Рыбный Мурман. 1961 г. Сентябрь.

Ценное начинание ветеранов В Мурманске проживает 120 пенсионеров, десятки лет прорабо­ тавших в траловом флоте. Капита­ ны, штурманы, боцманы, мастера по добыче рыбы, ушедшие на от­ дых, объединены в совет пенсио­ неров и принимают посильное уча- стие в жизни флота и береговых организаций. Опыт, знания ветеранов флота могут быть полезны многим моло­ дым промысловикам. Поэтому в дни, когда вся страна обсуждает исторические документы — проек­ ты Программы и Устава КПСС, когда все ближе день открытия X X I I съезда КПСС, коммунисты- пенсионеры почувсгвозали и силы об ошибках молоды.х капитанов, штурманов и видели, что многие из них просто неопытны. Задумались наши коммунисты Павел Егорович Гречишников, Иван Федорович Ананьин, Василий Павлович Махнлев и другие това­ рищи, почему траулеры «Магнито­ горск», «Амдерма», «Сосновец», «Мойва», «Жнздра», «Каунас», «Дагестан» и некоторые другие не выполняют плана вылова рыбы. В отстающих значится и «Саратов» — один из «отцов» промыслового флота. А могли бы пенсионеры по­ пытаться помочь экипажам этих судов? Ветераны выразили пожелание создать пягь бригад, причем в каждую из них включить пенсио- и необходимость активнее помочь флоту. Они не раз уже толковали l I J i J i l l i l l l l l l l l l l l l l K I I I I I I I l l l l l I I l I l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i n i i l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l неров — капитана, первого помощ­ ника капитана, боцмана, мастера по добыче рыбы и старшего меха­ ника. Решено, что эти бригады возьмут иод контроль но два суд­ на, ознакомятся на месте с соста­ вом команд, установят причины плохого лова и своим опытом, своими знаниями постараются по­ мочь добиться выполнения пла­ нов добычи рыбы. Мыслится эту работу проводить не кампанейски, а повседневно. И нам приятно, что доброе, хорошее начинание пенсионеров нашло поддержку и одобрение в партий­ ном и базовом комитетах флота. П. РЮХОВ, секретарь партор­ ганизации пенсионеров. " .. ш ш ш т т т ш ТЕКСТЙЛЫЦЙКИ- ЙЗОБРЕТАТЕЛЙ КАЛИНИН , Чистка прядиль­ ного оборудования осуществля­ лась раньше вручную. Для это­ го приходилось останавливать машины почти на час. Если учесть, что эта операция произ­ водилась два раза в неделю, то можно себе представить, ка­ кие большие потери продукции несли прядильные фабрики. Нельзя ли чистить машины на ходу? Над этим вопросом задумались начальник цеха Калининской прядильной фаб­ рики имени М. И. Калинина С. М. Голубев, механик П. Л. Гаденко и мастер механическо­ го отделз А. П. Глухов. Поис­ ки сменялись экспериментами, эксперименты — поисками. Пять образцов пухоочистнгсль- ных игл изготовили и отвергли сами рационализаторы. Лишь шестой образец оказался удач­ ным. Он прошел всесторонние испытания и показал надеж­ ность и эффективность в ра­ боте. Сейчас на фабрике успешно применяются восемь игл. За смену каждая из них чистит 14—15 прядильных машин, за­ меняя 30 человек. Условная экономия от внедрения механи­ ческой чистки с помощью толь­ ко двух пухоочистительных игл составляет в год десять тысяч рублен (в новом масштабе цен). т Изобретатели в порядке тех­ нической помощи подарили ко­ пии чертежей и изготовленные ими пухоочисти тельные иглы многим текстильным предпри­ ятиям Калининской области и ленинградской фабрике «Вере­ тено». По плану Калининского сов­ нархоза в текущем году для текстильных предприятий обла­ сти будет изготовлено 400 пу- хоочистительных игл. На снимке (справа налево): изобретатели С. М. Голубев, П. Л. Гаденко и А. П. Глухов за испытанием своего аппарата. Фото Н. Чамзоа. Фотохроника ТАСС. Когда Михаилу Юмаеву исполнилось 16 лет, перед ним встал воп­ рос: кем быть? Поело некоторого колебания пришло твердое реше­ ние стать рыбаком. Море звало парня в свои просторы. И вот он впервые ступил на палубу рыболовного судна — матро­ сом третьего класса. Много переволновался Михаил в этот свой пер­ вый рейс. Не обошлось, конечно, и без конфузов. Но настойчивость и желание добиться цели сделали свое дело: Михаил стал настоящим рыбаком. Постоянно изучая свою профессию, совершенствуя знания, навыки, он вскоре стал матросом первого класса, зеггем мастером и, наконец, старшим мастером по добыче рыбы. В 1951 году Михаила Юмаева призвали в ряды Советской Армии. Провожая друга, товарищи дали ему доброе напутствие: — Смотри, Михаил, не урони чести рыбака-мурманчанина! Быстро прошли годы службы. Снова Михаил в Мурманске. И опять его позвало море. Он вернулся в траловый флот. Здесь же, в Мурманске, женился, теперь у него семья... это, траулер вернулся в порт с грузом рыбы, превышающим рейсо- Из очередного рейса вернулся траулер «Дубоссары», где Михаил вое задание. 100 тонн рыбы—таков итог рейса. Очередная трудовая Юмаев работает старшим мастером по добыче рыбы. Рейс проходил победа- экипажа. В ней большая доля труда Михаила Юмаева. в неблагоприятных метеорологических условиях. Но, несмотря на Фото и текст Б. НЕЛЮБИМА. Зима на подходе, а дел хоть отбавляй! Быстро пролетело наше ко­ роткое заполярное лето. Па ис­ ходе уже и сентябрь — первый осенний месяц. Своими дождя­ ми, начавшимися штормами, темными и прохладными ноча­ ми он как бы сигнализирует о приближении зимы, подсказы­ вает руководителям: «Торо­ питесь, зима спуску не даст». К этим сигналам должны прислушзться и руководители служб и отделов тралового флота. Еще очень многое из то­ ги, что они наметили в своих планах подготовки к работе в зимних условиях, не доведено до конца. Отдел главного капитана, на­ пример. выполнил только 3 пункта из 13. технический — 5 из 11, механико-судовая служ­ ба — 12 из 21, отдел снабже­ ния — 4 из 7, связи и радио — 13 из 19... А всего по флоту из 122 намеченных мероприятий полностью выполнено только 64. 45 находятся в стадии вы­ полнения, а к 13 еще и вовсе не приступали. Следует отметить, что завер­ шена лишь самая легкая часть работ. Для того, чтобы претво­ рить в жизнь оставшиеся пунк­ ты плана, потребуются совме­ стные усилия управления флота и руководителей ведущих отде­ лов управления рыбной про­ мышленности совнархоза. Па 34 траулерах сейчас от­ сутствуют чехлы для палубных механизмов и дымовых труб. Но нет этих чехлов и на скла­ де. Пег даже брезента для то­ го, чтобы их сшить. Не хватает троса для антен­ ных фал, шлангового провода для переносных ламп, 22-мил- лиметрозого троса для шварто­ вых концов. В этом году трало­ вый флот не получал шлюпоч­ ных фонарей в резиновой опра­ ве. батарей «Сатурн». Из-за недостатков в снабже­ нии тормозится ремонт кабель­ ной сети и осветительной арма­ туры наружного освещения, приведение в рабочее состоя­ ние люстр у стопор-блоков, траловых дуг и рыбных трю­ мов. Как на складах флота, так и на судоремонтном заводе № I отсутствует кабель LUPM, пре­ дохрани 1 ели, надпалубные све­ тильники, пакетные выключате­ ли на 60 и 100 ампер, электро­ лампы 200—500 ватт, пропиточ­ ные лаки... Для того, чтобы не срывать выход судов на промысел, в траловом флоте «нашли вы­ ход» из положения. Подостаю­ щие детали снимаются с кораб­ лей, ставших в длительный ре­ монт (с траулера «Камчатка» и других), и устанавливаются на отходящие корабли. В конечном счете до добра это не доведет. Нужно покончить с такой по­ рочной практикой. У сотрудником технического отдела до сих пор нет ясности: кто же будет ремонтировать траловые доски, производить установку системы роликов без квартропов и их испытания. Работники отдела техники бе­ зопасности имеют большие пре­ тензии к Кандалакшскому ме­ ханическому заводу. Он до сих пор не изготовил опытные об­ разцы гибких секционных тра­ пов. Ультразвук иизотопы НОВОСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ на службе у судостроителей Очень часто детали или даже целые узлы судна оказываются с ^червоточинкой» внутри: не- провар, раковины, различные включения, трещины и даже расслоения металла. Но сплошь и рядом такие дефекты не мо­ гут быть замечены даже самы­ ми пытливыми контролерами, располагающими лишь обычны­ ми механическими методами ис­ пытаний и даже рентгеном. Поэтому для дальнейшего улучшения технологии на Ки­ евском заводе «Ленинская куз­ ница» при постройке средних рыболовных траулеров примене­ ны новейшие физические мето­ ды неразрушаюшей дефектоско­ пии. для которой не требуется даже разборка узлов для конт­ роля. Это ультразвуковой ме­ тод и радиоактивные изотопы. Ультразвуковой метод осно­ ван на том, что ультразвук хо­ рошо распространяется в сплош­ ных металлах, но сильно рас­ сеивается и отражается от тре­ щин, расслоений, включений и другик дефектов. Для создания ультразвуковых колебаний в дефектоскопе ис­ пользуется пьезоэлектрический эффект. Для этого на пластинку титаната бария подаются элек­ трические колебания частотою в несколько миллионов герц. Под их действием титанат ба­ рия тоже начинает механически колебаться с такою же часто­ тою и создает ультразвук. Ультразвуковой метод конт­ роля дал возможность приме­ нять более широко и вполне на­ дежно сварные конструкции при большой толщине деталей, благодаря чему значительно снижена трудоемкость их изго­ товления, экономится металл. В последнее время для конт­ роля электросварных швов в судостроении на смену рентге­ новским лучам пришли радио­ активные изотопы. Эго оказа­ лось гораздо удобнее: аппара­ тура проста и компактна, от­ падает необходимость в элек­ троэнергии высокого напряже­ ния, требующейся при рентгено­ скопии, легче проникнуть даже в самые неудобные части судна. Но радиоактивный кобальт, который применялся до недав­ него времени, имеет так назы­ ваемые «жесткие лучи», и по­ этому качество контроля не полностью удовлетворяло на­ ших инженеров. Теперь же на «Ленинской кузнице» введен контроль электросварных сое­ динений при помощи радиоак­ тивного изотопа, который име­ ет более мягкое излучение, чем кобальт. Это позволило еще более улучшить качество конт­ роля и повысить его надеж­ ность. С. СТРАШУН, инженер завода «Ленинская кузни­ ца» г, Киев. Судовые механики выражают свое недовольство работой пер­ вого судоремонтного, завода. Здесь перестали делать изоля­ цию даже на многих ответствен­ ных трубопроводах. Это может вызвать размораживание маги­ страли, затруднить работу з зимних условиях. Судоремонт­ ники ссылаются на нехватку изоляционного материала. Но ведь морякам-то от этого не легче. С них и зимой будут спрашивать выполнение плана,. У моряков тралового флота нет уверенности в том, что ко­ рабли и в зиму 1961—1962 го­ дов не будут простаивать сут­ ками в порту в ожидании кот- лочистки. Резиновых и метал­ лических шлангов не хватает 2,5 тысячи метров. А поэтому я работники энергохозяйства рыб­ ного порта не дают гарантия, что пар на суда будет пода­ ваться бесперебойно. Групповые и судовые механи­ ки внесли предложение выде­ лить для ремонта и чистки кот­ лов специальный причал. Это в какой-то степени облегчит по­ ложение, так как корабли бу- дут сосредоточены в одном ме­ сте и шлангов потребуется меньше. Но эго ни в коей мере не снимает ответственности с ру­ ководителей транспортно-склад­ ской конторы управления рыб* ной промышленности совнархо­ за за полное удовлетворение заявок рыбного порта, так же, как и заявок тралового флота и судоремонтников. Надо приложить все усилия к тому, чтобы все мероприя­ тия, намеченные в планах под­ готовки к зиме, были претворе­ ны в жизнь. От этого будет за­ висеть успешная работа флота в четвертом квартале, выполнен ние принятых социалистических обязательств. □ Товарищи моряки, рыбообра­ ботчики, портовики и судоре­ монтники! Готовьтесь встретить полярную зиму во всеоружия, создавайте все условия для вы­ сокопроизводительного труда. Сообщайте нам о недостатках в этом важном деле. Редактор Б. ♦. Ф ЕДО РО В . Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы жультуры ■ быта, пясен «» АТС рыбного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33. бухгалтерия—3-96, редактор — 20-99, Типография «Полярная правда». За«. 4047 , Т<*ф. 4910. ПН 0512& >•

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz