Рыбный Мурман. 1962 г. Апрель.

Где отремонтировать донный лаг? Перешагнули рубеж семилетки В траловом флоте на судах шведской постройки имелись хо­ рошие донные лаги, но почти на всех кораблях они вышли пз строя. Основная причина — по­ гнулись трубки «Пито». Их ни­ кто не ремонтирует. У многих траулеров во время слипования и докования отвер­ стие в днище заваривается, си­ стема лага разбирается и выбра­ сывается. А как он нужен про­ мысловикам! Ведь лага с вер­ тушкой во время работы с тра­ лом за корму не выпустишь. Су­ доводители пользуются изредка планширным лагом, то есть ведут счисление пути по старинке — «на рукавичку». Из-за этого суда порой теряют рыбные косяки, что вызывает невыполнение рейсо­ вых заданий и наносит убыток государству. Не раз уже вопрос о ремонте донных лагов ставил перед вы­ шестоящими организациями глав­ ный капитан флота тов. Низги- рев, но получал один ответ — нет помещения для мастерской. Прямо скажем — ответ весь­ ма странный. Если бы экономи­ сты подсчитали убытки от того, что лаги выбросили, то ст$ло бы ясным, что помещение надо срочно найти. На экспедиционном судне «Се­ вастополь» имеется хороший дон­ ный лаг Г0-М4, и он тоже требу­ ет ремонта. Электрическую часть с большими трудностями удалось сдать судоверфи, а вот передаю­ щее устройство никто ремонтиро­ вать не взялся. Судоверфь кива­ ет на рыбный порт, а там отве­ чают: не 'ремонтируем, нет поме­ щения. Весьма странно и то, что ког­ да речь заходит о ставках и штатном расписании, то судо­ верфь зовется судоверфью, а ког­ да требуется отремонтировать лаг, то она сразу же превраща­ ется в обычный судоремонтный завод. Автоматические метеостан­ ции тоже никто не ремонтирует, и они также выбрасываются! Сколько денег летит из-за этого на ветер, а ведь все это потом сказывается на себестоимости рыбы. Мне думается, что надо заста­ вить судоверфь ремонтировать донные лаги, автоматические ме­ теостанции и другое нужное для судов оборудование, которое она пока в ремонт не принимает. С. ЕД ЕМ СКИЙ , капитан. НА ЭТОМ С Н ИМ К Е И ЗО Б РА ­ Ж Е Н Ы Л У ЧШ И Е ТОКАРИ Ч И Р Ч И К С КО ГО ЗАВОДА «УЗ- Б Е К Х И М М А И Ь (С Л Е ВА НА­ П РА ВО ) КОНСТАНТИН Н И КИ ­ ТИН, И ВАН ДУБОВОЙ И ИС­ М АИЛ А БД У Ж А Л И Е В . ОНИ У Ж Е ВЫ П О Л Н И Л И СЕМИЛЕГ- Н И Е ЗАДАНИ Я И РАБОТАЮТ В С Ч ЕТ 1966 ГОДА. > Фото Р. Шамсутдинова. Фотохроника ТАСС. + / / + / / + / / + / / + У / 'к / Л к / / * / / + / / + / / + / / + / / + 7 / + / / + / / + / / * / / * С Х Е М А И Ж И З Н Ь (Окончание. Нач. см. на 1-й стр.) Казалось бы, что нам надо и дальше развивать освоенные ме­ тоды выпуска малосоленой сельди и выработки готовой продукции на плавбазах, производство нена­ сыщенных посолов на СРТ. Но это было бы полумерой. При на­ ших методах работы мы все же сохраняем для основной массы сельди насыщенные посолы, а ос­ новную массу малосоленой сель­ ди готовим методом прерванного посола. При этом у нас каждая бочка открывается не менее трех раз, сельдь дважды, а то и триж­ ды вручную перекладывается из бочки в бочку, расходуется в среднем на посол 25— 27 процен­ тов соли. А, главное, два, а ино­ гда и три раза нарушается есте­ ственное течение посола, и для большинства бочковой сельди ес­ тественные тузлуки заменяются искусственными. Качество продукции также ос­ тавляет желать лучшего. Во мно­ гих случаях сельдь, даже в ящи­ ках, имеет или повышенную или наоборот пониженную до 4— 5 процентов соленость. Эти же не­ достатки имеются и у малосоле­ ной сельди бочковой уборки. Вто­ рым существенным недостатком является ограниченность возмож­ ности увеличения выпуска мало­ соленой сельди. В-третьих, те­ ряется возможность снижения се­ бестоимости и получения больших экономических выгод. В Е С Н А полную силу. И все-таки ры­ ба лежит, не успевают ее об­ рабатывать. Девчата решают отработать две смены. А что решено в бригаде — закон. Отработать две смеиы — нелегкое дело, нелегкое и по­ тому, что отдаешь работе все силы. А девчата отработали бодро. В раздевалке задорнее слышался смех, шутки. — «Отбарабанили», а ге- * перь все в кино. — Слово бригадира и после работы — тоже закон. — А потом отды­ хать! Так и решено. Трудно до­ стать билеты, в кино. — Галя все сделает, девчата даже не беспокоятся. Уж такой у них бригадир. — Накануне съезда брига­ да «подбила костяшки», — шутит Галина. — Свою про­ грамму мы выполнили полно­ стью, все пункты обязатель­ ства до одного. Вот так и живут девчата, неугомонные, беспокойные. А в прошедшее воскресение у всей бригады был праздник. У Веры Белоусовой была свадь­ ба — настоящая^ комсомоль- екая. — Ты. Вера, смотри. Хотя у тебя и семья теперь, а бригад- ЕРОИ НАШИХ Д Н Е Й ные дела от этого не должны страдать. Все как было, так и должно остаться, — так и сказали девчата. Хорош Мурманск вечером, в эти весенние дни. Хорошо идти по его улицам после сме­ ны, вот так, всем вместе, се­ мерым. После настоящей рабо­ ты, когда ты отдал ей все, это особенно хорошо. Три весны прошло с тех пор, как девчата пришли на рыбокомбинат. Три весны — большой срок. А четвертая весна — особо знаменатель­ ная, особо памятная. Съезд комсомола, той самой безусой армии, из которой вышел Кор­ чагин, Матросов, Гагарин, — знаменательное событие в жизни молодежи нашей стра­ ны, в жизни вот таких дев­ чат. В. Д ЕЛЮ КИ Н . Более правильным как с тех­ нологической, так и с экономиче­ ской стороны является освоение выработки готовой продукции не­ посредственно на самих промыс­ ловых судах . Выработка готовой продукции на СРТ—дело огромной важности для сельдяных флотов. Однажды уложенная в бочку сельдь без дополнительных затрат труда по­ ступит к потребителю в естест­ венных тузлуках. По качеству сельдь будет такая же и даже несколько лучше, чем баночная, которую высоко ценят потреби­ тели. А экономический эффект в масштабах «Мурмансельди» со­ ставит несколько миллионов руб­ лей за счет сокращения расхода вых судах является то, что нуж­ но дать в бочке определенный вес, по которому эта продукция реализовалась бы. Это с одной стороны, а с другой то, что в процессе ненасыщенного посола сельдь сначала резко убывает в весе, затем значительная часть потери восстанавливается за счет эффекта набухания. В-третьих, изменение веса сельди, переход соли в раствор и проникновение ее в тело рыбы резко уменьшают объем массы. Если взять за еди­ ницу объем сельди и соли при определенной дозировке соли, то объем высолившейся сельди будет составлять примерно около чет­ верти бочки, полностью заполнен­ ной при первичном посоле. Если >4ЧССТЬ НАШЕЙ М а р к и I V ) V 1 Si ! I ! I I соли на 13— 15 тысяч тонн в год; сокращения затрат труда, эквивалентных работе 1.200 че­ ловек; повышения выхода товар­ ной продукции на 80— 90 тысяч центнеров; сокращения пример­ но на одну треть потребности в дорогостоящих плавбазах. При этом надо учесть, что ни­ каких обстоятельств, вызываю­ щих какие-либо дополнительные расходы, нет. Наоборот, это меро­ приятие дает резкое снижение се­ бестоимости сельди. Примерная экономия составит 9,5— 10 мил­ лионов рублей в год. В масштабах всех сельдяных флотилий, рабо­ тающих в Северной Атлантике, эти цифры надо увеличить в 4— 5 раз. Таким образом, мы знаем, как надо работать, чтобы с получе­ нием больших экономических вы­ год и резкого снижения себестои­ мости, дать потребителю сельдь отличного качества. Вопрос о не­ обходимости работать методом выпуска готовой продукции непо­ средственно на СРТ не нов. Еще на заре развития океанического промысла сельди этот метод рабо­ ты предусматривался, предусмат­ ривалась даже специальная опла­ та труда экипажей. Но указанные выше причины, а также малое внимание к вопросам улучшения качества в целом по рыбной про­ мышленности привели к тому, что этот метод не нашел применения. Помимо указанных причин, вы­ работка готовой продукции на СРТ сопряжена с большими тех­ ническими трудностями. Часть пз них, благодаря проведенным ра­ ботам по механизации посола, в ближайшем времени может быть устранена, а для преодоления ос­ тальных предстоит еще много ра­ боты. Основной трудностью внедре­ ния в практику работы выпуска готовой продукции на промысло­ к этому прибавить колебания объемов из-за дозировок и, глаз­ ное, потребность довольно значи­ тельного времени для максималь­ ного уменьшения объема массы сельди и соли, потребность зна­ чительного времени для наступ­ ления весового равновесия, то понятно, какие трудности стали на пути внедрения выработки го­ товой продукции непосредственно на СРТ. Кроме перечисленных, есть еще трудности технического порядка, вытекающие из малых производственных площадей ча палубе СРТ, большой трудоемко­ сти работ, обильных уловов и коммерческого порядка (условия продажи) и экономического по­ рядка (необходимо полностью ис­ пользовать объем бочек, чтобы обеспечить максимальную загруз­ ку трюмов СРТ и плавбаз). Как пример, можно привести СРТ «Муссон». Экипаж его уже вырабатывал готовую продукцию, но из-за необеспеченности усло­ вий работы он не смог дать про­ дукцию определенного веса в боч­ ке, и сельдь пришлось перерабо­ тать. в настоящее время обста­ новка несколько изменилась. На флотах появились суда с боль­ шим объемом производственных площадей на палубе, с охлажда­ емыми трюмами и главное поя­ вилась механизация уплотнения сельди в бочках, заменившая руч­ ную рядовую укладку. Появились и механизмы для посола, правда, еще не обеспечивающие точное дозирование соли по отношению к сельди. Но оснащенность флотов уже создает значительно большие условия для освоения метода вы­ работки готовой продукции на борту СРТ. Преодоление перечисленных выше трудностей не может быть достигнуто расчетным путем. Здесь необходим путь экспери­ ментирования в производствен­ ных условиях работы судов непо­ средственно на промысле. Министр СССР тов. Ишков в конце декабря прошлого года по­ ставил перед коллективами сель­ дяных флотов, в частности, п^ред нашим коллективом, задачу — приступить к решению вопроса выработки готовой продукции на промысловых судах, начав с СРТ типа «Океан». Будем экспериментировать — решили инженеры группы обра­ ботки «Мурмансельди». Инициа­ тива была одобрена. Но когда де­ ло дошло до практического осу­ ществления, помощи оказано не было. Экипажу коммунистического труда СРТ-Р X; 720, который должен был начать опытные ра­ боты, не разрешили переключать­ ся с тралового на сельдяной лов. Была усмотрена в этом угроза выполнению плана добычи. Мы же видим в таком подходе к де­ лу косность, стремление жить только сегодняшним днем, неува­ жение к нуждам обработчиков. По плану в январе суточная нагрузка на корабль, находящий­ ся на тресковом промысле, до­ ставляла 40 центнеров, а на сель­ дяном — 30 центнеров. Понятно, что отсутствие одного СРТ на траловом лову не могло отразить­ ся на показателях всего флота. А если оценивать работу экипажей по выходу товарной продукции а выполнению плана по валу, то тут был бы достигнут большой эффект. Дело не в плане, а -в борьбе старого с новым, в непонимании того, что без перспективы сей­ час работать нельзя. Столкнулись две линии. Одна — только те­ кучка, только решение задач се­ годняшнего дня. Другая — не­ смотря ни на какие трудности, в решении текущих задач, все же вопросы перспективы должны ставиться и решаться с макси­ мальным приложением усилий и, гламое, быстро. Еще многие и даже руководя­ щие работники рыбной промыш­ ленности не понимают, что тех­ ническому прогрессу в техноло­ гии должны предшествовать кро­ потливые и серьезные опытЪк Это работа не видная, сразу эффекта не дает. Но она необходима для перехода на новые, более эконо­ мичные методы выпуска отличной продукции. В ней могут быть и ошибки, и неудачи. Нередко тре­ буются значительные затраты, по все это оправдывается конечным результатом, если, разумеется, выбрано верное направление. Не производство ради произ­ водства, а производство для удов­ летворения нужд народа лучшей, в большем количестве и бол-^е дешевой продукцией, — вот за­ дача, стоящая перед нами. На «ее нас нацеливают и направляют ре­ шения ХХП исторического съезда КПСС. М. С ВИ ТАШ ЕВ , заместитель начальника управления «Мур~ мансельдь». « РЫ БН Ы Й МУРМАН» 19 апреля 1962 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz