Рыбный Мурман. 1962 г. Февраль.
В. Сторубленков кам. Из-за этого ему пришлось много покочевать с корабля на корабль. Разумеете#, кому же захочется держать у себя мо ториста, который может и на вахту не прийти, и напиться на судне. Поэтому-то недолго задержался Николай даже на траулере «Новороссийск», где капитаном плавал его собствен ный отец. А ведь так всем взял парень и на вид хорош: статный, черноволосый, с живыми умны ми^ глазами, и рассуждает по рой очень толково, и таланты имеются: карикатуры рисовать нет на судне равного ему мастера. При первом знакомстве по нравился Калюгину Николай, хотя знал его историю лучше других, даже то, о чем другие и представления не имели. Еще во время войны четырнад цатилетний парнишка удрал из вологодской деревни на фронт. Попал сначала в Мурманск, а затем на базу десантных судов. Там он и изучил до тонкости двигатель, полюбил специаль ность моториста, а заодно и море. Крепко полюбил. Решил на всегда связать с морем свою жизнь. А моряком, кстати, только так и можно стать. Мо ре не любит случайных людей. Но вот однажды решили уво лить Миргородского из флота, чтоб и друтим неповадно было нарушать морские законы. Случилось это на траулере «Север». Во время вахты Ни колай вместе с дружками со стороны устроил пьянку. И на судне все считали, что мото рист совершил тяжкий про ступок. А тот ходил перед общим собранием мрачнее тучи. «Как же так, — думал он, — дед был моряк, отец — моряк, а я как же буду жить-то без мо ря?». Дмитрий Яковлевич Калюгин каким-то чутьем угадал мысли моториста и на общем собра нии, где разбиралось его дело, стал на сторону тех, кто пред лагал применить к провинив шемуся более мягкие меры. — Вот сколько нас здесь?-^ начал свое выступление один из моряков. — Человек сорок? Так неужели мы на одного не можем повлиять? Или у нас меньше силенок, чем у его дружка. Сашки там или как его. А тебе, Николай, прямо скажу. Пора кончать с этой гоп-компанией! «Вот это правильная речь», ■— удовлетворение подумал капитан. Через несколько дней к не му в каюту зашел старший ме ханик. * - — Сдается мне, — сказах он, — зря мы тогда полибе ральничали, не ушдаЫк Мирго родского. Не будет жз него толка, а ведь мы теперь борем ся за коммунистический труд. Весь флот на нас смотрят. Калюгин, обычно спокойный, уравновешанный, тут сразу за горячился. — Да, поймите вы, Иван Иванович, не зря, не зря! Ес ли на то пошло, так именно потому, что мы боремся за та кое высокое звание, нам нель зя списывать тех, кто сбился с истинного пути. Ага, скажут, так и все могут легко стать паиньками... Нет, Иван Ивано вич, не зря. Воспитывать их надо! Всем коллективом. А ’ "иначе грош нам будет цена. УТРО В МОРЕ. ----------------- к Фотоэтюд П. Быстроумова. М-да, “ только и отве тил старший механик. С мияуту они промолчали. Каждый обдумывал что-то свое. — А вот что, — Дмитрий Яковлевич стал размышлять вслух, — надо, пожалуй, ему какое-нибудь дельце подходя щее подыскать. Голова у него светлая, сил —» край непоча тый... Что ему двигатель! Он его на зубок знает, шутя уп равляется. — Так-то так, — возразил стармех. — Только какое же ему еще дело надо? — Это, брат, уж наша с то бой забота, — решительно сказал капитан, — придется мозгами пошевелить... На то мы с тобой и командиры... Когда «Север» вышел в очередное плавание, капитан позвал к себе в каюту молодого моториста. О чем они говорили, можно только догадываться. Во всяком случае, с тех пор Нико лай стал заметно изменяться. На собрании экипажа, видимо, он получил отличный урок, да задушевный разговор с капи таном на многое открыл ему глаза. Старший и второй меха ники, сами, люди пытливой мысли, по совету Дмитрия Яковлевича, незаметно, но на стойчиво вовлекли Миргород ского в рационализаторскую работу. Моряки «Севера» еще пом нят, как Николай ходил по судну улыбающийся, доволь ный, словно именинник, когда первое придуманное им новше ство было внедрено и стало приносить пользу всему экипа жу. Так, пропащий, по мнению многих, человек стал достой ным членом машинной коман ды, первой в траловом флоте завоевавшей звание коллектива коммунистического труда. Эту историю мне рассказа ли на траулере «Север» еще в начале прошлого года. Погово рив с моряками, зашел к капи тану в каюту, чтобы узнать его мнение о мотористе. Мне нием своим Дмитрий Яковле вич поделился охотно, а вот о своей роли в этой истории он умолчал. Скромность, конеч но, украшает человека, но из- за нее на год позже я узнал некоторые подробности этого трудного и большого дела. В сущности, если смотреть широ ко, такого рода дела важнее многих промысловых проблем, о которых немало шумят в га зетах. С одной стороны — тра лы. машина, рыба; с другой — человек. И на земле, и на море нет ничего важнее чело века. Вслед за Гаттерасом g ТОТ ДЕНЬ, когда Мур манское радио передава ло первую речь капитана Ка- люгина перед избирателями, он много и подробно рассказывал мне о своих промысловых де лах. Ведь для него — эта са ма жизнь. Часто ли за послед ние двенадцать-тринадцать лет доводилось ему ходить по полу, никогда не ускользающе му из-под ног. Не очень. Ведь на судах пола нет, там только палуба и подчас зыбкая, как морская волна. На стол широченной ска тертью легла карта северных морей. Дмитрий Яковлевич карандашом чертит путь, кото рый прошел поисковый трау лер «Моршанск». Острие ка рандаша задержалось у самого южного из островов Шпицбер гена. —* Выше этой линии, —« поясняет Калюгин, — в то время не поднимались наши траулеры. Летом 1957 года «Моршанск» попытался прой ти дальше, в квадраты моря, лежащие севернее. Вплоть до земли принца Карла везде бы ли богатые скопления рыбы. Теперь эти места хорошо осво ены нашими промысловиками. Карандаш, оставляя за со бой тонкую черную линию, ползет все выше. Вот она дугой очертила половину ар хипелага. Точка. — Здесь мы увидели сплош ное ледяное поле, а на нем се мейку белых медведей. Они рассматривали нас довольно бесцеремонно, словно знали, что дальше нам не пройти. По пытка полностью обогнуть Шпицберген не удалась. В тот же год Дмитрий Яковлевич стал командовать траулером «Север». Надолго пришлось ему стать разведчи ком самых отдаленных про мысловых районов. Карандаш за какие-то доли секунды прошел по карте не сколько тысяч миль, отделяю щих остров Шпицберген от Дэ- висова пролива. Еще в 1585 году открыл его отважный ки тобой Джон Дэвис. Но как промысловый район этот про лив только недавно стал при влекать пристальное внимание иностранных рыбопромышлен ных компаний. В 1957 году сюда привел Калюгин траулер «Север». О плаваниях в этих местах Калюгин рассказывает сухо, по-капитански, словно на про мысловом совете докладывает. — Первые траления, — говорит он, — показали, что здесь есть хорошие скопления золотистого окуня и нерестовой трески на глубинах 230—2S0 метров. Однако сильные севе ро-западные ветры и морозы до 10— 15 градусов не позволяли полностью использовать хоро шую сырьевую обстановку. Только в апреле на штормы было затрачено более 15 суток. Конечно, для начальника флага все это, безусловно, очень важно. А мне .хочется представить, как чувствовали себя в эти тяжелые дни мо ряки «Севера», что они видели вокруг себя. Зову на помощь Жюль Вер на. Ведь его капитан Гаттерас путешествовал как раз в тех самых местах, где вел поиск рыбы мурманский капитан Калюгин. «21 апреля в густом тумане показался мыс Отчаяния. Эки паж совсем изнемогал. Со вре мени вступления брига в об ласть льдов у матросов не было ни минуты покоя; пришлось прибегнуть к помощи паровой машины, чтобы проложить «Форварду» путь среди скоп ления ледяных масс... В этих местах то и дело встречались бесчисленные стаи птиц: буревестники и чайки с оглушительным криком носи лись в воздухе; толстоголовые, с короткими шеями и приплюс нутыми клювами рыболовы рассекали воздух своими длин ными крыльями. Все эти пер натые несколько оживляли безотрадную картину царства льдов». Нет, все-таки у Жюль Верна слишком страшно, а у Калюгн- на — слишком просто и буднично. Правда, наверно, где-нибудь посередине. С точки зрения государства О пути, проложенному экипажем траулера «Се вер», потом в пролив Дэвиса отправилась научно-промысло вая экспедиция. Первые ее результаты не удовлетворили руководителей флота. Они склонны были перенести на неопределенное время освоение нового района. Другое мнение было у капи тана Калюгина. Ведь для него пролив Дэвиса был более зна ком, чем многим жителям Мур манска Кильдинское озеро. — Не считаете ли вы, что иностранные промысловики лучше наших! — отстаивал он свою точку зрения перед руководителями флота. — Они там ловят рыбу, а мы разве не можем. Семилетним планом предусмотрен большой рост до бычи рыбы. А как мы этого достигнем, если не будем осва ивать дальние районы. — Но ведь экспедиция не оправдала надежд, — возра жали ему. — Конэчно, если мы и даль ше будем работать таклми тра лами, которыми снабдили экс педиционные суда, то хороших результатов никогда не дож демся. Нам нужен трал с боль шим вертикальным раскрыти ем устья. Кроме того, надо бо лее продуманно оснащать наши суда. Тут руководителям возра зить было нечего. — Смелее осваивать новые районы промысла — вот на что нацеливает нас партия. И это, действительно, государст венный подход к делу. ...Государственный подход к делу. Сколько глубокого смыс ла в этих словах. Капитану 1 Мурманского тралового флота Дмитрию Яковлевичу Калюги- ну после 18 марта еще чаще придется вспоминать их. Ведь представителю народа в Совет ском парламенте на все дела необходимо смотреть именно с государственной точки зрения. Потому что наше1 государстве — это и есть народ. ( i i i i i i i i i i i i i i i i i l i i im i i i i i i i i i i ik i «РЫБНЫЙ МУРМАН» 24 февраля 1962 г. 3> стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz