Рыбный Мурман. 1962 г. Апрель.
Где отремонтировать донный лаг? Перешагнули рубеж семилетки В траловом флоте на судах шведской постройки имелись хо рошие донные лаги, но почти на всех кораблях они вышли пз строя. Основная причина — по гнулись трубки «Пито». Их ни кто не ремонтирует. У многих траулеров во время слипования и докования отвер стие в днище заваривается, си стема лага разбирается и выбра сывается. А как он нужен про мысловикам! Ведь лага с вер тушкой во время работы с тра лом за корму не выпустишь. Су доводители пользуются изредка планширным лагом, то есть ведут счисление пути по старинке — «на рукавичку». Из-за этого суда порой теряют рыбные косяки, что вызывает невыполнение рейсо вых заданий и наносит убыток государству. Не раз уже вопрос о ремонте донных лагов ставил перед вы шестоящими организациями глав ный капитан флота тов. Низги- рев, но получал один ответ — нет помещения для мастерской. Прямо скажем — ответ весь ма странный. Если бы экономи сты подсчитали убытки от того, что лаги выбросили, то ст$ло бы ясным, что помещение надо срочно найти. На экспедиционном судне «Се вастополь» имеется хороший дон ный лаг Г0-М4, и он тоже требу ет ремонта. Электрическую часть с большими трудностями удалось сдать судоверфи, а вот передаю щее устройство никто ремонтиро вать не взялся. Судоверфь кива ет на рыбный порт, а там отве чают: не 'ремонтируем, нет поме щения. Весьма странно и то, что ког да речь заходит о ставках и штатном расписании, то судо верфь зовется судоверфью, а ког да требуется отремонтировать лаг, то она сразу же превраща ется в обычный судоремонтный завод. Автоматические метеостан ции тоже никто не ремонтирует, и они также выбрасываются! Сколько денег летит из-за этого на ветер, а ведь все это потом сказывается на себестоимости рыбы. Мне думается, что надо заста вить судоверфь ремонтировать донные лаги, автоматические ме теостанции и другое нужное для судов оборудование, которое она пока в ремонт не принимает. С. ЕД ЕМ СКИЙ , капитан. НА ЭТОМ С Н ИМ К Е И ЗО Б РА Ж Е Н Ы Л У ЧШ И Е ТОКАРИ Ч И Р Ч И К С КО ГО ЗАВОДА «УЗ- Б Е К Х И М М А И Ь (С Л Е ВА НА П РА ВО ) КОНСТАНТИН Н И КИ ТИН, И ВАН ДУБОВОЙ И ИС М АИЛ А БД У Ж А Л И Е В . ОНИ У Ж Е ВЫ П О Л Н И Л И СЕМИЛЕГ- Н И Е ЗАДАНИ Я И РАБОТАЮТ В С Ч ЕТ 1966 ГОДА. > Фото Р. Шамсутдинова. Фотохроника ТАСС. + / / + / / + / / + / / + У / 'к / Л к / / * / / + / / + / / + / / + / / + 7 / + / / + / / + / / * / / * С Х Е М А И Ж И З Н Ь (Окончание. Нач. см. на 1-й стр.) Казалось бы, что нам надо и дальше развивать освоенные ме тоды выпуска малосоленой сельди и выработки готовой продукции на плавбазах, производство нена сыщенных посолов на СРТ. Но это было бы полумерой. При на ших методах работы мы все же сохраняем для основной массы сельди насыщенные посолы, а ос новную массу малосоленой сель ди готовим методом прерванного посола. При этом у нас каждая бочка открывается не менее трех раз, сельдь дважды, а то и триж ды вручную перекладывается из бочки в бочку, расходуется в среднем на посол 25— 27 процен тов соли. А, главное, два, а ино гда и три раза нарушается есте ственное течение посола, и для большинства бочковой сельди ес тественные тузлуки заменяются искусственными. Качество продукции также ос тавляет желать лучшего. Во мно гих случаях сельдь, даже в ящи ках, имеет или повышенную или наоборот пониженную до 4— 5 процентов соленость. Эти же не достатки имеются и у малосоле ной сельди бочковой уборки. Вто рым существенным недостатком является ограниченность возмож ности увеличения выпуска мало соленой сельди. В-третьих, те ряется возможность снижения се бестоимости и получения больших экономических выгод. В Е С Н А полную силу. И все-таки ры ба лежит, не успевают ее об рабатывать. Девчата решают отработать две смены. А что решено в бригаде — закон. Отработать две смеиы — нелегкое дело, нелегкое и по тому, что отдаешь работе все силы. А девчата отработали бодро. В раздевалке задорнее слышался смех, шутки. — «Отбарабанили», а ге- * перь все в кино. — Слово бригадира и после работы — тоже закон. — А потом отды хать! Так и решено. Трудно до стать билеты, в кино. — Галя все сделает, девчата даже не беспокоятся. Уж такой у них бригадир. — Накануне съезда брига да «подбила костяшки», — шутит Галина. — Свою про грамму мы выполнили полно стью, все пункты обязатель ства до одного. Вот так и живут девчата, неугомонные, беспокойные. А в прошедшее воскресение у всей бригады был праздник. У Веры Белоусовой была свадь ба — настоящая^ комсомоль- екая. — Ты. Вера, смотри. Хотя у тебя и семья теперь, а бригад- ЕРОИ НАШИХ Д Н Е Й ные дела от этого не должны страдать. Все как было, так и должно остаться, — так и сказали девчата. Хорош Мурманск вечером, в эти весенние дни. Хорошо идти по его улицам после сме ны, вот так, всем вместе, се мерым. После настоящей рабо ты, когда ты отдал ей все, это особенно хорошо. Три весны прошло с тех пор, как девчата пришли на рыбокомбинат. Три весны — большой срок. А четвертая весна — особо знаменатель ная, особо памятная. Съезд комсомола, той самой безусой армии, из которой вышел Кор чагин, Матросов, Гагарин, — знаменательное событие в жизни молодежи нашей стра ны, в жизни вот таких дев чат. В. Д ЕЛЮ КИ Н . Более правильным как с тех нологической, так и с экономиче ской стороны является освоение выработки готовой продукции не посредственно на самих промыс ловых судах . Выработка готовой продукции на СРТ—дело огромной важности для сельдяных флотов. Однажды уложенная в бочку сельдь без дополнительных затрат труда по ступит к потребителю в естест венных тузлуках. По качеству сельдь будет такая же и даже несколько лучше, чем баночная, которую высоко ценят потреби тели. А экономический эффект в масштабах «Мурмансельди» со ставит несколько миллионов руб лей за счет сокращения расхода вых судах является то, что нуж но дать в бочке определенный вес, по которому эта продукция реализовалась бы. Это с одной стороны, а с другой то, что в процессе ненасыщенного посола сельдь сначала резко убывает в весе, затем значительная часть потери восстанавливается за счет эффекта набухания. В-третьих, изменение веса сельди, переход соли в раствор и проникновение ее в тело рыбы резко уменьшают объем массы. Если взять за еди ницу объем сельди и соли при определенной дозировке соли, то объем высолившейся сельди будет составлять примерно около чет верти бочки, полностью заполнен ной при первичном посоле. Если >4ЧССТЬ НАШЕЙ М а р к и I V ) V 1 Si ! I ! I I соли на 13— 15 тысяч тонн в год; сокращения затрат труда, эквивалентных работе 1.200 че ловек; повышения выхода товар ной продукции на 80— 90 тысяч центнеров; сокращения пример но на одну треть потребности в дорогостоящих плавбазах. При этом надо учесть, что ни каких обстоятельств, вызываю щих какие-либо дополнительные расходы, нет. Наоборот, это меро приятие дает резкое снижение се бестоимости сельди. Примерная экономия составит 9,5— 10 мил лионов рублей в год. В масштабах всех сельдяных флотилий, рабо тающих в Северной Атлантике, эти цифры надо увеличить в 4— 5 раз. Таким образом, мы знаем, как надо работать, чтобы с получе нием больших экономических вы год и резкого снижения себестои мости, дать потребителю сельдь отличного качества. Вопрос о не обходимости работать методом выпуска готовой продукции непо средственно на СРТ не нов. Еще на заре развития океанического промысла сельди этот метод рабо ты предусматривался, предусмат ривалась даже специальная опла та труда экипажей. Но указанные выше причины, а также малое внимание к вопросам улучшения качества в целом по рыбной про мышленности привели к тому, что этот метод не нашел применения. Помимо указанных причин, вы работка готовой продукции на СРТ сопряжена с большими тех ническими трудностями. Часть пз них, благодаря проведенным ра ботам по механизации посола, в ближайшем времени может быть устранена, а для преодоления ос тальных предстоит еще много ра боты. Основной трудностью внедре ния в практику работы выпуска готовой продукции на промысло к этому прибавить колебания объемов из-за дозировок и, глаз ное, потребность довольно значи тельного времени для максималь ного уменьшения объема массы сельди и соли, потребность зна чительного времени для наступ ления весового равновесия, то понятно, какие трудности стали на пути внедрения выработки го товой продукции непосредственно на СРТ. Кроме перечисленных, есть еще трудности технического порядка, вытекающие из малых производственных площадей ча палубе СРТ, большой трудоемко сти работ, обильных уловов и коммерческого порядка (условия продажи) и экономического по рядка (необходимо полностью ис пользовать объем бочек, чтобы обеспечить максимальную загруз ку трюмов СРТ и плавбаз). Как пример, можно привести СРТ «Муссон». Экипаж его уже вырабатывал готовую продукцию, но из-за необеспеченности усло вий работы он не смог дать про дукцию определенного веса в боч ке, и сельдь пришлось перерабо тать. в настоящее время обста новка несколько изменилась. На флотах появились суда с боль шим объемом производственных площадей на палубе, с охлажда емыми трюмами и главное поя вилась механизация уплотнения сельди в бочках, заменившая руч ную рядовую укладку. Появились и механизмы для посола, правда, еще не обеспечивающие точное дозирование соли по отношению к сельди. Но оснащенность флотов уже создает значительно большие условия для освоения метода вы работки готовой продукции на борту СРТ. Преодоление перечисленных выше трудностей не может быть достигнуто расчетным путем. Здесь необходим путь экспери ментирования в производствен ных условиях работы судов непо средственно на промысле. Министр СССР тов. Ишков в конце декабря прошлого года по ставил перед коллективами сель дяных флотов, в частности, п^ред нашим коллективом, задачу — приступить к решению вопроса выработки готовой продукции на промысловых судах, начав с СРТ типа «Океан». Будем экспериментировать — решили инженеры группы обра ботки «Мурмансельди». Инициа тива была одобрена. Но когда де ло дошло до практического осу ществления, помощи оказано не было. Экипажу коммунистического труда СРТ-Р X; 720, который должен был начать опытные ра боты, не разрешили переключать ся с тралового на сельдяной лов. Была усмотрена в этом угроза выполнению плана добычи. Мы же видим в таком подходе к де лу косность, стремление жить только сегодняшним днем, неува жение к нуждам обработчиков. По плану в январе суточная нагрузка на корабль, находящий ся на тресковом промысле, до ставляла 40 центнеров, а на сель дяном — 30 центнеров. Понятно, что отсутствие одного СРТ на траловом лову не могло отразить ся на показателях всего флота. А если оценивать работу экипажей по выходу товарной продукции а выполнению плана по валу, то тут был бы достигнут большой эффект. Дело не в плане, а -в борьбе старого с новым, в непонимании того, что без перспективы сей час работать нельзя. Столкнулись две линии. Одна — только те кучка, только решение задач се годняшнего дня. Другая — не смотря ни на какие трудности, в решении текущих задач, все же вопросы перспективы должны ставиться и решаться с макси мальным приложением усилий и, гламое, быстро. Еще многие и даже руководя щие работники рыбной промыш ленности не понимают, что тех ническому прогрессу в техноло гии должны предшествовать кро потливые и серьезные опытЪк Это работа не видная, сразу эффекта не дает. Но она необходима для перехода на новые, более эконо мичные методы выпуска отличной продукции. В ней могут быть и ошибки, и неудачи. Нередко тре буются значительные затраты, по все это оправдывается конечным результатом, если, разумеется, выбрано верное направление. Не производство ради произ водства, а производство для удов летворения нужд народа лучшей, в большем количестве и бол-^е дешевой продукцией, — вот за дача, стоящая перед нами. На «ее нас нацеливают и направляют ре шения ХХП исторического съезда КПСС. М. С ВИ ТАШ ЕВ , заместитель начальника управления «Мур~ мансельдь». « РЫ БН Ы Й МУРМАН» 19 апреля 1962 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz