Рыбный Мурман. 1962 г. Апрель.

С^кОфШ/ ЬЧ ч\« о В. П. МАХИЛ ЕВ , капитан. лать еще рано. Шлыков Гаврила Александ­ рович плавает капитаном на товаро-пас­ сажирском пароходе, схожу, поговорю с ним, может быть, он мне что-нибудь посо­ ветует. Папаша вернулся домой и сказал, что меня берут учеником матроса. Радости мо­ ей не было конца. Пошел я на пароход Шлыков пригласил боцмана и двух матро­ сов и говорит им: ЕСЛИ КОМАНДИР — С нами бу­ дет плавать этот колодой человек учеников матро­ са. Я вас прошу Много-много лет спустя я удив- После двух походов в море с посмотреть на его способности и лялся, вспоминая, как плавал мой отцом мой дядя сказал.как то: дать ему работу по силам.^ отец. Никаких приборов навига- — Отпусти, Павел, Василия со Матросы взяли надо мной шеф- ционных не было. Один компас, мной на Мурман. ство. Научили они меня драить Радио не было. Вся надежда бы- А потом ко мне обращается: медяшки, на руле стоять, у ле- ла на паруса. А под парусами *«Хочешь идти со мной на Мурман бедки и при погру?ке и вы- судно шло только вперед, задний зуйком?». Я согласился и три грузке. Когда я освоил эти рабо- ход не даст. И вот в таких-то ус* сезона ходил на еле в становище ты, то счастлив был бесконечно, ловиях мой отец никогда не имел Гаврилово зуйком. Почем фунт Как сейчас помню, стою, бывало, аварий. Он всегда говорил: лиха, и не спрашивайте. Одна на- у лебедки при погрузке ли или «Прежде, чем шагнуть, я обду- живка на ярусы чего стоила! По- при выгрузке и чувствую себя на маю, что из этого получится». просил я папашу устроить меня седьмом небе! — Скажи, отец, какой тут сек- на пароход, там мне больше нра- Т¥ B E навигации, 1917— 1918 го- без ды, мне пришлось работать вилось он идет, 'дымит, Р ОДОМ я из Сумпосада, быв- рет? — спрашивал я. ----- ------ шей Архангельской губернии, — Никакого секрета нет. Лю* парусов. на мотоботах судовладельца Ьез- Много из него вышло отменных бить свое дело надо. Да ко все* — Со мной ты уже ходил две зубикова. Ходили к Мурманскому моряков, избороздивших моря н Му на море всегда нужно быть навигации, — говорит он, — мат- берегу, промышляли с дор (на океаны земного шара. Сумпосад готовым. росом самостоятельно тебя пос- боте было 3 »доры). В 1919 году я — родина знаменитых шести узнал от знакомых, что в Архан* братьев-капитанов Ворониных — Ивана, Василия, Александра, Ни­ колая, Федора и Владимира. Владимир Иванович Воронин — известный арктический капитан. Был он членом правительства. Всю жизнь отдал, освоению Арк­ тики и умер в Арктике. Давно на пенсии Федор Воро­ нин. А тянет старика в’ море. В 1960 году он также сходил еще раз в Арктику на два месяца. Из Сумпосада был и Иван Ни­ колаевич Демидов (он был крест­ ником моей матери). С нашего побережья вышли отличные ка­ питаны — Федор Егорович Сам- ков, Андрей Петрович Новожм- лов, Федор Михайлович Михоз, Все они были очень хорошие мо­ ряки, люди, отдавшие морю свою ЩЩ 5 любовь, свое сердце, всю свою жизнь. Ну, это уж так, к слову пришлось. Отец^у меня был малограмот­ ный. С детства он прошел суро­ вую школу на море вег всех, мож­ но сказать, должностях. Начинал И У меня пеРед глазами вста- плавать поваренком. Поваренок вали аккуратные тетрадки, запол- — слозо легкое, игривое какое-то. ненные корявым почерком мо- А работа была нелегкая — уча- золистые руки отца тщательно за- ствовал в поднятии парусов, дро- носили в них все сведения, кото* ва таскал, обед варил, снасти го* Рые могли пригодиться в работе: товил, а подзатыльников, пинкоз записаны были все маяки, харак- и окриков на его «долю выпадало теР ^х огня, проблески, столько, что и не счесть. МО РЕМ я познакомился ра- с ^ но, коша исполнилось мне Быль, как анекдот, звучит сей- R • с откпытием навигации час. а раньше так и водилось - 8 Л€Т‘ Г “ Г г отец взял меня с собой в море, сидит капитан ли или просто кто ‘ пчгтяпшр ня бочке г квасом ч Рейсы тогда>как пР*ВИЛО, были у кличе? поваоенка кваску налить нас в НоРвегию- Парусники част- Тозке в «куэс ученая вхолилоэ ных судовладельцев , груженные юже в «курс учения входило». щли в Норввгаю Л ес Т2М Меню в то время для рыбаков продавали, а на вырученные было небогатое рыба да каша., деньги покупали рыбу н везли ее Ооргзования тут никакого не тре- в Архангелыж. Эта операция за- боззуось. А успех з морской зы- димала целый летний сезон. После учке решали смекалка, настойчи- выгрузки рыбы суда ставили на 6 сть трудолюбие. зимовку в затон до следующей Папаша мой, Павел Степанович весны. Махилев, неустанно учился. Он Так я плавал с папашей два се- был очень хороший парусный мо- зона. Море мне очень нравилось, ряк. Знал превосходно такелаж- но в детстве оно и нравилось мне ное дело, сам шил паруса. Осво- по-детски. Увидел я как-то в Ар­ ил морское дело и экстерном хангельске в цирке акробатов, сдал в Архангельске экзамен на Восхищался и завидовал. А в мо- судоводителя парусных судов до ре, видя, что матросы лазают по 100 регистровых тонн. Получил вантам, как обезьяны, я думал — штшшш гельске готовят траулеры для трескового лова. О траулерах я имел представление по Мурман­ скому берегу. Видел там, как анг­ лийские траулеры ловили рыбу. Причем ловили сетями. Меня это очень интересовало. Спрашивал я старших: «Как эти тральщики рыбу ловят?». — Каким-то неводом, — неоп­ ределенно отвечали они, а точно сказать не могли. Решил я во что бы то ни ста­ ло ехать в Архангельск и устро­ иться на траулер. Парень я был крепкий, работа по разделке ры­ бы мне уже была хорошо извест­ на, с обязанностями матроса я был знаком. ( Продолжение следует). * Один из первых судов отечест­ венной постройки траулер «Челю- скинец Павлов». Снимок из лич­ ного альбома В. П. Махилева. „Напитан Нохрин" вМурманске ...Спасательный буксир «Ка­ питан Нохрин» пришвартовал­ ся в западногерманском порту. Е™ появление вызвало боль­ шой интерес у немецких моря­ ков. Немецкий лоцман спросил у капитана: — Кто такой капитан Нох­ рин? Это был, наверно, бога­ тый человек? W Валентин Константинович Мозниченко, капитан буксира* не шутя, серьезно ответил: «Да, это был богатый, заме­ чательный человек,' настоящий коммунист!». Все, кому довелось быть знакомым с Арсентием Серге­ евичем Нохриным, кто работал с ним, всегда с гордостью, уважением вспоминают про­ славленного капитана, замеча­ тельного человека, прекрасного воспитателя, чуткого, отзывчи­ вого товарища, старого больше­ вика Год назад ушел от нас Арсентий Сергеевич. И вот в памятную годовщину в Мур­ манский порт пришел теплоход «Капитан Нохрин» — флагман Мурманской спасательной службы. Буксир «Капитан Нохрин» — новинка судостроения. Вдоль его корпуса установле­ ны резиновые привальные бру- сы. Современные палубные ме­ ханизмы, мощная совершенная машина в 2500 л. с. Пропуск­ ная способность помпы букси­ ра — 2000 кубических метров в час. Все электроустановки работают на переменном токе. Буксир снабжен переносной телевизионной установкой. Она позволяет обследовать подвод­ ные поломки судов, не спус­ кая водолазов под воду. Экипаж «Капитана Нохри- на» пригласил на судно членов семьи Арсентия Сергеевича. Родственников прославленно­ го капитана тепло встретили, показали судно и сообщили, что им скоро будет передай макет буксира. Д. ЕЛЮКИН. Общественность не позволит диплом практика и плавал капи- вот это как раз то, что я хотел, таном. , * чему Завидовал. В техническую библиотеку тра­ лового флота, расположенную в Доме междурейсового отдыха промысловиков, поступили новые книги:* Новиков С. М., Слепченко курсантов военно-морских учи- него сгорания. Это поможет судо- А. Г., Тигарев П. А. Корабель- лнщ. { вым механикам лучше понять хл*16 поршневые компрессоры. Возницкий И. В. и Иванов правила технической эксплуатации М., 1961 г. Здесь кратко излага- J1. А. Аварии судовых двигателей ДВС и избежать ошибок в прак- ются общие сведения о кора- внутреннего сгорания. М., 1961 г. тической работе. бельных компрессорах, дается их Борьба за безаварийную работу Гупевич Г Е Опганичапиа па- классисрикация и перечисляются судов — одна из основных задач, ^ т ы МОоского флота М 1961 г требования, предъявляемые к стоящих перед моряками транс- Книга предназначается в’ качест- ним, приведены основы техниче- портного и промыслового флотов. предназначается ской термодинамики. Книга рас- Цель настоящей книги ознакомить учебника по второй части кур считана на механиков корабель- специалистов флота и в первую са «Экономика и организация ра- ных компрессорных установок, очередь учащихся судомеханиче- боты морского флота» для судо- ИТ ™ аНа как СКНХ отаеле»ий высших и средних водительских факультетов ВИМУ . руководство при эксплуатации и морских учебных заведений с ха- ремонте компрессоров и может рактером и причинами поврежде- Е. ЕФИМОВА, служить учебным пособием для ний судовых двигателей внутрен- библиотекарь. В жилищно-коммунальный от- нием своих детей, а их у него пя- дел Мурманского рыбного порта теро, быть хорошим семьянином, поступила жалоба. Жильцы дома отцом. Немало горя принес он и № 13 по улице 4-й железнодорож- своей жене М. Березиной, работ­ ный поселок жаловались, что яйце ремонтно-строительного це* проживающий в их доме Н. Гера- ха рыбного порта, симов оскорбляет соседей, пьян- Как перелетная птица, Гераси- ствует, хулиганит, в пьяном угаре мов ,долго не держался на одной угрожает убийством, поджогом. . J г работе. Сейчас он работает на Такие сигналы были и раньше. КС)ПТИЛЬНом заводе рыбокомбина- При тщательной проверке фактов _ и на этот раз было все верно, о та* н0 и здесь 33 короткое врем чем сообщали проживающие в уже стал известен как наруши- доме жильцы. тель трудовой и производственной Н. Герасимов не раз привлекал- дисциплины. Стыдили Герасимова ся к ответственности за мелкое жильцы: «Возьмись, Николай, за хулиганство, был судим, но меры уМ^ брось пьянствовать». Не внял наказания, видимо, ничему не * научили этого сорокалетнего муж- 0 д°брому совету. чину. Он снова и снова омрачал Товарищеский cjyi первого до- своим поведением жизнь сосе- моуправления жилшцно-комму- дей, нарушал элементарные пра- нального отдела порта решил все вила социалистического общежи- проступки Герасимова вынести на ия. Давно следовало бы Гераси- суд общественности. В назначен- мову изменить свою жизнь, за- ное время в доме собрались няться по-настоящему воспита- жильцы, за столом заняли ме- ■ *ста секретарь товарищеского су­ да Е. Кустова и члены суда П. Киселева, Л. Широких. Про­ шло 15, 20 минут, полчаса. Гера­ симов не является. Члены суда, соседи зашли в комнату Гераси­ мова. На все доводы, просьбы явиться и дать ответ обществен­ ности он отвечал: «Я никуда не пойду, судите заочно». Это заяв­ ление возмутило всех. — Как же так, — говорили они, — умел безобразничать, а отвечать за свои проступки* не желает. Нашлись более решительные люди. Соседи С. Бесов, Ф. Поло- дюк привели Герасимова. — Почему же вы сразу не яви­ лись, Герасимов, вас ждут люди? — обратился к нарушителю один из членов суда. — Стыдно мне перед людьми. — А не совестно было вам ос­ корблять их? — Да это только, когда я пья­ ный был. Я сознаю свою вину, извиняюсь перед всеми, больше ничего подобного не повторится, даю слово. Многие выступающие просили дело Герасимова передать в на­ родный суд. Но потом все реши* ли еще раз поверить Герасимову. — Смотри, Николай, — заявил С. Бесов, — последний раз тебя предупреждаем, вязать тебя пья­ ного не будем, как ты просишь, брось пьянствовать, хулиганить, пойми сейчас, пока не поздно. Товарищеский суд вынес реше­ ние: за аморальное поведение в быту, оскорбление жильцов ошт­ рафовать Герасимова и предупре­ дить, что при повторении случаев нарушения правил социалистиче­ ского общежития к Герасимову будут приняты более строгие ме­ ры общественного воздействия. — Это вам еще один урок, Ге­ расимов, — сказали в товарище­ ском суде, — вы запомните его. Общественность больше не про­ стит ваших проступков. Каким должен быть человек, строитель коммунистического общества, за­ писано в моральном кодексе строителя коммунизма. Омрачать жизнь людей, оскорблять их чело­ веческое достоинство, вам, Tgpa- симов, никто не позволит. Учтите это. Н. ЖУКОВ, работник авто­ базы № 2 совнархоза, пред­ седатель товарищеского су­ да 1-го домоуправления Ж КО рыбного порта. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Газе!а выходит по вторникам, четвергам и субботам. Адрес редакции: Комсомольская улииа. жом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем — АТС рыбною порта 2-75 и 28-87. партийкой жизни, промышленный -*4-33. бухгалтерия — .8-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда». Зал. 1901. Тир. 5.000 ПН-0183в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz