Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.

БЕРЕЧЬ НАРОДНУЮ КОПЕЙКУ! С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ТРАЛОВОГО ФЛОТА ЭТО НЕ МЕЛОЧИ, А РАСТОЧИТЕЛЬСТВО - • 'I % —' * V * * '\ •* ’ : Траулер «Д^боссары» уходил в море. В столовой команды в кулях лежали продукты, полученные вто­ рым помощником капитана и артельным на рейс. Когда отходные хлопоты улеглись, продукты перенесли в су­ довую кладовку. Здесь их ежедневно получал корабель- яыи кок: варил и жарил, кормил команду. А когда продукты кончились, кули полетели за борт. Вернувшись в порт, моряки сдали рыбу и стали го­ товиться к новому рейсу. Снова надо было получать продукты в магазине плавсостава. Но когда хвати­ лась, во что их затаривать, кулей не оказалось. — Как быть? — обратились моряки к старпому Жокареву. — Выпишите кули в отделе снабжения. Это же ме­ лочь. На первый взгляд это действительно мелочь. Поду­ маешь, рогожный куль? А между тем, цена ему рубль. А так как на «Дубоссарах» не умеют беречь народные средства, то здесь ежерейсно выписывают кули и все они выбрасываются в море. По официальным подсче­ там бухгалтерии менее, чем за полтора года только на покупке кулей на этом судне бросили на ветер 280 руб­ лей. ' Стоит ли после этого удивляться тому, что на трау­ лере «Дубоссары» в 1961 году, был допущен пере­ расход по семи статьям сметы на 14 тысяч рублей. И это на судне, где работал кружок конкретной эко­ номики. Вот наглядный пример, к чему может приве­ сти отрыв пропаганды от жизни, от практической дея­ тельности экипажа. А если бы капитан этого траулера тов. Максимов был рачительным хозяином, то он не только бы сам берег каясдую копейку народных средств, во и воспитывал в духе экономии я бережливости весь экипаж в, в первую очередь, своего старшего помощ­ ника. ЭКОНОМИТЬ В БОЛЬШОМИ МАЛОМ / t Мы уже привыкли к тому, что соль и лед отпускают­ ся на суда без веса, вода — без меры. Качество и объ­ ем ремонта порой определяются на глазок. Не только штурманы, но некоторые капитаны и старшие меха­ ники подмахивают накладные и наряды; мало интере­ суясь достоверностью указанных в них цифр. И не эта ли порочная практика, царящая на флоте, привела к тому, что в прошлом году из 196 хозрасчетных трауле­ ров 175 экипажей допустили перерасход льда, 140 -ч соли, 113 — топлива, средств по междурейсовому ре­ монту — 72 траулера. И не только судовая администрация, а и люди ран­ гом выше, которым государство доверило контроль рас­ ходования ценностей, подчас ведут себя, как безответ­ ственные чиновники. Именно о такой безответственно­ сти инженеров-калькуляторов флота тт. Умайского и Радионова говорил на экономической конференции глав­ ный бухгалтер флота тов. Пономарев. Они санкциони­ ровали, а главный инженер тов. Пекишев подписал к оплате счет судоремонтного завода М! 1 , в который, как показала проверка, были включены 604 нормо-часа, за­ траченные судоремонтниками на исправление собствен­ ного брака на траулере ^«Харьков». Это же факт явной приписки, за который людей, причастных к ним, следует судить со всей строгостью советских законов. И не оплачивать надо было подоб­ ный счет, а передать его прокурору. Тогда меньше бу­ дет охотников кормить бракоделов за счет государства. Тов. Пономарев правильно поставил вопрос о том, что стоит ли держать на работе людей беспринципных, че­ рез руки которых проходят расходные документы на je- еяткн миллионов рублей? Нам кажется, что главный бухгалтер прав. Нет. не стоит! КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ На флоте много говорят об экономии м бережливо­ сти. Но мало еще что делается для того, чтобы себе­ стоимость каждого центнера рыбы была дешевле. В свое время гремела трудовая слава экипажа трау­ лера «Некрасов*. На этом судне было впервые подня­ то знамя соревнования за максимальный вылов рыбы каждым промысловым кораблем. Здесь родились ком­ плексные бригады рыбообработчиков и матросов палуб­ ной команды, что позволило повысить производитель­ ность труда. На этом же судне по инициативе капита- на-директора тов. Елфимова моряки стали одними из первых на флоте изучать конкретную экономику. Лю­ ди учились хозяйствовать рачительно. Но в прошлом году на судне побывали новые капитаны гг. Шередека в Кругляшов. Главной их заботой была добыча рыбы. 2 стр. •РЫБНЫЙ МУРМЛН» 14 июня 1962 г. А что стоит вылов одного центнера трески или оку­ ня — новых руководителей траулера не волновало. В конечном итоге себестоимость рыбной продукции на «Некрасове» оказалась на 2 рубля 10 копеек выше плановой и самой высокой на флоте. Из-за бесхозяй­ ственности перерасход средств здесь составил почти 47 тысяч рублей. Или взять траулер «Вилково» (капитан тов. Соро­ кин). Два года подряд эшпаж проваливал выполнение государственного плана. Плохо работает и в этом году. Вместо планируемой прибыли 8200 рублей за 1961 год получен от эксплуатации этого траулера убыток оиоло 57 тысяч рублей. На траулере самый высокий на фло­ те износ орудий лова. И не мудрено. На судне нет хо­ зяйского глаза за сохранностью тралов и вооружения. Плохо о своем хозяйстве заботятся мастера по добыче, да и капитан тов. Сорокин, «добру и злу внимая равно­ душно», показал себя плохим хозяином. Об этом известно руководству флота, но оно мирит­ ся с отставанием траулера «Вилково» и с тем, что он из рентабельного стал убыточным кораблем. А мирить­ ся дальше нельзя. На этом судне должен быть капи­ тан, вроде Андрея Яковлевича Маклакова, который сам •экономит в большом и малом и людей учит быть бе­ режливыми в расходовании государственных средств. Бели бы у нас больше было порядка на флоте, меньше было бы бесхозяйственности, затраты на каждый рубль товарной продукции были бы ниже плана. В прошлом году эта затраты оказались выше на 2,6 копейки. В народе говорят: «Копейка рубль бережет». И это очень метко сказано. Повышение затрат на каждый рубль товарной.продукции только на 2,6 копейки при­ вело к убытку в 3,5 миллиона рублей. Вот она, цена ко­ пейки! Вот почему надо учиться ее расходовать, рас­ ходовать по-хозяйски. АВАРИИ—УДАР ПО СЕБЕСТОИМОСТИ 8 траловом флоте есть капитаны и механики, кото­ рые работают на кораблях по двадцать и больше лет, не зная не только аварий, но даже аварийных происше­ ствий. Но, к сожалению, есть еще и безответственные люди на флоте, которые пренебрегают элементарными правилами судовождения и технической эксплуатации корабельных механизмов. По вине таких растет, а не снижается число аварий, тысячи рублей государствен­ ных средств летят на ветер. * 21 января этого года траулер «Никополь» столк­ нулся с траулером «Длсугба». Причем произошло это во время пребывания на «Никополе» каатитана-наставника Кузнецова. По вине капитана Пяткова выведен из строя на долгое время траулер «Пикша». Был и ряд других аварий, в том числе просадка топок. А каждая авария — это удар по себестоимости рыб­ ной продукции, поскольку тратятся огромные суммы на аварийный ремонт. Помимо этого, флот теряет тысячи центнеров рыбы, которая остается невыловленной, так как суда стоят в ремонте. Но и это не все. Перегру­ жаются судоремонтные предприятия, и те суда, которые нуждаются в оздоровлении техники, вынуждены оста­ ваться в эксплуатации или простаивать в ожидании за­ водского причала. Вот сколько бед несет авария кораб­ ля. Вот почему аварийщикам должна быть объявлена беспощадная борьба. ОТ ПРОСТОЕВ СУДОВ ВЫЛОВ РЫБЫ НЕ УВЕЛИЧИТСЯ Траловый флот на протяжении последних лет успеш­ но выполняет государственный план. Его обеспечива­ ют главным образом экипажи передовых кораблей. Вы­ сокопроизводительный, самоотверженный труд этих коллективов перекрывает потери. Эти потери кроются не только в плохой организации работ на промысле, не только в авариях и аварийных происшествиях, но и в непроизводительных простоях судов в порту. Эта проетои растут катастрофически. Если в 1959 году они составили 14.083 судо-часа, то только за пять меся­ цев этого года — 11.167 часов, вз них более 5000 ча­ сов потеряно из-за несвоевременного снабжения топли­ вом и почти 700 часов — из-за недисциплинированно­ сти личного состава. Лозунгом моряков должно стать — «Ни много часа простоя судна по вине члена нашего экипажа». Долг и обязанность каждого командира корабля и специалиста береговых служб предусмотреть и предотвратить про­ стой судна. Начальник отдела эксплуатации флота тов. Васильев резонно поставил на конференции вопрос о сокраще­ нии сроков простоя под котлочистками и моточиспса­ ми. Обычно на это уходит по 5—7 суток на корабль. Происходят так потому, что судоремонтники трудятся в одну и реже в две смены. А если организовать трех­ сменную работу, то время простоя сократится на одну .треть. Это выгодно государству. И на судоремонтных .предприятиях должны сделать выводы вз предложения товарища Хрущева увеличить коэффициент сменности. Для нашего флота такое увеличение позволит сократить стоянки, повысить оборачиваемость судов, а, стало быть, и повысить добычу рыбы. Увеличение стояночного времени судов влечет за собой увеличение расходов денежных средств. И В ЭТОМДЕЛЕ ЕСТЬ МАЯКИ Опыт показывает, wo на судах, где систематически ведется жесткая борьба за экономию средств и матери­ алов, за увеличение выпуска продукции, снижение ее себестоимости, где партийные организации шяроко я полно используют свое право контроля хозяйственном деятельности судовой администрации, — там 3 ' пока­ затели в работе хорошие. Кому на флоте неизвестен траулер сЛоцман». Это старенький пароход-труженик. Но работает он нехуже многих молодых. В прошлом году его команда вылови­ ла 14.634 центнера рыбы при плане 10.500 центав­ ров. Не убыток, а прибыль и не малую — 150 тысяч рублей дало судно государству. И в этом большая за­ слуга Федора Сидоровича Малыгина — капитана «Лоц­ мана». Умело опираясь на помощь партийной и профсоюз­ ной организаций, прислушиваясь к голосу коммуни­ стов, Федор Сидорович сумел так организовать работу экипажа, что во всем чувствуется дружба, товарище­ ская взаимопомощь и выручка в'труде. Люди отлично трудятся в море и хорошо готовят корабль к выходу в рейс. Здесь научились считать не только копейки, -а минуты я секунды, потому что из них складываются - центнеры рыбы, которые превращаются в рубли. Имен­ но поэтому трал .в воде каждые сутки находится на 2 часа 20 минут дольше, чем планировалось. А. это до­ полнительные тонны рыбы. Старший мастер по добыче тов. Зычкин с помощью матросов всегда в порядке со- г держит орудия лова, умело их чинит и столь же уме­ ло оснащает в зависимости от районов промысла. -- Капитан, коммунисты, все моряки «Лоцмана» забо­ тятся о полном использовании рыбных отходов, чтобы ничто не уплывало за борт. В итоге — систематическое перевыполнение заданий по выпуску субпродуктов, умение экономить в большом и малом принесло экипа­ жу «Лоцмана» славу лучшего на флоте по экономиче­ ским показателям. Себестоимость каждого центнера ры­ бы на этом судне-ниже плановой почти на 27 процен­ тов. За достигнутые производственные и экономические показатели в 1961 году траулеру «Лоцман» выделен фонд капитана в сумме 11.300 рублей. А на днях при­ казом по флоту траулер «Лоцман» отнесен к группе опорно-показательных кораблей. В этой плавучей ака­ демии моряки многих кораблей флота могут научиться умелому хозяйствованию. «Лоцман» не одинок. Высокие производственные по­ казатели на траулерах «Мета» (капитан тов. Вшивков), «Мичуринск» (капитан тов. Виноградов) и других. Это маяки, по которым должны ориентироваться не только рядовые моряки, но и капитаны промысловых кораб­ лей тралового флота. УЧИТЬ КАДРЫ СЧИТАТЬ НАРОДНУЮ КОПЕЙКУ Конференция показала, что не только на многих су­ дах, но и в самом управлении флота нерегулярно в на низком уровне проводится экономическая учеба. Чтобы покончить с этим, необходимо при переаттестации уси­ лить проверку экономических знаний командных кад­ ров. Повседневная борьба каждого экипажа траулера за увеличение выпуска товарной продукции и главным образом за счет увеличения «свежья» — одна из важ­ нейших задач. Число последователей экипажа «Курейки» на фло% те растет. Во втором полугодии должно быть поставле- во 50.000 центнеров рыбы в охлажденном виде. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров CGCP «О мерах увеличения добычи рыбы и выпуска рыб­ ной продукции» выдвинуло перед моряками флота,зада­ чу увеличения вылова рыбы. А она может быть ре­ шена путем коренного улучшения работы всех промыс­ ловых кораблей, за счет подгягивания отстающих до уровня передовиков. В этом благородном деле огром­ ную практическую помощь должны оказать опорно-по­ казательные корабли. На этих судах образцово soesaa- лено дело, их опыт должен стать достоянием 5 всех мо­ ряков. Мы можем и должны поднять производительность труда промысловиков, ибо, как говорил Никита Серге­ евич Хрущев, «чем выше производительность труда, чем ниже себестоимость продукции, тем быстрее повышает­ ся жизненный уровень народа, тем больше накоплений имеет народное хозяйство, тем ускореннее движемся мы к заветной цели — коммунизму». С. ОДИНЦОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz