Рыбный Мурман. 1962 г. Август.

\ 9 9 Украина"—230, „Вельск“ 125 | Два письма с С Р Т № 4191 Эти цифры — показатели рабо­ ты минувшем рейсе двух эки ­ пажей. Оба траулера третьей группы (паровые, на жидком топ­ ливе), оба находились на промыс­ ле одинаковое количество време­ ни, а результаты разные. Моряки «Украины» вернулись в порт с полным грузом, моряки «Вель­ ска» отстали на 103 тонн и не справились с рейсовым заданием. В чем секрет успеха одних и при­ чина пролова других? Разговор об этом и пойдет в корреспонден­ ции. Мастерство, помноженное на опыт друзей -^Говорянесколькими словами, успех «Украины» — результат слаженной работы моряков, высо­ кого мастерства судоводителей. Промышлял экипаж на Медве- жинской банке. Капитан тов. Плотников, его старшийпомощник тов. Воронович умело осущест­ вляли промысловое судовождение. Траулер не гонялся из района в район за «большой рыбой». Судо­ водители^держались все время восточного склона, делали при­ цельные траления, для более точ­ ного и быстрого ориентирования ставили буй. Примерно в середине рейса рыба начала подниматься в верх­ ние слои. Уловы уменьшились. Корабли один за другим стали по­ кидать эти квадраты. Лишь эки­ паж «Украины» да моряки еще нескольких судов проявили спо­ койствие и выдержку. Даже и в таких условиях они выполняли суточные задания. А когда треска вновь заловилась, моряки стали поднимать ее по 5— 6 кошалок за траление. Кстати говоря, боль­ шинство судов-« беглецов» снова возвратились на прежнее место. Но десяти— двенадцатичасовые перебежки сказались на результа­ тах работы. Наверстать потерян­ ное время экипййси уже не смог­ ли. У Сергея Григорьевича Плот­ никова есть одна хорошая черта. Он внимательно анализирует каж ­ дое траление. И если подъемы снижаются, сразу же начинает выяснять причины. Вот и в ми­ нувшем рейсе неоднократно про­ верялись доски, трал, промеря­ лись ваера. Старший мастер по добыче рыбы тов. Замарин вы­ нужден был заменить трал. Подъ­ емы снова увеличились. Но одно дело поймать много рыбы. Надо ее и быстро обрабо­ тать. Палубная команда оказалась на высоте положения..Матросытт. Ушаков, Прокопьев, Ананьев за­ давали тон в работе, на них рав­ нялись остальные. А когда радио сообщило о полете космических кораблей «Восток-3» и «Во­ сток-4» радости экипажа не бы­ ло конца. У моряков словно сил прибавилось. По пять тоннтрески укладывали они в трюмы за два часа. Это очень высокий резуль­ тат. Успеху моряков «Украдны» во многом способствовало группо­ вое соревнование с экипажами «Мичуринска» и «Котласа». Оно было хорошо организовано. Капи­ таны по несколько раз в сутки обменивались по радио результа­ тами промысла, сообщали курсы, глубины, число оборотов главной машины... К бую, установленному экипажем «Украины», не раз подтягивались «соперники». А когда подъемы были выше у «Ми­ чуринска», то он закреплял ме­ сто промысла буем и вызывал к себе остальных. Примеры взаимопомощи «со­ перников» этим не ограничива­ лись. За три дня до окончания промысла на траулере «Мичу­ ринск-» не оказалось ни одного трала. — Выручайте, друзья, — об­ ратились за помощью к морякам «Украины» моряки «Мичурин­ ска». И друзья выручили. Они пере­ дали на «Мичуринск» запасной трал, несколько килограммов пря­ дена. Экипаж смог продолжать промысел и также взять полный груз. Переходы, перебежки... А теперь разговор об отстаю­ щих, о траулере «Вельск». Эки­ паж этого корабля работает не­ равномерно. В начале года от­ ставал. К концу второго квартала наверстал упущенное. А вот сей­ час снова отстает, два рейса под-, ряд не выполняет задание. Все беды минувшего рейса на­ чались еще во время стоянки в порту. Сначала она планирова­ лась безремонтной. Но из-за не­ хватки топлива выход в море пе­ реносился на день, второй, тре­ тий. Дело кончилось тем, что к отходу не явились помощник ма­ стера по добыче Власов и засоль­ щик Никитин. Целую неделю экипаж промыш­ лял без этих специалистов, а точ- I Бдительность •гБольшая экономия Коленчатый вал главного двигателя при выходе из кар­ тера имеет уплотнение, герме­ тично облегающее гребень ко­ ленчатого вала и предотвра­ щающее утечку масла. Но про­ ходит время, изнашивается гребень, и масло уходит из картера. В таких случаях разбирали главный двигатель, подключа­ ли электромотор к валу и, про­ ворачивая вал, протачивали' гребень. Трудоемкий процесс. Выйти из затруднения по­ могли рационализаторы. Шли­ фовальщик плавмастерской «Резец» тов. Крылов подал мысль, а главный механик тов. К)*зьмин изготовил приспособ­ ление, позволяющее проточить гребень, не разбирая двигате­ ля. Приспособление напомина­ ет суппорт токарного станка. Крепится оно двумя болтами к раме двигателя. Затем запу­ скается двигатель, и на малых оборотах протачивают гребень коленчатого вала. На ремонте одного вала новшество позволило . сэконо­ мить 155 нормо-часов (в де­ нежном отношении — 527 руб­ лей). Судоремонтники «Резца» с помощью этого приспособления отремонтировали уже более 10 коленчатых валов на средних траулерах. П. КАЛИТА, инженер бюро технической инфор­ мации «Мурмансельди». ш » . . у <:>х Ж i ш нее говоря, разгильдяев. Будь эки­ паж более сплоченным, а матросы более опытными, отсутствие двух человек не отразилось бы на ра­ боте так болезненно. Но как на грех состав палубной команды обновился, . не хватало матросов первого класса. Вахты с трудом управлялись с уборкой улова. Дело доходило до того, что вре­ менами приходилось для уборки тонны трески вызывать подвах- ту. Отдел кадров дослал недоста­ ющих людей на промысел с дру­ гими судами. Чтобы принять их на борт, капитан «Вельска» тов. Токмачев вынужден был совер­ шать длительные переходы (ко­ рабли находились в других райо­ нах). Они отняли больше суток. Экипажу до выполнения рейсо­ вого задания не хватило 30 тонн. Если учесть, что траулер совер­ шал переходы в то время, когда моряки других судов укладывали в трюмы за сутки по 15— 20 тонн рыбы, то становится ясно— не будь этих переходов, не было бы и отставания. Мы попросили капитана « У к ­ раины» тов. Плотникова проана­ лизировать работу судоводителей «Вельска». Сергей Григорьевич согласился с тем, что потерянное время во многом решило судьбу рейса. Наряду с этим он счита­ ет, что перебежки, которые со­ вершал траулер, нельзя считать оправданными. Ведь за время рей­ са «Вельск» побывал почти на всех склонах Медвежинской бан­ ки, а это говорит об отсутствия промысловой выдержки. Другой ошибкой судоводителей является то, что они все время старались держаться севернее основной группы работающих с у ­ дов. Треска там хотя и ловилась более крупная, но долго не дер­ жалась на одном месте. Поиски новых концентраций отнимали немало времени. Таковы вкратце причины, приведшие судно к про- лову. Командование корабля, партий­ ная организация и судовой коми­ тет должны сделать правильные выводы, улучшить организация работы экипажа, воспитательную работу с моряками, развернуть действенное соревнование за до­ срочное выполнение плана и взя­ тых обязательств. А для выполне­ ния годового плана экипажу Главный двигатель на нашем судне проработал без ремонта уже 5.363 часа (норма 4 тысячи ча­ сов),- то же самое молено сказать и о других механизмах. -Машин-* ная команда ни разу не подво­ дила экипаж, хотя механизмы не­ однократно преподносили «сюр­ призы». Вахтенный механик тов. Яко- вец однажды заметил, что на кар­ тере второго вспомогательного дви­ гателяв районе рамового кормо­ вого подшипника протянуласьмас^. ляная полоска. Это вызвало по­ дозрение. Механик стер масло ве­ тошью. Присмотрелся. Через не­ которое время масляная полоска начала снова медленно появлять­ ся, расти. А при включении дви­ гателямасло стало вытекатьеще быстрее. Яковец смекнул: — Трещина! При нагревания металл расширяется — трещина уменьшается, значит я масло просачивается медленнее. При ох­ лаждении металл сжимается —• трещина расширяется. Вот поэто- му-то и масло просачивается бы­ стрее. Об этом мне и было доложено. Время, конечно, мы не терял*. Сделали болты, плаяиси. Лопнув­ ший блок картера стянули в двух местах. И что же. После этого сумели без заводского ремонта проработать 1500 часов. Устра­ нениемэтого дефекта занимался в основном второй механик тов. Николаевский. Без потери промыслового вре- I менив море сменилидва мотыле* |вых подшипника первого вспомо- ' гательного двигателя.А с прихо­ дом в порт почистили паровой ко­ тел для сдачи Регистру. Получи­ ли оценку «хорошо». И. КОНОНЕНКО, старший механик. Постоянные помощники При рейсовом задании 61 тон­ на мы доставляем в порт 80— 100 тони высококачествен­ ного полуфабриката. В последних двух рейсах не хватало по штату мастера лова- Но старший мастер лова И. С. Щербаков свою работу совмещал с обязанностями помощника и сумел добиться экономии промво- оружения. Е му постоянно помо- «Вельска» остается добыть 400 T?J“ B 4 r s* * „ т.°™а матросы тонн рыбы. Время еще не упу- тг- Порхало и ер. яе . щено. I с. ОСИПОВ, второй штур- В. ЕВГЕНЬЕВ. i ман. Хлопотлива должносте боцмана на корабле. Но, может быть, как раз за это и любит ее Егор Сосунов. Он не жалеет ни сил, ни времени, чтобы содержать свое «хозяйство» на СРТ-712 в отличном состоянии. П о ч е м у я х ы у б е ж а л и о т р ы б ы Пецед выходом в последний бой район и уйти на Мурманское тресковый рейс в Тюва-губе нам мелководье. Иначе чинка трала далидва трала, бывших в упот­ реблении. Промысел в то время в Барен­ цевом море велся в основном на тяжелых грунтах. Через двое су- (на что потратили 60 часов про­ мыслового времени) занимала больше времени, чем нахождение его за бортом. Интересно, о чем думают в от­ ток трал настолько протерся, что деле снабжения, когда отправля- на нем не было, как говорится, ют суда вот с таким промвоору- «живого» места. 0 высоких уло- жением? вах не могло быть и речи, когда Правда, моряки у нас опытные, не в силах порой были выполнить И под руководством старшего ма- суточное задание. Волей-неволей стера лова тов. Кузнецова палуб- К^ш лось покинуть богатый ры- ная команда все-таки сумела вый­ ти из трудного положения: в порт привезли 75 тонн рыбы вместо 61 тонны. План по «свежью» вы­ полнили на 120 процентов. Этим же рейсом завершен годовой план. И добились мы этого благодаря передовым производственникам траулера мастеру лова тов. Матю- шинову, матросам тт. Русанову. Наумову, Андрееву и другим. В. КОЧКИН, фетнй штур­ ман среднего траулера № 154. На концентрациях крупной т р е с к и Из очередного рейса возвра­ тился в порт поисковый траулер «Мирный». На борту — 185 тонн рыбы, 24 тонны рыбной мукл, 2.480 банок консепвов, 2 тоны рыбьего жира и 7 тонн клии- фиска. Поиски начали на северо- восточном склоне Медвежинск 1->1 банки. В конце июля в этом райо­ не наблюдались низкие прида­ ные температуры. Работа в основ­ ном сводилась к измерению тем­ ператур и коротким контрольным тралениям. Примерно.в середине рейса обнаружили мощные кон­ центрации крупной трески. За полтора часа траления поднимали до 6— 7 тонн рыбы. В это время уловы промысловых судов, рабо­ тавших на южном и западном склонах «Медвежки», упали, и флот в основном переключился в наш район. Рейс прошел успешно, но по­ мехи были. Поиск проходил на тяжелых грунтах, часто рвал­ ся трал. КстЛи, нас плохо снаб­ дили при выходе в рейс. Кабели дали сорокаметровые, хотя всем на флоте известно, что уловы значительно больше на длинных кабелях. До сих лор еще сущест­ вует такое мнение, что поисковые суда следует снабжать сорокамет­ ровыми кабелями. Хочется отметить хорошую ра­ боту судоводительского состава. От них требовались четкость, опе­ ративность, своевременная инфор­ мация о нахождении и направле­ нии движения косяков. Судоводи­ тели с этой задачей справились отлично. Тралмейстерский состав и па­ лубная команда также доброс>- вестно относились к своим обя­ занностям. Большим трудолюбием отлича­ лись старший мастер по добыче тов. Алешин, мастер по добыче тов. Вичегжанин, третий механик' тов. Семенов, старший машинист тов. Грушнис, матросы тт. Коы- лов, Чернышев, Степанов и дру­ гие. Е. ГОВОРКОВ, радист, пред- седатель судового комитета траулера «Мирный». «РЫБНЫЙ МУРМАН» 28 августа 1962 г. 3 стр. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz