Рыбный Мурман. 1961 г. Сентябрь.
Ценное начинание ветеранов В Мурманске проживает 120 пенсионеров, десятки лет прорабо тавших в траловом флоте. Капита ны, штурманы, боцманы, мастера по добыче рыбы, ушедшие на от дых, объединены в совет пенсио неров и принимают посильное уча- стие в жизни флота и береговых организаций. Опыт, знания ветеранов флота могут быть полезны многим моло дым промысловикам. Поэтому в дни, когда вся страна обсуждает исторические документы — проек ты Программы и Устава КПСС, когда все ближе день открытия X X I I съезда КПСС, коммунисты- пенсионеры почувсгвозали и силы об ошибках молоды.х капитанов, штурманов и видели, что многие из них просто неопытны. Задумались наши коммунисты Павел Егорович Гречишников, Иван Федорович Ананьин, Василий Павлович Махнлев и другие това рищи, почему траулеры «Магнито горск», «Амдерма», «Сосновец», «Мойва», «Жнздра», «Каунас», «Дагестан» и некоторые другие не выполняют плана вылова рыбы. В отстающих значится и «Саратов» — один из «отцов» промыслового флота. А могли бы пенсионеры по пытаться помочь экипажам этих судов? Ветераны выразили пожелание создать пягь бригад, причем в каждую из них включить пенсио- и необходимость активнее помочь флоту. Они не раз уже толковали l I J i J i l l i l l l l l l l l l l l l l K I I I I I I I l l l l l I I l I l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i n i i l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l неров — капитана, первого помощ ника капитана, боцмана, мастера по добыче рыбы и старшего меха ника. Решено, что эти бригады возьмут иод контроль но два суд на, ознакомятся на месте с соста вом команд, установят причины плохого лова и своим опытом, своими знаниями постараются по мочь добиться выполнения пла нов добычи рыбы. Мыслится эту работу проводить не кампанейски, а повседневно. И нам приятно, что доброе, хорошее начинание пенсионеров нашло поддержку и одобрение в партий ном и базовом комитетах флота. П. РЮХОВ, секретарь партор ганизации пенсионеров. " .. ш ш ш т т т ш ТЕКСТЙЛЫЦЙКИ- ЙЗОБРЕТАТЕЛЙ КАЛИНИН , Чистка прядиль ного оборудования осуществля лась раньше вручную. Для это го приходилось останавливать машины почти на час. Если учесть, что эта операция произ водилась два раза в неделю, то можно себе представить, ка кие большие потери продукции несли прядильные фабрики. Нельзя ли чистить машины на ходу? Над этим вопросом задумались начальник цеха Калининской прядильной фаб рики имени М. И. Калинина С. М. Голубев, механик П. Л. Гаденко и мастер механическо го отделз А. П. Глухов. Поис ки сменялись экспериментами, эксперименты — поисками. Пять образцов пухоочистнгсль- ных игл изготовили и отвергли сами рационализаторы. Лишь шестой образец оказался удач ным. Он прошел всесторонние испытания и показал надеж ность и эффективность в ра боте. Сейчас на фабрике успешно применяются восемь игл. За смену каждая из них чистит 14—15 прядильных машин, за меняя 30 человек. Условная экономия от внедрения механи ческой чистки с помощью толь ко двух пухоочистительных игл составляет в год десять тысяч рублен (в новом масштабе цен). т Изобретатели в порядке тех нической помощи подарили ко пии чертежей и изготовленные ими пухоочисти тельные иглы многим текстильным предпри ятиям Калининской области и ленинградской фабрике «Вере тено». По плану Калининского сов нархоза в текущем году для текстильных предприятий обла сти будет изготовлено 400 пу- хоочистительных игл. На снимке (справа налево): изобретатели С. М. Голубев, П. Л. Гаденко и А. П. Глухов за испытанием своего аппарата. Фото Н. Чамзоа. Фотохроника ТАСС. Когда Михаилу Юмаеву исполнилось 16 лет, перед ним встал воп рос: кем быть? Поело некоторого колебания пришло твердое реше ние стать рыбаком. Море звало парня в свои просторы. И вот он впервые ступил на палубу рыболовного судна — матро сом третьего класса. Много переволновался Михаил в этот свой пер вый рейс. Не обошлось, конечно, и без конфузов. Но настойчивость и желание добиться цели сделали свое дело: Михаил стал настоящим рыбаком. Постоянно изучая свою профессию, совершенствуя знания, навыки, он вскоре стал матросом первого класса, зеггем мастером и, наконец, старшим мастером по добыче рыбы. В 1951 году Михаила Юмаева призвали в ряды Советской Армии. Провожая друга, товарищи дали ему доброе напутствие: — Смотри, Михаил, не урони чести рыбака-мурманчанина! Быстро прошли годы службы. Снова Михаил в Мурманске. И опять его позвало море. Он вернулся в траловый флот. Здесь же, в Мурманске, женился, теперь у него семья... это, траулер вернулся в порт с грузом рыбы, превышающим рейсо- Из очередного рейса вернулся траулер «Дубоссары», где Михаил вое задание. 100 тонн рыбы—таков итог рейса. Очередная трудовая Юмаев работает старшим мастером по добыче рыбы. Рейс проходил победа- экипажа. В ней большая доля труда Михаила Юмаева. в неблагоприятных метеорологических условиях. Но, несмотря на Фото и текст Б. НЕЛЮБИМА. Зима на подходе, а дел хоть отбавляй! Быстро пролетело наше ко роткое заполярное лето. Па ис ходе уже и сентябрь — первый осенний месяц. Своими дождя ми, начавшимися штормами, темными и прохладными ноча ми он как бы сигнализирует о приближении зимы, подсказы вает руководителям: «Торо питесь, зима спуску не даст». К этим сигналам должны прислушзться и руководители служб и отделов тралового флота. Еще очень многое из то ги, что они наметили в своих планах подготовки к работе в зимних условиях, не доведено до конца. Отдел главного капитана, на пример. выполнил только 3 пункта из 13. технический — 5 из 11, механико-судовая служ ба — 12 из 21, отдел снабже ния — 4 из 7, связи и радио — 13 из 19... А всего по флоту из 122 намеченных мероприятий полностью выполнено только 64. 45 находятся в стадии вы полнения, а к 13 еще и вовсе не приступали. Следует отметить, что завер шена лишь самая легкая часть работ. Для того, чтобы претво рить в жизнь оставшиеся пунк ты плана, потребуются совме стные усилия управления флота и руководителей ведущих отде лов управления рыбной про мышленности совнархоза. Па 34 траулерах сейчас от сутствуют чехлы для палубных механизмов и дымовых труб. Но нет этих чехлов и на скла де. Пег даже брезента для то го, чтобы их сшить. Не хватает троса для антен ных фал, шлангового провода для переносных ламп, 22-мил- лиметрозого троса для шварто вых концов. В этом году трало вый флот не получал шлюпоч ных фонарей в резиновой опра ве. батарей «Сатурн». Из-за недостатков в снабже нии тормозится ремонт кабель ной сети и осветительной арма туры наружного освещения, приведение в рабочее состоя ние люстр у стопор-блоков, траловых дуг и рыбных трю мов. Как на складах флота, так и на судоремонтном заводе № I отсутствует кабель LUPM, пре дохрани 1 ели, надпалубные све тильники, пакетные выключате ли на 60 и 100 ампер, электро лампы 200—500 ватт, пропиточ ные лаки... Для того, чтобы не срывать выход судов на промысел, в траловом флоте «нашли вы ход» из положения. Подостаю щие детали снимаются с кораб лей, ставших в длительный ре монт (с траулера «Камчатка» и других), и устанавливаются на отходящие корабли. В конечном счете до добра это не доведет. Нужно покончить с такой по рочной практикой. У сотрудником технического отдела до сих пор нет ясности: кто же будет ремонтировать траловые доски, производить установку системы роликов без квартропов и их испытания. Работники отдела техники бе зопасности имеют большие пре тензии к Кандалакшскому ме ханическому заводу. Он до сих пор не изготовил опытные об разцы гибких секционных тра пов. Ультразвук иизотопы НОВОСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ на службе у судостроителей Очень часто детали или даже целые узлы судна оказываются с ^червоточинкой» внутри: не- провар, раковины, различные включения, трещины и даже расслоения металла. Но сплошь и рядом такие дефекты не мо гут быть замечены даже самы ми пытливыми контролерами, располагающими лишь обычны ми механическими методами ис пытаний и даже рентгеном. Поэтому для дальнейшего улучшения технологии на Ки евском заводе «Ленинская куз ница» при постройке средних рыболовных траулеров примене ны новейшие физические мето ды неразрушаюшей дефектоско пии. для которой не требуется даже разборка узлов для конт роля. Это ультразвуковой ме тод и радиоактивные изотопы. Ультразвуковой метод осно ван на том, что ультразвук хо рошо распространяется в сплош ных металлах, но сильно рас сеивается и отражается от тре щин, расслоений, включений и другик дефектов. Для создания ультразвуковых колебаний в дефектоскопе ис пользуется пьезоэлектрический эффект. Для этого на пластинку титаната бария подаются элек трические колебания частотою в несколько миллионов герц. Под их действием титанат ба рия тоже начинает механически колебаться с такою же часто тою и создает ультразвук. Ультразвуковой метод конт роля дал возможность приме нять более широко и вполне на дежно сварные конструкции при большой толщине деталей, благодаря чему значительно снижена трудоемкость их изго товления, экономится металл. В последнее время для конт роля электросварных швов в судостроении на смену рентге новским лучам пришли радио активные изотопы. Эго оказа лось гораздо удобнее: аппара тура проста и компактна, от падает необходимость в элек троэнергии высокого напряже ния, требующейся при рентгено скопии, легче проникнуть даже в самые неудобные части судна. Но радиоактивный кобальт, который применялся до недав него времени, имеет так назы ваемые «жесткие лучи», и по этому качество контроля не полностью удовлетворяло на ших инженеров. Теперь же на «Ленинской кузнице» введен контроль электросварных сое динений при помощи радиоак тивного изотопа, который име ет более мягкое излучение, чем кобальт. Это позволило еще более улучшить качество конт роля и повысить его надеж ность. С. СТРАШУН, инженер завода «Ленинская кузни ца» г, Киев. Судовые механики выражают свое недовольство работой пер вого судоремонтного, завода. Здесь перестали делать изоля цию даже на многих ответствен ных трубопроводах. Это может вызвать размораживание маги страли, затруднить работу з зимних условиях. Судоремонт ники ссылаются на нехватку изоляционного материала. Но ведь морякам-то от этого не легче. С них и зимой будут спрашивать выполнение плана,. У моряков тралового флота нет уверенности в том, что ко рабли и в зиму 1961—1962 го дов не будут простаивать сут ками в порту в ожидании кот- лочистки. Резиновых и метал лических шлангов не хватает 2,5 тысячи метров. А поэтому я работники энергохозяйства рыб ного порта не дают гарантия, что пар на суда будет пода ваться бесперебойно. Групповые и судовые механи ки внесли предложение выде лить для ремонта и чистки кот лов специальный причал. Это в какой-то степени облегчит по ложение, так как корабли бу- дут сосредоточены в одном ме сте и шлангов потребуется меньше. Но эго ни в коей мере не снимает ответственности с ру ководителей транспортно-склад ской конторы управления рыб* ной промышленности совнархо за за полное удовлетворение заявок рыбного порта, так же, как и заявок тралового флота и судоремонтников. Надо приложить все усилия к тому, чтобы все мероприя тия, намеченные в планах под готовки к зиме, были претворе ны в жизнь. От этого будет за висеть успешная работа флота в четвертом квартале, выполнен ние принятых социалистических обязательств. □ Товарищи моряки, рыбообра ботчики, портовики и судоре монтники! Готовьтесь встретить полярную зиму во всеоружия, создавайте все условия для вы сокопроизводительного труда. Сообщайте нам о недостатках в этом важном деле. Редактор Б. ♦. Ф ЕДО РО В . Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы жультуры ■ быта, пясен «» АТС рыбного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33. бухгалтерия—3-96, редактор — 20-99, Типография «Полярная правда». За«. 4047 , Т<*ф. 4910. ПН 0512& >•
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz