Рыбный Мурман. 1961 г. Сентябрь.

Грамотно эксплуатировать орудия лова Коллектив тралового флота соревнуется за достой­ ную встречу XXII съезда КПСС. Экипажи траулеров го­ товят трудовые подарки съезду. Однако в работе флота есть еще много неиспользо­ ванных резервов. Так, экипажи 70 судов не выполни­ ли шестимесячного задания. Конечно, в некоторых слу­ чаях это не зависело от моряков. Но у нас много ко­ раблей, о причинах невыполнения плана которыми в отчетах записывается лаконичная фраза — «по вине экипажа». Винить всю команду было бы неправильно. Отстава­ ние вызвано неудовлетворительной работой отдельных специалистов. В немалой степени выполнение плана зависит от исправности орудий лова и правильной эксплуатации промыслового вооружения. Учитывая это, я считаю необходимым кратко проана­ лизировать ошибки в эксплуатации и вооружении ору­ дий лова, обнаруженные во втором квартале, и дать некоторые рекомендации с целью предотвращения их повторения в дальнейшем. ПЕРЕКОСЫ СЕТНОГО ПОЛОТНА Очень часто наблюдаются перекосы сетного полотна трала (сквера, верхних и нижних крыльев, мотни). Так, на траулерах «Вильнюс», «Молодогвардеец», «Мил- лерово», «Томь» перекос сквера достигал 15— 30 про­ центов. На траулере «Сокол» (старший мастер по добыче тов. Аникеев) наставником тов. Безбородовым был обнару­ жен у левого трала сильный перекос в сквере. После устранения этой неисправности трал вновь был переко­ шен из-за несоблюдения судоводителями правил рабо­ ты с новыми орудиями лова. А на траулере «Мурманчанин» (старший мастер по добыче тов. Романов) у левого трала помимо перекоса сквера наставником тов. Лиховцевым был обнаружен перекос верхней пластины мотни до 40 процентов. Столь значительная деформация сетей могла произой­ ти в результате нарушения правил работы новым тра­ лом, согласно которым: 1 ) первые траления следует производить на пря­ мых курсах, не допуская крутых поворотов; 2 ) при спуске и подъеме трала на циркуляции необ­ ходимо выравнивать клячевки так, чтобы одна из них не шла впереди другой, иначе неравномерная нагрузка на крылья трала приведет не только к перекосу сетно­ го полотна, но и посадки трала. Иногда перекос сквера может происходить из-за не­ правильной посадки трала по топенантам при сшивке. Так, на траулере «Муром» у правого трала, сшитого тралово-такелажной мастерской, сквер был скроен на 6 рядов короче, и поэтому провязи концов сквера и нижнего крыла не совпадали. Без предварительной проверки трал был спущен за борт и поэтому с первых же тралений перекошен. ПЕРЕКОСЫ ПОСАДКИ ТРАЛА Столь же часто встречались на траулерах случаи стягивания посадки сетей крыла по верхней и нижней подборам и топенантам. Трал — гибкая инженерная конструкция, и нри его постройке с отклонениями от установленных размеров отдельные узлы начнут испытывать неравномерную на­ грузку. Это приведет к переползанию посадки, а затем и к пролову. Так, старший мастер по добыче с траулера «Томь» тов. Каширский, обнаружив в новом трале, изготовлен­ ном тралово-такелажной мастерской, что один из топе­ нантов был короче по мотне на 15 сантиметров и по скверу тоже на 15 сантиметров, а другой — соответст­ венно по 20 сантиметров, вместо их пересадки лишь поставил дополнительные гужики на голые концы. В результате трал плохо ловил рыбу, и после нескольких тралений пересевшему на судно наставнику тов. Лихов- цеву все равно пришлось сделать пересадку его по топенантам. На траулере «Нева» (капитан тов. Савинов, старший мастер по добыче тов. Иванов) у нового трала носовая сборочная по верхней подборе была поставлена на расстоянии 5,1 метра от начала голого конца вместо 6,1 метра. Тем самым сети сквера и крыла еще до ра­ боты стянулись к центру на 1 метр и таким тралом ра­ ботали в течение 5 суток. Не лучше обстояло дело и на траулере «Ленинград», где сборочная по нижней подборе была пробита на голом конце на расстоянии 10 метров вместо 9,2, а голый конец верхней подборы был удлинен на 30 сантиметров. В итоге соотношение длины голых концов одного из крыльев трала было нарушено и трал работал с явным перекосом, что и приводило судно к пролову. Основными причинами перекоса сетей и стягивания их посадки являются в большинстве случаев (за исклю­ чением неграмотной замены изношенных частей трала или халатности мастеров по добыче при пересадке от­ дельных узлов неправильно построенного трала) оши­ бочные действия судоводителей. Во избежание пере­ коса трала судоводительскому составу необходимо: 1. При работе новым тралом не делать крутых пово­ ротов и циркуляций. 2. При спуске вновь поставленного трала носовую траловую доску во время циркуляции травить до ле­ бедки. чтобы трал не тянулся за одно крыло. 3. Надежно крепить квартроны у клячевок, так как в случае отстегивания одного из них, выборка трала на другом приведет к его деформации. 4. При подъеме трала выбор носового кабеля произ­ водить только после погашения инерции судна. 5. Равномерно выбирать квартропы на турачки ’ лё- бедки и не допускать их укорачивания. 6 . Следить за нормальной длиной посадочных тросов, иначе может произойти стягивание посадки трала. Нарушение этих условий приводит к перекосам тра­ ла, а затем к его большой аварийности и резкому сни­ жению уловов. Если для предотвращения перекосов от мастеров но добыче требуется лишь тщательная проверка размеров трала перед работой и внимательность при маневрах с ним от судоводительского состава, то на выявление и устранение их расходуется не только много драгоцен­ ного промыслового времени, но и дополнительных ма­ териалов. Очень часто тралы перекашивают при различных авариях (задевах, обрывах одного из кабелей или вае- ров, завертах). Например, на траулере «Вильнюс» сквер левого трала был перекошен после 30 тралений из-за того, что его тянули в заверте, не замеченном своевре­ менно судоводителями. Специалистам тралового флота необходимо знать, что во всех случаях, когда одно крыло трала шло впереди другого, и поэтому выдерживало большую нагрузку, трал непременно будет иметь перекосы и деформации. Поэтому после выборки трала на одном ваере или кабеле, или обнаружения значительной разницы в длине вае- ров, надо тщательно проверить все размеры трала, иначе это м о ж р т привести к пролову. СОХРАНЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ДЛИНЫ НВАРТРОПОВ На траулере «Кубань» наставником тов. Кокшаровым было обнаружено, что кормовой квартрон левого трала был короче носового на 1 метр, поэтому посадка трала по верхней подборе была стянута к гужу на кормовом крыле на 30 сантиметров, на носовом — на 20 сан­ тиметров. Как уже говорилось выше, недостаточная длина квартронок может приводить к перекашиванию трала. Кроме того, в процессе траления короткие квартропы будут уменьшать вертикальное раскрытие трала и сни­ жать его уловистость, оттягивая вниз верхнюю подбору и как бы сдавливая трал. На траулерах «Молодогвардеец», «Кубань», «Гур­ зуф», «Магнитогорск», «Лавна» и других квартропы 25-метрового модернизированного трала делались дли­ ной 19,5 — 20 метров вместо 21 метра но инструк­ ции. НЕПРАВИЛЬНАЯ ДЛИНА ГРУНТР0П03 Для трала любой конструкции очень важно сохране­ ние нужной длины грунтроиа. Всякое отклонение в длине грунтропа ведет к резкому нарушению формы трала и снижению уловов. Прежде чем поставить новые грунтронм к тралу, на­ до промерить их, независимо оттого, где они изготов­ лены (в тралово-такелажной мастерской «ли на судне). При работе тралом но бескваргропной схеме грунтро- пы часто в процессе работы вытягиваются, поэточу необходимо периодически промерять их. При заращива- нии огонов на их концах надо делать не менее 4 про­ бивав. Значительные отклонения в длине грунтропов за счет их неточного изготовления по длине были допущены на ряде траулеров. Так, на траулере «Вильнюс» длина грунтропа была увеличена на 60 сантиметров, на траулере «Дагестан» один из запасных 12-метровых грунтропов был длиннее на 10 сантиметров, на «Гурзу­ фе» — голые 9-метровые грунтропы были сделаны на 1 0 сантиметров короче. Удлинение грунтропа на 20—50 сантиметров было допущено на траулерах «Молодогвардеец», «Мга», «Окунь», «Полярная правда» и других. Это приводило к перекосам тралов и пролову. В начале между 3-и 9-метровыми голыми грунтропа- ми модернизированного трала ставился вертлюг с двумя скобами. В связи с тем, что длина грунтропа была излишней, а вертлюги вызывали лишь порывы нижних крыльев, приняли решение об их снятии. Об этих изменениях информировали капитанов и внесли их в техническую документацию на трал. Однако промысловики траулеров «Миргород», «Му- качево», «Умба», «Молдавия» и другие продолжали ставить вертлюги на грунтропе, чем увеличивали его длину на 80 сантиметров. В случае удлинения грунтроп 4S В районе промысла. оттягивает назад нижнюю подбору, а поскольку она крепится к верхнему концу клячевки, где закреплена и верхняя подбора, это приводит к уменьшению верти­ кального раскрытия и уловистости трала. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАВИЛЬНОГО ВООРУЖЕНИЯ ГРУНТРОПА Некоторые капитаны считают, что уловистость тра­ ла зависит только оттого, как оснащен его грунтроп. Поэтому, если уловы у судна падают, они начинают менять вооружение грунтроиа, переставляя бобинцы или грузы к ним. Такой путь ни к чему иному, кроме пролова, не при­ водит. Грунтроп обеспечивает защиту нижней сетной части трала от порывов о грунт, не дает ему оторвать­ ся от грунта и облегчает его переход через препятствия на грунте. Для различных районов промысла давно разработаны и проверены на ряде передовых траулеров варианты вооружения грунтропа 400— 500-и 600-миллиметровы­ ми бобинцами. Катушки-грузы к бобинцам ставятся для погашения их положительной плавучести. Этих-то схем вооружения грунтропа и следует при­ держиваться, не мудрствуя лукаво. Излишнее утяжеление грунтропа приводит к напрас­ ному увеличению нагрузки на главную машину судна, а иногда и к аварийности трала. Необоснованное об­ легчение — к подплыванию грунтропа и пролову. Вот несколько примеров неправильного вооружения грунтропов. Так, на траулере «Иртыш» (капитан тов. Седов, стар­ ший мастер по добыче тов. Борыгин) грунтроп был из­ лишне загружен (к каждому 500-миллиметровому бо- бинцу ставилось по две 16-килограммовые и одной 5-килограммовой катушке). Следует ставить не более 32 килограммов (2 катушки по 16 килограммов). А на траулере «Магнитогорск» у обоих тралов кры­ ловые грунтропы были утяжелены, так как к 400-мил­ лиметровым бобинцам было поставлено по 16 килограм­ мов груза (по две 8 -кнлограммовые катушки) вместо 13 килограмм. В то же время на траулере «Лавна», наоборот, крыловые грунтропы были излишне облегче­ ны, к каждому 400-миллиметровому бобинцу ставилось только по одной пятикилограммовой катушке. Не рекомендуется ставить резиновые бобинцы между металлическими бобинцами и катушками, так как ме­ таллический бобинец, зажатый между резиновыми, не будет вращаться, ибо резина, обладая высоким коэффи­ циентом трения, играет роль тормоза. Яго приведет к их преждевременному износу и повышенной аварийности трала. СОЕДИНЕНИЕ НИЖНЕЙ ПОДБОРЫ С ГРУНТРОПОМ Соединение нижней подборы трала с грунтропом осу­ ществляется с помощью грунтропных цепочек одним концом одетых на грунтропную катушку, другим — привязываемых к нижней подборе привязками из рас­ тительного троса. Длина грунгропной цепочки 550 мил­ лиметров. Цепочки рекомендуется ставить друг от дру­ га на расстоянии 500— 700 миллиметров. При неодинаковой длине цепочек нагрузка на от­ дельные участки нижней подборы неравномерна, что приводит к стягиванию или перекосу nofадки по низу трала. При проверке орудий лова на траулере «Вайгач» на­ ставник тов. Безбородов установил, что у крыловых грунтропов левого трала были поставлены цепки раз­ ной длины. Размещение цепок на разных расстояниях друг от друга непременно приводит к их стягиванию, пере­ косам посадки, к неправильной работе трала и сниже­ нию уловов. ВООРУЖЕНИЕ ВЕРХНЕЙ ПОДБОРЫ НУХТЫЛЯМИ Для обеспечения вертикального раскрытия трала на верхнюю подбору модернизированного трала следует ставить 42—44 кухтыля: 20 — по центру и по 11 — 12 — на каждое крыло. Изменение этого соотношения будет вызывать снижение раскрытия и уловистости тра­ ла, а иногда и его повышенную аварийность. На траулере «Молодогвардеец» ставили на кормовое крыло левого трала 12 кухгылей, а на носовое — 9. Это могло приводить к подтиранию носового нижнего крыла о грунт. Старший мастер траулера «Миллерово» тов. Демякин вооружил верхнюю подбору 51 кухтылем, причем, на центр подборы он поставил 19 кухтылей, а по крыльям по 16 штук. Это приводило лишь к искажению формы трала. Учитывая, что сейчас флот нередко работает на больших глубинах, личному составу необходимо следить за целостностью кухтылей, иначе они вместо поплавка будут играть роль груза, уменьшающего раскрытие трала. На траулере «Кубань» в одном из рейсов, например, лопнуло 3 кухтыля и один по центру потек, а обнару­ жил это лишь пересевший на борт наставник тов. Лиховцев. В. МАКШ ЕЕВ , инженер производственного от­ дела управления тралового флота. □ ♦ (Окончание следует). «РЫ БНЫЙ МУРМАН» . 21 сентября 1961 г, 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz