Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.
/ О С О Б О Е Лицо боцмана Федора Девя- тина чуточку озабочено. Он то к дело посматривает на мачту, — Кого же из матросов по слать вымыть ее и окрасить? размышляет боцман. — Да.., — вспомнил что-то Девягин и зашагал к трюму. Матрос Владимир Шиляев был настолько занят работой, что не заметил подошедшего боцмана. И только оглянулся тогда, когда почувствовал при косновение чьей-то руки к плечу. По сосредоточенному лицу боцмана Владимир понял, что есть что-то «неотложное». — У меня для тебя особое поручение есть, — сказал боц ман и посмотрел на мачту. Исполнительный и трудолю бивый матрос тут же уловил боцманские мысли. — Все понятно. Вымыть и покрасить мачту? — Значит, можно надеяться? — вместо утверждения спро сил боцман. Владимир уже направился к почерневшей от машинной ко поти мачте. Работы много. И за- два рабочих дня не так-то просто вымыть ее, удалить не которые пятна коррозии, по красить. Вскоре у верха мачты поя вилась беседка. Стоя на ней, Владимир ловко работал сталь ной щеткой, постепенно опу скаясь все ниже и ниже. К концу рабочего дня мачта засияла белизной. А на следующий день Вла димир работал ' кистью, рабо тал кропотливо и упорно. Беседка опустилась на палу-* бу. Вот и все. Мачта стала та кой же голубой, как небо. Стоит матрос и любуется: «Красиво!». Владимир повер нулся и хотел уходить. Но тут подошел боцман. Владимир, смущаясь, сказал; Следуя хорошему правилу Между учениками школы 5 и работниками рыбного порта с каждым годом укреп ляются .шефские связи. Друж ба эта стала традиционной. Портовики всегда стараются протянуть руку помогай своим подшефным. Стало уже правилом — как только кончается учебный год, портовики проверяют, как под готовить школу к новому учеб ному году, какой требуется произвести ремонт. Вот и сей час шефы уже приступили к работе: они завезли нужные материалы для ремонта школь ного хозяйства. Объем работ предстоит выполнить на 500 рублей. Уже сделан ремонт печей во всех школьных помещениях, приведена в порядок мастер ская, рабочие ремонтного цеха приступают к перекрытию крыши здания. В этом году большую помощь в подготовке школы к заняти ям оказывают родители уча щихся. Чтобы их дети учились в светлых, уютных классах, родители сами покрасоли пар ты, коридоры, побелили стены, потолки в классах: Предприятиям рыбного бас сейна, которые шефствуют над школами, нужно уже сей час выполнить все необходи мые работы, привлечь общест венность, родителей к благо устройству территорий вокруг школьных зданий, с тем, чтобы подготовить их к новому учеб ному году. Н. ЖУКОВ. ------------■■■' 1 ■ ■ ' " т ч в Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам. — Особое поручение выпол нено. В ответ последовало креп кое рукопожатие. С матросом Владимиром Ши- ляевым я работаю на одном траулере, живу у него на квар тире. Владимир и его жена Ана стасия Ефимовна — большие книголюбы. Много они прочи тали за свою жизнь книг. Владимир любит больше читать произведения советских писа телей — Б. Полевого, М. Шо лохова, Ф. Панферова и дру гих. В нашем доме этажом выше расположена библиотека, бога тая книгами. Книги мы обычно читаем по вечерам, чаще всего кто-ни будь из нас читает вслух. А потом начинаем ее обсуждать. Иногда завязывается спор. Ес тественно, у каждого свои взгляды. Но все-таки в конце находим истину. Недавно мы прочитали ро ман А. Волкова «Марс про буждается». Фантазия увлека тельная и интересная. Влади мир сразу заявил: «Вряд ли мы скоро полетим на Марс». А Анастасия сомневалась, возь мут ли женщин в первый по лет. Я же доказывал, что воз душные корабли скоро полетят на другие планеты. За чтением книг время ле тит быстро. А главное, сколько полезного, нового мы черпаем из этих духовных сокровищ. Ведь интересно знать обо всем: и как люди в давние времена боролись за счастье, и как живет сейчас человечество, и как идет борьба во многих ка питалистических странах за свободу и независимость, и как развивается и крепнет на ша могучая советская страна. Очень и очень много пользы от чтения книг. Так понимают матрос Владимир Шиляев с же ной. Л. ПИТИРИМОВ. матрос в траулера «Калинин». СВЕРДЛОВСК. Патриотический призыв коллектива железнодо рожного депо Москва-Сортировочиая — «Каждый час, каждую ми- нуту — строительству коммунизма» — нашел горячий отклик среди рабочих и специалистов Уралмашзавода. На предприятии открыто более 3.000 бригадных и личных счетов, куда машиностроители за носят свой ежедневный труаовой вклад. Сюда записывают не толь* ко производственные показатели, но и результаты снижения себесто- имости, улучшения качества продукции, экономии металла, успехи в передаче опыта и подготовки молодых кадров. НА СНИМКЕ (справа): бригадир кузнецов А. Андреев беседует с членами своей бригады А. Муршитовым, В. Видяевым, Т. Жак уно вым и Л. Истоминой. Фотохроника ТАСС. Фото А. Грахова. С*ьОфЩ / их решениях было все меньше и меньше расхождений. Мне хотелось выяснить дальнейшую судьбу Гребенкина. Сделать мне это не уда лось. Ушел он в Калининград. Швартуясь в Балтийске, он пробил борт, сломал при чал. Сняли его с должности капитана. И правильно сделали. Трудно сказать, почему ему доверили командование промысловым судном в таком ответственном и дальнем В. П. МАХИЛЕВ, капитан. рейсе. ЕСЛИ КОМАНДИР (Продолжение. Нач. см. в JIM 42, 43, 45, 47, 48, 50, 51. 56, 65—ОТ). Знать свою специальность капи тан должен, безусловно, отлично. И не только знать, но н постоянно учиться, прислушиваться к мнению более опытных, по крупинкам со бирать все генное, что накопили твои друзья, товарищи, сослужя*- цы. Я коснулся этого вопроса от нюдь не случайно. Речь пойдет об авариях. Г осударство несет огромные убытки из-за аварий, которые до пущены в результате неразумных действий судоводителей, капита нов. Серьезный промах командира —и суда выходят из строя, срывает ся выполнение плана по добыче рыбы, загружаются ремонтные базы. Потерпевшие аварию суда ставятся вне графика, тем са мым ломают его. На ремонт тра тятся большие средства. Суда ме сяцами простаивают у причалов. А у причала рыбка не ловится. Я приведу несколько примеров неразумных действий капитанов, которые кончились авариями. В 1949 году меня и Аркадия Александровича Запевалова вы звали в главк, в Москву. Оттуда мы вылетели в Калининград, там в порту стояло три логгера, №№ 106, 108 и 110, которым пред стояло выйти на .эксперименталь ный лов сельди в Северное море, в район Доггер-банки. Опыта сельдяного лова у наших промыс- ловиков еще не было. В Северное море на лов сельди наши совет ские суда шли впервые. В Балтгосрыбтресте на совеща нии у управляющего тов. Корот- ченко нам сообщили, куда нам предстоит идти для изучения лова сельди. Я был назначен флагма ном на № 108,. на № 110-м был Запевалов, на № 106-м направили молодого капитана, выпускника Высшего мореходного училища Гребенкина. Суда стояли в полной-готовно сти. Получены снабжение, дриф терные сети, тралы. Вместе с мо ряками шли на промысел два на учных сотрудника балтийского на учно-исследовательского институ та Юткин и Попов. У них были карты, *сведения о промысле не мецких кораблей, документы, по которым мы должны были ориен тироваться. Вышел в море. Я — головным, следом Запевалов, потом Гребен кин. Запевалова я очень хорошо знал по Мурманску* (он и сейчас работает в «Мурмансельдн») как опытного судоводителя. А Гребен кина совсем не знал. Решил про верить: дал сообщение — через четыре часа давать мне сведения о местонахождении. Мне это нуж но было, чтобы проверить, как Гребенкин ведет счисление. Ответ получил несколько неожиданный: — Тов. Махилев, вы идете впе реди, вы, наверно, знаете свое местонахождение. Зачем еще нам давать? И не стал сообщать свое место нахождение. Вскоре он уклонился влево. В 16 часов мы запросили № 106-й — где он находится. Со общает, что ом у острова Бор- хольм, т. е. там, где мы должны были быть только в S3 часа! Вот тут я и сделал вывод» что судо водитель-то он аховый. Это меня насторожило, ведь мы шля одним курсом, не меняли его. Где был № 106-й, установить было трудно. Когда мы проходили мимо мая ка Борхольм, № 106-го нигде не было видно. Даю телеграмму Гребенкину: «Будьте осторожны. Где вы находитесь? Мы пройдем до приемного буя датского фарва тера, ляжем в дрейф, будем вас ждать». Лежим в дрейфе час, другой, пятый. Шесть * часов ждем. № 106-й подошел только к рас свету. Пока он там распетлялся! Хорошо, (оть на мель не сел. С тревогой атакой Гребенкин спра шивает: — Будем ли брать лоцманов, тов. Махилев? — Нет! Следуйте строго в киль ватер. Никуда не отклоняйтесь и не выдумывайте «своих» курсов. Благополучно прошли датский фарватер, Зунд, маяк Скаген и легли на курс Доггер-банки. Не доходя Доггер-банки, сделали пробную выметку пятидесяти дрифтерных сетей. Часа четыре ле жали с сетями в дрейфе. На борт подняли в основном скумбрию. Пошли дальше. Смотрим, большая группа иностранных промысловых кораблей выметала порядки. По следовали их примеру. Рыбы большой не было. Решили продви нуться на запад, на большие глу бины. На место подошли вечером. На утро от Гребенкина телеграмма: «Потеряли винт». Даю указание — смерить глу бину, отдать якорь на вожаке, стоять и следить за дрейфом. В распоряжении наших судов были и компасы и эхолоты. Пришлось начать поиски № 106-го. — Глубина 80 метров, — сооб щает Гребенкин. — Ваше точное место? — за просили мы. Место нужно было определить астрономическим путем. Дает Гребенкин место, утверждает, что обсервованное. Мы с Аркадием Запеваловым наносим это место на карты. Начинаем искать. При ходим на указанное место. Мы оба тут, а Гребенкина нет. Пришлось нам с Аркадием решить немало астрономических задач. Нет, все верно. Значит, очередная ошибка у этого горе-капитана. Прошел день. Ночью № 110-й случайно наткнулся на пропавшего. — Аркадий Александрович, — прошу я, — какое расхождение с показанием Гребенкина? — 25 миль! 25 миль! Это же почтя в 48 ки лометрах в стороне от указанного места! Аркадий Александрович отбуксировал № 106-й в Штраль- вунд. И остался я один. Работы необходимые мы провели. Попут но я учил штурманов: — Я вас сюда привез, а вы ме ня доставьте домой. Штурманы решали задачи, и в Попутно я хочу сказать вот о чем. Во флот приходит много судоводите лей после оконча ния высших и средних мореходных училищ. По их поведению иногда можно су дить, что думают они примерно так: «Я сам с усам и учиться мне больше нечему». Ни для кого не секрет, что на флоте много капитанов, которые учились только в учебно-курсовом комбинате. Они не имеют средне го и высшего образования. Когда некоторые курсанты, прибывшие из училищ, узнают, что им предсто ит работать с такими капитана ми, они не в меру кичатся своим образованием. Подчас высказы вается такое мнение: «Чему мы можем научиться у капитанов е УКК?». На это я могу сказать следую щее — неправильно они мыслят ш вот почему: теоретических зна ний им, возможно, и хватает, но в отношении морской практики им нужно начинать с азов и многому они могут научиться у таких ка- питанов-практиков. Учиться есть чему! У них большой производст венный стаж, хорошие они морякн и всю работу нЪ траулерах пре красно знают. (Окончание следует). 10 июня команда «Тралфлото- вец» встретилась на первенство РСФСР с новомосковской * коман дой «Химик». Вот какая теле грамма пришла в базовый ком*> тет тралового флота из Новомос* ковска: «Проиграли 4 :0 , плохо играло нападение, не нспользова* но много возможностей. Рожда- ев». Идет второй тур борьбы за ку бок ДСО «Труд». В минувшую субботу футболисты тралового флота выиграли у команды судо ремонтного завода № 2 со счетом 8 :0 . Редактор Б. • . ФЕДОРОВ. Адрес редакций Комсомольская улица, дом М 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры я быта, писем рыбного порта 2-75 я 28-87, партийной жизвя, промышленный —* 4-33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная враада». — АТС Зак. 3379. Тир. 5.000. ПН-00489.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz