Рыбный Мурман. 1962 г. Июль.
I БОГАТСТВА РЫБНОГОМУРМАНА—НАРОДУ Мурманск — крупнейший рыбный порт Советского Союза, оплот освоения океанской целины на Севере. В настоящее время на Мурмане вылавливается рыбы зна- адгельно больше, чем в Швеции, Финляндии, Италии, Бельгии, Ирландии и Греции, вместе взятых. Мур" нанск дает свыше пятой части всех рыбных товаров, более половины рыбной муки и рыбьего жира, выраба тываемых в стране. Добыча рыбы непрерывно растет. За три с половиной * гада семилетки только сверх плана выловлены сотни тысяч центнеров. За первые шесть месяцев нынешнего года отправлено сверх плана в различные районы стра ны более 40 эшелонов высококачественной продукции. Постоянная забота партии и правительства о развитии рыбного Мурмана, пополнение промыслового флота де сятками современных судов позволили приступить к ос воению новых районов лова. Если еще несколько лет назад наши рыбаки промышляли вблизи Кольского по луострова, то теперь вымпелы мурманских траулеров развеваются у берегов многих зарубежных стран. Се рверная Атлантика, которую называют «кухней погоды», стала постоянным местом нашего промысла, ареной тру дового соревнования покорителей голубой целины. Недавно Центральный Комитет КПСС и Совет Мини стров СССР приняли постановление «О мерах по уве личению добычи рыбы и производства рыбной продук ции». Значение этого документа трудно переоценить. Он стал конкретной программой действий для тружени ков рыбной промышленности. Успехи рыбаков Заполярья несомненны. Но обсужде ние постановления на кораблях, в цехах, среди ученых выявило огромные резервы, убедительно показало, что и без дополнительных вложений можно на сотни ты сяч центнеров поднять вылов рыбы в северных морях. Что это за резервы? Наш флот насчитывает в своем составе сотни судов. Однотипные корабли работают рядом, на одних и тех же рыбных косяках. Десятки судов регулярно доставля ют в порт сверхплановый улов. В то же время многие экипажи не справляются с заданием. В результате стра на лишается сотен тысяч центнеров трески, окуня, сельди. Значит, наш главный резерв, резерв № 1 — это лик видация отставания большой группы судов. Надо под тянуть каждый отстающий экипаж хотя бы до средне го уровня. Огромное значение приобретает в связи с ^этим внедрение передового опыта, чему до последнего времени не уделялось необходимого внимания. Подлин ными плавучими академиями должны стать опорно-по казательные суда, созданные на базе кораблей коммуни стического труда. Таких опорно-показательных трауле ров в промысловом флоте Мурмана уже двадцать восемь. Экипаж большого морозильного траулера «Салтыков- Щедрин», где капитаном Прокопий Федорович Телов, из года в год перевыполняет план, добивается высоких уло вов. В 1961 году при плане 37,4 тысячи центнеров мо ряки этого корабля дали стране 50,5 тысячи центнеров рыбной продукции. Успешно промышляет коллектив это го судна и в нынешнем году. Многое могут перенять промысловики у экипажа опорно-показательного трау лера J «Сокол», возглавляемого Андреем Семеновичем Стойковым. За первое полугодие им добыто почти вдвое больше рыбы, чем планировалось. Экипаж среднего тра улера IN* 4239 во главе с капитаном Иваном Иванови чем Скороходом уже справился с годовым планом. Намного раньше срока выполнила годовое задание и команда малого траулера «Свобода», руководимая капи таном Григорием Власовичем Котловым. Коммунисты-промысловики, судовые партийные ор- . ганизации стали зачинателями новых форм социалисти ческого соревнования, массового распространения пере дового метода. Все больше моряков участвует в парном в групповом соревновании экипажей кораблей, работа ющих в одном районе. Действенность такого соревнова ния велика. Соревнующиеся экипажи оказывают това- 4 рищескую помощь друг другу. Недаром среди моряков есть теперь такая поговорка: «Соревнуются двое — вы игрывают двое; соревнуется группа— в выигрыше все». Любой экипаж может стать «удачливым» и «везу чим», если во главе его стоит опытный капитан, хоро- игий организатор коллектива. Это убедительно доказали последователи Валентины Гагановой — замечательные промысловики Дмитрий Иванович Шайтанов и Андрей Яковлевич Маклаков. За два с половиной года капитан д. И. Шайтанов вывел из отставания три корабля —* траулеры «Поллукс», «Сириус» и «Североморск». Два траулера «Умба» и «Метеор» — стали передовыми под руководством знатного промысловика А. Я. Маклакова. На широкую дорогу выходят все новые формы рас пространения передового опыта. Часто в море на отста ющий корабль пересаживаются лучшие специалисты с передовых судов. Они не покидают борт, своего подшеф ного, пока на отстающем судне не станут поднимать полные тралы. Большой траулер уходит в открытый океан на три— четыре месяца. Но экипаж не может быть оторван от трудов и радостей любимой страны. Держать людей в курсе всех событий, происходящих на Родине, подни мать моряков на большие дела, доносить до ума и серд ца каждого величие задач коммунистического строитель- . етва — к этому призваны судовые партийные органи- ' лации, политические работники на кораблях. Г. Д Е Н И С О В . Первый секретарь Мурманского обкома КПСС в последнее время обком партия улучшил состав по мощников капитанов, стал глубже вникать в содержание политической работы среди моряков. Коммунисты трау лера «Салтыков-Щедрин» (секретарь партийной орга низации И. Т. Перминов) сцементировали коллектив, в воспитательной работе доходят до каждого человека, знают его нужды, заботы. Из рейса в рейс растут ряды ударников коммунистического труда. Областной коми тет КПСС заслушал на заседании бюро отчет о деятель ности этой партийной организации, распространяет ее опыт на все корабли промыслового флота. Рыбак Мурмана — отважный труженик моря. Он до стоин того, чтобы о нем была проявлена настоящая забо та, чтобы его досуг был интересен и содержателен. Ведь от уровня политической работы и культурного обслу живания рыбаков зависит в значительной степени и ус пех лова. Крупнейшей проблемой сегодняшнего рыбного Мурма на стала диспропорция между развитием флота и бере говой базой. Флот значительно обогнал берег. Судоре монтные предприятия, причальная линия, рыбообраба тывающая база остались на уровне 50-х годов. Отсюда огромные простои судов. Только в первом полугодии они составили в общей сложности свыше 1.800 суток. Это равносильно тому, что десять кораблей в течение по- лутода не участвовали в добыче рыбы. Сейчас местными партийными и хозяйственными ор ганизациями изыскиваются пути сокращения этих про стоев. Если повысить коэффициент сменности на судо ремонтных предприятиях хотя бы до двух вместо суще ствующего 1,4, то время пребывания траулеров в ре монте сократится в полтора раза. Следовательно, страна получит дополнительно много рыбы. Моряки промыслового флота накопили немалый опыт ремонта судовых механизмов своими силами. Машинные команды траулеров «Гродно», «Сокол», среднего трауле ра X: 715 во главе со старшими механиками тг. Бесса рабом, Степаненко, Бранковым не прибегают к крупно му заводскому ремонту в течение шести лет. Если рас пространить их метод работы только на паровые суда тралового флота, то это будет равнозначно увеличению флота на десять кораблей. Расширение Мурманского рыбного порта отнесено к числу особо важных строек. Однако работы здесь ведут В Мурманском рыбном порту. Фото В. Светова. ся медленно, Недостает квалифицированных кадров, строительных материалов и механизмов. Мурманчане ждут от Госплана СССР и Всероссийского совета народ ного хозяйства конкретной помощи и постоянного вни мания к крупной заполярной стройке. Многого мы ждем и от работников науки. Чтобы из го да в род увеличивать вылов рыбы, работать ритмично, надо располагать надежной сырьевой базой. Подгото вить ее для моряков, изучить новые резервные районы промысла и должны работники Полярного института рыбного хозяйства, других научных учреждений. Но этим не может ограничиться помощь науки нашим про мысловикам. Необходимо настойчиво совершенствовать орудия лова, технологию добычи рыбы и производства рыбных товаров. Химики должны создать синтетические материалы для производства облегченных тралов и неводов, по зволяющих широко внедрять скоростное траление. Про веденные нашими моряками эксперименты показали, что на повышенных скоростях траления вылов рыбы увели чивается в среднем на десять процентов. Речь идет, та ким образом, о 500 тысячах центнеров дополнительного улова. Научные учреждения страны, ведущие конструктор ские бюро Москвы, Ленинграда и других городов страны могут и должны принять активное участие в создании рыборазделочных машин. Таких машин уже много лет ждут на судах промыслового флота. Трудящиеся рыбного Мурмана видят главную задачу в том, чтобы дать населению больше рыбных товаров с минимальными затратами труда и средств. Все уси лия направлены к тому, чтобц увеличить выход пище вой продукции из каждого центнера добытой рыбы. Ос новной путь к этому—доставка ее в порт в свежем ви- де.^В прошлые годы у нас плохо обстояло дело с заготов кой так называемого «свежья». Значительная часть уло ва шла в посол. Получалось ненормальное положение: при перевыполнении плана добычи флот не справлялся с выпуском товарной продукции. Сейчас положение изменилось. Моряки траулера «Ку- рейка», возглавляемого опытным капитаном коммуни стом В. К. Лысенко, зажгли на флоте новый яркий ма як. Они стали доставлять в порт более 80 процентов до- ‘ бытой рыбы в свежем виде. Экипажи многих трауле ров стали работать по методу передовиков. Это позволи ло уже в первой половине нынешнего года значительно перевыполнить план доставки свежей рыбы и тем резко увеличить выпуск пищевой продукции. Инициатор этого начинания — экипаж «Курейки»—• поставил перед собой цель: выполнить два годовых пла на по доставке рыбы в свежем виде. Его примеру следу ют моряки других судов. Уже в нынешнем году значи- аельно возрастет выпуск свежемороженой продукции, слабосоленых рыбных товаров. Чтобы резко увеличить выход пищевой продукции из каждого центнера добытой рыбы, нужно также дать про мысловому флоту больше мощных холодильных устано вок. Это позволит не только увеличить выпуск продук ции, но и значительно улучшить ее качество. Наиболее полно таким требованиям должен отвечать новый тип промыслового судна — плавучий комбинат, способный не только добывать рыбу, но и замораживать ее и доставлять в порт готовую продукцию. Именно та кие корабли должны прийти на смену устаревшим па ровым траулерам. Пополнение флота этими судами даст возможность значительно сократить разрыв между раз витием флота и береговой базы. • * * * На днях в Мурманске состоялось собрание активара- ботников рыбной промышленности Северного бассейна. Обсуждались пути выполнения задач, поставленных пар тией и правительством перед тружениками моря. Боль шой разговор о резервах завершился принятием нового социалистического обязательства. Рыбаки Севера дали слово досрочно завершить годовой план и выловить ceepjt него в четвертом году семилетки 500 тысяч цент неров рыбы, отгрузить стране 340 тысяч центнеров ры бопродукции, снизить ее себестоимость на один процент. Мурманчане обязались добыть дополнительно 340 тысяч центнеров, рыбаки Архангельской области — 110 тысяч центнеров, Карельской АССР — 50 тысяч центнеров рыбы. Здесь же был принят вызов дальневосточных рыба ков на социалистическое соревнование. Передовики рыб ного Мурмана и Дальнего Бостона подписали договор о соревновании между двумя крупнейшими бассейнами страны. Кто бы ни победил в нем, выиграют все. На* селение получит дополнительно сотни тысяч центнеров рыбных товаров. Увеличение добычи рыбы и производства рыбной про дукции будет лучшим вкладом тружеников Мурмана в создание материально-технической базы коммунизма, з осуществление исторических решений ХХП съезда партии. («Правда», 13 июля 1962 г.). «РЫБНЫЙ МУРМАН» 17 июля 1962 г. ‘ ,3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz