Рыбный Мурман. 1961 г. Сентябрь.

Эта книга должна стать настольной книгой промысловика г БЕСЕДЫ СТАРЫХ нищетой рыбаков-покручеиииков, с убогими становищами, с прими­ тивными шнякамн и ёлами до се­ годняшнего Мурмана, который является одним из наиболее круп­ ных, наиболее индустриальных ры­ бопромышленных бассейнов ие только в Советском Союзе, но и во всем мире. К сожалению, еще до обидного мало написано об этой славной истории — о том, как, несмотря на явное противодействие со сто­ роны царской администрации, рус­ ский человек покорял суровое по­ лярное море, как после революции началось оживление дикого, но богатого края, как создавался со­ ветский траловый флот, «как шаг за шагом осваивалось Баренцево море, открывались новые промыс­ ловые районы и преодолевалась сезонность, как совершенствовал­ ся флот, изменялась промысловая КЛАДОВАЯ ОПЫТА Эта книга состоит из материа­ лов. опубликованных в свое время в газете «Рыбный Мурман». На страницах газеты выступили со своими воспоминаниями прослав­ ленные капитаны промыслового флота, ветераны рыбной промыш­ ленности Заполярья С. Д. Когш- тов. П. II. Баев. Г. С. Попов, П. П. Корехов. Я. Г. Романов. О содержании книги «Беседы старых капитанов», изданной Мур­ манским книжным издательством, говорят уже сами заголовки вос­ поминаний ветеранов: «Так рож­ дался флот», «Честь свою носи, да не изнашивай». «Человек воспи­ тывается в труде», «Под флагом страны Советов», «Полвека на морских просторах» Перелистываешь страницы кни­ ги, и перед тобой проходят кар­ тины трудной, сложной, увлека­ тельной и неповторимой истории рыбной промышленности Кольско­ го полуострова — от дореволюци­ онного Мурмана с беспросветной техника, как развивалась берего­ вая база рыбной промышленности — порт, судоверфь, рыбокомбинат. Молодое поколение мурманчан должно знать прошлое своего бас­ сейна, должно знать имена людей, чьи плечи приняли на себя тя­ жесть первых лет организации со­ ветского тралового промысла, — капитанов тт. Леонтьева, Богда­ нова, Новожилова. Хохлина. Де­ мидова. Михова, Коиытова, Сам- кова, Шульгина, братьев Егоро­ вых и Кононовых, тралмейстеров Шамалуева. Млхилевз, Амосова и многих других... Эта книга, несомненно, поможет всем нам оглянуться на прошлое, окинуть взглядом пройденный путь, оценить в полном мере до­ стигнутое, сопоставить сделанное с тем, что предстоит сделать, вы­ полняя задачи, определенные про­ ектом Программы КПСС. Однако достоинство этой книги не только в исторической досто­ верности событий, фактов, лиц, но и в том. что в ней ведется серь­ езный, обстоятельный разговор о морально-этических проблемах. Много мыслей и чувств будит эта книга... Она убеждает в том, какая большая роль принадлежит капитану в „формировании миро­ воззрения моряка, как заблужда­ ются иные капитаны судов, пола­ гая, что воспитательная работа — это не их сфера, а задача их первых помощников. Она показы­ вает, какое огромное воспитатель­ ное значение имеет личный авто­ ритет капитана, его облик, его поведение в труде, в обществен­ ной и личной жизни. Книга заставляет задуматься над тем, как подчас сложно и трудно складывается судьба че­ ловека на флоте и как важно во­ время помочь ему. В ней идет речь о методах воспитания — о сочетании чуткости с высокой тре­ бовательностью, о влиянии коллектн- ва на взгляды мо­ ряка, на его по­ ведение. Нет надобности доказывать, сколь это нужный и важный раз­ говор. Ведь реальность наших ус­ тремленных в коммунизм планов — это живые люди, их коммуни­ стическая сознательность, их мо­ ральный облик, их отношение к общественному долгу. Большие и сложные задачи дол­ жны решить работники рыбной промышленности Мурманского бассейна в семилетии. Ведется активное завоевание у океана все новых и новых промыс­ ловых пространств, вое шире внед­ ряется новая техника, наращивает­ ся мощность береговых пред­ приятий. Но одно только техническое со­ вершенствование флота, расшире­ ние береговых предприятии не мо­ гут дать больших результатов, если не повышать мастерство и не развивать всесторонне моральные качества моряков рыбопромысло­ вого флота. Ведь на любом уча­ стке производства успех дела, в первую очередь, решают не маши­ ны. а живые люди. Для больших дел нам нужмы лю­ ди большого сердца, люди с ком­ мунистическим отношением к тру­ ду, с высоким уровнем техниче­ ских знаний, с широким культур­ ным кругозором, люди дисципли­ нированные и выносливые, чут­ кие и принципиальные. Воспитательная работа на судах рыбопромыслового флота — это сложный, кропотливый, требую­ щий большого напряжения и тер­ пения труд, это живое, творче­ ское дело. Эта книга может помочь моло­ дым морякам избежать многих ошибок, оступившимся — выйти на правильную дорогу, а коман­ дирам судов—.найти, по образно­ му выражению капитана Г. С. По­ пова. «маленький ключик» к серд­ цу моряка. Она одинаково полез­ на и тем, кто нуждается в воспи­ тании. и тем, кто но своему поло­ жению обязан воспитывать дру­ гих. Поэтому хочется от души по­ благодарить наших ветеранов тра­ лового промысла — людей труд­ ной, героической судьбы и слав­ ных дел — за нужную, умную, полезную книгу, которая должна, мне думается, стать настольной книгой каждого моряка. А. С Т РЕЛ ЬБИЦ КИ Я , началь­ ник управлении рыбной про­ мышленности Мурманского совнархоза. 1 Как вас обслуживают? Об одномрасхождении Личный состав ремонтирую­ щихся судов тралового и сельдя­ ного флотов-питается по талонам в столовой № I рыбкоопа рыбного порта. Первое впечатление от столовой, когда туда заходишь, складывает­ ся самое благоприятное. Большой, хорошо освещенный зал, чистота..« Все располагает к обеду в уют­ ной обстановке. Но хорошее мнение о столовой остается лишь до тех пор, пока не попробуешь блюд, приготовлен­ ных здесь. Вот пример. В выходной день 27 августа моряки пришли в сто­ ловую с таким расчетом, чтобы ис­ пользовать сразу талоны на завт­ рак и обед и потом без забот отдыхать. Казалось бы, такое сов­ мещение должно было сверх меры удовлетворить любой аппетит. Но большинство моряков ушли из столовой недовольными. Грибной суп был приготовлен очень плохо. Картофель в супе был таким, что не раскусить. Вечером того же дня, наоборот, картофель оказался хорошо сва­ рен, но зато от грибов осталась одна серая волокнистая масса. 29 августа мы столкнулись в столовой с другим явлением. На завтрак нам подали такие малень­ кие порции, что всех даже ото­ ропь взяла: есть или проверить порции, сколько они весят, рять, вроде, неудобно: в оче найдутся сразу такие посетители, которые обязательно зашумят: «Крохоборы, чего очередь задер­ живаете?» Но мы все-таки решились, по­ дозвали зам. директора столовой тов. Иконникову, объяснили ей, в чем мы сомневаемся. Она взяла две тарелочки и понесла взвеши­ вать, поясняя нам по дороге, что норма порции — 150 граммов. Ка ­ ково же было ее удивление, когда вес одной порции составил всего 100 граммов, а другой и того ме­ нее — 80, Поднялась суматоха. Раздачу завтраков прекратили. Вызвали раздатчицу тов. Фомину. Сй бы­ ло велено изготовить показатель­ ные образцы порций, а уже потом продолжать раздачу. руководящий повар тов. Тенд­ рякова пыталась было выступить в защиту «чести мундира», но, за- м-тгг*» возмущение моряков, исчез­ ла на кухне. Тов. Иконникова попросила нас написать жалобу («разберется, мол, администрация») и как бы между прочим тут же сообщила: — Скоро мы моряков вообще кормить не будем, так как и ра­ бочих судоверфи много. Есть и такие дороги на Севере, Фото Е. Яковлева. СТРОИТЕЛИ КРЫЛАТЫ! Горький. Завод «Красное Сормово» — родина крылатых судов. Около четырех, лет. нац-.. зад первая «Ракета» покинула заводскую гавань. А сейчас уже десятки теплоходов на подвод­ ных крыльях бороздят воды Золги, Днепра, Енисея, Ирты­ ша. Совершает пассажирские рейсы 150 местный «Метеор» Крылатые корабли — это бу дущее флота. Поэтому их твор­ цы, сормовнчи, неустанно ищу» возможности для увеличения скорости и грузоподъемности новых судов. На заводе сборка двух сейчас ведется 300-местных кры латых кораблей — речного и морского типа. Сооружение од ного из них, названного «Спут­ ником», коллектив предприя тия решил завершить досрочни — ко дню открытия X X I I съез­ да * Вот тзк восприняла критику! Как будто от того, что моряков не б/д^т пускать в столовую, мошен­ ничество прекратится и порции са­ ми по себе увеличатся. Не выражает ли подобное заяв­ ление другую мысль, которую тов. Иконникова не высказала вслух: «Мс/чите и кушайте, что дают, а иначе вам же хуже будет». Просто обидно, становится за столовую, на стенах которой b k - cvt г красочные плакаты: «Коллек­ тив борется за звание коллектива коммунистического труда». Совместимы ли эти плакаты с фактами, которые приведены вы­ ше? А. ВАРАКИН , второй штурман СРТ-839; С. Ч ЕРНО ЕВ , Е. ТУ­ КОВ, матросы траулера «Ро­ лик»; И. КРЕХО В , второй по­ мощник капитана траулера «Красноармеец». » КПСС. Новое речное судно уже спу щено на воду и проходит ис­ пытания. Морской вариант «Спутника» предназначается в первую оче редь для линии Сочи—Сухуми. Fro водоизмещение 108 тонн длина почти 50 метров, мощ- чность двигателей 3600 лошади­ ных сил. Триста пассажиров смогут одновременно располо житься в его комфортабельных креслах. За сезон такой корабль перевезет около 150 тысяч че ловек. Н а с н и м к е : в централь­ ном конструкторском бюро за­ вода «Красное Сормово» кон­ структоры, участвовавшие в разработке проектов крылатых кораблей «Волга», «Ракета», «Метеор», «Спутник», обсужда­ ют чертежи серийного судна. Слева направо — конструкто­ ры Ю. А. Кокурин, Б. В. Са­ довский, Т. Г. Голстолес, С. Г. Г альцев. Фото Н. Акимова. шш Фотохроника ТАСС. В Дворце культуры имени С. М. Иирова □ для детей Детский сектор Дворца культу- фото, домоводства, юннатов, теат­ ральный, хоровой, танцевальный, оркестры — духовой и народных инструментов. Началась запись ребят, желаю­ щих участвовать в работе э т и кружков. Ведется также запись детей в группу продленного школьного дня. ры имени С. М. Кирова ведет ши­ рокую подготовку к развертыва­ нию работы различных кружков, в которых дети могли бы с пользой заниматься в часы, свободные от школьных занятий. В октябре начнут работу такие кружки: технического моделирова­ ния, токарно-слесарного дела, ра­ диотехнический, судомодельный, ПРОГНОЗ погоды на 7 сентября ПО БА РЕНЦ ЕВУ МОРЮ Ветер южный, юго-восточный, на севере моря временами северо-восточный 5—6, местами 7 баллов. Временами дождь, туман. Температура воздуха -{-3, +7°, на севере моря около 0. ПО П О Б Е Р ЕЖ ЬЮ МУРМАНА Ветер юго-восточный, южный, 5—6 баллов, дождь. Температура воздуха f5 , -f 10°. местами Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. О БЪ Я ВЛ ЕН И Е При Доме междурейсового отдыха моряков тралового фло­ та для жен моряков организуются годичные курсы кройки н шитья. Начало занятий с 15 сентября. Запись производится еже­ дневно с 15 до 19 часов в комнате женеовета (ДМО) у тов. Смирновой. Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры ■ быта, пасем АТО рыбного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33, бухгалтерия—3-96, редактор 20-99. % ' -------------------- ----------- --— .... ИН .... ■ —I ■■If■ ■Т - I .1 -Л --- - н. .пп.,— ____________ _ Типография «Полярная правда». Зах. 3845. Тир. 4910. ПН 02739

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz