Рыбный Мурман. 1962 г. Февраль.
Когда не т побеЖденнЫх ДОБИВАЕМСЯ ПОБЕДЫ Не так и давне зародилось в !М траловом флоте групповое соревнование. Заговорили о нем лишь во второй половине 1961 года. Но сегодня уже никто не сомневается в том, что эта новая форма трудовой борьбы экипажей имеет большое значение для вы полнения и перевыполнения про изводственных планов. В опубликованной в газете «Рыбный Мурман» беседе с на чальником флота тов. Закурдае- вым подчеркнуто значение груп пового соревнования для подтяги вания отстающих кораблей до увовня передовых. Мне хочется подкрепить эту мысль примерами и фактами из повседневной промысловой дея тельности экипажей. С 3 по 29 января мне. как ка- питану-наставнику, пришлось ру ководить на промысле организа цией группового соревнования экипажей судов, работавших се веро-западнее острова Медвежий. Одну из групп кораблей здесь составили траулеры «Сельдь», «Нева», «Лосось», «Жемчуг», «Метеор». Старшим в своей груп пе капитаны этих судов негласно признали одного из старейших и опытнейших промысловиков фло та — капитана «Метеора» Андрея Яковлевича Маклакова. Он руко водил проведением совещаний по обмену опытом, оказанием нужной помощи экипажам. При этом А. Я. Маклаков щедро делился со всеми своими знаниями. Еогда вы яснилось, что многие промыслови ки сталкиваются с большими труд ностями при маневрировании су дов с тралом в зимнее время, Андрей Яковлевич выступил по радио с рассказом о своем опыте. Все корабли этой группы рабо тали ровно. Поэтому, когда при шло время подводить итоги, что бы выявить победителя,*мы сна чала стали в тупик. Вылов был почти одина ков по всем су дам. Потом ре шили, что это и хорошо, ког да нет побеж денных. Ведь главная задача группо в о г о соревнова н и я 1— не только первенство, а помочь завоевать друг другу. Капитаны Леонид Владимиро вич Фабриченко («Жемчуг») и Иван Федорович Данилов («Сельдь») на заключительном со вещании по радио тепло поблаго дарили Андрея Яковлевича Мак лакова за советы и помощь, по желали ему хорошего здоровья, новых успехов. Должен сказать, что мне, как капитану-наставнику, просто при ятно было слышать такие слова при подведении итогов. А вот пример из работы дру гой группы судов. Она состояла из траулеров «Сатурн». «Волна», «Траверз». Экипаж коммунисти ческого труда траулера «Волна» — передовой на флоте. Капитаном на нем ходит один из лучших про мысловиков флота Михаил Петро вич Краев. Ему, как говорится, были и карты в руки для руко водства группой, а другим следо вало равняться по этому экипажу. Но этого не случилось. При подведении итогов М. П. Краев высказал справедливую обиду яа своих соперников, что они неохот но участвовали во встречах в эфи ре, не подтягивались к «Волне», когда та имела лучшие подъемы. А результаты подобного разно боя? Резкая разница в уловах по всем судам. Задания, правда, они все выполнили. Но как? Экипаж «Сатурна» — на 154 процента, «Траверза» — на 210, а «Вол ны» — на 282 процента. Суточ ный вылов «Волны» на 3 тонны превышал вылов соперников. У такого капитана, как М. П. Краев, всегда есть чему поучить ся. Вот пример. В декабре про шлого года траулер «Пикша» при шел иа Гусиную банку. Работать здесь его экипаж начал плохо. Тогда капитан «Пикши» обратил ся за помощью к М. П. Краеву. По его совету на «Пикше» пере вооружили нижнюю подбору/ Уло вы сразу резко возросли, и во второй половине рейса экипаж сработал очень хорошо: задание было значительно перекрыто. Между тем у нас еще не все капитаны осознали значение груп пового соревнования. Иные из них проявляют самонадеянность, пре небрежение к коллективности дей ствий и, как правило, оказыва ются «у разбитого корыта». К хорошо работавшим на про мысле траулерам «Пионер» и «Север» было рекомендовано при соединиться траулерам «Лосось» и «Кронштадт». «Лосось» это сделал, а капитан «Кронштадта» Е. А. Мариничев решил проявить самостоятельность: ушел на свай страх и риск из района с хорошей сырьевой базой на южный склон Медвежинской банки. Здесь он двое суток штормовал, а его со перники в это время брали еже суточно до 20 тонн рыбы каж дый. В результате «Пионер» и «Север» пошли в порт с полными грузами, «Лосось» выполнил рей совое задание на 284 процента. Капитан же «Кронштадта» даже на заключительном совещании по радио не участвовал; ничего не доложив капитЬну-наставнику, ушел в порт. Да и о чем ему бы ло докладывать, если рейсовое задание оказалось сорванным! Хорошие итоги группового со ревнования бывают, как правило, тогда, когда капитаны судов сами проявляют инициативу, подбира ют соперников, не ожидая напо минания руководства промыслом. Но вот один недостаток присущ всем промысловикам, независимо от того — инициативные они лю ди или не очень. В совещаниях по радио участвуют обычно лишь капитаны и помполиты. А мастера по добыче, по обработке рыбы, консервные мастера, механики ос таются в стороне от этого. И сколько не напоминаешь капита нам, положение от этого не ме няется. Судовым партийным и профсо юзным организациям следует вме шаться в это дело и добиться того, чтобы работа по организации и проведению группового соревно вания не носила келейного харак тера. И результаты не замедлят сказаться. А. МИХАИЛОВ, капитан-на ставник. Еще ра з о н е и с п р а в н о с т я х о р у д и й л о в а (Окончание. Начало см. в №№ 16, 20). Аналогичная картина наблюда лась и на траулере «Вельск», ко торый в декабре за 8 дней из 49 тралений 41 сделал правым бор том. В результате правый ваер начал раскручиваться. Стремясь исправить положение, промысло вики разрубили ходовой конец правого ваера пополам и переком- бинировали только один правый ваер. Однако работа ваеров не улучшилась. Только после пере садки на судно наставника Лихов- цева, переменившего ваера ме стами на барабанах, а затем и пе рекомбинировавшего их по пра вилам, работа судна наладилась, и экипаж выполнил рейсовое зада ние. Однако время было упуще- бо , и из-за основательного повре ждения ваера пришлось заменить вовыми. Траулеру «Лесков» пришлось буксировать на левом ваере трау лер «Мамин-Сибмряк». Ваер не сколько раскрутился. Капитан тов. Враиди, игнорируя мнение старшего мастера по добыче тов. Саковчука, приказал отрубить по 100 метров троса от каждого ва ера. После этого ими начали ра ботать. В результате один из вае ров начал скручиваться, а дру гой раскручиваться. После использования ваеров в качестве буксировочных концов надо ходовые концы ваера переру бить пополам и скомбинировать. Можно было бы привести и другие примеры скручивания и закручивания ваеров, но лучше еще раз подчеркнуть, какие же меры следует принимать в таких случаях: 1. Прежде всего необходимо проверить, не погнуты ли ваер- ные вертлюги и как они провора чиваются под нагрузкой? При не обходимости следует заменить вертлюги на исправные или уси ленные. 2. Если замена вертлюгов не улучшает работу ваера, то надо сменить ваера местами на бараба нах. 3. В случае, если ваера не нач нут возвращаться в нормальное положение, их ходовые концы не обходимо перекомбюировать, раз рубив точно пополам. Осуществляя промер ваеров, тралмейстерскому составу надо не только вычислять разницу в длине ваеров. ио и подсчитывать число витков, приходящихся на метр длины ваера (на каждой марке того и другого), занося ре зультат в таблицу промера. Это Медвежка не- ПО ЗАКОНАМ ТОВАРИЩЕСТВА приветливо ветре- ■ тила экипаж СРТ-Р-720. В день Мастер по добыче тов. Ушаков, они сообщали по радио о резуль- прихода на промысел температура мастер по обработке рыбы тов. татах траления, выясняли причи- наружного воздуха упала до ми- Родионов, машинист холодильной ны снижения улова, давали сове- нус 20 градусов, льды начали тес- установки тов. Киселев (он и от- ты. Сыревич несколько раз под- нить корабль из тех квадратов, где лично шкерит треску) провели тягивал «соперника') к себе, реко- треска ловилась наиболее хорошо, несколько занятий. _ мендовал повысить скорость тра- Тяжело работать в таких уело- ...На палубу поднят первый ления. Не оставался в долгу и ка- виях. Но моряки знали, куда шли трал. Новички держатся бодро, но питан 722-го тов. Васильченко, за рыбой, и не рассчитывали на работают медленно. Шефы внима- В один из дней тралы на борт легкую добычу. Больше беспокой- тельно следят за ними, показы- 720-го приходили почти пустые, ло другое, а выдержат ли нович- вают, как надо производить ту или Судоводители ломали голову. До ки, направленные на траулер вза- иную операцию. шторма треска ловилась хорошо, а мен ушедших в отпуски бывалых Проходят сутки, другие, тре- спустя сутки, после окончания моряков? тьи... Движения моряков стало- шторма, пропала. Еще на переходе капитан тов. f тся У^ренн^, скорость обра- Переходите ко мне, посоветовал Сыревич, секретарь парторганиза- лб™ возрастает. Появился задор. тов. Васильченко. Видимо, шторм цки тов. Дудник обратили на них Уже слышатся разговоры: «Мы заставил косяки п е р е д а т ь с я на внимание. Хлопцы здоровые, но еп*е посмотрим, чья вахта окажет- большие глубины. Совет был при- рыбу видели только на прилавках ся победительницей», «цыплят по нят, треска снова заловилась. магазинов да за обедом в сто- считают». Экипаж начал Настойчивость моряков, парное левой. В море впервые. Неболь- перевыполнять суточные задания, соревнование помогли экипажу шой шторм, и они уже на койках. ^а Медвежке работали полови- коммунистического труда СРТ-Р- ну рейса. А когда рыба стала от- 720 добиться успеха. При зада- Много пришлось повозиться с казьгвать, начались сильные Нии 61 тонна в порт доставлено ними. Один «старичок» заглянет, штормы, капитан принял решепие 86 тонн рыбы, в том числе 28 развеселит шуткой, другой прине- перейти в Центральный район. тон,н в охлажденном виде. Хоро- сет чего-нибудь соленого, третий Здесь же промышлял и СРТ-Р-722. Шо потрудились матросы тт. Ка- даст полезный совет. И поставили Моряков 720-го и 722-го свя- линин, Хухка, Здоровецкий, сек- новичков на ноги. зывает хорошая морская дружба, ретарь комсомольской организации Но надо же еще научить людей Они постоянно соревнуются, вы- второй механик тов. Калита, вто- правильно и быстро обрабатывать ручают друг друга в трудную ми- рой помощник капитана тов. улов, работать с тралом. Провели нуту. И сейчас капиталы заклю- Гришин, третий помощник тов. специальное комсомольское собра- чили договор о парном соревнова- Виноградов, ние. закрепили за новичками нии. Рейс показал и слабые стороны опытных моряков. После каждого подъема трала в работе сельдяного флота на тре- сковом промысле. Особенно не-, благополучно с ооесп-ечением эки- этому перед постановкой доски пажей промысловым вооружением, следует подтянуть болты подтип- Кабели выдаются старые, быстро ников. Надо периодически прове- выходят из строя. На 7 а 0- м , на пример, в течение месяца приш- рять их крепление и в рейсе. л»сь три пары ка6елей. Однако случал работы досками Сизальские траловые мешки с плохо подтянутыми подшипни- также недолговечны. Они рас- позволит всегда иметь ясную кар- ками встречаются еще довольно ползаются буквально после не- тину работы ваеров и своевремен- часто (траулер «Молдавия», скольких дней работы. Экипажи но избегать их порчи. «Урал») теряют из-за этого много рыоы. Следует остановиться и на по- „ ' „ - „ Фабрика орудий лова за послед- вреждении ваеров при их про- во” е "*“ее Н€е Ушшила качество из- хождении в центральных, направ- ъо* л0ПНУВшие пГг.вапке У готовления 25-метровых тралов, ляющих, подвесных и роликах допускает несоответствие со стан- раскаточной тележки ваероуклад- доски центр соединения iapTBbCig размерами. Работавший чнка. Портили ваера сильно выра- « J a L i тралом экипаж СРТ-Р-726 ботанными роликами ваероуклад- «м к ™ несколько дней не оправлялся с чика на траулерах «Красногвар- ° Y заданиями. После замены трала деиск», «Джавкои». «Очаков» и Г г а е у г м п ов али сь . Имели большую вьгоаботку атаки’ а следовательно, и горизон- Надо принять срочные меры к имели оолыпую выраоотку раскрытия трала. Одна- Устранению этих недостатков. центральные ролики на траулерах у р v А _ _____ «Куренка», «Петрозаводск», под- “ этого “ г я т м а щгашс- в. ЕВГЕНЬЕВ. весные ролики на траулере «Ам- Л(МЖСИ траулеров «Сатурн», «Ка- дерма». «касатка» м других. « ___ ЯПРПШМП Мастерам по добыче и старшим Анализ неисправностей показы- pf lVUlM AU fi|IU lllU помощникам капитанов следует вает, что некоторые промыслов!- Отличным качеством работы и обратить самое серьезное внима- ^ уделяют недостаточное внима- высокой производительностью тру- ние на уход за роликовым хозяй- , П(,ПМЯ1ЛПа я*™»- да знаменуют дни трудовой вах- ством, так как его запущенность изучению специальной лите ты в честь Bbl6opt>B в верховный часто приводит не только к по- Р*1УРЫ и технической документа- Совет СССР слесари бригады, вреждению ваеров, но ■ к их не- цта. Мало проводятся залягай с «°торую возглавляет на судоре- - монтном заводе № 1 тов. Ананич, нормальной работе, а затем и про- моряками по вопросам правильной в первой половине февраля Л 0 ВУ- эксплуатации орудий лова. бригада обеспечила досрочное НЕНОРМАЛЬНАЯ РАБОТА Изучение орудий лова, обяза- ®“ п°;г,ненне всех порученных ей ТРАЛОВЫХ ДОСОК ильный разбор каждого а*цяй- хороших показателей изо дня в ного случая на производственном день добиваются слесари бригад. Хождение дуг в подшипниках совещании должны стать законом руководимых тт. Михайловым я доски может привести к тому, что промысловой работы каждого эки- Фурнным. при тралении она будет ложиться пажа. Это позволит улучшить ра- »>»»»;| , , **ч!!и , и 1 , , | , | , |1 > м ,,*| | , 58 на дуги или на тыльную сторону, боту флота и обеспечить выпол- ........ .................................................. что приведет к уменьшению вер- нение государственного плана « р ы б н ы й МУРМАН» тикального раскрытия трала. Но- каждым экипажем. *7 февраля 1962 г. 3 стр. В. МАКШЕЕВ, инженер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz