Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.

по ОРОГЕ В МОРЕ Вечер. Лучи солнца золотят гранит прибрежных сопок. Дав три продолжительных гудка, рыболовный траулер «Иртыш» медленно выходит из Тюва- губы. «Иртыш» — дедушка трало­ вого флота, об этом красноре­ чивее всего говорит его длин­ ная труба. Не является он лидером флота. — Выбил нас из колеи вне­ плановый ремонт, простояли 23 дня, — говорит помполит Василий Максимович Цымба- люк. — Но весь экипаж нашего судна полон решимости выпол­ нить план второго квартала зз оставшееся время. Замечательные люди на «Ир­ тыше». Сейчас они в море. Но я отчетливо представляю, что они делают... Склонился над картой штурман Иван Шала- хин. Верный курс в жизни вы­ брал парень. Комсомольская организация траулера поручила ему возглавить «Комсомоль­ ский прожектор». На стене в каюте штурма­ нов закреплены таблички. Пос­ ле вахты Иван смотрит на них и шепчет непонятные слова. Ему они понятны. Иван сту- дент-заочник Ленинградского университета и таким способом изучает латинский язык. А вот мечтательно смотрит в бездонное небо и на вечернее солнце третий штурман Вадим Горяшин. Сам он здесь, на суд­ не, а сердце осталось в Мур­ манске. И, кажется, его губы что-то шепчут. Конечно, он по­ вторяет самое лучшее имя на свете — «Валя». В этот рейс впервые Вадим идет женатым человеком. А о чем думает секретарь комсомольской организации Михаил Тарасевич? Может быть, вспоминает свой жизнен­ ный путь, неотделимый от ком­ сомола, вспоминает, как гото­ вились к встрече 14 съезда комсомола. Все комсомольцы судна обязались тогда добить­ ся к открытию съезда звания ударников коммунистического труда. Невозможно точно уз­ нать, о чем думает Михаил, но можно с уверенностью сказать — думает он о хорошем, свет­ лом и чистом. Счастливого пла­ вания, друзья! На рейде Тюва-губы стоит более десятка судов. Здесь и корабли тралового флота, и бойкие СРТ «Мурмансельди». Иван Васильевич Пирожков, дежурный портнадзиратель, ме­ чется с электромегафоном по причалам. «РТ-153, РТ-153, под­ ходите к причалу», «СРТ-179, к причалу не подходить» — да­ леко разносится над заливом его голос, усиленный мегафо­ ном. — Ох, голова идет кругом,— говорит он. — Столько судов! Представьте себе: тралфлот, «Мурмансельдь», Архангель­ ский флот, Беломорская база гослова... — Иван Васильевич, — спра­ шиваю я у него, — а каким образом, на ваш взгляд, можно разгрузить рейд, быстрее от­ правлять суда на промысел? Чуть подумав, он ответил: — Во-первых, нужно постро­ ить третий причал. Бывают случаи, когда один из двух причалов выходит из строя по аварии или занят выгрузкой строительных материалов. Во- вторых, необходим катер для досмотра судов и проверки на рейде, а не у причала. Про­ верка, как правило, занимает до сорока минут и более. Под­ считано, что только за первый кваотал нового года на до- В П Е Ч А Т Л Е Н И О П Е Р В О М Р Е Й С Е На СРТ >6 435 я совершил свой первый рейс на рыбный про­ мысел в Атлантику в качестве третьего штурмана. Работа на промысловых судах для меня со­ вершенно новая, поэтому вполне понятно, что в первый рейс я вы­ шел с большим желанием и ин­ тересом. Хотелось получить как можно больше практики в искус­ стве правильного поиска и лова сельди, научиться жить и рабо­ тать длительное время вдали от родных берегов. Мои ожидания вполне оправдались. За четыре с половиной месяца я многое уви­ дел, многое понял и многому иа- учился. В этом мне очень помогли опытные промысловики, такие, как капитан Г. В. Малягин, стар­ ший штурман М. П. Колесов и другие. Я вынес твердое убежде­ ние, что плавать на промысло­ вых судах может каждый, рабо­ та живая и интересная. Но жить и работать можно было бы гораз­ до лучше, если бы в нашей про­ мысловой жизни отсутствовали такие досадные явления, о кото­ рых я и хочу рассказать. Отход нашего судна в море был назначен на 20 января этого года. Еще 19 января на судне все было ясно и понятно; экипаж го­ товился к предстоящему рейсу. Но с утра 20 января (в день от­ хода) жизнь экипажа пошла коле­ сом. Выяснилось, что в рейс не вдут: старшин штурман, второй штурман, радист, боцман и боль­ ше половины команды. Вместо них прислали других людей, при­ чем старшие механики поменя­ лись за день дважды; радиоопе­ ратор же ушел в море третьим по счету из присланных отделом кад­ ров. В результате такие ответст- вевные лица, как старший штур­ ман, второй штурман, боцман, вме­ сто того, чтобы готовить судно в рейс, получать и размещать раз­ личные виды снабжения, весь день занимались приемкой и сда­ чей дел. Одновременно с этим над душой каждого стояли морские хнспекторы и требовали прекра­ тить приемку дел и отходить от причала. Создавалось впечатле­ ние, что руководству «Мурман­ сельди» необходимо было во что бы то ни стало отправить судно в рейс по графику вне зависимо­ сти от степени подготовленности. Выход в море задержался па несколько часов, и все же мы ото­ шли от причала, не имея на бор­ ту ни рукавиц, ни краски, ни од­ ной художественной книги для экипалса. Спрашивается, кому ну­ жна была такая спешка, если в Тюва-губе наше судно простояло целых трое суток по не зависящим от нас обстоятельствам. А все мо­ гло бы выглядеть иначе, стоило бы отделу кадров побеспокоиться о подготовке членов экипажа к рейсу немного раньше. Команда собралась случайная (один отстал от своего судна, другой был при­ слан на один рейс с понижением в должности, третий с самого на­ чала заявил, что он все равно уй­ дет с судна после возвращения в порт и т. д.). Короче говоря, ста­ ло ясно еще в начале рейса, что большая часть экипажа на «Ан- гарке» задерживаться не собирает­ ся. Вполне понятно, что в таких условиях борьба за высокую про­ изводительность труда, за высо­ кие уловы, за высокое звание эки­ пажа коммунистического труда намного усложнилась. Кстати, представителей парткома и базко- ма почему-то нет на судах в мо­ мент отхода, а не мешало бы им интересоваться, что за люди идут в море, все ли есть на судне для облегчения и украшения их суро­ вой жизни в течение долгих ме­ сяцев. Теперь мне хочется кое-что ска­ зать о технической оснащенности нашего судна. Современной тех­ никой наша «Ангарка» явно яе блещет. Сететрясной машины у нас нет, рыбопосолочный агрегат тоже отсутствует. Это в большой степени определяет довольно низ­ кую производительность труда, особенно при высоких уловах, не говоря уже о том, что наличие этих устройств значительно облег­ чило бы работу команды. Радиолокация отсутствует. Пла­ вать в таких районах, как Джор- джес-банка, в условиях сплошных весенних туманов (особенно при большой концентрации промысло­ вых судов) небезопасно, да и малопродуктивно. Английский ра­ диопеленгатор, которым мы рас­ полагаем. обладает настолько сом­ нительной точностью пеленгова­ ния, что давно требует замены нашим, отечественным. Кстати, к нему нет совершенно никакой тех­ нической документации. 0 боль­ шом желании наших штурманов иметь на борту гирокомпас я уже боюсь и писать, скажут еще, сли­ шком многого он сразу хочет. Но ведь это требуется морякам, не­ обходимо каждому промыслово­ му «ораблю. Впрочем, дело не только в технике. Как ни странно, во для ведения навигационной прокладки на екладах «Мурман­ сельди» в порту и на плавбазах предлагают почему-то химические карандаши, цветные, словом, любые, юроме простых, которые необходимы. Теперь несколько слов об обя­ занностях третьего штурмана. Мпе вспоминается такой случай. В прошлом году при поступлении на работу в «Мурмансельдь» я про­ ходил переаттестацию. Экзамена­ торы просили меня перечислить мои обязанности. Я твердо и чет­ ко отбарабанил свои обязанности согласно Уставу службы на судах флота рыбной промышленное™. Но, к своему удивлению, был под­ нят экзаменаторами на смех. Ока­ зывается, вместо того, чтобы за­ ниматься навигационными прибо­ рами и пособиями, третий штур­ ман должен (вопреки Уставу!) за­ ниматься еще бельем. Почему? На каком основании? Все го­ ворят, что это принято в «Мур­ мансельди» по традиции. Выхо­ дит, что руководство флота.придер- живается какого-то своего Ус­ тава, подписанного и утвержден­ ного, очевидно, начальником уп­ равления «Мурмансельдь» тов. Бородулиным. На мой взгляд, что­ бы уметь считать и выдавать белье на судне, совсем не обяза­ тельно иметь штурманскую специ­ альность и наоборот — упрощать обязанности штурмана до обязан­ ностей кастелянши — это совер­ шенно нездоровое явление. Над этим вопросом стоит подумать на­ шему руководству. Многое можно было еще ска­ зать о наших недостатках, но все­ го сразу не вспомнишь. Наш приход с моря совпал со знаменательной датой: в этот день было опубликовано постановление ЦК нашей партии и Совета Мини­ стров СССР «0 мерах по увеличе­ нию добычи рыбы и производства рыбной продукции». Это постанов­ ление наш экипаж воспринял с большим подъемом. Всем ясно, что увеличить вылов рыбы не только необходимо, но и вполне возмож­ но. Моряки горят желанием дать Родине как можно больше рыбы. Устранение указанных в статье недочетов будет только способство­ вать этому. Экипажи промысло­ вых судов не подведут. Дело за вами, товарищи руководители «Мурмансельди». К. ТАЛАНЦЕВ, третий ■турман СРТ М 435. смотр и проверку у причалов затрачено 1750 судо-часов. Плохо еще обстоят дела в траловом флоте с комплекто­ ванием кадров на судах. Толь­ ко в течение первого квартала суда тралового флота простоя­ ли в Тюва-губе в ожидании команды свыше 2 тысяч часов. А эти суда считались на про­ мысле! Сколько бы за это вре­ мя они выловили рыбы. Лед в Тюва-губе заготовля­ ют зимой. От 50 до 80 рабочих пилят его на озере, а затем укладывают в огромную гору. Всю эту ледяную гору нужно хорошо изолировать рогожны­ ми мешками с опилками. Одна изоляция стоит громаднейших денег. Отсюда и такая высо­ кая стоимость льда — 9 руб­ лей тонна. И пора уже позабо­ титься о том, чтобы в Мур­ манске как можно скорее вве­ сти в эксплуатацию строящийся завод искусственного льда. Грохочет экскаватор, нагру­ жая самосвалы льдом. Экска­ ватор старенький, но в умелых руках Хусайнова и Слепова он работает отлично. Опытный шофер самосвала — Николай Мещеринскин. Дорога такая, что рвет руль из рук, но они у Николая крепкие, и никакие рытвины и колдобины им ни­ почем. Из самосвала лед с шумом устремляется вниз по металли­ ческим лоткам, раздробляется в барабанах и с помощью кон­ вейера грузится на суда. Добросовестно относятся к работе бригадир грузчиков Вя­ чеслав Оршевский, грузчики Матвей Сторчак, Алевтина Д а ­ нилова. Все они стремятся как можно скорее снабдить трауле­ ры, уходящие на промысел, льдом и водой. Солнце опускается над зали­ вом, его лучи ласково золотят водную гладь. И ночью на при­ чалах кипит работа. Корабли уходят в море. Стране нужно много рыбы. А. РТИЩЕВ. В МУРМАНСКОМ РЫБНОМ ПОРТУ Фотоэтюд В. Трушина. Ч ита т ель продолжает разговор... Ина БМРТ можно работать в три смены В море мы ознакомились со статьей старшего инженера отде­ ла труда и зарплаты управления тралового флота тов. Буркова «Мо­ жно работать в три смены». Ста­ тья вызвала живой интерес у все­ го экипажа нашего судна. Много спорили, высказывали свои мне­ ния, но приходили всегда к одно­ му результату: жить и работать по старинке нельзя, надо идти в ногу со временем. На судах кормового траления я работаю с 1956 года. Действитель­ но, первое время деление палуб­ ной -команды на рыбообработчи­ ков и матросов вызывалось необ­ ходимостью. И работа в две сме­ ны вполне оправдывалась, пото­ му что суда находились на про­ мысле значительно меньше време­ ни, чем сейчас. Переход на трехсменную вах­ ту позволит нам производитель­ нее работать при обильных уловах и не будет вызывать утомляемости в работе. На мой взгляд, тов. Бурков не совсем правильно предлагает рас­ становку людей на вахте. На ук­ ладку готовой продукции в трюм вполне достаточно одного мат­ роса 1-го класса, излишни также н два головорубпщка на вахте. Необходимо обязать сменного мастера принимать активное уча­ стие в обработке рыбы, а не быть простым наблюдателем, как это зачастую бывает. Хочется пожелать, чтобы уп­ равление тралового флота быст­ рее организовало переход на трех­ сменную вахту. Кроме пользы, от этого ничето не будет. А. ТАРАСЕВИЧ, матрос БМРТ 408 «Спутник». ! > Равных им еще ие было + По сообщению майского номера журнала «Мотор шип» (Ан­ глия) на одной из верфей Англии отлиты из марганцовистой бронзы и обработаны два гребных винта, равных которым еще не было. Эти винты предназначены для строящихся танкеров дедвейтом 77000 т и 88000 т. Гребные винты 4>лопастные и имеют диаметр 7,5 мет* ра, вес каждого — 34 тонны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz