Рыбный Мурман. 1961 г. Сентябрь.

1Л ЕДАВНО в Баренцевом мо- * 1 ре состоялось очередное за­ нятие школы передового опыта. Оно было посвящено организации промыслового судовождения и ло­ ва в осенне-зимний период. Сейчас, когда кончилось поляр­ ное лето и ночи становятся все длиннее и темнее, когда часты штормы, туманы, работать очень тяжело. Когда нет густых кон­ центраций рыбы, залог успеха кроется не только в правильном использовании орудий лова (об этом говорилось на предыдущем занятии), но и в равной степени от умения капитанов и их помощ­ ников правильно ориентироваться на промысле, держать свои трау­ леры на рыбных косяках, опреде­ лять, на каких глубинах и курсах лучше всего производить трале­ ния, от способности промыслови­ ков предугадывать пути движения рыбы. Открывая занятие школы, ру­ ководитель промысла тов. Гунин сказал, что сейчас, в дни, когда весь советский народ с небыва­ лым патриотическим и трудовым подъемом готовится достойно от­ метить XXII съезд КПСС, экипажи многих судов, несмотря на трудно­ сти, добиваются замечательных успехов на промысле. Всему фло­ ту известны успехи моряков «Вол­ ны», «Джанкоя», коллективы ко­ торых уже завершили свои годо­ вые планы и сейчас ведут промы­ сел в счет 19G2 года. Эти и дру­ гие передовые суда являются те­ ми маяками социалистического со­ ревнования. по которым ориенти­ руются моряки других судов тра­ лового флота. — Однако, сказал далее тов. Гунин, — у нас есть еще трауле­ ры, команды которых, работая в тех же условиях, что и передови­ ки социалистического соревнова­ ния, не справляются с заданиями, тянут весь флот назад. На отстаю­ щих судах плохо организовано промысловое судовождение, не изучается и не используется богатый опыт наших бывалых, от­ лично знающих рыбацкое дело ка­ питанов. Задача сегодняшнего занятия школы передового опыта: помочь молодым малоопытным су­ доводителям добрыми советами. На занятии школы выступили капитаны ряда судов, рассказав­ шие о том, как они осуществляют промысловое судовождение в осенне-зимний период. Всеобщий интерес вызвало вы­ ступление капитана траулера «Мстаэ тов. Вшивкова. — Чтобы добиться успеха, пол­ ностью использовать все возмож­ ности повышения улова, необхо­ димо, — сказал он, — в первую вчередь добиться правильного су­ довождения, точно удерживать ко­ рабль на рыбных косяках, быстро я оперативно переключаться из квадрата в квадрат. Для этого прежде всего нужно хорошо знать район моря, в котором ведешь промысел. Еще в норту, готовясь к очередному рейсу, мы у себя на «Мете» внимательно следим за промысловыми сводками, анали­ зируем работу других траулеров. Выйдя из порта, уточнив место, пе нам предстоит вести лов ры­ бы. принимаемся тщательнв изу­ чать все материалы, характеризу­ ющие район моря, в который на­ правляемся. В качестве носе- судовождение в осенне-зимний период частую не дает возможности иметь на ряде судов крепкие, хороши сработавшиеся коллективы, что особенно необходимо в трудных условиях осенне-зимнего времени. В осенне-зимний период про­ мысла очень важна тесная связь между промысловыми и поиско­ выми судами. От оперативной ра­ боты разведчиков «орских глубин, от их умения на­ водить на рыбу траулеры, во мно­ гом зависит судь­ ба выполнения . коллективом флота бия использую промысловый бюл- падных районах, косяки рыбы взятых предсъездовских обяза- летень за прошлый год, старые подвижны и располагаются на тельсгв. планшеты и все другие материалы, разных глубинах. Чтобы иметь тт ,. - м где даются характеристики дан- уловы, нужно при тралении ме- поисковый траулер «Мирныи» ного райоиа. нять глубины. Делаем мы это не П(>ль'*ует' л славой у наших Самым ценным пособием _ для вдоль изобат, а поперек их, чтобы пР °мысл№ик^в. Ы>рясь за достои- меня является мой рабочий днев- охватить большую площадь. На НУЮ ®стРечУ л.д 11 съезда KI1CC, ник, который я веду уже в тече- планшет заносим изобаты трех— экипаж этого корабля многое еде­ ние трех лет. В этом дневнике я четырех квадратов. лал и делает’ чтобы помочь про- из рейса в рейс записываю все, в течение всего рейса судовп- мь1сл№икам преодолеть трудности что касается xoia ппомыпа Паю мнение всего рейса судово га1>оты осеннего периода. Вот что касается хода промысла, даю дительскии состав корабля под- паггк-пал ппитги ч™™ подробные характеристики рано- держивает тесное взаимодействие ™ нов, записываю грунтовые уело- с мастерами по добыче. При ДР вия, заношу введения погоде, о спуске трала в свежую погоду Осенью и зимой поисковая поведении в тот или иной день ры- суда0 приводим КОрмой к ветру. Работа требует хорошего знания не бы, сведения о силе и направлении уменьшает качку, обеспечи- только судовождения, но и зна.ния ветра и течений, о том, какая пи- вает безопасность работы на палу- повадок рыбы, путей ее митра- ща попадалась в желудках рыбы в бе# ции. Чтобы лучше обследовать мо­ згом районе год назад, на каких Выступивший затем капитал ре’ командование «Мирного» ве- глубинах и курсах были наивыс- траулера «Молодетао» тов Кузь- дет свой корабль навстречу движе­ ние уловы. В своем дневнике я мин ' аССк а ^ о том что на нию РЬ,Г>НЫХ косяк№- Ког*а бы" подробно даю характеристику каж- p i ™ вниманиГуделяет- вает Г р уж е н а «голова косяка», дому тралению. Имея все эти дан- мы тщательно обследуем под уг- ные, я уже на пути к месту лова «пользованию поисковых при д(>м 5()_ 6() градусов изобаты составляю план своей работы, на- _' района, постепенно сокращая диа- мечаю пути к наилучшему ис- " свежую погоду, — заявил паз(Ш своего действия. При этом пользованию сырьевой базы. тов- К у з ь м и н , _ к^гда фщцлупа поисковик выясняет, чем питает- Но, как говорится, ум—хорошо, дает нет0'шые показания, лучше РЛ pU 5 ai на каких глубинах луч- а два — лучше. У нас во флоте ^ольэоЕаться эхографом. Этот при- ше Бтч ) производить траление, стало традицией работать не в р не 'гольк,1 позволяет видеть как ШИр 0К0 распространен косяк, одиночку, а сообща. Парное и скопле,ния рыбы, но и дает воз- Выяснив все это, убедившись в групповое соревнования — вот мо:к'нг>сть обнаруживать неровно- достаточности сырьевой базы, что помогает нам лучше исполь- сти гРУ^та’ что очень важно для командование сообщает о наличии зовать свои возможности. Сейчас, yeneumoro ведения про«мысла. рыбной концентрации промькло- например, экипаж «Меты» про- Однако, — продолжает ка- викам, закрепи® предварительно мышляет в содружестве с моряка- питан Tt*B-Кузьмин, — полностью место буем, ми траулеров «Майкоп», «Мирго- избежать случаев попадания на род», «Могилев» и «Молодечно». заДрв нельзя. Чтобы не терятьт^а- Когда собирается группа про»- Я поддерживаю тесную связь с ка- Л{)В’ необходимо, особенно в свс- мысловых судов, поисковый тра- питанами этих судов. Сообща мы ЖУЮ погоду, при снятии с задева УлрР переключается на ндблюде- обдумываем целесообпазно ли ле- проявлять максимум осторолсности. ^ие за рыбой. Очень важно свое- лап. перЛ*"и , где“ шеста- Попав на задев, иы сразу же разъ- вре»«по обнаружить око, рыбы вить буй и другие насущные во- единяем ваера. Сначала начинаем ^ дальнейшее направление ее про>сы промысла. выбирать носовой Баер, а потом движения. О признаках отхода ры- Осенью ппомпглу мешают те- кормо®ой, после чего выравниваем прежде всего, говорит измене- исенью промыслу мешают све- ние ее ассор1,имента. в трал на­ жал погода, плохая видимос-ть. чинает попалять больше ептя iv- Особенно серьезное внимание еле- выступившие на занятии е ' ,Р ’ teptoejnue внимание uie пмо .мит батки и, наконец, акулы. Эта хищ- дует уделять ориентирам на про- школы передового опыта товари- ,ЛР™рт ча коепком гоняет мысле и в первую очередь буйко- Щи единодушно заявили о том, что Q ’ гаыы.с , t jjit r p B jiu т с р е д ь , и ики J рыоу. Задача ПОИСКОВИКОВ В ТО вому хозяйству. Мы еще в порту получившее широкое распростра- rnvnna pvhor велет проверяем буйковые фонари, буй- нр,ние в траловом флоте группо- ’ й - г» * вор рлпрянпллнмр п.пштр.ит пгппа *- И»ТР-пСИЙНЫИ ЛОВ рыиы, линь и т. д. Каждый матрос на B0R соревнование приносит огром- „ rbIDbpHV1ft fiaav _______ ______ __ _________ hvmi тт™™ зервную сырьевую oaay. наити ре­ траулере хорошо проинструктиро- НУЮ пользу. Особенно такое со ван, точно знает свои обязанности, дружество нескольких экипажей, Моряки внимательно следят за промышляющих в одном районе, тем, чтобы не отдавались чекеля, необходимо в осенне-зимних усло- были исправны ролики и другое виях, когда на промысле возника- оборудоЕание. Самое серьезное ет много трудностей, внимание у нас уделяется также _ Сообща и трудности легче освещению рабочих мест. Следить преодолевать, — заявил в своем за этим вменяется в обязанность выступлении капитан траулера определенным лицам. «Медвежьегорск» тов. Карпенко. Говоря о буях, хочу отметить, — Соревнование в группе позво- что в осенне-зимнее время из-за лило в августе экипажам нашего плохой видимости их легко поте- траулера и траулера «Муром» до- рять. Поэтому ориентироваться срочно выполнить рейсовое зада- легче по плавмаяку. Однако силь- ние. Очень хорошо идут дела и у ные течения, ветер нередко сно- соревнующихся с нами мотяков еят маяк с первоначального ме- траулеров «Мичуринск», «Мга». ста и траулеры сбиваются с кося- 0 том, какую пользу оказывает ка. Чтобы избежать этого, необ- его экипажу, особенно в осеннее ходимо, по-моему, чтобы плавмаяк время, групповое соревнование, держался в непосредственной бли- рассказал капитан траулера «Се- эости от поставленных промысло- вероморск» тов. Шайтанов, выми судами буев, ориентируясь Очень интересяо было выступ­ ил них. Тогда рыбные места всегда Ление капитана траулера «Волна» будут закреплены. тов Гр^зникова. В частности, он В осенне-зимний период, как отметил^ что во многих случаях никогда, важное значение прноб- при групповом соревновании по- ретают поисковые и электрорадио- стоянную радиос-вязь друг с дру- навигациониые приборы. Радиоле- гом поддерживают только напитд: катор, эхолот, фишлува у нас ны соревнующихся судов. По его всегда в порядке. Штурманы хо- мнению, для лучшей передачи пе- рошо умеют ими пользоваться, редового опыта следует устанав- Каждый из них во время своей ливать тесную связь и между вахты ведет непрерывные наблю- другими специалистами соревную- дения за направлением течений, щихся судов. Необходимо, напрн- показанием фишлупы, старается мгр, чтобы в радиосовещаниях как можно чаще определять место участвовали старшие маетера по нахождения траулера. Все данные добыче, механини. тщательно заносятся на нромыело- Капитан тов. Грозников отие- вый планшет. В ЧЕМ Ж Е СЕКРЕТ? Когда на траулере «Новгород» недавно зашел разговор о том, ко­ го рекомендовать для занесения на общефлотскую Доску почета, та члены судового комитета в один: голос назвали имя старшего мас­ тера по добыче Петра Дмитриеви­ ча Амелина. Четвертый год работает он на траулере «Новгород», и все эти годы судно досрочно справляется с выполнением плана. В последнем по времени рейсе, мы работали на плохом грунте, но не имели ни минуты простоя бла­ годаря мастерам по добыче. На вопрос о том, в чем секрет их успеха, Петр Дмитриевич Аме­ лин говорит: — То, что я сейчас скажу, вряд ли не знают на других судах, но там зачастую страдают не от тою, что они не знают, а от того, чго не выполняют основных требова­ ний по уходу за орудиями лова. Подготовку к очередному рейсу мы начинаем при переходе в порт, готовим изношенные части к сда­ че, выписываем заявку на новые. По выходе из порта тшательно про­ веряем ваера и полотно. Должен сказать, что на некото­ рых судах при плохих уловах сра­ зу обращают внимание на ваера и подбору, однако, я из опыта знаю, что в трале все части взаимосвя­ заны и снижение уловов зачастую зависит от полотна, причем иног­ да в таком месте, на которое не сразу обратишь внимание. Если обнаруживается перекос конуса, то мы немедленно этот дефект лик­ видируем, хотя бы он был самым незначительным. Если поставлены новые ваера, то мы стараемся регулировать рав­ номерно вытяжку их путем час­ того перехода с трала на трал в первые 3— 4 суток работы, пос­ ле чего делаем промер. Очень важно, чтобы судоводи­ тельский состав знал хорошо ору­ дия лова. Так, наш бывший капи­ тан тов. Фабриченко сам знал ору­ дия лова и требовал их тщательно­ го изучения от штурманов. Не хуже знает орудия лова и но­ вый капитан тов. Киселев, кото­ рый заменил ушедшего гаганов- цем на другое судно тов. Фабри­ ченко. Тов. Киселев в последнем рейсе часто"советовался с нами. А это очень важно, когда между су­ доводителями и мастерами по до­ быче установлен хороший кон­ такт. В. ГРЕБЕНН И КО В . 'тттттттгттттттттт П «КОРАБЛИ — НА ПРОМЫСЕЛ!» В ответ на опубликованную в «Мурмансельдь» в начале года газете от 17 августа с. г. заметку был заключен договор с Канда- — «Корабли — на промысел!» уп- лакшским механическим заводом равление «Мурмаисельдь» сооб- на изготовление и поставку запас- щает следующее: ных частей к вышеупомянутым ма- Факты, отмеченные членами рей- шинам, однако до сих пор Заво­ довой бригады, имели место. Так, дом заказ выполнен менее чем на плавмастерская «Резец» некоторое 5Э процентов. время не имела в достаточном ко- Увеличение объема ремонтных личе:тве баббита В-83. работ на СРТ-189 вызвано тем, что п за прошедшее время текущего го- В настоящее .ремя положение со да Р влени£и Рне было получено снаоженнем этим иатериалом н> сететрясной MauiH„ V в улучшилось. связи с этим было принято реше- Правильно обращено внимание ние сиять сететрясную машину с иа отсутствие некоторых запасных судна, идущего в средний ремонт, чагтей к сететрясным и сетгвыбо- отремонтировать ее и установить рочным машинам. Управлением на СРТ-189. «КАК В ПОРТУ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ» В ответ иа корреспонденцию, рэзиненных рукавов, кабельной опубликованную под таким заго- продукцией и электродвигателями, ловком в нашей газете от 2 сен- В настоящее время рыбному тября, и. о. начальника техниче- порту передано с других предпрн- ского отдела управления рыбной ятий и выделено дополнительно промышленности совнархоза тов. 8 электродвигателей. Принимают- Филиппов сообщил редакции: ся мери к быстрейшему оконча- Управчение рыбной прэмышлен- нию мэнтажных работ и пуску в ности ебязало свою траиспортио- эксплуатацию котельной '№ 4. складскую контору обеспечить в «РЫ БНЫН МУРМАН» течение сентября рыбный порт и тнл, что на траулерах ме !Ц 6 1судоверфь недостающим количе- Осслью, осебеяно в еявере-за- велика текучесть кадров. Эго за-ством паровых и воздушных про- 19 сентября 1961 г. з стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz