Рыбный Мурман. 1962 г. Июль.

Ис сл едов ания ПИНРО в северо-западной Атлантике Учитывая значительный рост интенсивности промысла в севе­ ро-западной Атлантике и необхо­ димость рационального использо­ вания сырьевых ресурсов, особо важное значение приобретают ра­ боты по исследованию ранних стадий жизни промысловых рыб кал; один из факторов попол­ нения запаса. Необходимость в заблаговремен­ ном прогнозировании величины запасов промысловых рыб на не­ сколько лет вперед требует под­ робного изучения жизненного цик­ ла этих рыб, начиная с самых ранних стадий, их развития и за­ кономерностей динамики числен­ ности каждого вида рыбы. Следу­ ет отметить, что проблема динами­ ки численности одна из самых сложных проблем современной биологии, для разрешения которой необходимы многочисленные ис­ следования — такие, как выявле­ ние причин, обуславливающих выживание или гибель молоди в ранний период жизни, закономер­ ностей и условий размножения (нереста). Роль этих факторов в жизни рыб огромна. От них же зависит производительность про­ мысла в течение ряда лет. Так, иапример, если условия нереста были благоприятными и выжива­ емость икры и личиночных стадий высокая, то в дальнейшем мож­ но ожидать и большую числен­ ность молоди этого поколения. Ежегодное пополнение промыс­ лового запаса рыб обеспечивает высокую производительность про­ мысла в течение большого ряда нет. Ярким примером тому может послужить треска Западной Грен­ ландии. Поколение 1937 года этой трески было высокоурожайным и использовалось промыслом вплоть до 1947 года. В Баренцевом море как наиболее урожайное было оце­ нено поколение трески 1950 года, wo в следующие годы подтверди­ лось практикой. Учет молоди пикши и трески в Баренцевом море Полярный науч­ но-исследовательский институт начал проводить с 1946 года. Эти работы были поставлены с целью определения ежегодного пополне­ ния запаса рыб и долгосрочного прогнозирования состояния сырье­ вой базы для тралового лова. Применяемая методика учета молоди заключается в следующем: проводится учет молоди на пер­ вом году жизни; учет ее на вто­ ром и третьем годах с целью уточ­ нения оценки урожая, полученно­ го на основании учета первого го­ да; проверка правильности уро­ жая результатами промысла в по­ следующие годы. В качестве коли­ чественного показателя принима­ ется улов молоди различного воз­ раста на один час траления. К молоди отнесены экземпляры тре­ ски и пикши до 36 см в возрасте 1— 3 года. Учет молоди проводит­ ся обычно в осенне-злиний пери­ од с ноября по март. Орудием ло­ ва служит 25-метровый промыс­ ловый донный трал с рубашкой из мелкоячейной хлопчатобумаж­ ной дели, вставленной в куток мешка. Длина такой рубашки со­ ставляет 6— 8 метров. На основании относительной численности молоди, представле­ ние о которой дает количествен­ ный показатель улова на час тра­ ления, размерного и возрастного состава рыб, сопоставления раз­ мерного состава за ряд лет, оп­ ределяется урожайность того или иного поколения трески и пикши. Во внимание всегда прнимается и такой важный факт, как ареал мо­ лоди, то есть ее распределение за каждый исследуемый период. На­ капливание таких данных за ряд лет позволяет заблаговременно да­ вать прогноз состояния относи­ тельного запаса этих видов рыб. В последнее время, учитывая важность этих исследований, ста­ ли планироваться специальные рейсы. В декабре—марте 1961— 1962 гт. учет молоди трески и пикши впервые был проведен в районах северо-западной Атлан­ тики. Экспедицией сотрудников ПИНРО на траулере «Победа» бы­ ли обследованы основные про­ мысловые квадраты районов Юж­ ного Лабрадора, Большой Ньюфа­ ундлендской банки и Новой Шот­ ландии. В результате проведенного ис­ следования был получен предва­ рительный материал по распреде­ лению молоди трески и пикши, составлены подробные гидрологи­ ческие карты районов, проведен анализ размерного состава и пи­ тания молоди. Выяснилось, что молодь трески встречается во всех проверенных районах, за ис­ ключением Джорджес-банки. Наи­ большее количество молоди в уло­ вах на час траления отмечено в районе Южного Лабрадора. Об­ щей закономерностью для всей проверенной акватории является то, что основная масса молоди держится на глубинах от 100 до 300 метров. В целом для Лабрадорско-Нью­ фаундлендского бассейна преобла­ дающими поколениями можно счи­ тать поколения 1960 и 1959 гг., за исключением банки Сент- Пьер, где преобладало поколение 1961 года. В районе Новой Шот­ ландии основная масса уловов также состояла из особей поколе­ ний 1960 и 1959 гг. Пикша — как рыба более теп­ лолюбивая, в отличие от трески, далеко на север не заходит и аре­ ал ее намного ограничен. В иссле-1 дуемый период севернее 46 гра­ дуса северной широты молодь пикши не попадалась. Наибольшее ее количество в уловах на час траления отмечено на Юго-Запад- ном склоне Большой Ньюфаунд­ лендской банки и на банке Джорд­ жес. В районах Новой Шотландии молодь пикши встречается в не­ больших количествах и значи­ тельных концентраций не образу­ ет. Основная масса молоди в этот период держится глубин 50— 250 метров л глубже 300 метров не обнаружена. Наиболее полные данные по размерному составу молоди пикши получены для районов Юго-За­ падного склона Большой Ньюфа­ ундлендской банки и Джорджес- баики. Основываясь на данных возрастных определений, прове­ денных ПИНРО для молоди пик­ ши Баренцева моря, можно пола­ гать, что основная масса молоди, пойманной в районе Юго-Запад­ ного склона БНБ, принадлежит к поколению 1959 года. Полученные данные дают пред­ ставление об относительной чис­ ленности молоди трески и пикши и после изучения возраста могут послужить основанием для ха­ рактеристики урожайности от­ дельных поколений. М. НЕВ ИНСКИй , младший научный сотрудник лабора­ тории донных рыб ПИНРО. Хорошими трудовыми делами подкрепляют свои обязательства, принятые в соревновании с дальневосточными промысловиками, мо­ ряки траулера .Минск». При годовом плане 13.800 центнеров они уже добыли около 8.000 центнеров рыбы. На снимке: траулер «Минск» в порту, ygg з 3 9 9 B S seeeeeeeseceeeeeceaesooec Недолов уменьшается Неблагоприятно сложились вна­ чале дела у экипаж а БМРТ «Дружба» . В первом квартале из-за плохой сырьевой базы , тех­ нических неполадок, особенно хо ­ лодильной установки, из-за поте­ ри времени, затраченного на экс­ периментальные работы, моряки с квартальным планом не справи­ лись. Еще более тяжелым был апрель. Траулер вел промысел в Баренцевом море. Прогнозы ПИН РО не оправдались, экипаж оказался в пролове. В начале третьего рейса п ар ­ тийная организация развернула соревнование под лозунгом лик­ видировать недолов. Ход соревнования оперативно отраж ался в стенной печати. Вы­ вешивали графики выполнения су­ точных заданий . Проводимая ра- бота д ал а первые результаты . 29 июня экипаж выполнил ллан второго квартала и значительно сократил недолов. Выработано 1250 тонн готовой продукции. Моряки решили в ответ на П о ­ становление ЦК КПСС и Сове­ та Министров СССР не только ликвидировать недолов, но и вы ­ полнить досрочно задание третье­ го квартала . И. ЯРОВОЙ, помполит. Рационализаторские предложения, принятые в 1961 году для внедрения в траловом флоте 1. Новый способ выборки оття­ жек. Д о настоящего времени при спуске трала на БМ РТ с отечест­ венной схемой промыслового уст­ ройства подъем кабелей в подвес- вые и направляющие ролики осу­ щ ествлялся следующим образом: специальным гачком зацепляли кабель и при помощи оттяжки выбирали через пеллинги, о гр аж ­ дающие слип. Эта работа весьма трудоемкая и небезопасна для мо­ ряков . • Старшим мастером по добыче БМ РТ «Куприн» тот. Харитоновым предлож ен и внедрен на трауле­ ре новый способ выборки оттяжек д л я подъема кабелей со слипа в водвесные и поворотные ролики. В результате применения пред­ лож ения Харитонова выборка о ттяж ек через блоки значительно облегчена и ускорен сам процесс выборки. 2. Реконструкция ползуна и фо- варя направляющей крейцкопфа варовой машины типа К-5 190/120 Свидницкого завода. Паровые машины пародннамо 20 квт., установленные на трау­ лерах польской постройки, часто выходят из строя н требуют ре­ монта. Причиной аварии паровых ма- шин является то, что между мо- тылевым болтом и юбкой при по­ ложении. поршня в ВМТ, сущест­ вует недопустимо малый зазор, что является конструктивным не­ достатком этой машины. При не­ большой слабине в головном сое­ динении зазор еще более умень­ шается, и мотылевыи болт у д ар я ­ ет в юбку. Юбка, а затем и к ар ­ тер паровой машины разбиваю т­ ся, происходит авария , на устра­ нение которой - затрачиваются большие средства. Групповой механик тралового флота тов. Калюк предложил ре­ конструировать ползун и фонарь с направляющей крейцкопфа п а ­ ровой машины типа К-5 190/120 Свидницкого завода . Обществен­ ным конструкторским бюро тр ало ­ вого флота разработаны рабочие чертежи № 003 и 004 на эту ре­ конструкцию. При реконструкции необходимо для увеличения зазора между мотылевым болтом и юбкой паро­ вой машины сторцевать с нижней части одного ползуна и с нижней части направляющей крейькопфа по 10 мм. Это позволит предохра­ нить паровые машины пародина- мо 20 квт. от аварии и облег­ чит доступ к гайкам мотылевых болтов при профилактических ос­ мотрах и ремонтах машин. 3. Штамп для изготовления нижней манжеты. утрамбовщи*)0 гидропресса рыбомучной установ­ ки БМРТ типа «Пущкинэ.,: При эксплуатации гидропресса рыбомучгиых ycTiailOBOK на БМРТ типа «Пушкин» • нижние манжеты утрамбовщика изнашиваются и требуют замены. Механиком-наладчиком БМРТ- 240 тов. Антоновым предложен штамп для изготовления таких манжет в условиях судна. Обще- ственным конструкторским бюро тралового флота разработана кон­ струкция штампа для изготовле­ ния кожаных манжет (чертеж № 008 ОКБ Т. Ф.). Материалом для изготовления детален штампа служит сталь марки 3. Штамп может быть из­ готовлен в судовой мастерской силами личного состава. 4. Автоматическое отключение аммиачных компрессоров при по­ вышении давления аммиака. На плавбазе «Северодвинск» в электрической схеме управления аммиачными компрессорами не предусмотрена система автомати­ ческого отключения компрессоров при повышении давления аммиа­ ка. Есть лишь система сигнали­ зации на случай повышения или понижения давления аммиака. Этого явн о - недостаточно, так как при. значительном повышении д а в ­ ления аммиака в системе может произойти разрыв трубопроводов. Для избежания аварии трубо­ проводов в случае значительного повышения давления аммиака электромехаником тралового фло­ та Е. В. Рыжовым предложена следующая система1 автоматики: V в цепь евгнаднзадвн .включает* f • ся электромагнитное реле, через контакты которого осуществляет­ ся питание линейных контакторов. При повышении давления аммиа­ ка срабатывает прессостат, кон­ такт которого включает систему сигнализации и одновременно по­ дает питание на электромагнитное реле, через контакты которого пи­ тается катушка линейного кон­ тактора . Реле срабатывает, линей­ ные контакты отключаются от се­ ти, и компрессор останавливается . Применение автоматического от­ ключения обеспечивает соблюде­ ние правил охраны труда и техни­ ки безопасности, а такж е предот­ вращ ает возможную при повыше­ нии давления аммиака аварию. Д л я внедрения предложения не­ обходимо включать в систему уп­ равления три реле на 220 вольт с нормально закрытыми контактами. 5. Изменение системы смазки пальцев промысловых роликов на траулерах типа «Пионер». Система смазки палы: ев про­ мысловых роликов на траулерах типа «Пионер» имеет существен­ ный недостаток. Подача тавота в систему производится путем пово­ рота специальной пробки на резь ­ бе с помощью ключа. Это крайне неудобно, особенно при смазке пальцев подвесных роликов трало ­ вых дуг. Старшим помощником напитана РТ-215 тов. Новожиловым предло­ жено изменить систему смазки пальцев промысловых роликов. Чертеж на изменение системы рваэки . пальцев промысловых ро­ ликов М? Q05 выпущен обществен­ ном конструкторским бюро. А. Ледовое,,. места . времени* штагов фок-мачты на траулерах польской постройки. Н а РТ польской постройки сто­ ячий такел аж фок-мачты — фор- ш таг и фор-стевень-штаг в процес­ се эксплуатации сильно вытянул­ ся. В настоящее время на этих траулерах талрепы фор-штага и фор-етевень-штага выбраны до предела, но не обеспечивают нор­ мального натяж ения стоячего т а ­ келаж а . При подъеме уловов ры­ бы на палубу с помощью грузо ­ вых стрел наблюдается большая вибрация фок-мачты. Вибрация увеличивается при работе в зим­ них условиях. Д л я уменьшения вибрации фок-мачты необходима переростка огонов фок-штага и фор-стевень-штага, что связано с большими затратами и возможно только при применении спеги- альной машины. Морским инспектором тралово ­ го флота т. Губановым предложен способ устранения слабины стоя­ чего та к ел аж а фок-мачты путем переноса места крепления штагов фок-мачты в нос на козырек фор­ штевня. Применение предложенного спо ­ соба позволяет привести в нор-* мальное техническое состояние стоячий так ел аж фок-мачты в обеспечивает возможность регули­ ровки натяж ения его за счет уве­ личения расстояния на 300 мм ме­ ж д у старым и новым местами крепления стоячего так ел аж а . «РЫБНЫЙ МУРМАН» юиюля т г шу 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz