Рыбный Мурман. 1962 г. Июль.

I БОГАТСТВА РЫБНОГОМУРМАНА—НАРОДУ Мурманск — крупнейший рыбный порт Советского Союза, оплот освоения океанской целины на Севере. В настоящее время на Мурмане вылавливается рыбы зна- адгельно больше, чем в Швеции, Финляндии, Италии, Бельгии, Ирландии и Греции, вместе взятых. Мур" нанск дает свыше пятой части всех рыбных товаров, более половины рыбной муки и рыбьего жира, выраба­ тываемых в стране. Добыча рыбы непрерывно растет. За три с половиной * гада семилетки только сверх плана выловлены сотни тысяч центнеров. За первые шесть месяцев нынешнего года отправлено сверх плана в различные районы стра­ ны более 40 эшелонов высококачественной продукции. Постоянная забота партии и правительства о развитии рыбного Мурмана, пополнение промыслового флота де­ сятками современных судов позволили приступить к ос­ воению новых районов лова. Если еще несколько лет назад наши рыбаки промышляли вблизи Кольского по­ луострова, то теперь вымпелы мурманских траулеров развеваются у берегов многих зарубежных стран. Се­ рверная Атлантика, которую называют «кухней погоды», стала постоянным местом нашего промысла, ареной тру­ дового соревнования покорителей голубой целины. Недавно Центральный Комитет КПСС и Совет Мини­ стров СССР приняли постановление «О мерах по уве­ личению добычи рыбы и производства рыбной продук­ ции». Значение этого документа трудно переоценить. Он стал конкретной программой действий для тружени­ ков рыбной промышленности. Успехи рыбаков Заполярья несомненны. Но обсужде­ ние постановления на кораблях, в цехах, среди ученых выявило огромные резервы, убедительно показало, что и без дополнительных вложений можно на сотни ты­ сяч центнеров поднять вылов рыбы в северных морях. Что это за резервы? Наш флот насчитывает в своем составе сотни судов. Однотипные корабли работают рядом, на одних и тех же рыбных косяках. Десятки судов регулярно доставля­ ют в порт сверхплановый улов. В то же время многие экипажи не справляются с заданием. В результате стра­ на лишается сотен тысяч центнеров трески, окуня, сельди. Значит, наш главный резерв, резерв № 1 — это лик­ видация отставания большой группы судов. Надо под­ тянуть каждый отстающий экипаж хотя бы до средне­ го уровня. Огромное значение приобретает в связи с ^этим внедрение передового опыта, чему до последнего времени не уделялось необходимого внимания. Подлин­ ными плавучими академиями должны стать опорно-по­ казательные суда, созданные на базе кораблей коммуни­ стического труда. Таких опорно-показательных трауле­ ров в промысловом флоте Мурмана уже двадцать восемь. Экипаж большого морозильного траулера «Салтыков- Щедрин», где капитаном Прокопий Федорович Телов, из года в год перевыполняет план, добивается высоких уло­ вов. В 1961 году при плане 37,4 тысячи центнеров мо­ ряки этого корабля дали стране 50,5 тысячи центнеров рыбной продукции. Успешно промышляет коллектив это­ го судна и в нынешнем году. Многое могут перенять промысловики у экипажа опорно-показательного трау­ лера J «Сокол», возглавляемого Андреем Семеновичем Стойковым. За первое полугодие им добыто почти вдвое больше рыбы, чем планировалось. Экипаж среднего тра­ улера IN* 4239 во главе с капитаном Иваном Иванови­ чем Скороходом уже справился с годовым планом. Намного раньше срока выполнила годовое задание и команда малого траулера «Свобода», руководимая капи­ таном Григорием Власовичем Котловым. Коммунисты-промысловики, судовые партийные ор- . ганизации стали зачинателями новых форм социалисти­ ческого соревнования, массового распространения пере­ дового метода. Все больше моряков участвует в парном в групповом соревновании экипажей кораблей, работа­ ющих в одном районе. Действенность такого соревнова­ ния велика. Соревнующиеся экипажи оказывают това- 4 рищескую помощь друг другу. Недаром среди моряков есть теперь такая поговорка: «Соревнуются двое — вы­ игрывают двое; соревнуется группа— в выигрыше все». Любой экипаж может стать «удачливым» и «везу­ чим», если во главе его стоит опытный капитан, хоро- игий организатор коллектива. Это убедительно доказали последователи Валентины Гагановой — замечательные промысловики Дмитрий Иванович Шайтанов и Андрей Яковлевич Маклаков. За два с половиной года капитан д. И. Шайтанов вывел из отставания три корабля —* траулеры «Поллукс», «Сириус» и «Североморск». Два траулера «Умба» и «Метеор» — стали передовыми под руководством знатного промысловика А. Я. Маклакова. На широкую дорогу выходят все новые формы рас­ пространения передового опыта. Часто в море на отста­ ющий корабль пересаживаются лучшие специалисты с передовых судов. Они не покидают борт, своего подшеф­ ного, пока на отстающем судне не станут поднимать полные тралы. Большой траулер уходит в открытый океан на три— четыре месяца. Но экипаж не может быть оторван от трудов и радостей любимой страны. Держать людей в курсе всех событий, происходящих на Родине, подни­ мать моряков на большие дела, доносить до ума и серд­ ца каждого величие задач коммунистического строитель- . етва — к этому призваны судовые партийные органи- ' лации, политические работники на кораблях. Г. Д Е Н И С О В . Первый секретарь Мурманского обкома КПСС в последнее время обком партия улучшил состав по­ мощников капитанов, стал глубже вникать в содержание политической работы среди моряков. Коммунисты трау­ лера «Салтыков-Щедрин» (секретарь партийной орга­ низации И. Т. Перминов) сцементировали коллектив, в воспитательной работе доходят до каждого человека, знают его нужды, заботы. Из рейса в рейс растут ряды ударников коммунистического труда. Областной коми­ тет КПСС заслушал на заседании бюро отчет о деятель­ ности этой партийной организации, распространяет ее опыт на все корабли промыслового флота. Рыбак Мурмана — отважный труженик моря. Он до­ стоин того, чтобы о нем была проявлена настоящая забо­ та, чтобы его досуг был интересен и содержателен. Ведь от уровня политической работы и культурного обслу­ живания рыбаков зависит в значительной степени и ус­ пех лова. Крупнейшей проблемой сегодняшнего рыбного Мурма­ на стала диспропорция между развитием флота и бере­ говой базой. Флот значительно обогнал берег. Судоре­ монтные предприятия, причальная линия, рыбообраба­ тывающая база остались на уровне 50-х годов. Отсюда огромные простои судов. Только в первом полугодии они составили в общей сложности свыше 1.800 суток. Это равносильно тому, что десять кораблей в течение по- лутода не участвовали в добыче рыбы. Сейчас местными партийными и хозяйственными ор­ ганизациями изыскиваются пути сокращения этих про­ стоев. Если повысить коэффициент сменности на судо­ ремонтных предприятиях хотя бы до двух вместо суще­ ствующего 1,4, то время пребывания траулеров в ре­ монте сократится в полтора раза. Следовательно, страна получит дополнительно много рыбы. Моряки промыслового флота накопили немалый опыт ремонта судовых механизмов своими силами. Машинные команды траулеров «Гродно», «Сокол», среднего трауле­ ра X: 715 во главе со старшими механиками тг. Бесса­ рабом, Степаненко, Бранковым не прибегают к крупно­ му заводскому ремонту в течение шести лет. Если рас­ пространить их метод работы только на паровые суда тралового флота, то это будет равнозначно увеличению флота на десять кораблей. Расширение Мурманского рыбного порта отнесено к числу особо важных строек. Однако работы здесь ведут­ В Мурманском рыбном порту. Фото В. Светова. ся медленно, Недостает квалифицированных кадров, строительных материалов и механизмов. Мурманчане ждут от Госплана СССР и Всероссийского совета народ­ ного хозяйства конкретной помощи и постоянного вни­ мания к крупной заполярной стройке. Многого мы ждем и от работников науки. Чтобы из го­ да в род увеличивать вылов рыбы, работать ритмично, надо располагать надежной сырьевой базой. Подгото­ вить ее для моряков, изучить новые резервные районы промысла и должны работники Полярного института рыбного хозяйства, других научных учреждений. Но этим не может ограничиться помощь науки нашим про­ мысловикам. Необходимо настойчиво совершенствовать орудия лова, технологию добычи рыбы и производства рыбных товаров. Химики должны создать синтетические материалы для производства облегченных тралов и неводов, по­ зволяющих широко внедрять скоростное траление. Про­ веденные нашими моряками эксперименты показали, что на повышенных скоростях траления вылов рыбы увели­ чивается в среднем на десять процентов. Речь идет, та­ ким образом, о 500 тысячах центнеров дополнительного улова. Научные учреждения страны, ведущие конструктор­ ские бюро Москвы, Ленинграда и других городов страны могут и должны принять активное участие в создании рыборазделочных машин. Таких машин уже много лет ждут на судах промыслового флота. Трудящиеся рыбного Мурмана видят главную задачу в том, чтобы дать населению больше рыбных товаров с минимальными затратами труда и средств. Все уси­ лия направлены к тому, чтобц увеличить выход пище­ вой продукции из каждого центнера добытой рыбы. Ос­ новной путь к этому—доставка ее в порт в свежем ви- де.^В прошлые годы у нас плохо обстояло дело с заготов­ кой так называемого «свежья». Значительная часть уло­ ва шла в посол. Получалось ненормальное положение: при перевыполнении плана добычи флот не справлялся с выпуском товарной продукции. Сейчас положение изменилось. Моряки траулера «Ку- рейка», возглавляемого опытным капитаном коммуни­ стом В. К. Лысенко, зажгли на флоте новый яркий ма­ як. Они стали доставлять в порт более 80 процентов до- ‘ бытой рыбы в свежем виде. Экипажи многих трауле­ ров стали работать по методу передовиков. Это позволи­ ло уже в первой половине нынешнего года значительно перевыполнить план доставки свежей рыбы и тем резко увеличить выпуск пищевой продукции. Инициатор этого начинания — экипаж «Курейки»—• поставил перед собой цель: выполнить два годовых пла­ на по доставке рыбы в свежем виде. Его примеру следу­ ют моряки других судов. Уже в нынешнем году значи- аельно возрастет выпуск свежемороженой продукции, слабосоленых рыбных товаров. Чтобы резко увеличить выход пищевой продукции из каждого центнера добытой рыбы, нужно также дать про­ мысловому флоту больше мощных холодильных устано­ вок. Это позволит не только увеличить выпуск продук­ ции, но и значительно улучшить ее качество. Наиболее полно таким требованиям должен отвечать новый тип промыслового судна — плавучий комбинат, способный не только добывать рыбу, но и замораживать ее и доставлять в порт готовую продукцию. Именно та­ кие корабли должны прийти на смену устаревшим па­ ровым траулерам. Пополнение флота этими судами даст возможность значительно сократить разрыв между раз­ витием флота и береговой базы. • * * * На днях в Мурманске состоялось собрание активара- ботников рыбной промышленности Северного бассейна. Обсуждались пути выполнения задач, поставленных пар­ тией и правительством перед тружениками моря. Боль­ шой разговор о резервах завершился принятием нового социалистического обязательства. Рыбаки Севера дали слово досрочно завершить годовой план и выловить ceepjt него в четвертом году семилетки 500 тысяч цент­ неров рыбы, отгрузить стране 340 тысяч центнеров ры­ бопродукции, снизить ее себестоимость на один процент. Мурманчане обязались добыть дополнительно 340 тысяч центнеров, рыбаки Архангельской области — 110 тысяч центнеров, Карельской АССР — 50 тысяч центнеров рыбы. Здесь же был принят вызов дальневосточных рыба­ ков на социалистическое соревнование. Передовики рыб­ ного Мурмана и Дальнего Бостона подписали договор о соревновании между двумя крупнейшими бассейнами страны. Кто бы ни победил в нем, выиграют все. На* селение получит дополнительно сотни тысяч центнеров рыбных товаров. Увеличение добычи рыбы и производства рыбной про­ дукции будет лучшим вкладом тружеников Мурмана в создание материально-технической базы коммунизма, з осуществление исторических решений ХХП съезда партии. («Правда», 13 июля 1962 г.). «РЫБНЫЙ МУРМАН» 17 июля 1962 г. ‘ ,3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz