Рыбный Мурман. 1962 г. Апрель.

Дружинники холодильного завода J i 2 бдительно охраняют порядок у кинотеатра «Ссмрям сияние». На снимке: (слева «вправо) кувор Н. Скачялов, электрик С. Гнидкии я командир дружины Н. Бородин во время дежурства. ★ 'У* УУ~к Р ы б у х о я с е р вш р у ет х о л о д То, о чгм рассказывает профес- холода. Он создал так называе- форму и строение тканей, но я сор Ленинградского института мые «сухие» консервы». Стоит по- питательные вещества, витамины, торговли, доктор технических на* ложить дольки рыбы или мяса в находящиеся в продукте. В герме- ук А М. Малков, заинтересует теплую воду, как продукт «ожи- тической упаковке эти удивитель* каждого. В руководимой им лабо- вает», становится ароматным, ные консервы могут храниться го* ратории разработан оригиналь- словно выпущен предприятием не- дами, не теряя своих пищевых ный способ получения рыбных, сколько часов назад. свойств: мясных, овощных консервов «хо- Как же это делается? Профессорами Малковым н„Ти- лодным методом». Николаи Николаевич показыва* товым сконструирована неслож* — Представьте себе, — гово- ет стеклянные банки с герметиче- ная установка. Продукт в свежем рит ученый, — вы захотели при- скими крышками. В одних неболь- виде помещается в охлажденную готовить суп из свежей рыбы, я шие рыбы, в других грибы» в камеру, где создается глубокий на десерт — ароматную клубнику третьих — клубника или лимоны. в а К у у М ’ Через определенное время со сливками. Но ни того, ни яру- На первый взгляд все это кажет- продукт обезвоживается. О стаег того у вас нет. На дворе зима, ся таким, как мы привыкли ви- ся ^ 8ЫНухь и герметически упа- Однако есть выход, желание мо- деть на прилавках магазинов. Но ковать, аля этого можно исполь* жет быть удовлетворено. Вы иде- стоит взять в руки хотя бы селед- зовать стеклянную банку или по* те в магазин и покупаете две бан- ку, я сразу чувствуешь ее невесо- лиэтиледовый пакета ки удивительных консервов. В од- мость, сватность» — она высу- м споашиваем V4eHbIX м _ ной свежая рыба, в другой— яго- шена. Но высушена не так, как ды клубники. — А , М. Малков продающаяся в магазинах воб- внедрись на рыб™ых кочб£ советует побеседовать с профес- ла, лещ или лук, грибы, яблок*, сором Н. Н. Титовым. а с помощью так называемой ли- S “ T S E S S S Ват уж е четверть века занима- офильной (холодной ) сушки. L L a *rv«rrf™ L r . ется профессор Н. Н. Титов опы-Этот метод позволяет, а «гл.- ^ " Л ^ Г Т о о л , ^ тами по обработке рыбы и других чие от горячей сушки, полностью к у пищевых продуктов с помощью сохранить не только внешний вид, — Вполне возможно , —- зтвечз- А. М. Малков. — Профессор * У / 'к /У 'к У У 'к Р У * УУ'к У Х 'к / У 'к У / 'к У 'к У / 'к У /Ъ У У + У У + У У * УУ+ уУ 'к .У У + .УУ 'кУУ * У У + У У + У У + у У + у У * УУ +У КОМАНДИР рищ». Вынесло у них паруса. Ледокол «шестерка» притащил его на буксире в Мурманск. "Всю команду прежнюю списали. Набирать стали матросов, что с побережья Белого моря были. Из Сумпосада боцма­ нами пошли Александр Кузнецов и Вик­ тор Демидов. До 1924 года плавал я на парусных су­ дах. Плавательный ценз у меяя был уже 32 месяца. Получил диплом судоводителя маломерных парусных судов. Это давало право занимать на траулерах должность второго штурма­ на. Но я продол­ жал плавать мат- ет !ф Н . Н Титов, изучив производство консервов всякого рода, пришел к выводу, что промышленный вы­ пуск нового вида консервов обой' дется не дороже применяемого росом. (Продолжение. Нач. см. в № 42). Меня направили матросом нэ траулер «Сайда». Это был один из минных тральщиков, которые переоборудовали под траловый лов рыбы. Капитаном на «Сайде» был Андрей Александрович Анти­ пин. Пока суда стояли на перео­ борудовании, капитаны, штурма­ ны будущих промысловых судов выходили в море на траулере «Дельфин» и учились поднимать н спускать трал, знакомились с маневренностью судна при трале* вии. Учил их Федор Шамалуев. Помню, вышли мы в первый рейс. Тралмейстером был у нас рыжий англичанин со вставным глазом. Мы, русские, такелажное дело знали отлично, умели разде­ лывать рыбу, но никто не умел чинить трал. Спускать и подни­ мать его капитан кое-как умел, а вот чинить — это была проблема. Англичанин все сам делает, ниче­ го не показывает. Наберет сети в руку, даст держать, а сам ?а- шивает. Чуть запутаешься или уж очень внимательно к тралу при­ смотришься — так тебя с ног до головы передернет — это англя- чанин тебе по руке иголкой уда­ рит. чтобы не зевал и не любо­ пытничал особенно. Тралмейстерами тогда были поч­ ти все англичане. Секреты свои они хранили крепко и посмеивз- лись над нами: куда, мол, вам, русским, такую премудрость ос­ воить. А вот, освоили! Да таких ли еще мастеров имели! Там родились наши первые траловые капитаны — Федор Ми­ хайлович Михов, Степан Дмитри­ евич Копытов, v капитаны Каска, Кац, Леонтьев, Степан Дмитриз- нич был на «Камбале», Михов — на «Скате», Леонтьев — на «Тре* ске*. Среди них первейшее место за­ нимает по праву первый русский тралмейстер Шамалуев. Я согла­ сен с капитаном Степаном Дмит­ риевичем Копытовым — именем Федора Шамалуева должен быть на?ван один из траулеров трало­ вого флота. В 1920 году Сумской море­ ходной школе открыли двухгодич­ ные курсы судоводителей мало­ мерных парусных судов до ста- регистровых тонн. Я поступил на эти курсы. Для получения дипло­ ма нужен был 24-месячный пла­ вательный ценз на парусных су­ дах. С открытием навигации в 1922 году я пошел плавать на парусной судно «Иоанн Предте­ ча». Капитаном там был мой отец. С того времени у меня хранит­ ся цензовая книжечка № 114 для внесения сведений о плаваниях на парусных и паровых судах. Написано там, что выдана она 5 апреля 1921 года «из Сумской профессионально-технической мор­ ской школы гражданину Сумско­ го посада Архангельской губер­ нии Василию Павловичу Махилс* ву». И есть в этой книжке такие записи, которые никогда не по­ явятся, к счастью, у вас, молодые люди. В графе «судовладелец» стоит: «Прасковья Антуфьева». Или — парусное судно «Невский* — судовладелец Александра Мо­ розова. Стоит ли говорить, что это были за люди, стоит ли рас­ сказывать о том, как драли они семь шкур с каждого, кто попа­ дался им в руки. Хорошо, что время их скоро кончилось. Добро народное, заработанное шерша­ выми матросскими руками, стало народным. На судах этих частников мы все так же пока доставляли оы- бу из Норвегии: из Варде, Хам- мерфеста. А везли туда лес, дро­ ва. Ходили исключительно под па­ русами. Кончится навигация, как встанут суда на Двине — непро­ ходимый лес мачт. Какая была тяжелая работа на этих судах, я покажу на таком примере. «Иоанн Предтеча» — па­ русная шхуна прямого вооруже­ ния. пятнрейная. Это несколько сложнее, чем судно косого воо­ ружения, так . как постановка и уборка парусов. осложняется тем, что работать на реях приходятся при свежем ветре и сильном вол­ нении моря. Работа тяжелая, в особенности,- когда полотно пару­ са мокрое. Не только руки дол­ жны быть крепкие, ноги, как тог­ да говорили, должны быть цепкие — иначе на перте не устоишь. Шли мы в 1923 году из нор­ вежского порта Тромсе в Архан­ гельск с грузом селедки в бочках. Уже к ночи на подходе к Магер- зунду подул сильный встречный ветер. Глубины большие. Стать на якорь было невозможно. Капитан принял решение продержаться под парусами до утра. Место уз­ кое, в шхерах приходилось лави­ ровать: 20—25 минут идти одним галсом, потом поворот и снова 20—25 минут ^другим галсом. Сколько там можно было отдох­ нуть? Конечно, никто не спал. Поворот, команда: «Не зевай на брасах». Лавировали всю ночь до утра. Наутро у всех на руках были кровавые мозоли. Якоря на парусниках тоже поднимали вруч­ ную. Брашпиль без пара был. Ед ­ ва-едва цепь по звену двигалась. Работа на паруснике, как види­ те, нелегкая, а любил я ее, инте­ ресно было. Сейчас вспоминаешь те времена парусного флота. Дви­ гателей никаких не было, я ава­ рий почти не было. А сейчас? Ко­ рабли современные, двигатели хо­ рошие. Судно вперед н назад мо­ жет идти, а аварий много. Это можно объяснить только -несерь­ езным Отношением к порученному делу, к морскому делу. Матросы с нашего побережья, ходившие на парусниках, были отличными мореходами. Помню, в 1926 году такой случай был. С грузом в Аргентину из Ленингра­ да направлялся парусник «Това- сейчас способа. В. К РИ ВОШ ЕИ Н . ТТРИЕХАЛ в Мурманск в 1925 году. Здесь тогда была боль­ шая безработица. Встал на учет матросом — 175-м по счету. Со­ брались мы трое с Сумпосада.] пошли в торговый порт. — Нет ли работенки какой? — спрашиваем капитана порта. — Да дета много, баржи вон разгружать надо, вагоны гру­ зить. Так мы втроем работали в тор­ говом порту. Потом встречаю как-то капитана знакомого, Якова Алексеевича Богданова. — Ты где? — спрашивает. — В порткомводе, на учете, — отвечаю. — Нужен мне, — говорит. — матрос. И сам пошел в портком- вод. Там заупрямились. — Очередь, — говорят. Он отвечает: — Или Махилева, или никого. Я с ним плавал. Матрос — луч­ ше не надо. Потому и беру. Со­ гласились в порткомводе. Так я пошел сначала матросом, потом помощником тралмейстера . на траулере «Щука». ( Продолжение следует). ГК ! ■ I O I С кем и когда играет «ТРАЛФЛОТОВЕЦ» Si С большим нетерпением ждут мурманчане начала футбольных !! состязаний. Многих болельщиков интересует вопрос: с какими :| командами «Тралфлотовец» вс тети гея в наступающем футбольном I ! сезоне? • I В первом круге на первенство РС Ф С Р по футболу для команд •| класса «Б» на 1962 год календарь игр будет таким: 2 мая — «Спутник» (Калуга) — «Тралфлотовец». 6 мая — «Динамо» (Брянск) — «Тралфлотовец». 13 мая — «Волна» (Дзержинск) — «Тралфлотовец». 20 мая — «Ракета» (Горький^ — «Тралфлотовец». 27 мая — «Тралфлотовец» — «Текстнлыаик» (Кострома). 3 июня — «Тралфлотовец» — «Шинник» (Ярославль). 10 июня — «Химик» (Новомосковск) — «Тралфлотовец». 16 июня — «Знамя труда» (Орехово-Зуево) — «Тралфлотовец». 21 июня — «Тралфлотовец — «Текстильщик» (Иваново). 26 июня — «Тралфлотовец» — «Волга» (Калинин). 1 июля — «Тралфлоювец» — «Онежеи» (Петрозаводск). 6 июля — «Тралфлотовец» — «Спартак» (Ленинград). 11 июля — «Тралфлотовец» — «Металлург» (Череповец). 17 июля — «Тралфлотовец» — «Шахтер» (Тула). :: 22 июля — «Тралфлотовец» — «Вымпел» (Калининград, Мос- !! ковской области). На Кубок СССР в первом туре «Тралфлотовец» играет с «Шин* :: ником» 9 мая в Ярославле. a t •• ■ f 5!* Я1 «I«I«I • t Инструкция и чуткость Курсант Ленинградского море­ ходного училища (ЛВЙМУ имени Макарова) Владимир Кравченко получил направление в Мурманск на практику. Его назначили на СРТ-Р Ki 723 управления «Мур- мансельдь». На судне встретили его радушно, работал он энер­ гично. с охотой. В процессе ра­ боты Владимир не заметил, как у него началось воспаление боль­ ших пальцев обеих рук. Рейс подходил к концу, и как только судно встало п. рейд рыб­ ного порта, капитан вместе е Владимиром Кравченко выехал на берег. Вольному требовалась срочная хирургическая операции. Капитан сопроводил его в боль­ ницу. Здесь Владимиру удалила ногти обоих пальцев; сделали но* вокаиновые уколы, выдали боль­ ничный лист. _ У Владимира Кравченко в го­ роде нет никого знакомых. Пас­ порт у него остался на судне. Кравченко направился в До* междурейсового отдыха промыс­ ловиков. будучи уверенным • том, что там он найдет ночлег. Но администратор Подольская ответила ему грубым отказом, за­ явив, что «не наших» в ДМ0 не поселяют. Она не обратила внима­ ния на то, что у человека бы* больничный лист, что в тяжело* состоянии, с забинтованными ру­ ками, высокой температурой он окажртся на улице. Ему пыта­ лись помочь Анастасия Сергеевна Грибова, медицинская сестра бас­ сейна ДМ0 Людмила Константи­ новна Солдатенко. Но и им ниче­ го не удалось сделать. Кравченко приютила у себя в общежитии курсанты мореходно­ го училища. Каждый моряк в своем Доме междурейсового отдыха должеа встречать внимание и чуткость, к буква инструкции в данном слу­ чае встала на пути чуткого, бе­ режного отношения к больному человеку. С. ЛА ЗАРЕВ , член обкома комсомола, второй помощ­ ник капитана траулера «Ку* рейка». ■ ' ...■■гик— I ■ Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Газе*а выхолит по вторникам, че1вергам и субботам. Аврес редакции: Комсомольская улица, аом М 4. Телефоны: вам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры н быта пнем рыбною порта 2-75 я 28-87, партийной жизни, промышленный— 4-33? бухгалтерия — 8-96, редактор —’ tO-i®. писем — АТС Типография «Полярная правда». Зак. 2012. Тар. 5000. ПН-01331.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz