Рыбный Мурман. 1962 г. Июль.
Ис сл едов ания ПИНРО в северо-западной Атлантике Учитывая значительный рост интенсивности промысла в севе ро-западной Атлантике и необхо димость рационального использо вания сырьевых ресурсов, особо важное значение приобретают ра боты по исследованию ранних стадий жизни промысловых рыб кал; один из факторов попол нения запаса. Необходимость в заблаговремен ном прогнозировании величины запасов промысловых рыб на не сколько лет вперед требует под робного изучения жизненного цик ла этих рыб, начиная с самых ранних стадий, их развития и за кономерностей динамики числен ности каждого вида рыбы. Следу ет отметить, что проблема динами ки численности одна из самых сложных проблем современной биологии, для разрешения которой необходимы многочисленные ис следования — такие, как выявле ние причин, обуславливающих выживание или гибель молоди в ранний период жизни, закономер ностей и условий размножения (нереста). Роль этих факторов в жизни рыб огромна. От них же зависит производительность про мысла в течение ряда лет. Так, иапример, если условия нереста были благоприятными и выжива емость икры и личиночных стадий высокая, то в дальнейшем мож но ожидать и большую числен ность молоди этого поколения. Ежегодное пополнение промыс лового запаса рыб обеспечивает высокую производительность про мысла в течение большого ряда нет. Ярким примером тому может послужить треска Западной Грен ландии. Поколение 1937 года этой трески было высокоурожайным и использовалось промыслом вплоть до 1947 года. В Баренцевом море как наиболее урожайное было оце нено поколение трески 1950 года, wo в следующие годы подтверди лось практикой. Учет молоди пикши и трески в Баренцевом море Полярный науч но-исследовательский институт начал проводить с 1946 года. Эти работы были поставлены с целью определения ежегодного пополне ния запаса рыб и долгосрочного прогнозирования состояния сырье вой базы для тралового лова. Применяемая методика учета молоди заключается в следующем: проводится учет молоди на пер вом году жизни; учет ее на вто ром и третьем годах с целью уточ нения оценки урожая, полученно го на основании учета первого го да; проверка правильности уро жая результатами промысла в по следующие годы. В качестве коли чественного показателя принима ется улов молоди различного воз раста на один час траления. К молоди отнесены экземпляры тре ски и пикши до 36 см в возрасте 1— 3 года. Учет молоди проводит ся обычно в осенне-злиний пери од с ноября по март. Орудием ло ва служит 25-метровый промыс ловый донный трал с рубашкой из мелкоячейной хлопчатобумаж ной дели, вставленной в куток мешка. Длина такой рубашки со ставляет 6— 8 метров. На основании относительной численности молоди, представле ние о которой дает количествен ный показатель улова на час тра ления, размерного и возрастного состава рыб, сопоставления раз мерного состава за ряд лет, оп ределяется урожайность того или иного поколения трески и пикши. Во внимание всегда прнимается и такой важный факт, как ареал мо лоди, то есть ее распределение за каждый исследуемый период. На капливание таких данных за ряд лет позволяет заблаговременно да вать прогноз состояния относи тельного запаса этих видов рыб. В последнее время, учитывая важность этих исследований, ста ли планироваться специальные рейсы. В декабре—марте 1961— 1962 гт. учет молоди трески и пикши впервые был проведен в районах северо-западной Атлан тики. Экспедицией сотрудников ПИНРО на траулере «Победа» бы ли обследованы основные про мысловые квадраты районов Юж ного Лабрадора, Большой Ньюфа ундлендской банки и Новой Шот ландии. В результате проведенного ис следования был получен предва рительный материал по распреде лению молоди трески и пикши, составлены подробные гидрологи ческие карты районов, проведен анализ размерного состава и пи тания молоди. Выяснилось, что молодь трески встречается во всех проверенных районах, за ис ключением Джорджес-банки. Наи большее количество молоди в уло вах на час траления отмечено в районе Южного Лабрадора. Об щей закономерностью для всей проверенной акватории является то, что основная масса молоди держится на глубинах от 100 до 300 метров. В целом для Лабрадорско-Нью фаундлендского бассейна преобла дающими поколениями можно счи тать поколения 1960 и 1959 гг., за исключением банки Сент- Пьер, где преобладало поколение 1961 года. В районе Новой Шот ландии основная масса уловов также состояла из особей поколе ний 1960 и 1959 гг. Пикша — как рыба более теп лолюбивая, в отличие от трески, далеко на север не заходит и аре ал ее намного ограничен. В иссле-1 дуемый период севернее 46 гра дуса северной широты молодь пикши не попадалась. Наибольшее ее количество в уловах на час траления отмечено на Юго-Запад- ном склоне Большой Ньюфаунд лендской банки и на банке Джорд жес. В районах Новой Шотландии молодь пикши встречается в не больших количествах и значи тельных концентраций не образу ет. Основная масса молоди в этот период держится глубин 50— 250 метров л глубже 300 метров не обнаружена. Наиболее полные данные по размерному составу молоди пикши получены для районов Юго-За падного склона Большой Ньюфа ундлендской банки и Джорджес- баики. Основываясь на данных возрастных определений, прове денных ПИНРО для молоди пик ши Баренцева моря, можно пола гать, что основная масса молоди, пойманной в районе Юго-Запад ного склона БНБ, принадлежит к поколению 1959 года. Полученные данные дают пред ставление об относительной чис ленности молоди трески и пикши и после изучения возраста могут послужить основанием для ха рактеристики урожайности от дельных поколений. М. НЕВ ИНСКИй , младший научный сотрудник лабора тории донных рыб ПИНРО. Хорошими трудовыми делами подкрепляют свои обязательства, принятые в соревновании с дальневосточными промысловиками, мо ряки траулера .Минск». При годовом плане 13.800 центнеров они уже добыли около 8.000 центнеров рыбы. На снимке: траулер «Минск» в порту, ygg з 3 9 9 B S seeeeeeeseceeeeeceaesooec Недолов уменьшается Неблагоприятно сложились вна чале дела у экипаж а БМРТ «Дружба» . В первом квартале из-за плохой сырьевой базы , тех нических неполадок, особенно хо лодильной установки, из-за поте ри времени, затраченного на экс периментальные работы, моряки с квартальным планом не справи лись. Еще более тяжелым был апрель. Траулер вел промысел в Баренцевом море. Прогнозы ПИН РО не оправдались, экипаж оказался в пролове. В начале третьего рейса п ар тийная организация развернула соревнование под лозунгом лик видировать недолов. Ход соревнования оперативно отраж ался в стенной печати. Вы вешивали графики выполнения су точных заданий . Проводимая ра- бота д ал а первые результаты . 29 июня экипаж выполнил ллан второго квартала и значительно сократил недолов. Выработано 1250 тонн готовой продукции. Моряки решили в ответ на П о становление ЦК КПСС и Сове та Министров СССР не только ликвидировать недолов, но и вы полнить досрочно задание третье го квартала . И. ЯРОВОЙ, помполит. Рационализаторские предложения, принятые в 1961 году для внедрения в траловом флоте 1. Новый способ выборки оття жек. Д о настоящего времени при спуске трала на БМ РТ с отечест венной схемой промыслового уст ройства подъем кабелей в подвес- вые и направляющие ролики осу щ ествлялся следующим образом: специальным гачком зацепляли кабель и при помощи оттяжки выбирали через пеллинги, о гр аж дающие слип. Эта работа весьма трудоемкая и небезопасна для мо ряков . • Старшим мастером по добыче БМ РТ «Куприн» тот. Харитоновым предлож ен и внедрен на трауле ре новый способ выборки оттяжек д л я подъема кабелей со слипа в водвесные и поворотные ролики. В результате применения пред лож ения Харитонова выборка о ттяж ек через блоки значительно облегчена и ускорен сам процесс выборки. 2. Реконструкция ползуна и фо- варя направляющей крейцкопфа варовой машины типа К-5 190/120 Свидницкого завода. Паровые машины пародннамо 20 квт., установленные на трау лерах польской постройки, часто выходят из строя н требуют ре монта. Причиной аварии паровых ма- шин является то, что между мо- тылевым болтом и юбкой при по ложении. поршня в ВМТ, сущест вует недопустимо малый зазор, что является конструктивным не достатком этой машины. При не большой слабине в головном сое динении зазор еще более умень шается, и мотылевыи болт у д ар я ет в юбку. Юбка, а затем и к ар тер паровой машины разбиваю т ся, происходит авария , на устра нение которой - затрачиваются большие средства. Групповой механик тралового флота тов. Калюк предложил ре конструировать ползун и фонарь с направляющей крейцкопфа п а ровой машины типа К-5 190/120 Свидницкого завода . Обществен ным конструкторским бюро тр ало вого флота разработаны рабочие чертежи № 003 и 004 на эту ре конструкцию. При реконструкции необходимо для увеличения зазора между мотылевым болтом и юбкой паро вой машины сторцевать с нижней части одного ползуна и с нижней части направляющей крейькопфа по 10 мм. Это позволит предохра нить паровые машины пародина- мо 20 квт. от аварии и облег чит доступ к гайкам мотылевых болтов при профилактических ос мотрах и ремонтах машин. 3. Штамп для изготовления нижней манжеты. утрамбовщи*)0 гидропресса рыбомучной установ ки БМРТ типа «Пущкинэ.,: При эксплуатации гидропресса рыбомучгиых ycTiailOBOK на БМРТ типа «Пушкин» • нижние манжеты утрамбовщика изнашиваются и требуют замены. Механиком-наладчиком БМРТ- 240 тов. Антоновым предложен штамп для изготовления таких манжет в условиях судна. Обще- ственным конструкторским бюро тралового флота разработана кон струкция штампа для изготовле ния кожаных манжет (чертеж № 008 ОКБ Т. Ф.). Материалом для изготовления детален штампа служит сталь марки 3. Штамп может быть из готовлен в судовой мастерской силами личного состава. 4. Автоматическое отключение аммиачных компрессоров при по вышении давления аммиака. На плавбазе «Северодвинск» в электрической схеме управления аммиачными компрессорами не предусмотрена система автомати ческого отключения компрессоров при повышении давления аммиа ка. Есть лишь система сигнали зации на случай повышения или понижения давления аммиака. Этого явн о - недостаточно, так как при. значительном повышении д а в ления аммиака в системе может произойти разрыв трубопроводов. Для избежания аварии трубо проводов в случае значительного повышения давления аммиака электромехаником тралового фло та Е. В. Рыжовым предложена следующая система1 автоматики: V в цепь евгнаднзадвн .включает* f • ся электромагнитное реле, через контакты которого осуществляет ся питание линейных контакторов. При повышении давления аммиа ка срабатывает прессостат, кон такт которого включает систему сигнализации и одновременно по дает питание на электромагнитное реле, через контакты которого пи тается катушка линейного кон тактора . Реле срабатывает, линей ные контакты отключаются от се ти, и компрессор останавливается . Применение автоматического от ключения обеспечивает соблюде ние правил охраны труда и техни ки безопасности, а такж е предот вращ ает возможную при повыше нии давления аммиака аварию. Д л я внедрения предложения не обходимо включать в систему уп равления три реле на 220 вольт с нормально закрытыми контактами. 5. Изменение системы смазки пальцев промысловых роликов на траулерах типа «Пионер». Система смазки палы: ев про мысловых роликов на траулерах типа «Пионер» имеет существен ный недостаток. Подача тавота в систему производится путем пово рота специальной пробки на резь бе с помощью ключа. Это крайне неудобно, особенно при смазке пальцев подвесных роликов трало вых дуг. Старшим помощником напитана РТ-215 тов. Новожиловым предло жено изменить систему смазки пальцев промысловых роликов. Чертеж на изменение системы рваэки . пальцев промысловых ро ликов М? Q05 выпущен обществен ном конструкторским бюро. А. Ледовое,,. места . времени* штагов фок-мачты на траулерах польской постройки. Н а РТ польской постройки сто ячий такел аж фок-мачты — фор- ш таг и фор-стевень-штаг в процес се эксплуатации сильно вытянул ся. В настоящее время на этих траулерах талрепы фор-штага и фор-етевень-штага выбраны до предела, но не обеспечивают нор мального натяж ения стоячего т а келаж а . При подъеме уловов ры бы на палубу с помощью грузо вых стрел наблюдается большая вибрация фок-мачты. Вибрация увеличивается при работе в зим них условиях. Д л я уменьшения вибрации фок-мачты необходима переростка огонов фок-штага и фор-стевень-штага, что связано с большими затратами и возможно только при применении спеги- альной машины. Морским инспектором тралово го флота т. Губановым предложен способ устранения слабины стоя чего та к ел аж а фок-мачты путем переноса места крепления штагов фок-мачты в нос на козырек фор штевня. Применение предложенного спо соба позволяет привести в нор-* мальное техническое состояние стоячий так ел аж фок-мачты в обеспечивает возможность регули ровки натяж ения его за счет уве личения расстояния на 300 мм ме ж д у старым и новым местами крепления стоячего так ел аж а . «РЫБНЫЙ МУРМАН» юиюля т г шу 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz