Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.

Р а з д у м ь я , м ы с л п р е д л о ж е н и я Рыбообрабатывающая фирма С большим вниманием я следил за работой ноябрь­ ского Пленума ЦК КПСС. Доклад Никиты Сергеевича Хрущева заставляет нас подумать о лучших организа­ ционных формах и методах ведения хозяйства. Мне хочется высказать свое мнение по вопросу соз­ дания крупных отраслевых производственных объедине­ ний типа советских фирм. Вокруг фирм, а их в стране уже немало, велась и ведется оживленная дискуссия." Однако каждый, кто захочет посмотреть в корень, вы­ нужден будет признать, что новые производственные объединения являются надежным ключом, открываю­ щим возможность наиболее эффективно использовать промышленно-производственные фонды, увеличивать выпуск, повышать качество и снижать себестоимость продукции. Мне кажется, назрела необходимость соз-? дания фирм и в рыбной промышленности. В Мурман­ ской области по меньшей мере двух — судоремонтной рыбообрабатывающей. Разговор пойдет о последней. Сложившееся сейчас положение с улучшением вы­ пускаемой продукции и дальнейшим снижением ее се­ бестоимости, с вопросами механизации является след­ ствием сохранения структуры предприятий, возникших в далеком прошлом, с малым объемом работ и у каж­ дого с законченным циклом производства. Сейчас объемы работ на них возросли в десятки, а иногда и в сотни раз. а структура и связи между предприятиями остались теми же, что и в начальный период. Это мешает общему прогрессу и использованию тех преимуществ, которые заложены в социалистиче­ ской системе хозяйства. Разобщенность производств, наличие третьих предприятий, оказывающих различ­ ного рода услуги, вызывает необходимость иметь на каждом из них большие штаты, занятые оформлением документов, учетом при передаче материальных ценностей и т. д. Приведу несколько примеров. Моряки тралового и сельдяного флотов укладывают рыбу в чердаки в определенном порядке (нередко выделяя отдельные породы). Экипажем может быть представлен каргоплан укладки улова по срокам добычи. Казалось бы, рационально бы- jiq вести выгрузку по срокам укладки (в обратном по­ рядке). Более свежая рыба направлялась бы на горячее копчение, выработку консервов и филе. Примерно треть свежья может быть направлена потребителю в охлаж­ денном виде. На комбинате рыбу не пришлось бы сор­ тировать по качеству и ассортименту. Это позволило бы более правильно ее обрабатывать в зависимости от сро­ ков заготовки. Практически же этого не делается. Рыбный порт рас­ сматривает рыбу как тоннажный груз и поощряет все категории работников за быстроту выгрузки, хотя раз­ грузка занимает всего одну пятую— одну седьмую часть междурейсовой стоянки и не тормозит ремонт и снаб­ жение судов. В результате на комбинате вся рыба смешивается. Часто происходят завалы. Треска ранних сроков заготов­ ки и отличного качества замораживается вместе с трес­ кой более поздних сроков заготовки. Соленая рыба в излишне больших количествах направляется в чановый посол. Таким образом, каждое предприятие стремится вы­ полнить работу с выгодой только для себя и забывает о главном — об интересах общего дела. При приемке— сдаче сельди-полуфабриката с плавбаз в количестве 600— 700 тысяч центнеров занято среднесписочное годовое число работников 140— 160 че­ ловек. Но люди занимаются по существу бесполезным трудом (он нужен только для оформления документов). После анализа и взвешивания сельдь вываливается ено­ та в бочки и поступает на переработку. Вполне разумно на берегу отказаться от этого. Bejb точно такую же работу выполняют технологи и мастера плавбаз, принимая полуфабрикат от экипажей средних траулеров. Здесь ова необходима, так как определяет качество работы рыбных мастеров и в целом экипажей по обработке рыбы и активно воздействует на повыше­ ние сортности. К тому же практика показывает, что в абсолютном большинстве случаев плавбазы сдают по­ луфабрикат той же сортностью, которой и предъяв­ ляют к сдаче. Если бы отпала необходимость оформлять документы ири передаче «Мурмансельдыо» сельди рыбокомбинату, эти же люди могли ежедневно убирать по 100— 110 тонн рыбы. А сколько ненормальностей сейчас с обеспечением кораблей тарой. Каждое предприятие стремится исполь­ зовать ту тару, которую считает для себя более выгод-, иой. Для выборки ее, оформления документов содержит­ ся целый штат агентов, мастеров или работников снаб­ жения — до 35— 40 человек. Эту работу следует уп­ разднить, возложив,, на бондарный завод завоз тары по предприятиям и судам..Сдача должна производиться не агентам, а непосредственно на производство или по ко- насаменту на транспортные суда. Сделать это возможно только при условии включения бондарных заводов в фирму. Ответственность же фирмы за самообеспечение тарой повысит заинтересованность в уменьшении ее расхода, изыскании новых, более' эковомйчных видов тары, так как эта работа будет прямо снижать себестоимость про­ дукции фирмы, повышать ее рентабельность. Сейчас в связи с разрывом производства и потребления тары, а также сохранения в плане отчетных норм и расходов тары провести такую работу практически невозможно. Еще один пример несогласованности действий. Это касается механизации разгрузки траулеров и СРТ, на что обратил внимание товарищ Н. С. Хрущев во время посещения Мурманска. Сейчас рыбный порт ведет серьезную работу и, ве­ роятно, добьется успеха в выгрузке рыбы пневматиче­ ским способом. Дело кажется эффективным, если заме­ нить устаревшую бадью движением рыбы по трубопро­ воду. Но рыбный порт решает задачу, цель которой изменить метод подъема рыбы из трюма к мойкам, ис­ ходя из чердачной системы работы промысловых судов. При этом ^ранится разгрузка чердаков в том же ви­ де, что и сейчас. Другими словами, почти все отрица­ тельные технологические моменты, вытекающие из хра­ нения рыбы в чердаках и выгрузке из них, останутся. В то же время сельдяной и траловый флоты стремят­ ся отказаться от чердачной системы, заменяя укладку рыбы, пока еще свежей, в деревянные («Мурман- сельдь») — в металические оборотные и деревянные ящики (траловый флот). Нужно указать, что «Мурмансельдь» уже полностью отказалась от ранее применявшегося посола сельди з чердаках (в брезентовых чанах), перейдя на бочечный посол. Это позволило организовать дальнейшую обра- Осуществляя перестройку руководства народным хозяйст­ вом, Коммунистическая партия исходит из ленинских указа­ ний о необходимости постоянно совершенствовать формы ор­ ганизации нового общества и управления социалистической экономикой. (Из постановления ноябрьского Пленума ЦК КПСС). ботку сельди по срокам посола, и в результате потре­ битель получает сейчас малосоленую и ящичную сельдь. Тралфлот также применяет в отдельных случаях бо­ чечный посол, а калининградцы вообще при промысле донных рыб перешли на бочечный посол. Если бы этот вопрос находился в одних руках —* фирмы, — материально заинтересованной в общем про­ грессе, то, безусловно, действия были бы более согла­ сованными и более эффективными. Казалось, координацию действий мог бы проводить главк. Но у него и без того много дел, связанных с добычей рыбы, эксплуатацией и организацией ремонта флота. Поэтому он практически не может уделить необ­ ходимого внимания вопросам обработки. Вот тут и уме­ стно сделать вывод о необходимости специальной рыбо­ обрабатывающей фирмы. На флотах, независимо от того, будут они объедине­ ны или нет, сохраняются отделы обработки (возглав­ ляемые заместителями начальников флотов) для руко­ водства первичной обработкой рыбы на судах. Сырец, полуфабрикат, готовая продукция, субпродук­ ты флот будет сдавать предприятиям фирмы по специ­ альным расчетным ценам. Расчетные цены — это самый важный вопрое. Они должны быть установлены по прин­ ципу стимулирования выпуска флотами нужной для потребителя продукции, согласно ее пищевой ценности, а не по условной себестоимости. Особенно важное значение для народного хозяйства имеют пра­ вильные расчетные цены на рыб­ ную муку и продукты из жирных отходов. Порядок установления цен должен быть следующий. Флоты представляют сметы затрат и свой проект рас­ четных цен. Фирма, как покупатель и представитель потребителей, исходя из ассортимента, установленного Госпланом и Министерством торговли, утверждает окон­ чательно расчетные цены. При этом продукция из ма­ лоценного в пищевом отношении сырья может оказать­ ся для флотов 1 ] убыточной. Взаимоотношения флотов с фирмой определяются до­ говором на покупку— продажу товаров, который являет­ ся как бы наряд-заказом. В договоре предусматривает­ ся значительный бонус (до пяти процентов) за постав-; ку улучшенных товаров и резкое (до пятидесяти про­ центов) снижение цен за сдаваемую сверх договора, но не требуемую потребителями продукцию. Но фирма обя­ зана принимать всю вырабатываемую флотами продук­ цию в течение всего года, на который заключен договор. При заключении договора на следующий год на про­ дукцию, пользующуюся малым спросом, устанавливаются определенное количество, цены и размеры штрафных санкций за ее поставку. Возникающие споры решаются в общем порядке арбитражем при облисполкоме или Совете Министров РСФСР. В состав фирмы должны войти: Мурманский рыбо­ комбинат, разгрузочный участок порта, Кандалакшский рыбоконсервный завод, рыбообрабатывающие предприя­ тия, расположенные на побережье, бондарные заводи, отдел сбыта, обработка рыбы на плавбазах. Фирма должна иметь расчетный счет в госбанке и работать на законченном хозрасчете. Для поощрения отдельных предприятий и ра­ ботников ей должно быть предоставлено право образовывать премиальный фонд из полученной сверхплановой прибыли. При организации фирмы одним из слож­ ных является вопрос о плавбазах. Они не только обрабатывающие предприятия, но и играют огромную роль в обеспечении вылова сельди флотом, поэтому на первый взгляд их нельзя включить в состав фир­ мы. Но это только на первый взгляд. Обработка сельди может быть- организована парал­ лельно выполнению функций базы по снабжению судоз. В этом случае плавбазы остаются в составе флотов н сдаются в аренду фирме, которая берет обязательство —* за счет своих фондов снабдить промысел тарой (по­ скольку бондарный завод входит в фирму) и за счет флотов завезти на промысел топливо, воду, промсна- ряжение и т. п. Приемку сельди от экипажей средних траулеров про­ изводит фирма. На берегу никакой перепроверки как по количеству, так и по качеству проводить не Ьотре- буется. Арбитром по сортности в данном случае на промысле будет заведующий лабораторией базы. Ему нужно предоставить права госконтролера, и он будет нести ответственность по закону за порчу продукции, неправильную приемку и т. д. При такой постановке дела обработка сельди будет находиться в одних руках. Это устранит создавшееся сейчас совершенно ненормальное положение, когда при­ ходится сокращать выработку наиболее высококачест­ венной готовой продукции (сельди ящичного посола) на базах ради обеспечения рыбокомбината сырцом. Практика показывает, что выработка готовой продук­ ции на плавбазах не требует увеличения числа рабочих (против требуемых для обслуживания СРТ при трех- (Окончание на 4-й стр).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz