Рыбный Мурман. 1962 г. Февраль.
24 января траулер «Гридино» 3 часа простоял у причала в ожидании грузчиков. Моряки законно возмущались такой организацией работы и на все корки разделывали рыбный порт. А порт тут был ни при чем. Грузчики не гуляли, а занимались делом. В прошлом году по линии сов нархоза порту было вменено в обя занность обеспечивать разгрузку всех вагонов, прибывающих в адреса предприятий рыбной про мышленности, в том числе для бондарного завода. В случае с простоем «Гридино» грузчики как раз и были сняты с траулера, чтобы разгрузить три вагона клепки, которой для бон дарного завода идет очень много. А что получается? Чтобы при ступить к выгрузке клепки, рабо чим надо было сменить отсырев шую при выгрузке рыбы одежду. А после разгрузки клепки им сно ва надо было переодеться. На все это затрачивается время. И это — тогда, когда в порту стояли корабли, вернувшиеся с промысла с полным грузом. Тра улер «Север» доставил 280 тонн, «Пионер» — 2б0 тонн, «Орион» ’—» 190 тонн. Стояла под выгруз кой плавбаза «Антарктика». Подобные переброски рабочих на разгрузку вагонов, конда у причалов стоят вернувшиеся с промысла суда, нерациональны. Следует, по нашему мнению, выгрузку клепки передать самому бондарному заводу. Здесь работа не связана с сыростью и необхо димостью переодеваться, как у грузчиков порта. Дело это впол не по плечу самому заводу. А. КУЛ И ЧКО В, диспетчер первого участка рыбного порта. Д е н ь г и л е т я т на в е т е р Пройдите по причалам рыбного порта и судоверфи и вы увидите л«н:и 1 ки кораблей с лесами около мачг. Ставятся эти леса очень не продуманно, иногда только для то го, чтобы устранить повреждение ' огнен. Получается, что электрик nзатрачивает на ремонт меньше времени, чем занимает сама по становка лесов. В последние месяцы рабочие су доремонтного завода № 1 стали использовать доски вторично на других судах. Но это им не всегда удается. Отведут траулер от при чала и леса остаются на борту. Хорошо, если боцман — человек хозяйственный — разберет и сло жит доски. В большинстве же случаев они выбрасываются в за-* лив. Завод от этого не страдает. Деньги за установку лесов и. стоимость пиломатериалов опла чивает траловый флот. Пора пре кратить эту бесхозяйственность. Судоремонтники должны иметь металлические разборные леса. Неужели наши инженеры, конст рукторы не в состоянии сделать этого? Д. АНДРЕЕВ, второй по мощник капитана траулера «Сванетня». В Кургане сдам в эксплуа тацию самый крупный в З а уралье хлебозавод. Предприя тие оснащено новейшим обо рудованием. В торговую сеть отправле ны первые десятки тонн гото вых изделий. На снимке: опарно-тестовые агрегаты в тестомесильном от делении завода. . ч * Фото С. Юдина. Фотохроника ТАСС. Украинская ССР. Серийное производство турбогенерато ров мощностью 200 тысяч ки ловатт освоил Харьковский завод «Электротяжмаш» име ни В. И / Ленина. Ряд таких унихальных электрических ма шин уже действует на элект ростанциях страны. На снимке: лучший брига дир слесарей-сборщиков тур богенераторного цеха А. И. СЕРДЮКОВ (слева) и сле- саоь-сборщик Н. J1. КУН НИ КОВ в момент сборки колеса компрессора турбогенератора % мощностью 200 тысяч кило ватт. 1 • Фото П» Мороза. Фотохроника ТАСС. Читателям «Рыбного Мурмана» хорошо известна подводная лодка «Северянка». Использование ее показало, что лов рыбы может быть осуществлен фдводными су дами. Освоение запасов рыбы на больших глубинах, где она скап ливается густыми косяками, явля ется одной из проблем будущего рыболовства. • Дело в том, что большие запасы рыб находятся на огромных глубинах, н а до сих пор лов ведется либо на малых глуби нах, либо со дна моря на глуби нах 300—600 метров. Возможно, значительную часть будущего быстроходного подвод ного рыболовного флота составят суда, занимающиеся исключитель но ловом рыбы. Промысловые су да будут поднимать свой улов из глубин и доставлять его к плаву- ы й к ора б ль новост и д е т с т р а л о Беседа с ведущим инженером Ленинградского проектного . института «Гипрорыбфлот» А. Н. ДМИТРИЕВЫМ чим базам — заводам для пере работки пищевого сырья на кон сервы и всевозможные копчено сти, для посола. Плавучие базы, представляющие собой большие океанские суда, будут нести на себе флотилию из 10—20 подводных траулеров, ко торые можно охарактеризовать, как быстроходные- подводные су да, похожие на бескрылые само леты. Маленькие подводные трау леры можно будет поднимать гру- Еще ра з о н е и с п р а в н о с т я х О о р у д и и л о в а Моряки тралового флота должны выловить в 1962 году 5593 тысячи цеитнеров рыбы. Для успешного выполнения плана надо полнее использовать все резервы производства. "Одним из больших резервов повышения эффективности промысла является упорядоче ние эксплуатации орудий лова. На страницах нашей газеты в первых трех кварталах минувшего года ие раз анализировались ошибки в оснащении трала, вооруже нии грунтропов, эксплуатации ваеров, траловых досок, приводив шие к пролову. Однако некоторые промысловики не обратили на них внимания, и ряд характерных аварий с орудиями лова вновь повторился в конце года. Именно на эти характерные ошибки в во оружении и эксплуатации орудий лова мне хочется еще раз обра тить внимание моряков. В. МАКШЕЕВ, инженер. ПЕРЕКОСЫ ТРАЛА нации носового крыла тралов Часго встречаются случав ве- « » И Ч И » ва траулерах «Нед- пйкяшияания сетей и стягивания вежьегорск», «Минусинск», рекашивания сетей и стягивания «Петрозаводск», «Веха», «Кот- их посадки из-за выоорки носо лас» «Молодогвардеец», го кабеля при непогашенной м ер - 0ч’ень часдто нарушения ции движения судна. Особую важ- выбопки носового кабеля .ость эИ „бшательеш, враоб- Г ' " » “ Г ж у Г Г ду е тлгвваетея сборная «рым, стя- в « я м а - гивается посадка сетного полотна дится в свежую погоду в услови крыльев н МОтнн по топенанту, а *х и без того возрастающих на- J ; перекашивается миев rnviftK Rot наскплккп ппимопяп тогла и перекашивается сквер, грузок, вот несколько примеров. f iaae деформации трала проис- На траулере «Ереван» (капитан ходят чаше всего при его подъе м е . Ложкин, старший мастер по ме> когда судно стоит не лагом к добыче тов. Большаков) настав- тралу, а под острым углом к не- инком тов. Коровинским было об- Му, варужено. что голые концы топе- На траулере «Вельск» (капитан ванта и нижней подборы носово- Куринский, старший мастер го крыла трала правого борта бы- по добыче тов. Цаплин) по этой ли длиннее на 20 сантиметров причине в течение декабрьского каждый против нормы. рейса пришлось несколько раз за- На траулере «Лещ» (капитан менять еквер, так как он перека тов. Новиков, старший мастер по щ и в а л с я через несколько дней добыче тов. Виноградов) стянуло работы. * сборочную носового крыла трала После различных аварий (за- правого борта по верхней позбо- девов. завертов. сцеплений) необ- ре на 10 сантиметров, по топе- ходимо тщательно проверять раз- ванту* — на 35 сантиметров и адры трала, попавшего в аварию, во нижней подборе — на 20 Ятой общеизвестной истины, к со- еантиметров. Аналогичные дефор- жалению, придерживаются не все промысловики. Старшим мастером по добыче траулера «Геничеек» тов. Ивановским правый трал не был тщательно проверен после за- дева. Только пересевший на суд но наставник тов. Коровинский обнаружил, что сборочная носо вого крыла трала правого борта была стянута по верхней и ниж ней подборам и топенанту. На «Сатурне» (капитан тов. Ярощеико, старший мастер по добыче тов. Лысо-в)после сцепле ния тралами перекос сетного по- лотаа мотив-доходил до 30 про центов. НЕПРАВИЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ГРУНТРОПОВ В июле—августе прошлого го да на суда были выданы схемы- плакаты технической документа ции тралового вооружения. Среди них были и варианты вооружения грувтропа 400- и 500-миллимет ровымм бобинцами при работе в районах с различными грунтовы ми условиями. После этого оши бок в оснащении грунтропов бо- бинцами и катушками стало зна чительно меньше. Однако полно стью они не изжиты. Не все ка питаны,. мастера по добыче, види мо, заглядывают в документацию. На некоторых кораблях по-пре жнему излишне утяжеляют грунг- роп. Это приводит лишь к увели чению нагрузки на главную ма шину. Так, на траулере «Рыбец» (капитан тов: Сусленко, старший мастер НО; добыче тов. Евстафьев) К каждому.. 400-миллиметровому бобинцу трала правого борта cta- вилось по 24 квлограмм^ груза-, вместо 13 килограммов по инст рукции. ( Продолжение следует). зовыми кранами из воды и укреп лять на палубе базы, если предпо лагается переход в другой про мысловый район или возвращение в порт. Кроме разнообразного рыбооб рабатывающего оборудования, ба зы будут иметь мощную ультра звуковую станцию для " связи с подводными траулерами во -время их промысла и гидролокаторы кругового обзора для обнаруже ния косяков рыбы на различных . глубинах. Это позволит наводить подводные траулеры на косяки. • Держа постоянную связь с «пи- . лотами» траулеров, диспетчер бу дет указывать им места скопления или направление движения отдельных косяков. Что же будут представлять со бой подводные траулеры-малют ки? — В любом случае такое глубин ное судно будет иметь прочный корпус, способный выдерживать давление воды на больших глуби нах. Прочный корпус в зависимо сти от предельной глубины погру жения будет выполнен или в ви де пустотелого шара, или в форме цилиндра со сферическими днища ми. В кабине разместится пилот- рыболов и разнообразная аппара тура, в том числе приборы для выброса трала и наблюдения за его состоянием при тралении, а также для закрытия трала после его заполнения рыбой. Одним из вариантов силовой установки для подводного судна может быть электродвижитель. Движение траулера- со скоро стью хода около двадцати узлов должно превышать скорость ры бы, для лова которой предназна чено судно. Расположенные с обо* их бортов небольшие крылья име ют элероны — горизонтальные рули, которыми можно изменять направление движения. Благодаря действию горизонтальных рулей судно сможет так же, как само лет, пикировать вниз, подниматься вверх или всплывать строго гори зонтально. Трал вместе с его вооружением при свободном плавании будет на ходиться в сложенном состоянии. А как только судно - подходит к облавливаемому косяку рыбы, от крываются специальные отвер стия, ветречная струя воды вы брасывает трал через кормовое отверстие назад, он раскрывается от встречного напора воды, как парашют, ,и буксируется судном с большой скоростью. Трал двнжет- ся несколько ниже судна, кото рое как бы проносится над основ ным., косядом рыбы в. его более разреженном слое. Трал имеет небольшой объем, и при густом скоплении рыбы в районе облова-мажет быть запол нен в течение нескольких десятков 6 Н А У К И минут. Как только подводный траулер с заполненным рыбой тралом подойдет к плавучей базе, начнется заполнение воздухом ре зиновых камер. Эти камеры — понтоны поднимут судно настоль ко, что вся его кормовая часть бу дет находиться над водой. Сдав на* базу трал с уловом и получив новый трал, пилот выпускает воз дух из камер и судно Снова ухо дит в очередной промысловый рейс — в глубь моря. - В дальнейшем, когда техника подводного : лова ... будет хорошо изучена и освоена, наступит черед и для решения проблемы управ ления на расстоянии ультразву ком, подобно современному управ лению по радио. Инженеры смогут полностью автоматизировать трау лер-малютку для дистанционного управления им с плавучей базы. В этом случае в прочной стальной сфере будет находиться уже не человек, а сложная электронная аппаратура, воздействующая на соответствующие рычаги и кноп ки пульта 'управления траулером. о Постройка экспериментального подводного траулера-малютки для лоаа рыбы на различных глуби нах, безусловно, не простая зада ча, однако, при современном раз витии техники она вполне осуще ствима. Так. в общих чертах тео ретически представляется проб лема создания подводных трауле ров. В Программе КПСС, утверж денной XXII съездом партии, го ворится: «Максимальное ускоре ние научно-технического прогрес са. — важнейшая общенародная задача... Необходимо всемерно развивать инициативу советов на родного хозяйства, . предприятии, общественных организаций, , уче ных, инженеров, конструкторов, рабочих, колхозников в создании и применении новых технических усовершенствований». Стремясь претворить в жизнь эти благород ные задачи; члены научно-техниче ского общества водного транспор та при институте «Гиирорыбфлот» инженеры тт. Диомидов, Ганф и другие решили в свободное от ра боты время разработать проблему создания подводного траулера. «РЫБНЫЙ МУРМАН» февраля 1962 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz