Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.
Т И К А X Д Е Л А Р И Ф М Е Б О Л Ь ШИ Экипаж траулера «Калинин» не числится в десятке лучших в траловом флоте по абсолютному вылову. На 21 декабря он добыл 9333 центнера рыбы. Причем тогда такой громкий заголовок, спросит читатель? А дело в том, что судно находилось на лову в 1962 го ду всего пять месяцев. Если учесть к тому же, что тра улер построен в 1939 году, работает на твердом топ ливе, не имеет рыбопоисковых приборов, то показате ли моряков по вылову рыбы следует признать отлич ными. Калькуляция показывает, что и достигнуты они с минимальной затратой средств, труда и материалов. Себестоимость центнера добытой рыбы за девять месяцев снижена на 2 рубля 66 копеек против плановой. Из четырнадцати статей затрат по двенадцати имеется сокращение расходов: по орудиям лова — на 10.800 рублей, топливу и сма зочным материалам — на 8.400 рублей, по льду и соли — на 800 рублей, транспортным расходам в пе риод междурейсовых стоянок — на 1000 рублей н т. д. Верерасход допущен лишь по статьям «износ инвентаря» и «износ спецодежды» да и то по вине от дела снабжения. Морякам были выданы сапоги из горе лой кожи, которые через два рейса пришли в негод ность. Согласно промфинплану хозяйственно-финансовая деятельность экипажа планировалась убыточной. Но моряки «Калинина» убедительно доказывают, что все корабли, даже самые старые и несовершенные, могут быть рентабельными. В первом квартале экипажу планировался убыток в 23,4 тысячи рублей. Фактически получена прибыль —> 14,7 тысячи рублей. Весь второй квартал траулер про стоял в ремонте. На него было израсходовано вдвое больше средств, чем планировалось. В результате по лученная прибыль пошла на покрытие расходов по ре монту. Образовался убыток в 7.300 рублей . В третьем, самом напряженном квартале года, ка- лининцы сумели перекрыть образовавшийся и плани руемый убыток. А в четвертом они ожидают полу чить прибыль не менее 15 тысяч рублей. И можно не сомневаться, что так именно и будет. За два с полови ной месяца экипаж сэкономил 25 тонн льда, 32 тон ны соли, на 753 рубля топлива, на 8456 рублей пром- вооружения, 1088 рублей по расходам на междурейсо вый ремонт. Из рейса в рейс моряки в полтора—два раза перевыполняют задания по добыче рыбы. Слагаемые рентабельности Как же экипажу удалось достичь таких показателей? Ответить на этот вопрос мы попросили капитана трау лера Леонида Николаевича Груздева. — Главное, что нам удалось добиться, это привить морякам вкус к экономике, научить людей дорожить каждым часом промыслового времени, килограммом топлива, прядена. Возьмем, к примеру, старшего мастера по добыче Александра Васильевича Дерягина и его помощника Владимира Ивановича Рослякова. Это рачительные хо зяева. Помню такой случай. Подняли мы трал и ах нули: не трал — одни клочья! Видно, зацепился за острые выступы морского дна и получил такой вид, точ но „ Нептун с щ)жом по ному прошелся. Ну, думаю, придется дать команду растаке'лажить трал — вряд ли такой починишь. К тому же положенные часы отрабо тал. А тут еще ветер, пронизывающий насквозь, дождь, холодный, надоедливый... Но не ушли люди с палубы, хотя вахта их кончи лась. Взяли иглицы и приступили к делу. Заменили крыло трала, нижнюю часть его, заделали во многих местах дыры. Работали, не замечая ветра и дождя, забыв об усталости и отдыхе. «Жизнь» трала была спасена! Он еще десяток раз побывал на дне морском, принес оттуда на палубу много центнеров рыбы. Орудия лова служат на корабле дольше положен ного срока. Тралы, находящиеся на борту, сейчас прора ботали уме по 166 часов (норма 120 часов). Широко практикуются на судне повторное использование герку лесового троса с износившихся орудий лова, вставки и т. д. Экономия орудий лова и промснаряжения невозмож на без тесного содружества мастеров по добыче и су доводителей. Пример тут простой. Если, работая на тяжелых грунтах, таскать , трал по три часа, то он долго не прослужит. Поэтому мы в таких случаях со кращаем траление до двух часов. Прежде чем раскрывать «секрет» экономии льда и соли, следует отметить, что сортность сдапного эки пажем полуфабриката на полтора процента выше пла новой. В этом большая заслуга рыбмастера Александра Васильевича Бугрова. Некоторые скажут: лед и соль стоят дешево, нужно 1 И особенно беспокоиться. Ну, недогрузили полтонны- юнну, ерунда! А оказывается не ерунда. Если экипаж , (аждого траулера сэкономит за год льда и соли на , Ю6— 1000 рублей, то в целом по флоту это составит 00— 150 тысяч рублей. Капитан и рыбмастер во время стоянки в порту со ветуются, сколько следует взять в рейс льда и соли. Они учитывают при этом ассортимент вылавливаемой рыбы, промысловую обстановку. Ведь можно взять и много льда, но если рыба будет несвежьевая, то его не израсходуешь полностью, будут большие потери. Важное значение имеет правильная дозировка. На «Калинине» взято за правило к концу срока заготов- * ки свежья уменьшать дозировку льда до 20 процен тов. На качестве охлажденного полуфабриката это не отражается, а экономия достигается немалая. Свой одиннадцатой в 1962 году рейс экипаж ра ботал на сэкономленном льду и соли. В достижении рентабельности велика заслуга членов машинной команды, руководимой старшим механиком Александром Николаевичем Крыштопом. Как уже было сказано, в текущем ремонте корабль простоял весь второй квартал. Стоимость ремонта превысила запла нированные затраты. Но люди своим самоотверженным трудом сумели ликвидировать образовавшийся перерас ход. Особенно проявили себя второй механик тов. Ге- зик, третий механик тов. Саламахин, старшина ко чегаров тов. Миронов, кочегары тт. Фаличев, Михай лов и другие. Повседневный профилактический уход за механизма ми, ремонт силами экипажа способствует экономии го сударственных средств. Только в течение октября— ноября произведен профилактический ремонт динамо- машины, траловой лебедки, машинки центробежного на соса, перебрана арматура и колосники котла. Отремон тирована арматура сажесдувателей, проверена балласт ноосушительная система и т. д. Время междурейсовых стоянон в порту сонращено почти вдвое. В два рейса экипаж уходил по «зеленой улице». Благотворно сказывается на результатах хозяйст венно-финансовой деятельности стремление экипажа максимально увеличить выпуск пищевой продукции из каждого центнера добытой рыбы. На траулере ни один нилограмм отходов не летит за борт. При плане 170 центнеров выработано 208 центнеров жира, вместо 48 тысяч банок консервов изготовлено 67 тысяч. Кро ме этого, экипаж доставил в порт 2739 центнеров спецсырья для выработки рыбной муки. Годовой план по заготовке свежья перевыполнен. При задании 5200 центнеров в порт его доставлено 6684 центнера. Если бы сверхплановое количество ох лажденной рыбы пустить под соль, то она потеряла бы из-за утечки примерно треть своего первоначаль ного веса. А это означает, что вылов экипажа умень шился бы на 400 центнеров. Соответственно уменьши лась бы и полученная прибыль. „Секрет** экипажа Рентабельность траулера ^зависит не только от со кращения денежных и материальных затрат. Важную роль играет увеличение вылова рыбы. На 21 декабря экипаж траулера «Калинин» пепе- крыл годовой план на 1133 центнера. Какая бы слож ная обстановка ни складывалась на промысле, моря ки всегда возвращались в порт, перевыполнив рейсо вое задание. И это на стареньком корабле, не имеющем рыбопоисковых приборов. Снова невольно возникает вопрос, а нан удается эки пажу ловить треску не хуже других? Капитан и его помощники внимательно анализируют радиосводки, вдумчиво осуществляют промысловое су довождение,. Экипаж активно участвует в парном и групповом соревновании, не гнушается советами своих «соперников». И еще, как говорят моряки «Калинина», тов. Груздев знает секрет высоких уловов. — Что же это за секрет? — поинтересовался я у Леонида Николаевича. — Да какой там секрет, — улыбнулся он, — все дело в наблюдательное*™. Я уже рассказывал многим коллегам об этом. Особенность работы в Централь-ном районе состоит в том, что здесь (как нигде) стоит только ветру из менить свое направление, как рыба переходит на новое место (видимо, меняется и температурный режим). Мы учитываем это обстоятельство и меняем курсы траления, стараясь идти, допустим, от стапятидесяти- метровых глубин к двухсотпятидесятиметровым ил* наоборот. Многолетняя практика подтверждает правиль ность такой тактики — подъемы увеличиваются. При этом легче определить и нахождение косяка. Ведь если поднятая на борт рыба еще трепещет и ее много, значит, она попала в трал недавно. Зная скорость хода траулера и курс, можно определить глу бины, на которые рыба отошла. При вооружении нижней подборы судоводители и мастера по добыче руководствуются схемой производ ственного отдела тралфлота. Но не всегда. Капитан тов. Груздев, считает, например, что при работе в Северо- Центральном районе, на северо-восточном склоне Мур манского мелководья, северо-западном склоне Гусиной банки подбору надо утяжелять. Здесь сильные течения и трал подплывает. Поэтому для предотвращения отры ва трала от грунта на концах центрального грунтропа ставятся грузы не по 8, а по 15 килограммов. Утя желяются и концы крылового грунтропа. Цифры „работают* на производство А Язык экономики — цифры. Научить людей не толь ко понимать этот язык, но и свободно владеть им — задача необходимая, хотя и трудная. На траулере «Ка линин» она решается успешно. Сам капитан являет ся душой и организатором похода за экономические знания. Леонид Николаевич руководит семинаром кон кретной экономики, регулярно проводит беседы с мо ряками. Однако мало. вооружить людей экономическими знаниями. Надо, чтобы сами цифры лучше «работали» на производство. Много ли проку, если на большинства кораблей тралового флота рядовые моряки да и сами командиры узнают об итогах своей деятельности спу стя месяц, а то и через квартал, после заслушивания на балансовой комиссии или получения калькуляции се бестоимости. Цифры в этом случае выступают в роли ‘ запоздалого регистратора. На «Калинине» дело поставлено иначе. Капитан еже дневно ведет учет работы экипажа и уже к моменту снятия с промысла имеет полное представление о ре зультатах рейса. Созывается общесудовое собрание. На нем подводятся итоги, отмечаются слабые стороны. Ка питан разъясняет, на что следует обратить внимание морякам в следующем рейсе. Капитаны всех кораблей в состоянии организовать у себя такой же учет. Да и не только они, а и старшие механики, мастера по добыче и обработке. Сложно сти это пикакой не представляет, было бы только же лание. Вот как, например, тов. Груздев осуществляет конт роль за расходом сетей и промснаряжения. В производ ственном задании на рейс планируется, что трал дол жен находиться в воде 140 часов. Расход сетей на час траления установлен в сумме 12 рублей 7 копеек, промвооружения — 9 рублей 44 копейки. Фактиче ское количество часов траления за рейс он умножает на плановые нормы и определяет плановый расход. За тем он подсчитывает количество тралов и их частей, израсходованных за рейс, определяет их стоимость. По лучается фактический расход. Разница между плановым и фактическим расходом дает экономию или перерасход. Аналогичным образом производятся и другие под счеты. Леонид Николаевич Груздев одобрительно отнесся к предлагаемой для внедрения на флоте лимитной систе ме расчетов и учета. — Она облегчит капитанам осуществление контро ля за расходованием средств, сыграет важную роль в повышении экономических показателей работы флота, — заявил он. Е. МИХАЙЛОВСКИЙ. В С Е Н А Р О Д Н Ы Й К О Н Т Р О Л Ь (Оиомчамме. Нач. см. па 2 стр.) должны неуклонно, настойчиво проводиться в жи^нь и партийны-, ми и советскими органами. И контроль за их осуществлением должен быть единый. Разработанные партией меры по контролю ныне претворяются в жизнь. Образован Комитет пар тийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Соответствующие органы создаются на местах. Задачи этих органов четко определил Пленум ЦК. Они призваны активно по могать партии и государству в выполнении Программы КПСС, организации систематической про верки исполнения директив пар тии и правительства, в совершен ствовании руководства коммуни стическим строительством* соблю дении партийной и государствен ной дисциплины, социалистической законности. Этот подлинно народный конт роль должен действовать всюду: в плановых органах и на предприя тиях, совнархозах и на стройках, в сельскохозяйственных органах, колхозах и совхозах, во всех уч реждениях. Он должен быть гро зой для всех нарушителей совет ских законов « социалистической дисциплины, бороться с хищения ми, стоять на страже отличного качества продукции и бичевать бракоделов, атаковать косность, головотяпство, выставлять на все* общее позорище бюрократов и ту- ■ неядцев. Такой контроль поможет до биться того, чтобы все государст венные и общественные организа ции действовали как хороший ча совой механизм, чтобы своевремен но выявлялись и устранялись не достатки и пороки, предупрежда лись ошибки. Решения Пленума ЦК КПСС по могут * по-ленински организовать партийно-государственный конт роль, привлечь к его работе самые широкие слои трудящихся, сде лать контроль подлинно всенарод ным орудием в борьбе за торжест во коммунизма. М. СТЕПИЧЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz