Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.

Когда будет наставление по технике п р омыс л а ? Советский дрифтерный промы­ сел сельди в Северной Атлантике начал развиваться с 1948 года. В настоящее время он организацион­ но определился, окреп, значитель­ но выросла промысловая и поиско­ вая оснащенность судов, что в зна­ чительной степени способствовало росту добычи сельди. Однако не следует забывать такой важный резерв увеличения добычи сельди, как повышение производительно­ сти каждой единицы промыслово­ го флота, за счет дальнейшего улучшения техники лова. За годы существования дрифтер­ ного промысла моряками сельдя­ ного флота внесено в него много нозого. Однако эти новшества ча­ сто используются только на тех судах! на которых они предложе­ ны, и очень медленно распростра­ няются на другие корабли. Как правило, все новое у нас получает распространение в основ­ ном через нашу бассейновую газе­ ту «Рыбный Мурман*. Но этого недостаточно. Через газеты мы только предлагаем промысловикам ьовшества в вооружении и эксплу­ атации дрифтерных порядков. Не­ которые промысловики их исполь­ зуют, а другие капитаны и меха­ ники только прочитывают статью или рассказ об опыте, а работать продолжают по-старому. Выгускаемые брошюры по обме­ ну опьпом также являются по су­ ти дела предложениями: кому по­ нравится — тот примет, а кому нет—тот продолжает работать по- своему. Поэтому не случайно, что на всех судах сельдяного флота вооружение, оснастка дрифтерного порядка и техника работы с ним (разбивка вожака на марки, ос- гастка порядка буйками, постанов­ ка судна на вожак, определение длины буйковых поводцов, расста­ новка команды при выметке и выборке сетей и т. д.) осуществ­ ляется по-разному, что в значи­ тельней степени сказывается на неравномерности работы судов. i Наличие такого разнообразия в вооружении и технике дрифтерно- ю промысла может быть объяс­ нено отсутствием специального на­ ставления по технике дрифтерного промысла, которое должно через каждые 1—2 года корректировать­ ся. включать необходимые поправ­ ки, с учетом опыта работы и пред­ лагаемых новшеств. Такое настав­ ление должно явиться официаль­ ном документом для экипажей СРТ, работающих дрифтерными сетями, благодаря которому все новое, передовое будет быстро распространяться, и производи­ тельность флота будет расти бы­ стрее. В настоящее время наши суда оснащены новыми промысловыми механизмами, во многом измени­ лись техника и организация про­ мысла, а описание техники дриф­ терного лова продолжает оста­ ваться таким, каким оно было 10 лет назад, не считая отдельных брошюр и статей. Давно назрела необходимость, чтобы на основе передового опыта работы, выпу­ щенных брошюр и статей соста­ вить единое наставление по тех­ нике дрифтерного лова, а затем его периодически перерабатывать. Ведь по многочисленным раз­ розненным статьям и брошюрам тфомысловнкам трудно ориенти­ роваться и учитывать все особен­ ности промысла. Тем более, что б одной статье или брошюре, напри­ мер, рассказывается о расстановке команды при выметке и выборке на одном из передовых СРТ, а в другой показывается тоже расста- ноикз команды, но на другом пе­ редовом СРТ, которая в корне от­ личается от первой. У промысло­ виков, естественно, возникает во­ прос, а по какому же СРТ ориен­ тироваться, или, может быть, эки­ пажи имеют успех совершенно по другим причинам? Не находя пра­ вильного ответа, промысловики продолжают работать по-старому. Таких противоречивых вопросов в брошюрах и статьях имеется не­ мало, и поэтому много нового и полезного до настоящего времени не находит применения. Иногда в брошюрах .дается новое описание одной из операций дрифтерного промысла, но не учитывается, ка­ кие vo ry r последовать изменения. Так, в брошюрах по дрифтерному промыслу одно время рекомендо­ вали способ крепления стояночно­ го вожака не на носовые кнехты, а непосредственно на барабан тра- лоьой лебедки. Такой способ, дей­ ствительно, дает ряд преимуществ, но значительно увеличивает опас­ ность для членов команды, нахо- дяшился на палубе по правому борту. Об этом нигде не говорит­ ся, а следовало бы не только упо­ мянуть, но и дать описание рас­ становки команды во время по- станозки судна на вожак. Кстати сказать, такого расписания и при старом способе постановки не су­ ществует, что совершенно непра­ вильно. Упомянутый выше способ весь­ ма полезный, но не до конца разъяснимый, может принести не пользу, а вред. Так уже раз случилось. В январе 1961 года на СРТ № 4290 стопорный конец во­ жака закрепили на лебедке. Под действием волны судно резко опу­ стилось вниз, вожак вышел из по­ луклюза и скользнул по правому фальшборту. От удара вожака пострадали матрос и мастер по до­ быче. Если бы в описании было сказано, что для данного способа необходимо дополнительное уст­ ройство, чтобы вожак не мог вый­ ти нз полуклюза и было бы дано расписание расстановки команды при этой операции, никаких про­ исшествий не случилось бы. Кстати, о промысловом распи­ сании. Оно имеется на каждом су­ дне. В нем конкретно сказано, что старший мастер по добыче осуще­ ствляет общее руководство вымет- кой сетей. Но на большинстве су­ дов он этого не делает, а произво­ дит привязку нижних поводцов к вожаку. Это уже нарушение про­ мыслового расписания. Но если это постоянное нарушение на большин- ciBe судов, то, может быть, следу­ ет пересмотреть расписание и со­ ставить новое, на основе практи­ ки работы? Таких нерешенных во­ просов, которые остались от ста­ рой техники и организации про­ мысла. еще очень много. И все это только потому, что до настоящего времени нет общего анализа тех­ ники дрифтерного промысла, ре­ зультатом которого должно быть официальное «Наставление по во­ оружению и эксплуатации дриф­ терных порядков». Такое настав­ ление будет конкретно направлять работу экипажей промысловых су­ дов. Не будет и того разнобоя в вооружении и технике промысла, которые имеются сейчас. Отдел орудий лова ПИНРО. Только высокого качества Обсудив постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР « 0 мерах по увеличению добычи рыбы и производства рыбной продукции» , коллектив ц еха пенопласта СРЗ 2 полностью его одобряет. Наш коллектив ц еха носит звание коммунистического тр у ­ да. Мы вырабатываем пено­ пласт , который в основном идет на оснащение орудий ло­ ва, и обеспечиваем нм рыбную промышленность Мурманского, Ленинградского, Архангель­ ского, Карельского и Литовско­ го совнархозов. В ответ ва постановление будем работать еще лучше, вы­ пускать продукцию только высокого качества. Этим самым мы внесем свой вклад в осуще­ ствление задач, поставленных партией и правительством по увеличению рыбных продуктов в нашей стране. С. МЕДВЕДЕВ, начальник >• цеха пенопласта СРЗ 2. Н И мы не в обиде Еще следуя заливом, полу­ чили промсводку , Хорошая об­ становка была в северо -запад ­ ных районах . Но «Ролик» —< траулер -ветеран . Уже более 30 лет бороздит он морские про­ сторы. Поэтому командование судна ориентировалось в ос­ новном на прибрежные рано- ны. В Тюва-губе заш ел разго­ вор о парном соревновании е экипажем траулера «П оти» . Промысел начали на Киль- динокой банке. Но слабые кон­ центрации и тяж елы е грунты заставляли думать о другом районе промысла. Капитан тра­ улера «Поти» Михаил Филип­ пович Колеекин сообщил о хо - ДАДИМ ЕЩЕ БОЛЬШЕ Отвечая делом на заботу пар­ тии и правительства, моряки траулера «Лоцман» взяли ж новое повышенное обязательст­ во — завершить выполнение годового плана не к 15 декаб­ ря, как было принято ранеё, а к первому октября и до конца года выловить дополнительно к плану еще 2.000 центнеров рыбы. СТАРОСТИ Н, капитан, ГJ1УПАНОВ, секретарь парторганизации. н Е Начало 1962 года сложи­ лось неудачно для моряков траулера «Североморск». Ко­ рабль еще стоял в доке , а эки­ паж по вине судоверфи уже полая в число отстающих. Поч­ т а на месяц позж е намеченного срока траулер вышел в первый рейс. Вернулись из него в кон­ це апреля. Рейсовое задание перекрыли, недолов сократили на 2 0 0 центнеров . Первого мая начался второй рейс. На общесудовом собра­ нии у нас состоялся большой разговор о неиспользованных резервах . Мы твердо решили работать так, чтобы до мини­ мума сократить недолов. Промысел начался на Зюйд- капском ж ёлобе . Треска здесь крупная , но взять ее было не­ легко. Большие глубины . К то­ му ж е не баловала в погода. У Д Е Т Морозы доходили до минус 1 2 градусов . Поднятую на борт рыбу накрывали брезентом . В наиболее напряженные часы на мостике находился один ка­ питан, в машинном отделе­ нии — старший механик . Все силы были брошены на быст­ рую уборку улова. Треска на палубе н е залеживалась . Осо­ бенно хорошо работали матросы тт. Р уж вн , Поликарпов и дру­ гие. Прошло примерно с полмеся­ ца , и лед окончательно вытес­ нил корабли. Капитан tor . Шайтанов, принял решенне пе­ рейти в вайон Копытова. Пер­ вые дни промысла здесь боль­ шого усп еха не принесли . Не­ делю м е т а л и штормы, сила ко­ торых достигала 6 — 7 баллад. Но и в этих условиях экипаж не прекращал работу. НА СНИМКЕ: передовые моряки траулера «Североморск» матросы Н. Поликарпов, А. Ружин, А. Пчельников, А. Миха- люн и Н. Захаров (на первом плане). Фото из газеты «Полярная правда». Очень удеюнло я в то же время обрадовало моряков по­ ведение окуня. В отличие от . прошлых лет окунь ловился * 'круглые сутки. Этим мы не за­ медлили воспользоваться, про­ мышляли с утра и до утра. 29 :мая «Североморск», при­ швартовался к причалу рыбно­ го порта. Доставили 2100 цент­ неров трески и окуня, 850 центнеров из которых было «евежье». Рейсовое задание пе­ рекрыто. Недолов еще более со­ кратился. Экипаж полой реши­ мости в июне полностью лик­ видировать его. Да мы и не можем отста­ вать. Сейчас, когда перед рыба­ ками бассейна поставлена за­ дача дать в июне сверх плана 110 тысяч центнеров рыбы, надо, чтобы моряки всех трау­ леров перевыполняли рейсовые задания. Обстановка благопри­ ятствует атому, да н резервов более чем достаточно. Взять хотя бы наш «Северо- роших уловах на юго-западном склоне Мурманской банки . Пе­ решли туда и работали до кон­ ца р ей са , меняя только квад­ раты , когда смещалась рыба. Хорошее состояние орудий лова, длительный режим тра­ ления позволяли экип аж у н е ­ довыполнять суточны е зада ­ ния . Отлично трудился трал - мейстерский состав , возглав­ ляемый старшим мастером по добыче тов. Кочетовым. Ору­ дия лова содержались всепд в исправном состоянии . От­ лично работала и машинная команда, возглавляемая стар­ шим механиком Абнером. Вто­ рой механик тов. Поликарпов обеспечил бесперебойную рабо­ т у главной машины, а третий механик тов. Гончаренко — работу лебедки . Всегда держ а ­ ли пар «на марке» кочегары . Немало забот выпало на до­ лю капитана 'Г еннадия Ана­ тольевича Выходцева. Много времени проводил он за прием­ ником, участвуя почти во в сех радиосовещ аниях . Помимо ев о - док ваш его и архангельского флотов, часто принимались сводки «Мурмансельди». Про-1 мысловые корабли сельдяного флота очень оперативно пере­ мещались н а обнаруж енны е концентрации , переводя в их районы и свои плавмаяки, ко­ торые служили отличным ори­ ентиром. Сейчас рейс окончен. Добы­ то 1 2 0 тонн рыбы, и з них 7 5 тонн составляет « с в еж ь е » . Изготовлено 9 тысяч банок коисервов, 2 , 6 тонны рыбьего жира , 1 2 тонн рыбной м уки . 23 мая экипаж выполнил пя­ тимесячный план . Большую пользу принесло экипаж у соревнование с моря­ ками «П оти» . Капитаны два раза в сутки подробно инфор­ мировали друг друга о своей работе, подтягивали на лучшие концентрации . Победителем при подведении итогов соревнования был при ­ знан экипаж «П оти» . Но мы не в обиде н а своих соперников “ ведь победители честно по­ могали нам, а мы им. Надеем­ ся добиться усп еха в очередном рей се . Э. КУЗНЕЦОВ, радист траулера «Ролик». морок». Немало промыслового времени теряется из-за н еум е ­ лого травления ваеров. Цирку­ ляция иногда доходит до 90 градусов. А это приводит к то­ му, что кормовая доска пере­ ходит через носовую. 20—30 минут уходит на то, чтобы до­ ски приняли рабочее положе­ ние. Можно с уверенностью сказать, что трал в это время не работает или уловистость его снижается. Наш капитан тов. Шайтанов и его третий помощник тов. Жиранта травят ваера ва ма-> лой циркуляции. У них надо учиться промысловому мастер^ ству. А. ПОЗДНЯКОВ, стар­ ший мастер по добыче рыбы. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 12 июня 1962 г. 3 стщ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz