Рыбный Мурман. 1961 г. Январь.
НАВСТРЕЧУ ПЛЕНУМУ ЦН НПСС Владимирская область. Замечательными трудовыми успехами встречают предстоящий Пленум ЦК КПСС животноводы сельхозар тели жБольшевик» Гусь-Хрустального района. Колхоз значительно перевыполнил в I960 году план продажи мяса государству. Передо вые доярки получили более 4 тысяч килограммов молока в среднем от коровы. * Животные находятся под наблюдением ветеринарного фельд шера. На снимке: зоотехник колхоза «Большевик» комсомолка Галина Шишкова и ветфельдшер Алексей Шурпилин в лаборатории. Фотохроника ТАСС ПРОМЫСЛА БАРЕНЦЕВО МОРЕ В южной части моря наиболее йерспективными следуел считать две группы районов: Мурманскую банку с прилегающими квадрата ми Финмаркенской банки, Цент рального плато и Мурманского языка; Северо-Центральный район и Северный склон Мурманского мелководья. В районах, названных первыми, будет держаться главным обра зом ровная треска. Ее концентра ции могут несколько возрасти, в связи с новыми подходами ее вслед за мойвой. Заметный при лов составит пикша, особенно на глубинах 200 метров. В Северо-Центральном районе и на Северном склоне Мурманско го мелководья будет концентриро ваться треска, преимущественно мелкая, около 35—50 см. Кроме того, приблизительно с середины месяца в Северо-Центральном районе начнется накопление зу батки и ерша. В дальнейшем воз- В ночном мраке тают послед ние видимые огоньки оставше гося позади Мурманска. На верхней палубе плавбазы «Ат лантика» стоят моряки, смот рят, как все более угасает там, вдали, и бледнеет зарево от электрических огней большого города. Кто-то тихо, почти про себя, напевает: В далеком тумане остался Рыбачий, Родимая наша земля. Укупорщик бочек Иван Ми хайлович Ульянов, улыбаясь чему-то в сумраке, говорит товарищам. — Известная песня. ___ Пели ее и мы когда-то, Г Ш и вовсе я не думал в те дни, что придется Miie не раз проходить мимо это го самого Рыбачьего. Молодой матрос Василий Макаров завидует: — Какая жизнь v вас за пле чами, Иван Михайлович. Для м°ня, например, то, что было 15 лет назад, уже легенда. А ыл все своими глазами видели. — Да... Нам драться при шлось за то, чтобы люди имели возможность строить. Трудно приходилось. Однако мы до стигли своего, мира добились с боем. Тебе, например, трудно понять, какое это пугало было па земле — Гитлер и его прис ные. Много горя принесли они народам, в том числе и немец- ному. А генерь настало расчудесное нремя, что не хочется никак стареть. Жить бы и жить, ком. MVHH3M увидеть... А что, думае те, не увижу? Обязательно уви жу. Для этого я на фронте че рез сто смертей прошел, чтобы свою мечту исполнить... — А мы и не сомневаемся в •том, — улыбается горячности в*1ычно спокойного Ульянова молодой, чуть постарше Мака рова, моряк Михаил Домолега. Хорошая трудовая спайка объединяет этих трех различ ных и по возрасту, и по житей скому опыту людей. Когда еще Мзкаров и Домолега, что на. зывается, под стол пешком хо дили, офицер Иван Ульянов с оружием в руках защищал Ро дину в борьбе с немецко-фаши стскими захватчиками. Уже од но это заставляет молодых мо ряков относиться к своему стар шему товарищу с уважением. И на работе Иван Михайлович, хотя лет ему одному больше, чем молодым людям обоям вместе взятым, тоже отставать не любит. В горячую пору на гсомысле, когда время не ждет, любо посмотреть, как ловко н споро действует быв ший фронтовик. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 3 стр. 5 января 1961 г. Во втором году семилетки моряки «Атлантики» потруди лись неплохо. С августа плавбаза совершила пять рей сов в Северную Атлантику, и все с хорошими показателями. Особенно удачным оказался при этом последний, пятый рейс. Первенство в социалистиче ском соревновании рыбообра ботчиков в этом рейсе завоева ла вторая бригада, возглавляе мая мастером коммунистом тов. Кузнецовым. Она приняла в море на 5500 центнеров рыбы больше, чем первая бригада. На ее счету также больше и готовой продукции. Крепкая рабочая дружба, взаимовыручка во всем — вот что особенно характерно для этого коллектива. А как раз в этой бригаде н трудятся пле чом к плечу трое товарищей, о которых мне захотелось расска зать на страницах газеты. Бывает в кипучую пору, когда работа на промысле идет единым, непрерывным потоком н промедление одного человека грозит задержкой для всех, остановится на секунду утом ленный молодой матрос, смах нет пот с лица, нетерпеливо глянет на часы (скоро ли ко нец вахты), а Ульянов тут как тут: — Что, притомился? Ничего, гляди веселее. Глаза боятся, руки делают. Доброе же слово, вовремя подброшенная шутка великую силу имеют. Усталости — как ни бывало, и снова кипит ра бота! Коммунист Иван Михайло вич Ульянов на досуге частень. ко беседует со своими молоды ми друзьями. Беседует на все темы, интересующие их: о жиз ни, о работе, о семилетием пла не, о событиях за рубежом. Слушает его молодежь внима тельно. Еще бы! О Героях Со ветского Союза они до этого лишь в газетах н книгах чита ли, а тут вон он — рядом. Жаль только, не любит Улья нов о самом себе рассказывать. А рассказать ему есть о чем. Немало прошел он трудными фронтовыми дорогами. В рядах Войска Польского командовал батальоном и заслужил там чин майора. Сам Иван Михайлович счи тает так: боевые заслуги — дело прошлое. Родина высоко оценила нх, н это приятно. Но они вовсе не дают права ка беззаботную жизиь, когда «вся сграна находится в лесах ог ромного строительства. Поэто му в свои, как он выражается, «пятьдесят с хвостиком лет» Иван Михайлович продолжает находиться .на одном из труд нейших участков — сельдяном промысле. Его труд — отличный при мер для молодежи. Глядя на него, они также не отстают и, следуя его советам, смотрят при этом в будущее. Михаил Домолега в силу ряда причин не получил даже семилетнего образования. Чтобы компенси ровать недостаток знаний, он упорно занимается самостоя тельно. Сейчас он готовится к ^ сдаче техминимума, и чтобы стать мастером ^ по приемке, решил он поступить и в заочную школу моряков. Василий Мака ров закончил десятилетку, мо реходное училище. Узнал об этом Иван Михайлович, спро сил его: — А почему по специально сти не работаешь? Ты же су-» доводитель? — Диплом утерял, по не счастью. — А кто мешает пересдать экзамены? Подумал Василий, решил — вопрос резонный. Действитель но, что мешает? И теперь он также занимается вечерами, восстанавливает знания, чтобы снова получить диплом судо водителя. Так живут и грудятся на плавбазе трое разных по харак теру и по всему друзей — Ге рой Советского Союза Ульянов н его молодые товарищи Мака ров и Домолега. И. ДЕНИСЕНЯ, мастер по приемке рыбы. можно массовое появление непро мысловой мелочи, и тогда флот должен будет немедленно уйти в другие промысловые квадраты мо ря. Из северо-западных районов лучшая сырьевая база будет на Западном склоне Медвежинской банки, однако ледовая обстанов ка может серьезно помешать раз витию промысла. Концентрации самок окуня-клю- вача в юго-западных квадратах района Копытова будут достаточ ны для выполнения суточных за даний небольшой группой судов при условии благоприятной пого ды. ДАЛЬНИЕ ЗАПАДНЫЕ РАЙОНЫ Наиболее перспективны Север ная Ньюфаундлендская банка и прилегающие квадраты района Лабрадора. Морской окунь-клю- вач будет двигаться к югу через названные районы, создавая вы сокие концентрации на глубинах 300—450 метров. Роль резервного района про мысла может играть банка Фле- миш-кап. НОРВЕЖСКОЕ МОРЕ В январе будет ясно выражена миграция преднерестовых скопле ний сельди из района зимовки в юго-восточном и восточном на правлениях к местам нереста. В этот период, продвигаясь к нере стилищам, сельдь совершает ми грацию через теплые воды основ ных ветвей Атлантического тече ния. В это время происходит дальнейшее созревание половых желез сельди. К нерестилищам сельдь начнет отходить отдельными стаями. По следние скопления будут оста ваться в районе зимовки до два дцатых чисел января. Это необхо димо учесть при расстановке су дов промыслового флота: часть судов следует оставить для обло ва сельди в районе зимовки, часть перевести на облов скоплений, идущих к местам нереста. По имеющимся данным, в нача ле миграции, при отходе с мест зимовки, сельдь продвигается обычно со скоростью 8—10 миль в сутки. При переходе через теп лые воды Атлантического течения скорость увеличивается до 10—15, а в отдельных случаях — до 30 миль в сутки. При облове движу щейся сельди необходимо знать ее скорость и гидрологическую об становку. При выметке сетей сле дует несколько опережать сельдь на путях ее миграций. Первые стаи сельди должны по дойти к нерестилищам Норвеж ского мелководья в конце января- начале февраля. В районе не рестилищ сельдь будет периоди чески подниматься в верхние слои воды, где возможен ее облов дрифтерными сетями с при менением коротких буйковых по- водцов. Наиболее уловистыми в течение января будут, сети с размером ячеи 32 мм. Лаборатории донных рыб н сельди ПИНРО. Наша п о ч т а За прошедший год, редакция получила 2480 пио?м. Из них опубликовано 1965. Списано в архив 302 письма, на 96 писем отвечено авторам. Остальные находятся в процессе обра ботки. 'тК Письма читателей и рабочих корреспондентов позволяют поднимать на страницах газе ты новые интересные темы. Они сигнализируют о недостатках в работе организаций, критику ют нарушителей трудовой и государственной дисциплины. Например, 26 нюля старший механик траулера «Гродно» тов. Бессараб выступил со статьей об опыте работы ма шинной команды. В газете за 17 ноября старший инженер технического отдела управле ния рыбной промышленности тов. Лукьянов в статье «Ваше мнение, товарищи промыслови ки?» поднял вопрос о внедре нии ящичного посола рыбы. I На эти статьи поступил ряд от- \ кликов, которые также были { опубликованы. Придавая большое значение » увеличению добычи рыбы, улучшению качества рыбопро дукции, а такж^ судоремонта, подтягиванию отстающих эки пажей до уровня передовых, газета печатала поступающие пнсьма под рубриками «Днев ник промысла», «За честь на шей марки», Соревнуются двое — выигрывают оба». Наши читатели живо откли кались на все события, проис ходящие в стране. В своих письмах они рассказывали о единодушном одобрении и под держке миролюбивой внешней политики Советского государст ва и о том, что успешной ра ботой труженики бассейна кре пят дело мира. В письмах, поступавших в редакцию, уделялось большое внимание вопросам развертыва ния социалистического соревно вания. А в ноябре и декабре стали поступать сообщения о завершении экипажами и кол лективами береговых предприя тий годовых планов, обяза тельств. По критическим сигналам ■пи тателей н рабкоров для приня тия мер послано и организации 277 запросов. Ответов получено 238. Опубликовано сообщений под рубриками «По следам вы ступлений «Рыбного Мурмана» и «По следам неопубликован ных писем» — 100. Большинство руководителей предприятий отвечают редак. ции объективно и своевремен но. Но есть еще и молчальни ки,-которые не считают нуж ным вовремя ответить редак ции о принятых мерах. Так, на пример, начальнику управления тралового флота тов. Филиппо ву послано 52 запроса. 19фаз ему направлял* напоминания, а на 13 запросов он до сих пор не ответил. n»WWWWVWVAAAA^^fWVWWWWWVV*>'VVV^'VWWWVVWWWVWWWW1 За техничеоний прогресс Необходим мостовой кран На Мурманской судоверфи в октябре 1960 года введена в эк сплуатацию испытательная стан ция дизельного цеха, состоявшая из 8 основных участков, на которых установлены стенды для обкатки и испытания судовых >двигателей внутреннее сгорания ^вспомогательных механизмов. Немало труда приложили ра- ботииш судоверфи для ускорения пуска испытательной станции. Вся техническая документация на стенды, системы и нестандарт ное оборудование выпускалась конструкторами технического от дела тт. Киселевым, Енчякоеым я другими в кратчайшие сроки. Монтаж стендов и систем не питательной станции производил ся под непосредственным наблю дением и техническим руковод ством заместителя главного инже нера тов. Винокурова, работников технического отдела, главного тех нолога тов. Фролова, начальника цеха 13 тов. Кончена, старше го мастера пятнадцатого цеха тов. Изгорева и других. В нем прини мали участие бригады слесарей дизельного цеха тт. Пономарева, Довсюова, Абрамицкого. Главным торноеон нормаль- вой работы испытательной стан ции и окончания работ do монта жу является отсутствие электро- мостового крана большой грузо подъемности. который do непо нятным причинам техническим отделом упраалеадя рыбной про мышленности свят с поставки в 1960 гаду. Пока 9 тот вопрос вы ясняется. пока ведется переписка судоверфи с совнархозом, слесари дизельного цеха погрузку и раз грузку двигателей производят вручную. Пора с этим кончать! Пуск в эксплуатацию мостово го крана ве только ускорял бы окончание монтажа стендов и дал возможность проводить обкатку и испытание после ремонта всех су- девых механизмов, но и присту пить к экспериментальным рабо там по внедрению метода обкатки судовых механизмов на осервея- ном масле. Это в в— -8 раз сокра тит время обкатки, улучшит ка чество и износостойкость контак тирующих поверхностей механиз мов. Ю. УГРЮМОВ, старший ин женер-технолог.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz