Рыбный Мурман. 1962 г. Апрель.
С * к а ф & м В. П. МАХ ИЛ ЕВ , капитан. ЕСЛИ ТЫ КОМАНДИР Капитанам на нем был Степан Григорье вич Пайкачев. Однажды в рейсе он забо лел. Я принял командование и вернулся из этого рейса уже капитаном. До войны я плавал на траулере «Че люскинец Павлов», Великая Отечественная война застала меня в Ленинграде на Ки ровских островах. Немедленно вернулся из отпуска в Мурманск. Большинства про мысловых судов уже здесь не было. Они ушли в Архан гельск. Меня на правили в отдел вспомога т е л ь- ( Продолжение. Нач. см. в №№ 42 и 43). Дрогнуло у меня сердце, когда глянул на рейд, — там еще стоял парусник «Товарищ». Я и поду мал: «Эх, в Аргентину бы схо дить. мир посмотреть». Да, вот так и началась моя биография в траловом флоте. Тралмейстер Лукинский на «Щуке», потом на траулере «Дзержинский» 1 капитан Ле онтьев. тралмейстер Павел Ми хайлович Морозов учили меня премудростям тралового дела. Учили охотно, любовно, так, что мне с палубы на мостик и ухо дить не хотелось, хотя я имел на это право. Прикипела душа к па лубе. К 1929 году траловый лов мур манчане освоили отлично, разби рались в тралах лучше иностран цев. изобретали новые, наиболее уловистые, удобные в работе. К этомv году относится организация тралового промысла на Дальнем Востоке. В 1929 году в Герма нии построили три однотипных траулера — «Дальневосточник», «М. Горький» и «Большевик». Два пригнали в Мурманск. А «Дальне восточник» мы приняли в Герма нии и отправились в дальний путь. На судно пришли архан гельские матросы, старший меха ник Максимов, Яков Александро вич Постников шел -старшим штурманом, Василий Александро вич Егоров — вторым, один из первых тралмейстеров ученик Шамалуева — Андрей Крыкуез был боцманом. Я был матросом. Шли южным путем, через Суэц кий канал около 2,5 месяцев. 9 декабря 1929 года траулер «Даль невосточник» ошвартовался во Владивостокском порту. Этот траулер поступил в распоряже ние «Дальгосрыбтреста». Потом в распоряжение акционерного кам чатского общества (АКО ) посту пил траулер «Балкан». Его ос ваивали также архангельские мо ряки. Вся команда, состояла из них. Отдел по добыче рыбы в «Дальгосрыбтресте» возглавлял бывший начальник Сумской море ходной школы Гринер. Встрети лись мы с ним. Он мне и говорит: — Суда пригнали—хорошо. Но хочешь — не хочешь, а придется остаться. Тралмейстером пойдешь. Капитаном на «Дальневосточ нике» стал Постников, старшим штурманом — Егоров. Остались учить дальневосточных промысло виков. Написал тогда своей неве сте — приезжай, мол. Она реши лась, приехала через весь Сою?. Вот уж 33 года живем^ вместе. Это сейчас частенько приходится слышать — разошлись, мол, года не прошло. А в наше время вы бирал моряк подругу долго, да на всю жизнь. Рос я, росла и моя жена Алек сандра Петровна, мой верный друг и товарищ. Образование у нее небольшое — приходская школа, а по разговору с ней ни когда не определишь, кто она — врач или профсоюзный работник. И в морском зеле неплохо раз бирается, знает экономику и ге ографию многих стран. Почему? Она всегда внимательно следила за моими морскими путями-доро гами. Читала литературу о тех странах, в которых я бывал. Зна ла из книг, какие там люди, обы чаи, нравы. Моя жена и сейчас для меня самый интересный со беседник. т г О Г Д А мы траулеру укомп * * лектовали, обучили моряков траловому делу, я решил пойти плавать штурманом. Внервые я ступил на судно вторым штурма ном в 1932 году. Было это на траулере «Уссуриец». Все хорошо, все нравится на Дальнем Восто ке, а домой тянет. Пришел в Главк, начальником одного отде ла «Дальгосрыбтреста» был Но виков. — Отпустите, — говорю, — ме ня домой. Кадры у вас уже есть. И в 1933 году вернулся в Мур манск. Встретили радушно. Пом ню, главный капитан Свободин и начальник промыслового отде ла Кононов говорят: — Вот и хорошо, что вернулся. У нас тралмейстеров не хватает. — Да нет уж, — отвечаю, — я судоводитель. — А диплом?! — Диплом судоводителя-то у меня «давно, с 1925 года. — Вот так здорово! И никогда не сказал никому. Почему? — Увлекся палубной работой, так вот и плавал. Направили меня вторым штур маном на траулер, носивший имя моего знаменитого земляка — «Капитан Воронин». Потом я пошел учиться на двухгодичные курсы. Окончил их. И стал рабо тать старшим помощником капи тана на траулере «Ленинграл». ных судов и гава ней Северного флота. Всю войну был командиром морского буксира. Мы снабжали воинов Рыбачьего боеприпасами, продовольствием. Буксировали по две—три баржи. Каждую ночь мы были у Рыбачьего. Вели однажды баржу с авиационными бомбами. В одиннадцать часов 11 враже ских самолетов прошли на брею щем полете над нашим малень ким караваном. Очнулся я в гос питале на полуострове Среднем. Трое осталось нас в живых, ос тальные погибли. Интересовался я в это время н работой рыбаков. Опаснейшие были рейсы. От рыбоделов моря ки становились к пулеметам. Кончится налет, перевяжут ране ных и снова за рыбодел. Работали самоотверженно; Эшелоны с ры бой по-прежнему шли с Кольско го полуострова. ( Продолжение следует). ♦ Владимирская область. Ком сомолка Нелли Абашкина делегат X IV съезда ВЛ КСМ . В 1958 году она закончила среднюю школу и поступила работать на Кольчугинскии завод имени Орджоникидзе, где освоила специальность шлифовщицы. Нелли учится на IV курсе Кольчугшнского тех никума по обработке цветных металлов. Она отличиица уче бы и активная обиестаеннииа, хорошая спортсменка. На снимке: делегат X IV съезда ВЛ КСМ Нелли Абаш кина. Фото Н. Акимова. \ Фотохроника ТАСС. Читатель спрашивает Уважаемая редакцм! Прошу ответить, какой существует наи более действенный способ оказания первой помощи ври пораже нии человека электрическим током. I I механик траулера с Плутон» ЛИ. П Е ГА ИОВ. Об этом еще спрашивает и старший моторист траулера «Се верное сияние» Борис Метлов. Газета отвечает „Р ыб а к Заполярья" ждет вас Дачный поселок «Рыбак Заполярья» расположен в Ад лере, живописном уголке на шей страны на Черноморском побережье Кавказа. Чудесный черноморский воздух, пляж, морские купания, обилие сол нца, тепла, южная раститель ность — это великолепные условия для отдыха. Свою работу поселок на чал с первого апреля. Закан чивается сезон первого нояб ря. Сотни семей моряков еже годно проводят в Адлере свой отпуск. Так, в 1961 году здесь отдыхало 237 семей ра ботников из «Мурмансельди». Здесь побывали матрос А. Смирнов, капитан СРТ № 4229 В. Лановой, старший механик Ф. В. Черных, буфет чица плавбазы «Антарктика» Ю. Н. Павловская и другие. Сейчас в поселке горячая пора. Идет подготовка к встре че первых отдыхающих. За канчивается строительство еще одного коттеджа. Сочин ская дорожная контора завер шает подготовку дорог к ас фальтированию. Дачный по селок благоустраивается. В этом году здесь будет посаже но много деревьев, кустарни ков, цветов. Там, где отдыхают наши селка в Адлере находится столо сивейших в поселке. В распоряжении отдыхаю щих клуб, .библиотека, биль ярд, шахматы, шашки, цент ральные газеты и мурманские — «Полярная правда» и «Рыбный Мурман»- Хотя лю ди находятся за несколько ты сяч километров от родного Мурмана, они по газетам зна ют о работе и делах моряков. Те, ktq пожелает, могут иг рать в волейбол. В этом го ду открывается баскетболь ная площадка, приобретается необходимые спортинвентарь, гантели и т. д. На пляже мож но брать на прокат шлюпки. На машинах поселка «Ры бак Заполярья» отдыхающие выезжают на экскурсии с моряки. В центре рыбацкого по- вая. Здание это — одно из кра- опытными экскурсоводами в живописные места Черномор ского побережья Кавказа: к озеру Рида, в Гагры, в сов хоз «Южные культуры». Сам шитовую рощу (Хоста), в Ден драрий (Сочи). Продолжительность семей ных путевок от 15 до 45 су ток. Сейчас в «Мурмансель ди» уже несколько моряков приобрели семейные путевки в дачный Поселок «Рыбак Запо лярья». Среди них старший штурман СРТ-Р-703 9. С. Ку- рякин, мастер лова СРТ № 4222 I . А. Дятлов, стар ший мастер Забелинский и другие. В. А БА РКИ Н, капитан. Несчастные случаи от электри ческого тока часто бывают связа ны с мнимой смертью пострадав шего, вызванной нарушением сер* дечной деятельности и прекраще нием дыхания. В таких случаях необходимо производить искусст венное дыхание немедленно по освобождении пострадавшего от тока. Быстрое и правильное при менение искусственного дыхания позволяет в большей части слу чаев вернуть к жизни мнимоумер ших. В последние годы в ряде стран, на основе новых исследований и наблюдений, для оживления ор ганизма при поражении электри ческим током применяют мегоаы восстановления дыхания вдувани ем воздуха изо рта спасающего в рот пострадавшего. Независимо аруг от друга вра чи различных стран (Сафар, Са дове, Элам и-Грин в США, Ру бен в Дании, Ульмер в Ф Р Г , Не- говский в СССР ) пришли к вы воду, чго этот способ является наиболее эффективным. Этот метод позволяет ввести в легкие пострадавшего 1—2 л. воз духа, что значительно больше объема воздуха, поступающего в легкие при искусственном дыха нии. осуществляемом воздействи ем рук спасающего на грудную клетку и легкие пострадавшего. До сих пор такое количество воз духа можно было ввести в легкие пострадавшего только в клиниче ской обстановке при помощи спе циальных аппаратов. Сразу же псхгле поражения электрическим током пострадав ший должен быть положен на спину и освобожден от стесняю щей одежды. При вдувании че рез Hgc спасающий повора чивает лицо пострадавшего вверх, кладет одну руку на его темя, а вторую на подбородок и запроки дывает голову так, чтобы было выдвинуто горло. Затем он дела ет вдох и вдувает воздух постра давшему через нос в течение при мерно 5 сек. так сильно, чтобы его грудь заметно поднялась. Ког да спасающий делает вдох, по страдавший пассивно выдыхает. При вдувании через рот спасающий захватывает большим пальцем рот пострадавшего я поднимает подбородок. При этом нижняя челюсть поднимается вперед, и голова с растянутым горлом закинута назад. Другой рукой спасающий придержива ет голову за темя и вдувает пострадавшему воздух через рот. При правильном применении этот метод высокоэффективен, и от ■должен быть принят, если пути воздуха через нос закрыты. Если по гигиеническим или дру гим соображениям нежелательно непосредственное соприкосновение при вдыхании, то применяют раз личные отдаляющие прокладки — платки или куски материи. На основе достигнутых резуль татов вдыхание при помощи рта получило широкое распростране ние в США, Швейцарии и в скан динавских странах. Этот метод является единствен но надежным и безопасным, когза пострадавший наряду с потерей сознания имеет еще внешние или внутренние ранения, ожоги ила переломы и воздействие рук спа сающих на грудную клетку пост радавшего исключено. Такие со ображения особенно основатель ны при несчастных случаях от электрического тока, связанных с ожогами или падениями с мачт и других конструкций. Из статьи Г. В. Сербинов- ского в журнале «Промыш ленная энергетика» № 9 за 1961 год. Т РА У Л Е Р ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИ КА Промысловое судно с обшивкой из листов армированного стекло пластика строится в США. Об шивка связана с килем из твердо го дерева и ахтерштевнем из ар мированной стекловолокном пластмассы. Форштевень изготов лен из того же материала, при вальный брус н продольные жест кости — из полихлорвиниловых труб, а мачты и стеньги — из алюминиевых. Судно — дизель* ное, длина/его 12,2 метра. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz