Рыбный Мурман. 1962 г. Август.

Хорошо знать, правильно эксплуатировать Когда^ наблюдаешь за работоб кораблейили анализируешь радио- сводки, резко бросается в глаза большая разница в суточных вы­ ловах. Промышляют экипажи в од­ ном районе. Траловое вооружение одинаковое. Однако одни уклады­ вают в трюмы но 8— 9 тонн ры­ бы, а другие — в полтора—два раза меньше. И уже по одному 9 tomv можно предположить: что-то не в порядке с судовождением или с орудиями лова. В большинстве своем именно эти причины и при­ водят экипажи к пролову или к значительному снижению уловов. Возьмем, к примеру, траулер «Скумбрия» (капитан тов. Воло­ шенко, старшиймастер по добыче тов. Брылев). При проверке вы­ яснилось, что удавной линьздесь был короче на 1,2 метра, а квар- троп — длиннее на два метра. Трал из-за этого полностью не раскрывался, экипаж недолавли- вал ежедневно по несколько цент­ неров трески. На траулере «Камчатка» (капи­ тан тов. Важлаков, старший ма­ стер по добычетов. Плотников) в промысловое вооружение июле произошел такойслучай. Пе­ ред выходомв рейс экипаж полу­ чил новые ваера. Работали не­ сколько днейодним бортом. Ваера начали вытягиваться, один стал длиннее другого на 1,7 метра. Из­ менился несколько и диаметр тро­ са. Уловы сократились. Капитан обратился за помощью к наставнику. Так, мол, и так, ваера получили разного диаметра, что делать, находимся в проло- ве? — Перекомбинируйте, — посо­ ветовал наставник. И на «Камчатке» перекомбини- ровали, да так, что рыба чуть ли не совсем ловиться перестала. Результаты проверки в порту показали, что ходовые концы бы­ ли поставлены на одинбарабан, а коренные — на другой. Между тем в брошюрах и в газете «Рыб­ ный Мурман» не раз рассказыва­ лось о том, как правильно произ­ водить эту операцию. Капитан и Отличные специалисты работают на траулере «Мета». Недаром же судно включено в число опорно-показательных кораблей флота. За 7 месяцев экипаж добыл 12.421 центнер рыбы при годовом зада­ нии 15.700 центнеров и занял шестое место по флоту. На снимке: матросы С. ПИРИИ (слева) и В. БУДИЛОВ. маетер по добыче показали свою безграмотность в данном вопросе. И в связи с этим следует ска­ зать: раз обращаетесь по радио за помощью к наставникам, товарищи капитаны, то не искажайте дей­ ствительного положения вещей; Если бы тов. Важлакив проинфор­ мировал наставника правильно, то можно было бы обойтись без комбинирования ваеров, а просто поменять их местами на баоабг- нах. На флоте принято набивиъ марки на ваерах через пятьдесят метро®. А на «Камчатке» не захо­ тели потрудиться, как положено. Марки набивали через 41 метр (го есть два прогона). Неважно, успокаивали себя судоводители, в процессе работы будем дотравля* вать ваера. И дотравливали... вме­ сто двух-трех марок — одну. А г-н» к добру не приводило. Ваеров не хватало, трал работал HeH'V- MflbltO. Можно приводить десятки дру­ гих примеров. И все они будут лишний раз свидетельствовать о том, каким большим резервом для увеличения добычи рыбы распо­ лагает наш флот, если устра­ нить недостатки в эксплуатации промвооружения. В настоящее время судоводите­ ли проходят переаттестацию. И очень редко кто из них подробно может рассказать о размерах тра­ ла, досок, об основных правилах ремонта, правильно читать черте­ жи трала идосок. Это не делает им чести. Каждый капитан должен хорошо знать промысловое во­ оружение, которым работает. Знать, чтобы в случае необходи­ мости подсказать мастеру до до­ быче правильное решение. Многие капитаны и мастера по добыче встают в тупик, когда требуется определить причины плохой работы траловых досок. Иной даже не может ответить на простой вопрос: как измерить вы­ соту дуги? Проверка траловых досок должна производиться следующим образом. Доска вытаскивается на палубу. Дугидолжны быть в све­ деном положении и поданывверх до упора ограничителями. Основные размеры. От передней кромки доски до центра малойду­ ги— 795 мм. Расстояние между дугами— 1035 мм. От заднего болта большойдуги до заднего бол­ та рыма лапок — 560 мм. От центра рыма лапок до задней кромки доски — 710 мм. Расстоя­ ние между рымами лапок — 840 мм. Расстояние от центра соединения дуг (дуги находятся в сведенном положении) до верхней кромки доски (по наклонной ли­ нии) — 1000 мм, а от центра до кромки киля — 1070 мм. Если кильсильно сработан, то размер следует проверять до стрингера. Он должен равняться 770 мм. Следует обращать внимание на то, чтобы дуги не были погнуты­ ми или лопнувшими, имели все ограничители и контрфорс. Для определения высоты дуги следует измерить расстояние от верхней кромки до нижней. Вы­ сота малой дуги должна быть 680 мм, большой— 750 мм. При ыех измерениях надо учитывать допуски, которые указаны на чер­ тежах. Хочется обратить внимание мо­ ряков на бережное от­ ношение к ваерам. Пря умелой работе ваера мо­ гут служить до года и более. Это уже не раз доказано. На траулере «'Восток» ваера не меня­ ли например, с сентября 1961 го­ да, на траулере «Лот» — с авгу­ ста 1961 года и т. д. А вот на траулере «Пионер» умудрились 20 октября 1961 года получить 2000 метров новых ваеров. 25 ян­ варя 1962 года экипаж получил 400 м дополнительных концов. 1 февраля вновь получено 1800 метров ваеров. 24 мая с БМРТ «Куприн» передали на «Пионер» 2000 метров ваеров, бывших в употреблении. А 9 июля экипажу вновь выдано, 2000 мет­ ров новых ваеров. Стальной трос — дефицитный’ материал. Запас его на складах очень ограничен. Надо строго соблюдать нормы эксплуатации ваеров, экономить государствен­ ные средства. Не менее важным является бе­ режное отношение к капроновым орудиям лова и своевременная сдача износившихся полукутков в утиль. По плану траловый флот должен сдать на склад 30 процен­ тов полученного капрона. Но до настоящего времени указание по этому вопросу многими экипажа­ ми не выполняется. Неразворотли- вость проявляет и отдел снабже­ ния флота. Моряки траулера «Двина», например, в течение двух стоянок в порту не могут сдать30 килограммов капроновых отходов. Отдел снабжения упрямо не хочет принимать геркулес, быв­ ший в употреблении, хотя его можно использовать повторно. И. ЛИХОВЦЕВ, старший мастер-наставник тралового флота по добыче . и потери времени, •закончилсл благополучно. Но в осенне-зимне время он мог привести к аварии. Данный случай является пло­ хим признаком. Очевидно, не все капитаны и старшие механики понимают свою большую ответст­ венность за фактическое наличие запасов топлива на борту при подходе к Коль­ скому заливу и, таким образом, преступно подвер­ гают опасности руководимые ими экипажи и суда. П р иближаются штормы, Неумолимо приближается бол(У сложное время эксплуатации ко- ПАЖ < | | 1ПЯЯ НОЧЬ раблей. Безаварийное плавание и Ж , _______ -- «" «мм«т«. »»°™ недостатков; Нмо. ™6ы »*" от™» был ix - осенне зи их уело v Р Зд€СЬ1например, в течение десяти ледним. мы, полярная ночь и т. д.)i треi у- месяЦ€в не производилось уничто- Казалось бы, двециплинирован- ют^от комап^ров соот^теую- жение и определение девиации но и серьезно относится к делу на шеи личнои магнитных компасов. В мае ком- траулере «Макрель» старший по- ки членов своих экипажемiи су- быди на np(mepiU! „ налш_ мощник тов. Рейзис. Но вот он, дов. Однако не все судоводители гадиотн)й ма€ТП>Ской. Но даже неудержимо и не совсем скромно понимают важность и необходн- после этого девиация не уничто- стремясь к капитанской должно- '-мость данных мероприятии. жалась и не определялась. Тов. сти, предстал передчленамико- Долгое время стоял в порт/ Булгаков, видимо, ничего не хо- миссии квалификационной про- ередний траулер «Топседа». Но ни чет понимать. Он не счел нуж- верки знаний^ Проверка показала, его капитан тов. Суровцев, нп ным производить осмотр судна с что тов. Рейзис весьма слабо старший помощник тов. Макарен- прибывшим на борт морским ин- знает даже основные дисциплины ко подготовкой корабля к выходу спектором, был с ним очень груб, своей специальности: Устав служ- в море не занимались. На отходе л неймжипт. и otvvtpt- бы на судах рыбной Щ)0' выяснилось, чтоу «агаитш.™ ко»- вие “ a »скм а СССР, правила пре- паса неисправно донное освеще­ ние, не работает один нз прибо­ ров. Не подготовился к длитель­ ному плаванию и сам капитан. За время почти двухнедельной меж- Ёачинскому. К тому дуреисовои стоянки он не нашел нужным пройти квалификацион­ ную проверку знаний. Зато нака- топлива, отражаемого в судовое журнале, позволили 27 июля 1962 года быть спокойным капи­ тану траулера «Грязовец» тов. же еще утром старший механик тов. То­ карев доложил, что топлива хва­ тит на переход и на время стоян- нуне отхода в трехмесячныи рейс порту. Повторный докла* тов. Суровцев вздумал просить незаконного продления справки, удостоверяющей прохождение этой проверки. В настоящее время тов. Суров­ цев отстранен от командования кораблем и должен донести за­ служенное наказание. Нерадиво относится к мсполне- сгаршего механика капитан слу­ шал вечером следующего дня. Те­ перь он почувствовал себя мо- друтому — топлива оказалось на борту только 4 тонны. дупреждения столкновения судов в море и правила плавания по Кольскому залвву. К сожалению, подобный пример поверхностного отношения к сво­ им специальным знаниям не еди­ ничен. Немало еще у нас судово­ дителей, которые не понимают тех высоких требований, которые возлагаются на них. А они долж­ нытвердо знать, что даже мелкие упущения и ошибки вследствие слабых специальных знаний в осенне-зимнее время, как прави­ ло, превращаются в черную це- В результате вопиющей халат- почку вызывающих одна другую носги капитана и старшего меха- непредвиденных неприятностей, ника судно осталось без топлива которые заканчиваются самыми и пришло в порт на буксире у тяжелыми последствиями, нию своих обязанностей капитан другого корабля. Сейчас этот В связи с подготовкой к работе дальнего плавания тов. Булгаков, чрезвычайный случай, за исклю- в осенне-зимних условиях сейчас ~Йа траулере «Гридино», которым чениемнепроизводительных затрат особенно важен систематический инструктаж капитанов. Проводит­ ся он ежедневно, кроме воскре­ сенья, с двенадцати часов. По мнениюмногих его участников, это мероприятие приносит наиболь­ шую пользу, если проводится од­ новременно со всеми капитанами судов, отходящих в дан ые сутки в море. Необходимо остановиться и на работе диспетчеров рыбного порта. 26 июля к одному из причалов должен был подойти траулер «Харьков». Судно вошло в ковш, который в своей входной, наибо­ лее широкой части имеет всего 1,2 кабельтова. При этом почти у всех причалов стояло по несколь­ ко корпусов ошвартованных су­ дов, а у причала >6 14 — с раз­ несенными в воде якорями баржа землечерпалки. Осуществляя маневры судна на этой крайне стесненной аквато­ рии, капитан, естественно, не мог добиться успеха. Разумно н* желая рисковать сохранностью своего и других судов, он запро­ сил помощи буксира. Причем тре­ бовался буксир маломощный, только для оказания помощи в швартовке. Но, как почти всегда, в нем было отказано и сейчас. Будь это в осенне-зимнее вре­ мя, то странное поведение работ­ ников порта и решение капитана траулера «Харьков», принятое во­ преки обычной морской практике, производить В подобны* УСЛОВНЯ 1 швартовку самостоятельно, могло бы привести к тяжелой аварии. К подавляющему числу прича­ лов рыбного порта капитаны осу­ ществляют швартовку судов само­ стоятельно. Во в необходимых случаях, и особенно при швар­ товках к причалам ковша и М* 3 и К* 8, просьбы капитанов об оказании помощи рейдовыми бук­ сирами должны всегда выпол­ няться. ♦. АНОХИН, заместитель главного напитана тралово­ го флота. О посоле калянусной сельди Промысловикам сельдяного фло­ та много трудностей и неприятно­ стей доставляет обработка н по­ сол калянусной сельди. Как толь­ ко начинает ловиться такая сельдь,моряки ее обезглавливают или полупотрошат. А ведь давно доказано, что вкусовые качества неразделанной сельди намного лучше. Летом 1958 года я применил смешанный посол. 20 бочек с ка­ лянусной сельдью в течение трех месяцев хранились на борту судна. После этого бочки десять дней пролежали в сарае. В присутствии сотрудника ПИНРО кандидата технических наук тов. Миндера и инженера отдела обработки сельдяного флота тов. Маловичко продукция была подвергнута проверке. Ни одной сельди с лопнувшим брюшком не было. Товарныйвид был хорошим. Но на вкус сельдь оказалась не­ много горьковатой: тузлук приго­ товлялся из морской воды. В предстоящем рейсе я про­ должу свойопыт.У меня есть уве­ ренность, что калянусную сельдь можно солить без разделки. Толь­ ко для тузлука будуиспользовать пресную воду. Опытную сельдь направлю для анализа в ПИНРО. И очень прошу вас, тов. Миндер, оказать мне по­ мощь в этом деле. Л. ШУБИН, мастер по об­ работке рыбы среднего трау- • лера № 4154. seaeawggew w s seaaaeii seww e «РЫБНЫП МУРМАН» 9 августа 1962 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz