Рыбный Мурман. 1962 г. Август.

Спасибо, Михаил >• Перед! т о м и ;судна на про­ м ы в я* проходи иедмийссию. ПоЪстошйю «дсфозья мне Запре­ тили выход в море на 10 суток. Но от своего корабля отставать не хотелось. Обиженным я вышел от врача и тут же встретил «дру­ зей» (называть их фамилии не буду). С этого дня и началось... 16 дней провел в хмельном угаре. Про семью совершенно забыл. Но все-таки спасают нас иног­ да добрые люди. Пришел ко мне на дом капитан Михаил Степано­ вич Зайцев с женой. Поговорил со У Н А С В Г О С Т Я Х На дня* в Мурманск приходят учебное судно сГриф* Польской Народной Республики. На нем проходят практику курсанты Выс­ шего военно-морского; училища Польши. 5* . •'Во Дворце культуры им. С. М. Кирова состоялась теплая встреча польских моряков с представите­ лями общественности города. Го­ сти посмотрели концерт ансамбля песни и пляски Северного флота, приняли участие в танцах и ат­ тракционах. Вечер прошел в теплой, друже­ ской обстановке. Мурманчане по­ желали польским друзьям счаст­ ливого плавания. Е. РАДОСТИ НА, наш вне­ штатный корреспондент. Пешком на Мурман р Щ Е в начале XX века Мур- “ манский край был безлюден и малоизучен. На огромных про-, странствах мурманского побе­ режья насчитывалось несколько десятков рыбацких становищ» на­ иболее крупными из которых яв­ лялись Восточная Лица, Харлов- ка, Гаврилово, Териберка,. Цып- Наволок, Вайда-губа. Жизнь в этих становищах явля­ ла собой неприглядную картину. Вот как в одном из отчетов того времени описывается положение Мной человечно, привел ИЗ жизни жителей этих^ становищ: «Боль­ шинство семей русских поселен- ряд поучительных примеров, по­ срамил меня как отца троих де­ тей, а затем взял к себе на суд­ но. Сходил я с ним в море. Все, бросал пьянствовать. Легко ста­ ло на душе. И все благодаря вам, Михаил Степанович. Спасли вы меня. Большое, большое спасибо вам? А. НЕВЗОРОВ, засольщик ' СРТ № 465. ВСТРЕЧА G ВЫПУСКНИКАМИ На днях в красном уголке уп­ равления «Мурмансельдь» со­ стоялась встреча выпускников су- домеханичеокого отделения Мур­ манского среднего мореходного училища со специалистами флота. Главный инженер тов. Копач поздравил ребят с окончанием училища и рассказал о роли су­ домехаников на промысловых су­ дак. А секретарь парткома тов. Кемеров и секретарь комитета комсомола тов. Синяпкин напом­ нили вчерашним курсантам, что их основная учеба только еще начинается, и ответили на многэ- численные вопросы. П. КАЛИТА, инженер бюро технической информации. Экскурсия за город Не балует северян нынешнее ле­ те. Погода стоит большей частью колодная, дождливая. Но зато сколько радости приносят погожие дни! В один из солнечных теплых диен более 60 юных мурманчан отправились на экскурсию за го­ род. Побывали они на Туломской ГЭС и в Мурманском аэропорту Директор ГЭС тов. Антонов рассказал ребятам о работе мощ­ ных турбин, показал плотину, пулы управления. В аэропорту любознательные осмотрели кабину пилотов в пас­ сажирском самолете ИЛ-14. Под­ вергся «нашествию» и вертолет. Ле 1 чики очень радушно ответили на все волнующие ребят вопросы. А их было очень много Позже дети направились в лес. Как чудесно кругом! Сколько зе­ лени, цветов! Можно набрать бу­ кеты и привезти мамам в пода­ рок. А старшие девочки заняты более серьезным делом. Пока ма­ лыши отдыхают, они знакомятся с комсомольскими новостями. Уже поздно вечером вернулись ребята домой хорошо отдохнув­ шие, полные впечатлений. В. РАЗИНКОВ, наш внештатный корреспон­ дент. На снимке: юные экскурсанты в лесу. Фото автора. Газета выхолит по вторникам, четвергам и субботам. цев на тысячеверстном протяже­ нии восточного Мурмана влачат жалкое существование крайне не­ достаточных, полуголодных, цын- готных, экономически закабален­ ных местными фактористами вы­ ходцев из Архангельской, Воло­ годской и Олонбцкой губерний. Их поселки за небольшими ис­ ключениями — полуразвалившие- ся лачуги, а иногда низкая, гряз­ ная землянка и около них подер-# жанные карбасы и ёлы...» . Но еще в худшем положении, чем постоянные поселенцы Мур­ манского берега, находились ры­ баки, приходившие к берегам Мурмана на период летнего про­ мысла. Поселялись они э.лгколо-, ценных' на скорую руку дощатых станах, а нередко — под перевер-. нутой ёлой или шнякой. Вот как выглядели эти стены по описанию одного из царских чиновников, посетивших в то время Мурман: «Большею частью это избы, содержащие 3—4 куби­ ческих саженей воздуха* причем, нередко в них проживает до 20—25 человек. Помимо жилья в станах сушатся одежда, рыболов­ ные снасти, приготовляется пищ*. При таких неблагоприятных сани­ тарных условиях, тяжелом тру­ де. однообразной рыбной пище и суровом климате промышленни­ ков очень легко поражают раз­ личные болезни, среди которых цыш з занимает первое место». Основная масса промышленни­ ков состояла из пришлых жите­ лей Архангельской губернии. Кем­ ского и Онежского уездов. Нелег­ ким был их путь к Баренцеву мо­ рю — ведь железнодорожного со­ общения с Мурманском еще из было. Строительство железной до­ роги было начато в 1915 году, а закончено в ноябре 1916 года. В XIX веке промышленники до­ биралась до Мурманского берега в апреле, выходя из своих дере­ вень зимой и преодолевая на сво­ ем пути необычайные трудности. О том, как в то время добирал­ ся до Мурмана «промысловый люд», рассказывает один из со­ временников: «Ш ли он и , испыты­ вая тяжелые лишения во время длинного, поистине мученическо­ го пути. От Кандалакши до Ко­ лы не встречалось ни одного се­ ления. где можно было •бы обо­ греться, сварить горячую пищу, приютить больных и усталых. (Продолжение. Нач. см. в №№ 89, 90). Большинство путников вынужде­ но располагаться ночлегом в сне­ гу и не одни взрослые, закален­ ные лишениями работники терпят такой ужасный путь» но и маль­ чишки-зуйки, следующие за свои­ ми родителями». В начале XX столетия поморы стали попадать на Мурманский берег на пароходах с открытием навигации на Белом море. Хотя, этот путь был более простым и удобным, но он зависел от того, когда освободится от льдов гор­ ло Белого моря. В результате, промышленники стали попадать на Мурман значительно позднее, чем . в . прошлом столетии, — а конце мая или даже начале ию- •* . - ня, что привело к сокращению периода лова. Заканчивался про­ мысел в середине августа и лишь Новосибирск. На турбогенера­ торном заводе завершается изго­ товление первого турбогенераторе с форсированным водородным ох­ лаждением мощностью 100 тысяч киловатт. На снимке: бригадир слесарей Борис Поляков (слева) и слесарь Владимир Соседов собирают ста­ тор турбогенератора. Фото В. Лещинского. Фотохроника ТАСС. тонн. По сравнению со шнякой ёла была более легкой и отлича­ лась лучшими мореходными каче­ ствами. Строились ёлы трех разме­ ров — малые, средние и большие. Малые ёлы были открытыми и без каких-либо надстроек, тогда как ita средних и больших ёлах имелись маленькие каюты t ото­ плением. В зависимости' от pai- мерений грузоподъемность ёл ко­ лебалась от I до 7 тонн. Малые ёлы имели одну мачту с прямым вооружением, а на средмих и больших ёла* нередко ставилось по две мачты с косым вооружением. . Численность ловцов на шнякгх и ёлах не превышала 3—4 человек. Обязанности между ними распре­ делялись следующим 'образом: ш 1 «Вряд ли нужно говорить, чт% даже если бы работой этих ботов заведывали не только самые опыт* ные в мире моряки, способные не« уетанно работать, но существа, одаренные нечеловеческими сила­ ми, и то на двух ботах нельзя бы­ ло бы придти вовремя на таком, протяжении на помощь там, где в ней нуждаются». Ярус немногие рыбавд оставались до*’се­ редины сентября* покидая б е р ё г Е. f\. Вайнбир 1 ... *.1 _ А- :•*t * * Q /^ЛСНОВНЫМИ орудиями про- ^ мысла были ярус и уда. Ярус представлял собой снасть, состоя­ щую из соединенных между собой пеньковых веревок, к которым че­ рез. каждые 2—2*5 метра крепи­ лись повадки с крючками; на кон­ це. Крючки наживлялись- мелкой рыбешкой (песчанкой, мойвой, се­ ледкой). Очень большие трудности испы­ тывали рыбаки рз-за постоянных «кормщик» (отар- перебоев л снабжении мелкой ры­ вши), . «весель- бешкой для наживки яруерв (ведь таг (дон*, в каждом ярусе * до 3-х тысяч Б 16 ИОГО М А Ш i\ О нередко орали детей — «зуйков», * иди™ лЫиВиКИИ шЛОТ 3 обя занн о сти которых входило б е реж ь я и появление в другом , от- ^ х 1 наживлять коючкн и импплкян. сутствие у большинства ры баков Л ОВ РЫБЫ производился ^ A f ' n i n U ^ l l U r п т и л м п п п < щик», « я лец», “ каждом ярусе до «нажмвляльщ и к* крючков, которые надо нажя- с отходом последнего почтовогб Эти йазва+аия сам* говорят о ха- вить). : " парохода. Таким образом, весь пе- рактере выполняемой каждым Узко-сезонный характер подхо- риод промысла длился не более ловцом работы. дов к берегам мойвы, песчанки, 3 х месяцев. в помощь себе промысловики сельди, неожиданные исчезновз- нередко брал* дете «зу ков* 'кия этой рыбы в о ном месте по-ч ------ — гго . р и н вы о н ib о разнообразные работы по содер- дорогостоящих тягловых неводов л_ - _ с жанию в порядке ярусной сил- Для лов* наживки — все это пре- беспалубных парусно- греб- стн („е^д ^о обязанности езуй- вращало добычу наживочной ры- ных судов шняк и ел Велел К№В* выполняли женщины) бы в сложную проблему.1 промысел * с каРбасов — На таких примитивных суда*. В «Известиях Архангельского * весел ьн ык лодок. Мотор- какнмн были шняки к ёлы, рыба- общества изучения Русского Се- ннии В ТО в,ремя едч‘ ки отрывались от берега не даль- вера* за сентябрь 1911 года мы ше чем на 30—40 километров. читаем: «Вот- уже несколько лег От общего числа промыслового ^ одном ае вдалЫ|вг^ сряду, проезжая вдоль ..берегов флота на долю шняк приходилось промыслового рейса рассказывает промыслового Мурмана во время 60 /о. ел — 30®/о, карбасов и всех н м Кн41ПОвич; «Весьма интерес- летник промыслов, пбетоянно при- остальных судов - 10%. ные MUTU промысла в открытом Х{**ИТСЯ слышать Одно^я то же В 1911 году «Известия Арх ш- мо>ре далеко от берега произвел нытье: «рыба есть, .рыбы много, гельского общества изучения Рус- летом 1895 года г. Постников. Ры®а крупная, но: наживки нет, ского Севера» писали: «...В насто- 11 апреля он отправился на не- наживка отошла, наживки мало»! ящее, время, даже в сознании :ю- большом парусном судне из Те- Кажется, наживочный вопрос так морского населения, потеряла свои риберки в Вайда-губу. но заметив намозолил глаза всем я каждо- прелести допотопная шняка; на долготе Кнльдина много китов МУ- что больше не останется по ...легкая, быстроходная, беспалуб- и другого зверя, что указывало на этомУ поводу ничего сказать, во ная лодка — ёла уже не состав- присутствие мойвы, он наловил тем не менее •*° сего дня воп- ляет конечную цель мечтаний обыкновенным мойвенным неводом рос этот стоят и ждет своего раз- мурманского поселенца-колонисга. немного мойвы (30 фунтов), от- Решения».. наглядно с каждым днем убеж- далилея на значительное расстоя- Всякому ясш>, что оставить зем- дающегося в преимуществах пз- ние (около 60 морских миль) ог ладельца 6е* семейной помощи — лубнм'о бота, и ныне мечты его берега я забросил здесь неболь- значит обречь его на голодовку- доходят до бота-мотора. Но з шой ярус (всего в & тюков); не Нечто подобное следует признать удовлетворении нужды приобрете- смотря на то. что ярус оставался " • отяошеии* ^набжеияя помор- ния хорошего бота стоят на пу- в воде сравнительно недолго, ското промыслового населения и»- ти неумолимые препятствия: от- именно часа 3. улов был очень ко- ’ ‘ жнекою Здесь наживка то же, сутствие денежных средств у ря- рош: было поймано пудов 60 тре- что семена для земледелииа««... И дового промышленника, инерт- ски. Такие же результаты дали и дальше * статье предлагается: ность состоятельных лиц, недо- следующие опыты, произведенные снабжения наживкою было ступность кредита». частью ближе к берегу* именно полезно ицеть .тр^тг^етыре io- Шняки ствоились в Помог> 1 *е а °коло 60 верст (отчасти на сад-*- РОн*»х ма*орпо-парусных бота ила шняки строились в поморье и мойвИ Успешность лоаа га- два небольших пароходика с поме- представляли собой суденышки с НУЮ моивУЬ * спешность лова за плЯ|1Ь11| поямым паоусным ставила даже некоторых промыш- стительными трюмами и полным прямым парусным вооружением, последовать поимео* оборудованием разными неводами собранные из толстых досок, сши- последовать примеру тых MOOTкой стоянкой р* Постникова, но уже просто па дл* дэва нажявки... для запасов стоянкой. 1 р у я о ш бл а г о я а о я тяжгш narcv- наживки на берегу сл ед овал о бы ПОДЪеМНОСТЬ ШНЯКИ ОТ 3-Х ДО 4-Х ШНЯКЯ* **• ТЯХОИ ПОГО* НА^ я , „ „ р 3 де, эта крайне рискованная попыт- йметь неоолыхше холо'дильяикя, ка сошла благополучно. хотя бы в наиболее крупных ста- Само собой понятно, что при те- перешнем типе большинства про- (Продол ение следует). мысловых судов Мурмана лоз ПОПРАВКА S f f 08 "еМЫСЛЯМ' Н° В прошлом номере пЛеты V ПОЛуЧИТЬ «Рмбный Мурман» в корреспон- * будуЩе“ "- дснции «Трудовая победа^ ,,ыба- " аруСНЫХ су ков Мурманской облает.» дону- денышках. промышленники под- вергались большой опасности и^щеи* яоса* " ая рнечйтя*. ® пер- часто погибали в холодных волнах моря-кормильца. вом абзаце читать так: фразу еДидуег 3.906 iutan По плану двбыв-J Спасательная служба на Мур- ^ мане была поставлена очень /пло- центнеров, что Ян w хо. На огромном протяжении мур- болыие- “ манскнх поибоежных вл* пейство- с^ОТнетствующнн период про Of а с р р од д с во­ вало всего два маломощных спа­ сательных бота, о которых с горь­ кой иронией пишет современник: года». Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Адрес редакция: Комсомольская рыбного порта 2-75 я 28-87, улица, дом М 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем — АТС партийной жизни, промышленный — 4-33. бухгалтерия — S-96. редактор — 20-99. Типография «Полярная вравда». Зак. 4011 Тир. 5.000 ПН-00593 %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz