Рыбный Мурман. 1962 г. Февраль.

Каждый штурман— знающий промысловик За семь лет работы пиурманом в Базе экспедицион­ ного сельдяного лова управления рыбной промышленно­ сти Литовской ССР мне пришлось переменить несколько СРТ, встретиться со многими капитанами. Довелось ра­ ботать с людьми, у которых свои нравы и характеры и каждый из которых имеет свою цель и взгляды на жизнь, присущую ему сноровку и тактику в промысло­ вой и навигационной работе. До 1959 года я не видел ни одного капитана, кото­ рый бы свой, чисто рыбацкий, опыт передавал штурма­ ну. Так, работая на СРТ-615 со старым, знающим дело капитаном Е. А. Бочаровым, ни я, ни другие штурманы в течение двух лет ни оазу не привлекались к поиску рыбы, к выметке сетей и даже к самостоятельному решению других вопросов, связанных с работой в мо­ ре. В то же время Бочаров был хорошим судоводите­ лем и в такой же мере требовательным к подчиненным. Поработав с ним, с судна уходили хорошие штурманы, умеющие в любых условиях определить свое место, по совершенно не знающие рыбацкого дела. Свой «секрет» промысла тов. Бочаров держал в тайне «т всех. Не говоря о втором и третьем штурманах, даже старший помощник был знаком с промысловой обста­ новкой только по утренним сводкам. На советы капи­ танов по промыслу и к работе с приборами капитан нас не допускал. И случалось, что даже при крайней не­ обходимости наш командир корабля не имел надежной замены. Такое отношение к своим помощникам приводило к снижению уловов. Ведь очень часто, особенно осенью, поисковые сове­ ты проводятся тогда, когда идет интенсивный поиск рыбы. £апитан же один, естественно, не может пол­ ностью я внимательно прослушать выступления поиско­ виков на совещании, взять пеленги с судов, имеющих хорошие рыбные записи, произвести анализ сложившей­ ся обстановки поиска. Ведь ему приходится отрываться к приборам, так как он один одновременно и ведет по­ иск рыбы, и пытается услышать все, о чем говорят но радио поисковики. Совсем иная обстановка сложилась на нашем среднем рыболовном траулере >£ 50, на котором я работаю старшим штурманом уже 3 года. Еще будучи в порту, перед выходом в первый, рейс на этом судне, капитан Анатолий Федорович Алипов поставил вопрос о полной самостоятельности старшего штурмана во всех вопросах судовой и общественной жизни, в работе с рядовым м командным составом. Подбор команды, отдых личного состава, ремонт судна — все легло на мои плечи. Капи­ тан ни во что яе вмешивался, только контролировал и помогал мне советами. Сначала мне было очень трудно, не хватало знаний и практического опыта. Но со вре­ менем мне стало много легче. Придя в Северную Атлантику, Анатолий Федорович с первых дней промысла начал привлекать меня к само­ стоятельной промысловой работе. Не обходил он внима­ нием второго и третьего штурманов. Через месяц у нас с капитаном была достигнута пол­ ная взаимозаменяемость как на промысле, так и при стоянке у баз.. В любых условиях он доверял мне само­ стоятельно производить поиск сельди, метать сети, швартоваться к базе. Наш капитан верит в людей, верит в своих помощ­ ников. и в ответ на это его доверие у нас появилось ^страстное желание работать так, чтобы Алипов был доволен нами. Для новостроен советсной страны ■■■■■■■■■■■■■■■■я■■■■■■■мвмаамаяммяяяшнм■■ | Из опыта работы Ml mi is тшыы | литовских рыбаков f ч _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ «iiBiaikiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiriiii» В начале рейса мы с капитаном работали вдвоем, а под конец первого года совместной работы к самостоя­ тельной работе все чаще привлекались второй и третий помощники. К этому времени, благодаря повседневной помощи Алипова, его и мои суточные уловы сравнялись. Молодые штурманы, выплавав ценз, уходили на по­ вышение, мы же с капитаном оставались вместе. Как мы работаем? Находясь на промысле, радист каждое утро принима­ ет промысловые сводки всех флотилий, а затем пеленгу­ ет суда с хорошими уловами. Мы же, штурманы, по­ стоянно стараемся любыми средствами иметь обсерво- ванное место. Пеленги, что примет радист, штурман к приходу капитана на мостик наносит на промысловую карту. Учтя приблизительный снос судов, мы имеем картину концентрации рыбы н иоицу выметни сетей экипажами СРТ всех флотилий на вечер прошедшего дня. Как только начинаются отрядные и флотские сове­ ты, капитан с одним из штурманов, работая на два при­ емника, ведут корректуру утренних сводок. Радист в эго время берет повторные пеленги судов с хорошими уловами. Вахтенный штурман наносит пеленги на кар­ ту. Так мы осуществляем способ двойного пеленга. В результате н нонцу выборки сетей мы уже имеем пол­ ную картину размещения флота с уловами. А зная при­ мерный суточный ход рыбы и направление косяка, сра­ зу же после выборки сетей выходим или на свои преж­ ние позиции, или идем к запеленгованным судам. При этом мы стараемся всегда вести счисление как можно точнее. В результате к моменту начала поиска мы ежед­ невно имеем под килем рыбу. Ошибки у нас бывали только тогда, когда сельдь резко меняла направление миграции. С появлением показаний сельди на приборах капи­ тан Алипов делает сам и требует от нас спокойного, неторопливого обследования района, даже в стесненных местах промысла. Поиск сельди ведем обычным галео- вым способом. Наш капитан никогда не мечет порядок сам и не со­ ветует нам метать сети на центре стаи. Всегда спокой­ но разъяснит все до мелочей: величину косяка, его рас­ положение, направление движения. При ранних вымет- ках учит точно и грамотно рассчитывать все факторы, действующие на судно и сети, чтобы к моменту подъема рыбы мы не остались без показаний сельдяных кон­ центраций на эхолоте. При поиске, когда прибор записывает на ленту и сельдь, и наличие других живых организмов, Алипов, как правило, в присутствии всех штурманов каждый раз производит анализ записей эхолйта, сличая их с фактическим уловом. При работе в Северном море он еще более внима­ тельно относится к поиску, требуя того же и от нас. Учит своих помощников различать записи сельди и скумбриевые, следить за вертикальным перемещением косяков. Это дает нам возможность своевременно под­ готовить порядок с поводцами нужной длины. Работая флагманом отряда, Анатолий Федорович каж­ дый день на одном из поисковых советов делит отряд на две-три группы. Этим самым поиском охватывается два- JI ЕНИН ГРАД. В четвертом году семилетки турбостроителям Ме­ таллического м о о д а вмени XXII съезда КПСС предстоит освоить н выпустить дли новостроек страны турбины огромной мощности. На очереди строительство гидротурбины мощностью 508 тысяч киловатт дли Красноярской ГЭС Стремясь увеличить выпуск нужных стране машин, турбостроители изыскивают резервы повышении производи­ тельности труда. Коллектив решил выполнить годовой план к 25 де­ кабря» перевыполнить задание по росту производительности труда на 12 процентов. - - Н А СНИМКЕ: обработка детали очередной турбины. Фоте В. Кавустшыц Фотохроника ТАСС. три района. В случае хороших показаний сельди одной из групп судов, весь отряд собирается вместе, Одновреч пенно два—три судна из отряда следят за ходом по* иска сельдяных концентраций в других флотилиях. Так мы с помощью капитана овладели «секретом»; коллективного поиска, Я уже говорил, что на борту нашего судна есть два приемника. Если капитан занят, один из штурманов и радист следят за ходом поиска в других отрядах и фло­ тилиях. Способом двойного пеленга мы определяем местона- хождение судов, имеющих хорошие показания и в случ чае отсутствия показаний рыбы на своем приборе, вы-* ходим к одному из этих судов и на завтра имеем рыбу, Короче говоря, все свои знания, бвгатый опыт добычи рыбы Анатолий Федорович целиком и полностью в ходе промысла передает нам, штурманам. Зтим самым он создал себе надежную замену, обеспечил слаженную рач боту на промысле, постоянный успех и постоянное пе*> ревыполнение рейсовых заданий. При работе в любых метеорологических условиях, в любой обстановке на промысле тов. Алипов требует от нас полной самостоятельности, контролирует все наши действия и разъясняет нам все непонятное. Но он учит нас не только промысловому делу. Он требует от своих помощников четкого, внимательного и правильного отношения к службе по специальности су­ доводителя, чтобы мы постоянно работали с личным составом, воспитывали людей в духе добросовестного от­ ношения к труду, к народному добру, болели за честь своего судна. И эта большая работа, которую командный состав ве­ дет с экипажем, окупается сторицею. На нашем СРТ матросы работают по три— четыре года. У нас нет ни одного серьезного нарушения трудовой дисциплины за все время эксплуатации судна. Умелый, правильный подход к людям, создание усло­ вий для хорошего отдыха обеспечивало и обеспечивает нам четкую и бесперебойную работу экипажа как на промысле, так и в порту. Не имея сететрясной машины, наш экипаж только за ноябрь прошлого года за 16 дрейфов выловил 1760 центнеров сельди. Рейсовое задание перевыполнено на 30 процентов, и всю сельдь мы сдали сортностью вы­ ше плановой. У нас на судне стало правилом, что все вопросы су­ довой жизни решаются только через вахтенного штур­ мана или старшего помощника. Капитану мы доклады­ ваем о проделанной нами работе или о принятых мерах по тому или другому вопросу. И он, в случае надобно­ сти, делает свои замечания, дает дружеские советы. Постоянство команды, дружная, слаженная работа штурманов, умелее сочетание капитаном высокой тре­ бовательности с предоставлением самостоятельности своим помощникам обеспечивают четкую и образцовую жизнь и работу всего экипажа. В четвертом году семилетки наш экипаж решил ра­ ботать с еще большим напряжением сил, чтобы выпол­ нить не только годовой план, но и социалистическое обязательство. Ремонт подходит к концу, судно гото­ вится к рейсу. В заключение хочу пожелать своим коллегам из «Мурмансельди» хорошей плодотворной работы и успе­ хов на промысле. П. ЧИСТЫЙ, старший помощник капитана СРТ «Правда». г. Клайпеда, Литовская ССР^ XXII съезд КПСС принял велп- кую Программу коммунистическо­ го строительства. Чтобы успешно выполнить ее, нужны всесторон­ не грамотные, технически образо­ ванные кадры. В Мурманском рыбном порту подготовке кадров уделяется боль^ шое внимание. Это в значительной мере способствовало тому, что план 1961 года по погрузочно- разгрузочным работам был выпол­ нен на 101,3 процента. В период между XXI и XXII съездами партии более 4300 пор­ товиков повысили производствен­ ную квалификацию. Больше полу­ тора тысяч вновь принятых рабо­ чих прошли обучение в школах передового опыта, на различных производственно-технических кур­ сах. Только за 1961 год повыси­ ли квалификацию 1108 произ­ водственников. Около 120 рабо­ чих овладели вторыми профессия­ ми. Так, в транспортно-буксирном флоте кочегар А. Антонов овладел профессией машиниста, матрос А. Федотов я кочегар И. Елисеев — профессией доикермава, дон- керман М. Блинов сдал экзамен на электрика. Многие рабочие первого участ­ ка порта овладели специальностя­ ми сигнальщиков, лебедчиков, транспортерщиков. Транспортер- щик П. Тимофеев стал крановщи­ ком на портальном кране. Кра­ новщиком работает сейчас и ко­ чегар Н. Крюков. Электролебедчп- цы В. Доброходова и Н. Козлоза СЛОВО ДЕРЖАТ В честь выборов в Верховный Совет СССР рыбообработчики плавбазы «Антарктика» взяли обя­ зательство к 18 марта выполнить пятимесячный план по производст­ ву готовой продукции. Данное слово они подкрепляют делом. Производительность труда высо­ кая. Особенно отличается вторая бригада, возглавляемая мастером по обработке рыбы тов. Игнаше- вым. За семь часов рыбообработ­ чики выполняют десятичасовую норму. К. МИНАЕВ, зам. секретаря партбюро плавбазы «Антарк­ тика». недавно были подсобными рабо­ чими. В порту внимательно отнеслись к выпускникам средних школ. 49 из них приобрели специально­ сти электриков, слесарей, мото­ ристов, штукатуров, матросов. В порту создана широкая сегь* переподготовки кадров. Школы передового опыта, курсы повыше­ ния квалификации действуют в Тюва-губе, на первом и втором участках, в энергохозяйстве. Бо­ лее 50 передовых моряков зани­ маются в школе усовершенство­ вания командного состава — ШУКСе, это будущие судоводд= тели. Техническая учеба кадров * важное средство повышения про­ изводительности труда, большой резерв для выполнения и перевы­ полнения производственных за­ даний. Н. ЖУКОВ, работник авто­ базы М 2 совнархоза, наш ■нештатный корреспондент. «ШШНИИШНИИИИИИИИИШ* «РЫБНЫЙ МУРМАН» 22 февраля 1962 г. 3 стр. / • Ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz