Рыбный Мурман. 1962 г. Февраль.

24 января траулер «Гридино» 3 часа простоял у причала в ожидании грузчиков. Моряки законно возмущались такой организацией работы и на все корки разделывали рыбный порт. А порт тут был ни при чем. Грузчики не гуляли, а занимались делом. В прошлом году по линии сов­ нархоза порту было вменено в обя­ занность обеспечивать разгрузку всех вагонов, прибывающих в адреса предприятий рыбной про­ мышленности, в том числе для бондарного завода. В случае с простоем «Гридино» грузчики как раз и были сняты с траулера, чтобы разгрузить три вагона клепки, которой для бон­ дарного завода идет очень много. А что получается? Чтобы при­ ступить к выгрузке клепки, рабо­ чим надо было сменить отсырев­ шую при выгрузке рыбы одежду. А после разгрузки клепки им сно­ ва надо было переодеться. На все это затрачивается время. И это — тогда, когда в порту стояли корабли, вернувшиеся с промысла с полным грузом. Тра­ улер «Север» доставил 280 тонн, «Пионер» — 2б0 тонн, «Орион» ’—» 190 тонн. Стояла под выгруз­ кой плавбаза «Антарктика». Подобные переброски рабочих на разгрузку вагонов, конда у причалов стоят вернувшиеся с промысла суда, нерациональны. Следует, по нашему мнению, выгрузку клепки передать самому бондарному заводу. Здесь работа не связана с сыростью и необхо­ димостью переодеваться, как у грузчиков порта. Дело это впол­ не по плечу самому заводу. А. КУЛ И ЧКО В, диспетчер первого участка рыбного порта. Д е н ь г и л е т я т на в е т е р Пройдите по причалам рыбного порта и судоверфи и вы увидите л«н:и 1 ки кораблей с лесами около мачг. Ставятся эти леса очень не­ продуманно, иногда только для то­ го, чтобы устранить повреждение ' огнен. Получается, что электрик nзатрачивает на ремонт меньше времени, чем занимает сама по­ становка лесов. В последние месяцы рабочие су­ доремонтного завода № 1 стали использовать доски вторично на других судах. Но это им не всегда удается. Отведут траулер от при­ чала и леса остаются на борту. Хорошо, если боцман — человек хозяйственный — разберет и сло­ жит доски. В большинстве же случаев они выбрасываются в за-* лив. Завод от этого не страдает. Деньги за установку лесов и. стоимость пиломатериалов опла­ чивает траловый флот. Пора пре­ кратить эту бесхозяйственность. Судоремонтники должны иметь металлические разборные леса. Неужели наши инженеры, конст­ рукторы не в состоянии сделать этого? Д. АНДРЕЕВ, второй по­ мощник капитана траулера «Сванетня». В Кургане сдам в эксплуа­ тацию самый крупный в З а ­ уралье хлебозавод. Предприя­ тие оснащено новейшим обо­ рудованием. В торговую сеть отправле­ ны первые десятки тонн гото­ вых изделий. На снимке: опарно-тестовые агрегаты в тестомесильном от­ делении завода. . ч * Фото С. Юдина. Фотохроника ТАСС. Украинская ССР. Серийное производство турбогенерато­ ров мощностью 200 тысяч ки­ ловатт освоил Харьковский завод «Электротяжмаш» име­ ни В. И / Ленина. Ряд таких унихальных электрических ма­ шин уже действует на элект­ ростанциях страны. На снимке: лучший брига­ дир слесарей-сборщиков тур­ богенераторного цеха А. И. СЕРДЮКОВ (слева) и сле- саоь-сборщик Н. J1. КУН НИ­ КОВ в момент сборки колеса компрессора турбогенератора % мощностью 200 тысяч кило­ ватт. 1 • Фото П» Мороза. Фотохроника ТАСС. Читателям «Рыбного Мурмана» хорошо известна подводная лодка «Северянка». Использование ее показало, что лов рыбы может быть осуществлен фдводными су­ дами. Освоение запасов рыбы на больших глубинах, где она скап­ ливается густыми косяками, явля­ ется одной из проблем будущего рыболовства. • Дело в том, что большие запасы рыб находятся на огромных глубинах, н а до сих пор лов ведется либо на малых глуби­ нах, либо со дна моря на глуби­ нах 300—600 метров. Возможно, значительную часть будущего быстроходного подвод­ ного рыболовного флота составят суда, занимающиеся исключитель­ но ловом рыбы. Промысловые су­ да будут поднимать свой улов из глубин и доставлять его к плаву- ы й к ора б ль новост и д е т с т р а л о Беседа с ведущим инженером Ленинградского проектного . института «Гипрорыбфлот» А. Н. ДМИТРИЕВЫМ чим базам — заводам для пере­ работки пищевого сырья на кон­ сервы и всевозможные копчено­ сти, для посола. Плавучие базы, представляющие собой большие океанские суда, будут нести на себе флотилию из 10—20 подводных траулеров, ко­ торые можно охарактеризовать, как быстроходные- подводные су­ да, похожие на бескрылые само­ леты. Маленькие подводные трау­ леры можно будет поднимать гру- Еще ра з о н е и с п р а в н о с т я х О о р у д и и л о в а Моряки тралового флота должны выловить в 1962 году 5593 тысячи цеитнеров рыбы. Для успешного выполнения плана надо полнее использовать все резервы производства. "Одним из больших резервов повышения эффективности промысла является упорядоче­ ние эксплуатации орудий лова. На страницах нашей газеты в первых трех кварталах минувшего года ие раз анализировались ошибки в оснащении трала, вооруже­ нии грунтропов, эксплуатации ваеров, траловых досок, приводив­ шие к пролову. Однако некоторые промысловики не обратили на них внимания, и ряд характерных аварий с орудиями лова вновь повторился в конце года. Именно на эти характерные ошибки в во­ оружении и эксплуатации орудий лова мне хочется еще раз обра­ тить внимание моряков. В. МАКШЕЕВ, инженер. ПЕРЕКОСЫ ТРАЛА нации носового крыла тралов Часго встречаются случав ве- « » И Ч И » ва траулерах «Нед- пйкяшияания сетей и стягивания вежьегорск», «Минусинск», рекашивания сетей и стягивания «Петрозаводск», «Веха», «Кот- их посадки из-за выоорки носо лас» «Молодогвардеец», го кабеля при непогашенной м ер - 0ч’ень часдто нарушения ции движения судна. Особую важ- выбопки носового кабеля .ость эИ „бшательеш, враоб- Г ' " » “ Г ж у Г Г ду е тлгвваетея сборная «рым, стя- в « я м а - гивается посадка сетного полотна дится в свежую погоду в услови крыльев н МОтнн по топенанту, а *х и без того возрастающих на- J ; перекашивается миев rnviftK Rot наскплккп ппимопяп тогла и перекашивается сквер, грузок, вот несколько примеров. f iaae деформации трала проис- На траулере «Ереван» (капитан ходят чаше всего при его подъе­ м е . Ложкин, старший мастер по ме> когда судно стоит не лагом к добыче тов. Большаков) настав- тралу, а под острым углом к не- инком тов. Коровинским было об- Му, варужено. что голые концы топе- На траулере «Вельск» (капитан ванта и нижней подборы носово- Куринский, старший мастер го крыла трала правого борта бы- по добыче тов. Цаплин) по этой ли длиннее на 20 сантиметров причине в течение декабрьского каждый против нормы. рейса пришлось несколько раз за- На траулере «Лещ» (капитан менять еквер, так как он перека­ тов. Новиков, старший мастер по щ и в а л с я через несколько дней добыче тов. Виноградов) стянуло работы. * сборочную носового крыла трала После различных аварий (за- правого борта по верхней позбо- девов. завертов. сцеплений) необ- ре на 10 сантиметров, по топе- ходимо тщательно проверять раз- ванту* — на 35 сантиметров и адры трала, попавшего в аварию, во нижней подборе — на 20 Ятой общеизвестной истины, к со- еантиметров. Аналогичные дефор- жалению, придерживаются не все промысловики. Старшим мастером по добыче траулера «Геничеек» тов. Ивановским правый трал не был тщательно проверен после за- дева. Только пересевший на суд­ но наставник тов. Коровинский обнаружил, что сборочная носо­ вого крыла трала правого борта была стянута по верхней и ниж­ ней подборам и топенанту. На «Сатурне» (капитан тов. Ярощеико, старший мастер по добыче тов. Лысо-в)после сцепле­ ния тралами перекос сетного по- лотаа мотив-доходил до 30 про­ центов. НЕПРАВИЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ГРУНТРОПОВ В июле—августе прошлого го­ да на суда были выданы схемы- плакаты технической документа­ ции тралового вооружения. Среди них были и варианты вооружения грувтропа 400- и 500-миллимет­ ровымм бобинцами при работе в районах с различными грунтовы­ ми условиями. После этого оши­ бок в оснащении грунтропов бо- бинцами и катушками стало зна­ чительно меньше. Однако полно­ стью они не изжиты. Не все ка­ питаны,. мастера по добыче, види­ мо, заглядывают в документацию. На некоторых кораблях по-пре­ жнему излишне утяжеляют грунг- роп. Это приводит лишь к увели­ чению нагрузки на главную ма­ шину. Так, на траулере «Рыбец» (капитан тов: Сусленко, старший мастер НО; добыче тов. Евстафьев) К каждому.. 400-миллиметровому бобинцу трала правого борта cta- вилось по 24 квлограмм^ груза-, вместо 13 килограммов по инст­ рукции. ( Продолжение следует). зовыми кранами из воды и укреп­ лять на палубе базы, если предпо­ лагается переход в другой про­ мысловый район или возвращение в порт. Кроме разнообразного рыбооб­ рабатывающего оборудования, ба­ зы будут иметь мощную ультра­ звуковую станцию для " связи с подводными траулерами во -время их промысла и гидролокаторы кругового обзора для обнаруже­ ния косяков рыбы на различных . глубинах. Это позволит наводить подводные траулеры на косяки. • Держа постоянную связь с «пи- . лотами» траулеров, диспетчер бу­ дет указывать им места скопления или направление движения отдельных косяков. Что же будут представлять со­ бой подводные траулеры-малют­ ки? — В любом случае такое глубин­ ное судно будет иметь прочный корпус, способный выдерживать давление воды на больших глуби­ нах. Прочный корпус в зависимо­ сти от предельной глубины погру­ жения будет выполнен или в ви­ де пустотелого шара, или в форме цилиндра со сферическими днища­ ми. В кабине разместится пилот- рыболов и разнообразная аппара­ тура, в том числе приборы для выброса трала и наблюдения за его состоянием при тралении, а также для закрытия трала после его заполнения рыбой. Одним из вариантов силовой установки для подводного судна может быть электродвижитель. Движение траулера- со скоро­ стью хода около двадцати узлов должно превышать скорость ры­ бы, для лова которой предназна­ чено судно. Расположенные с обо* их бортов небольшие крылья име­ ют элероны — горизонтальные рули, которыми можно изменять направление движения. Благодаря действию горизонтальных рулей судно сможет так же, как само­ лет, пикировать вниз, подниматься вверх или всплывать строго гори­ зонтально. Трал вместе с его вооружением при свободном плавании будет на­ ходиться в сложенном состоянии. А как только судно - подходит к облавливаемому косяку рыбы, от­ крываются специальные отвер­ стия, ветречная струя воды вы­ брасывает трал через кормовое отверстие назад, он раскрывается от встречного напора воды, как парашют, ,и буксируется судном с большой скоростью. Трал двнжет- ся несколько ниже судна, кото­ рое как бы проносится над основ­ ным., косядом рыбы в. его более разреженном слое. Трал имеет небольшой объем, и при густом скоплении рыбы в районе облова-мажет быть запол­ нен в течение нескольких десятков 6 Н А У К И минут. Как только подводный траулер с заполненным рыбой тралом подойдет к плавучей базе, начнется заполнение воздухом ре­ зиновых камер. Эти камеры — понтоны поднимут судно настоль­ ко, что вся его кормовая часть бу­ дет находиться над водой. Сдав на* базу трал с уловом и получив новый трал, пилот выпускает воз­ дух из камер и судно Снова ухо­ дит в очередной промысловый рейс — в глубь моря. - В дальнейшем, когда техника подводного : лова ... будет хорошо изучена и освоена, наступит черед и для решения проблемы управ­ ления на расстоянии ультразву­ ком, подобно современному управ­ лению по радио. Инженеры смогут полностью автоматизировать трау­ лер-малютку для дистанционного управления им с плавучей базы. В этом случае в прочной стальной сфере будет находиться уже не человек, а сложная электронная аппаратура, воздействующая на соответствующие рычаги и кноп­ ки пульта 'управления траулером. о Постройка экспериментального подводного траулера-малютки для лоаа рыбы на различных глуби­ нах, безусловно, не простая зада ­ ча, однако, при современном раз­ витии техники она вполне осуще­ ствима. Так. в общих чертах тео­ ретически представляется проб­ лема создания подводных трауле­ ров. В Программе КПСС, утверж­ денной XXII съездом партии, го­ ворится: «Максимальное ускоре­ ние научно-технического прогрес­ са. — важнейшая общенародная задача... Необходимо всемерно развивать инициативу советов на­ родного хозяйства, . предприятии, общественных организаций, , уче­ ных, инженеров, конструкторов, рабочих, колхозников в создании и применении новых технических усовершенствований». Стремясь претворить в жизнь эти благород­ ные задачи; члены научно-техниче­ ского общества водного транспор­ та при институте «Гиирорыбфлот» инженеры тт. Диомидов, Ганф и другие решили в свободное от ра­ боты время разработать проблему создания подводного траулера. «РЫБНЫЙ МУРМАН» февраля 1962 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz