Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.

4 В БОРЬБЕ ЗА ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС НА ГЛАВНОМ НАПРАВЛЕНИ * 1 Танкер «Пирятин». Десятки траулеров получают с него топ­ ливо, воду, получают быстро, без задержки и снова уходят в квад­ раты, богатые рыбой. Промысло­ вики не задумываются над тем, почему моряки танкера с каждым рейсом сокращают время обра­ ботки судов. Между тем, в этом большая заслуга рационализато­ ров «Пирятина». Здесь подобра­ лись трудолюбивые, думающие люди. Они всем сердцем усвоили положение Программу КПСС о том, что ускорение темпов техническо­ го прогресса и повышение на его основе производительности труда является важнейшей -задачей со­ ветского народа. Лучше , проще, надежнее Рационализации на судне под­ вергается все, что возможно, на­ чиная от мелочей и кончая целы­ ми механизмами. При этом моря­ ков не смущает, что строился тан­ кер за границей. Прошли те вре­ мена, когда они преклонялись пе­ ред иностранной техникой. Ока­ зывается, если подумать, то мож­ но многое сделать лучше, надеж­ нее, проще. Чистка вспомогательного дви­ гателя должна производиться че­ рез 1200— 1400 часов работы. Такова установка фирмы. По ма­ шинная команда продлила мото­ ресурс на тысячу часов. .Язм§- нили конструкцию маслосъемных колец, меньше стало нагару на поршневых кольцах. Зазор в под­ шипнике коленчатого вала умень­ шили с 0,14 мм до 0,10 мм. Этим “устранили выкрашивание под­ шипника. Конструкторами не была преду­ смотрена сепарация масла. Фирма рекомендовала производить его смену через сто часов работы. Механики переделали трубопровод, и сейчас двигатель работает без замены масла 150— 180 часов. Сепарация позволяет не только экономить масло, но и качество его улучшается. В нем отсутству­ ет вода, меньше механических примесей, а это благотворно ска­ зывается на работе двигателя. Есть на судне циркуляционный насос. Раньше он работал все вре­ мя, даже тогда, когда в этом не было необходимости. То, что недо­ думали конструкторы, исправили новаторы корабля. В систему цир­ куляционного насоса они врезали Из этих двух примеров видн насколько проду*: манно техниче* Водяные шланги также проду- флотах. Он должен быть на всех ский совет направляет творческие вают сжатым воздухом и при не- танкерах, плавбазах и траулерах, усилия новаторов, сосредотачивав обходимости прокачивают горячей Применение его сократит непро- ет их на решении вопросов перво*" Из пушка по траулеру технического совета водой. изводительные потери времени, увеличит добычу рыбы. Надо, что­ бы управления тралового и сель­ дяного флотов, морского лова, их технические отделы. разработали чертежи. А сделать линеметатель На танкере есть пушка, из ко- могут сами экипажи. Обойдется торой стреляют по кораблям. Вер- его изготовление максимум в нее, пневматический линемета- 10*—15 рублей. ----- : тель, который помогает ускорить ру опровод и соединили его с на- 0 браб0ТКу судов. Сконструировали f l n r j Г)\1ЬСПЙП{)ГП1 ЙП М сосок, охлаждающим забортвои ег0 „ хзп^тш сани судовые 1 / 0 0 РУКОвООСГПвОМ умельцы. Моряки знают, как трудно швартоваться в открытом море. Здесь не в порту, не подойдешь Много хорошего можно расска- близко к борту и не бросишь линь зать 0 новаторах «Пирятина». И руками. Приходится привязывать в Т0М] что достигнуто, важная трос к кухтылям, бросать в воду. ро;1Ь принадлежит техническому А на то, чтобы моряки траулера совету, который руководит рацио- поимали их и подняли трос к се- нализаторами, помогает им разра- бе на борт, уходит от двух до пя- батывать предложения и внедрять ти часов. их в производство. Сейчас это, как говорится, Недавно, например, техсовет по- пройденный этап. С помощью пуш- Л ’чил группе новаторов в соста- ки, установленной на танкере, ве второго механика тов. Дмитри- (дальнобойность ее сто Петров) ева, старшего донкермана toe. Ма- линь подается прямо на палубу лышева, второго штурмана тов. траулера. А подтянуть привязан- Катынского и четвертого механика ный к нему трос — дело ц?труд- тов. Чумовицкого разработа-ть и ное. Швартовка стала отнимать внести на обсуждение совета тех­ нологию подачи и выборки шлан­ гов и конструкцию шланговыбо- водой главный двигатель. Сейчас циркуляционный насос включа­ ется только при больших нагруз­ ках: во время бункеровки трауле­ ров и т. п. В четыре-пять раз со­ кратилось время его эксплуата­ ции в течение рейса. А это озна­ чает экономию топлива, пара, го­ сударственных средств. В первый год эксплуатации танкера зимой очень часто за­ мерзали водяные и топливные шланги, нередко размораживались трубопроводы. Естественно, это замедляло бункеровку траулеров. Рационализаторы нашли выход из положения. По их предложениям осуществлен подвод сжатого воз­ духа к грузовым магистралям. В нужрый момент магистрали про­ дуваются как изнутри, так и сна­ ружи. Удаляются ледяные наро­ сты и пробки. Сжатый воздух значительно об­ легчает обслуживание траулеров. Раньше было так. Принял эки­ паж траулера нужное количество .топлива, отсоединил шланги и спустил в море. С танкера их под­ таскивают и поднимают на борт. Но при этом получалось, что остатки топлива выливались, шланги наполнялись водой. Под­ нимать их было очень трудно. Сейчас дело обстоит иначе. Остатки топлива сжатым воздухом продуваются в танк траулера. Ры­ баки закрывают шланг деревянной пробкой и также сбрасывают в во­ ду. Но уже нет потерь топлива, шланг находится на плаву. степенной важности. Душой и руководителем совета является старший механик Бори* Сергеевич Чернявский. Он постов янно следит за работой новаторов,* подсказывает пути решения то! или иной проблемы, если нужно/ помогает сделать эскиз или черт теж. Способствует развитию творче-, ской инициативы моряков хороша налаженная техническая учебц Она проводится механиками с уче-, том особенностей рейса. Например, в минувшем рейсе, большое вни­ мание обращалось на эксплуата-; цию механизмов в осенне-зимних условиях. Этим занимаются не только члены машинной команды , 1 но и палубной. Они ведь на тан­ кере тоже связаны с обслужива­ нием механизмов. Два с половиной года находится танкер в эксплуатации. И если снаружи океан оставил на нем свои следы, то внутри корабля об - 1 разноЕый порядок. В машинном от- •4 15— 30 минут. Пневматический линеметатель — плод длительного труда многих рационализаторов. Бывший вто­ рой механик тов. Стрелков и чет­ вертый механик тов. Лелес в феврале 1962 года разработали эти рочной машины. Сейчас на операции, в зависимости от пого­ ды, затрачивается до полутора— двух часов. При сильном ветре шланги сильно раскачиваются, делении чистота, механизмы bxo-j рошем состоянии. Экипаж полон! решимости продлить срок эксплу-' акации судна без среднего ремон­ та. Е. МИХАЙЛОВСКИЙ. один из вариантов пушки. Но он сгибаются под различными углами, не был надежным в работе. Не- быстро изнашиваются.^ давно старший механик тов. Чер- Другой группе, состоящей из нявский и тов. Лелес совместно с моториста тов. Кучеренко, токаря токарем тов. Ненаховым нашли тов. Ненахова, донкермана тов. новое простое и надежное реше- Сорокина, поручили изменить сис- ние. Создан бесклапанный линеме- тему соединения шлангов. В на- л стоящее время шланги на танке- татель Ол прекрасно зарекоиеядо- ре с0единяютс11 с по„ ощью мму. вал себя в работе. Новаторы соои- T0Be дто очень неудобно. Во-лер- раются только удлинить ствол с вых, хомуты из металла — эго тем, чтобы довести дальнобойность лишний вес, во-вторых, при вы­ пи 1 мрфппи борке они цепляются. А раз созда­ ется шланговыборочная машина, Пневматический линеметатель то обязательно должно быть глад- очень нужное приспособление на кое соединение. На Харьковском машинострои­ тельном заводе «Красный Ок­ тябрь» совершенствуется производ­ ство оборудования для строитель- вой промышленности. : Начат серийный выпуск высоко- ироизводительных однопозицион­ ных гидравлических прессов для изготовления метлахских плиток. Опытная партия успешно прошла государственные испытания. Про­ изводительность пресса — 2,5 ты­ сячи плиток в час. До конца года керамическим за­ водам страны харьковчане отпра­ вят 30 таких прессов. Слесарь Игорь Журавлев из бригады коммунистического труда хорош 0 справляется со сборкой нового пресса. Вы видите его за этой работой. Фото П. Морозова. Фотохроника ТАСС. НА ТОМ И ПОРЕШИЛИ Нового большого успеха добил­ ся экипаж «Тралмейстера». На днях он доставил в порт 1000 цен­ тнеров трески, более чем в два раза перевыполнив рейсовое за­ дание. Ничего удивительного, •— могут сказать читатели. — Рыба ловилась хорошо, много судов при­ шло с такими уловами. То, что сырьевая база в то вре­ мя была хорошая, верно. Верно и то, что не один «Тралмей­ стер» перевыполняет задания. Од­ нако работу каждого экипажа на­ до оценивать, исходя из техниче­ ских возможностей корабля, про­ должительности рейса, среднесу­ точного вылова. А технические возможности «Тралмейстера» не сравнимы с траулерами более позд­ ней постройки и уж, конечно, с кораблями, работающими на жид­ ком топливе. Это ветеран флота, тридцать лет бороздящий морские просторы. В штурманской рубре имеется один эхолот. Но зато на «Тралмейстере» сме­ лые, настойчивые, думающие мо­ ряки. Они научились преодолевать трудности, находить косяки и об­ лавливать треску так, что им мо­ гут позавидовать очень многие. Вот один из примеров, характе­ ризующих мастерство судоводи­ телей, руководимых капитаном Ва­ силием Афанасьевичем Егоровым, их умение принимать правильное решение, исходя из возможностей судна и сложившейся промысло­ вой обстановки. . Северный склон Мурманского мелководья, квадрат 1010. Здесь траление принесло улов в две ко- шалки. Экипаж поставил буй. Но начавшийся шторм очень затруд­ нил работу. «Жидкачам» хоть бы что. Идут с тралом на ветер и против него. А на «Тралмейстере» машина слабая. Ложиться в дрейф — окажешь­ ся в пролове. Заходить на ветер— значит терять промысловое время, и тоже неизбежен пролов. Но применились судоводители к об­ становке — стали вести траление лагом к ветру. Ветер в борт, качка сильнее. Трудно работать за рыбоделом. Матросы первого класса тт. Клоч­ ков, Попов, Кривонос, Талышев приспособились. Несмотря на то, что экипаж вышел на промысел без двух членов палубной коман­ ды, траулер в дрейфе не лежал. В среднем за сутки в трюм уклады­ валось по десять тонн трески. На переходе в порт экипаж «Тралмейстера» подвел итоги ра­ боты. — Годовой план, товарищи, на­ ми был завершен, как известно, еще в прошлом рейсе. В этом — мы выполнили свое обязательство, дали стране сверх него. 1000 центнеров рыбы... * Радостная улыбка появилась на лицах моряков после этих слов капитана. А он продолжал: — Намеченный рубеж экипа­ жем взят. Надо думать о том, как выполнить обязательство всем кол­ лективом флота. Я прикинул =» 500 центнеров рыбы сможем взять еще до нового года. — Возьмем, — дружно ответи­ ли моряки. На том и порешили. В. ЕВ ГЕН ЬЕВ . Кочегар В. А. Янхус, которого вы видите на этом снимке, умело сочетает высокопроизводительный труд с полезной об-, щественной работой. На плавбазе «Памяти Ильича» его знают и как ударника коммунистического труда и как члена това­ рищеского суда. Недавно передовик производства был при­ нят кандидатом в члены КПСС. Новый способ маркировки крышек консервных банок На Южно-Курильском консерв­ ном заводе Сахалинрыбпрома внедрен новый способ маркировки крышек консервных банок. С этой целью вместо стальной матрицы в наборное гнездо маркировочного станка вкладыйа^тся свинцово­ баббитовая подушка. За несколь­ ко холостых оборотов пуансон, состоящий из набора нужных зна-^ ков, выдавливает в этой подушке соответствующую матрицу, кото-Я рой хватает на маркировку 15— 20 тысяч крышек банок. Применение свинцово-баббито­ вой подушки полностью исключает^ подрез жести, поломку знаков* * нарушение полуды и лакировки. ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ «РЫБНОГО МУРМАНА» «ИХ ВОЛНУЮТ НЕ только УСПЕХИ» - На корреспонденцию, опублико­ ванную под тахим заголовком в номере газеты от 13 ноября, ре­ дакция получила ответ. Начальник производственного отдела по судо­ ремонту и технической эксплуата­ ции флота славка «Севрыба» тов. Борисов сообщает, что до первого марта 1963 года планируется уста­ новка эхолотов на восьми малых рыболовных траулерах, на шести — будут установлены радиоста!** ции «Паркс». Принимаются меры по укомгь* лектованию Териберских судоре^ монтных мастерских >квалифици^ ровакными столярами и плотника-3 ми. Это ускорит ремонт судов. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 13 декабря 1962 г. 3 стр*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz