Рыбный Мурман. 1962 г. Август.
\ 9 9 Украина"—230, „Вельск“ 125 | Два письма с С Р Т № 4191 Эти цифры — показатели рабо ты минувшем рейсе двух эки пажей. Оба траулера третьей группы (паровые, на жидком топ ливе), оба находились на промыс ле одинаковое количество време ни, а результаты разные. Моряки «Украины» вернулись в порт с полным грузом, моряки «Вель ска» отстали на 103 тонн и не справились с рейсовым заданием. В чем секрет успеха одних и при чина пролова других? Разговор об этом и пойдет в корреспонден ции. Мастерство, помноженное на опыт друзей -^Говорянесколькими словами, успех «Украины» — результат слаженной работы моряков, высо кого мастерства судоводителей. Промышлял экипаж на Медве- жинской банке. Капитан тов. Плотников, его старшийпомощник тов. Воронович умело осущест вляли промысловое судовождение. Траулер не гонялся из района в район за «большой рыбой». Судо водители^держались все время восточного склона, делали при цельные траления, для более точ ного и быстрого ориентирования ставили буй. Примерно в середине рейса рыба начала подниматься в верх ние слои. Уловы уменьшились. Корабли один за другим стали по кидать эти квадраты. Лишь эки паж «Украины» да моряки еще нескольких судов проявили спо койствие и выдержку. Даже и в таких условиях они выполняли суточные задания. А когда треска вновь заловилась, моряки стали поднимать ее по 5— 6 кошалок за траление. Кстати говоря, боль шинство судов-« беглецов» снова возвратились на прежнее место. Но десяти— двенадцатичасовые перебежки сказались на результа тах работы. Наверстать потерян ное время экипййси уже не смог ли. У Сергея Григорьевича Плот никова есть одна хорошая черта. Он внимательно анализирует каж дое траление. И если подъемы снижаются, сразу же начинает выяснять причины. Вот и в ми нувшем рейсе неоднократно про верялись доски, трал, промеря лись ваера. Старший мастер по добыче рыбы тов. Замарин вы нужден был заменить трал. Подъ емы снова увеличились. Но одно дело поймать много рыбы. Надо ее и быстро обрабо тать. Палубная команда оказалась на высоте положения..Матросытт. Ушаков, Прокопьев, Ананьев за давали тон в работе, на них рав нялись остальные. А когда радио сообщило о полете космических кораблей «Восток-3» и «Во сток-4» радости экипажа не бы ло конца. У моряков словно сил прибавилось. По пять тоннтрески укладывали они в трюмы за два часа. Это очень высокий резуль тат. Успеху моряков «Украдны» во многом способствовало группо вое соревнование с экипажами «Мичуринска» и «Котласа». Оно было хорошо организовано. Капи таны по несколько раз в сутки обменивались по радио результа тами промысла, сообщали курсы, глубины, число оборотов главной машины... К бую, установленному экипажем «Украины», не раз подтягивались «соперники». А когда подъемы были выше у «Ми чуринска», то он закреплял ме сто промысла буем и вызывал к себе остальных. Примеры взаимопомощи «со перников» этим не ограничива лись. За три дня до окончания промысла на траулере «Мичу ринск-» не оказалось ни одного трала. — Выручайте, друзья, — об ратились за помощью к морякам «Украины» моряки «Мичурин ска». И друзья выручили. Они пере дали на «Мичуринск» запасной трал, несколько килограммов пря дена. Экипаж смог продолжать промысел и также взять полный груз. Переходы, перебежки... А теперь разговор об отстаю щих, о траулере «Вельск». Эки паж этого корабля работает не равномерно. В начале года от ставал. К концу второго квартала наверстал упущенное. А вот сей час снова отстает, два рейса под-, ряд не выполняет задание. Все беды минувшего рейса на чались еще во время стоянки в порту. Сначала она планирова лась безремонтной. Но из-за не хватки топлива выход в море пе реносился на день, второй, тре тий. Дело кончилось тем, что к отходу не явились помощник ма стера по добыче Власов и засоль щик Никитин. Целую неделю экипаж промыш лял без этих специалистов, а точ- I Бдительность •гБольшая экономия Коленчатый вал главного двигателя при выходе из кар тера имеет уплотнение, герме тично облегающее гребень ко ленчатого вала и предотвра щающее утечку масла. Но про ходит время, изнашивается гребень, и масло уходит из картера. В таких случаях разбирали главный двигатель, подключа ли электромотор к валу и, про ворачивая вал, протачивали' гребень. Трудоемкий процесс. Выйти из затруднения по могли рационализаторы. Шли фовальщик плавмастерской «Резец» тов. Крылов подал мысль, а главный механик тов. К)*зьмин изготовил приспособ ление, позволяющее проточить гребень, не разбирая двигате ля. Приспособление напомина ет суппорт токарного станка. Крепится оно двумя болтами к раме двигателя. Затем запу скается двигатель, и на малых оборотах протачивают гребень коленчатого вала. На ремонте одного вала новшество позволило . сэконо мить 155 нормо-часов (в де нежном отношении — 527 руб лей). Судоремонтники «Резца» с помощью этого приспособления отремонтировали уже более 10 коленчатых валов на средних траулерах. П. КАЛИТА, инженер бюро технической инфор мации «Мурмансельди». ш » . . у <:>х Ж i ш нее говоря, разгильдяев. Будь эки паж более сплоченным, а матросы более опытными, отсутствие двух человек не отразилось бы на ра боте так болезненно. Но как на грех состав палубной команды обновился, . не хватало матросов первого класса. Вахты с трудом управлялись с уборкой улова. Дело доходило до того, что вре менами приходилось для уборки тонны трески вызывать подвах- ту. Отдел кадров дослал недоста ющих людей на промысел с дру гими судами. Чтобы принять их на борт, капитан «Вельска» тов. Токмачев вынужден был совер шать длительные переходы (ко рабли находились в других райо нах). Они отняли больше суток. Экипажу до выполнения рейсо вого задания не хватило 30 тонн. Если учесть, что траулер совер шал переходы в то время, когда моряки других судов укладывали в трюмы за сутки по 15— 20 тонн рыбы, то становится ясно— не будь этих переходов, не было бы и отставания. Мы попросили капитана « У к раины» тов. Плотникова проана лизировать работу судоводителей «Вельска». Сергей Григорьевич согласился с тем, что потерянное время во многом решило судьбу рейса. Наряду с этим он счита ет, что перебежки, которые со вершал траулер, нельзя считать оправданными. Ведь за время рей са «Вельск» побывал почти на всех склонах Медвежинской бан ки, а это говорит об отсутствия промысловой выдержки. Другой ошибкой судоводителей является то, что они все время старались держаться севернее основной группы работающих с у дов. Треска там хотя и ловилась более крупная, но долго не дер жалась на одном месте. Поиски новых концентраций отнимали немало времени. Таковы вкратце причины, приведшие судно к про- лову. Командование корабля, партий ная организация и судовой коми тет должны сделать правильные выводы, улучшить организация работы экипажа, воспитательную работу с моряками, развернуть действенное соревнование за до срочное выполнение плана и взя тых обязательств. А для выполне ния годового плана экипажу Главный двигатель на нашем судне проработал без ремонта уже 5.363 часа (норма 4 тысячи ча сов),- то же самое молено сказать и о других механизмах. -Машин-* ная команда ни разу не подво дила экипаж, хотя механизмы не однократно преподносили «сюр призы». Вахтенный механик тов. Яко- вец однажды заметил, что на кар тере второго вспомогательного дви гателяв районе рамового кормо вого подшипника протянуласьмас^. ляная полоска. Это вызвало по дозрение. Механик стер масло ве тошью. Присмотрелся. Через не которое время масляная полоска начала снова медленно появлять ся, расти. А при включении дви гателямасло стало вытекатьеще быстрее. Яковец смекнул: — Трещина! При нагревания металл расширяется — трещина уменьшается, значит я масло просачивается медленнее. При ох лаждении металл сжимается —• трещина расширяется. Вот поэто- му-то и масло просачивается бы стрее. Об этом мне и было доложено. Время, конечно, мы не терял*. Сделали болты, плаяиси. Лопнув ший блок картера стянули в двух местах. И что же. После этого сумели без заводского ремонта проработать 1500 часов. Устра нениемэтого дефекта занимался в основном второй механик тов. Николаевский. Без потери промыслового вре- I менив море сменилидва мотыле* |вых подшипника первого вспомо- ' гательного двигателя.А с прихо дом в порт почистили паровой ко тел для сдачи Регистру. Получи ли оценку «хорошо». И. КОНОНЕНКО, старший механик. Постоянные помощники При рейсовом задании 61 тон на мы доставляем в порт 80— 100 тони высококачествен ного полуфабриката. В последних двух рейсах не хватало по штату мастера лова- Но старший мастер лова И. С. Щербаков свою работу совмещал с обязанностями помощника и сумел добиться экономии промво- оружения. Е му постоянно помо- «Вельска» остается добыть 400 T?J“ B 4 r s* * „ т.°™а матросы тонн рыбы. Время еще не упу- тг- Порхало и ер. яе . щено. I с. ОСИПОВ, второй штур- В. ЕВГЕНЬЕВ. i ман. Хлопотлива должносте боцмана на корабле. Но, может быть, как раз за это и любит ее Егор Сосунов. Он не жалеет ни сил, ни времени, чтобы содержать свое «хозяйство» на СРТ-712 в отличном состоянии. П о ч е м у я х ы у б е ж а л и о т р ы б ы Пецед выходом в последний бой район и уйти на Мурманское тресковый рейс в Тюва-губе нам мелководье. Иначе чинка трала далидва трала, бывших в упот реблении. Промысел в то время в Барен цевом море велся в основном на тяжелых грунтах. Через двое су- (на что потратили 60 часов про мыслового времени) занимала больше времени, чем нахождение его за бортом. Интересно, о чем думают в от ток трал настолько протерся, что деле снабжения, когда отправля- на нем не было, как говорится, ют суда вот с таким промвоору- «живого» места. 0 высоких уло- жением? вах не могло быть и речи, когда Правда, моряки у нас опытные, не в силах порой были выполнить И под руководством старшего ма- суточное задание. Волей-неволей стера лова тов. Кузнецова палуб- К^ш лось покинуть богатый ры- ная команда все-таки сумела вый ти из трудного положения: в порт привезли 75 тонн рыбы вместо 61 тонны. План по «свежью» вы полнили на 120 процентов. Этим же рейсом завершен годовой план. И добились мы этого благодаря передовым производственникам траулера мастеру лова тов. Матю- шинову, матросам тт. Русанову. Наумову, Андрееву и другим. В. КОЧКИН, фетнй штур ман среднего траулера № 154. На концентрациях крупной т р е с к и Из очередного рейса возвра тился в порт поисковый траулер «Мирный». На борту — 185 тонн рыбы, 24 тонны рыбной мукл, 2.480 банок консепвов, 2 тоны рыбьего жира и 7 тонн клии- фиска. Поиски начали на северо- восточном склоне Медвежинск 1->1 банки. В конце июля в этом райо не наблюдались низкие прида ные температуры. Работа в основ ном сводилась к измерению тем ператур и коротким контрольным тралениям. Примерно.в середине рейса обнаружили мощные кон центрации крупной трески. За полтора часа траления поднимали до 6— 7 тонн рыбы. В это время уловы промысловых судов, рабо тавших на южном и западном склонах «Медвежки», упали, и флот в основном переключился в наш район. Рейс прошел успешно, но по мехи были. Поиск проходил на тяжелых грунтах, часто рвал ся трал. КстЛи, нас плохо снаб дили при выходе в рейс. Кабели дали сорокаметровые, хотя всем на флоте известно, что уловы значительно больше на длинных кабелях. До сих лор еще сущест вует такое мнение, что поисковые суда следует снабжать сорокамет ровыми кабелями. Хочется отметить хорошую ра боту судоводительского состава. От них требовались четкость, опе ративность, своевременная инфор мация о нахождении и направле нии движения косяков. Судоводи тели с этой задачей справились отлично. Тралмейстерский состав и па лубная команда также доброс>- вестно относились к своим обя занностям. Большим трудолюбием отлича лись старший мастер по добыче тов. Алешин, мастер по добыче тов. Вичегжанин, третий механик' тов. Семенов, старший машинист тов. Грушнис, матросы тт. Коы- лов, Чернышев, Степанов и дру гие. Е. ГОВОРКОВ, радист, пред- седатель судового комитета траулера «Мирный». «РЫБНЫЙ МУРМАН» 28 августа 1962 г. 3 стр. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz