Рыбный Мурман. 1962 г. Февраль.

В. Сторубленков кам. Из-за этого ему пришлось много покочевать с корабля на корабль. Разумеете#, кому же захочется держать у себя мо­ ториста, который может и на вахту не прийти, и напиться на судне. Поэтому-то недолго задержался Николай даже на траулере «Новороссийск», где капитаном плавал его собствен­ ный отец. А ведь так всем взял парень и на вид хорош: статный, черноволосый, с живыми умны­ ми^ глазами, и рассуждает по­ рой очень толково, и таланты имеются: карикатуры рисовать нет на судне равного ему мастера. При первом знакомстве по­ нравился Калюгину Николай, хотя знал его историю лучше других, даже то, о чем другие и представления не имели. Еще во время войны четырнад­ цатилетний парнишка удрал из вологодской деревни на фронт. Попал сначала в Мурманск, а затем на базу десантных судов. Там он и изучил до тонкости двигатель, полюбил специаль­ ность моториста, а заодно и море. Крепко полюбил. Решил на­ всегда связать с морем свою жизнь. А моряком, кстати, только так и можно стать. Мо­ ре не любит случайных людей. Но вот однажды решили уво­ лить Миргородского из флота, чтоб и друтим неповадно было нарушать морские законы. Случилось это на траулере «Север». Во время вахты Ни­ колай вместе с дружками со стороны устроил пьянку. И на судне все считали, что мото­ рист совершил тяжкий про­ ступок. А тот ходил перед общим собранием мрачнее тучи. «Как же так, — думал он, — дед был моряк, отец — моряк, а я как же буду жить-то без мо­ ря?». Дмитрий Яковлевич Калюгин каким-то чутьем угадал мысли моториста и на общем собра­ нии, где разбиралось его дело, стал на сторону тех, кто пред­ лагал применить к провинив­ шемуся более мягкие меры. — Вот сколько нас здесь?-^ начал свое выступление один из моряков. — Человек сорок? Так неужели мы на одного не можем повлиять? Или у нас меньше силенок, чем у его дружка. Сашки там или как его. А тебе, Николай, прямо скажу. Пора кончать с этой гоп-компанией! «Вот это правильная речь», ■— удовлетворение подумал капитан. Через несколько дней к не­ му в каюту зашел старший ме­ ханик. * - — Сдается мне, — сказах он, — зря мы тогда полибе­ ральничали, не ушдаЫк Мирго­ родского. Не будет жз него толка, а ведь мы теперь борем­ ся за коммунистический труд. Весь флот на нас смотрят. Калюгин, обычно спокойный, уравновешанный, тут сразу за­ горячился. — Да, поймите вы, Иван Иванович, не зря, не зря! Ес­ ли на то пошло, так именно потому, что мы боремся за та­ кое высокое звание, нам нель­ зя списывать тех, кто сбился с истинного пути. Ага, скажут, так и все могут легко стать паиньками... Нет, Иван Ивано­ вич, не зря. Воспитывать их надо! Всем коллективом. А ’ "иначе грош нам будет цена. УТРО В МОРЕ. ----------------- к Фотоэтюд П. Быстроумова. М-да, “ только и отве­ тил старший механик. С мияуту они промолчали. Каждый обдумывал что-то свое. — А вот что, — Дмитрий Яковлевич стал размышлять вслух, — надо, пожалуй, ему какое-нибудь дельце подходя­ щее подыскать. Голова у него светлая, сил —» край непоча­ тый... Что ему двигатель! Он его на зубок знает, шутя уп­ равляется. — Так-то так, — возразил стармех. — Только какое же ему еще дело надо? — Это, брат, уж наша с то­ бой забота, — решительно сказал капитан, — придется мозгами пошевелить... На то мы с тобой и командиры... Когда «Север» вышел в очередное плавание, капитан позвал к себе в каюту молодого моториста. О чем они говорили, можно только догадываться. Во всяком случае, с тех пор Нико­ лай стал заметно изменяться. На собрании экипажа, видимо, он получил отличный урок, да задушевный разговор с капи­ таном на многое открыл ему глаза. Старший и второй меха­ ники, сами, люди пытливой мысли, по совету Дмитрия Яковлевича, незаметно, но на­ стойчиво вовлекли Миргород­ ского в рационализаторскую работу. Моряки «Севера» еще пом­ нят, как Николай ходил по судну улыбающийся, доволь­ ный, словно именинник, когда первое придуманное им новше­ ство было внедрено и стало приносить пользу всему экипа­ жу. Так, пропащий, по мнению многих, человек стал достой­ ным членом машинной коман­ ды, первой в траловом флоте завоевавшей звание коллектива коммунистического труда. Эту историю мне рассказа­ ли на траулере «Север» еще в начале прошлого года. Погово­ рив с моряками, зашел к капи­ тану в каюту, чтобы узнать его мнение о мотористе. Мне­ нием своим Дмитрий Яковле­ вич поделился охотно, а вот о своей роли в этой истории он умолчал. Скромность, конеч­ но, украшает человека, но из- за нее на год позже я узнал некоторые подробности этого трудного и большого дела. В сущности, если смотреть широ­ ко, такого рода дела важнее многих промысловых проблем, о которых немало шумят в га­ зетах. С одной стороны — тра­ лы. машина, рыба; с другой — человек. И на земле, и на море нет ничего важнее чело­ века. Вслед за Гаттерасом g ТОТ ДЕНЬ, когда Мур­ манское радио передава­ ло первую речь капитана Ка- люгина перед избирателями, он много и подробно рассказывал мне о своих промысловых де­ лах. Ведь для него — эта са­ ма жизнь. Часто ли за послед­ ние двенадцать-тринадцать лет доводилось ему ходить по полу, никогда не ускользающе­ му из-под ног. Не очень. Ведь на судах пола нет, там только палуба и подчас зыбкая, как морская волна. На стол широченной ска­ тертью легла карта северных морей. Дмитрий Яковлевич карандашом чертит путь, кото­ рый прошел поисковый трау­ лер «Моршанск». Острие ка­ рандаша задержалось у самого южного из островов Шпицбер­ гена. —* Выше этой линии, —« поясняет Калюгин, — в то время не поднимались наши траулеры. Летом 1957 года «Моршанск» попытался прой­ ти дальше, в квадраты моря, лежащие севернее. Вплоть до земли принца Карла везде бы­ ли богатые скопления рыбы. Теперь эти места хорошо осво­ ены нашими промысловиками. Карандаш, оставляя за со­ бой тонкую черную линию, ползет все выше. Вот она дугой очертила половину ар­ хипелага. Точка. — Здесь мы увидели сплош­ ное ледяное поле, а на нем се­ мейку белых медведей. Они рассматривали нас довольно бесцеремонно, словно знали, что дальше нам не пройти. По­ пытка полностью обогнуть Шпицберген не удалась. В тот же год Дмитрий Яковлевич стал командовать траулером «Север». Надолго пришлось ему стать разведчи­ ком самых отдаленных про­ мысловых районов. Карандаш за какие-то доли секунды прошел по карте не­ сколько тысяч миль, отделяю­ щих остров Шпицберген от Дэ- висова пролива. Еще в 1585 году открыл его отважный ки­ тобой Джон Дэвис. Но как промысловый район этот про­ лив только недавно стал при­ влекать пристальное внимание иностранных рыбопромышлен­ ных компаний. В 1957 году сюда привел Калюгин траулер «Север». О плаваниях в этих местах Калюгин рассказывает сухо, по-капитански, словно на про­ мысловом совете докладывает. — Первые траления, — говорит он, — показали, что здесь есть хорошие скопления золотистого окуня и нерестовой трески на глубинах 230—2S0 метров. Однако сильные севе­ ро-западные ветры и морозы до 10— 15 градусов не позволяли полностью использовать хоро­ шую сырьевую обстановку. Только в апреле на штормы было затрачено более 15 суток. Конечно, для начальника флага все это, безусловно, очень важно. А мне .хочется представить, как чувствовали себя в эти тяжелые дни мо­ ряки «Севера», что они видели вокруг себя. Зову на помощь Жюль Вер­ на. Ведь его капитан Гаттерас путешествовал как раз в тех самых местах, где вел поиск рыбы мурманский капитан Калюгин. «21 апреля в густом тумане показался мыс Отчаяния. Эки­ паж совсем изнемогал. Со вре­ мени вступления брига в об­ ласть льдов у матросов не было ни минуты покоя; пришлось прибегнуть к помощи паровой машины, чтобы проложить «Форварду» путь среди скоп­ ления ледяных масс... В этих местах то и дело встречались бесчисленные стаи птиц: буревестники и чайки с оглушительным криком носи­ лись в воздухе; толстоголовые, с короткими шеями и приплюс­ нутыми клювами рыболовы рассекали воздух своими длин­ ными крыльями. Все эти пер­ натые несколько оживляли безотрадную картину царства льдов». Нет, все-таки у Жюль Верна слишком страшно, а у Калюгн- на — слишком просто и буднично. Правда, наверно, где-нибудь посередине. С точки зрения государства О пути, проложенному экипажем траулера «Се­ вер», потом в пролив Дэвиса отправилась научно-промысло­ вая экспедиция. Первые ее результаты не удовлетворили руководителей флота. Они склонны были перенести на неопределенное время освоение нового района. Другое мнение было у капи­ тана Калюгина. Ведь для него пролив Дэвиса был более зна­ ком, чем многим жителям Мур­ манска Кильдинское озеро. — Не считаете ли вы, что иностранные промысловики лучше наших! — отстаивал он свою точку зрения перед руководителями флота. — Они там ловят рыбу, а мы разве не можем. Семилетним планом предусмотрен большой рост до­ бычи рыбы. А как мы этого достигнем, если не будем осва­ ивать дальние районы. — Но ведь экспедиция не оправдала надежд, — возра­ жали ему. — Конэчно, если мы и даль­ ше будем работать таклми тра­ лами, которыми снабдили экс­ педиционные суда, то хороших результатов никогда не дож­ демся. Нам нужен трал с боль­ шим вертикальным раскрыти­ ем устья. Кроме того, надо бо­ лее продуманно оснащать наши суда. Тут руководителям возра­ зить было нечего. — Смелее осваивать новые районы промысла — вот на что нацеливает нас партия. И это, действительно, государст­ венный подход к делу. ...Государственный подход к делу. Сколько глубокого смыс­ ла в этих словах. Капитану 1 Мурманского тралового флота Дмитрию Яковлевичу Калюги- ну после 18 марта еще чаще придется вспоминать их. Ведь представителю народа в Совет­ ском парламенте на все дела необходимо смотреть именно с государственной точки зрения. Потому что наше1 государстве — это и есть народ. ( i i i i i i i i i i i i i i i i i l i i im i i i i i i i i i i ik i «РЫБНЫЙ МУРМАН» 24 февраля 1962 г. 3> стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz