Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.
по ОРОГЕ В МОРЕ Вечер. Лучи солнца золотят гранит прибрежных сопок. Дав три продолжительных гудка, рыболовный траулер «Иртыш» медленно выходит из Тюва- губы. «Иртыш» — дедушка трало вого флота, об этом красноре чивее всего говорит его длин ная труба. Не является он лидером флота. — Выбил нас из колеи вне плановый ремонт, простояли 23 дня, — говорит помполит Василий Максимович Цымба- люк. — Но весь экипаж нашего судна полон решимости выпол нить план второго квартала зз оставшееся время. Замечательные люди на «Ир тыше». Сейчас они в море. Но я отчетливо представляю, что они делают... Склонился над картой штурман Иван Шала- хин. Верный курс в жизни вы брал парень. Комсомольская организация траулера поручила ему возглавить «Комсомоль ский прожектор». На стене в каюте штурма нов закреплены таблички. Пос ле вахты Иван смотрит на них и шепчет непонятные слова. Ему они понятны. Иван сту- дент-заочник Ленинградского университета и таким способом изучает латинский язык. А вот мечтательно смотрит в бездонное небо и на вечернее солнце третий штурман Вадим Горяшин. Сам он здесь, на суд не, а сердце осталось в Мур манске. И, кажется, его губы что-то шепчут. Конечно, он по вторяет самое лучшее имя на свете — «Валя». В этот рейс впервые Вадим идет женатым человеком. А о чем думает секретарь комсомольской организации Михаил Тарасевич? Может быть, вспоминает свой жизнен ный путь, неотделимый от ком сомола, вспоминает, как гото вились к встрече 14 съезда комсомола. Все комсомольцы судна обязались тогда добить ся к открытию съезда звания ударников коммунистического труда. Невозможно точно уз нать, о чем думает Михаил, но можно с уверенностью сказать — думает он о хорошем, свет лом и чистом. Счастливого пла вания, друзья! На рейде Тюва-губы стоит более десятка судов. Здесь и корабли тралового флота, и бойкие СРТ «Мурмансельди». Иван Васильевич Пирожков, дежурный портнадзиратель, ме чется с электромегафоном по причалам. «РТ-153, РТ-153, под ходите к причалу», «СРТ-179, к причалу не подходить» — да леко разносится над заливом его голос, усиленный мегафо ном. — Ох, голова идет кругом,— говорит он. — Столько судов! Представьте себе: тралфлот, «Мурмансельдь», Архангель ский флот, Беломорская база гослова... — Иван Васильевич, — спра шиваю я у него, — а каким образом, на ваш взгляд, можно разгрузить рейд, быстрее от правлять суда на промысел? Чуть подумав, он ответил: — Во-первых, нужно постро ить третий причал. Бывают случаи, когда один из двух причалов выходит из строя по аварии или занят выгрузкой строительных материалов. Во- вторых, необходим катер для досмотра судов и проверки на рейде, а не у причала. Про верка, как правило, занимает до сорока минут и более. Под считано, что только за первый кваотал нового года на до- В П Е Ч А Т Л Е Н И О П Е Р В О М Р Е Й С Е На СРТ >6 435 я совершил свой первый рейс на рыбный про мысел в Атлантику в качестве третьего штурмана. Работа на промысловых судах для меня со вершенно новая, поэтому вполне понятно, что в первый рейс я вы шел с большим желанием и ин тересом. Хотелось получить как можно больше практики в искус стве правильного поиска и лова сельди, научиться жить и рабо тать длительное время вдали от родных берегов. Мои ожидания вполне оправдались. За четыре с половиной месяца я многое уви дел, многое понял и многому иа- учился. В этом мне очень помогли опытные промысловики, такие, как капитан Г. В. Малягин, стар ший штурман М. П. Колесов и другие. Я вынес твердое убежде ние, что плавать на промысло вых судах может каждый, рабо та живая и интересная. Но жить и работать можно было бы гораз до лучше, если бы в нашей про мысловой жизни отсутствовали такие досадные явления, о кото рых я и хочу рассказать. Отход нашего судна в море был назначен на 20 января этого года. Еще 19 января на судне все было ясно и понятно; экипаж го товился к предстоящему рейсу. Но с утра 20 января (в день от хода) жизнь экипажа пошла коле сом. Выяснилось, что в рейс не вдут: старшин штурман, второй штурман, радист, боцман и боль ше половины команды. Вместо них прислали других людей, при чем старшие механики поменя лись за день дважды; радиоопе ратор же ушел в море третьим по счету из присланных отделом кад ров. В результате такие ответст- вевные лица, как старший штур ман, второй штурман, боцман, вме сто того, чтобы готовить судно в рейс, получать и размещать раз личные виды снабжения, весь день занимались приемкой и сда чей дел. Одновременно с этим над душой каждого стояли морские хнспекторы и требовали прекра тить приемку дел и отходить от причала. Создавалось впечатле ние, что руководству «Мурман сельди» необходимо было во что бы то ни стало отправить судно в рейс по графику вне зависимо сти от степени подготовленности. Выход в море задержался па несколько часов, и все же мы ото шли от причала, не имея на бор ту ни рукавиц, ни краски, ни од ной художественной книги для экипалса. Спрашивается, кому ну жна была такая спешка, если в Тюва-губе наше судно простояло целых трое суток по не зависящим от нас обстоятельствам. А все мо гло бы выглядеть иначе, стоило бы отделу кадров побеспокоиться о подготовке членов экипажа к рейсу немного раньше. Команда собралась случайная (один отстал от своего судна, другой был при слан на один рейс с понижением в должности, третий с самого на чала заявил, что он все равно уй дет с судна после возвращения в порт и т. д.). Короче говоря, ста ло ясно еще в начале рейса, что большая часть экипажа на «Ан- гарке» задерживаться не собирает ся. Вполне понятно, что в таких условиях борьба за высокую про изводительность труда, за высо кие уловы, за высокое звание эки пажа коммунистического труда намного усложнилась. Кстати, представителей парткома и базко- ма почему-то нет на судах в мо мент отхода, а не мешало бы им интересоваться, что за люди идут в море, все ли есть на судне для облегчения и украшения их суро вой жизни в течение долгих ме сяцев. Теперь мне хочется кое-что ска зать о технической оснащенности нашего судна. Современной тех никой наша «Ангарка» явно яе блещет. Сететрясной машины у нас нет, рыбопосолочный агрегат тоже отсутствует. Это в большой степени определяет довольно низ кую производительность труда, особенно при высоких уловах, не говоря уже о том, что наличие этих устройств значительно облег чило бы работу команды. Радиолокация отсутствует. Пла вать в таких районах, как Джор- джес-банка, в условиях сплошных весенних туманов (особенно при большой концентрации промысло вых судов) небезопасно, да и малопродуктивно. Английский ра диопеленгатор, которым мы рас полагаем. обладает настолько сом нительной точностью пеленгова ния, что давно требует замены нашим, отечественным. Кстати, к нему нет совершенно никакой тех нической документации. 0 боль шом желании наших штурманов иметь на борту гирокомпас я уже боюсь и писать, скажут еще, сли шком многого он сразу хочет. Но ведь это требуется морякам, не обходимо каждому промыслово му «ораблю. Впрочем, дело не только в технике. Как ни странно, во для ведения навигационной прокладки на екладах «Мурман сельди» в порту и на плавбазах предлагают почему-то химические карандаши, цветные, словом, любые, юроме простых, которые необходимы. Теперь несколько слов об обя занностях третьего штурмана. Мпе вспоминается такой случай. В прошлом году при поступлении на работу в «Мурмансельдь» я про ходил переаттестацию. Экзамена торы просили меня перечислить мои обязанности. Я твердо и чет ко отбарабанил свои обязанности согласно Уставу службы на судах флота рыбной промышленное™. Но, к своему удивлению, был под нят экзаменаторами на смех. Ока зывается, вместо того, чтобы за ниматься навигационными прибо рами и пособиями, третий штур ман должен (вопреки Уставу!) за ниматься еще бельем. Почему? На каком основании? Все го ворят, что это принято в «Мур мансельди» по традиции. Выхо дит, что руководство флота.придер- живается какого-то своего Ус тава, подписанного и утвержден ного, очевидно, начальником уп равления «Мурмансельдь» тов. Бородулиным. На мой взгляд, что бы уметь считать и выдавать белье на судне, совсем не обяза тельно иметь штурманскую специ альность и наоборот — упрощать обязанности штурмана до обязан ностей кастелянши — это совер шенно нездоровое явление. Над этим вопросом стоит подумать на шему руководству. Многое можно было еще ска зать о наших недостатках, но все го сразу не вспомнишь. Наш приход с моря совпал со знаменательной датой: в этот день было опубликовано постановление ЦК нашей партии и Совета Мини стров СССР «0 мерах по увеличе нию добычи рыбы и производства рыбной продукции». Это постанов ление наш экипаж воспринял с большим подъемом. Всем ясно, что увеличить вылов рыбы не только необходимо, но и вполне возмож но. Моряки горят желанием дать Родине как можно больше рыбы. Устранение указанных в статье недочетов будет только способство вать этому. Экипажи промысло вых судов не подведут. Дело за вами, товарищи руководители «Мурмансельди». К. ТАЛАНЦЕВ, третий ■турман СРТ М 435. смотр и проверку у причалов затрачено 1750 судо-часов. Плохо еще обстоят дела в траловом флоте с комплекто ванием кадров на судах. Толь ко в течение первого квартала суда тралового флота простоя ли в Тюва-губе в ожидании команды свыше 2 тысяч часов. А эти суда считались на про мысле! Сколько бы за это вре мя они выловили рыбы. Лед в Тюва-губе заготовля ют зимой. От 50 до 80 рабочих пилят его на озере, а затем укладывают в огромную гору. Всю эту ледяную гору нужно хорошо изолировать рогожны ми мешками с опилками. Одна изоляция стоит громаднейших денег. Отсюда и такая высо кая стоимость льда — 9 руб лей тонна. И пора уже позабо титься о том, чтобы в Мур манске как можно скорее вве сти в эксплуатацию строящийся завод искусственного льда. Грохочет экскаватор, нагру жая самосвалы льдом. Экска ватор старенький, но в умелых руках Хусайнова и Слепова он работает отлично. Опытный шофер самосвала — Николай Мещеринскин. Дорога такая, что рвет руль из рук, но они у Николая крепкие, и никакие рытвины и колдобины им ни почем. Из самосвала лед с шумом устремляется вниз по металли ческим лоткам, раздробляется в барабанах и с помощью кон вейера грузится на суда. Добросовестно относятся к работе бригадир грузчиков Вя чеслав Оршевский, грузчики Матвей Сторчак, Алевтина Д а нилова. Все они стремятся как можно скорее снабдить трауле ры, уходящие на промысел, льдом и водой. Солнце опускается над зали вом, его лучи ласково золотят водную гладь. И ночью на при чалах кипит работа. Корабли уходят в море. Стране нужно много рыбы. А. РТИЩЕВ. В МУРМАНСКОМ РЫБНОМ ПОРТУ Фотоэтюд В. Трушина. Ч ита т ель продолжает разговор... Ина БМРТ можно работать в три смены В море мы ознакомились со статьей старшего инженера отде ла труда и зарплаты управления тралового флота тов. Буркова «Мо жно работать в три смены». Ста тья вызвала живой интерес у все го экипажа нашего судна. Много спорили, высказывали свои мне ния, но приходили всегда к одно му результату: жить и работать по старинке нельзя, надо идти в ногу со временем. На судах кормового траления я работаю с 1956 года. Действитель но, первое время деление палуб ной -команды на рыбообработчи ков и матросов вызывалось необ ходимостью. И работа в две сме ны вполне оправдывалась, пото му что суда находились на про мысле значительно меньше време ни, чем сейчас. Переход на трехсменную вах ту позволит нам производитель нее работать при обильных уловах и не будет вызывать утомляемости в работе. На мой взгляд, тов. Бурков не совсем правильно предлагает рас становку людей на вахте. На ук ладку готовой продукции в трюм вполне достаточно одного мат роса 1-го класса, излишни также н два головорубпщка на вахте. Необходимо обязать сменного мастера принимать активное уча стие в обработке рыбы, а не быть простым наблюдателем, как это зачастую бывает. Хочется пожелать, чтобы уп равление тралового флота быст рее организовало переход на трех сменную вахту. Кроме пользы, от этого ничето не будет. А. ТАРАСЕВИЧ, матрос БМРТ 408 «Спутник». ! > Равных им еще ие было + По сообщению майского номера журнала «Мотор шип» (Ан глия) на одной из верфей Англии отлиты из марганцовистой бронзы и обработаны два гребных винта, равных которым еще не было. Эти винты предназначены для строящихся танкеров дедвейтом 77000 т и 88000 т. Гребные винты 4>лопастные и имеют диаметр 7,5 мет* ра, вес каждого — 34 тонны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz