Рыбный Мурман. 1962 г. Апрель.
воспитание обязанность Как ны уже сообщали; 5 апреля состоялось собра ние партийно-хозяйственного актива тралового флота, участники которого обсудили доклад начальника 'фло та «О роли коиандного. состава в коммунистическом воспитании моряков». Этот вопрос не случайно был вынесен на ^обсужде ние актива. Воспитание нового человека — генераль ная линия идеологической «работы нашей партии. II это естественно, поскольку построение коммунистиче ского общества немыслимо без воспитания людей в ду хе коммунизма, роста сознательности и культуры всех членов общества. В докладе тов. Закурдаева, в выступлениях капи танов тт. Живодрова и Борисова, помполита тов. Го ликова, секретаря парткома тов. Ефремова, директоров шкоЛ тт. Сексте и Рябинина и в других подчеркива лось, что коммунизм и труд неотделимы, что подготов ка человека к трудовой деятельности, трудовая закал ка людей, воспитание любви и уважения к труду со ставляют суть, сердцевину всей работы по коммуни стическому воспитанию. Подчеркивалось также, что главным средством вос питания является воспитание на лучших образцах труда, на опыте передовых людей флота, раскрывая общественное значение и движущие мотивы их трудо вого героизма. " В результате проделанной организаторской и массо во-политической работы партийными, профсоюзными, комсомольскими организациями и командных соста вом флота многотысячный коллектив тралового флота успешно справляется с поставленными перед ним за дачами. Только в прошлом году Родина получила сверх государственного плана 225 тысяч центнеров рыбы. Несмотря на сложную обстановку в феврале, когда за долженность достигла 148 тысяч центнеров рыбы, коллектив флота успешно преодолел отставание и до срочно выполнил план первого квартала. Однако работа командного состава кораблей ■ отде лов управления в деле коммунистического воспитания моряков все еще серьезно отстает от врахтмческмх за дач и не соответствует требованиям X lff съезда пар тии. На флоте все еще плохо используются резервы н возможности для увеличения добычи рыбы. И в этом сказывается елабая воспитательная работа на судах. Правильность этого вывода подтверждаете* тем фактом, что 58 промысловых судов по итогам работы в первом квартале оказались в числе отстающих. Произошло это в то время, когда в море была исключительнейшая по своим возможностям промысловая обстановка. Передовые экипажи флота «Мета», «Рион», «Ло сось» н ряд других добились значительного перевыпол нения квартального задания прежде всего потому, что здесь умело организовано коммунистическое воспита ние моряков. На траулере «Мета» (секретарь парторга низации тов. Мархннин), например, в разъяснении ма териалов ХХП съезда КПСС, Программы партии уча ствует семь командиров судна. Капитан траулера тов. Вшивков, радист тов. Маслов, третий помощник капи тана тон. Кваша н другие командиры неустанно ведут большую воспитательную работу. Здесь требователь ность комсостава сочетаете* с заботой о подчиненных. В результате на корабле юроюая трудовая и произ водственная дисциплина и столь же хорошие трудовые успехи. Но далеко не на всех кораблях флота командный состав является активным проводником решений Ком мунистической партии и Советского правительства. Па траулере «Миллерово» (помполит тов. Скорняков) ни кто из командного состава не повышает идейно-теоре тического уровня. На траулере «Ржев» (помполит тов. Еоридзе) до сих пор не организована политическая учеба с командным составом. И не случайно здес£ за весь прошлый год и в первом квартале текущего года никто из командиров корабля ни разу не выступил пе ред личиым составом с беседой или докладом на поли тические темы. Это относится и к капитану траулера «Двина» тов. Малыгину, капитанам тт. Пегушеву, Со роковому. и к целому ряду других, которые не пони мают простой истины. — что воспитание личного со става не только их долг, а святая обязанность. Они неправильно считают, что воспитательной работой на судне должны заниматься только помполиты. Это вред ная теория. Каждый командир на корабле обязательно должен быть воспитателем своих подчиненных, актив но участвовать во всех политических мероприятиях, показывать пример в работе и дисциплине. На флоте имеется немало капитанов, старших меха ников и других специалистов, которые являются чут кими, отзывчивыми командирами, хорошими воспита телями личного состава. Они считают себя продолжа телями лучших традиций ветеранов тралового флота товарищей С. Д. Копытова. П. И. Баева, Г. С. Попова, Я. Г. Романова, П. И. Корехова и других. К числу та ких капитанов относится Сергей Михайлович Чернов (капитан траулера «Советская Конституция»), Он — один из лучших организаторов и воспитателей лично го состава. Молодой коммунист Чернов — один из пер вых гагановцев флота. Он проявил себя не только хак хороший организатор, но и как пропагандист и воспи татель моряков. Именно большая кропотливая органи- 2 стр. «РЫБНЫЙ МУРМЛН» 10 апреля 1962 г. С с 2 . * ткши’пшннямь 1 акти тралового флота заторская и воспитательная работа, проделанная Чер новым на судне, помогла ему ранее отстававши! тра улер вывести в число передовых. Капитану Чернову присвоено почетное звание ударника коммунистическо го труда. Он часто выступает с лекциями и перед экипажем. На берегу бывает дома у моряков. Ве дет большую общественную работу. Всем своим лич ным примером Чернов показывает образец кемандира- воспитателя. Но на флоте есть и такая категория командиров, ко торые вместо чуткого отношения к людям допускают администрирование, грубости и площадную брань. Именно такими методами «воспитывают» свой личный состав капитаны Сидоренко и Клепиков. А капитаны Мудьюгин, Москаленко, Крюков, вместо того, чтобы научить своих помощников отвечать за порученное де ло, сами занимаются пропиской в портнадзоре, носят на завод детали и т. д. Капитан должен развивать организаторские способ ности, повышать у подсменных чувство ответствен ности за выполнение служебного долга, поддерживать и направлять их инициативу. Учить людей, а не подме нять нх — вот суть воспитания. Важным фактором воспитания личного состава яв ляется борьба за коммунисгачеекнй труд. В этом боль шом м благородном деле инициаторами должны быть в первую очередь наши командиры, судовые партийные, профсоюзные и комсомольские организации. На трау лере «Новиков-Прибой» (капитан той. Неробов) звание ударников коммунистического труда присвоено 17 че ловекам, в том числе и капитану, на траулере «Сокол» (капитан тов. Низгирев) — 15 морякам. На апх судах командиры сами являются примером для подчиненных, повседневно занимаются воспитани ем моряков, опираясь в атом деле на помощь судо вых партийных, профсоюзных и комсомольских орга низаций. К, как результат, вкипажн этих кораблей ус пешно справляются с выполнением плана. В то же время на флоте имеется еще много кораб лей, на которых нет ни одного ударника коммунисти ческого труда. На траулере «Котлас» никто из членов экипажа не учится. Командный состав воспитательной работой не занимается, трудовая дисциплина низкая. А партийная орйкфащф (доммолит тев. Ямщиков) проявляет беспринципное* к аКрушитеЛя* дисципли ны и не привлекаетчеомандный состав к воспитатель ной работе. Стоит ли удивляться, что экипаж этого судна в прошлом году не справился с планом добычи рыбы. Аналогичное положение на траулере «Шилка» (капитан тов. Щетинин, помполит тов. Морозов). На собрании партийно-хозяйственного актива много говорилось и о том, что значительное количество ко мандиров флота, имеющих недостаточную специальную и общеобразовательную подготовку, не учится заочно в средних и высших учебных заведениях. Ряд заочни ков, поступив на учебу, не проявили выдержки и за ниматься бросили. Только за последние , три учеб ных четверти исключено за неуспеваемость и за невыполнение учебных планов из Высшего мореходно го училища — 15 моряков и из среднего — 17. Из заочной школы моряков отчислен 41 человек. Среди них старший помощник капитана траулера «Приз» Воронин, второй механик траулера «Краб» Цветков, третий механик траулера «Север» Рытов и другие. В плохой постановке заочного обучения судоводите лей повинен прежде всего главный капитан тов. Низ гирев. Он не организовал настоящего контроля со сто роны морских инспекторов за учебой заочников. По винно в этом и руководство отдела кадров. Передовые капитаны флота тт. Чернов, Маклаков, Воеводин, хорошо поннмая, как важно совершенство вать свои знания, умело организовали командирскую учебу на траулерах. А капитаны тт. Карасев, Лебедев, Изиор почти не заботятся о повышении квалификации своих подчиненных. На их судах проведено лишь по одному— двум занятиям с командным составом. Для того, чтобы каждый командир мог стать настоя щим воспитателем моряков, необходимо, чтобы на суд не для командного состава систематически читались лекции на политические темы, чаще обсуждались во просы воспитательного характера. Флот имеет все необходимые условия для повышения деловой и политической квалификации командного плавсостава. Для него в период междурейсовых стоя нок организуются лекции. В техническом кабинете флота два раза в месяц проводятся занятия лектория «Наука и техника*. Эд»сь выступают высоко квали фицированные лекторы — научные сотрудники ПИНРО, преподаватели Высшего и среднего мореходных училищ, члены научно-технического общества. К услу гам моряков две богатых библиотеки н кабинет поли тического просвещения при парткоме. Нужно только лишь желание и стремление к овладению знаниями. Успех в любом деле немыслим без железной трудо- оитедя комму- ого дол- ннх инте- сознание мостик и не и бы капитШрШпнлек. а, он бы не 1й)кинул XI допустил аварии. А сейчас он лишен диплома на один год. За аналогичный проступок лишен диплома судо- водителя и старший помощник капитана траулера «Кремль» Понов. < О низком тгетояяяи трудовой дисциплины на флоте, о слабой воспитательной работе свидетельствует и тот факт, что за прошлый год и за три месяца 1962 года 70 -командиров флота яеннхены в должности. Анализ показывает, что большинство нарушений трудовой дисциплины происходит по Пьянке. Выступая с отчетЛЛ докладом ХХП съезду КПСС, тов. Н. С. Хрущев говорил: «На современном этапе коммунистического строительства необходимо- вести еще более решительную борьбу против таких пережит ков капитализма, как лодырничество, тунеядство,, пьян ство и хулиганство, неправильного отношения кЫен- щине и других. Этим сорнякам не должно быть места в нашей жизни». Партийному комитету, руководству флота, команди рам кораблей, партийным, профсоюзным, комсомоль ским организациям на судах надо еще много потру диться для лого, чтобы выполнить это указание партии. Нельзя больше мириться с фактами нарушения трудо вой дисциплины в общественного порядка командным составом. В связи с этим и докладчик, и выступавшие в пре ниях секретарь комитета комсомола тов. Голубев, ка питан тов. Борисов, главный капитан тов. Низгирев отмечали, что в Высшем и среднем мореходных учили щах явно недостаточно уделяется внимания воспита нию курсантов. Придя на флот, молодые специалисты мало заботятся о его чести и потому позорят его. Пьянство наносит непоправимый вред государст ву. За 15, месяцев простои судов по вине личного со става достигли 130 судо-суток. 22 марта отстал от рейса старший помощник капитана траулера «Чайка» Захаров, третий механик траулера «Киров» Грушенко. В течение трех рейсов на траулере «Гродно» (капитан тов. Щукин) не ушли в море 11 моряков, на трауле ре «Анатолий Бредов» (капитан тов. Карельский) — 7 человек, на траулере «Вельск» (капитан'тов. Ку- рияский) — отстало от судна 5 человек. Вот наглядный показатель воспитательной работы на этих судах. Здесь, как в зеркале, видно, какую роль занимает командный состав в деле воспитания вверен ного ему экипажа. Г Коммунистпеекая партия я Советское нраЬмтмьст- во всегда уделяй ■ уделяют огромное внимание забо те о быте и нуждах трудящихся, об организации здо рового и культурного досуга. В нашем заполярном го роде имеются Дворец культуры, клубы, кинотеатры, библиотеки, хороший стадион, Дом междурейсового от дыха промысловиков. При правильной -и умелой поста новке дела можно так заполнить досуг моряков, при шедших с промысла в порт, что у них времени не ос танется для пьянки. Так именно организуют работу командиры траулера «Пушкин» (капитан тов. Живэ- дров, помполит тов. Уборскнй), на траулере «Сельдь» (капитан тов. Данилэв, секретарь парторганизации тов. Олимпиев). на «Урале», «Коломне» и ряде дру гих. Заботясь о культурном отдыхе моряков, команди ры и политработники этих судов не только организу ют массовые мероприятия, но и бывают в семьях -мо ряков, помогают людям словом, советом и делом. В противоположность этим командирам следует на звать капитана тов. Враиди, помполита тов. Бурда с траулера «Лесков», капитана тов. Шурыгина. бывшего помполита тов. Кудрявцева с траулера «Полярная правда», командиров «Риги». «Гурзуфа» и других. Во время междурейсовых стоянок они предоставляют мо ряков самим себе. И неудивительно, отправляясь в го род, те пьянствуют. Всех этих серьезных недостатков в коммунистиче ским воспитании моряков могло бы и не быть, если бы партийный комитет флота предъявлял больше тре бовательности не только к помполвтам, но и к руко водству флота, к капитанам траулеров. К оценке любого командира корабля и начальника отдела любого флотского специалиста надо подходить е позиций требований партии. Руководитель, — говорил товарищ Н. С. Хрущев, — обязав беспрерывно обога щать знания путем укрепления своих связей с жизнью, изучения передового опыта новаторов- производства, достижений науки и техники. Он должен многое знать, быть широко образованным и осведомленным челове ком, но особенно ему хорошо надо разбираться в пору ченном деле, глубоко понимать и любить живую работу с людьми. Укрепление связи с массами, ленинская об щительность, стремление быть среди людей, жизь нх жизнью и заботами, партийная страстность в борьбе за новое — вот что должно определять облик руководи теля. Таков эталон для командира флота. И если вашв флотские специалисты — капитаны, механики, «тур маны будут похожи на руководителей такого типа, овн смогут успешно выполнить свою отвегсгверную мис сию воспитателей моряков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz