Рыбный Мурман. 1962 г. Февраль.
С областного совещания За 7 миллионов 230 тысяч партийно хозяйственного актива работников рыбной промышленности и рыболовецких колхозов В работе областного совещания принимали участие передовики производства. НА СНИМКЕ: (слева направо) оператор вибродуговой наплавки СРЗ Л I П. А. ЛЛЕКСЛХИН, мастер коп тильного цеха Сайда-губского рыбозавода J1. И. ЛОБАНОВ, электросварщик Тернберских судоре монтных мастерских ударник коммунистического труда В. П. БАРАНОВ. Бережливость да разум—лучшее богатство Из выступления председателя Мурманского совнархоза тов. Шлыкова В 1961 году впервые за послед ние годы совнархоз не выполнил плана по выпуску валовой про дукции, а также по другим эконо мическим показателям. При этом самое большое отставание допу щено в рыбной промышленности. Рыбаки бассейна недодали про дукции на 51,1 миллиона рублей, план по повышению производи тельности труда выполнен всего на 86,5 процента. Вместо сниже^ Ш 1 Я на 2,5 процента себестоимость продукции повышена на 3,7 про цента. Недобор прибыли по рыб ной промышленности составляет 27.4 миллиона рублей. Удельный вес рыбной промыш ленности в общем выпуске вало вой продукции по совнархозу со ставлял по плану 62,9 процента. Поэтому перекрыть допущенное ею отставание практически было невозможно. Ухудшение состояния сырьевой базы на промысле сельди в Се верной Атлантике, безусловно, вы звало серьезные трудности в ра боте рыбаков. Однако не это об стоятельство является главной причиной отставания. В рыбной промышленности много недостат ков, которые повторяются и? года в год, устраняются крайне мед ленно, становятся хронической бо лезнью. Отстающие экипажи составляют более половины всего промыслово го флота. Их общий недолов вы разился в 880 тысячах центнеров рыбы, что в пять раз превышает общин пролов. Нетерпимо дальше такое положение, когда результа ты усилий моряков передовых ко раблей поглощаются неудовлетво рительной работой большого ко личества отстающих экипажей. В наступившем году перед тру жениками рыбной промышленно сти стоят большие задачи. Выпуск валовой продукции должен быть увеличен, по сравнению с достиг нутым в 1961 году, на 12 процен тов, производительность труда возрасти на 11,8 процента, себе стоимость продукции снижена на 3.4 процента. Чтобы успешно справиться с этими задачами, на до хозяйствовать разумно, боль ше вникать в экономику. Труженики бассейна имеют все необходимое для успешной рабо ты Только за последние три года рыболовный флот пополнился 36 новейшими кораблями, 3 плавба зами. Введены в эксплуатацию дизельный цех на судоверфи, ме ханический цех на СРЗ № 1, по лучено два плавучих дока. Для успешной работы, помимо приведения в действие указанных выше резервов, нужно усилить ра боту по воспитанию кадров, лик видировать текучесть. Всемерное увеличение заготов ки охлажденной рыбы, повышение ее удельного веса в обшей достав ке полуфабриката — важнейшая обязанность экипажей. Резервы в этом отношении у нас огромные. Судите сами. Удельный вес «све жья» к общему вылову в среднем по флоту составил 43,8 процента. В т* же время у экипажа «Курей- ки» этот показатель равняется 80 процентам, а у экипажа «Вайга- ча» — 60 процентам. Совнархозом принимаются меры по улучшению организации строи тельства промышленных объектов. Создан специальный трест «Мур- манрыбпромстрой». Он призван обеспечить выполнение планов строительства портовых сооруже ний, судоремонтных н рыбообра батывающих предприятий. Есть все основания полагать, что «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 стр. 19 февраля 19€2 г. будет выполнен план и по вводу 'жилья. Задел начатых строитель ством домов нынче почти в десять раз превышает задел на начало 1961 года. Введен в эксплуатацию домостроительный комбинат. Мощность его 70 тысяч квадрат ных метров жилой площади в год. i I Больше «свежья»— вот наша задача Из выступления тов. Сорокина, помполита траулера «Артек» Задача моряков не только хо рошо ловить рыбу, но и выпус кать из нее как можно больше то варной продукции. Один из путей к достижению этой цели — уве личение заготовки «свежья». Охлажденная рыба и сама по себе хороша, и из нее можно из готовить отличные деликатесы. До ставлять «свежье» выгодно и по тому, что оно почти не теряет б весе, тогда как потери после за солки достигают 30—40 процентов к весу сырца. Однако удельный вес заготовки «свежья» в траловом флоте за по следние годы уменьшился. Объяс няется это тем, что после пере оборудования увеличилась про должительность плавания многих траулеров, а сроки заготовки ры бы под лед остаются прежними. Сказываются и организационные неполадки, непонимание отдель ными капитанами всей важности вопроса. Управление тралового флота принимает меры с тем, чтобы удельный вес охлажденной рыбы все время возрастал. Планируется переоборудование траулеров типа «Пионер», применение чешуйчато го льда и т. п. Мероприятия эти хорошие, но потребуют продолжительного вре мени для осуществления. Но у нас есть еше один путь — заго товка «свежья» в металлические ящики, изготовить которые можно очень быстро. У экипажа траулера «Артек» накопился опыт работы с ящика ми, которым я и хочу поделиться. В прошлом году, применяя их, в отдельные рейсы мы довели удельный вес «свежья» до 88 про центов. В этом году сделан один рейс. Показатель уже возрос до 92 процентов. Первый сорт со ставляет 90 процентов. Если в первых рейсах мы заго товляли в ящики всю рыбу без разбора, то сейчас окуня и зубат ку укладываем в чердаки. Тем са мым освобождается место дли хранения трески, повышается ко эффициент использования ящиков. Управлению рыбной промышлен ности надо добиться выделения фондов металла для тралового флота. Тогда мы сможем изгото вить несколько тысяч ящиков и обеспечить ими еше несколько экипажей. Сил не пожалеем! Из выступления капитана СРТ Л 427 тов. Мороза Минувший год был тяжелым го дом для моряков сельдяного фло та. Флот оказался в пролове, что привело к невыполнению плана Управлением рыбной промышлен ности в целом. Основная причина отставания — ухудшение сырьевой базы. Но было немало и других причин ор ганизационного порядка. Тысячи центнеров сельди потеряны из-за неоперативности с переключением флота на Джорджес-банку. Отри цательно сказались на уловах не правильное планирование сроков окончания рейсов, простои у плав баз, устаревшие рыбопоисковые приборы и т. п. Об этом уже мно го говорилось в печати, на разно го рода совещаниях и собраниях. В 1962 году условия промысла вряд ли будут благоприятнее. Н а до не допустить повторения оши бок. Мне кажется, что руководнтелн флота возлагают нынче большие надежды на СРТ типа «Океан», посланные нз Джорджес-банку. Но «Океаны», которых всего 18 штук, погоды не сделают. Надо разумно попользовать остальные корабли, осваивать забытый про мысел в Северном море, искать сельдь в других «районах. На смену устаревшим приборам должны прийти локаторы и эхолоты новых марок. Мы хо рошо понимаем, что сразу весь флот перевооружить невозможно. Но если в каждом отряде по 2— 3 экипажа будут иметь их, то это значительно облегчит работу мо ряков других судов. Существующая система оплаты труда промысловиков не стимули рует роста производительности труда, стала тормозом на пути увеличения уловов. Что получилось в прошлом го ду? Оказавшись в первую полови ну рейса в пролове и убедившись, что задание все равно не выпол- нить, многие экипажи по существу прекратили борьбу за увеличение добычи сельди. Все ранно выло вишь ли ты 50 тонн или 150 тонн, а больше 75 процентов оклада не получишь. Стоит ли после этого утруждать себя, рисковать? Нужна такая оплата труда, ко торая бы не приводила к подоб ной уравниловке, а отвечала принципам материальной заинте ресованности, стимулировала рост добычи, снижение себестоимости и повышение сортности сдаваемо го полуфабриката. На днях в газете «Рыбный Мурман» мы прочитали открытое письмо литовских рыбаков. Они вызываю! коллектив Мурманского сельдяного флота на соревнова- чие. просят взять шефство над их отстающими кораблями. -В свою очередь, литовские товарищи обя зуются помогать нашим морякам. Что же, мы, пожалуй, примем этот вызов. Только при подведе ние итогов надо учитывать осо бенности работы каждого флота. У литовских моряков и флот но вей и нагрузка на корабль меньше нзшего на 18 процентов. Разрешите от имени коллектива «Мурмансельди» заверить труже ников бассейна, что мы не пожа леем сил для выполнения плана четвертого года семилетки. Для успешного промысла Из выступления тов. Калюгииа, капитана БМРТ «Спутник» > Моряки тралового флота за три года семилетки достигли значит тельных успехов в добыче рыбы. Но было бы неправильным пола* гать, что все у нас обстоит благо получно, мы достигли вершины, предела в своей работе. Нет, это далеко, далеко не так. Наши луч шие в мире рыболовные суда ис пользуются еще далеко не на пол ную мощность. В практической деятельности управление тралового флота и Уп равление рыбной промышленности должны учитывать следующие важные, на мой взгляд, моменты. Я — бывший поисковик, н по этому начну с того, что надо по стоянно заботиться о выявлении новых районов промысла и пол ном использовании ранее откры тых. В предыдущие годы флот не работал в проливе Дэвиса, тогда как по имеющимся сведениям ино странные флотилии вылавливают там до 2 миллионов центнеров трески и окуня. Практика передачи груза на плавбазы в районе промысла от лично оправдала себя и очень вы годна экономически. Надо практи ковать ее и в 1962 году. Но при этом нельзя допускать случаев длительных простоев БМРТ. Вес ной прошлого года многие рефри жераторные корабли простанвалн в ожидании подхода базы и раз грузки по 10—15 суток. А ведь за это время каждый из них мог вы работать 300—500 тонн р о то в о й продукции. Есть у промысловиков претен зии к ПИНРО , к инженерам уп равления. Д о каких пор рядом с мощными машинами я механизма ми будут уживаться шкерочные ножи. Давно пора сдать их в утиль. На смеиу нм должна прий ти рыборазделочная машина. Разговоры о ее создании ведутся годами. Знаем, что дело это не легкое, но сколько же можно ждать? Нам нужен легкий, прочный трал с вертикальным раскрытием 6—8 метров. Надо надеяться, что работники науки в содружестве с практиками сумеют решить этя задачи. Порт нуждается в реконструкции Из выступления заместителя иачалыима рыбного порта тов. Бургутто Коллектив рыбного порта спрат вился с планом в 1961 году. Д о стигнуты успехи и в соревновании за звание порта коммунистическо го труда. Звание коллективов ком мунистического труда уже прнг своены бригадам, руководимым тт. Гребцовым, Одинцовым, Черномо ром, Хвалевой, Перминовой, эки пажу спасательного буксира «Смег лый» (капитан тов. Кобаков). 43 человека удостоены звания удар ников коммунистического труда. Неплохо поработали наши рацио нализаторы, которые внесли 517 предложений. Но, несмотря на это, портовики многого не сделали. По нашей ви не простаивали суда тралового и сельдяного флотов. Мы знаем свои слабые стороны и в 1962 году по стараемся не допустить повторе ния недостатков. Пользуясь присутствием на а к тиве товарищей из ВСНХ, пред* ставителей Совета Министров и Госплана РСФСР, хочу поставить перед ними вопросы, которые тре- буют затрат, но от быстрого ре шения которых будет зависеть ус пех работы флотов. Отсутствие нефтебазы (вопрос о необходимости строительства ре шается уже десятки лет) приво дит к простоям траулеров. Д аж е как-то и говорить об этом неудоб но. Крупнейший рыбопромысловый порт страны и не имеет базы для хранения топлива. В распоряжении порта была автобаза. В прошлом году ее пе редали в ведение совнархоза, я порт начало лихорадить. Мы не можем получить доста точного количества машин, комп лексно решать вопросы обработ ки траулеров. Бумажная волокита, которая возникла в результате ре организации, отнимает много вре мени и нервов. Реорганизация не принесла пользы. Порт имеет свою специ фику, объем перевозок очень большой, поэтому автобаза долж на снова находиться в непосред ственном подчинении порта. Пора всерьез браться за расши рение причальной линии. Ведь де ло скоро дойдет до to ro , что ава рии будут совершаться прямо у причалов—теснота страшная! Н а зрел вопрос иметь дноуглубитель ные суда. Сейчас причалы №№ 19, 20, 21 не могут использоваться на полную мощность, так как отходы МТЭЦ скапливаются в районе этих причалов. Для расширения акватории пор та надо_ снять Халдеевскую бан ку, оградить южную часть Абрам- коряги. Мы плохо обеспечиваем суда и свои собственные предпри ятия паром. К 1965 году паросъем должен составлять не менее 80 тонн в час, то есть увеличен вдвое. Нужна мощная центральная ко тельная. Надо не откладывать решение этих вопросов. .О т них будет во многом зависеть судьба выполне ния планов тружениками управ ления рыбной промышленности в годы великого ’двадцатилетия. Этого требует жизнь Из выступления тов. Быковского, доцента Высшего мореходном училища Чтобы успешно решать задачи, стоящие перед работниками рыб ной промышленности страны в на чавшемся двадцатилетии, надо уже сейчас заботиться о подготов ке высококвалифицированных спе циалистов. Технический прогресс иначе немыслим. Между тем промысловый флот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz