Рыбный Мурман. 1962 г. Апрель.

Ч И Т А Т Е Л Ь Н А Ч И Н А Е Т Р А З Г О В О Р ЗШожшо работать в три смешы В соответствии с решениями XX и XXI съездов пар­ тии в 1960 году был завершен переход на семичасовой, а на подземных работах — на шестичасовой рабочий день рабочих и служащих на всех промышленных предприятиях. Новая.Программа партии, принятая XX II съездом КПСС, намечает дальнейшее сокращение продолжитель­ ности рабочего дня. В ней говорится: «В течение предстоящих 10 лет осуществится переход на шести­ часовой рабочий день — при одном выходном дне в неделю или на 35-часовую рабочую неделю — при двух выходных днях, а на подземных работах и произ­ водствах с вредными условиями труда — на пятичасо­ вой рабочий день или на 30-часовую пятидневную ра­ бочую неделю». Переход на сокращенный рабочий день в нашей стра­ не, как правило, был осуществлен с повышением зар­ платы. Для моряков промысловых и других производствен­ ных судов тралового флота при упорядочении заработ­ ной плаш был сохранен прежний режим работы, допу­ скающий в период нахождения кораблей на промысле значительные изменения нормального рабочего дня. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать и улучшать организацию труда экипажей судов за счет уменьшения потерь рабочего времени и осуществления организационных и других мероприятий, способствую­ щих сокращению рабочего дня у моряков тралового флота пра дальнейшем увеличении уловов рыбы и вы­ пуска рыбопродукции. На больших рыболовных морозильных траулерах ти­ па «Пушкин», «Лесков», «Маяковский» до настоящего времени для членов производственной команды на про­ цессах добычи и обработки рыбы применяется в пери­ од промысла регламентированная двухсменная органи­ зация труда До организации перегрузки рыбопродукции с БМРТ на рыбоприемные плавбазы непосредственно в районах лова режим работы членов производственной команды на две смены в какой-то мере оправдывался тем, чго при автономном рейсообороте большого траулера в 60— 70 суток промысловый период, в течение которого моряки переводились на двухсменную работу, дости­ гал едва половины рейсооборота. В связи с этим было нерационально увеличивать численность производствен­ ной команды, не загруженной работой в период дли­ тельных переходов в район лова и обратно, а также в период стоянки в порту. За счет передачи рыбопродукции на приемные плав­ базы время нахождения каждого траулера на промыс­ ле значительно выросло. В предыдущем году средняя длительность рейсооборота составила 100 суток, в том числе нахождение на лову 65 суток, а по отдельным БМРТ эти показатели еще выше. Вот почему вопрос о переходе на трехсменную орга­ низацию труда на эгих траулерах должен решаться без дальнейшего откладыв£ния. Какими резервами располагают экипажи больших мо­ розильных траулеров для перехода на трехсменный ре­ жим работы? При вступлении судов такого типа в эксплуатацию не была установлена четкая регламентация трудового процесса и рациональной организации труда. Она скла­ дывалась из накопленного опыта в процессе освоения траулеров нового типа. Экипаж широко известного траулера «Некрасов» мно­ гое сделал для освоения производственных мощностей своего судна. Умело используя преимущества и возмож­ ности морозильных траулеров по сравнению с обыч­ ными судами бортового траления, он уже в 1956 году добился небывалого успеха в промысловой работе, до­ ведя годовой вылов до 100 тысяч центнеров рыбы в сырце. На траулере «Некрасов» зародилась новая форма организации труда — комплексные смены, объединив­ шие в своем составе матросов-рыбообработчиков и до­ бывающую группу палубной команды. Организационное оформление передовой формы организации труда было произведено в 1958 году на всех судах типа БМРТ. С созданием комплексных смен палубные матросы, кроме участия в добыче рыбы, стали активно содейст­ вовать и обработке улова. В связи с этим они увели­ чили производственные возможности траулера по ко­ личеству обработанной за сутки рыбы, так как орга­ низация труда в комплексных сменах, основанная на принципе взаимопомощи и совмещения профессий, ведет к уплотнению рабочего дня и способствует более полной загрузке имеющегося технологического и производствен­ ного оборудования. В 1958 году на траулере «Некрасов» в течение 18 суток промысловой работы проводилось наблюдение за использованием рабочего времени комплексных смен, новой для гого времени формы организации труда. Сред­ несуточная. выработка за указанный период составила 26 тонн в р о т о в о й продукции — при платежной норме 16,4 тонны и плановом задании в 20 тонн готовой про­ дукции на сутки лова. Даже при такой сравнительно высокой цифре суточного вылова (130 процентов пла­ на) резервы комплексных смен были еще далеко не исчерпаны. Было зафиксировано, что палубные матросы уделяют обработке рыбы только 25— 27 процентов сво­ его рабочего времени, хотя имелась возможность ис­ пользовать на это не менее 60 процентов времени. В том же 1958 году нормативно-исследовательская группа управления рыбной промышленности в составе трех человек в течение полного рейса изучала режим работы команды траулера «Витебск», в котором сред­ няя выработка готовой продукции составила 21 тонну окуня. В результате наблюдений было установлено, что не­ производительные потери времени у членов производ­ ственной команды составляют от 30 до 40 процентов, а при установленном штате команды и наличии высоких стабильных уловов они в состоянии обработать за сут­ ки 41 тонну рыбы (в готовой продукции). О наличии значительных резервов на обработке ры­ бы на судах типа БМРТ сообщал в газете «Рыбный Мур- ман» в декабре прошлого года ударник коммунистиче­ ского труда, матрос-рыбообработчик траулера «Яро­ славль» тов. Гримков. Длительное время изучая ис­ пользование рабочего времени матросами-рыбообработ- чиками, он пришел к выводу, что примерно треть его у них теряется впустую, а при максимальном использо­ вании рабочего времени имеется возможность успешно выполнять и перевыполнять плановые задания при меньшей численности рыбообработчиков на 4— 6 чело­ век против установленного штата. Бывший старший помощник капитана траулера «Ижевск» тов. Шередека еще в конце 1959 года пред­ ложил перевести комплексные смены на судах типа БМРТ с двухсменного режима на трехсмен­ ный график работы без увеличения общего штата эки­ пажа и численности производственной группы команды. Свое предложение тов. Шередека обосновывал тем, что при существующих сейчас уловах палубные матросы принимают очень незначительное участие в обработке рыбы. При переводе же на трехсменную работу число палубных матросов увеличится до 15 человек. Благо­ даря этому они будут в состоянии обработать весь улов, помимо выполнения обязанностей по спуску и подъе­ му трала. Руководство третьей сменой он предлагал возложить на старшего мастера по добыче и помощника капитана по производству, освобожденных в настоящее время от несения вахты. Однако из-за противодействия' со стороны капитана этого судна трехсменная форма организации труда да­ же в виде опыта на траулере «йжевс-к» не применя­ лась. Работа на три смены без увеличения численности команды проводилась на траулере «Гоголь» под коман­ дованием капитана тов. Юкляевского в части рейса № 3 в 1960 году, причем была подтверждена реаль­ ная возможность работы по трехсменному графику без вызова подвахт при суточных уловах в 18— 20 тонн. На 1962 год в целом по траловому флоту установ­ лено более повышенное задание по вылову рыбы, нор­ мы вылова по всем группам судов, в, том числе для БМРТ, увеличены. Представляется целесообразным с начала нынешне­ го года с учетом накопленного опыта осуществить пе­ ревод комплексных смен и машинистов рыбомучных ус­ тановок больших морозильных траулеров- на трехсмен­ ную организацию труда. Это необходимо сделать для того, чтобы предотвратить текучесть кадров на судах данного типа. Такая перестройка, по нашему мнению, должна быть осуществлена за счет имеющихся резервов, путем высвобождения части людей из существующих комп­ лексных смен и дополнительного включения в штат 7 человек, в том числе мастера по добыче, мастера по рыбообработке, четырех матросов и одного машиниста рыбомучной установки. В целях сохранения контроля за производственной деятельностью всех смен считаем необходимым помощ­ ника капитана по производству и старшего мастера по добыче на БМРТ, как и-в настоящее время, освободить от несения вахты, включив в штат третьего мастера по добыче ,и мастера по рыбообработке. При переходе на 3-сменную работу предполагается следующая типовая расстановка членов производст­ венной команды: При существующей 2-сменной организации работ o6j щий штат производственной команды (без консервной бригады) составляет 42 человека, а численность работ­ ников в комплексной смене — 24 человека. При предлагаемой организации труда в комплексных сменах уплотнится рабочий день. Но для этого надо, чтобы каждый матрос смены владел смежными специ­ альностями для совмещения работы на нескольких уча­ стках производства, в связи с чем в штате предусмат­ риваются только матросы первого и второго классов в не проектируются должности бесклассных матросов. Принцип работы «один за всех, все за одаого» дол­ жен получить свое дальнейшее воплощение. Для повышения производительности труда должны быть повышены требования к определению классности матросов и предоставлено право капитану судна по со­ гласованию с судовым комитетом изменять тарифный коэффициент (пай) для определения сдельной оплаты при необеспеченности необходимых требований к уста­ новленной классности. Учитывая особенности процесса добычи рыбы, ос­ новным из которых является неравномерность в уло­ вах и необходимость их быстрейшей обработки во из­ бежание порчи, при переходе на 3-сменный график ра­ боты будут неизбежны вызовы на подвахты членов комплексных смен, как и других категорий команды. В связи с этим доплату за часы переработки сверх нормального рабочего дня работникам комплексных смен следует сохранить в одинаковом размере с установлен­ ной для команд судов бортового траления. Предлагается оставить в штате неизменным количе­ ство матросов-рулевых (2 человека), установив для них 8-часовую продолжительность рабочего дня за счет введения графиков работы, связанных по време­ ни со спуском-подъемом трала, когда практически не­ обходима помощь рулевого матроса для вахтенного по­ мощника капитана. Какова возможная производительность за сутки на обработке рыбы 15 палубных матросов, проектируемых при трехсменной работе, видно из следующего расчета:. 1. Суточный баланс рабочего времени всех матро­ сов — 15 человек* 8 час.=120 чел./часов; 2. При среднем количестве спусков-подъемов трала за сутки — 8 и продолжительности каждого спуска — подъема с учетом выливки рыбы —\ 53 мин. (или 0,88 часа), общая затрата времени на процессы добы­ чи у всех матросов составит: 0,88 часа х 8 тралов х х5 чел.=35 чел./час.; 3. Время, которое может быть уделено матросами на обработку рыбы: .120 чел./час.— 35 чел./час.=85 чел./час.; 4. Суточная производительность на обработке: 85 чел./час. х 60 мин. х 8 шт. х 500 гр.=20 тонн, где 8 шт. — средняя производительность обработчика' в минуту; где 500 грамм средний вес рыбы (после разделки). Таким образом, 15 палубных матросов в состоянии дать суточную выработку при обработке 20 тонн рыбы, при платежной норме, т. е. принятой при исчислении расценок, исходя из утвержденной на 1962 год нормы вылова — 19 тонн фабриката на сутки добычи. Непременным условием всей перестройки организа­ ции труда и производства, в соответствии с требова­ ниями сегодняшнего дня* является обеспечение даль­ нейшего роста производительности труда. В течение 1960— 1961 гг. плановая производитель­ ность, определяемая выловом в сырце на одного члена экипажа БМРТ. составляла 684 центнера. На 1962 год с учетом дополнительного штата команды на 7 человек и установленного плана добычи вылов на одного члена команды составит 722 центнера, т. е. предлагаемое увеличение команды обеспечит при этом рост произ­ водительности труда по сравнению с планируемой на 1960— 1961 гг. на 5,5 процента. Сокращение рабочего дня у промысловиков при дальнейшем увеличении вылова рыбы — это путь, ука­ занный новой Программой КПСС. А. БУ РКО В , старший инженер отдела труда и за­ работной платы управления тралового флота. Кол-во чел. Производственный участок Должность на 1 смену на 3 смены Общее руководство ст. мастер по доб. — 1 1 о процессами добычи мастер по добыче шЛ Я \ 6 Комплексная работа матро- (4 чел. 1 кл.) на добыче и обраб. сы: (1 чел. I I кл.) с 15 1 Общее руководство помощник капитана 5 процессами обработки пэ производству ’ мастер по рыбооб- 1 # • работке 3 Обслуживание голово­ матрос I I кл. \ о А рубочных машин L V Обслуживание филей­ матрос I кл. 1 й я ной машины Расфасовка в про­ матрос I I кл. ' я тивни г «1 Обслуживание моро­ матрос I кл. 1 X з зильных камер км я Глазировка матрос I кл. V V я о о 6 Упаковка матрос I I кл. X 1о Я Фактуровка матрос I кл. О 6 Укладка в трюм матро- (1 кл. внизу) L 1 УЗ * сы: ( I I кл. наверху) «з Обслуживание рыбо­ машинист РМУ Итого: • V мучной установки 19 5» V .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz