Рыбный Мурман. 1962 г. Август.
Спасибо, Михаил >• Перед! т о м и ;судна на про м ы в я* проходи иедмийссию. ПоЪстошйю «дсфозья мне Запре тили выход в море на 10 суток. Но от своего корабля отставать не хотелось. Обиженным я вышел от врача и тут же встретил «дру зей» (называть их фамилии не буду). С этого дня и началось... 16 дней провел в хмельном угаре. Про семью совершенно забыл. Но все-таки спасают нас иног да добрые люди. Пришел ко мне на дом капитан Михаил Степано вич Зайцев с женой. Поговорил со У Н А С В Г О С Т Я Х На дня* в Мурманск приходят учебное судно сГриф* Польской Народной Республики. На нем проходят практику курсанты Выс шего военно-морского; училища Польши. 5* . •'Во Дворце культуры им. С. М. Кирова состоялась теплая встреча польских моряков с представите лями общественности города. Го сти посмотрели концерт ансамбля песни и пляски Северного флота, приняли участие в танцах и ат тракционах. Вечер прошел в теплой, друже ской обстановке. Мурманчане по желали польским друзьям счаст ливого плавания. Е. РАДОСТИ НА, наш вне штатный корреспондент. Пешком на Мурман р Щ Е в начале XX века Мур- “ манский край был безлюден и малоизучен. На огромных про-, странствах мурманского побе режья насчитывалось несколько десятков рыбацких становищ» на иболее крупными из которых яв лялись Восточная Лица, Харлов- ка, Гаврилово, Териберка,. Цып- Наволок, Вайда-губа. Жизнь в этих становищах явля ла собой неприглядную картину. Вот как в одном из отчетов того времени описывается положение Мной человечно, привел ИЗ жизни жителей этих^ становищ: «Боль шинство семей русских поселен- ряд поучительных примеров, по срамил меня как отца троих де тей, а затем взял к себе на суд но. Сходил я с ним в море. Все, бросал пьянствовать. Легко ста ло на душе. И все благодаря вам, Михаил Степанович. Спасли вы меня. Большое, большое спасибо вам? А. НЕВЗОРОВ, засольщик ' СРТ № 465. ВСТРЕЧА G ВЫПУСКНИКАМИ На днях в красном уголке уп равления «Мурмансельдь» со стоялась встреча выпускников су- домеханичеокого отделения Мур манского среднего мореходного училища со специалистами флота. Главный инженер тов. Копач поздравил ребят с окончанием училища и рассказал о роли су домехаников на промысловых су дак. А секретарь парткома тов. Кемеров и секретарь комитета комсомола тов. Синяпкин напом нили вчерашним курсантам, что их основная учеба только еще начинается, и ответили на многэ- численные вопросы. П. КАЛИТА, инженер бюро технической информации. Экскурсия за город Не балует северян нынешнее ле те. Погода стоит большей частью колодная, дождливая. Но зато сколько радости приносят погожие дни! В один из солнечных теплых диен более 60 юных мурманчан отправились на экскурсию за го род. Побывали они на Туломской ГЭС и в Мурманском аэропорту Директор ГЭС тов. Антонов рассказал ребятам о работе мощ ных турбин, показал плотину, пулы управления. В аэропорту любознательные осмотрели кабину пилотов в пас сажирском самолете ИЛ-14. Под вергся «нашествию» и вертолет. Ле 1 чики очень радушно ответили на все волнующие ребят вопросы. А их было очень много Позже дети направились в лес. Как чудесно кругом! Сколько зе лени, цветов! Можно набрать бу кеты и привезти мамам в пода рок. А старшие девочки заняты более серьезным делом. Пока ма лыши отдыхают, они знакомятся с комсомольскими новостями. Уже поздно вечером вернулись ребята домой хорошо отдохнув шие, полные впечатлений. В. РАЗИНКОВ, наш внештатный корреспон дент. На снимке: юные экскурсанты в лесу. Фото автора. Газета выхолит по вторникам, четвергам и субботам. цев на тысячеверстном протяже нии восточного Мурмана влачат жалкое существование крайне не достаточных, полуголодных, цын- готных, экономически закабален ных местными фактористами вы ходцев из Архангельской, Воло годской и Олонбцкой губерний. Их поселки за небольшими ис ключениями — полуразвалившие- ся лачуги, а иногда низкая, гряз ная землянка и около них подер-# жанные карбасы и ёлы...» . Но еще в худшем положении, чем постоянные поселенцы Мур манского берега, находились ры баки, приходившие к берегам Мурмана на период летнего про мысла. Поселялись они э.лгколо-, ценных' на скорую руку дощатых станах, а нередко — под перевер-. нутой ёлой или шнякой. Вот как выглядели эти стены по описанию одного из царских чиновников, посетивших в то время Мурман: «Большею частью это избы, содержащие 3—4 куби ческих саженей воздуха* причем, нередко в них проживает до 20—25 человек. Помимо жилья в станах сушатся одежда, рыболов ные снасти, приготовляется пищ*. При таких неблагоприятных сани тарных условиях, тяжелом тру де. однообразной рыбной пище и суровом климате промышленни ков очень легко поражают раз личные болезни, среди которых цыш з занимает первое место». Основная масса промышленни ков состояла из пришлых жите лей Архангельской губернии. Кем ского и Онежского уездов. Нелег ким был их путь к Баренцеву мо рю — ведь железнодорожного со общения с Мурманском еще из было. Строительство железной до роги было начато в 1915 году, а закончено в ноябре 1916 года. В XIX веке промышленники до биралась до Мурманского берега в апреле, выходя из своих дере вень зимой и преодолевая на сво ем пути необычайные трудности. О том, как в то время добирал ся до Мурмана «промысловый люд», рассказывает один из со временников: «Ш ли он и , испыты вая тяжелые лишения во время длинного, поистине мученическо го пути. От Кандалакши до Ко лы не встречалось ни одного се ления. где можно было •бы обо греться, сварить горячую пищу, приютить больных и усталых. (Продолжение. Нач. см. в №№ 89, 90). Большинство путников вынужде но располагаться ночлегом в сне гу и не одни взрослые, закален ные лишениями работники терпят такой ужасный путь» но и маль чишки-зуйки, следующие за свои ми родителями». В начале XX столетия поморы стали попадать на Мурманский берег на пароходах с открытием навигации на Белом море. Хотя, этот путь был более простым и удобным, но он зависел от того, когда освободится от льдов гор ло Белого моря. В результате, промышленники стали попадать на Мурман значительно позднее, чем . в . прошлом столетии, — а конце мая или даже начале ию- •* . - ня, что привело к сокращению периода лова. Заканчивался про мысел в середине августа и лишь Новосибирск. На турбогенера торном заводе завершается изго товление первого турбогенераторе с форсированным водородным ох лаждением мощностью 100 тысяч киловатт. На снимке: бригадир слесарей Борис Поляков (слева) и слесарь Владимир Соседов собирают ста тор турбогенератора. Фото В. Лещинского. Фотохроника ТАСС. тонн. По сравнению со шнякой ёла была более легкой и отлича лась лучшими мореходными каче ствами. Строились ёлы трех разме ров — малые, средние и большие. Малые ёлы были открытыми и без каких-либо надстроек, тогда как ita средних и больших ёлах имелись маленькие каюты t ото плением. В зависимости' от pai- мерений грузоподъемность ёл ко лебалась от I до 7 тонн. Малые ёлы имели одну мачту с прямым вооружением, а на средмих и больших ёла* нередко ставилось по две мачты с косым вооружением. . Численность ловцов на шнякгх и ёлах не превышала 3—4 человек. Обязанности между ними распре делялись следующим 'образом: ш 1 «Вряд ли нужно говорить, чт% даже если бы работой этих ботов заведывали не только самые опыт* ные в мире моряки, способные не« уетанно работать, но существа, одаренные нечеловеческими сила ми, и то на двух ботах нельзя бы ло бы придти вовремя на таком, протяжении на помощь там, где в ней нуждаются». Ярус немногие рыбавд оставались до*’се редины сентября* покидая б е р ё г Е. f\. Вайнбир 1 ... *.1 _ А- :•*t * * Q /^ЛСНОВНЫМИ орудиями про- ^ мысла были ярус и уда. Ярус представлял собой снасть, состоя щую из соединенных между собой пеньковых веревок, к которым че рез. каждые 2—2*5 метра крепи лись повадки с крючками; на кон це. Крючки наживлялись- мелкой рыбешкой (песчанкой, мойвой, се ледкой). Очень большие трудности испы тывали рыбаки рз-за постоянных «кормщик» (отар- перебоев л снабжении мелкой ры вши), . «весель- бешкой для наживки яруерв (ведь таг (дон*, в каждом ярусе * до 3-х тысяч Б 16 ИОГО М А Ш i\ О нередко орали детей — «зуйков», * иди™ лЫиВиКИИ шЛОТ 3 обя занн о сти которых входило б е реж ь я и появление в другом , от- ^ х 1 наживлять коючкн и импплкян. сутствие у большинства ры баков Л ОВ РЫБЫ производился ^ A f ' n i n U ^ l l U r п т и л м п п п < щик», « я лец», “ каждом ярусе до «нажмвляльщ и к* крючков, которые надо нажя- с отходом последнего почтовогб Эти йазва+аия сам* говорят о ха- вить). : " парохода. Таким образом, весь пе- рактере выполняемой каждым Узко-сезонный характер подхо- риод промысла длился не более ловцом работы. дов к берегам мойвы, песчанки, 3 х месяцев. в помощь себе промысловики сельди, неожиданные исчезновз- нередко брал* дете «зу ков* 'кия этой рыбы в о ном месте по-ч ------ — гго . р и н вы о н ib о разнообразные работы по содер- дорогостоящих тягловых неводов л_ - _ с жанию в порядке ярусной сил- Для лов* наживки — все это пре- беспалубных парусно- греб- стн („е^д ^о обязанности езуй- вращало добычу наживочной ры- ных судов шняк и ел Велел К№В* выполняли женщины) бы в сложную проблему.1 промысел * с каРбасов — На таких примитивных суда*. В «Известиях Архангельского * весел ьн ык лодок. Мотор- какнмн были шняки к ёлы, рыба- общества изучения Русского Се- ннии В ТО в,ремя едч‘ ки отрывались от берега не даль- вера* за сентябрь 1911 года мы ше чем на 30—40 километров. читаем: «Вот- уже несколько лег От общего числа промыслового ^ одном ае вдалЫ|вг^ сряду, проезжая вдоль ..берегов флота на долю шняк приходилось промыслового рейса рассказывает промыслового Мурмана во время 60 /о. ел — 30®/о, карбасов и всех н м Кн41ПОвич; «Весьма интерес- летник промыслов, пбетоянно при- остальных судов - 10%. ные MUTU промысла в открытом Х{**ИТСЯ слышать Одно^я то же В 1911 году «Известия Арх ш- мо>ре далеко от берега произвел нытье: «рыба есть, .рыбы много, гельского общества изучения Рус- летом 1895 года г. Постников. Ры®а крупная, но: наживки нет, ского Севера» писали: «...В насто- 11 апреля он отправился на не- наживка отошла, наживки мало»! ящее, время, даже в сознании :ю- большом парусном судне из Те- Кажется, наживочный вопрос так морского населения, потеряла свои риберки в Вайда-губу. но заметив намозолил глаза всем я каждо- прелести допотопная шняка; на долготе Кнльдина много китов МУ- что больше не останется по ...легкая, быстроходная, беспалуб- и другого зверя, что указывало на этомУ поводу ничего сказать, во ная лодка — ёла уже не состав- присутствие мойвы, он наловил тем не менее •*° сего дня воп- ляет конечную цель мечтаний обыкновенным мойвенным неводом рос этот стоят и ждет своего раз- мурманского поселенца-колонисга. немного мойвы (30 фунтов), от- Решения».. наглядно с каждым днем убеж- далилея на значительное расстоя- Всякому ясш>, что оставить зем- дающегося в преимуществах пз- ние (около 60 морских миль) ог ладельца 6е* семейной помощи — лубнм'о бота, и ныне мечты его берега я забросил здесь неболь- значит обречь его на голодовку- доходят до бота-мотора. Но з шой ярус (всего в & тюков); не Нечто подобное следует признать удовлетворении нужды приобрете- смотря на то. что ярус оставался " • отяошеии* ^набжеияя помор- ния хорошего бота стоят на пу- в воде сравнительно недолго, ското промыслового населения и»- ти неумолимые препятствия: от- именно часа 3. улов был очень ко- ’ ‘ жнекою Здесь наживка то же, сутствие денежных средств у ря- рош: было поймано пудов 60 тре- что семена для земледелииа««... И дового промышленника, инерт- ски. Такие же результаты дали и дальше * статье предлагается: ность состоятельных лиц, недо- следующие опыты, произведенные снабжения наживкою было ступность кредита». частью ближе к берегу* именно полезно ицеть .тр^тг^етыре io- Шняки ствоились в Помог> 1 *е а °коло 60 верст (отчасти на сад-*- РОн*»х ма*орпо-парусных бота ила шняки строились в поморье и мойвИ Успешность лоаа га- два небольших пароходика с поме- представляли собой суденышки с НУЮ моивУЬ * спешность лова за плЯ|1Ь11| поямым паоусным ставила даже некоторых промыш- стительными трюмами и полным прямым парусным вооружением, последовать поимео* оборудованием разными неводами собранные из толстых досок, сши- последовать примеру тых MOOTкой стоянкой р* Постникова, но уже просто па дл* дэва нажявки... для запасов стоянкой. 1 р у я о ш бл а г о я а о я тяжгш narcv- наживки на берегу сл ед овал о бы ПОДЪеМНОСТЬ ШНЯКИ ОТ 3-Х ДО 4-Х ШНЯКЯ* **• ТЯХОИ ПОГО* НА^ я , „ „ р 3 де, эта крайне рискованная попыт- йметь неоолыхше холо'дильяикя, ка сошла благополучно. хотя бы в наиболее крупных ста- Само собой понятно, что при те- перешнем типе большинства про- (Продол ение следует). мысловых судов Мурмана лоз ПОПРАВКА S f f 08 "еМЫСЛЯМ' Н° В прошлом номере пЛеты V ПОЛуЧИТЬ «Рмбный Мурман» в корреспон- * будуЩе“ "- дснции «Трудовая победа^ ,,ыба- " аруСНЫХ су ков Мурманской облает.» дону- денышках. промышленники под- вергались большой опасности и^щеи* яоса* " ая рнечйтя*. ® пер- часто погибали в холодных волнах моря-кормильца. вом абзаце читать так: фразу еДидуег 3.906 iutan По плану двбыв-J Спасательная служба на Мур- ^ мане была поставлена очень /пло- центнеров, что Ян w хо. На огромном протяжении мур- болыие- “ манскнх поибоежных вл* пейство- с^ОТнетствующнн период про Of а с р р од д с во вало всего два маломощных спа сательных бота, о которых с горь кой иронией пишет современник: года». Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Адрес редакция: Комсомольская рыбного порта 2-75 я 28-87, улица, дом М 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем — АТС партийной жизни, промышленный — 4-33. бухгалтерия — S-96. редактор — 20-99. Типография «Полярная вравда». Зак. 4011 Тир. 5.000 ПН-00593 %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz