Рыбный Мурман. 1962 г. Апрель.

воспитание обязанность Как ны уже сообщали; 5 апреля состоялось собра­ ние партийно-хозяйственного актива тралового флота, участники которого обсудили доклад начальника 'фло­ та «О роли коиандного. состава в коммунистическом воспитании моряков». Этот вопрос не случайно был вынесен на ^обсужде­ ние актива. Воспитание нового человека — генераль­ ная линия идеологической «работы нашей партии. II это естественно, поскольку построение коммунистиче­ ского общества немыслимо без воспитания людей в ду­ хе коммунизма, роста сознательности и культуры всех членов общества. В докладе тов. Закурдаева, в выступлениях капи­ танов тт. Живодрова и Борисова, помполита тов. Го­ ликова, секретаря парткома тов. Ефремова, директоров шкоЛ тт. Сексте и Рябинина и в других подчеркива­ лось, что коммунизм и труд неотделимы, что подготов­ ка человека к трудовой деятельности, трудовая закал­ ка людей, воспитание любви и уважения к труду со­ ставляют суть, сердцевину всей работы по коммуни­ стическому воспитанию. Подчеркивалось также, что главным средством вос­ питания является воспитание на лучших образцах труда, на опыте передовых людей флота, раскрывая общественное значение и движущие мотивы их трудо­ вого героизма. " В результате проделанной организаторской и массо­ во-политической работы партийными, профсоюзными, комсомольскими организациями и командных соста­ вом флота многотысячный коллектив тралового флота успешно справляется с поставленными перед ним за­ дачами. Только в прошлом году Родина получила сверх государственного плана 225 тысяч центнеров рыбы. Несмотря на сложную обстановку в феврале, когда за­ долженность достигла 148 тысяч центнеров рыбы, коллектив флота успешно преодолел отставание и до­ срочно выполнил план первого квартала. Однако работа командного состава кораблей ■ отде­ лов управления в деле коммунистического воспитания моряков все еще серьезно отстает от врахтмческмх за­ дач и не соответствует требованиям X lff съезда пар­ тии. На флоте все еще плохо используются резервы н возможности для увеличения добычи рыбы. И в этом сказывается елабая воспитательная работа на судах. Правильность этого вывода подтверждаете* тем фактом, что 58 промысловых судов по итогам работы в первом квартале оказались в числе отстающих. Произошло это в то время, когда в море была исключительнейшая по своим возможностям промысловая обстановка. Передовые экипажи флота «Мета», «Рион», «Ло­ сось» н ряд других добились значительного перевыпол­ нения квартального задания прежде всего потому, что здесь умело организовано коммунистическое воспита­ ние моряков. На траулере «Мета» (секретарь парторга­ низации тов. Мархннин), например, в разъяснении ма­ териалов ХХП съезда КПСС, Программы партии уча­ ствует семь командиров судна. Капитан траулера тов. Вшивков, радист тов. Маслов, третий помощник капи­ тана тон. Кваша н другие командиры неустанно ведут большую воспитательную работу. Здесь требователь­ ность комсостава сочетаете* с заботой о подчиненных. В результате на корабле юроюая трудовая и произ­ водственная дисциплина и столь же хорошие трудовые успехи. Но далеко не на всех кораблях флота командный состав является активным проводником решений Ком­ мунистической партии и Советского правительства. Па траулере «Миллерово» (помполит тов. Скорняков) ни­ кто из командного состава не повышает идейно-теоре­ тического уровня. На траулере «Ржев» (помполит тов. Еоридзе) до сих пор не организована политическая учеба с командным составом. И не случайно здес£ за весь прошлый год и в первом квартале текущего года никто из командиров корабля ни разу не выступил пе­ ред личиым составом с беседой или докладом на поли­ тические темы. Это относится и к капитану траулера «Двина» тов. Малыгину, капитанам тт. Пегушеву, Со­ роковому. и к целому ряду других, которые не пони­ мают простой истины. — что воспитание личного со­ става не только их долг, а святая обязанность. Они неправильно считают, что воспитательной работой на судне должны заниматься только помполиты. Это вред­ ная теория. Каждый командир на корабле обязательно должен быть воспитателем своих подчиненных, актив­ но участвовать во всех политических мероприятиях, показывать пример в работе и дисциплине. На флоте имеется немало капитанов, старших меха­ ников и других специалистов, которые являются чут­ кими, отзывчивыми командирами, хорошими воспита­ телями личного состава. Они считают себя продолжа­ телями лучших традиций ветеранов тралового флота товарищей С. Д. Копытова. П. И. Баева, Г. С. Попова, Я. Г. Романова, П. И. Корехова и других. К числу та­ ких капитанов относится Сергей Михайлович Чернов (капитан траулера «Советская Конституция»), Он — один из лучших организаторов и воспитателей лично­ го состава. Молодой коммунист Чернов — один из пер­ вых гагановцев флота. Он проявил себя не только хак хороший организатор, но и как пропагандист и воспи­ татель моряков. Именно большая кропотливая органи- 2 стр. «РЫБНЫЙ МУРМЛН» 10 апреля 1962 г. С с 2 . * ткши’пшннямь 1 акти тралового флота заторская и воспитательная работа, проделанная Чер­ новым на судне, помогла ему ранее отстававши! тра­ улер вывести в число передовых. Капитану Чернову присвоено почетное звание ударника коммунистическо­ го труда. Он часто выступает с лекциями и перед экипажем. На берегу бывает дома у моряков. Ве­ дет большую общественную работу. Всем своим лич­ ным примером Чернов показывает образец кемандира- воспитателя. Но на флоте есть и такая категория командиров, ко­ торые вместо чуткого отношения к людям допускают администрирование, грубости и площадную брань. Именно такими методами «воспитывают» свой личный состав капитаны Сидоренко и Клепиков. А капитаны Мудьюгин, Москаленко, Крюков, вместо того, чтобы научить своих помощников отвечать за порученное де­ ло, сами занимаются пропиской в портнадзоре, носят на завод детали и т. д. Капитан должен развивать организаторские способ­ ности, повышать у подсменных чувство ответствен­ ности за выполнение служебного долга, поддерживать и направлять их инициативу. Учить людей, а не подме­ нять нх — вот суть воспитания. Важным фактором воспитания личного состава яв­ ляется борьба за коммунисгачеекнй труд. В этом боль­ шом м благородном деле инициаторами должны быть в первую очередь наши командиры, судовые партийные, профсоюзные и комсомольские организации. На трау­ лере «Новиков-Прибой» (капитан той. Неробов) звание ударников коммунистического труда присвоено 17 че­ ловекам, в том числе и капитану, на траулере «Сокол» (капитан тов. Низгирев) — 15 морякам. На апх судах командиры сами являются примером для подчиненных, повседневно занимаются воспитани­ ем моряков, опираясь в атом деле на помощь судо­ вых партийных, профсоюзных и комсомольских орга­ низаций. К, как результат, вкипажн этих кораблей ус­ пешно справляются с выполнением плана. В то же время на флоте имеется еще много кораб­ лей, на которых нет ни одного ударника коммунисти­ ческого труда. На траулере «Котлас» никто из членов экипажа не учится. Командный состав воспитательной работой не занимается, трудовая дисциплина низкая. А партийная орйкфащф (доммолит тев. Ямщиков) проявляет беспринципное* к аКрушитеЛя* дисципли­ ны и не привлекаетчеомандный состав к воспитатель­ ной работе. Стоит ли удивляться, что экипаж этого судна в прошлом году не справился с планом добычи рыбы. Аналогичное положение на траулере «Шилка» (капитан тов. Щетинин, помполит тов. Морозов). На собрании партийно-хозяйственного актива много говорилось и о том, что значительное количество ко­ мандиров флота, имеющих недостаточную специальную и общеобразовательную подготовку, не учится заочно в средних и высших учебных заведениях. Ряд заочни­ ков, поступив на учебу, не проявили выдержки и за­ ниматься бросили. Только за последние , три учеб­ ных четверти исключено за неуспеваемость и за невыполнение учебных планов из Высшего мореходно­ го училища — 15 моряков и из среднего — 17. Из заочной школы моряков отчислен 41 человек. Среди них старший помощник капитана траулера «Приз» Воронин, второй механик траулера «Краб» Цветков, третий механик траулера «Север» Рытов и другие. В плохой постановке заочного обучения судоводите­ лей повинен прежде всего главный капитан тов. Низ­ гирев. Он не организовал настоящего контроля со сто­ роны морских инспекторов за учебой заочников. По­ винно в этом и руководство отдела кадров. Передовые капитаны флота тт. Чернов, Маклаков, Воеводин, хорошо поннмая, как важно совершенство­ вать свои знания, умело организовали командирскую учебу на траулерах. А капитаны тт. Карасев, Лебедев, Изиор почти не заботятся о повышении квалификации своих подчиненных. На их судах проведено лишь по одному— двум занятиям с командным составом. Для того, чтобы каждый командир мог стать настоя­ щим воспитателем моряков, необходимо, чтобы на суд­ не для командного состава систематически читались лекции на политические темы, чаще обсуждались во­ просы воспитательного характера. Флот имеет все необходимые условия для повышения деловой и политической квалификации командного плавсостава. Для него в период междурейсовых стоя­ нок организуются лекции. В техническом кабинете флота два раза в месяц проводятся занятия лектория «Наука и техника*. Эд»сь выступают высоко квали­ фицированные лекторы — научные сотрудники ПИНРО, преподаватели Высшего и среднего мореходных училищ, члены научно-технического общества. К услу­ гам моряков две богатых библиотеки н кабинет поли­ тического просвещения при парткоме. Нужно только лишь желание и стремление к овладению знаниями. Успех в любом деле немыслим без железной трудо- оитедя комму- ого дол- ннх инте- сознание мостик и не и бы капитШрШпнлек. а, он бы не 1й)кинул XI допустил аварии. А сейчас он лишен диплома на один год. За аналогичный проступок лишен диплома судо- водителя и старший помощник капитана траулера «Кремль» Понов. < О низком тгетояяяи трудовой дисциплины на флоте, о слабой воспитательной работе свидетельствует и тот факт, что за прошлый год и за три месяца 1962 года 70 -командиров флота яеннхены в должности. Анализ показывает, что большинство нарушений трудовой дисциплины происходит по Пьянке. Выступая с отчетЛЛ докладом ХХП съезду КПСС, тов. Н. С. Хрущев говорил: «На современном этапе коммунистического строительства необходимо- вести еще более решительную борьбу против таких пережит­ ков капитализма, как лодырничество, тунеядство,, пьян­ ство и хулиганство, неправильного отношения кЫен- щине и других. Этим сорнякам не должно быть места в нашей жизни». Партийному комитету, руководству флота, команди­ рам кораблей, партийным, профсоюзным, комсомоль­ ским организациям на судах надо еще много потру­ диться для лого, чтобы выполнить это указание партии. Нельзя больше мириться с фактами нарушения трудо­ вой дисциплины в общественного порядка командным составом. В связи с этим и докладчик, и выступавшие в пре­ ниях секретарь комитета комсомола тов. Голубев, ка­ питан тов. Борисов, главный капитан тов. Низгирев отмечали, что в Высшем и среднем мореходных учили­ щах явно недостаточно уделяется внимания воспита­ нию курсантов. Придя на флот, молодые специалисты мало заботятся о его чести и потому позорят его. Пьянство наносит непоправимый вред государст­ ву. За 15, месяцев простои судов по вине личного со­ става достигли 130 судо-суток. 22 марта отстал от рейса старший помощник капитана траулера «Чайка» Захаров, третий механик траулера «Киров» Грушенко. В течение трех рейсов на траулере «Гродно» (капитан тов. Щукин) не ушли в море 11 моряков, на трауле­ ре «Анатолий Бредов» (капитан тов. Карельский) — 7 человек, на траулере «Вельск» (капитан'тов. Ку- рияский) — отстало от судна 5 человек. Вот наглядный показатель воспитательной работы на этих судах. Здесь, как в зеркале, видно, какую роль занимает командный состав в деле воспитания вверен­ ного ему экипажа. Г Коммунистпеекая партия я Советское нраЬмтмьст- во всегда уделяй ■ уделяют огромное внимание забо­ те о быте и нуждах трудящихся, об организации здо­ рового и культурного досуга. В нашем заполярном го­ роде имеются Дворец культуры, клубы, кинотеатры, библиотеки, хороший стадион, Дом междурейсового от­ дыха промысловиков. При правильной -и умелой поста­ новке дела можно так заполнить досуг моряков, при­ шедших с промысла в порт, что у них времени не ос­ танется для пьянки. Так именно организуют работу командиры траулера «Пушкин» (капитан тов. Живэ- дров, помполит тов. Уборскнй), на траулере «Сельдь» (капитан тов. Данилэв, секретарь парторганизации тов. Олимпиев). на «Урале», «Коломне» и ряде дру­ гих. Заботясь о культурном отдыхе моряков, команди­ ры и политработники этих судов не только организу­ ют массовые мероприятия, но и бывают в семьях -мо­ ряков, помогают людям словом, советом и делом. В противоположность этим командирам следует на­ звать капитана тов. Враиди, помполита тов. Бурда с траулера «Лесков», капитана тов. Шурыгина. бывшего помполита тов. Кудрявцева с траулера «Полярная правда», командиров «Риги». «Гурзуфа» и других. Во время междурейсовых стоянок они предоставляют мо­ ряков самим себе. И неудивительно, отправляясь в го­ род, те пьянствуют. Всех этих серьезных недостатков в коммунистиче­ ским воспитании моряков могло бы и не быть, если бы партийный комитет флота предъявлял больше тре­ бовательности не только к помполвтам, но и к руко­ водству флота, к капитанам траулеров. К оценке любого командира корабля и начальника отдела любого флотского специалиста надо подходить е позиций требований партии. Руководитель, — говорил товарищ Н. С. Хрущев, — обязав беспрерывно обога­ щать знания путем укрепления своих связей с жизнью, изучения передового опыта новаторов- производства, достижений науки и техники. Он должен многое знать, быть широко образованным и осведомленным челове­ ком, но особенно ему хорошо надо разбираться в пору­ ченном деле, глубоко понимать и любить живую работу с людьми. Укрепление связи с массами, ленинская об­ щительность, стремление быть среди людей, жизь нх жизнью и заботами, партийная страстность в борьбе за новое — вот что должно определять облик руководи­ теля. Таков эталон для командира флота. И если вашв флотские специалисты — капитаны, механики, «тур­ маны будут похожи на руководителей такого типа, овн смогут успешно выполнить свою отвегсгверную мис­ сию воспитателей моряков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz