Рыбный Мурман. 1962 г. Февраль.

Когда не т побеЖденнЫх ДОБИВАЕМСЯ ПОБЕДЫ Не так и давне зародилось в !М траловом флоте групповое соревнование. Заговорили о нем лишь во второй половине 1961 года. Но сегодня уже никто не сомневается в том, что эта новая форма трудовой борьбы экипажей имеет большое значение для вы­ полнения и перевыполнения про­ изводственных планов. В опубликованной в газете «Рыбный Мурман» беседе с на­ чальником флота тов. Закурдае- вым подчеркнуто значение груп­ пового соревнования для подтяги­ вания отстающих кораблей до увовня передовых. Мне хочется подкрепить эту мысль примерами и фактами из повседневной промысловой дея­ тельности экипажей. С 3 по 29 января мне. как ка- питану-наставнику, пришлось ру­ ководить на промысле организа­ цией группового соревнования экипажей судов, работавших се­ веро-западнее острова Медвежий. Одну из групп кораблей здесь составили траулеры «Сельдь», «Нева», «Лосось», «Жемчуг», «Метеор». Старшим в своей груп­ пе капитаны этих судов негласно признали одного из старейших и опытнейших промысловиков фло­ та — капитана «Метеора» Андрея Яковлевича Маклакова. Он руко­ водил проведением совещаний по обмену опытом, оказанием нужной помощи экипажам. При этом А. Я. Маклаков щедро делился со всеми своими знаниями. Еогда вы­ яснилось, что многие промыслови­ ки сталкиваются с большими труд­ ностями при маневрировании су­ дов с тралом в зимнее время, Андрей Яковлевич выступил по радио с рассказом о своем опыте. Все корабли этой группы рабо­ тали ровно. Поэтому, когда при­ шло время подводить итоги, что­ бы выявить победителя,*мы сна­ чала стали в тупик. Вылов был почти одина­ ков по всем су­ дам. Потом ре­ шили, что это и хорошо, ког­ да нет побеж­ денных. Ведь главная задача группо в о г о соревнова н и я 1— не только первенство, а помочь завоевать друг другу. Капитаны Леонид Владимиро­ вич Фабриченко («Жемчуг») и Иван Федорович Данилов («Сельдь») на заключительном со­ вещании по радио тепло поблаго­ дарили Андрея Яковлевича Мак­ лакова за советы и помощь, по­ желали ему хорошего здоровья, новых успехов. Должен сказать, что мне, как капитану-наставнику, просто при­ ятно было слышать такие слова при подведении итогов. А вот пример из работы дру­ гой группы судов. Она состояла из траулеров «Сатурн». «Волна», «Траверз». Экипаж коммунисти­ ческого труда траулера «Волна» — передовой на флоте. Капитаном на нем ходит один из лучших про­ мысловиков флота Михаил Петро­ вич Краев. Ему, как говорится, были и карты в руки для руко­ водства группой, а другим следо­ вало равняться по этому экипажу. Но этого не случилось. При подведении итогов М. П. Краев высказал справедливую обиду яа своих соперников, что они неохот­ но участвовали во встречах в эфи­ ре, не подтягивались к «Волне», когда та имела лучшие подъемы. А результаты подобного разно­ боя? Резкая разница в уловах по всем судам. Задания, правда, они все выполнили. Но как? Экипаж «Сатурна» — на 154 процента, «Траверза» — на 210, а «Вол­ ны» — на 282 процента. Суточ­ ный вылов «Волны» на 3 тонны превышал вылов соперников. У такого капитана, как М. П. Краев, всегда есть чему поучить­ ся. Вот пример. В декабре про­ шлого года траулер «Пикша» при­ шел иа Гусиную банку. Работать здесь его экипаж начал плохо. Тогда капитан «Пикши» обратил­ ся за помощью к М. П. Краеву. По его совету на «Пикше» пере­ вооружили нижнюю подбору/ Уло­ вы сразу резко возросли, и во второй половине рейса экипаж сработал очень хорошо: задание было значительно перекрыто. Между тем у нас еще не все капитаны осознали значение груп­ пового соревнования. Иные из них проявляют самонадеянность, пре­ небрежение к коллективности дей­ ствий и, как правило, оказыва­ ются «у разбитого корыта». К хорошо работавшим на про­ мысле траулерам «Пионер» и «Север» было рекомендовано при­ соединиться траулерам «Лосось» и «Кронштадт». «Лосось» это сделал, а капитан «Кронштадта» Е. А. Мариничев решил проявить самостоятельность: ушел на свай страх и риск из района с хорошей сырьевой базой на южный склон Медвежинской банки. Здесь он двое суток штормовал, а его со­ перники в это время брали еже­ суточно до 20 тонн рыбы каж­ дый. В результате «Пионер» и «Север» пошли в порт с полными грузами, «Лосось» выполнил рей­ совое задание на 284 процента. Капитан же «Кронштадта» даже на заключительном совещании по радио не участвовал; ничего не доложив капитЬну-наставнику, ушел в порт. Да и о чем ему бы­ ло докладывать, если рейсовое задание оказалось сорванным! Хорошие итоги группового со­ ревнования бывают, как правило, тогда, когда капитаны судов сами проявляют инициативу, подбира­ ют соперников, не ожидая напо­ минания руководства промыслом. Но вот один недостаток присущ всем промысловикам, независимо от того — инициативные они лю­ ди или не очень. В совещаниях по радио участвуют обычно лишь капитаны и помполиты. А мастера по добыче, по обработке рыбы, консервные мастера, механики ос­ таются в стороне от этого. И сколько не напоминаешь капита­ нам, положение от этого не ме­ няется. Судовым партийным и профсо­ юзным организациям следует вме­ шаться в это дело и добиться того, чтобы работа по организации и проведению группового соревно­ вания не носила келейного харак­ тера. И результаты не замедлят сказаться. А. МИХАИЛОВ, капитан-на­ ставник. Еще ра з о н е и с п р а в н о с т я х о р у д и й л о в а (Окончание. Начало см. в №№ 16, 20). Аналогичная картина наблюда­ лась и на траулере «Вельск», ко­ торый в декабре за 8 дней из 49 тралений 41 сделал правым бор­ том. В результате правый ваер начал раскручиваться. Стремясь исправить положение, промысло­ вики разрубили ходовой конец правого ваера пополам и переком- бинировали только один правый ваер. Однако работа ваеров не улучшилась. Только после пере­ садки на судно наставника Лихов- цева, переменившего ваера ме­ стами на барабанах, а затем и пе­ рекомбинировавшего их по пра­ вилам, работа судна наладилась, и экипаж выполнил рейсовое зада­ ние. Однако время было упуще- бо , и из-за основательного повре­ ждения ваера пришлось заменить вовыми. Траулеру «Лесков» пришлось буксировать на левом ваере трау­ лер «Мамин-Сибмряк». Ваер не­ сколько раскрутился. Капитан тов. Враиди, игнорируя мнение старшего мастера по добыче тов. Саковчука, приказал отрубить по 100 метров троса от каждого ва­ ера. После этого ими начали ра­ ботать. В результате один из вае­ ров начал скручиваться, а дру­ гой раскручиваться. После использования ваеров в качестве буксировочных концов надо ходовые концы ваера переру­ бить пополам и скомбинировать. Можно было бы привести и другие примеры скручивания и закручивания ваеров, но лучше еще раз подчеркнуть, какие же меры следует принимать в таких случаях: 1. Прежде всего необходимо проверить, не погнуты ли ваер- ные вертлюги и как они провора­ чиваются под нагрузкой? При не­ обходимости следует заменить вертлюги на исправные или уси­ ленные. 2. Если замена вертлюгов не улучшает работу ваера, то надо сменить ваера местами на бараба­ нах. 3. В случае, если ваера не нач­ нут возвращаться в нормальное положение, их ходовые концы не­ обходимо перекомбюировать, раз­ рубив точно пополам. Осуществляя промер ваеров, тралмейстерскому составу надо не только вычислять разницу в длине ваеров. ио и подсчитывать число витков, приходящихся на метр длины ваера (на каждой марке того и другого), занося ре­ зультат в таблицу промера. Это Медвежка не- ПО ЗАКОНАМ ТОВАРИЩЕСТВА приветливо ветре- ■ тила экипаж СРТ-Р-720. В день Мастер по добыче тов. Ушаков, они сообщали по радио о резуль- прихода на промысел температура мастер по обработке рыбы тов. татах траления, выясняли причи- наружного воздуха упала до ми- Родионов, машинист холодильной ны снижения улова, давали сове- нус 20 градусов, льды начали тес- установки тов. Киселев (он и от- ты. Сыревич несколько раз под- нить корабль из тех квадратов, где лично шкерит треску) провели тягивал «соперника') к себе, реко- треска ловилась наиболее хорошо, несколько занятий. _ мендовал повысить скорость тра- Тяжело работать в таких уело- ...На палубу поднят первый ления. Не оставался в долгу и ка- виях. Но моряки знали, куда шли трал. Новички держатся бодро, но питан 722-го тов. Васильченко, за рыбой, и не рассчитывали на работают медленно. Шефы внима- В один из дней тралы на борт легкую добычу. Больше беспокой- тельно следят за ними, показы- 720-го приходили почти пустые, ло другое, а выдержат ли нович- вают, как надо производить ту или Судоводители ломали голову. До ки, направленные на траулер вза- иную операцию. шторма треска ловилась хорошо, а мен ушедших в отпуски бывалых Проходят сутки, другие, тре- спустя сутки, после окончания моряков? тьи... Движения моряков стало- шторма, пропала. Еще на переходе капитан тов. f тся У^ренн^, скорость обра- Переходите ко мне, посоветовал Сыревич, секретарь парторганиза- лб™ возрастает. Появился задор. тов. Васильченко. Видимо, шторм цки тов. Дудник обратили на них Уже слышатся разговоры: «Мы заставил косяки п е р е д а т ь с я на внимание. Хлопцы здоровые, но еп*е посмотрим, чья вахта окажет- большие глубины. Совет был при- рыбу видели только на прилавках ся победительницей», «цыплят по нят, треска снова заловилась. магазинов да за обедом в сто- считают». Экипаж начал Настойчивость моряков, парное левой. В море впервые. Неболь- перевыполнять суточные задания, соревнование помогли экипажу шой шторм, и они уже на койках. ^а Медвежке работали полови- коммунистического труда СРТ-Р- ну рейса. А когда рыба стала от- 720 добиться успеха. При зада- Много пришлось повозиться с казьгвать, начались сильные Нии 61 тонна в порт доставлено ними. Один «старичок» заглянет, штормы, капитан принял решепие 86 тонн рыбы, в том числе 28 развеселит шуткой, другой прине- перейти в Центральный район. тон,н в охлажденном виде. Хоро- сет чего-нибудь соленого, третий Здесь же промышлял и СРТ-Р-722. Шо потрудились матросы тт. Ка- даст полезный совет. И поставили Моряков 720-го и 722-го свя- линин, Хухка, Здоровецкий, сек- новичков на ноги. зывает хорошая морская дружба, ретарь комсомольской организации Но надо же еще научить людей Они постоянно соревнуются, вы- второй механик тов. Калита, вто- правильно и быстро обрабатывать ручают друг друга в трудную ми- рой помощник капитана тов. улов, работать с тралом. Провели нуту. И сейчас капиталы заклю- Гришин, третий помощник тов. специальное комсомольское собра- чили договор о парном соревнова- Виноградов, ние. закрепили за новичками нии. Рейс показал и слабые стороны опытных моряков. После каждого подъема трала в работе сельдяного флота на тре- сковом промысле. Особенно не-, благополучно с ооесп-ечением эки- этому перед постановкой доски пажей промысловым вооружением, следует подтянуть болты подтип- Кабели выдаются старые, быстро ников. Надо периодически прове- выходят из строя. На 7 а 0- м , на­ пример, в течение месяца приш- рять их крепление и в рейсе. л»сь три пары ка6елей. Однако случал работы досками Сизальские траловые мешки с плохо подтянутыми подшипни- также недолговечны. Они рас- позволит всегда иметь ясную кар- ками встречаются еще довольно ползаются буквально после не- тину работы ваеров и своевремен- часто (траулер «Молдавия», скольких дней работы. Экипажи но избегать их порчи. «Урал») теряют из-за этого много рыоы. Следует остановиться и на по- „ ' „ - „ Фабрика орудий лова за послед- вреждении ваеров при их про- во” е "*“ее Н€е Ушшила качество из- хождении в центральных, направ- ъо* л0ПНУВшие пГг.вапке У готовления 25-метровых тралов, ляющих, подвесных и роликах допускает несоответствие со стан- раскаточной тележки ваероуклад- доски центр соединения iapTBbCig размерами. Работавший чнка. Портили ваера сильно выра- « J a L i тралом экипаж СРТ-Р-726 ботанными роликами ваероуклад- «м к ™ несколько дней не оправлялся с чика на траулерах «Красногвар- ° Y заданиями. После замены трала деиск», «Джавкои». «Очаков» и Г г а е у г м п ов али сь . Имели большую вьгоаботку атаки’ а следовательно, и горизон- Надо принять срочные меры к имели оолыпую выраоотку раскрытия трала. Одна- Устранению этих недостатков. центральные ролики на траулерах у р v А _ _____ «Куренка», «Петрозаводск», под- “ этого “ г я т м а щгашс- в. ЕВГЕНЬЕВ. весные ролики на траулере «Ам- Л(МЖСИ траулеров «Сатурн», «Ка- дерма». «касатка» м других. « ___ ЯПРПШМП Мастерам по добыче и старшим Анализ неисправностей показы- pf lVUlM AU fi|IU lllU помощникам капитанов следует вает, что некоторые промыслов!- Отличным качеством работы и обратить самое серьезное внима- ^ уделяют недостаточное внима- высокой производительностью тру- ние на уход за роликовым хозяй- , П(,ПМЯ1ЛПа я*™»- да знаменуют дни трудовой вах- ством, так как его запущенность изучению специальной лите ты в честь Bbl6opt>B в верховный часто приводит не только к по- Р*1УРЫ и технической документа- Совет СССР слесари бригады, вреждению ваеров, но ■ к их не- цта. Мало проводятся залягай с «°торую возглавляет на судоре- - монтном заводе № 1 тов. Ананич, нормальной работе, а затем и про- моряками по вопросам правильной в первой половине февраля Л 0 ВУ- эксплуатации орудий лова. бригада обеспечила досрочное НЕНОРМАЛЬНАЯ РАБОТА Изучение орудий лова, обяза- ®“ п°;г,ненне всех порученных ей ТРАЛОВЫХ ДОСОК ильный разбор каждого а*цяй- хороших показателей изо дня в ного случая на производственном день добиваются слесари бригад. Хождение дуг в подшипниках совещании должны стать законом руководимых тт. Михайловым я доски может привести к тому, что промысловой работы каждого эки- Фурнным. при тралении она будет ложиться пажа. Это позволит улучшить ра- »>»»»;| , , **ч!!и , и 1 , , | , | , |1 > м ,,*| | , 58 на дуги или на тыльную сторону, боту флота и обеспечить выпол- ........ .................................................. что приведет к уменьшению вер- нение государственного плана « р ы б н ы й МУРМАН» тикального раскрытия трала. Но- каждым экипажем. *7 февраля 1962 г. 3 стр. В. МАКШЕЕВ, инженер

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz