Рыбный Мурман. 1961 г. Январь.

ВЫИГРЫВАЮТ 0 БА 1 «Тюва-губа ~ конечная стан­ ция перед выходам из залива», — шутят порой моряки. И если два судна стоят здесь у соседних причалов, их экипажи берут воду или лед, то капитаны обязатель­ но встретятся. Поговорят о житье-бытье, посетуют на зим­ ние штормы, договорятся о пар­ ном соревновании. Такой и была встреча капита­ нов траулеров «Нептун» н «Марс» тт. Сороченкова и Пуры- шева. Их суда вышли из порта одновременно. Капитаны когда-то плавали вместе. А вот соревно­ ваться решили впервые. — В случае чего, в беде не оставлю. — заверил Сороченков. — На нас можешь рассчиты­ вать. как на себя. — подмигнул товарищ. Осталась позади последняя «остановка». Как разведенные ворота, выход из залива в море. Ночь встречает траулеры ветром и тьмой. Проходит около суток, и вот уже первый улов разделывают умелые руки матросов. «Очевидно, здесь, на Финмар- кенекой банке, подъемы не уве­ личатся». — с тревогой думает Нурыше®. Проходят первые сут­ ки. вторые... улов постоянно — 0,7, 0,8 тонны. На третий день—радиограмма с архангельского траулера. На Мурманской банке найдена хоро­ шего ассортимента треска с при­ месью пикши. Не теряя времени. Пурышев связался по радио с Сорочевко- вым: — Что будем делать, Павел Иванович? — спросил он капи- тана-соперяика. — Знаешь. Леонид Петрович, повременим пока. Вдруг хорошая тонна архангельцев окажется «поисковой». Все же решили посоветоваться е кем-нибудь из промысловиков, чьи суда находятся в том районе. Первыми на сигналы, посылае­ мые радистом «Нептуна» ударни­ ком коммунистического труда Александром Сизовым, отклик­ нулись моряки траулера «Сара­ тов». — Советуем перейти на Мур­ манскую банку, — сказали они, — рыба есть, хорошая тонна обеспечена. • — Алло. Павел Иванович, так мы переходим в новый район промысла. По радио сообщу, как дела. Не доходя до группы работаю­ щих траулеров, спустили трал. Через два часа—две хороших ко­ шаяки. то есть две тонны. После второго траления дали знать осе­ бе напарнику. Через несколько часов траулеры енова работали рядом. Здесь же ходил одними курсами с ними «Саратов». Уловы превышали тонну, и было радостно у каждого на ду­ ше, что на всех трех судах дела вдут хорошо. А крупная рыба медленно про­ двигалась на север. И моряки траулеров «Саратов» и «Нептун» решили перейти в новые квадра­ ты. На новом месте пришлось по­ ставить буй — рядом были тя­ желые каменистые грунты. Пер­ вое время все было хорошо, но потом суда все же снесло к восто­ ку, как раз в опасное место. И рыба ушла из этих квадратов. — Мы прочувствовали, — рассказывал потом с горькой иро­ нией тов. Пурышев по радио ка­ питану напарников, — всю «прелесть» задевов, порывов, тонных «пригоршней» камней в тралах. Народ приуныл, каждый работал молча, а в салоне на гра­ фик соревнования никто и не смотрит. А спросишь тех же мат­ росов тт. Боброва, Филоменко или Титова: «ф чем дело?», они толь­ ко вздыхают в ответ. Понятно, нет рыбы! Хорошо, что у вас хоть треска и помельче, но по-старому неплохо ловится. Так что жди, Павел Иванович, возвращаемся к вам на прежнее место. Снова суда работают рядом. Прошло время, рейс на исходе. Подводятся итоги парного сорев­ нования. И для заместителя на­ чальника флота по промыслу тов. Гунина. который непосредст­ венно руководит организацией его. цифры и факты, коротко пе­ реданные капитанами по радио, имеют свой большой, глубокий смысл. В них заключены борьба со стихией, иногда неудачи, взаи­ мовыручка. напряженный герои­ ческий труд властителей Барен­ цева моря. Нам удалось разговаривать по радио, к сожалению, только с моряками траулера «Нептун». Капитан называет лучших людей. Это матросы Игорь Тито®, три Николая — Макрацов. Бобров, Филоменко, второй помощник ка­ питана Владимир Криворученко, старшина кочегаров Юрий Кузне­ цов. мастер по обработке Степан Метелев. Оба экипажа перевыполнили рейсовое задание. В трюме трау­ лера «Марс» — 48 тонн рыбы, из них 38 тонн «свежья». Моряки траулера «Нептун» добыли боль­ ше — 55 тонн, из них «свежья» — 45 тонн, по субпродуктам так­ же перевыполнение. — Жаль. — добавляет тов. Пурышеш. — что вам не удалось поговорить с «Марсом». Ведь у них 20 человек борются за зва­ ние ударника коммунистического труда. Траулеры уходят с промыс­ ла, чтобы через день опять выйти в море. Наш спецкор. Баренцево маре. Самый, трудный... 3 ВСЕХ -рейсов, которые совершал траулер. «Гря- зовец» в прошлом году, по­ следний был самым трудным. И море тут ни ври чем. Оно было даже спокойнее, чем обычно в это время года. Отчасти было тяжеловато потому, что экипаж почти весь новый. Большинство моряков пошло на нашем судне в этот рейс впервые. В течение дли­ тельного ремонта на судовер­ фи многие члены экипажа бы­ ли посланы на другие суда. Однако эту трудность мы преодолели быстро. Люди по­ пались. хотя и новые, но ста­ рательные. Поскольку не хва­ тало трех матросов, приходи­ лось все время вызывать под- вахту. Доставалось, конечно, крепко, но никто не жаловал­ ся. Впереди всегда был мат­ рос тов. Осипов. Своим само­ отверженным трудом он пода­ вал пример другим. Промышлять начали на Кильдинской байке. Стали спускать трал, а у нас в ма­ шите опорные подшипники греются. Ясно — кольцо не работает. Так недолго и до бе­ ды. Старший механик тов. По­ пов, третий механик тов. Ле­ онтьев, старший машинист тов. Чулров и я стали ду­ мать, что предпринять. Не возвращаться же в порт! Про­ бовали и так, и сяк, примери­ вали. Не помню уж, у кого именно, но вскоре родилась идея простого приспособления. Примитивное, кустарное, од­ нако все-таки выход 'из по­ ложения. Только было успокоились, ловить начали, а в машинном отделении новая беда. Вырва­ ло прокладки у реверсивной машины. Затем один за дру­ гим вышли из строя балласт- но-пожарные насосы. С боль­ шим трудом собрали один. Пока устраняли все эти неполадки, ив машинного от­ деления почти не вылезали. К концу третьих суток мы двигались, как сонные: ведь спать-то приходилось мало. Все эти беды обрушивались на нас в море из-за работни­ ков судоверфи, которые отре­ монтировали судно плохо* Ведь после ремонта мы вышли в первый рейс. Несмотря ва все трудно­ сти, этот рейс закончился удачно. Задание мы выполни­ ли на 159 процентов. В порт доставили, кроме соленой ры­ бы, 58 тонн «свежья» при плане 32 тонны. Успеха мы добились благо­ даря тому, что судоводители под руководством капитана тов. Цытаиюо не обивались с концентраций рыбы. И глав­ ное, конечно, самоотвержен­ ный труд таких людей, как боцман тов. Валявши, маши­ нист рыбомучной установки тов. /Скобцов. Да и остальные работали яе хуже. Ведь все хотели сделать подавок ян­ варскому Пленуму ЦК КПСС# В море мы услышали радо­ стную новость: Центральный Комитет партия и Совет Ми­ нистров СССР обратились пе­ ред Новым годом к рыбакам Мурмана с приветствием. Эта новая забота окрылила нас. П. ТО КА РЕВ ,” второй механик траулера «Гря- эовец». пло Мурманский рыбокомбинат лихорадит. На холодильном за­ воде № 1 особен­ но тяжелое поло­ жение. Пропадает «свежье». Мы вдем по цехам завода. По обеим сторонам прохода лежат огромные кучи рыбы, пересыпанные льдом. Высота слоя достигает полутора мет­ ров, вместо допускаемых инст­ рукцией 80 сантиметров. Рыба «хранятся» в этих кучах по 5 —6 дней. И вот результат: «свежье», сваленное в кучу 29 декабря, 5 января уходит на засолку. В первые дни 1961 года уже пошло в посол более 100 тонн «свежья»! — Что мы можем поделать? — говорят директор завода тов. Образцов. — Ведь негде хранить готовую продукцию. Вот пример. В ночь с 3 по 4 января на в одной из холо­ дильных камер не было сво­ бодного места. Пришлось ящи­ ки с готовой продукцией ста­ вить в коридор на третьем этаже, где температура — плюс 3 градуса! Да. камеры перегружены. Из-за этого перекутаны от­ дельные партии рыбопродук­ ции. рабочие с трудом везут тележки новых ящиков. , Но куда их поставить, никто уже ве знает. Производство парализует­ ся. Смены простаивают. Так, смена тов. Иноземцевой, в ко­ торой 51 человек, 3 января простояла около 4 часов. 2 ян­ варя простой составил здесь 71 час. то есть каждый рабо­ чий не работал около полуто­ ра часов. Такое же положение и в смене тов. Фисуры. Да и в то время, года по­ является возможность рабо­ тать, люди не могут трудиться в полную еилу. Вот* рабочая тов. Махрова. Рейд .Рыбного Мурмана" БЛИЗОРУКОСТИ — Я и двое мюпх товари­ щей, — рассказывает она, — можем уложить в ящики за смену 10— 12 тонн рыбопро­ дукции. Но вчера уложили всего 4 тонны. А сегодня, 4 января, и того не сделали! С тяжелым чувством мы по­ кидаем холодильный завод № 1. Ну что ж, пройдем на второй завод, может, там дела лучше... Директор тов. Лавру- хин говорит о положении дел на заводе с оптимизмом: — Что вы, у нас еще не дошло до того, чтоб «свежье» солилось! Думаю, что выкру­ тимся. Такое явление для нас не впервые, и в ближайшие дни положение выправится! Судов-то будет подходить меньше! — Значит, на юлодильном заводе № 2 , — неуверенно спрашиваем мы, — все в по­ рядке? — Кто вам сказал? Да вы анаете, как мы сейчас рабо­ таем?! И мы енова идем по цехам, а тов. Лав|$хин дает подроб­ ные пояснения. — Вот это рогожные сули с сотовой продукцией. Вы ви­ дите. они лежат на рольган­ гах, расположенных налротив выходов иа морозильных ка­ мер. По доброму замыслу кон­ структоров рабочие должны затаривать «свежье» в кули на рольгангах, после чего кон­ вейерная лента вовевет их к выходу. Но... Но работа идет вручную. Потому что везде «завал» — готовая продукция и на транс­ портерной ленте, и у стен, и в проходах, и даже в коридо­ рах. — Какая уж тут механиза­ ция! — пожимают плечами рабочие, — Вы лучше поищи­ те виновников этого безобра­ зия. — Виноват, конечно, «Мур- манрыбебыт», — вздыхает тов. Лаврухин, и его слова — те же самые, что два часа на­ зад говорил нам директор хо­ лодильного завода >6 1 . —* Посудите сами. Мы сдаем им готовую продукцию, они ее у вас принимают, во отгружать не успевают. Остаток продук­ ции на заводах с каждым днем растет, рыба портится. Мате­ риальной ответственности «Мурманры&сбыт» не несет. Рыба попортится — в ответе только мы! Мы в кабинете управляюще­ го «Мурманрыбсбыта» тов. Пашенцева. Да, действительно, говорит он, мы не смогли дать требуемого количества вагонов ни 30 декабря, ни в первые дни января. Но ведь стоит про­ верить затки, поступившие в «Мурманрыбсбыт» с рыбоком­ бината. Так, в последнюю пя­ тидневку мы должны были от­ грузить с холодильных заводов комбината по заявке 1020 тонн «свежья». На самом деле от-; грузили больше, но остаток рыбопродукции уже появился. Потом этот остаток увеличил­ ся, потому что руководители комбината дали в заявке на первую пятидневку января опять явно заниженное число вагонов. 9 Почему же так получилось*? Да оттого, что руководители рыбокомбината не ориентиро­ вались на то большое количест­ во «свежья», ко­ торое к ним по­ ступило. А ведь график подхода за 10 суток 91 траулера в порт был дан рыбокомбинату 25 де­ кабря! Но на рыбокомбинате (и. о. директора тов. Коно­ нов), как говорят, и ухом не повели. В свою очередь управляю­ щий «Мурманрыбсбыта» тов, Пашешев, постоянно соприка­ саясь е руководителями рыбо­ комбината, не подсказал им то­ го, что у них в данном вопро­ се — близорукий подход к де­ лу. Он действовал по прин­ ципу: — Мне дана заявка, я ее выполняю. Правильная она или нет — это уже не на моей совести. Вовремя не побеспокоился о создании нужной базы для об­ работки такого количества гру­ за и тов. Лопатко, начальник отдела поставок и транспорта совнархоза. Руководителям управления рыбной промышленности сов­ нархоза необходимо обратить самое серьезное внимание на подобные явления, которые время от времени лихорадят Мурманский рыбокомбинат. 3. МОИСЕЕВА, председатель комиссии парт­ кома по качеству, П ИУДИН, начальник филейного цеха холодильного завода № 1, член комиссии. Е. ТАРАСОВА, мастер ОТК Мурманского рыбокомбината, С. ЗИНЧЕНКО , сотрудник газеты «Рыбный Мурман». «РЫБНЫЙ МУРМАН» 8 января 1961 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz