Рыбный Мурман. 1962 г. Август.
Хорошо знать, правильно эксплуатировать Когда^ наблюдаешь за работоб кораблейили анализируешь радио- сводки, резко бросается в глаза большая разница в суточных вы ловах. Промышляют экипажи в од ном районе. Траловое вооружение одинаковое. Однако одни уклады вают в трюмы но 8— 9 тонн ры бы, а другие — в полтора—два раза меньше. И уже по одному 9 tomv можно предположить: что-то не в порядке с судовождением или с орудиями лова. В большинстве своем именно эти причины и при водят экипажи к пролову или к значительному снижению уловов. Возьмем, к примеру, траулер «Скумбрия» (капитан тов. Воло шенко, старшиймастер по добыче тов. Брылев). При проверке вы яснилось, что удавной линьздесь был короче на 1,2 метра, а квар- троп — длиннее на два метра. Трал из-за этого полностью не раскрывался, экипаж недолавли- вал ежедневно по несколько цент неров трески. На траулере «Камчатка» (капи тан тов. Важлаков, старший ма стер по добычетов. Плотников) в промысловое вооружение июле произошел такойслучай. Пе ред выходомв рейс экипаж полу чил новые ваера. Работали не сколько днейодним бортом. Ваера начали вытягиваться, один стал длиннее другого на 1,7 метра. Из менился несколько и диаметр тро са. Уловы сократились. Капитан обратился за помощью к наставнику. Так, мол, и так, ваера получили разного диаметра, что делать, находимся в проло- ве? — Перекомбинируйте, — посо ветовал наставник. И на «Камчатке» перекомбини- ровали, да так, что рыба чуть ли не совсем ловиться перестала. Результаты проверки в порту показали, что ходовые концы бы ли поставлены на одинбарабан, а коренные — на другой. Между тем в брошюрах и в газете «Рыб ный Мурман» не раз рассказыва лось о том, как правильно произ водить эту операцию. Капитан и Отличные специалисты работают на траулере «Мета». Недаром же судно включено в число опорно-показательных кораблей флота. За 7 месяцев экипаж добыл 12.421 центнер рыбы при годовом зада нии 15.700 центнеров и занял шестое место по флоту. На снимке: матросы С. ПИРИИ (слева) и В. БУДИЛОВ. маетер по добыче показали свою безграмотность в данном вопросе. И в связи с этим следует ска зать: раз обращаетесь по радио за помощью к наставникам, товарищи капитаны, то не искажайте дей ствительного положения вещей; Если бы тов. Важлакив проинфор мировал наставника правильно, то можно было бы обойтись без комбинирования ваеров, а просто поменять их местами на баоабг- нах. На флоте принято набивиъ марки на ваерах через пятьдесят метро®. А на «Камчатке» не захо тели потрудиться, как положено. Марки набивали через 41 метр (го есть два прогона). Неважно, успокаивали себя судоводители, в процессе работы будем дотравля* вать ваера. И дотравливали... вме сто двух-трех марок — одну. А г-н» к добру не приводило. Ваеров не хватало, трал работал HeH'V- MflbltO. Можно приводить десятки дру гих примеров. И все они будут лишний раз свидетельствовать о том, каким большим резервом для увеличения добычи рыбы распо лагает наш флот, если устра нить недостатки в эксплуатации промвооружения. В настоящее время судоводите ли проходят переаттестацию. И очень редко кто из них подробно может рассказать о размерах тра ла, досок, об основных правилах ремонта, правильно читать черте жи трала идосок. Это не делает им чести. Каждый капитан должен хорошо знать промысловое во оружение, которым работает. Знать, чтобы в случае необходи мости подсказать мастеру до до быче правильное решение. Многие капитаны и мастера по добыче встают в тупик, когда требуется определить причины плохой работы траловых досок. Иной даже не может ответить на простой вопрос: как измерить вы соту дуги? Проверка траловых досок должна производиться следующим образом. Доска вытаскивается на палубу. Дугидолжны быть в све деном положении и поданывверх до упора ограничителями. Основные размеры. От передней кромки доски до центра малойду ги— 795 мм. Расстояние между дугами— 1035 мм. От заднего болта большойдуги до заднего бол та рыма лапок — 560 мм. От центра рыма лапок до задней кромки доски — 710 мм. Расстоя ние между рымами лапок — 840 мм. Расстояние от центра соединения дуг (дуги находятся в сведенном положении) до верхней кромки доски (по наклонной ли нии) — 1000 мм, а от центра до кромки киля — 1070 мм. Если кильсильно сработан, то размер следует проверять до стрингера. Он должен равняться 770 мм. Следует обращать внимание на то, чтобы дуги не были погнуты ми или лопнувшими, имели все ограничители и контрфорс. Для определения высоты дуги следует измерить расстояние от верхней кромки до нижней. Вы сота малой дуги должна быть 680 мм, большой— 750 мм. При ыех измерениях надо учитывать допуски, которые указаны на чер тежах. Хочется обратить внимание мо ряков на бережное от ношение к ваерам. Пря умелой работе ваера мо гут служить до года и более. Это уже не раз доказано. На траулере «'Восток» ваера не меня ли например, с сентября 1961 го да, на траулере «Лот» — с авгу ста 1961 года и т. д. А вот на траулере «Пионер» умудрились 20 октября 1961 года получить 2000 метров новых ваеров. 25 ян варя 1962 года экипаж получил 400 м дополнительных концов. 1 февраля вновь получено 1800 метров ваеров. 24 мая с БМРТ «Куприн» передали на «Пионер» 2000 метров ваеров, бывших в употреблении. А 9 июля экипажу вновь выдано, 2000 мет ров новых ваеров. Стальной трос — дефицитный’ материал. Запас его на складах очень ограничен. Надо строго соблюдать нормы эксплуатации ваеров, экономить государствен ные средства. Не менее важным является бе режное отношение к капроновым орудиям лова и своевременная сдача износившихся полукутков в утиль. По плану траловый флот должен сдать на склад 30 процен тов полученного капрона. Но до настоящего времени указание по этому вопросу многими экипажа ми не выполняется. Неразворотли- вость проявляет и отдел снабже ния флота. Моряки траулера «Двина», например, в течение двух стоянок в порту не могут сдать30 килограммов капроновых отходов. Отдел снабжения упрямо не хочет принимать геркулес, быв ший в употреблении, хотя его можно использовать повторно. И. ЛИХОВЦЕВ, старший мастер-наставник тралового флота по добыче . и потери времени, •закончилсл благополучно. Но в осенне-зимне время он мог привести к аварии. Данный случай является пло хим признаком. Очевидно, не все капитаны и старшие механики понимают свою большую ответст венность за фактическое наличие запасов топлива на борту при подходе к Коль скому заливу и, таким образом, преступно подвер гают опасности руководимые ими экипажи и суда. П р иближаются штормы, Неумолимо приближается бол(У сложное время эксплуатации ко- ПАЖ < | | 1ПЯЯ НОЧЬ раблей. Безаварийное плавание и Ж , _______ -- «" «мм«т«. »»°™ недостатков; Нмо. ™6ы »*" от™» был ix - осенне зи их уело v Р Зд€СЬ1например, в течение десяти ледним. мы, полярная ночь и т. д.)i треi у- месяЦ€в не производилось уничто- Казалось бы, двециплинирован- ют^от комап^ров соот^теую- жение и определение девиации но и серьезно относится к делу на шеи личнои магнитных компасов. В мае ком- траулере «Макрель» старший по- ки членов своих экипажемiи су- быди на np(mepiU! „ налш_ мощник тов. Рейзис. Но вот он, дов. Однако не все судоводители гадиотн)й ма€ТП>Ской. Но даже неудержимо и не совсем скромно понимают важность и необходн- после этого девиация не уничто- стремясь к капитанской должно- '-мость данных мероприятии. жалась и не определялась. Тов. сти, предстал передчленамико- Долгое время стоял в порт/ Булгаков, видимо, ничего не хо- миссии квалификационной про- ередний траулер «Топседа». Но ни чет понимать. Он не счел нуж- верки знаний^ Проверка показала, его капитан тов. Суровцев, нп ным производить осмотр судна с что тов. Рейзис весьма слабо старший помощник тов. Макарен- прибывшим на борт морским ин- знает даже основные дисциплины ко подготовкой корабля к выходу спектором, был с ним очень груб, своей специальности: Устав служ- в море не занимались. На отходе л неймжипт. и otvvtpt- бы на судах рыбной Щ)0' выяснилось, чтоу «агаитш.™ ко»- вие “ a »скм а СССР, правила пре- паса неисправно донное освеще ние, не работает один нз прибо ров. Не подготовился к длитель ному плаванию и сам капитан. За время почти двухнедельной меж- Ёачинскому. К тому дуреисовои стоянки он не нашел нужным пройти квалификацион ную проверку знаний. Зато нака- топлива, отражаемого в судовое журнале, позволили 27 июля 1962 года быть спокойным капи тану траулера «Грязовец» тов. же еще утром старший механик тов. То карев доложил, что топлива хва тит на переход и на время стоян- нуне отхода в трехмесячныи рейс порту. Повторный докла* тов. Суровцев вздумал просить незаконного продления справки, удостоверяющей прохождение этой проверки. В настоящее время тов. Суров цев отстранен от командования кораблем и должен донести за служенное наказание. Нерадиво относится к мсполне- сгаршего механика капитан слу шал вечером следующего дня. Те перь он почувствовал себя мо- друтому — топлива оказалось на борту только 4 тонны. дупреждения столкновения судов в море и правила плавания по Кольскому залвву. К сожалению, подобный пример поверхностного отношения к сво им специальным знаниям не еди ничен. Немало еще у нас судово дителей, которые не понимают тех высоких требований, которые возлагаются на них. А они долж нытвердо знать, что даже мелкие упущения и ошибки вследствие слабых специальных знаний в осенне-зимнее время, как прави ло, превращаются в черную це- В результате вопиющей халат- почку вызывающих одна другую носги капитана и старшего меха- непредвиденных неприятностей, ника судно осталось без топлива которые заканчиваются самыми и пришло в порт на буксире у тяжелыми последствиями, нию своих обязанностей капитан другого корабля. Сейчас этот В связи с подготовкой к работе дальнего плавания тов. Булгаков, чрезвычайный случай, за исклю- в осенне-зимних условиях сейчас ~Йа траулере «Гридино», которым чениемнепроизводительных затрат особенно важен систематический инструктаж капитанов. Проводит ся он ежедневно, кроме воскре сенья, с двенадцати часов. По мнениюмногих его участников, это мероприятие приносит наиболь шую пользу, если проводится од новременно со всеми капитанами судов, отходящих в дан ые сутки в море. Необходимо остановиться и на работе диспетчеров рыбного порта. 26 июля к одному из причалов должен был подойти траулер «Харьков». Судно вошло в ковш, который в своей входной, наибо лее широкой части имеет всего 1,2 кабельтова. При этом почти у всех причалов стояло по несколь ко корпусов ошвартованных су дов, а у причала >6 14 — с раз несенными в воде якорями баржа землечерпалки. Осуществляя маневры судна на этой крайне стесненной аквато рии, капитан, естественно, не мог добиться успеха. Разумно н* желая рисковать сохранностью своего и других судов, он запро сил помощи буксира. Причем тре бовался буксир маломощный, только для оказания помощи в швартовке. Но, как почти всегда, в нем было отказано и сейчас. Будь это в осенне-зимнее вре мя, то странное поведение работ ников порта и решение капитана траулера «Харьков», принятое во преки обычной морской практике, производить В подобны* УСЛОВНЯ 1 швартовку самостоятельно, могло бы привести к тяжелой аварии. К подавляющему числу прича лов рыбного порта капитаны осу ществляют швартовку судов само стоятельно. Во в необходимых случаях, и особенно при швар товках к причалам ковша и М* 3 и К* 8, просьбы капитанов об оказании помощи рейдовыми бук сирами должны всегда выпол няться. ♦. АНОХИН, заместитель главного напитана тралово го флота. О посоле калянусной сельди Промысловикам сельдяного фло та много трудностей и неприятно стей доставляет обработка н по сол калянусной сельди. Как толь ко начинает ловиться такая сельдь,моряки ее обезглавливают или полупотрошат. А ведь давно доказано, что вкусовые качества неразделанной сельди намного лучше. Летом 1958 года я применил смешанный посол. 20 бочек с ка лянусной сельдью в течение трех месяцев хранились на борту судна. После этого бочки десять дней пролежали в сарае. В присутствии сотрудника ПИНРО кандидата технических наук тов. Миндера и инженера отдела обработки сельдяного флота тов. Маловичко продукция была подвергнута проверке. Ни одной сельди с лопнувшим брюшком не было. Товарныйвид был хорошим. Но на вкус сельдь оказалась не много горьковатой: тузлук приго товлялся из морской воды. В предстоящем рейсе я про должу свойопыт.У меня есть уве ренность, что калянусную сельдь можно солить без разделки. Толь ко для тузлука будуиспользовать пресную воду. Опытную сельдь направлю для анализа в ПИНРО. И очень прошу вас, тов. Миндер, оказать мне по мощь в этом деле. Л. ШУБИН, мастер по об работке рыбы среднего трау- • лера № 4154. seaeawggew w s seaaaeii seww e «РЫБНЫП МУРМАН» 9 августа 1962 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz