Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.
Когда будет наставление по технике п р омыс л а ? Советский дрифтерный промы сел сельди в Северной Атлантике начал развиваться с 1948 года. В настоящее время он организацион но определился, окреп, значитель но выросла промысловая и поиско вая оснащенность судов, что в зна чительной степени способствовало росту добычи сельди. Однако не следует забывать такой важный резерв увеличения добычи сельди, как повышение производительно сти каждой единицы промыслово го флота, за счет дальнейшего улучшения техники лова. За годы существования дрифтер ного промысла моряками сельдя ного флота внесено в него много нозого. Однако эти новшества ча сто используются только на тех судах! на которых они предложе ны, и очень медленно распростра няются на другие корабли. Как правило, все новое у нас получает распространение в основ ном через нашу бассейновую газе ту «Рыбный Мурман*. Но этого недостаточно. Через газеты мы только предлагаем промысловикам ьовшества в вооружении и эксплу атации дрифтерных порядков. Не которые промысловики их исполь зуют, а другие капитаны и меха ники только прочитывают статью или рассказ об опыте, а работать продолжают по-старому. Выгускаемые брошюры по обме ну опьпом также являются по су ти дела предложениями: кому по нравится — тот примет, а кому нет—тот продолжает работать по- своему. Поэтому не случайно, что на всех судах сельдяного флота вооружение, оснастка дрифтерного порядка и техника работы с ним (разбивка вожака на марки, ос- гастка порядка буйками, постанов ка судна на вожак, определение длины буйковых поводцов, расста новка команды при выметке и выборке сетей и т. д.) осуществ ляется по-разному, что в значи тельней степени сказывается на неравномерности работы судов. i Наличие такого разнообразия в вооружении и технике дрифтерно- ю промысла может быть объяс нено отсутствием специального на ставления по технике дрифтерного промысла, которое должно через каждые 1—2 года корректировать ся. включать необходимые поправ ки, с учетом опыта работы и пред лагаемых новшеств. Такое настав ление должно явиться официаль ном документом для экипажей СРТ, работающих дрифтерными сетями, благодаря которому все новое, передовое будет быстро распространяться, и производи тельность флота будет расти бы стрее. В настоящее время наши суда оснащены новыми промысловыми механизмами, во многом измени лись техника и организация про мысла, а описание техники дриф терного лова продолжает оста ваться таким, каким оно было 10 лет назад, не считая отдельных брошюр и статей. Давно назрела необходимость, чтобы на основе передового опыта работы, выпу щенных брошюр и статей соста вить единое наставление по тех нике дрифтерного лова, а затем его периодически перерабатывать. Ведь по многочисленным раз розненным статьям и брошюрам тфомысловнкам трудно ориенти роваться и учитывать все особен ности промысла. Тем более, что б одной статье или брошюре, напри мер, рассказывается о расстановке команды при выметке и выборке на одном из передовых СРТ, а в другой показывается тоже расста- ноикз команды, но на другом пе редовом СРТ, которая в корне от личается от первой. У промысло виков, естественно, возникает во прос, а по какому же СРТ ориен тироваться, или, может быть, эки пажи имеют успех совершенно по другим причинам? Не находя пра вильного ответа, промысловики продолжают работать по-старому. Таких противоречивых вопросов в брошюрах и статьях имеется не мало, и поэтому много нового и полезного до настоящего времени не находит применения. Иногда в брошюрах .дается новое описание одной из операций дрифтерного промысла, но не учитывается, ка кие vo ry r последовать изменения. Так, в брошюрах по дрифтерному промыслу одно время рекомендо вали способ крепления стояночно го вожака не на носовые кнехты, а непосредственно на барабан тра- лоьой лебедки. Такой способ, дей ствительно, дает ряд преимуществ, но значительно увеличивает опас ность для членов команды, нахо- дяшился на палубе по правому борту. Об этом нигде не говорит ся, а следовало бы не только упо мянуть, но и дать описание рас становки команды во время по- станозки судна на вожак. Кстати сказать, такого расписания и при старом способе постановки не су ществует, что совершенно непра вильно. Упомянутый выше способ весь ма полезный, но не до конца разъяснимый, может принести не пользу, а вред. Так уже раз случилось. В январе 1961 года на СРТ № 4290 стопорный конец во жака закрепили на лебедке. Под действием волны судно резко опу стилось вниз, вожак вышел из по луклюза и скользнул по правому фальшборту. От удара вожака пострадали матрос и мастер по до быче. Если бы в описании было сказано, что для данного способа необходимо дополнительное уст ройство, чтобы вожак не мог вый ти нз полуклюза и было бы дано расписание расстановки команды при этой операции, никаких про исшествий не случилось бы. Кстати, о промысловом распи сании. Оно имеется на каждом су дне. В нем конкретно сказано, что старший мастер по добыче осуще ствляет общее руководство вымет- кой сетей. Но на большинстве су дов он этого не делает, а произво дит привязку нижних поводцов к вожаку. Это уже нарушение про мыслового расписания. Но если это постоянное нарушение на большин- ciBe судов, то, может быть, следу ет пересмотреть расписание и со ставить новое, на основе практи ки работы? Таких нерешенных во просов, которые остались от ста рой техники и организации про мысла. еще очень много. И все это только потому, что до настоящего времени нет общего анализа тех ники дрифтерного промысла, ре зультатом которого должно быть официальное «Наставление по во оружению и эксплуатации дриф терных порядков». Такое настав ление будет конкретно направлять работу экипажей промысловых су дов. Не будет и того разнобоя в вооружении и технике промысла, которые имеются сейчас. Отдел орудий лова ПИНРО. Только высокого качества Обсудив постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР « 0 мерах по увеличению добычи рыбы и производства рыбной продукции» , коллектив ц еха пенопласта СРЗ 2 полностью его одобряет. Наш коллектив ц еха носит звание коммунистического тр у да. Мы вырабатываем пено пласт , который в основном идет на оснащение орудий ло ва, и обеспечиваем нм рыбную промышленность Мурманского, Ленинградского, Архангель ского, Карельского и Литовско го совнархозов. В ответ ва постановление будем работать еще лучше, вы пускать продукцию только высокого качества. Этим самым мы внесем свой вклад в осуще ствление задач, поставленных партией и правительством по увеличению рыбных продуктов в нашей стране. С. МЕДВЕДЕВ, начальник >• цеха пенопласта СРЗ 2. Н И мы не в обиде Еще следуя заливом, полу чили промсводку , Хорошая об становка была в северо -запад ных районах . Но «Ролик» —< траулер -ветеран . Уже более 30 лет бороздит он морские про сторы. Поэтому командование судна ориентировалось в ос новном на прибрежные рано- ны. В Тюва-губе заш ел разго вор о парном соревновании е экипажем траулера «П оти» . Промысел начали на Киль- динокой банке. Но слабые кон центрации и тяж елы е грунты заставляли думать о другом районе промысла. Капитан тра улера «Поти» Михаил Филип пович Колеекин сообщил о хо - ДАДИМ ЕЩЕ БОЛЬШЕ Отвечая делом на заботу пар тии и правительства, моряки траулера «Лоцман» взяли ж новое повышенное обязательст во — завершить выполнение годового плана не к 15 декаб ря, как было принято ранеё, а к первому октября и до конца года выловить дополнительно к плану еще 2.000 центнеров рыбы. СТАРОСТИ Н, капитан, ГJ1УПАНОВ, секретарь парторганизации. н Е Начало 1962 года сложи лось неудачно для моряков траулера «Североморск». Ко рабль еще стоял в доке , а эки паж по вине судоверфи уже полая в число отстающих. Поч т а на месяц позж е намеченного срока траулер вышел в первый рейс. Вернулись из него в кон це апреля. Рейсовое задание перекрыли, недолов сократили на 2 0 0 центнеров . Первого мая начался второй рейс. На общесудовом собра нии у нас состоялся большой разговор о неиспользованных резервах . Мы твердо решили работать так, чтобы до мини мума сократить недолов. Промысел начался на Зюйд- капском ж ёлобе . Треска здесь крупная , но взять ее было не легко. Большие глубины . К то му ж е не баловала в погода. У Д Е Т Морозы доходили до минус 1 2 градусов . Поднятую на борт рыбу накрывали брезентом . В наиболее напряженные часы на мостике находился один ка питан, в машинном отделе нии — старший механик . Все силы были брошены на быст рую уборку улова. Треска на палубе н е залеживалась . Осо бенно хорошо работали матросы тт. Р уж вн , Поликарпов и дру гие. Прошло примерно с полмеся ца , и лед окончательно вытес нил корабли. Капитан tor . Шайтанов, принял решенне пе рейти в вайон Копытова. Пер вые дни промысла здесь боль шого усп еха не принесли . Не делю м е т а л и штормы, сила ко торых достигала 6 — 7 баллад. Но и в этих условиях экипаж не прекращал работу. НА СНИМКЕ: передовые моряки траулера «Североморск» матросы Н. Поликарпов, А. Ружин, А. Пчельников, А. Миха- люн и Н. Захаров (на первом плане). Фото из газеты «Полярная правда». Очень удеюнло я в то же время обрадовало моряков по ведение окуня. В отличие от . прошлых лет окунь ловился * 'круглые сутки. Этим мы не за медлили воспользоваться, про мышляли с утра и до утра. 29 :мая «Североморск», при швартовался к причалу рыбно го порта. Доставили 2100 цент неров трески и окуня, 850 центнеров из которых было «евежье». Рейсовое задание пе рекрыто. Недолов еще более со кратился. Экипаж полой реши мости в июне полностью лик видировать его. Да мы и не можем отста вать. Сейчас, когда перед рыба ками бассейна поставлена за дача дать в июне сверх плана 110 тысяч центнеров рыбы, надо, чтобы моряки всех трау леров перевыполняли рейсовые задания. Обстановка благопри ятствует атому, да н резервов более чем достаточно. Взять хотя бы наш «Северо- роших уловах на юго-западном склоне Мурманской банки . Пе решли туда и работали до кон ца р ей са , меняя только квад раты , когда смещалась рыба. Хорошее состояние орудий лова, длительный режим тра ления позволяли экип аж у н е довыполнять суточны е зада ния . Отлично трудился трал - мейстерский состав , возглав ляемый старшим мастером по добыче тов. Кочетовым. Ору дия лова содержались всепд в исправном состоянии . От лично работала и машинная команда, возглавляемая стар шим механиком Абнером. Вто рой механик тов. Поликарпов обеспечил бесперебойную рабо т у главной машины, а третий механик тов. Гончаренко — работу лебедки . Всегда держ а ли пар «на марке» кочегары . Немало забот выпало на до лю капитана 'Г еннадия Ана тольевича Выходцева. Много времени проводил он за прием ником, участвуя почти во в сех радиосовещ аниях . Помимо ев о - док ваш его и архангельского флотов, часто принимались сводки «Мурмансельди». Про-1 мысловые корабли сельдяного флота очень оперативно пере мещались н а обнаруж енны е концентрации , переводя в их районы и свои плавмаяки, ко торые служили отличным ори ентиром. Сейчас рейс окончен. Добы то 1 2 0 тонн рыбы, и з них 7 5 тонн составляет « с в еж ь е » . Изготовлено 9 тысяч банок коисервов, 2 , 6 тонны рыбьего жира , 1 2 тонн рыбной м уки . 23 мая экипаж выполнил пя тимесячный план . Большую пользу принесло экипаж у соревнование с моря ками «П оти» . Капитаны два раза в сутки подробно инфор мировали друг друга о своей работе, подтягивали на лучшие концентрации . Победителем при подведении итогов соревнования был при знан экипаж «П оти» . Но мы не в обиде н а своих соперников “ ведь победители честно по могали нам, а мы им. Надеем ся добиться усп еха в очередном рей се . Э. КУЗНЕЦОВ, радист траулера «Ролик». морок». Немало промыслового времени теряется из-за н еум е лого травления ваеров. Цирку ляция иногда доходит до 90 градусов. А это приводит к то му, что кормовая доска пере ходит через носовую. 20—30 минут уходит на то, чтобы до ски приняли рабочее положе ние. Можно с уверенностью сказать, что трал в это время не работает или уловистость его снижается. Наш капитан тов. Шайтанов и его третий помощник тов. Жиранта травят ваера ва ма-> лой циркуляции. У них надо учиться промысловому мастер^ ству. А. ПОЗДНЯКОВ, стар ший мастер по добыче рыбы. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 12 июня 1962 г. 3 стщ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz