Рыбный Мурман. 1962 г. Февраль.
Каждый штурман— знающий промысловик За семь лет работы пиурманом в Базе экспедицион ного сельдяного лова управления рыбной промышленно сти Литовской ССР мне пришлось переменить несколько СРТ, встретиться со многими капитанами. Довелось ра ботать с людьми, у которых свои нравы и характеры и каждый из которых имеет свою цель и взгляды на жизнь, присущую ему сноровку и тактику в промысло вой и навигационной работе. До 1959 года я не видел ни одного капитана, кото рый бы свой, чисто рыбацкий, опыт передавал штурма ну. Так, работая на СРТ-615 со старым, знающим дело капитаном Е. А. Бочаровым, ни я, ни другие штурманы в течение двух лет ни оазу не привлекались к поиску рыбы, к выметке сетей и даже к самостоятельному решению других вопросов, связанных с работой в мо ре. В то же время Бочаров был хорошим судоводите лем и в такой же мере требовательным к подчиненным. Поработав с ним, с судна уходили хорошие штурманы, умеющие в любых условиях определить свое место, по совершенно не знающие рыбацкого дела. Свой «секрет» промысла тов. Бочаров держал в тайне «т всех. Не говоря о втором и третьем штурманах, даже старший помощник был знаком с промысловой обста новкой только по утренним сводкам. На советы капи танов по промыслу и к работе с приборами капитан нас не допускал. И случалось, что даже при крайней не обходимости наш командир корабля не имел надежной замены. Такое отношение к своим помощникам приводило к снижению уловов. Ведь очень часто, особенно осенью, поисковые сове ты проводятся тогда, когда идет интенсивный поиск рыбы. £апитан же один, естественно, не может пол ностью я внимательно прослушать выступления поиско виков на совещании, взять пеленги с судов, имеющих хорошие рыбные записи, произвести анализ сложившей ся обстановки поиска. Ведь ему приходится отрываться к приборам, так как он один одновременно и ведет по иск рыбы, и пытается услышать все, о чем говорят но радио поисковики. Совсем иная обстановка сложилась на нашем среднем рыболовном траулере >£ 50, на котором я работаю старшим штурманом уже 3 года. Еще будучи в порту, перед выходом в первый, рейс на этом судне, капитан Анатолий Федорович Алипов поставил вопрос о полной самостоятельности старшего штурмана во всех вопросах судовой и общественной жизни, в работе с рядовым м командным составом. Подбор команды, отдых личного состава, ремонт судна — все легло на мои плечи. Капи тан ни во что яе вмешивался, только контролировал и помогал мне советами. Сначала мне было очень трудно, не хватало знаний и практического опыта. Но со вре менем мне стало много легче. Придя в Северную Атлантику, Анатолий Федорович с первых дней промысла начал привлекать меня к само стоятельной промысловой работе. Не обходил он внима нием второго и третьего штурманов. Через месяц у нас с капитаном была достигнута пол ная взаимозаменяемость как на промысле, так и при стоянке у баз.. В любых условиях он доверял мне само стоятельно производить поиск сельди, метать сети, швартоваться к базе. Наш капитан верит в людей, верит в своих помощ ников. и в ответ на это его доверие у нас появилось ^страстное желание работать так, чтобы Алипов был доволен нами. Для новостроен советсной страны ■■■■■■■■■■■■■■■■я■■■■■■■мвмаамаяммяяяшнм■■ | Из опыта работы Ml mi is тшыы | литовских рыбаков f ч _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ «iiBiaikiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiriiii» В начале рейса мы с капитаном работали вдвоем, а под конец первого года совместной работы к самостоя тельной работе все чаще привлекались второй и третий помощники. К этому времени, благодаря повседневной помощи Алипова, его и мои суточные уловы сравнялись. Молодые штурманы, выплавав ценз, уходили на по вышение, мы же с капитаном оставались вместе. Как мы работаем? Находясь на промысле, радист каждое утро принима ет промысловые сводки всех флотилий, а затем пеленгу ет суда с хорошими уловами. Мы же, штурманы, по стоянно стараемся любыми средствами иметь обсерво- ванное место. Пеленги, что примет радист, штурман к приходу капитана на мостик наносит на промысловую карту. Учтя приблизительный снос судов, мы имеем картину концентрации рыбы н иоицу выметни сетей экипажами СРТ всех флотилий на вечер прошедшего дня. Как только начинаются отрядные и флотские сове ты, капитан с одним из штурманов, работая на два при емника, ведут корректуру утренних сводок. Радист в эго время берет повторные пеленги судов с хорошими уловами. Вахтенный штурман наносит пеленги на кар ту. Так мы осуществляем способ двойного пеленга. В результате н нонцу выборки сетей мы уже имеем пол ную картину размещения флота с уловами. А зная при мерный суточный ход рыбы и направление косяка, сра зу же после выборки сетей выходим или на свои преж ние позиции, или идем к запеленгованным судам. При этом мы стараемся всегда вести счисление как можно точнее. В результате к моменту начала поиска мы ежед невно имеем под килем рыбу. Ошибки у нас бывали только тогда, когда сельдь резко меняла направление миграции. С появлением показаний сельди на приборах капи тан Алипов делает сам и требует от нас спокойного, неторопливого обследования района, даже в стесненных местах промысла. Поиск сельди ведем обычным галео- вым способом. Наш капитан никогда не мечет порядок сам и не со ветует нам метать сети на центре стаи. Всегда спокой но разъяснит все до мелочей: величину косяка, его рас положение, направление движения. При ранних вымет- ках учит точно и грамотно рассчитывать все факторы, действующие на судно и сети, чтобы к моменту подъема рыбы мы не остались без показаний сельдяных кон центраций на эхолоте. При поиске, когда прибор записывает на ленту и сельдь, и наличие других живых организмов, Алипов, как правило, в присутствии всех штурманов каждый раз производит анализ записей эхолйта, сличая их с фактическим уловом. При работе в Северном море он еще более внима тельно относится к поиску, требуя того же и от нас. Учит своих помощников различать записи сельди и скумбриевые, следить за вертикальным перемещением косяков. Это дает нам возможность своевременно под готовить порядок с поводцами нужной длины. Работая флагманом отряда, Анатолий Федорович каж дый день на одном из поисковых советов делит отряд на две-три группы. Этим самым поиском охватывается два- JI ЕНИН ГРАД. В четвертом году семилетки турбостроителям Ме таллического м о о д а вмени XXII съезда КПСС предстоит освоить н выпустить дли новостроек страны турбины огромной мощности. На очереди строительство гидротурбины мощностью 508 тысяч киловатт дли Красноярской ГЭС Стремясь увеличить выпуск нужных стране машин, турбостроители изыскивают резервы повышении производи тельности труда. Коллектив решил выполнить годовой план к 25 де кабря» перевыполнить задание по росту производительности труда на 12 процентов. - - Н А СНИМКЕ: обработка детали очередной турбины. Фоте В. Кавустшыц Фотохроника ТАСС. три района. В случае хороших показаний сельди одной из групп судов, весь отряд собирается вместе, Одновреч пенно два—три судна из отряда следят за ходом по* иска сельдяных концентраций в других флотилиях. Так мы с помощью капитана овладели «секретом»; коллективного поиска, Я уже говорил, что на борту нашего судна есть два приемника. Если капитан занят, один из штурманов и радист следят за ходом поиска в других отрядах и фло тилиях. Способом двойного пеленга мы определяем местона- хождение судов, имеющих хорошие показания и в случ чае отсутствия показаний рыбы на своем приборе, вы-* ходим к одному из этих судов и на завтра имеем рыбу, Короче говоря, все свои знания, бвгатый опыт добычи рыбы Анатолий Федорович целиком и полностью в ходе промысла передает нам, штурманам. Зтим самым он создал себе надежную замену, обеспечил слаженную рач боту на промысле, постоянный успех и постоянное пе*> ревыполнение рейсовых заданий. При работе в любых метеорологических условиях, в любой обстановке на промысле тов. Алипов требует от нас полной самостоятельности, контролирует все наши действия и разъясняет нам все непонятное. Но он учит нас не только промысловому делу. Он требует от своих помощников четкого, внимательного и правильного отношения к службе по специальности су доводителя, чтобы мы постоянно работали с личным составом, воспитывали людей в духе добросовестного от ношения к труду, к народному добру, болели за честь своего судна. И эта большая работа, которую командный состав ве дет с экипажем, окупается сторицею. На нашем СРТ матросы работают по три— четыре года. У нас нет ни одного серьезного нарушения трудовой дисциплины за все время эксплуатации судна. Умелый, правильный подход к людям, создание усло вий для хорошего отдыха обеспечивало и обеспечивает нам четкую и бесперебойную работу экипажа как на промысле, так и в порту. Не имея сететрясной машины, наш экипаж только за ноябрь прошлого года за 16 дрейфов выловил 1760 центнеров сельди. Рейсовое задание перевыполнено на 30 процентов, и всю сельдь мы сдали сортностью вы ше плановой. У нас на судне стало правилом, что все вопросы су довой жизни решаются только через вахтенного штур мана или старшего помощника. Капитану мы доклады ваем о проделанной нами работе или о принятых мерах по тому или другому вопросу. И он, в случае надобно сти, делает свои замечания, дает дружеские советы. Постоянство команды, дружная, слаженная работа штурманов, умелее сочетание капитаном высокой тре бовательности с предоставлением самостоятельности своим помощникам обеспечивают четкую и образцовую жизнь и работу всего экипажа. В четвертом году семилетки наш экипаж решил ра ботать с еще большим напряжением сил, чтобы выпол нить не только годовой план, но и социалистическое обязательство. Ремонт подходит к концу, судно гото вится к рейсу. В заключение хочу пожелать своим коллегам из «Мурмансельди» хорошей плодотворной работы и успе хов на промысле. П. ЧИСТЫЙ, старший помощник капитана СРТ «Правда». г. Клайпеда, Литовская ССР^ XXII съезд КПСС принял велп- кую Программу коммунистическо го строительства. Чтобы успешно выполнить ее, нужны всесторон не грамотные, технически образо ванные кадры. В Мурманском рыбном порту подготовке кадров уделяется боль^ шое внимание. Это в значительной мере способствовало тому, что план 1961 года по погрузочно- разгрузочным работам был выпол нен на 101,3 процента. В период между XXI и XXII съездами партии более 4300 пор товиков повысили производствен ную квалификацию. Больше полу тора тысяч вновь принятых рабо чих прошли обучение в школах передового опыта, на различных производственно-технических кур сах. Только за 1961 год повыси ли квалификацию 1108 произ водственников. Около 120 рабо чих овладели вторыми профессия ми. Так, в транспортно-буксирном флоте кочегар А. Антонов овладел профессией машиниста, матрос А. Федотов я кочегар И. Елисеев — профессией доикермава, дон- керман М. Блинов сдал экзамен на электрика. Многие рабочие первого участ ка порта овладели специальностя ми сигнальщиков, лебедчиков, транспортерщиков. Транспортер- щик П. Тимофеев стал крановщи ком на портальном кране. Кра новщиком работает сейчас и ко чегар Н. Крюков. Электролебедчп- цы В. Доброходова и Н. Козлоза СЛОВО ДЕРЖАТ В честь выборов в Верховный Совет СССР рыбообработчики плавбазы «Антарктика» взяли обя зательство к 18 марта выполнить пятимесячный план по производст ву готовой продукции. Данное слово они подкрепляют делом. Производительность труда высо кая. Особенно отличается вторая бригада, возглавляемая мастером по обработке рыбы тов. Игнаше- вым. За семь часов рыбообработ чики выполняют десятичасовую норму. К. МИНАЕВ, зам. секретаря партбюро плавбазы «Антарк тика». недавно были подсобными рабо чими. В порту внимательно отнеслись к выпускникам средних школ. 49 из них приобрели специально сти электриков, слесарей, мото ристов, штукатуров, матросов. В порту создана широкая сегь* переподготовки кадров. Школы передового опыта, курсы повыше ния квалификации действуют в Тюва-губе, на первом и втором участках, в энергохозяйстве. Бо лее 50 передовых моряков зани маются в школе усовершенство вания командного состава — ШУКСе, это будущие судоводд= тели. Техническая учеба кадров * важное средство повышения про изводительности труда, большой резерв для выполнения и перевы полнения производственных за даний. Н. ЖУКОВ, работник авто базы М 2 совнархоза, наш ■нештатный корреспондент. «ШШНИИШНИИИИИИИИИШ* «РЫБНЫЙ МУРМАН» 22 февраля 1962 г. 3 стр. / • Ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz