Рыбный Мурман. 1962 г. Февраль.

С областного совещания За 7 миллионов 230 тысяч партийно­ хозяйственного актива работников рыбной промышленности и рыболовецких колхозов В работе областного совещания принимали участие передовики производства. НА СНИМКЕ: (слева направо) оператор вибродуговой наплавки СРЗ Л I П. А. ЛЛЕКСЛХИН, мастер коп­ тильного цеха Сайда-губского рыбозавода J1. И. ЛОБАНОВ, электросварщик Тернберских судоре­ монтных мастерских ударник коммунистического труда В. П. БАРАНОВ. Бережливость да разум—лучшее богатство Из выступления председателя Мурманского совнархоза тов. Шлыкова В 1961 году впервые за послед­ ние годы совнархоз не выполнил плана по выпуску валовой про­ дукции, а также по другим эконо­ мическим показателям. При этом самое большое отставание допу­ щено в рыбной промышленности. Рыбаки бассейна недодали про­ дукции на 51,1 миллиона рублей, план по повышению производи­ тельности труда выполнен всего на 86,5 процента. Вместо сниже^ Ш 1 Я на 2,5 процента себестоимость продукции повышена на 3,7 про­ цента. Недобор прибыли по рыб­ ной промышленности составляет 27.4 миллиона рублей. Удельный вес рыбной промыш­ ленности в общем выпуске вало­ вой продукции по совнархозу со­ ставлял по плану 62,9 процента. Поэтому перекрыть допущенное ею отставание практически было невозможно. Ухудшение состояния сырьевой базы на промысле сельди в Се­ верной Атлантике, безусловно, вы­ звало серьезные трудности в ра­ боте рыбаков. Однако не это об­ стоятельство является главной причиной отставания. В рыбной промышленности много недостат­ ков, которые повторяются и? года в год, устраняются крайне мед­ ленно, становятся хронической бо­ лезнью. Отстающие экипажи составляют более половины всего промыслово­ го флота. Их общий недолов вы­ разился в 880 тысячах центнеров рыбы, что в пять раз превышает общин пролов. Нетерпимо дальше такое положение, когда результа­ ты усилий моряков передовых ко­ раблей поглощаются неудовлетво­ рительной работой большого ко­ личества отстающих экипажей. В наступившем году перед тру­ жениками рыбной промышленно­ сти стоят большие задачи. Выпуск валовой продукции должен быть увеличен, по сравнению с достиг­ нутым в 1961 году, на 12 процен­ тов, производительность труда возрасти на 11,8 процента, себе­ стоимость продукции снижена на 3.4 процента. Чтобы успешно справиться с этими задачами, на­ до хозяйствовать разумно, боль­ ше вникать в экономику. Труженики бассейна имеют все необходимое для успешной рабо­ ты Только за последние три года рыболовный флот пополнился 36 новейшими кораблями, 3 плавба­ зами. Введены в эксплуатацию дизельный цех на судоверфи, ме­ ханический цех на СРЗ № 1, по­ лучено два плавучих дока. Для успешной работы, помимо приведения в действие указанных выше резервов, нужно усилить ра­ боту по воспитанию кадров, лик­ видировать текучесть. Всемерное увеличение заготов­ ки охлажденной рыбы, повышение ее удельного веса в обшей достав­ ке полуфабриката — важнейшая обязанность экипажей. Резервы в этом отношении у нас огромные. Судите сами. Удельный вес «све­ жья» к общему вылову в среднем по флоту составил 43,8 процента. В т* же время у экипажа «Курей- ки» этот показатель равняется 80 процентам, а у экипажа «Вайга- ча» — 60 процентам. Совнархозом принимаются меры по улучшению организации строи­ тельства промышленных объектов. Создан специальный трест «Мур- манрыбпромстрой». Он призван обеспечить выполнение планов строительства портовых сооруже­ ний, судоремонтных н рыбообра­ батывающих предприятий. Есть все основания полагать, что «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 стр. 19 февраля 19€2 г. будет выполнен план и по вводу 'жилья. Задел начатых строитель­ ством домов нынче почти в десять раз превышает задел на начало 1961 года. Введен в эксплуатацию домостроительный комбинат. Мощность его 70 тысяч квадрат­ ных метров жилой площади в год. i I Больше «свежья»— вот наша задача Из выступления тов. Сорокина, помполита траулера «Артек» Задача моряков не только хо­ рошо ловить рыбу, но и выпус­ кать из нее как можно больше то­ варной продукции. Один из путей к достижению этой цели — уве­ личение заготовки «свежья». Охлажденная рыба и сама по себе хороша, и из нее можно из­ готовить отличные деликатесы. До ­ ставлять «свежье» выгодно и по­ тому, что оно почти не теряет б весе, тогда как потери после за ­ солки достигают 30—40 процентов к весу сырца. Однако удельный вес заготовки «свежья» в траловом флоте за по­ следние годы уменьшился. Объяс­ няется это тем, что после пере­ оборудования увеличилась про­ должительность плавания многих траулеров, а сроки заготовки ры­ бы под лед остаются прежними. Сказываются и организационные неполадки, непонимание отдель­ ными капитанами всей важности вопроса. Управление тралового флота принимает меры с тем, чтобы удельный вес охлажденной рыбы все время возрастал. Планируется переоборудование траулеров типа «Пионер», применение чешуйчато­ го льда и т. п. Мероприятия эти хорошие, но потребуют продолжительного вре­ мени для осуществления. Но у нас есть еше один путь — заго­ товка «свежья» в металлические ящики, изготовить которые можно очень быстро. У экипажа траулера «Артек» накопился опыт работы с ящика­ ми, которым я и хочу поделиться. В прошлом году, применяя их, в отдельные рейсы мы довели удельный вес «свежья» до 88 про­ центов. В этом году сделан один рейс. Показатель уже возрос до 92 процентов. Первый сорт со­ ставляет 90 процентов. Если в первых рейсах мы заго­ товляли в ящики всю рыбу без разбора, то сейчас окуня и зубат­ ку укладываем в чердаки. Тем са­ мым освобождается место дли хранения трески, повышается ко­ эффициент использования ящиков. Управлению рыбной промышлен­ ности надо добиться выделения фондов металла для тралового флота. Тогда мы сможем изгото­ вить несколько тысяч ящиков и обеспечить ими еше несколько экипажей. Сил не пожалеем! Из выступления капитана СРТ Л 427 тов. Мороза Минувший год был тяжелым го­ дом для моряков сельдяного фло­ та. Флот оказался в пролове, что привело к невыполнению плана Управлением рыбной промышлен­ ности в целом. Основная причина отставания — ухудшение сырьевой базы. Но было немало и других причин ор­ ганизационного порядка. Тысячи центнеров сельди потеряны из-за неоперативности с переключением флота на Джорджес-банку. Отри­ цательно сказались на уловах не­ правильное планирование сроков окончания рейсов, простои у плав­ баз, устаревшие рыбопоисковые приборы и т. п. Об этом уже мно­ го говорилось в печати, на разно­ го рода совещаниях и собраниях. В 1962 году условия промысла вряд ли будут благоприятнее. Н а ­ до не допустить повторения оши­ бок. Мне кажется, что руководнтелн флота возлагают нынче большие надежды на СРТ типа «Океан», посланные нз Джорджес-банку. Но «Океаны», которых всего 18 штук, погоды не сделают. Надо разумно попользовать остальные корабли, осваивать забытый про­ мысел в Северном море, искать сельдь в других «районах. На смену устаревшим приборам должны прийти локаторы и эхолоты новых марок. Мы хо­ рошо понимаем, что сразу весь флот перевооружить невозможно. Но если в каждом отряде по 2— 3 экипажа будут иметь их, то это значительно облегчит работу мо­ ряков других судов. Существующая система оплаты труда промысловиков не стимули­ рует роста производительности труда, стала тормозом на пути увеличения уловов. Что получилось в прошлом го­ ду? Оказавшись в первую полови­ ну рейса в пролове и убедившись, что задание все равно не выпол- нить, многие экипажи по существу прекратили борьбу за увеличение добычи сельди. Все ранно выло­ вишь ли ты 50 тонн или 150 тонн, а больше 75 процентов оклада не получишь. Стоит ли после этого утруждать себя, рисковать? Нужна такая оплата труда, ко­ торая бы не приводила к подоб­ ной уравниловке, а отвечала принципам материальной заинте­ ресованности, стимулировала рост добычи, снижение себестоимости и повышение сортности сдаваемо­ го полуфабриката. На днях в газете «Рыбный Мурман» мы прочитали открытое письмо литовских рыбаков. Они вызываю! коллектив Мурманского сельдяного флота на соревнова- чие. просят взять шефство над их отстающими кораблями. -В свою очередь, литовские товарищи обя­ зуются помогать нашим морякам. Что же, мы, пожалуй, примем этот вызов. Только при подведе­ ние итогов надо учитывать осо­ бенности работы каждого флота. У литовских моряков и флот но­ вей и нагрузка на корабль меньше нзшего на 18 процентов. Разрешите от имени коллектива «Мурмансельди» заверить труже­ ников бассейна, что мы не пожа­ леем сил для выполнения плана четвертого года семилетки. Для успешного промысла Из выступления тов. Калюгииа, капитана БМРТ «Спутник» > Моряки тралового флота за три года семилетки достигли значит тельных успехов в добыче рыбы. Но было бы неправильным пола* гать, что все у нас обстоит благо­ получно, мы достигли вершины, предела в своей работе. Нет, это далеко, далеко не так. Наши луч­ шие в мире рыболовные суда ис­ пользуются еще далеко не на пол­ ную мощность. В практической деятельности управление тралового флота и Уп­ равление рыбной промышленности должны учитывать следующие важные, на мой взгляд, моменты. Я — бывший поисковик, н по­ этому начну с того, что надо по­ стоянно заботиться о выявлении новых районов промысла и пол­ ном использовании ранее откры­ тых. В предыдущие годы флот не работал в проливе Дэвиса, тогда как по имеющимся сведениям ино­ странные флотилии вылавливают там до 2 миллионов центнеров трески и окуня. Практика передачи груза на плавбазы в районе промысла от­ лично оправдала себя и очень вы­ годна экономически. Надо практи­ ковать ее и в 1962 году. Но при этом нельзя допускать случаев длительных простоев БМРТ. Вес­ ной прошлого года многие рефри­ жераторные корабли простанвалн в ожидании подхода базы и раз­ грузки по 10—15 суток. А ведь за это время каждый из них мог вы­ работать 300—500 тонн р о то в о й продукции. Есть у промысловиков претен­ зии к ПИНРО , к инженерам уп­ равления. Д о каких пор рядом с мощными машинами я механизма­ ми будут уживаться шкерочные ножи. Давно пора сдать их в утиль. На смеиу нм должна прий­ ти рыборазделочная машина. Разговоры о ее создании ведутся годами. Знаем, что дело это не­ легкое, но сколько же можно ждать? Нам нужен легкий, прочный трал с вертикальным раскрытием 6—8 метров. Надо надеяться, что работники науки в содружестве с практиками сумеют решить этя задачи. Порт нуждается в реконструкции Из выступления заместителя иачалыима рыбного порта тов. Бургутто Коллектив рыбного порта спрат вился с планом в 1961 году. Д о ­ стигнуты успехи и в соревновании за звание порта коммунистическо­ го труда. Звание коллективов ком­ мунистического труда уже прнг своены бригадам, руководимым тт. Гребцовым, Одинцовым, Черномо­ ром, Хвалевой, Перминовой, эки­ пажу спасательного буксира «Смег лый» (капитан тов. Кобаков). 43 человека удостоены звания удар­ ников коммунистического труда. Неплохо поработали наши рацио­ нализаторы, которые внесли 517 предложений. Но, несмотря на это, портовики многого не сделали. По нашей ви­ не простаивали суда тралового и сельдяного флотов. Мы знаем свои слабые стороны и в 1962 году по­ стараемся не допустить повторе­ ния недостатков. Пользуясь присутствием на а к ­ тиве товарищей из ВСНХ, пред* ставителей Совета Министров и Госплана РСФСР, хочу поставить перед ними вопросы, которые тре- буют затрат, но от быстрого ре­ шения которых будет зависеть ус­ пех работы флотов. Отсутствие нефтебазы (вопрос о необходимости строительства ре­ шается уже десятки лет) приво­ дит к простоям траулеров. Д аж е как-то и говорить об этом неудоб­ но. Крупнейший рыбопромысловый порт страны и не имеет базы для хранения топлива. В распоряжении порта была автобаза. В прошлом году ее пе­ редали в ведение совнархоза, я порт начало лихорадить. Мы не можем получить доста­ точного количества машин, комп­ лексно решать вопросы обработ­ ки траулеров. Бумажная волокита, которая возникла в результате ре­ организации, отнимает много вре­ мени и нервов. Реорганизация не принесла пользы. Порт имеет свою специ­ фику, объем перевозок очень большой, поэтому автобаза долж­ на снова находиться в непосред­ ственном подчинении порта. Пора всерьез браться за расши­ рение причальной линии. Ведь де­ ло скоро дойдет до to ro , что ава ­ рии будут совершаться прямо у причалов—теснота страшная! Н а­ зрел вопрос иметь дноуглубитель­ ные суда. Сейчас причалы №№ 19, 20, 21 не могут использоваться на полную мощность, так как отходы МТЭЦ скапливаются в районе этих причалов. Для расширения акватории пор­ та надо_ снять Халдеевскую бан­ ку, оградить южную часть Абрам- коряги. Мы плохо обеспечиваем суда и свои собственные предпри­ ятия паром. К 1965 году паросъем должен составлять не менее 80 тонн в час, то есть увеличен вдвое. Нужна мощная центральная ко­ тельная. Надо не откладывать решение этих вопросов. .О т них будет во многом зависеть судьба выполне­ ния планов тружениками управ­ ления рыбной промышленности в годы великого ’двадцатилетия. Этого требует жизнь Из выступления тов. Быковского, доцента Высшего мореходном училища Чтобы успешно решать задачи, стоящие перед работниками рыб­ ной промышленности страны в на­ чавшемся двадцатилетии, надо уже сейчас заботиться о подготов­ ке высококвалифицированных спе­ циалистов. Технический прогресс иначе немыслим. Между тем промысловый флот

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz