доставки тары. Пороч ность этого метода yate доказана приведенным выше примером. Но это еще не все. Чтобы в ка кой-то мере сократать простои, руководители флотилий вынуж дены направлять СРТ на выгруз ку только при наличии полного груза. А это вносило стихийность в^ работу. Промысел идет неравно мерно. При слабых уловах эки пажи СРТ медленно набирают груз, при обильных, наоборот, очень быстро. Траулеры подходи ли к плавбазе и простаивали в ожидании выгрузки. Моряки плавбаз часто находились без ра боты в ожидании СРТ. В резуль тате полезная работа СРТ была невысокой. Экипаж в среднем за месяц делал от 18 до 22 дрейфов. районе Джорджес- из трюмов богатую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz