Рыбный Мурман. 1961 г. Сентябрь.

МОРЕ И ЛЮ ДИ - Совершенствовать технику промыслового судовождения Заигрывает океан с человеком летом: мирно покачивает корабли ■а волне, ласково плещет о борт. Но хитрит Нептун: люди знают, что осенью он попытается взять реванш — рассвирепеет, обрушится на берег и суда штормами. Видите, как догнал «девятый вал» траулер, грозно встал над его палубой. Ко люди сильнее! Их много — упорных, настойчивых, смелых. Вот двое из них — рыбмастер М. Киселев и матрос Н. Жирнов. Зай­ дите на траулер «Мурманчанин». На Доске почета увидите их фа­ милии. Таким и море подчиняется. Фото Б. Нелюбина. Основным методом судовожде- ностью в условиях любой видимо- »ия является графическое счисле- сти. При ведении промысла вблизи ние. Сущность счисления состоит в берегов использование радиолока- системэтическом определении места ционной станции для определения судна на основе сведений об эле- места судна и скорости не требует ментах его перемещения — курсе особых пояснений, поэтому рас- и скорости. На промысловых су- смотрим примеры применительно к дах во время траления курс обыч- районам промысла вне видимости но определяется по магнитному берегов. компасу, а скорость по планшир- В условиях открытого моря для ному лагу или в зависимости от использования радиолокационной числа оборотов гребного винта, станции необходимо наличие про- Следовательно, точность счисления мыслового буя с пассивным радио- при трзловом промысле зависит от локационным отражателем. Ориен- точности магнитного компаса и тирами могут быть также плав- точности определения скорости маяки V~ го Y 0,5*0,5 625 _ 324 655х -7.5 \/а 68-0,52 - З^ зл а Вышеуказанная формула дает возможность судоводителям со­ ставить таблицы, упрощающие ре­ шение задачи для определенных точ ост о е еле я ско ост маяки и другие неподвижные J и^При ”vдачно°“ выбмй ном?Спо" указанными способами. Известно, объекты. Надежность работы бу- » ,upn(,„uS выбранном что магнитный ^компас - далеко дет зависеть во многом от выбора ^ расото£ния МО?ут быть ч а с т « не совершенный навигационным конструкции радиолокационного peu]eiIHHi К07да вычн^ н ^ прибор, а указанные способы оп- отражателя и высоты его уставов- потребУет минимального количест- ределения скорости имеют сущест- ни над поверхностью моря. При- ва вымени венные недостатки. Поэтому совер- меняемые в траловом флоте угол- шенстеование средств определения ковые пассивные отражатели дают Нет надобности измерять ско- истинного курса и скорости судна надежные эхооигналы на раостоя- рость судна с помощью радиоло- является одной из основных задач нии 2—3 миль при волнении моря катора длительное время, так какг развития техники промыслового до 4-х баллов. Управлению трало- 32 небольшой период можно опре- судовождения. вого флота необходимо ^продол- Делить зависимость скорости хода На промысловых судах имеются жить испытания различных кон* сУДна от ^исла оборотов гребного современные электрорадионавига- струкций отражателей с целью вы- ьинта. Для этого в моменты изче- ционные приборы, которые позво- явления лучшей и дать на суда Рения радиолокационного расстоя- ляют значительно повысить техни- флота отражатели, обладающие ния вт0Рои наблюдатель должен ку промыслового судовождения, отражательной способностью свы- зас^кать количество оборотов вин- Однако новейшие технические ше пяти миль. 72 в минуту по тахометру или ка- средства эффективны тогда, когда Одним из лучших рекомендуе- ким' Либо другим способом. Затем они- правильно эксплуатируются, мых способов определения скоро- по РЯДУ засечек или подсчетов на- когда судоводительский состав ов- сти при тралении с помощью ра- ходят среднее количество оборо- ладеет. методами их использования диолокационной станции является тов в ШШУТУ Для данного участ- в промысловом судовождении. К способ измерения трех радиолока- ка и кУ;Рса* Нужно иметь в виду, новейшим техническим средствам иионных расстояний до промысло- что СК0Р0СТЬ рассчитывается отно- на судах относится радиолокацион- вого буя через равные промежут- С” Т€ЛЬН0 грунта, а^ потому число ная станция, которая в промысло- ки времени. Достоинством этого °^ °Р 0Т0В Д^я одной и той же ско- вых целях почти не используется, способа будет то, что исключают- Рости на Различных румбах будет Многие капитаны промысловых су- ся ошибки пепенгования и расчет не одинаковым» то есть нужно дов считают, что радиолокацион- скорости можно произвести ана- ВВ°Д ИТЬ поправку на течение. В ( ная станция предназначена только литически, т. е. исключая ошибки пРоиессе определения скорости по для повышения безопасности море- графического построения и мае- Pa£H0J1GKaT0Py можно с достаточ- плавания и использование ее при штаба промыслового планшета. нои для пРактики точностью оп- промысловой работе, особенно в Сущность предлагаемого метода, течения^ >Т0Л ДреИ<*>а ” элементы ясную погоду, является непроиз'во- который получил название метода ^ дительной роскошью. Такое оши- отношений, состоит в следующем: Подробности по определению ц я w w w бочное мнение об использовании следуя заданным курсом и пред- этих данных можно найти в но- Я В Q И ДрС 7 Г 1 Я Г радиолокационной станции безус- полагая пройти на определенном собиях и учебниках по судовож- * Л ловно будет тормозить повышение расстоянии от промыслового буя, Дению, изданных за последние го- и техники промыслового судовожде- заблаговременно готовят радиоло- •ды- При перемене района промыс­ ла сельдяном промысле в ав- включал CB6T, на эхограмме можно ния. катор к работе. Устанавливают ла>постановке новой конструкции гу сти сложилась неилагоириятнал проследить поведение отмечаемых Каждому, судоводителю на про- нужный масштаб дальности, чтобы тРа-па» изменении осадки судна и промысловая обстановка. Неболь- хонпентоаиий мысле важно знать постоянно ско- его не пришлось переключать во Ряде других изменений завися­ щие косяки сельди в разных рай- * рость судна, особенно при работе время измерения 3-х радиолока- мость скорости от- числа оборотов онах были рассредоточены на от- Если показания исчезают или на повышенных скоростях трале- ционных расстояний. Обнаружив гРе6ного винта может значительно ромной площади. Облов косяков же по эхограмме видно, что кон- ния, ибо от точности определения на экране эхосигнал от буя, уста- изменяться. Поэтому при наличии затруднялся еще и тем, что пайс- центрации погружаются или рас- скорости зависит точность счисле- навл*ив.ают подвижный круг даль- Условии снова требуется ковые приборы фиксировали раз- свиваются, то прямо можно ска- ния _РУТИ судна и уловпстость тра- ности на заранее намеченное от Р v ^ас1^ т С^ Р ^ ТИ и вы" личные по своему характеру запи- зать, что здесь находятся скопле- ла- РаДиолокачионная станция по' уя Расстояние или ожидают, ког- оборотов Ь ** °* ей С унпишштрли нячыияли их ния сельди Выметка сетей пни эволяет определить скорость судна да эхосигнал коснется неподвиж- чи^1а оборотов. Судоводители называли их НИЯ сельди. Ь метка с т и при тралении с достаточной точ- ного круга дальности. Дальнейшее Как уже упоминалось иэмепеч тоже по-разному. То в виде «до- этих показаниях СРТ-4224, ^ F ичмлнрмир nwynnm™ Н рж , , ЯТ рпк „ " у .. лись, измерен F J ^ ^ * изменение расстояния нежелатель- ние расстоянии с помощью радио- но интерполировать на глаз, его локационной станции позволяет следует оценивать по делениям, обеспечить высокую точность из- нанесанным на визир, или по спе- мерений. если устранить ошибки циальным масштабам планше- калибровки и техники измерений, том. При каждом измерении рас- Точность измерения расстояния стояния включается секундомер и при помоши радиолокационной затем рассчитывается точный мо- станции «Нептун» составляет на мент времени. Таким образом, из- 5-мильной шкале не ниже + 0,6 рожки», то в виде «махорки», СРТ-1 всегда приносила улов. < «сличш», «забора», а в этом году Если же квнцеят- ■■ И Г 1 Г Т П Л Л П Г Т еще прибавился новый вид запи- рации сгущаются Ц У §1 L Ц В Ц I I I 1 Ц L сей поисковых приборов — так и не уходят из | | У i l L i t I I U U У L называемая «мура». эоиы освещемия, Среди .этих различных пока- То можно твердо сказать, что здесь характера показаний эхолота, а за заний трудно определить показа- сосредоточены другие организмы, большим не видит малого. Не все и ^ ^ j l> yj V-Шcj in a ua n>Y] UUUUOVIVI ПО’ ^ rrjrwiuiiufl i.11 ПС ПП/ЛС V~ U.U ния концентрации сельди, оолов Это подтверждалось взятием проб же поисковые корабли могут мерив последовательно три рас- кабельтова, чго составляеГ 110 иметь на борту такое сложное | стояния через два равных проме- метров. Погрешность же в опре- жутка времени, приступают к рас- делении скорости траления, рас-! чету скорости судна. Для решения считанная по формулам ошибо-к, этой задачи при условии равных составит 11 метров, что выразит- промежутков времени существует ся в сотых долях узла. Скорость формула № 1: судна, измеренная с точностью до десятых долей узла, вполне удов­ летворяет промысловиков. Точ­ ность измерения расстояния при помощи радиолокационной стан­ ции «Створ» составляет 2 про- V* полученнпр скорость А уз - л к ; цента от предельной дальности шкалы, т. е. 0,5 кабельтова на ' * ’ - - ' ’ ------- и 1и Лид ) которых был бы успешен. По- планктонной сеткой. Г Г = ь Нл ГД К1 Т п Р^ ' Материалы по опытам СГТ- »«»РУД»ва»»е. как гидростат нялись отличить показания при- ‘ , Q. Q f А промысловики настойчиво боров, отмечающие косяки сельди, 4224’ C FM в 19 5 9 Т°М были просят тгемотпенн на техсовет-е vnnan- —..... поисковиков подсказать, от показании, отмечающих скоп- Решено какие п«>каза«и!я эхолотов будут ления мелких организмов (каляну- ?®н" я ^ машинами под- беспроловными, да и сами экипа- са, черноглазки, медузы, молоди г ^ « ^ освршмм “ отм ” жи поисковь , х кораблей должны сельди, песчанки, пертуя), что быть заинтересованы в своей ус- приводило к «пустым» дрейфам. ! “ * электпосв-га пешной раГ,оте- Они составляли у промысловых2 ? Отношение ПИНРО к иопользо- кораблей примерно 2 0— 2 2 про- для Pla3Jучения ааписеи эхолот» иванию электр<>света в П0ИСКАХ цента к общему числу дрейфов, пб^ “ СЛ(^настам^ие к То- сельди п0 менъшей меРе а у поисковых судов доходили до разраоотано наставление^ к ко Ведь в 0ПЫ1,НЬ1Х работах на 36 процентов. ' торому отпечатаны фотографии срт_4224 и СРТ-1 принимали Почему же капитаны промысло- эхогРамм на различных показа- участи€ сотруд;НИКИ ЦИНРО. На вых кораблей и особенно поиско- ниях эхолота с применепием тех,совете управления «Мурмаи- вых не могут о т л и чи т ь показания электросвета. сельдь» они аоже присутствовали приборов, отмечающих скопления 0 необходимости внедрения это- и участвовали в принятии реше- сельди, от показаний, отмечающих го прогрессивного способа поиска ния о внедрении электросвета для скопления других организмов? не раз писалось в «Рыбном Мур- поисков сельди на поисковых еу- Мне кажется, одной из причин мане», а в девятом номере журна- дах. этого является недостаточная на-да «Рыбное хозяйство» за 19и0 Пренебрежительному отноше- д д у Ыл \ ц нию ПИНРО к использованию ма- чения характера записе . С ДР> - альная статья. лых средств, помогающих в поис- гои стороны консервативное от- Однако мер к внедрению ука- ковой работе, надо положить ко- ношение к применению простых занного способа не принят По- нец. Все поисковые корабли на средств, позволяющих определять и<Ж()Вая разведка ПИНРО палец осельдяном промысле должны иметь промысловые коецеатгации еель- палец не ударила, чтобы воору- оснащение и инструкции по при- *ИR 1 ог;о__ 1 qkq грт жить и применить на своих кораб- менению электросвета в поисковой J 994 ГРТ - 1 г Г01ах на лях на поисках еель- работе. Это Поможет промыслово- 4 л/ 4 . t r i- i оыли проведены дИ ди на одном корабле не имеет- му флоту более устойчиво дер- опыты применения электросвета ^ ни кабеля, ни патронов и ламп жаться на облове промысловых для определения косяков сельди. ПодводногО освещения, ни йнст- концентраций сельди и сократить Известно, что атлантическая рукцвй. " • ■/ «пустые» дрейфы. е « ™ % Х т ™ " Г ы " о . » « е 7 и ^ «оратпри, разведки ПИНРО И. АХЛЫНОВ, „арший и»- Опуская лампу подводного освещу-увлекается проблемой использа- женер-наставним во добыче вия ва глубину показаний ивания гидростата для определения «Мурмансельди». » • f ШПЙЛМ, 1 . с. At -п р о п ет о » ё р е гъ ^ ё «О- 2,5-м.идыной шкале. Д - nepSoe и зм еренное р о о г т о - ZJg~ (>торое измеренное f^CK4C'rrto * рние (> ноЗ€-*ьпг>о(ь,ъ D3~третье измеренное реггсто фние < (> кегбе/КтГпоЪь/* Помимо рекомендованного спо­ соба определения скорости судна, как наиболее точного, можно производить определение места и скорости судна с помощью радио­ локационной станции по промыс­ ловому бую следующими спосо­ бами: 1. Определение по радиолока­ ционному пеленгу и расстоянию. 2. Определение по визуальному пеленгу и радиолокационному рас- Если измерять расстояния не через равные промежутки време­ ни, задача усложняется, так как приходится рассчитывать коэффи- стоянию. циенты пропорциональности. Для 3. Определение по радиолока- наглядности решим численный ционному крюйс-расстоянию. пример с применением формулы. Данные примера: предполагая «ройта от промыслового буя на расстоянии 1— 1,5 мили в момент траверза, измерили первое рас­ стояние, равное 25 кабельтовых; через промежуток времени 20 ми- А. КАРАПУЗО В , преподаватель Мурманского Высшего мореход­ ного училища, член внештатно­ го отдела редакции «За техни­ ческий прогресс». нут измерили снова — 18 кабель- товых; прошло еще 20 минут, рас- стояние — 15 кабельтовых. Под- «РЫ БНЫ Й МУРМАп» ставляя в формулу № 2, получим: И сентября 19в1 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz