Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.

/ О С О Б О Е Лицо боцмана Федора Девя- тина чуточку озабочено. Он то к дело посматривает на мачту, — Кого же из матросов по­ слать вымыть ее и окрасить? размышляет боцман. — Да.., — вспомнил что-то Девягин и зашагал к трюму. Матрос Владимир Шиляев был настолько занят работой, что не заметил подошедшего боцмана. И только оглянулся тогда, когда почувствовал при­ косновение чьей-то руки к плечу. По сосредоточенному лицу боцмана Владимир понял, что есть что-то «неотложное». — У меня для тебя особое поручение есть, — сказал боц­ ман и посмотрел на мачту. Исполнительный и трудолю­ бивый матрос тут же уловил боцманские мысли. — Все понятно. Вымыть и покрасить мачту? — Значит, можно надеяться? — вместо утверждения спро­ сил боцман. Владимир уже направился к почерневшей от машинной ко­ поти мачте. Работы много. И за- два рабочих дня не так-то просто вымыть ее, удалить не­ которые пятна коррозии, по­ красить. Вскоре у верха мачты поя­ вилась беседка. Стоя на ней, Владимир ловко работал сталь­ ной щеткой, постепенно опу­ скаясь все ниже и ниже. К концу рабочего дня мачта засияла белизной. А на следующий день Вла­ димир работал ' кистью, рабо­ тал кропотливо и упорно. Беседка опустилась на палу-* бу. Вот и все. Мачта стала та­ кой же голубой, как небо. Стоит матрос и любуется: «Красиво!». Владимир повер­ нулся и хотел уходить. Но тут подошел боцман. Владимир, смущаясь, сказал; Следуя хорошему правилу Между учениками школы 5 и работниками рыбного порта с каждым годом укреп­ ляются .шефские связи. Друж­ ба эта стала традиционной. Портовики всегда стараются протянуть руку помогай своим подшефным. Стало уже правилом — как только кончается учебный год, портовики проверяют, как под­ готовить школу к новому учеб­ ному году, какой требуется произвести ремонт. Вот и сей­ час шефы уже приступили к работе: они завезли нужные материалы для ремонта школь­ ного хозяйства. Объем работ предстоит выполнить на 500 рублей. Уже сделан ремонт печей во всех школьных помещениях, приведена в порядок мастер­ ская, рабочие ремонтного цеха приступают к перекрытию крыши здания. В этом году большую помощь в подготовке школы к заняти­ ям оказывают родители уча­ щихся. Чтобы их дети учились в светлых, уютных классах, родители сами покрасоли пар­ ты, коридоры, побелили стены, потолки в классах: Предприятиям рыбного бас­ сейна, которые шефствуют над школами, нужно уже сей­ час выполнить все необходи­ мые работы, привлечь общест­ венность, родителей к благо­ устройству территорий вокруг школьных зданий, с тем, чтобы подготовить их к новому учеб­ ному году. Н. ЖУКОВ. ------------■■■' 1 ■ ■ ' " т ч в Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам. — Особое поручение выпол­ нено. В ответ последовало креп­ кое рукопожатие. С матросом Владимиром Ши- ляевым я работаю на одном траулере, живу у него на квар­ тире. Владимир и его жена Ана­ стасия Ефимовна — большие книголюбы. Много они прочи­ тали за свою жизнь книг. Владимир любит больше читать произведения советских писа­ телей — Б. Полевого, М. Шо­ лохова, Ф. Панферова и дру­ гих. В нашем доме этажом выше расположена библиотека, бога­ тая книгами. Книги мы обычно читаем по вечерам, чаще всего кто-ни­ будь из нас читает вслух. А потом начинаем ее обсуждать. Иногда завязывается спор. Ес­ тественно, у каждого свои взгляды. Но все-таки в конце находим истину. Недавно мы прочитали ро­ ман А. Волкова «Марс про­ буждается». Фантазия увлека­ тельная и интересная. Влади­ мир сразу заявил: «Вряд ли мы скоро полетим на Марс». А Анастасия сомневалась, возь­ мут ли женщин в первый по­ лет. Я же доказывал, что воз­ душные корабли скоро полетят на другие планеты. За чтением книг время ле­ тит быстро. А главное, сколько полезного, нового мы черпаем из этих духовных сокровищ. Ведь интересно знать обо всем: и как люди в давние времена боролись за счастье, и как живет сейчас человечество, и как идет борьба во многих ка­ питалистических странах за свободу и независимость, и как развивается и крепнет на­ ша могучая советская страна. Очень и очень много пользы от чтения книг. Так понимают матрос Владимир Шиляев с же­ ной. Л. ПИТИРИМОВ. матрос в траулера «Калинин». СВЕРДЛОВСК. Патриотический призыв коллектива железнодо­ рожного депо Москва-Сортировочиая — «Каждый час, каждую ми- нуту — строительству коммунизма» — нашел горячий отклик среди рабочих и специалистов Уралмашзавода. На предприятии открыто более 3.000 бригадных и личных счетов, куда машиностроители за­ носят свой ежедневный труаовой вклад. Сюда записывают не толь* ко производственные показатели, но и результаты снижения себесто- имости, улучшения качества продукции, экономии металла, успехи в передаче опыта и подготовки молодых кадров. НА СНИМКЕ (справа): бригадир кузнецов А. Андреев беседует с членами своей бригады А. Муршитовым, В. Видяевым, Т. Жак уно­ вым и Л. Истоминой. Фотохроника ТАСС. Фото А. Грахова. С*ьОфЩ / их решениях было все меньше и меньше расхождений. Мне хотелось выяснить дальнейшую судьбу Гребенкина. Сделать мне это не уда­ лось. Ушел он в Калининград. Швартуясь в Балтийске, он пробил борт, сломал при­ чал. Сняли его с должности капитана. И правильно сделали. Трудно сказать, почему ему доверили командование промысловым судном в таком ответственном и дальнем В. П. МАХИЛЕВ, капитан. рейсе. ЕСЛИ КОМАНДИР (Продолжение. Нач. см. в JIM 42, 43, 45, 47, 48, 50, 51. 56, 65—ОТ). Знать свою специальность капи­ тан должен, безусловно, отлично. И не только знать, но н постоянно учиться, прислушиваться к мнению более опытных, по крупинкам со­ бирать все генное, что накопили твои друзья, товарищи, сослужя*- цы. Я коснулся этого вопроса от­ нюдь не случайно. Речь пойдет об авариях. Г осударство несет огромные убытки из-за аварий, которые до­ пущены в результате неразумных действий судоводителей, капита­ нов. Серьезный промах командира —и суда выходят из строя, срывает­ ся выполнение плана по добыче рыбы, загружаются ремонтные базы. Потерпевшие аварию суда ставятся вне графика, тем са­ мым ломают его. На ремонт тра­ тятся большие средства. Суда ме­ сяцами простаивают у причалов. А у причала рыбка не ловится. Я приведу несколько примеров неразумных действий капитанов, которые кончились авариями. В 1949 году меня и Аркадия Александровича Запевалова вы­ звали в главк, в Москву. Оттуда мы вылетели в Калининград, там в порту стояло три логгера, №№ 106, 108 и 110, которым пред­ стояло выйти на .эксперименталь­ ный лов сельди в Северное море, в район Доггер-банки. Опыта сельдяного лова у наших промыс- ловиков еще не было. В Северное море на лов сельди наши совет­ ские суда шли впервые. В Балтгосрыбтресте на совеща­ нии у управляющего тов. Корот- ченко нам сообщили, куда нам предстоит идти для изучения лова сельди. Я был назначен флагма­ ном на № 108,. на № 110-м был Запевалов, на № 106-м направили молодого капитана, выпускника Высшего мореходного училища Гребенкина. Суда стояли в полной-готовно­ сти. Получены снабжение, дриф­ терные сети, тралы. Вместе с мо­ ряками шли на промысел два на­ учных сотрудника балтийского на­ учно-исследовательского институ­ та Юткин и Попов. У них были карты, *сведения о промысле не­ мецких кораблей, документы, по которым мы должны были ориен­ тироваться. Вышел в море. Я — головным, следом Запевалов, потом Гребен­ кин. Запевалова я очень хорошо знал по Мурманску* (он и сейчас работает в «Мурмансельдн») как опытного судоводителя. А Гребен­ кина совсем не знал. Решил про­ верить: дал сообщение — через четыре часа давать мне сведения о местонахождении. Мне это нуж­ но было, чтобы проверить, как Гребенкин ведет счисление. Ответ получил несколько неожиданный: — Тов. Махилев, вы идете впе­ реди, вы, наверно, знаете свое местонахождение. Зачем еще нам давать? И не стал сообщать свое место­ нахождение. Вскоре он уклонился влево. В 16 часов мы запросили № 106-й — где он находится. Со­ общает, что ом у острова Бор- хольм, т. е. там, где мы должны были быть только в S3 часа! Вот тут я и сделал вывод» что судо­ водитель-то он аховый. Это меня насторожило, ведь мы шля одним курсом, не меняли его. Где был № 106-й, установить было трудно. Когда мы проходили мимо мая­ ка Борхольм, № 106-го нигде не было видно. Даю телеграмму Гребенкину: «Будьте осторожны. Где вы находитесь? Мы пройдем до приемного буя датского фарва­ тера, ляжем в дрейф, будем вас ждать». Лежим в дрейфе час, другой, пятый. Шесть * часов ждем. № 106-й подошел только к рас­ свету. Пока он там распетлялся! Хорошо, (оть на мель не сел. С тревогой атакой Гребенкин спра­ шивает: — Будем ли брать лоцманов, тов. Махилев? — Нет! Следуйте строго в киль­ ватер. Никуда не отклоняйтесь и не выдумывайте «своих» курсов. Благополучно прошли датский фарватер, Зунд, маяк Скаген и легли на курс Доггер-банки. Не доходя Доггер-банки, сделали пробную выметку пятидесяти дрифтерных сетей. Часа четыре ле­ жали с сетями в дрейфе. На борт подняли в основном скумбрию. Пошли дальше. Смотрим, большая группа иностранных промысловых кораблей выметала порядки. По­ следовали их примеру. Рыбы большой не было. Решили продви­ нуться на запад, на большие глу­ бины. На место подошли вечером. На­ утро от Гребенкина телеграмма: «Потеряли винт». Даю указание — смерить глу­ бину, отдать якорь на вожаке, стоять и следить за дрейфом. В распоряжении наших судов были и компасы и эхолоты. Пришлось начать поиски № 106-го. — Глубина 80 метров, — сооб­ щает Гребенкин. — Ваше точное место? — за­ просили мы. Место нужно было определить астрономическим путем. Дает Гребенкин место, утверждает, что обсервованное. Мы с Аркадием Запеваловым наносим это место на карты. Начинаем искать. При­ ходим на указанное место. Мы оба тут, а Гребенкина нет. Пришлось нам с Аркадием решить немало астрономических задач. Нет, все верно. Значит, очередная ошибка у этого горе-капитана. Прошел день. Ночью № 110-й случайно наткнулся на пропавшего. — Аркадий Александрович, — прошу я, — какое расхождение с показанием Гребенкина? — 25 миль! 25 миль! Это же почтя в 48 ки­ лометрах в стороне от указанного места! Аркадий Александрович отбуксировал № 106-й в Штраль- вунд. И остался я один. Работы необходимые мы провели. Попут­ но я учил штурманов: — Я вас сюда привез, а вы ме­ ня доставьте домой. Штурманы решали задачи, и в Попутно я хочу сказать вот о чем. Во флот приходит много судоводите­ лей после оконча­ ния высших и средних мореходных училищ. По их поведению иногда можно су­ дить, что думают они примерно так: «Я сам с усам и учиться мне больше нечему». Ни для кого не секрет, что на флоте много капитанов, которые учились только в учебно-курсовом комбинате. Они не имеют средне­ го и высшего образования. Когда некоторые курсанты, прибывшие из училищ, узнают, что им предсто­ ит работать с такими капитана­ ми, они не в меру кичатся своим образованием. Подчас высказы­ вается такое мнение: «Чему мы можем научиться у капитанов е УКК?». На это я могу сказать следую­ щее — неправильно они мыслят ш вот почему: теоретических зна­ ний им, возможно, и хватает, но в отношении морской практики им нужно начинать с азов и многому они могут научиться у таких ка- питанов-практиков. Учиться есть чему! У них большой производст­ венный стаж, хорошие они морякн и всю работу нЪ траулерах пре­ красно знают. (Окончание следует). 10 июня команда «Тралфлото- вец» встретилась на первенство РСФСР с новомосковской * коман­ дой «Химик». Вот какая теле­ грамма пришла в базовый ком*> тет тралового флота из Новомос* ковска: «Проиграли 4 :0 , плохо играло нападение, не нспользова* но много возможностей. Рожда- ев». Идет второй тур борьбы за ку­ бок ДСО «Труд». В минувшую субботу футболисты тралового флота выиграли у команды судо­ ремонтного завода № 2 со счетом 8 :0 . Редактор Б. • . ФЕДОРОВ. Адрес редакций Комсомольская улица, дом М 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры я быта, писем рыбного порта 2-75 я 28-87, партийной жизвя, промышленный —* 4-33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная враада». — АТС Зак. 3379. Тир. 5.000. ПН-00489.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz