Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.

К НОВОМУ ПОДЪЕМУ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МИНИСТРССРА.А.ИШКОВДАЕТОТВЕТЫНАВОПРОСЫ КОРЕСПОНДЕНТАТАС (Окончание. Нач. см. на 1-й с т р . ) . аначенне для повышения достатка каждой советской семьи. Вопрос. Вы сказали об ассорти­ менте и качестве рыбной продук­ ции. Нельзя ли более детально •становиться на этой проблеме? Ответ. Сейчас уже резко воз­ рос удельный вес свежемороже- ■ой рыбы _ и снизился удельный вес соленой. Скоро соленой рыбы почти совсем не будет, кроме сельди. Потребитель будет полу­ чать только мороженую и живую рыбу, а также различные копче­ ности и консервы. Намечено вся­ чески расширять производство рыбных филе, имеющих большой спрос у населения. Здесь нам должны оказать помощь машино­ строители путем создания выпуска необходимого оборудования. Почти четыре пятых всего улова тетерь производится в ми­ ровом океане и в открытых мо­ рях. Рост уловов - происходил и будет происходить главным обра­ зом за счет морской рыбы. Ассор­ тимент вылавливаемых морских рыб также расширится. В послед­ ние два года, например, советский потребитель впервые получил за­ мечательные консервы из сайры, добываемо! на Дальнем Востоке. Уже в будущем году в магазинах страны появится тунец, который за его вкусовые. качества назы­ вают морской курицей, а также макрель. Промысел тунца и ма­ крели в экваториальных возах мирового океана уже начался. Вопрос. Как обстоит дело с пресноводной рыбой, выдавливае­ мой в реках и внутренних во­ доемах? Ответ. Здесь положение не­ сколько сложнее, хотя к тут пер­ спективы неплохие. Всем извест­ ие, что в последние годы сильно сократилась добыча таких заме­ чательных рыб, как судак, лещ, сазан, осетровые, лососевые. Они вылавливались, главным образом, в Каспийском и Азовском бассей­ нах. Но в KacifHH происходят все время вековые колебания уровня воды. Теперь как раз здесь идет процесс понижения уровня. В ре­ зультате в дельте Волги — в этой мировой жемчужине рыбно­ го промысла, сократилась пло­ щадь нерестилищ. Известную роль сыграло также сооружение плотин на Волге. Все это ухуд­ шило гидрологический и биологи­ ческий режимы моря и это сказа­ лось на запасах рыбы. В последние годы начали при­ ниматься радикальные меры по восстановлению рыбных богатств Каспия, а также Азовского бас­ сейна. Вылов рыбы здесь строго лимитируется, исходя из ее запа­ сов. Теперь эти меры последним постановлением партии и прави­ тельства приумножаются. Речь идет об огромной программе мели­ оративных работ в устье Волги по восстановлению нерестилищ, строительству нерестно-выростных хозяйств, рыбоводных заводов, ко­ торые в прошлом году выпустили почти 2,5 миллиарда мальков ча­ стиковых рыб. Следовательно, уже в ближай­ шей перспективе уловы леща, су­ дака, сазана здесь все время бу­ дут увеличиваться. За семилетку в дельте Волги должно быть построено семь круп­ нейших заводов по выращиванию молоди осетровых и белорыбицы. К сожалению, их строительство идет медленно, к настоящему вре­ мени введено в эксплуатацию только два из них. Решением пар­ тии и правительства теперь ут­ вержден комплекс мероприятий, дающий возможность поднять улов на Каспии ценнейших осетровых рыб, белорыбицы выше того уров­ ня, до которого он поднимался за последние 50 лет. Но на это нужно время, если иметь в виду, что на созревание севрюги, например, требуется 8—10, а осетра — 12—15 лет. Большим резервом для попол­ нения ассортимента пресноводных рыб является улучшение исполь­ зования всех других внутренних водоемов — озер, прудов, а так­ же рек. Передовые колхозы, на­ пример, со своих рыбоводных пру­ дов получают по 30 и более цент­ неров замечательного карпа с гектара. Недавно принято реше­ ние, которым намечено до 1965 года довести производство рыбы в прудовых хозяйствах до двух миллионов центнеров. Втрое. Каково состояние на­ шего рыболовного флота, почему в решении партии и правитель­ ства подчеркивается его неудов­ летворительное использование? Ответ. Можно смело сказать, что по техническому совершенст­ ву наш рыболовный флот не зна­ ет равных себе в мире. Именно он позволяет нам веста активный круглогодовой лов в открытых мо­ рях и в океанах, без чего немыс­ лимо дальнейшее увеличение ры- бодобычи. За последнее десятиле­ тие тоннаж и мощность нашего флота почти утроились. Основным типом рыболовного судна, которыми пополняется наш флот, является корабль-фабрика, сложное инженерное сооружение, с максимальной автономностью плавания. Он обеспечивает меха­ низированный улов рыбы, ее ме­ ханизированную обработку, вы­ пуск мороженого филе или кон­ сервов и длительное их хране­ ние. Зто — БМРТ — большой мо­ розильный рыболовный траулер, водоизмещением в 3.658 тонн и мощностью двигателя в 2 тысячи лошадиных сил. Он рассчитан на 80 суток автономного плавания и на вылов и обработку 55 тысяч центнеров рыбы. Кстати сказать, лучшие экипажи в Мурманске и на Дальнем Востоке довели вылов и обработку рыбы на нем до 64 и 80 тысяч центнеров и даже вы­ ше. Сейчас рыболовный флот стра­ ны имеет свыше 100 таких судов, и их количество все время будет увеличиваться. Следующем типом судна-фаб­ рики является «Тропик», пред­ назначенный для постоянной рабо­ ты в тропических районах для ло­ ва сардин и тунца. Совершенно правильно указали в своем постановлении ЦК КПСС и Совет Министров СССР, что эта первоклассная техника еще не­ удовлетворительно используется. Отстает береговое обслужива­ ние судов. В ряде экономи­ ческих районов — в Астрахан­ ском, на Дальнем Востоке, в других местах, — суда более половины времени стоят в портах, на ремонте, который еще плохо организован. Много вопи­ ющих недостатков происходит в процессе лова в морях и океа­ нах, когда флотилии отдельных совнархозов не согласуют свою ра­ боту, проявляя местнические тен­ денции в ущерб государственным интересам. Вопрос. Что предпринимается для устранения всех этих недо­ статков? Ответ. Намечены эффективные меры для улучшения ремонтной базы рыболовного флота м вообще для повышения уровня его обслу­ живания — транспортными су­ дами — рефрижераторами, бере­ говыми базами. Будут реконструи­ рованы рыбные порты во Влади­ востоке. Мурманске, Риге, Тал­ лине, Клайпеде. Рыбный флот по­ полнит свою авиацию специаль­ ными самолетами и вертолетами. В местах лова, где концентри­ руются флотилии различных сов- •SiiSiiSWi нархоэов, будут находиться так называемые флагманы Комитета Совета Министров СССР по рыб­ ному хозяйству, наделенные со­ ответствующими правами. Они будут согласовывать работу раз­ личных флотилий, не допуская узковедомственного подхода к де­ лу. Слово флагмана в открытом море — закон. Вопрос. В каких бассейнах больше всего будет расти добы­ ча рыбы и морского зверя4 Ответ. Прежде всего, это Даль­ ний Восток, где разведанные запа­ сы рыбы позволяют сейчас уже почти удвоить улов. Затем — Се­ верная Атлантика и экваториаль­ ные воды, где мы ловим тунца и сардины, а также и внутренние бассейны. Не надо забывать и об Антарктике. Там промышляют на­ ши китобойные флотилии. Следует заметить, что наше годовое про­ изводство китового жира, идущего на технические цели, позволяет сэкономить такое количество ра­ стительного масла, которое полу­ чается с 400 тысяч гектаров по­ севов подсолнечника. В заключевие тов. Житков под­ черкнул, что работники рыбвой промышленности не пожалеет сил ■ энергии, чтобы с честью вы­ ползать постановление парте» к правительства, об увеличении про- ■июдства рыбной продукции, на­ правленное на благо советских людей. ■ i i K S S K i i i i i S S K i i i i S S i i i i i S i i i i i S i i i i i i * Задание первой пятидневки июня траловый флот не выпол­ нил. Сказался необычайной продолжительности шторм, про­ катившийся над Баренцевым морем. В последние дни наступило некоторое затишье, позволив­ шее экипажам всех судов возо­ бновить промысел. Основная группа кораблей тралового флота работает сей­ час на северо-западном склоне Мурманской банки. Средний вылов за сутки на судно здесь составляет 9,5 тонны, что по­ зволяет экипажам справляться с заданиями. В районе Копытова находит­ ся 4 траулера. Здесь в послед­ ние дни моряки «Мичуринска» имели суточные выловы до 12 тонн, «Молодогвардейца» — до 9 тонн. Но. как сообщает руко­ водитель промысла тов. Пост­ ников из этого района, обста­ новка здесь ухудшается. Окуня становится все меньше, и в уловах преобладающее место начала занимать треека. Хорошая сырьевая «аза для лова имеется на западном скло­ не Медвежннской банки. Но промыслу' тут препятствует сложная ледовая обстановка. Об ухудшении обстановки сообщает руководство промыс­ лом из дальних районов. В се­ веро-западных квадратах бач­ ки Гамильтон рыба рассеялась, уйдя на мелкие глубины. Из- за этого суточные задания здесь в последние дни не вы­ полняются. Сейчас предполагается на­ править 2 корабля на Джорд- жес-банку. Одновременно е промыслом они будут там дер­ жать под контролем подход сельди. Корабли сельдяного флота в настоящее время промышляют в Баренцевом море, на Джорд- жес-банке и в Северном море. С судов, работающих в Ба­ ренцевом море и на просторах Атлантики, идут добрые вести. С заданиями экипажи успешно справляются. Хуже положение у СРТ. ве­ дущих лов в Северном море. Сырьевая база здесь слабая, и все пять кораблей этой группы заданий не выполняют. Почел\у отрадно на душе Красив Кольский залив в ти­ хую погоду. Мягко разрезая его темно-зеленую гладь, СРТ № 4214, грузно осевший в во­ ду, возвращается в родной порт. На палубе стоят моряки. На сердце легко, отрадно. А почему не радоваться, если уже выполнен план второго квартала и рейсовое задание перевыполнено больше чем в полтора раза. Помню, как в начале рейса мучился с разделкой рыбы ма­ трос Скворцов. Не мог он об­ работать больше 5 рыбин в ми­ нуту. А потом присмотрелся по­ внимательнее к технологу и по­ шел, пошел... До 9 рыбин в минуту к концу рейса стал шкерить. Заметил технолог, что мастер лова Атрошенко обрабатывает палтуса с хвоста. «Может, это случайно у него так получи­ лось?» — подумал Ушаков. Но из виду Атрошенко не упускал. Вскоре убедился, что мастер действительно страдает нехоро­ шей привычкой. Пришлось по­ дойти и сказать, что палтуса надо разделывать с головы. Так быстрее и удобнее. Стал Атрошенко ломать старую при­ вычку. Через несколько дней убедился в правоте технолога. Работа спорилась вдвое быст- рее. л Все шло хорошо. И вдруг шторм. Два дня бесится море. А мы промышляем. Да еще как промышляем! Через каж­ дые два часа полторы тонны на борту. Работают ребята. Тя­ жело, неудобно, но все-таки трюмы наполняются рыбой. Удивительно ловко н быстро обрабатывает рыбу матрос Скворцов. Он может без лиш­ них слов и нытья выполнять любую, работу и притом акку­ ратно. Он может проработать вахту, подвахту и снова вахту без отдыха. Скворцов все мо­ жет и все делает. А вот мат­ рос Платонов — совсем другой человек. Этому ничего не стоит не выполнить порученное зада­ ние. Так что, как говорится, ну­ жен за ним глаз да глаз. В машинной команде своя жизнь. Коллектив здесь друж­ ный. Все команды с мостика в течение всего рейса выполня­ лись четко и своевременно. На переходе в порт механики про­ делали большую работу по ре­ монту двигателя, почистили ко­ тел, чтобы сократить стоянку в порту. Зато как приятно было им, когда на берегу ни одного упрека не мог сделать Регистр. Раз уж речь зашла о ремон­ те, то хочется сказать тут больше. Нам ремонтировали ле­ бедку в плавмаетерской «Ре­ зец». Но как ее отремонтирова­ ли! Например, конические ше­ стерни у привода контроллера нужно было заменить, так как они вышли из строя (большой износ). В ремонтной ведомо­ сти было ясно указано, что тре­ буется ремонт. На «Резце» под­ жали, подправили, лишь бы: сдать с рук. Даже не заменили шпонку, которая тож е . сноси* лась и заклинивала контрол­ лер. Выпади шпонка во время спуска или подъема трала, — такое вполне могло случиться, — а рядом стоит человек, вот и несчастный случай. Хорошо еще, что мы вовремя обнару­ жили и устранили дефект. Кажется, такая малая де­ таль, но она играет важную роль в работе механизма. Члены машинной команды борются за звание команды коммунистического труда. Мно­ го трудится секретарь партий­ ной организации второй меха­ ник тов. Семенов. Он успешно занимается на заочном отделе­ нии в мореходном училище на четвертом курсе. Курсант пятого курса Высше­ го мореходного училища тов. Лис работает на нашем СРТ третьим механиком. Очень спо­ собный товарищ. После окончания Ростовско­ го мореходного училища рабо­ тает мотористом тов. Серов. У него еще не хватает плаватель­ ного ценза на разряд третьего механика. Но упорство и спо­ собности заставляют верить, что из него получится хоро­ ший механик. В. ИВАНИЦКИЙ, второй штурман СРТ Л 4214. Еще не все резервы использованы В июне в счет месячного плана поставок (с учетом до­ полнительного задания) пред­ стоит отгрузить 45 тысяч 600 тонн рыбной продукции. Иначе говоря, ежесуточно надо от­ правлять не менее 1500 тонн рыбы. Все возможности для вы­ полнения плана поставок и м е ­ ются. Траловый флот в эти дни д а е т столько «св^кья», что лишь успевай управляться. Но в первые дни июня* вы­ полнение плана поставок шло неудовлетворительно. Суточ­ ные задания пока не выполня­ ются. Так, б июня было отгру­ жено 1192 тонны, 7 числа — 11% тонн. Задолженность за первую неделю составила око­ ло 2 тысяч тонн. Сказываются недостатки, ха­ рактерные для предыдущих м е ­ сяцев,—нехватка рабочей си­ лы на отдельных решающих участках, организационные не­ поладки, выражающиеся в н е ­ согласованности действий м е ж ­ ду организациями и предприя­ тиями, от которых зависят по­ ставки. Подводят нередко железно­ дорожники: выделяют меньше вагонов, чем заявляется «Мур- манрыбебытом», или подают их с запозданием. Между тем на подходе плавбаза «Ир- кутск», большой рефрижера­ торный траулер «Салтыков- Щедрин». С их приходом поло­ жение еще более осложнится. И тут очень многое будет за­ висеть от четкости в работе железнодорожников. Ы •* Страна ждет рыбу! Быстрее выполнять план поставок рыб­ ной продукции — такова одна иэ важнейших задач, вытекаю­ щих для тружеников бассейна из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по увеличению добы­ чи рыбы и производства рыб­ ной продукции».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz