Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.
Как надо беречь и народную копейку УШАН В памяти встает исторический XX! съезд КПСС, на- метивший контрольные цифры развития народного хо зяйства страны на 1959— 1965 годы. В дни работы съезда и включился экипаж архангельского траулера «Петропавловск» в соревнование за максимальный вы- яав рыбы с наименьшими затратами труда, материалов м денежных средств. Моряки решили из планово-убы точного сделать траулер высокорентабельным предпри ятием. Девизом коллектива стало — ВЫПОЛНИТЬ СЕ- МНЛЕТКИЙ ПЛАН ПО ДОБЫЧЕ РЫБЫ ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА И ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ И ДАТЬ 450 ТЫСЯЧ РУБ ЛЕЙ СВЕРХПЛАНОВЫХ НАКОПЛЕНИЙ. Выполнить такое ответственное обязательство нель зя, работая вслепую. Следуя указанию Владимира Иль ича Ленина о необходимости организации наилучшего учета и ионтроля за производством, мы разработали упрощенную систему хозрасчета. Наша система хозрасчета Она представляет, учет основных показателей про изводственной деятельности экипажа в соответствии с клановыми заданиями и социалистическими обяза тельствами на рейс, месяц, квартал, год и семилетку. Учет ведется по первичным судовым документам и от четам, а также по анализам рейсов и рейсовым зада ниям, а затем сличается с квартальными документами планового отдела. В системе учета семь разделов: показатели режима работы; сдача рыбы в полуфабрикате — по рейсам, месяцам, жварталам, годам и за семилетку, а также показате ли по сортности и ассортименту; сдача рыбопродукции, в том числе: охлажденная, со леная, рыбий жир, рыбная мука, прочая продукция, все го продукции в центнерах, ее стоимость и консервы; финансовые результаты; расход орудий лова н основных материалов в нату ральном выражении; учет выполнения семилетнего плана и социалисти ческих обязательств по всем вышеуказанным разде лам; учет показателей добычи рыбы в полуфабрикате но каждому кораблю Архангельского флота — по годам с начала семилетки с указанием порядковых мест, зани маемых экипажами по добыче рыбы, в течение года и е начала семилетки, для наглядности хода соревнова ния между судами флота за наибольшие уловы. Для точного производства учета имеются приложе ния: прейскурант расчетных цен за сданную рыбопродук цию и цен основных материалов, идущих в производ ство, — топливо, смазочные, соль, лед, тара; двадцать три экономических расчета — «что дает берьба экипажа за максимальную экономию в большом м малом». Например, сокращение потерь печени в среднем по 1 килограмму от каждого траления дает за семилетку дополнительный выпуск жира в количестве около 40 центнеров; сокращение от каждого траления потерь только двух килограммов рыбы дает экипажу увеличение сдачи ры бопродукции в течение семилетки на 210 центнеров рыбы в полуфабрикате, на 18 центнеров рыбной муки, на 4 центнера рыбьего жира, на 1000 банок консер вов. Имеется список рационализаторских предложений, внесенных моряками. Список постоянно пополняет ся. Это позволяет осуществлять повседневный конт роль за внедрением их в производство. Всего с начала семилетки на траулере внесено 46 предложений. 28 из нвх силами экипажа внедрено в жизнь, что способст вовало достижению высокой производительности труда, сокращению материальных затрат. Так, например, после установки металлических щит ков е трубами в палубных рыбных ящиках вдоль бор тов мы избавились от поломок большого количества до ем. За счет хорошего скольжения мешков по метал лическим трубам ликвидированы порывы петель кутка при подъеме улова и порывы нижних пластей мешка под тяжестью рыбы при дележке уловов. Сократились непроизводительные затраты времени на починку куг- ка и петель в каждом промысловом рейсе не менее чем на 5— 7 часов. Внедрение миниатюрной механической трехступенча- той мойки рыбы с круговой веерообразной подачей рас пыленной воды- благотворно сказалось на сортности. Сортность охлажденной рыбы повысилась в среднем на полтора процента. - . Самоотдающийся гак на кормовом джильсоне повысил безопасность труда матросов и сократил более чем на минуту непроизводительные затраты времени. Замок для завязывания узла гайтяна в течение го да давал выигрыш около 40 секунд на каждом завя зывании и развязывании кутка трала. Но сейчас он не применяется, так как управление флота не обеспе чивает выполнение заказа на изготовление этого замка. Упрощенная система хозрасчета отражает все поло жительные и отрицательные стороны производственной деятельности энипажа, помогает своевременно исправ лять допущенные ошибни и промахи. Обязательства—в действии За четыре года семилетки экипаж «Петропавлов ска» сумел добиться многого. Вместо убытна 109,7 тысячи рублей дали государству 345,4 тысячи рублей чистой прибыли. Таким образом, социалистическое обя зательство — дать 450 тысяч рублей сверхплановых наноплений в фонд семилетии — моряки выполнили досрочно. Сейчас коллектив с новой энергией ведет борьбу за дальнейший рост сверхплановых накопле ний и снижение себестоимости продукции. При задании на семилетку 71.045 центнеров в полу фабрикате общая добыча рыбы на 22 денабря 1962 го да составила 57.300 центнеров. Это наибольший вы лов в Архангельском флоте с начала семилетки. Ближайший по вылову экипаж траулера «Азов» отста ет от нас на 7354 центнера. До выполнения семилетнего задания в оставшиеся девять месяцев, то есть до 1 октября 1963 года, нам остается добыть 13.740 центнеров рыбы в полуфабри кате. Экипаж прилагает все усилия, знания и умение для того, чтобы и это обязательство было также выпол нено досрочно. Охлажденной рыбы при задании на семилетку 24.850 центнеров доставлено в порт 19.237 центнеров. С начала семилетки экипаж «Петропавловска» до бился экономии сетеснастных материалов на 14.415 руб лей, топлива — 1826 тонн. Мы сделали около 9 про мысловых рейсов на этих сэкономленных материалах из общих 49 рейсов с начала семилетии. Широко осуществляя ремонт силами машинной коман ды, добиваясь грамотной эксплуатации судовых механиз мов, регулярно осуществляя согласно судовому графику профилактические осмотры механизмов и судовой техни ки, экипаж систематически способствует удлинению сро ков работы судна без заводского ремонта. За послед ние пять с лишним лет моряни выполнили объем ре монта почти в 20.000 нормо-часов. Сделано более 30 безремонтных рейсов. За этот срок дважды отиазыва- лись от плановых текущих ремонтов, предусматривае мых эксплуатационными нормами. За счет удлинения сроков эксплуатации судна без за водского ремонта экипаж добился увеличения эксплуа тационного времени па 132,5 суток и сберег 110 ты сяч рублей государственных средств. Сбереженное нт ремонте время дало возможность эиипажу сделать 5,6 сверхплановых промысловых рейсов и сдать около 5 тысяч центнеров рыбы в полуфабрикате. С внедрением новшеств С внедрением новшеств на корабле улучшился и ре жим промысловой работы. Так, например, средний по казатель затрат времени на спуск и подъем трала в 1959 году и ранее, до внедрения новшеств, равнялся 43,2 минуты, а с внедрением новшеств в 1960— 1962 годах уменьшился до 36,9 минуты. Экономические расчеты показывают, что каждая ми нута сокращенного времени в среднем на наждой опе рации спуска и подъема трала в течение года дает возможность выловить дополнительно рыбы 120 цент неров, выработать рыбьего жира 2 центнера, рыбной муки — 10 центнеров, консервов — 600 банзк, всего на сумму 4.700 рублей. За семилетну эти цифры воз растают примерно в 6 раз. А так как экономия времени на спуск и подъем тра ла составила не одну минуту, а 6,3, то соответственно увеличилась и добыча рыбы, и возросли финансовые по казатели. Средний показатель часов траления на промысловые сутки составлял до внедрения новшеств 14,2 часа, пос ле внедрения — 15,8 часа. Режим времени активной работы с тралом на каждые сутки промысла увеличился в среднем на 1,6 часа. По нашим экономическим расчетам каждый час уве личения траления на промысловые сутки за семилетку дает в среднем увеличение вылова рыбы на 5.000 цент неров, изготовления рыбьего жира — на 80 центнеров, рыбной муки — на 410 центнеров и консервов — на 21 тысячу банок. Неиспользованные резервы Говоря о хозрасчете, нельзя не отметить и того фак та, что еще имеются у нас большие неоправданные по теря и резервы, привести в действие которые экипаж самостоятельно не в состоянии. Мы много теряем времени из-за слабости береговой базы в Архангельске. Даже при очередных котлочист- ках, если сдается заказ на устранение мелких дефектоз в объеме 200— 400 нормо-часов, бывают случаи вы нужденных сверхплановых простоев, достигающих 3— 5 суток. Во всех районах промысла в наждом трале имеется в прилове скат. В течение года его вылавливаются де сятки тонн. Если бы его обрабатывать в пищевую про дукцию и реализовывать по цене хотя бы морского ер ша, то энипаж мог бы увеличить сдачу рыбопродукции на 120 тонн в год и повысить свои финансовые пока затели. Мне кажется, технологам траловых флотов и рыбокомбинатов есть смысл над этим задуматься. Мне приходилось наблюдать в порту Плимут на юге Англии разгружавшиеся траулеры, в трюмах которых среди доставленной рыбы был скат. Можно было ви деть его и в магазинах в продаже. Там он расценивается примерно наравне с камбалой. Англичане считают, что вкусовые и питательные качества ската и камбалы примерно равноценны. О целесообразности использования ската говорит еще и тот факт, что ведь не так давно у нас не принимали синюю зубатку как пищевой продукт из-за отсутствия спроса на нее потребителей. Поэтому прилов синей зу батки выбрасывался за борт. Сейчас на нее имеется хо роший спрос, и расценивается она дороже трески. В ре зультате этого флоты на десятки тысяч центнеров в год увеличили добычу рыбы и на многие десятки ты сяч рублей — доходы. До сих пор у нас в Архангельском траловом флоте не отработаны вопросы обеспечения и снабжения кораблей стальными тросами, ваерами, траловыми досками, ва- орными вертлюгами, капроновыми кутками и т. д. Из-за этого Архангельский флот имел в прошлом году, да и в 1962 году, большие потери промыслового вре мени. К примеру, скажу, что показатели нашего экипажа по итогам работы первых четырех лет семилетки мог ли бы быть значительно лучше, если бы мы получили в 1961— 1962 годах высококачественные ваера, а не стальные тросы, предназначенные для сплава леса. Наряду с достигнутыми положительными производст венными показателями мы допустили за четыре года работы перерасход льда и соли на 470 рублей 67 ко пеек. Это дало удорожание каждого центнера рыбопро дукции на 0,7 копейки. Правда, этот перерасход и потери в основном про изошли по причине того, что корабль дважды вставал на газацию и дважды в док. Поэтому соль, оставшуюся от предыдущего рейса, выгружали на берег, а лед в трюме растапливался водой или сам по себе таял и вы качивался за борт. Однако перерасход остается перерас ходом, это наша недоработка. В борьбе за улучшение экономических показателей работы энипажа важную роль играет изучение основ конкретной зкономини. Оно помогает среднему и млад шему командному составу лучше разбираться в эко номических показателях своей работы, помогает выяв лять и использовать внутренние резервы производства, распространять передовой опыт и организовывать со циалистическое соревнование за досрочное выполнение планов и обязательств, крепить производственную и трудовую дисциплину среди личного состава. За все время работы у нас не было потерь времени и заде' жен Корабля с выходом в море по вине лично го состава. После ноябрьского Пленума ЦК КПСС Решения ноябрьского Пленума ЦК КПСС обязывают нас по-новому оценивать результаты своей работы, глубже анализировать итоги и изыскивать новые воз можности для улучшения производственных и эконо мических показателей. Неся ударную трудовую вахту в дни работы ноябрь ского Пленума ЦК КПСС, моряки «Петропавловска» вы полнили задание рейса 11 по добыче рыбы на 249 процентов. Задание рейса № 12 выполнено по добыче рыбы на 227 процентов. В этом рейсе экипаж закон чил изготовление своими силами автомата для смазки ваеров. Задача автомата — обеспечить хорошую смазку вае ров при меньшем расходе масла и тем самым способст* вовать предохранению их от ржавчины н преждевре менного износа. Испытания автомата показали хорошие результаты. Мы рекомендуем его в серийное производство для снаб жения всех кораблей наших флотов этим прибором. То, что сделано у нас на траулере, и то, чего добил ся наш эхипаж, под силу всем экипажам траулеров главного управления «Севрыба». От имени морянов «Петропавловска» я призываю экипажи Архангельско го и Мурманского траловых флотов в пятом году семи летии повернуться лицом к вопросам экономики, раз вернуть соревнование за максимальный вылов, за сни жение себестоимости каждого центнера добытой рыбы. Н. ВЕСЕЛКОВ , напитан экипажа коммунисти ческого труда опорно-показательного траулера «Петропавловск». « р ы б н ы й м у р м а н » 27 декабря 1962 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz