Рыбный Мурман. 1962 г. Апрель.
Дружинники холодильного завода J i 2 бдительно охраняют порядок у кинотеатра «Ссмрям сияние». На снимке: (слева «вправо) кувор Н. Скачялов, электрик С. Гнидкии я командир дружины Н. Бородин во время дежурства. ★ 'У* УУ~к Р ы б у х о я с е р вш р у ет х о л о д То, о чгм рассказывает профес- холода. Он создал так называе- форму и строение тканей, но я сор Ленинградского института мые «сухие» консервы». Стоит по- питательные вещества, витамины, торговли, доктор технических на* ложить дольки рыбы или мяса в находящиеся в продукте. В герме- ук А М. Малков, заинтересует теплую воду, как продукт «ожи- тической упаковке эти удивитель* каждого. В руководимой им лабо- вает», становится ароматным, ные консервы могут храниться го* ратории разработан оригиналь- словно выпущен предприятием не- дами, не теряя своих пищевых ный способ получения рыбных, сколько часов назад. свойств: мясных, овощных консервов «хо- Как же это делается? Профессорами Малковым н„Ти- лодным методом». Николаи Николаевич показыва* товым сконструирована неслож* — Представьте себе, — гово- ет стеклянные банки с герметиче- ная установка. Продукт в свежем рит ученый, — вы захотели при- скими крышками. В одних неболь- виде помещается в охлажденную готовить суп из свежей рыбы, я шие рыбы, в других грибы» в камеру, где создается глубокий на десерт — ароматную клубнику третьих — клубника или лимоны. в а К у у М ’ Через определенное время со сливками. Но ни того, ни яру- На первый взгляд все это кажет- продукт обезвоживается. О стаег того у вас нет. На дворе зима, ся таким, как мы привыкли ви- ся ^ 8ЫНухь и герметически упа- Однако есть выход, желание мо- деть на прилавках магазинов. Но ковать, аля этого можно исполь* жет быть удовлетворено. Вы иде- стоит взять в руки хотя бы селед- зовать стеклянную банку или по* те в магазин и покупаете две бан- ку, я сразу чувствуешь ее невесо- лиэтиледовый пакета ки удивительных консервов. В од- мость, сватность» — она высу- м споашиваем V4eHbIX м _ ной свежая рыба, в другой— яго- шена. Но высушена не так, как ды клубники. — А , М. Малков продающаяся в магазинах воб- внедрись на рыб™ых кочб£ советует побеседовать с профес- ла, лещ или лук, грибы, яблок*, сором Н. Н. Титовым. а с помощью так называемой ли- S “ T S E S S S Ват уж е четверть века занима- офильной (холодной ) сушки. L L a *rv«rrf™ L r . ется профессор Н. Н. Титов опы-Этот метод позволяет, а «гл.- ^ " Л ^ Г Т о о л , ^ тами по обработке рыбы и других чие от горячей сушки, полностью к у пищевых продуктов с помощью сохранить не только внешний вид, — Вполне возможно , —- зтвечз- А. М. Малков. — Профессор * У / 'к /У 'к У У 'к Р У * УУ'к У Х 'к / У 'к У / 'к У 'к У / 'к У /Ъ У У + У У + У У * УУ+ уУ 'к .У У + .УУ 'кУУ * У У + У У + У У + у У + у У * УУ +У КОМАНДИР рищ». Вынесло у них паруса. Ледокол «шестерка» притащил его на буксире в Мурманск. "Всю команду прежнюю списали. Набирать стали матросов, что с побережья Белого моря были. Из Сумпосада боцма нами пошли Александр Кузнецов и Вик тор Демидов. До 1924 года плавал я на парусных су дах. Плавательный ценз у меяя был уже 32 месяца. Получил диплом судоводителя маломерных парусных судов. Это давало право занимать на траулерах должность второго штурма на. Но я продол жал плавать мат- ет !ф Н . Н Титов, изучив производство консервов всякого рода, пришел к выводу, что промышленный вы пуск нового вида консервов обой' дется не дороже применяемого росом. (Продолжение. Нач. см. в № 42). Меня направили матросом нэ траулер «Сайда». Это был один из минных тральщиков, которые переоборудовали под траловый лов рыбы. Капитаном на «Сайде» был Андрей Александрович Анти пин. Пока суда стояли на перео борудовании, капитаны, штурма ны будущих промысловых судов выходили в море на траулере «Дельфин» и учились поднимать н спускать трал, знакомились с маневренностью судна при трале* вии. Учил их Федор Шамалуев. Помню, вышли мы в первый рейс. Тралмейстером был у нас рыжий англичанин со вставным глазом. Мы, русские, такелажное дело знали отлично, умели разде лывать рыбу, но никто не умел чинить трал. Спускать и подни мать его капитан кое-как умел, а вот чинить — это была проблема. Англичанин все сам делает, ниче го не показывает. Наберет сети в руку, даст держать, а сам ?а- шивает. Чуть запутаешься или уж очень внимательно к тралу при смотришься — так тебя с ног до головы передернет — это англя- чанин тебе по руке иголкой уда рит. чтобы не зевал и не любо пытничал особенно. Тралмейстерами тогда были поч ти все англичане. Секреты свои они хранили крепко и посмеивз- лись над нами: куда, мол, вам, русским, такую премудрость ос воить. А вот, освоили! Да таких ли еще мастеров имели! Там родились наши первые траловые капитаны — Федор Ми хайлович Михов, Степан Дмитри евич Копытов, v капитаны Каска, Кац, Леонтьев, Степан Дмитриз- нич был на «Камбале», Михов — на «Скате», Леонтьев — на «Тре* ске*. Среди них первейшее место за нимает по праву первый русский тралмейстер Шамалуев. Я согла сен с капитаном Степаном Дмит риевичем Копытовым — именем Федора Шамалуева должен быть на?ван один из траулеров трало вого флота. В 1920 году Сумской море ходной школе открыли двухгодич ные курсы судоводителей мало мерных парусных судов до ста- регистровых тонн. Я поступил на эти курсы. Для получения дипло ма нужен был 24-месячный пла вательный ценз на парусных су дах. С открытием навигации в 1922 году я пошел плавать на парусной судно «Иоанн Предте ча». Капитаном там был мой отец. С того времени у меня хранит ся цензовая книжечка № 114 для внесения сведений о плаваниях на парусных и паровых судах. Написано там, что выдана она 5 апреля 1921 года «из Сумской профессионально-технической мор ской школы гражданину Сумско го посада Архангельской губер нии Василию Павловичу Махилс* ву». И есть в этой книжке такие записи, которые никогда не по явятся, к счастью, у вас, молодые люди. В графе «судовладелец» стоит: «Прасковья Антуфьева». Или — парусное судно «Невский* — судовладелец Александра Мо розова. Стоит ли говорить, что это были за люди, стоит ли рас сказывать о том, как драли они семь шкур с каждого, кто попа дался им в руки. Хорошо, что время их скоро кончилось. Добро народное, заработанное шерша выми матросскими руками, стало народным. На судах этих частников мы все так же пока доставляли оы- бу из Норвегии: из Варде, Хам- мерфеста. А везли туда лес, дро ва. Ходили исключительно под па русами. Кончится навигация, как встанут суда на Двине — непро ходимый лес мачт. Какая была тяжелая работа на этих судах, я покажу на таком примере. «Иоанн Предтеча» — па русная шхуна прямого вооруже ния. пятнрейная. Это несколько сложнее, чем судно косого воо ружения, так . как постановка и уборка парусов. осложняется тем, что работать на реях приходятся при свежем ветре и сильном вол нении моря. Работа тяжелая, в особенности,- когда полотно пару са мокрое. Не только руки дол жны быть крепкие, ноги, как тог да говорили, должны быть цепкие — иначе на перте не устоишь. Шли мы в 1923 году из нор вежского порта Тромсе в Архан гельск с грузом селедки в бочках. Уже к ночи на подходе к Магер- зунду подул сильный встречный ветер. Глубины большие. Стать на якорь было невозможно. Капитан принял решение продержаться под парусами до утра. Место уз кое, в шхерах приходилось лави ровать: 20—25 минут идти одним галсом, потом поворот и снова 20—25 минут ^другим галсом. Сколько там можно было отдох нуть? Конечно, никто не спал. Поворот, команда: «Не зевай на брасах». Лавировали всю ночь до утра. Наутро у всех на руках были кровавые мозоли. Якоря на парусниках тоже поднимали вруч ную. Брашпиль без пара был. Ед ва-едва цепь по звену двигалась. Работа на паруснике, как види те, нелегкая, а любил я ее, инте ресно было. Сейчас вспоминаешь те времена парусного флота. Дви гателей никаких не было, я ава рий почти не было. А сейчас? Ко рабли современные, двигатели хо рошие. Судно вперед н назад мо жет идти, а аварий много. Это можно объяснить только -несерь езным Отношением к порученному делу, к морскому делу. Матросы с нашего побережья, ходившие на парусниках, были отличными мореходами. Помню, в 1926 году такой случай был. С грузом в Аргентину из Ленингра да направлялся парусник «Това- сейчас способа. В. К РИ ВОШ ЕИ Н . ТТРИЕХАЛ в Мурманск в 1925 году. Здесь тогда была боль шая безработица. Встал на учет матросом — 175-м по счету. Со брались мы трое с Сумпосада.] пошли в торговый порт. — Нет ли работенки какой? — спрашиваем капитана порта. — Да дета много, баржи вон разгружать надо, вагоны гру зить. Так мы втроем работали в тор говом порту. Потом встречаю как-то капитана знакомого, Якова Алексеевича Богданова. — Ты где? — спрашивает. — В порткомводе, на учете, — отвечаю. — Нужен мне, — говорит. — матрос. И сам пошел в портком- вод. Там заупрямились. — Очередь, — говорят. Он отвечает: — Или Махилева, или никого. Я с ним плавал. Матрос — луч ше не надо. Потому и беру. Со гласились в порткомводе. Так я пошел сначала матросом, потом помощником тралмейстера . на траулере «Щука». ( Продолжение следует). ГК ! ■ I O I С кем и когда играет «ТРАЛФЛОТОВЕЦ» Si С большим нетерпением ждут мурманчане начала футбольных !! состязаний. Многих болельщиков интересует вопрос: с какими :| командами «Тралфлотовец» вс тети гея в наступающем футбольном I ! сезоне? • I В первом круге на первенство РС Ф С Р по футболу для команд •| класса «Б» на 1962 год календарь игр будет таким: 2 мая — «Спутник» (Калуга) — «Тралфлотовец». 6 мая — «Динамо» (Брянск) — «Тралфлотовец». 13 мая — «Волна» (Дзержинск) — «Тралфлотовец». 20 мая — «Ракета» (Горький^ — «Тралфлотовец». 27 мая — «Тралфлотовец» — «Текстнлыаик» (Кострома). 3 июня — «Тралфлотовец» — «Шинник» (Ярославль). 10 июня — «Химик» (Новомосковск) — «Тралфлотовец». 16 июня — «Знамя труда» (Орехово-Зуево) — «Тралфлотовец». 21 июня — «Тралфлотовец — «Текстильщик» (Иваново). 26 июня — «Тралфлотовец» — «Волга» (Калинин). 1 июля — «Тралфлоювец» — «Онежеи» (Петрозаводск). 6 июля — «Тралфлотовец» — «Спартак» (Ленинград). 11 июля — «Тралфлотовец» — «Металлург» (Череповец). 17 июля — «Тралфлотовец» — «Шахтер» (Тула). :: 22 июля — «Тралфлотовец» — «Вымпел» (Калининград, Мос- !! ковской области). На Кубок СССР в первом туре «Тралфлотовец» играет с «Шин* :: ником» 9 мая в Ярославле. a t •• ■ f 5!* Я1 «I«I«I • t Инструкция и чуткость Курсант Ленинградского море ходного училища (ЛВЙМУ имени Макарова) Владимир Кравченко получил направление в Мурманск на практику. Его назначили на СРТ-Р Ki 723 управления «Мур- мансельдь». На судне встретили его радушно, работал он энер гично. с охотой. В процессе ра боты Владимир не заметил, как у него началось воспаление боль ших пальцев обеих рук. Рейс подходил к концу, и как только судно встало п. рейд рыб ного порта, капитан вместе е Владимиром Кравченко выехал на берег. Вольному требовалась срочная хирургическая операции. Капитан сопроводил его в боль ницу. Здесь Владимиру удалила ногти обоих пальцев; сделали но* вокаиновые уколы, выдали боль ничный лист. _ У Владимира Кравченко в го роде нет никого знакомых. Пас порт у него остался на судне. Кравченко направился в До* междурейсового отдыха промыс ловиков. будучи уверенным • том, что там он найдет ночлег. Но администратор Подольская ответила ему грубым отказом, за явив, что «не наших» в ДМ0 не поселяют. Она не обратила внима ния на то, что у человека бы* больничный лист, что в тяжело* состоянии, с забинтованными ру ками, высокой температурой он окажртся на улице. Ему пыта лись помочь Анастасия Сергеевна Грибова, медицинская сестра бас сейна ДМ0 Людмила Константи новна Солдатенко. Но и им ниче го не удалось сделать. Кравченко приютила у себя в общежитии курсанты мореходно го училища. Каждый моряк в своем Доме междурейсового отдыха должеа встречать внимание и чуткость, к буква инструкции в данном слу чае встала на пути чуткого, бе режного отношения к больному человеку. С. ЛА ЗАРЕВ , член обкома комсомола, второй помощ ник капитана траулера «Ку* рейка». ■ ' ...■■гик— I ■ Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Газе*а выхолит по вторникам, че1вергам и субботам. Аврес редакции: Комсомольская улица, аом М 4. Телефоны: вам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры н быта пнем рыбною порта 2-75 я 28-87, партийной жизни, промышленный— 4-33? бухгалтерия — 8-96, редактор —’ tO-i®. писем — АТС Типография «Полярная правда». Зак. 2012. Тар. 5000. ПН-01331.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz