Рыбный Мурман. 1962 г. Февраль.
севере - з ав а дн ы х районов СССР в свете решеняй XXII съезда КПСС ня на Флемнш-капе, так произошло и с пикшей. Подоб ных примеров можно приводить много. Особое внимание должно быть обращено на увеличе ние добычи рыбы в тропическом районе Атлантическо го океана. Следует также обратить серьезное внимание на при лов разных рыб. Во многих случаях прилов использу ется на кормовую муку. Известны случаи, когда рыба ки выбрасывают прилов палтуса за борт или перера батывают его в муку. И это на кораблях, где имеются рефрижераторные установки. Этому трудно поверить, но все-таки находятся такие «мудрецы», что и палтуса превращают в муку. Это ли не бесхозяйственность! Надо подумать, как материально заинтересовать плавсостав, чтобы все полезное, добытое в море, было использовано в народном хозяйстве, если не для пище вых целей, то, в крайнем случае, для корма скоту. В этом отношении за последнее время технологами раз работано много методов для сохранения кормовой цен ности продуктов моря. НАШ РЫБОЛОВНЫЙ ФЛОТ Успешное выполнение задачи увеличения добычи ры бы, морского зверя, китов и морепродуктов зависит от состояния рыболовного флота, правильного его исполь зования и прежде всего от укомплектования судов хорошо подготовленными командными инженерно-тех ническими кадрами. * Именно в этом скрыты громадные резервы, которые трудно определить какими-либо цифрами. К сожале нию, в рыбохозяйственных организациях вопросы улуч шения эксплуатации флота не находятся в центре по стоянного внимания. И организаторская работа в этой области не носит систематического и конкретного ха рактера. Среднегодовой вылов рыбы на однотипные суда по совнархозам северо-западного района показывает, что наибольших успехов добиваются моряки Мурманского рыболовного флота. По судам типа БМРТ их среднего довые уловы значительно превышают уловы судов Ка лининградского, Эстонского, Латвийского, Литовского совнархозов. Такое же положение и по судам типа СРТ-400, и по судам типа «Океан». Из 70 БМРТ только 15 кораблей имеют улов выше 65 тысяч центнеров. И все они принадлежат Мурманскому совнархозу. Как можно мириться с тем, что на протяжении двух трех лет экипажи БМРТ Калининградского, Литовско го, Латвийского, Эстонского совнархозов резко отстают от мурманских моряков? Такое ненормальное положе ние должно затрагивать не только честь капитанов су дов, но и глубоко заинтересовать руководителей рыбо хозяйственных организаций тт. Джапаридзе, Теличева, Кулаженко, Сидоренко и Орелича. Нельзя получать на первоклассных судах с высокой техникой крайне низкие уловы. Надо полагать, что имеющиеся достижения коллективов БМРТ Мурманско го совнархоза № 236 (капитан Зайцев), добывшего в 1961 году 78,7 тысячи центнеров рыбы, и БМРТ 243 (капитан Беменко), добывшего 80,7 тысячи центнеров, не являются пределом. Очевидно, в ближайшее время годовые уловы больших морозильных траулеров достиг нут 100 и более тысяч центнеров в год. Нельзя дальше мириться с уловами на БМРТ ниже 65 тысяч центнеров. По 16 рейсам в среднем за один рейс большим моро зильным траулером по Калининградскому совнархозу выловлено 17.100 центнеров рыбы, а по Мурманскому в среднем за 85 рейсов — 19.400. Если бы калининград ские БМРТ выровнялись по своим результатам хотя бы на средние, а не йа лучшие показатели мурманских БМРТ, то по 16 рейсам было бы дополнительно полу чено 36.800 центнеров рыбы. Не в пользу калининград цев и сравнение с судами Крымского совнархоза, рабо тающими в тропическом районе Атлантического океана. Недостатки работы больших морозильных рыболов ных траулеров присущи и другим типам судов. Доста точно сказать, что если бы нам удалось поднять сред не-годовой улов по таким судам, как, например, СРТ-300—4(Ю до уровня среднего улова, достигнутого мурманскими судами этого типа, то это дало бы нам дополнительно 960 тысяч центнеров рыбы. Разве есгь хоть какое-либо оправдание тому, что средний вылов н а ,С Р Т Ленинградского совнархоза ниже, чем Мур манского, на 36 процентов, а Эстонского — на 35 про центов. Суда типа СРТ обладают огромной маневренностью и способны ловить не только пелагических, но и донных рыб. Однако использование их в этом направлении весьма незначительно. Таким образом, в эффективном использовании флота таятся огромные резервы. А сокращение непроизводи тельных стоянок в порту и на ремонте? Сколько допол нительно можно было бы выловить рыбы, если бы эти вопиющие недостатки были устранены! Вина за них лежит прежде всего на береговых службах, работники которых безответственно относятся к делу. Стоит в порту корабль, н никто не проявляет ни малейшего бес покойства. Но такая спокойная жизнь должна кон читься. Нельзя дальше терпеть бесхозяйственное ис пользование флота. Я должен сообщить вам, товарищи, что в помощь рыбной промышленности в борьбе за увеличение добы чи рыбы и производство рыбных продуктов поднимается Ленинский Коммуаистнческин Союз Молодежи. Нет ни какого сомнения* что молодежь всем своим юным серд цем полюбит эту отрасль народного хозяйства и окажет нам большую помощь. Надо вести решительную борьбу с простоями флота в порту и на ремрнте, ибо на этих участках нё столько технических трудностей, сколько бездушия, безответ ственности, бесхозяйственности и расхлябанности. Что бы экипажу судна собраться и идти в рейс, надо пре- ойолеть массу всевозможных препятствий. Много еще фактов нарушений дисциплины и среди самих членов команды. Водятся еще любители перед уходом в рейс напиться до потери сознания. Наиболее трудным участком является судоремонт и особенно ремонт крупного рыболовного флота. Рыбо ловный флот значительно вырос, и существующие ба зы не обеспечивают его своевременного ремонта. Но и имеющиеся мощности используются крайне слабо. Ко эффициент сменности судоремонтных предприятий не превышает 1,2. Многие рыбохозяйственные организации нарушают график постановки судов в ремонт, что щм- водит к ненормальной работе судоремонтных пред-* приятнй. Плохо отрабатываются дефектные ведомости. Судоремонтные предприятия не успевают подготовиться к ремонту. Очень часто экипажи судов не принимают участия в ремонтах. На флоте рыбной промышленно сти плохо развивается ремонт своими силами, слабо ве дется борьба за сохранение материальной части, ?а любовное, хозяйское отношение к кораблю. Следует особо остановиться на работе рьЛюобраба- тывающих баз, рефрижераторного флота, va также и танкерного флота. Признавая необходимость пополне ния рыбообрабатывающего и рефрижераторного фло та, следует коренным образом улучшить использование уже имеющихся кораблей. А мы слишком вольно жи- j вем и бесхозяйственно используем флот. Вот примеры. Калининград имеет 6 транспортных рефрижераторов. В 1961 году их нахождение в море составило 50,5 процента календарного времени, зато стоянки в порту и ожидание грузов составили 19,9 процента, а ремонт — 29,6 процента календарного времени. Стоянки в порту калининградских плавбаз составили 16 процентов, а в ремонте — 25 процентов календарного времени, тан* керный флот находился в порту 17 процентов, а в ре монте — 28 процентов календарного времени. Эти данные достаточно ярко показывают, какие еще имеются резервы в использовании транспортного и рефрижераторного флота. Более того, в Эксплуатации флота очень развита ве домственность. В силу этого на промысле часто у одних совнархозов возникают трудности, а у других, в то же время, флот простаивает. Возьмем к примеру транспортный .рефрижератор ти па «Актюбинск» Литовской ССР. Его грузоподъемность около 3 тысяч центнеров. У Литовского управления рыбной промышленности одновременно находятся на промысле, как правило, три БМРТ, которые имеют трю мы, вместимостью по 600 тонн. Сняв 1.800 тонн груза со своих БМРТ, этот рефрижератор вынужден проста ивать в море не менее 20 суток в ожидании груза, в то время, как он мог бы забрать груз с БМРТ других совнархозов и направиться в порт, не теряя напрасно времени. В связи с этим возникает предложение — не объеди нить ли приемо-транспортный флот в одной межреспуб ликанской организации с тем, чтобы в море всех обслу живать на равных правах? Это предложение заслужи вает внимания и его следует хорошо обсудить на сове щании. Вместе с этим возникает и другой вопрос — не слиш ком ли мы увлекаемся тем, что стремимся на промысле перегрузить рыбу на плавбазы и в далеких водах, и в относительно близких? Раньше доказывалась необхо димость и экономическая целесообразность постройки рыболовных судов с холодильным оборудованием на том основании, что при автономном плавании улов бу дет замораживаться после загрузки трюмов и судно направится в порт. С этой целью и были построены су да типа БМРТ, «Океан», строятся суда типа «Маяк» и «Тропик». А вот теперь кое-кто стремится доказать и обосновать целесообразность придания этим судам плав баз и транспортных рефрижераторов. Выгодно ли это? Расчеты показывают, что при ра боте в Норвежском море судов типа «Океан» было бы экономически выгоднее после загрузки трюмов возвра щаться им в порт. Совнархозам следует глубоко вник нуть в э то т ?вопрос. Техника- промышленного рыболовства значительно продвинулась вперед. И все же ее современный уровень не может нас удовлетворить. Пока еще очень велика себестоимость добываемой рыбы. XXII съезд КПСС обратил особое внимание на повы шение производительности труда и снижение себестои мости выпускаемой продукции. Этот вопрос должен стать стержневым й работе рыбной промышленности. Надо внедрить в практику работы судов прицельный лов, расширсть и совершенствовать пользование аппа ратурой, до предела сокращая бесцельные переходы су дов. Надо быстрее внедрять скоростное траление, шире практиковать и всесторонне изучать влияние на увели чение уловистости воздействия на рыбу света, звука, электротоков и других физических н химических средств. ПРОИЗВОДСТВО РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ За последние годы значительно увеличился вып>^к рыбной продукции, расширился ее ассортимент. Стало больше выпускаться свежемороженой рыбы, малосоле ной сельди, а также других видов продукции и кули нарных изделий. Улучшилось качество рыбной про дукции. Однако уровень производства рыбных продуктов все еще не удовлетворяет растущие потребности трудя щихся. Чтобы ликвидировать это отставание, нам необходимо быстрее наращивать темпы производства пищевых ры ботоваров, из года в год увеличивать выпуск охлаж денной и мороженой рыбы. Если, с этих позиций оцени вать положение дел, то нужно прямо сказать, что рыб ная промышленность совнархозов Эстонской ССР, Мур манска, Калининграда работает еще неудовлетвори тельно. Увеличение выпуска товарной рыбопродукции может быть достигнуто за счет: а) увеличения производства мороженой продукции; б) увеличения выработки слабосоленой продукции; в) более рационального использования крупного ча стика; г) лучшего использования морозильных мощностей холодильников и рефрижераторных судов; д) увеличения выпуска живой и охлажденной рыбы} е) повышения сортности продукции; ж ) улучшения ассортимента и качества рыбных кон* сарвов. Все это позволит лучше удовлетворить потребности народа в рыбных товарах, повысить их качество и ас* сортимент. Следует учитывать, что при выработке слабосоленой продукции выход ее из сырца значительно выше, чем крепкосоленой. Например, выход слабосоленой селыш из сырца составляет в среднем 83 процента, а крепко соленой — 76 процентов. t В ближайший годы следует всемерно развивать про-, изводство рыбных консервов с различными овощами, крупами и другими наполнителями. Совнархозам необ ходимо заранее решить вопросы, связанные с заготов- кой и хранением овощей. КАДРЫ РАБОТНИКОВ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В рыбной промышленности выросли за последние го ды замечательные кадры специалистов. На флот при шло много молодежи, воспитанников ленинского ком-, сомола. Рядом с ними трудятся опытные капитаны. На всем флоте знают имена таких передовиков, как капи тан БМРТ «Ашхабад» Мурманского совнархоза Г. Беменко. Коллектив этого судна добыл в истекшем году 80.700 центнеров рыбы. Капитан БМРТ «Ижевск» этого же совнархоза Б. Г. Зайцев, добывший за год 78.700 центнеров, А. И. Русак, капитан БМРТ «Успенский» Украинской ССР, добывший 41 тысячу центнеров ры бы, А. П. Сухондяевский, капитан БМРТ «Казань» Ка лининградского совнархоза, добывший 65 тысяч цент неров, и ряд других. Прекрасных результатов добились капитаны средних рыболовных траулеров Мурманского совЛряоза? Л. Б* Борисенко — СРТ-Р-717 «Мурмансельдь», выловивший 15,9 тысячи центнеров, А. А. Полежаев — СРТ-Р-705 — 15.300 центнеров, Ю. А. Девятериков, добывший в ми нувшем году 12.775 центнеров. По Литовскому совнар хозу лучшим капитаном является т. Гайдиниади •— СРТ-36. Экипаж этого . судна является коллективом коммунистического труда и дал за год более 10 тысяч центнеров рыбы. Эти люди заслуженно называются маяками совет ского рыболовства. Их героические дела и достижения являются лучшими примерами,-для всех других коллек тивов рыболовного флота. Мы должны всемерно рас пространять их опыт, призывать других и постоянно по могать им овладевать мастерством высоких уловов. Коренным образом изменился уровень технических знаний и культуры работников рыбной промышленности. Д а и как ему не измениться, когда резко изменился ха рактер труда, когда на смену пришла новейшая техни ка. На каждого члена судового экипажа БМРТ прихо дится теперь более 20 лошадиных сил мощности глав-» ного двигателя, около 10 киловатт электроэнергии, рас ходуемой на корабле, около 3 тысяч рабочих калорий холодильной мощности. От моряков теперь требуются вое большие и большие технические знания и умение пользоваться современной техникой, хотя, к сожалению, на самых современных рыболовных судах все еще со храняются такие ручные операции, как шкерка и зябре- ние рыбы. Нам необходимо мобилизовать внимание конструкто ров, инженеров, эксплуатационников на то, чтобы в бли жайшее время полностью устранить это позорное на- , следие прошлого и поднять уровень механизации всех процессов добычи и обработки рыбы. Наша первостепен* ная задача — организовать систематическую подготовку инженерно-технических кадров в высших и средних спе циальных учебных заведениях, широко вовлекая на за очное обучение командные кадры, получившие ранее только курсовую подготовку. Надо всемерно укреплять отраслевую направленность высших и средних специ альных учебных заведений. Вряд ли можно считать пра вильным, что, в переведенном из Москвы в Калинин град техническом институте рыбной промышленности сокращается подготовка таких рыбных специалистов, как ихтиологов-рыбоводов и за счет этого вводятся но вые специальности — технология машиностроения, ме таллорежущих станков и инструментов. Говоря о кадрах рыбной промышленности, нельзя пройти мимо состояния дисциплины на рыболовных су дах. Главным злом является пьянство. Низкий уровень дисциплины порождает аварии, число которых по се веро-западному району увеличилось. Органы инспекции безопасности мореплавания союзных республик пока еще слабо осуществляют надзор эа состоянием техниче ской эксплуатации флота рыбной промышленности. Они занимаются больше разбором аварии, чем их преду» преждением. А это неправильно. Главная цель и содер жание их работы должны заключаться в том, чтобы не допустить аварии. Работники инспекции должны стать объективными помощниками в борьбе с низкой дисцип линой, пьянством и расхлябанностью на судах. Пьяни цам не должно быть места Чна кораблях и в особенности среди командного состава. Надо прекратить либераль ничать с пьяницами и нарушителями дисциплины. Надо также улучшить культурное и медицинское об служивание плавсостава во время промысла. На судах — плавучих базах, производственных и транспортных рефрижераторах, где специально предусмотрены поме щения для медицинских пунктов, кинозалов, оборудова ны библиотеки, есть все условия для того, чтобы моря ки хорошо отдохнули и не чувствовали себя оторван ными от родной страны: В огромной созидательной жизни нашей страны со ветским рыбакам отведена большая и почетная роль. Работники рыбной промышленности должны умело ис пользовать огромнейшую материально-техническую ба зу промышленности и обеспечить .непрерывный рост добычи рыбы и производства рыбопродуктов. «РЫБНЫП МУРМАН» 1 февраля 1962 г. 3 стр*-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz