Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.
К НОВОМУ ПОДЪЕМУ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МИНИСТРССРА.А.ИШКОВДАЕТОТВЕТЫНАВОПРОСЫ КОРЕСПОНДЕНТАТАС (Окончание. Нач. см. на 1-й с т р . ) . аначенне для повышения достатка каждой советской семьи. Вопрос. Вы сказали об ассорти менте и качестве рыбной продук ции. Нельзя ли более детально •становиться на этой проблеме? Ответ. Сейчас уже резко воз рос удельный вес свежемороже- ■ой рыбы _ и снизился удельный вес соленой. Скоро соленой рыбы почти совсем не будет, кроме сельди. Потребитель будет полу чать только мороженую и живую рыбу, а также различные копче ности и консервы. Намечено вся чески расширять производство рыбных филе, имеющих большой спрос у населения. Здесь нам должны оказать помощь машино строители путем создания выпуска необходимого оборудования. Почти четыре пятых всего улова тетерь производится в ми ровом океане и в открытых мо рях. Рост уловов - происходил и будет происходить главным обра зом за счет морской рыбы. Ассор тимент вылавливаемых морских рыб также расширится. В послед ние два года, например, советский потребитель впервые получил за мечательные консервы из сайры, добываемо! на Дальнем Востоке. Уже в будущем году в магазинах страны появится тунец, который за его вкусовые. качества назы вают морской курицей, а также макрель. Промысел тунца и ма крели в экваториальных возах мирового океана уже начался. Вопрос. Как обстоит дело с пресноводной рыбой, выдавливае мой в реках и внутренних во доемах? Ответ. Здесь положение не сколько сложнее, хотя к тут пер спективы неплохие. Всем извест ие, что в последние годы сильно сократилась добыча таких заме чательных рыб, как судак, лещ, сазан, осетровые, лососевые. Они вылавливались, главным образом, в Каспийском и Азовском бассей нах. Но в KacifHH происходят все время вековые колебания уровня воды. Теперь как раз здесь идет процесс понижения уровня. В ре зультате в дельте Волги — в этой мировой жемчужине рыбно го промысла, сократилась пло щадь нерестилищ. Известную роль сыграло также сооружение плотин на Волге. Все это ухуд шило гидрологический и биологи ческий режимы моря и это сказа лось на запасах рыбы. В последние годы начали при ниматься радикальные меры по восстановлению рыбных богатств Каспия, а также Азовского бас сейна. Вылов рыбы здесь строго лимитируется, исходя из ее запа сов. Теперь эти меры последним постановлением партии и прави тельства приумножаются. Речь идет об огромной программе мели оративных работ в устье Волги по восстановлению нерестилищ, строительству нерестно-выростных хозяйств, рыбоводных заводов, ко торые в прошлом году выпустили почти 2,5 миллиарда мальков ча стиковых рыб. Следовательно, уже в ближай шей перспективе уловы леща, су дака, сазана здесь все время бу дут увеличиваться. За семилетку в дельте Волги должно быть построено семь круп нейших заводов по выращиванию молоди осетровых и белорыбицы. К сожалению, их строительство идет медленно, к настоящему вре мени введено в эксплуатацию только два из них. Решением пар тии и правительства теперь ут вержден комплекс мероприятий, дающий возможность поднять улов на Каспии ценнейших осетровых рыб, белорыбицы выше того уров ня, до которого он поднимался за последние 50 лет. Но на это нужно время, если иметь в виду, что на созревание севрюги, например, требуется 8—10, а осетра — 12—15 лет. Большим резервом для попол нения ассортимента пресноводных рыб является улучшение исполь зования всех других внутренних водоемов — озер, прудов, а так же рек. Передовые колхозы, на пример, со своих рыбоводных пру дов получают по 30 и более цент неров замечательного карпа с гектара. Недавно принято реше ние, которым намечено до 1965 года довести производство рыбы в прудовых хозяйствах до двух миллионов центнеров. Втрое. Каково состояние на шего рыболовного флота, почему в решении партии и правитель ства подчеркивается его неудов летворительное использование? Ответ. Можно смело сказать, что по техническому совершенст ву наш рыболовный флот не зна ет равных себе в мире. Именно он позволяет нам веста активный круглогодовой лов в открытых мо рях и в океанах, без чего немыс лимо дальнейшее увеличение ры- бодобычи. За последнее десятиле тие тоннаж и мощность нашего флота почти утроились. Основным типом рыболовного судна, которыми пополняется наш флот, является корабль-фабрика, сложное инженерное сооружение, с максимальной автономностью плавания. Он обеспечивает меха низированный улов рыбы, ее ме ханизированную обработку, вы пуск мороженого филе или кон сервов и длительное их хране ние. Зто — БМРТ — большой мо розильный рыболовный траулер, водоизмещением в 3.658 тонн и мощностью двигателя в 2 тысячи лошадиных сил. Он рассчитан на 80 суток автономного плавания и на вылов и обработку 55 тысяч центнеров рыбы. Кстати сказать, лучшие экипажи в Мурманске и на Дальнем Востоке довели вылов и обработку рыбы на нем до 64 и 80 тысяч центнеров и даже вы ше. Сейчас рыболовный флот стра ны имеет свыше 100 таких судов, и их количество все время будет увеличиваться. Следующем типом судна-фаб рики является «Тропик», пред назначенный для постоянной рабо ты в тропических районах для ло ва сардин и тунца. Совершенно правильно указали в своем постановлении ЦК КПСС и Совет Министров СССР, что эта первоклассная техника еще не удовлетворительно используется. Отстает береговое обслужива ние судов. В ряде экономи ческих районов — в Астрахан ском, на Дальнем Востоке, в других местах, — суда более половины времени стоят в портах, на ремонте, который еще плохо организован. Много вопи ющих недостатков происходит в процессе лова в морях и океа нах, когда флотилии отдельных совнархозов не согласуют свою ра боту, проявляя местнические тен денции в ущерб государственным интересам. Вопрос. Что предпринимается для устранения всех этих недо статков? Ответ. Намечены эффективные меры для улучшения ремонтной базы рыболовного флота м вообще для повышения уровня его обслу живания — транспортными су дами — рефрижераторами, бере говыми базами. Будут реконструи рованы рыбные порты во Влади востоке. Мурманске, Риге, Тал лине, Клайпеде. Рыбный флот по полнит свою авиацию специаль ными самолетами и вертолетами. В местах лова, где концентри руются флотилии различных сов- •SiiSiiSWi нархоэов, будут находиться так называемые флагманы Комитета Совета Министров СССР по рыб ному хозяйству, наделенные со ответствующими правами. Они будут согласовывать работу раз личных флотилий, не допуская узковедомственного подхода к де лу. Слово флагмана в открытом море — закон. Вопрос. В каких бассейнах больше всего будет расти добы ча рыбы и морского зверя4 Ответ. Прежде всего, это Даль ний Восток, где разведанные запа сы рыбы позволяют сейчас уже почти удвоить улов. Затем — Се верная Атлантика и экваториаль ные воды, где мы ловим тунца и сардины, а также и внутренние бассейны. Не надо забывать и об Антарктике. Там промышляют на ши китобойные флотилии. Следует заметить, что наше годовое про изводство китового жира, идущего на технические цели, позволяет сэкономить такое количество ра стительного масла, которое полу чается с 400 тысяч гектаров по севов подсолнечника. В заключевие тов. Житков под черкнул, что работники рыбвой промышленности не пожалеет сил ■ энергии, чтобы с честью вы ползать постановление парте» к правительства, об увеличении про- ■июдства рыбной продукции, на правленное на благо советских людей. ■ i i K S S K i i i i i S S K i i i i S S i i i i i S i i i i i S i i i i i i * Задание первой пятидневки июня траловый флот не выпол нил. Сказался необычайной продолжительности шторм, про катившийся над Баренцевым морем. В последние дни наступило некоторое затишье, позволив шее экипажам всех судов возо бновить промысел. Основная группа кораблей тралового флота работает сей час на северо-западном склоне Мурманской банки. Средний вылов за сутки на судно здесь составляет 9,5 тонны, что по зволяет экипажам справляться с заданиями. В районе Копытова находит ся 4 траулера. Здесь в послед ние дни моряки «Мичуринска» имели суточные выловы до 12 тонн, «Молодогвардейца» — до 9 тонн. Но. как сообщает руко водитель промысла тов. Пост ников из этого района, обста новка здесь ухудшается. Окуня становится все меньше, и в уловах преобладающее место начала занимать треека. Хорошая сырьевая «аза для лова имеется на западном скло не Медвежннской банки. Но промыслу' тут препятствует сложная ледовая обстановка. Об ухудшении обстановки сообщает руководство промыс лом из дальних районов. В се веро-западных квадратах бач ки Гамильтон рыба рассеялась, уйдя на мелкие глубины. Из- за этого суточные задания здесь в последние дни не вы полняются. Сейчас предполагается на править 2 корабля на Джорд- жес-банку. Одновременно е промыслом они будут там дер жать под контролем подход сельди. Корабли сельдяного флота в настоящее время промышляют в Баренцевом море, на Джорд- жес-банке и в Северном море. С судов, работающих в Ба ренцевом море и на просторах Атлантики, идут добрые вести. С заданиями экипажи успешно справляются. Хуже положение у СРТ. ве дущих лов в Северном море. Сырьевая база здесь слабая, и все пять кораблей этой группы заданий не выполняют. Почел\у отрадно на душе Красив Кольский залив в ти хую погоду. Мягко разрезая его темно-зеленую гладь, СРТ № 4214, грузно осевший в во ду, возвращается в родной порт. На палубе стоят моряки. На сердце легко, отрадно. А почему не радоваться, если уже выполнен план второго квартала и рейсовое задание перевыполнено больше чем в полтора раза. Помню, как в начале рейса мучился с разделкой рыбы ма трос Скворцов. Не мог он об работать больше 5 рыбин в ми нуту. А потом присмотрелся по внимательнее к технологу и по шел, пошел... До 9 рыбин в минуту к концу рейса стал шкерить. Заметил технолог, что мастер лова Атрошенко обрабатывает палтуса с хвоста. «Может, это случайно у него так получи лось?» — подумал Ушаков. Но из виду Атрошенко не упускал. Вскоре убедился, что мастер действительно страдает нехоро шей привычкой. Пришлось по дойти и сказать, что палтуса надо разделывать с головы. Так быстрее и удобнее. Стал Атрошенко ломать старую при вычку. Через несколько дней убедился в правоте технолога. Работа спорилась вдвое быст- рее. л Все шло хорошо. И вдруг шторм. Два дня бесится море. А мы промышляем. Да еще как промышляем! Через каж дые два часа полторы тонны на борту. Работают ребята. Тя жело, неудобно, но все-таки трюмы наполняются рыбой. Удивительно ловко н быстро обрабатывает рыбу матрос Скворцов. Он может без лиш них слов и нытья выполнять любую, работу и притом акку ратно. Он может проработать вахту, подвахту и снова вахту без отдыха. Скворцов все мо жет и все делает. А вот мат рос Платонов — совсем другой человек. Этому ничего не стоит не выполнить порученное зада ние. Так что, как говорится, ну жен за ним глаз да глаз. В машинной команде своя жизнь. Коллектив здесь друж ный. Все команды с мостика в течение всего рейса выполня лись четко и своевременно. На переходе в порт механики про делали большую работу по ре монту двигателя, почистили ко тел, чтобы сократить стоянку в порту. Зато как приятно было им, когда на берегу ни одного упрека не мог сделать Регистр. Раз уж речь зашла о ремон те, то хочется сказать тут больше. Нам ремонтировали ле бедку в плавмаетерской «Ре зец». Но как ее отремонтирова ли! Например, конические ше стерни у привода контроллера нужно было заменить, так как они вышли из строя (большой износ). В ремонтной ведомо сти было ясно указано, что тре буется ремонт. На «Резце» под жали, подправили, лишь бы: сдать с рук. Даже не заменили шпонку, которая тож е . сноси* лась и заклинивала контрол лер. Выпади шпонка во время спуска или подъема трала, — такое вполне могло случиться, — а рядом стоит человек, вот и несчастный случай. Хорошо еще, что мы вовремя обнару жили и устранили дефект. Кажется, такая малая де таль, но она играет важную роль в работе механизма. Члены машинной команды борются за звание команды коммунистического труда. Мно го трудится секретарь партий ной организации второй меха ник тов. Семенов. Он успешно занимается на заочном отделе нии в мореходном училище на четвертом курсе. Курсант пятого курса Высше го мореходного училища тов. Лис работает на нашем СРТ третьим механиком. Очень спо собный товарищ. После окончания Ростовско го мореходного училища рабо тает мотористом тов. Серов. У него еще не хватает плаватель ного ценза на разряд третьего механика. Но упорство и спо собности заставляют верить, что из него получится хоро ший механик. В. ИВАНИЦКИЙ, второй штурман СРТ Л 4214. Еще не все резервы использованы В июне в счет месячного плана поставок (с учетом до полнительного задания) пред стоит отгрузить 45 тысяч 600 тонн рыбной продукции. Иначе говоря, ежесуточно надо от правлять не менее 1500 тонн рыбы. Все возможности для вы полнения плана поставок и м е ются. Траловый флот в эти дни д а е т столько «св^кья», что лишь успевай управляться. Но в первые дни июня* вы полнение плана поставок шло неудовлетворительно. Суточ ные задания пока не выполня ются. Так, б июня было отгру жено 1192 тонны, 7 числа — 11% тонн. Задолженность за первую неделю составила око ло 2 тысяч тонн. Сказываются недостатки, ха рактерные для предыдущих м е сяцев,—нехватка рабочей си лы на отдельных решающих участках, организационные не поладки, выражающиеся в н е согласованности действий м е ж ду организациями и предприя тиями, от которых зависят по ставки. Подводят нередко железно дорожники: выделяют меньше вагонов, чем заявляется «Мур- манрыбебытом», или подают их с запозданием. Между тем на подходе плавбаза «Ир- кутск», большой рефрижера торный траулер «Салтыков- Щедрин». С их приходом поло жение еще более осложнится. И тут очень многое будет за висеть от четкости в работе железнодорожников. Ы •* Страна ждет рыбу! Быстрее выполнять план поставок рыб ной продукции — такова одна иэ важнейших задач, вытекаю щих для тружеников бассейна из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по увеличению добы чи рыбы и производства рыб ной продукции».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz