Рыбный Мурман. 1961 г. Январь.

НАВСТРЕЧУ ПЛЕНУМУ ЦН НПСС Владимирская область. Замечательными трудовыми успехами встречают предстоящий Пленум ЦК КПСС животноводы сельхозар­ тели жБольшевик» Гусь-Хрустального района. Колхоз значительно перевыполнил в I960 году план продажи мяса государству. Передо­ вые доярки получили более 4 тысяч килограммов молока в среднем от коровы. * Животные находятся под наблюдением ветеринарного фельд­ шера. На снимке: зоотехник колхоза «Большевик» комсомолка Галина Шишкова и ветфельдшер Алексей Шурпилин в лаборатории. Фотохроника ТАСС ПРОМЫСЛА БАРЕНЦЕВО МОРЕ В южной части моря наиболее йерспективными следуел считать две группы районов: Мурманскую банку с прилегающими квадрата­ ми Финмаркенской банки, Цент­ рального плато и Мурманского языка; Северо-Центральный район и Северный склон Мурманского мелководья. В районах, названных первыми, будет держаться главным обра­ зом ровная треска. Ее концентра­ ции могут несколько возрасти, в связи с новыми подходами ее вслед за мойвой. Заметный при­ лов составит пикша, особенно на глубинах 200 метров. В Северо-Центральном районе и на Северном склоне Мурманско­ го мелководья будет концентриро­ ваться треска, преимущественно мелкая, около 35—50 см. Кроме того, приблизительно с середины месяца в Северо-Центральном районе начнется накопление зу­ батки и ерша. В дальнейшем воз- В ночном мраке тают послед­ ние видимые огоньки оставше­ гося позади Мурманска. На верхней палубе плавбазы «Ат­ лантика» стоят моряки, смот­ рят, как все более угасает там, вдали, и бледнеет зарево от электрических огней большого города. Кто-то тихо, почти про себя, напевает: В далеком тумане остался Рыбачий, Родимая наша земля. Укупорщик бочек Иван Ми­ хайлович Ульянов, улыбаясь чему-то в сумраке, говорит товарищам. — Известная песня. ___ Пели ее и мы когда-то, Г Ш и вовсе я не думал в те дни, что придется Miie не раз проходить мимо это­ го самого Рыбачьего. Молодой матрос Василий Макаров завидует: — Какая жизнь v вас за пле­ чами, Иван Михайлович. Для м°ня, например, то, что было 15 лет назад, уже легенда. А ыл все своими глазами видели. — Да... Нам драться при­ шлось за то, чтобы люди имели возможность строить. Трудно приходилось. Однако мы до­ стигли своего, мира добились с боем. Тебе, например, трудно понять, какое это пугало было па земле — Гитлер и его прис­ ные. Много горя принесли они народам, в том числе и немец- ному. А генерь настало расчудесное нремя, что не хочется никак стареть. Жить бы и жить, ком. MVHH3M увидеть... А что, думае­ те, не увижу? Обязательно уви­ жу. Для этого я на фронте че­ рез сто смертей прошел, чтобы свою мечту исполнить... — А мы и не сомневаемся в •том, — улыбается горячности в*1ычно спокойного Ульянова молодой, чуть постарше Мака­ рова, моряк Михаил Домолега. Хорошая трудовая спайка объединяет этих трех различ­ ных и по возрасту, и по житей­ скому опыту людей. Когда еще Мзкаров и Домолега, что на. зывается, под стол пешком хо­ дили, офицер Иван Ульянов с оружием в руках защищал Ро­ дину в борьбе с немецко-фаши­ стскими захватчиками. Уже од­ но это заставляет молодых мо­ ряков относиться к своему стар­ шему товарищу с уважением. И на работе Иван Михайлович, хотя лет ему одному больше, чем молодым людям обоям вместе взятым, тоже отставать не любит. В горячую пору на гсомысле, когда время не ждет, любо посмотреть, как ловко н споро действует быв­ ший фронтовик. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 3 стр. 5 января 1961 г. Во втором году семилетки моряки «Атлантики» потруди­ лись неплохо. С августа плавбаза совершила пять рей­ сов в Северную Атлантику, и все с хорошими показателями. Особенно удачным оказался при этом последний, пятый рейс. Первенство в социалистиче­ ском соревновании рыбообра­ ботчиков в этом рейсе завоева­ ла вторая бригада, возглавляе­ мая мастером коммунистом тов. Кузнецовым. Она приняла в море на 5500 центнеров рыбы больше, чем первая бригада. На ее счету также больше и готовой продукции. Крепкая рабочая дружба, взаимовыручка во всем — вот что особенно характерно для этого коллектива. А как раз в этой бригаде н трудятся пле­ чом к плечу трое товарищей, о которых мне захотелось расска­ зать на страницах газеты. Бывает в кипучую пору, когда работа на промысле идет единым, непрерывным потоком н промедление одного человека грозит задержкой для всех, остановится на секунду утом­ ленный молодой матрос, смах­ нет пот с лица, нетерпеливо глянет на часы (скоро ли ко­ нец вахты), а Ульянов тут как тут: — Что, притомился? Ничего, гляди веселее. Глаза боятся, руки делают. Доброе же слово, вовремя подброшенная шутка великую силу имеют. Усталости — как ни бывало, и снова кипит ра­ бота! Коммунист Иван Михайло­ вич Ульянов на досуге частень. ко беседует со своими молоды­ ми друзьями. Беседует на все темы, интересующие их: о жиз­ ни, о работе, о семилетием пла­ не, о событиях за рубежом. Слушает его молодежь внима­ тельно. Еще бы! О Героях Со­ ветского Союза они до этого лишь в газетах н книгах чита­ ли, а тут вон он — рядом. Жаль только, не любит Улья­ нов о самом себе рассказывать. А рассказать ему есть о чем. Немало прошел он трудными фронтовыми дорогами. В рядах Войска Польского командовал батальоном и заслужил там чин майора. Сам Иван Михайлович счи­ тает так: боевые заслуги — дело прошлое. Родина высоко оценила нх, н это приятно. Но они вовсе не дают права ка беззаботную жизиь, когда «вся сграна находится в лесах ог­ ромного строительства. Поэто­ му в свои, как он выражается, «пятьдесят с хвостиком лет» Иван Михайлович продолжает находиться .на одном из труд­ нейших участков — сельдяном промысле. Его труд — отличный при­ мер для молодежи. Глядя на него, они также не отстают и, следуя его советам, смотрят при этом в будущее. Михаил Домолега в силу ряда причин не получил даже семилетнего образования. Чтобы компенси­ ровать недостаток знаний, он упорно занимается самостоя­ тельно. Сейчас он готовится к ^ сдаче техминимума, и чтобы стать мастером ^ по приемке, решил он поступить и в заочную школу моряков. Василий Мака­ ров закончил десятилетку, мо­ реходное училище. Узнал об этом Иван Михайлович, спро­ сил его: — А почему по специально­ сти не работаешь? Ты же су-» доводитель? — Диплом утерял, по не­ счастью. — А кто мешает пересдать экзамены? Подумал Василий, решил — вопрос резонный. Действитель­ но, что мешает? И теперь он также занимается вечерами, восстанавливает знания, чтобы снова получить диплом судо­ водителя. Так живут и грудятся на плавбазе трое разных по харак­ теру и по всему друзей — Ге­ рой Советского Союза Ульянов н его молодые товарищи Мака­ ров и Домолега. И. ДЕНИСЕНЯ, мастер по приемке рыбы. можно массовое появление непро­ мысловой мелочи, и тогда флот должен будет немедленно уйти в другие промысловые квадраты мо­ ря. Из северо-западных районов лучшая сырьевая база будет на Западном склоне Медвежинской банки, однако ледовая обстанов­ ка может серьезно помешать раз­ витию промысла. Концентрации самок окуня-клю- вача в юго-западных квадратах района Копытова будут достаточ­ ны для выполнения суточных за­ даний небольшой группой судов при условии благоприятной пого­ ды. ДАЛЬНИЕ ЗАПАДНЫЕ РАЙОНЫ Наиболее перспективны Север­ ная Ньюфаундлендская банка и прилегающие квадраты района Лабрадора. Морской окунь-клю- вач будет двигаться к югу через названные районы, создавая вы­ сокие концентрации на глубинах 300—450 метров. Роль резервного района про­ мысла может играть банка Фле- миш-кап. НОРВЕЖСКОЕ МОРЕ В январе будет ясно выражена миграция преднерестовых скопле­ ний сельди из района зимовки в юго-восточном и восточном на­ правлениях к местам нереста. В этот период, продвигаясь к нере­ стилищам, сельдь совершает ми­ грацию через теплые воды основ­ ных ветвей Атлантического тече­ ния. В это время происходит дальнейшее созревание половых желез сельди. К нерестилищам сельдь начнет отходить отдельными стаями. По­ следние скопления будут оста­ ваться в районе зимовки до два­ дцатых чисел января. Это необхо­ димо учесть при расстановке су­ дов промыслового флота: часть судов следует оставить для обло­ ва сельди в районе зимовки, часть перевести на облов скоплений, идущих к местам нереста. По имеющимся данным, в нача­ ле миграции, при отходе с мест зимовки, сельдь продвигается обычно со скоростью 8—10 миль в сутки. При переходе через теп­ лые воды Атлантического течения скорость увеличивается до 10—15, а в отдельных случаях — до 30 миль в сутки. При облове движу­ щейся сельди необходимо знать ее скорость и гидрологическую об­ становку. При выметке сетей сле­ дует несколько опережать сельдь на путях ее миграций. Первые стаи сельди должны по­ дойти к нерестилищам Норвеж­ ского мелководья в конце января- начале февраля. В районе не­ рестилищ сельдь будет периоди­ чески подниматься в верхние слои воды, где возможен ее облов дрифтерными сетями с при­ менением коротких буйковых по- водцов. Наиболее уловистыми в течение января будут, сети с размером ячеи 32 мм. Лаборатории донных рыб н сельди ПИНРО. Наша п о ч т а За прошедший год, редакция получила 2480 пио?м. Из них опубликовано 1965. Списано в архив 302 письма, на 96 писем отвечено авторам. Остальные находятся в процессе обра­ ботки. 'тК Письма читателей и рабочих корреспондентов позволяют поднимать на страницах газе­ ты новые интересные темы. Они сигнализируют о недостатках в работе организаций, критику­ ют нарушителей трудовой и государственной дисциплины. Например, 26 нюля старший механик траулера «Гродно» тов. Бессараб выступил со статьей об опыте работы ма­ шинной команды. В газете за 17 ноября старший инженер технического отдела управле­ ния рыбной промышленности тов. Лукьянов в статье «Ваше мнение, товарищи промыслови­ ки?» поднял вопрос о внедре­ нии ящичного посола рыбы. I На эти статьи поступил ряд от- \ кликов, которые также были { опубликованы. Придавая большое значение » увеличению добычи рыбы, улучшению качества рыбопро­ дукции, а такж^ судоремонта, подтягиванию отстающих эки­ пажей до уровня передовых, газета печатала поступающие пнсьма под рубриками «Днев­ ник промысла», «За честь на­ шей марки», Соревнуются двое — выигрывают оба». Наши читатели живо откли­ кались на все события, проис­ ходящие в стране. В своих письмах они рассказывали о единодушном одобрении и под­ держке миролюбивой внешней политики Советского государст­ ва и о том, что успешной ра­ ботой труженики бассейна кре­ пят дело мира. В письмах, поступавших в редакцию, уделялось большое внимание вопросам развертыва­ ния социалистического соревно­ вания. А в ноябре и декабре стали поступать сообщения о завершении экипажами и кол­ лективами береговых предприя­ тий годовых планов, обяза­ тельств. По критическим сигналам ■пи­ тателей н рабкоров для приня­ тия мер послано и организации 277 запросов. Ответов получено 238. Опубликовано сообщений под рубриками «По следам вы­ ступлений «Рыбного Мурмана» и «По следам неопубликован­ ных писем» — 100. Большинство руководителей предприятий отвечают редак. ции объективно и своевремен­ но. Но есть еще и молчальни­ ки,-которые не считают нуж­ ным вовремя ответить редак­ ции о принятых мерах. Так, на­ пример, начальнику управления тралового флота тов. Филиппо­ ву послано 52 запроса. 19фаз ему направлял* напоминания, а на 13 запросов он до сих пор не ответил. n»WWWWVWVAAAA^^fWVWWWWWVV*>'VVV^'VWWWVVWWWVWWWW1 За техничеоний прогресс Необходим мостовой кран На Мурманской судоверфи в октябре 1960 года введена в эк­ сплуатацию испытательная стан­ ция дизельного цеха, состоявшая из 8 основных участков, на которых установлены стенды для обкатки и испытания судовых >двигателей внутреннее сгорания ^вспомогательных механизмов. Немало труда приложили ра- ботииш судоверфи для ускорения пуска испытательной станции. Вся техническая документация на стенды, системы и нестандарт­ ное оборудование выпускалась конструкторами технического от­ дела тт. Киселевым, Енчякоеым я другими в кратчайшие сроки. Монтаж стендов и систем не­ питательной станции производил­ ся под непосредственным наблю­ дением и техническим руковод­ ством заместителя главного инже­ нера тов. Винокурова, работников технического отдела, главного тех­ нолога тов. Фролова, начальника цеха 13 тов. Кончена, старше­ го мастера пятнадцатого цеха тов. Изгорева и других. В нем прини­ мали участие бригады слесарей дизельного цеха тт. Пономарева, Довсюова, Абрамицкого. Главным торноеон нормаль- вой работы испытательной стан­ ции и окончания работ do монта­ жу является отсутствие электро- мостового крана большой грузо­ подъемности. который do непо­ нятным причинам техническим отделом упраалеадя рыбной про­ мышленности свят с поставки в 1960 гаду. Пока 9 тот вопрос вы­ ясняется. пока ведется переписка судоверфи с совнархозом, слесари дизельного цеха погрузку и раз­ грузку двигателей производят вручную. Пора с этим кончать! Пуск в эксплуатацию мостово­ го крана ве только ускорял бы окончание монтажа стендов и дал возможность проводить обкатку и испытание после ремонта всех су- девых механизмов, но и присту­ пить к экспериментальным рабо­ там по внедрению метода обкатки судовых механизмов на осервея- ном масле. Это в в— -8 раз сокра­ тит время обкатки, улучшит ка­ чество и износостойкость контак­ тирующих поверхностей механиз­ мов. Ю. УГРЮМОВ, старший ин­ женер-технолог.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz