Рыбный Мурман. 1962 г. Декабрь.

8108 центнеров сельди о д и н р е й с После четырехмесячного на­ хождения на промысле наш средний траулер № 705 вер­ нулся в порт. За рейс общий вылов рыбы составил 8108 цент­ неров (при задании 6470 центне­ ров). Руководители управления ♦лота, горячо поздравив нас с ус­ пешным завершением рейса, дали наказ не зазнаваться, поделиться своим опытом с экипажами других судов. Что ж, поделиться всегда рады, только особенно большого опыта пока и у нас нет. Все же, если это представит интерес для дру­ гих, я с удовольствием расскажу, как экипаж промышлял в послед­ нем рейсе. Успех обеспечил лов сельди с помощью трала. О сельдяном тра­ ле я только слышал, практически работать раньше им не приходи­ лось. Как-то, перед выходом на про­ мысел, мы со старшим мастером лова Ф. П. Меркуловым прочита­ ли в газете «Рыбный Мурман» статью о применении сельдяного трала на судах Калининградской флотилии. Их опыт нас заинтере­ совал, и мы решили попробовать в очередном рейсе тоже ловить сельдь тралом. Вместе с дрифтер- iijiiMH сетями был взят двадцати­ метровый трал, переоборудованный из пелагического в донный. На переходе на банку Джорд- жес, обсуждая задачи на рейс, ре­ шили поставить в известность об этом членов экипажа. Команда го­ рячо поддержала начинание, и было принято решение: несмотря на возможные в первое время трудности, дело довести до конца. Трудностей, конечно, было мно­ го. Не зная хорошо района про­ мысла, рельефа дна, места сосре­ доточения хороших концентраций сельди, а главное — не имея опыта промысла тралами, мы вы­ нуждены были часто переходить к сетям. Обычно делали так: сделав несколько тралений днем, на ночь выметывали дрифтерный поря­ док. Это на первых порах нас в какой-то степени выручало. Су­ точный улов иногда доходил от 5 до 10 тонн. Уже позже, освоившись с тра­ лом и убедившись в его большой эффективности, мы окончательно отказались от сетей, стали вести лов только тралом. Результаты бы­ ли неплохие. За одно траление поднимали на борт сразу по 25— 30 тонн. В другие дни — да­ же по 40, а однажды в траловом мешке оказалось 45 тонн сельди. Рабочий день начинали обычно в 8 часов, заканчивали в 20. По­ нятно, чтобы уложить в бочки та­ кое количество рыбы, нужно бы­ ло немало потрудиться не только палубной команде, но и осталь­ ным членам экипажа. У нас было составлено расписание, кто когда должен выходить на подвахту. Не­ редко было так, что на мостике оставался капитан, в машинном отделении — старший механик, а остальные — все на палубе. Особенно хорошо работали ма­ стера лова Ф. П. Меркулов, И. И. Михайлов, третий штурман А. С. Богословский, матросы И. И. Ба- лакин, С. И. Скабин, А. П. Пиняев, Е. Ф. Жигунов, рыбмастер А. И. Гусев, третий механик А. И. Терещенко, рефрижераторный ма­ шинист И. И. Авдеев.- С чего мы начинали осваивать траловый лов сельди? В первое время нас интересо­ вал вопрос: в каком направлении лучше всего проводить траление? В каких случаях можно добиться наибольшего улова: когда судно идет против течения, поперек или по течению? Оказалось, что луч­ ший результат достигается тогда, когда траление производится по течению. Для экипажей больших моро­ зильных траулеров этот вопрос, наверняка, не играет существен­ ной роли. На их судах установ­ лен мощный двигатель, который обеспечивает необходимую во вре­ мя траления скорость. Для нас же это было очень важно. Представьте, эхолот «рисует» густые штрихи, значит, судно проходит над плотным косяком. Следовательно, чтобы следующим заходом точно выйти на это ме­ сто, нужно так поставить корабль, чтобы течением его не снесло от заданного направления. Н мы убедились: лучше всего это мож­ но сделать в том случае, если судно пройдет на несколько сот метров вверх по течению, а потом, развернувшись, возьмет курс пря­ мо на косяк. Команда в это вре­ мя готовит трал и, когда судно подходит к косяку, спускает его за борт. На первых порах было немало промахов: команда другой раз за­ мешкается, не успеет вовремя спустить трал, получается, как говорят, холостой выстрел. В дальнейшем при освоении сельдяного трала мы, таким обра­ зом, особое внимание обращали на определение направления и силы течения. А это, как известно, то­ же представляет трудность. И еще. В поисках плотных косяков мы не боялись потратить полдня, а то и больше. Знали: если даже по­ теряем на это время, зато вы­ играем в улове. И этот расчет оправдывался с лихвой. Совершенно нет необходимости проводить траление в течение длительного времени. Достаточно десяти минут — и трал можно поднимать. Дело в том, что при более длительном нахождении трала в воде в нем оказывалось больше порывов. На починку его уходило значительно больше вре­ мени, чем на лишнее траление. Лучшие концентрации сельди мы встречали в квадратах 1443, 1457, 1470, где наиболее круп­ ные косяки держатся у грунта на глубине 40— 45 метров. Хочу коснуться еще вопроса о скорости судна. Этот вопрос ин­ тересовал нас и тогда, когда мы занимались вооружением трала. Нижняя подбора трала, который применяется на больших моро­ зильных траулерах, как известно, вооружена бобинцами. Но для тра­ ла, которым пользовались мы, бо- бинцы оказались слишком тяже­ лыми и сильно замедляли скорость судна. Тогда мы нашли выход, за­ менив их металлическими чушка­ ми весом примерно по 4 кило­ грамма каждый. Их привязывали к подборе равномерно на рассто­ янии около метра друг от друга. Такие самодельные бобинцы, значительно облегченные и менее громоздкие, в большой степени обеспечивали быстрый спуск и подъем трала. Т А К Ровно полмесяца находился в рейсе экипаж траулера «Лосось». За это время он сумел выловить более 90 тонн трески, причем две трети улова доставлено в .порт в охлажденном виде. Результат от­ личный, ему могут позавидовать моряки кораблей с более продол­ жительными сроками плавания. Капитаном на судне Иван Алексеевич Полысалов, один из опытных промысловиков флота. Успехом рейса экипаж во многом обязан его мастерству. Сразу же после выхода из Кольского залива траулер взял курс на Гусиную банку. Там, хотя ассортимент ры­ бы был хуже, чем в других рай­ онах, уловы были выше. Пять дней промышлял экипаж в квадратах 508, 542, 575. В трюм было уложено около тридца­ ти тонн трески. А затем траулер перешел в Северо-Центральньш район, в квадраты 786, 822, 823, где треска ловилась более крупная. Здесь и была в основном заготовлена охлажденная рыба. « Лосось» — ветеран. Тридцать лет он находится в строю трало­ вого флота. Рыбопоисковых при­ боров на нем нет, однако судово­ дители и без них умело удержива- 'ли судно на концентрациях рыбы. Как это удавалось? — Секрет простой, — расска­ зывает Иван Алексеевич, — сле­ дили за сводками. По ним опре­ деляли, куда перемещаются кося- На промысле с целью обмена опытом мы не раз встречались с экипажами средних траулеров на­ шего управления, а также Кали­ нинградской флотилии, которые там же, на банке Джорджес, ведут промысел сельдяным тралом. Они, как и мы, пришли к выводу, что этим способом могут успешно ло­ вить экипажи сред­ них траулеров, на которых уста­ новлен двигатель в 300 л. с. Мастер лова тов. Меркулов, переса­ живаясь на сред­ ние траулеры J&N* 13, 702 и 717, помог там изготовить трал своей конструкции. Из отдельных ку­ сков дели он выкроил трал, воо­ ружил подбору такими же чуш­ ками. Бывая на судах Калининград­ ской флотилии, мы узнали, что балтийцы преимущественно ловят сельдь тралом длиной 27,7 метра. Кроме того, у них на вооружении находятся тралы в 17,7, 22 и 24 метра. Нас же вполне устраивал взятый еще в порту двадцатимет­ ровый. Единственно, в чем при­ шлось его несколько модернизиро­ вать, — это удлинить траловый мешок. Дело в том, что до этого во время подъема трала из меш­ ка часть улова успевала уходить. После того, как мешок был ре­ конструирован, уловы (при тех же показаниях рыбопоисковых приборов) значительно увеличи­ лись. В заключение хочется сделать упрек в адрес управления «Мур- мансельдь». Несмотря на очевид­ ное преимущество сельдяного тра-' ла, в управлении мало что дела­ ется по внедрению его t произ­ водство. В качестве подтвержде­ ния приведу такой факт. Ряд су­ дов типа «Океан» из-за отсутст­ вия сельдяных тралов на про­ мысле вынужден был оставить траловый лов и перейти на дриф­ терный. Или такой факт. Мы по­ просили прислать нам починоч­ ный материал. Отдел снабжения вместо капроновых ниток напра­ вил нам хлопчатобумажные, ко­ торые по истечении трех—четы­ рех суток расползались, и трал приходилось ремонтировать за­ ново. А. ПОЛЕЖАЕВ , капитан СРТ-Р-705. ки, а соответственно с этим выби­ рали направление тралений, при­ чем ходили ломаными курсами. Очень помогает групповое со­ ревнование. На этот раз соперни­ ками моряков «Лосося» были эки­ пажи «Ваера», «Чайки», «Совет­ ской Конституции». Как уже при­ нято, капитаны два раза в сутки обменивались по радио мнениями о ходе промысла, подтягивали друг друга на лучшие 1аеста. Все экипажи перевыполнили рей­ совое задание, но победили в со­ ревновании моряки «Лосося». — Видимо, орудия лова у нас были лучше подготовлены, — по­ яснил тов. Полысалов. — Мастера по добыче Павел Васильевич Логи­ нов, Стефан Стефанович Инюхин и Николай Иванович Тютрин — настоящие мастера своего •дела. Они трудятся на совесть. На ко­ рабле взято за правило через 8— 9 тралений переходить с трала на трал. Это дает возможность тща­ тельно устранять все повреждения, избегать всевозможных перекосов и других бед. Нижнюю подбору стараемся утяжелить. По центру ставим де­ вять четырехсотмиллиметровых бобинцев, но крыльям — семь. Кроме того, центры загружали дву­ мя чушками по 15 кг, четырьмя — по 8 кг и четырьмя пятикило­ граммовыми катушками с цепка­ ми. На крыльях — восемь чушек по 8 кг каждая и три чушки по 15 кг. Такое вооружение мы счи- Когда на траулере «Мателог» заходит речь о маяках, на кото­ рые можно равняться в труде, то обязательно вспоминают при этпь. второго механика Николая Ивано­ вича Таскаева. Он всегда тща­ тельно следит за состоянием ме­ ханизмов. Кроме того, Николай — член редколлегии судовой стенной газеты. На снимке: Н. И. ТАСКАЕВ. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИИ • «ДЛЯ УЛУЧШ ЕНИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ БМРТ» Заместитель начальника трало­ вого флота тов. Горбенко сообщил редакции о принятых мерах в от­ вет на критические замечания, вы­ сказанные в этой корреспонден­ ции. В настоящее время береговая бригада № 16 полностью обслу­ живает экипаж БМРТ во время стоянки судна в порту. Механико-судовой службе по­ ручено подготовить все корабли к приему пара и топлива, уком­ плектовать их соответствующим оборудованием. таем наиболее эффективным. Трал меньше подплывает. Разумеется, в каждом отдельном случае надо вдумчиво подходить к вооруже­ нию подборы, учитывая особенно­ сти корабля, района промысла и т. п. Сейчас моряки «Лосося» зани­ мают первое место среди экипа­ жей судов бортового траления, ра­ ботающих на твердом топливе, и шестое^— в десятке лучших. 17:, тысяч 'центнеров рыбы дали они государству, в том числе 9749} центнеров свежья. Годовой план намного перекрыт. Себестоимость* центнера полуфабриката снижена на 1 рубль 22 копейки. Вдохновенные слова Никиты Сергеевича Хрущева, произнесен-, ные им с трибуны Пленума ЦК КПСС, о том, что мы должны ещег лучше трудиться, чтобы не только’ выполнить, но и перевыполнить' задание семилетнего плана и тем самым заложить прочную основу для новых побед в строительствел коммунизма, вызвали новый при­ лив сил. — Так и будет, — отвечают моряки «Лосося». Они не снижа­ ют темпов добычи рыбы и дали слово выполнить в 1962 году пол­ тора годовых плана. А работать они умеют, значит, добьются сво­ его. В. ЕВ ГЕН Ь ЕВ . «РЫБНЫЙ МУРМАН» 8 декабря 1962 г. 3 стр. МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Коллектив Электростальского завода тяжелого машиностроения выполняет заказы на оборудование для многих стран мира. Сейчас на предприятии готовят к отправке раз­ нообразные механизмы в Кубу, Болгарию, Вьетнам, Финляндию. На снимке: токарь К. Ф. СТЕПАНОВ обрабатывает хобот вы- ^доочной машины. ♦ото В. Кувсва. Фотохроника ТАСС. И Б У Д Е Т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz