Рыбный Мурман. 1962 г. Август.

НА ТУРИСТСКОЙ БАЗЕ - Любят работники «Мурмансельди» свою туристическую базу. Каждый выходной день выезжают они туда на отдых. В минувшее воскресенье на турбазу вместе со своими семьями выезжали работники плавмастерской «Резец», капитан-директор тов. Васин, механик тов. Соколов, нарядчик тов. Гаршин, слесарь тов. Новиков. Второй автобус увез на турбазу 55 человек из управления сМур- мансельдь». В. АВДЕЕВ, инструктор базового комитета профсоюза. МУРМАНСК СЕГОДНЯ. ПРОСПЕКТ В. И. ЛЕНИНА. выбрать по вкусу. По радио часто передают интересные концерты, спектакли. — Слушать — не смотреть. А книги... Ну что книги? От них глаза портятся, — отве­ чал Виктор. К сожалению, у нас есть еще такие люди. Они и на бе­ регу вечно ноют: «Мурманск... Что это за город? И отдохнуть- то негде». Неправда! Конечно, Мур­ манск — де Москва и не Ри­ га. но и здесь есть что посмот­ реть, куда сходить. Хочу привести еще один пример. Был у меня друг Ва­ дим Белов, плавал матросом. Он сейчас в радиотехническом училище учится. Времени сво­ бодного в море у него также было достаточно. И он тоже ТВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ Свободнее время есть у каж­ дого человека. Но не все уме­ ют его разумно использовать. В прошлом поду на нашем среднем рьг&оловном траулере проходил практику курсант высшего мореходного училища Виктор Ж. Работал он мото­ ристом. Свободного времени — хоть отбавляй. И вот вместо того, чтобы использовать его по-деловому, с пользой,он весь ■рейс вздыхал: — Ох, что же делать, чем заняться? Какая скука. Как убить время? «Убить время». Какие это страшные слова. Время — эго жизмь. Как же можно убивать, укорачивать собственену*о жизнь? И это говорит человек. который вот-вот станет инже­ нером, руководителем, воспи­ тателем. Я как-то разговорил­ ся с Виктором: — Витя, неужели у тебя нет своего «конька», своего любнмоготела? Ты чем-нибудь увлекаешься? Виктор снисходительно по­ смотрел иа меня, потом сказал с усмешкой: — Мой коне*—это в основ­ ном театр, кяно. Но ведь в мо­ ре нет этих удовольствий. — Театр и кино, конечно, хорошо. Но это во 1время стоянки траулера б порту, —• говорю я, — а в море этого, конечно, нет. Но в судовой библиотечке много книг, можно вздыхал. Но вздыхал о дру­ гом: * — Эх, времени маловато в этом рейсе, а так много надэ сделать. И добавлял полушутя-полу­ серьезно: — Наука и медицина сде­ лали колоссальные успехи, нэ почему никто не работает над тем, чтобы человеческий со»г был короче? Разумеется, без ущерба для здоровья. — А для чего это? — спро­ сили Вадима. —- Как для чего? Ведь одну треть своей жизни человек спит. А если бы он спал, до­ пустим, только одну пятую жизни, сколько можно былэ ФЛОТИЛИЯ ЧЕТЫРЕХ РУМБОВ П Р А В Д А , отдельные попытки к * * организации тралового ловз в промышленных размерах дела­ лись, и об одной из них мы рас­ скажем. В 1910 году К. Ю. Спаде орга­ низовал в Архангельске фирму «Русские северные морские про­ мыслы К. Ю. Спаде — траловый лов я рыбная торговля». В первые годы у фирмы было два трауле­ ра —• «Север» и «Восток», а в 1912 году ее флот пополнился еще двумя траулерами — «Юг» и «За­ пад». Траулеры «Восток», «Север» я «Юг» были небольшими судами грузоподъемностью в 90— 100 тоич, траулер «Запад» был покрупней и мог брать до 190— 200 тонн груз.* рыбы. На судах Спаде . плавал в то время еще совсем молодой Федор Егорович Шамалуев, которому принадлежит выдающаяся роль в развитии отечественного тралового промысла. Он по праву считается первым 1 русским тралмейстером. Федор Егорович Шамалуев од- так как машина была слабой и трюмами рыбы шли на зимовку следующее «еенсл- ним из первых на Мурмане про- ПРИ вытравливании ваеров на вг- в Ригу, где им производился необ- ционное» сообще­ ние во все тонкости постройки У сУДна не хватало хода. ходимый ремонт, а в марте сно- ние: трала и работы с ним. Он охотно Стрел не было, поэтому и бо- ва выходили на промысел в Ба- • «в газетах сооб- делился своим опытом и воспитал бинцы приходилось сбрасывать зт ренцево море. щаюг, что в пра- целое поколение русских мастеров &>РТ вручную. Марок на ваерах не Мы располагаем не совсем точ- вительствен н ы х тралового дела. пробивали, а для того, чтобы учи- ными данными о размерах добы- сферах оконча- Все мы должны сохранить свег- тывать длину вытравливаемого чи траулеров Спаде, но, тем не теЛьно решен м а ­ лую память об этом замечатель- троса, на нем делали белой крас- менее, привести их небезыинте- р(>с 0 необходимо- ном -человеке, отдавшем много к°й отметки. Эти отметки быстро ресно: в 1910 году два траулера сти содействия сил совершенствованию и разви- сходили, их надо было возобноа- («Север» и «Восток») выловили развитию русско- тию отечественного тралового прл- лять каждом спуске трала... 4800 центнеров рыбы, в 1911 году го тралового про­ мысла на Север г, имея ввиду этим путем вытеснить иностранцев »п наших северных вод... Опыты тра­ лового лова г-на Спаде настолько заинтересов а л и министерство, что оно в настоящее время поручила одному лицу сде­ лать заказ в Анг- сделать! Как-то провожал я Вадима на отход. У него в руках тя­ желый чемодан, у меня — не легче. В проходной порта на нас подозрительно посмотрели. Но, когда мы открыли чемода­ ны, там оказались только кни­ ги. Дежурный довольно заме­ тил: — Молодцы, если идете в рейс с таким полным грузом. Желаю успеха! Вадим — страстный люби­ тель книг. Это его постоянные спутники. В море он брал Есе­ нина, Блока, техническую ли­ тературу и учебники. Увлекал­ ся Вадим тогда еще и радио­ техникой. На промысле он ис­ пользовал каждую свободную минуту, чтобы сесть за учеб­ ник или почитать интересную книгу. Вадим и на бе­ регу умея с поль­ зой проводить вре­ мя. От него не услышишь: «Куда же сходить?» А если он это * скажет, то совсем в другом плане: — Куда лучше сходить в театр, кино или на концерт эстрадного оркестра?> Таких, как Вадим Белов, h i флоте много. Они используют свободное время и в море я sai. берегу умно. Но отдых молодежи нельзя пускать на самотек. Этим де­ лом должны заниматься сек­ ретари судовых комсомольски?: организаций и судовые коми­ теты профсоюза. А. КОВАЛЕНКО, матрос. мысла. Циркуляции при подъеме трала не Вот как описывает Ф. Е. Шама- делали. Лишь в том случае, когда луев один из траулеров Спаде* нужно было отойти от поднимав- «Траулер «Север», куда я снес в шегося из глубины мешка с рыбой, августовский вечер 1910 года свой машине давали несколько оборо- матросский сундучок, был неболь- тов. Вспоминается, что эта опера- шим старым траулером, давно от- ^ия не всегда проходила гладко, служившим свой срок. В Англии, Бывало, что мешок всплывал v откуда он прибыл в наши воды, противоположного борта или вы- избегаля на нем плавать, и Спаде ворачивался, и вся рыба уходил!, купил судно по дешевке... ГТока Выбирали трал на борт вручную траулер, стоял на якоре, я успет по команде тралмейстера. Удаз- подробно его рассмотреть. Впро- ных и дележных стропов не было, чем. для этого не потребовалось Мешок поднимали на борт с т - много времени. Трюм был неболь- мощью талей; днсильсонов тогда шой: вряд ли он вмещал больше не применяли. Случалось, что ме- пяти тысяч пудов рыбы. В тесном шок обрывался, и мы теряли весь кубрике, где помещались матро- улов. Патента еще не знали, и ку­ сы и кочегары, койки располага- ток завязывали узлом. Для того, лись в 3 яруса. Обогревался он чу- чтобы его развязать, приходилось гунным камельком, топившимся лезть под мешок. При большом углем. Помещение было полно ды- улове это было не безопасно ма, сквозь который тускло мерцал мешок мог оборваться и задавить свет небольшого фонаря — един- матроса насмерть. В лучшем слу- ственное освещение кубрика. чае ^н вылезал из-под мешка про- Здесь же у камелька матросы мокшим до нитки», развешивали для просушки рабо- Траулеры Спаде вели промысел чую робу. Людям, работающим на с апреля по сентябрь октябрь, Ф. Е. ШАМАЛУЕВ. МАНА лии на три траулера для промыс- ляли собою картину^ полнейшего лов на Дальнем Востоке*. запустения. Однако царское правительство D так и не осуществило каких-либо п ® 1917 г0да телеграф • принес в Мурманск известие о Hi- практических мер для развития чавшейся в Петрограде Великой отечественного тралового промыс- Октябрьской социалистической ре- ла. волюции. Ни один из 4-х траулеров фир- Закрылась последняя страница мы Спаде — первенцев русского дореволюционного периода исто* тралового флота не сохранился. Рт рыбных промыслов Мурмана. в р е м е н н ы * П траулера, а » * • « « « »Рем« » • л » , не вы , о- «Вост<ж, шломл 5120 цеишеро. ««перналнст,,- I j t o слол.и„а . ыного- и пгжвыкшим к электрическому *кли Тралировали они преимуще- рыбы (второй траулер — «Север* ‘««ко* войны эта суда перешли в JW f . ? .Р свету, паровому отоплению, свет- ственно в близлежащих к берегу простоял навигацию 1911 гола на ведение министерства и были при- лому, просторному помещению, районах — на Рыбачьей и Киль- приколе в Норвегии), в 1912 и слоеоблены для л овл и мин. uup, VftRpn, _ Янит трудно представить ту скучен- »и н « .« банлал. у Харло», и Ка- т з четыре траулера ежегодно По „ ф Е Шаиалуева М у р - а н Т Т ^ е ^ ^ рыбно" ность. грязь, сырость, которые там нина. за навигацию добывали 6—8 ты- _ * ‘ „ ’ < . царили...* Улов траулеры сдавали до 1911 сяч центнеров рыбы, а в 1914 по- g Ш5* голГ в гоолГ Бе- мышленности- Промысловая техника на этих года в Александровске (ныне—го- ду эта же группа траулеров до- илпа j t „ , о _ ПЯ(1* траулерах была крайне примитив- род Полярный) на старый трех- была 3570 центнеров рыбы. g уволены в голы интеввеникя на. Ф. Е. Шамалуев рассказывает,мачтовый барк, а с 1911 года этот Для того времени это были вы- ГО*1» Р «Трал спускали только по ветру, барк был поставлен в Порчниху, оокие уловы, и в декабрьском но- “где Спаде начал строить пристань,. мерз журнала «Известия : Архан- . Во время воины лов рыбы в во* (Окончание. Нач. см. в 89, склады и жилые дома. гельского общества изучения Рус- дах Мурмана практически пре- 90, 93, 95—97, 99). Осенью траулеры с полными ского Севера» за 1911 год читаем кратился, рыбные промыслы яв- Е. А. ВАЯНБНР, Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Газета выхолит по вторникам, четвергам я субботам. Адрес редакции: Комсомольская улииа, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры я быта, писем — АТС рыбного порта 2-75 я 28-87, партнйноА жизни, промышленный — 4-38* бухгалтерия' — S-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда». За&. 4273 Тир. 5.000 ПН-02034

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz