Рыбный Мурман. 1961 г. Сентябрь.
Эта книга должна стать настольной книгой промысловика г БЕСЕДЫ СТАРЫХ нищетой рыбаков-покручеиииков, с убогими становищами, с прими тивными шнякамн и ёлами до се годняшнего Мурмана, который является одним из наиболее круп ных, наиболее индустриальных ры бопромышленных бассейнов ие только в Советском Союзе, но и во всем мире. К сожалению, еще до обидного мало написано об этой славной истории — о том, как, несмотря на явное противодействие со сто роны царской администрации, рус ский человек покорял суровое по лярное море, как после революции началось оживление дикого, но богатого края, как создавался со ветский траловый флот, «как шаг за шагом осваивалось Баренцево море, открывались новые промыс ловые районы и преодолевалась сезонность, как совершенствовал ся флот, изменялась промысловая КЛАДОВАЯ ОПЫТА Эта книга состоит из материа лов. опубликованных в свое время в газете «Рыбный Мурман». На страницах газеты выступили со своими воспоминаниями прослав ленные капитаны промыслового флота, ветераны рыбной промыш ленности Заполярья С. Д. Когш- тов. П. II. Баев. Г. С. Попов, П. П. Корехов. Я. Г. Романов. О содержании книги «Беседы старых капитанов», изданной Мур манским книжным издательством, говорят уже сами заголовки вос поминаний ветеранов: «Так рож дался флот», «Честь свою носи, да не изнашивай». «Человек воспи тывается в труде», «Под флагом страны Советов», «Полвека на морских просторах» Перелистываешь страницы кни ги, и перед тобой проходят кар тины трудной, сложной, увлека тельной и неповторимой истории рыбной промышленности Кольско го полуострова — от дореволюци онного Мурмана с беспросветной техника, как развивалась берего вая база рыбной промышленности — порт, судоверфь, рыбокомбинат. Молодое поколение мурманчан должно знать прошлое своего бас сейна, должно знать имена людей, чьи плечи приняли на себя тя жесть первых лет организации со ветского тралового промысла, — капитанов тт. Леонтьева, Богда нова, Новожилова. Хохлина. Де мидова. Михова, Коиытова, Сам- кова, Шульгина, братьев Егоро вых и Кононовых, тралмейстеров Шамалуева. Млхилевз, Амосова и многих других... Эта книга, несомненно, поможет всем нам оглянуться на прошлое, окинуть взглядом пройденный путь, оценить в полном мере до стигнутое, сопоставить сделанное с тем, что предстоит сделать, вы полняя задачи, определенные про ектом Программы КПСС. Однако достоинство этой книги не только в исторической досто верности событий, фактов, лиц, но и в том. что в ней ведется серь езный, обстоятельный разговор о морально-этических проблемах. Много мыслей и чувств будит эта книга... Она убеждает в том, какая большая роль принадлежит капитану в „формировании миро воззрения моряка, как заблужда ются иные капитаны судов, пола гая, что воспитательная работа — это не их сфера, а задача их первых помощников. Она показы вает, какое огромное воспитатель ное значение имеет личный авто ритет капитана, его облик, его поведение в труде, в обществен ной и личной жизни. Книга заставляет задуматься над тем, как подчас сложно и трудно складывается судьба че ловека на флоте и как важно во время помочь ему. В ней идет речь о методах воспитания — о сочетании чуткости с высокой тре бовательностью, о влиянии коллектн- ва на взгляды мо ряка, на его по ведение. Нет надобности доказывать, сколь это нужный и важный раз говор. Ведь реальность наших ус тремленных в коммунизм планов — это живые люди, их коммуни стическая сознательность, их мо ральный облик, их отношение к общественному долгу. Большие и сложные задачи дол жны решить работники рыбной промышленности Мурманского бассейна в семилетии. Ведется активное завоевание у океана все новых и новых промыс ловых пространств, вое шире внед ряется новая техника, наращивает ся мощность береговых пред приятий. Но одно только техническое со вершенствование флота, расшире ние береговых предприятии не мо гут дать больших результатов, если не повышать мастерство и не развивать всесторонне моральные качества моряков рыбопромысло вого флота. Ведь на любом уча стке производства успех дела, в первую очередь, решают не маши ны. а живые люди. Для больших дел нам нужмы лю ди большого сердца, люди с ком мунистическим отношением к тру ду, с высоким уровнем техниче ских знаний, с широким культур ным кругозором, люди дисципли нированные и выносливые, чут кие и принципиальные. Воспитательная работа на судах рыбопромыслового флота — это сложный, кропотливый, требую щий большого напряжения и тер пения труд, это живое, творче ское дело. Эта книга может помочь моло дым морякам избежать многих ошибок, оступившимся — выйти на правильную дорогу, а коман дирам судов—.найти, по образно му выражению капитана Г. С. По пова. «маленький ключик» к серд цу моряка. Она одинаково полез на и тем, кто нуждается в воспи тании. и тем, кто но своему поло жению обязан воспитывать дру гих. Поэтому хочется от души по благодарить наших ветеранов тра лового промысла — людей труд ной, героической судьбы и слав ных дел — за нужную, умную, полезную книгу, которая должна, мне думается, стать настольной книгой каждого моряка. А. С Т РЕЛ ЬБИЦ КИ Я , началь ник управлении рыбной про мышленности Мурманского совнархоза. 1 Как вас обслуживают? Об одномрасхождении Личный состав ремонтирую щихся судов тралового и сельдя ного флотов-питается по талонам в столовой № I рыбкоопа рыбного порта. Первое впечатление от столовой, когда туда заходишь, складывает ся самое благоприятное. Большой, хорошо освещенный зал, чистота..« Все располагает к обеду в уют ной обстановке. Но хорошее мнение о столовой остается лишь до тех пор, пока не попробуешь блюд, приготовлен ных здесь. Вот пример. В выходной день 27 августа моряки пришли в сто ловую с таким расчетом, чтобы ис пользовать сразу талоны на завт рак и обед и потом без забот отдыхать. Казалось бы, такое сов мещение должно было сверх меры удовлетворить любой аппетит. Но большинство моряков ушли из столовой недовольными. Грибной суп был приготовлен очень плохо. Картофель в супе был таким, что не раскусить. Вечером того же дня, наоборот, картофель оказался хорошо сва рен, но зато от грибов осталась одна серая волокнистая масса. 29 августа мы столкнулись в столовой с другим явлением. На завтрак нам подали такие малень кие порции, что всех даже ото ропь взяла: есть или проверить порции, сколько они весят, рять, вроде, неудобно: в оче найдутся сразу такие посетители, которые обязательно зашумят: «Крохоборы, чего очередь задер живаете?» Но мы все-таки решились, по дозвали зам. директора столовой тов. Иконникову, объяснили ей, в чем мы сомневаемся. Она взяла две тарелочки и понесла взвеши вать, поясняя нам по дороге, что норма порции — 150 граммов. Ка ково же было ее удивление, когда вес одной порции составил всего 100 граммов, а другой и того ме нее — 80, Поднялась суматоха. Раздачу завтраков прекратили. Вызвали раздатчицу тов. Фомину. Сй бы ло велено изготовить показатель ные образцы порций, а уже потом продолжать раздачу. руководящий повар тов. Тенд рякова пыталась было выступить в защиту «чести мундира», но, за- м-тгг*» возмущение моряков, исчез ла на кухне. Тов. Иконникова попросила нас написать жалобу («разберется, мол, администрация») и как бы между прочим тут же сообщила: — Скоро мы моряков вообще кормить не будем, так как и ра бочих судоверфи много. Есть и такие дороги на Севере, Фото Е. Яковлева. СТРОИТЕЛИ КРЫЛАТЫ! Горький. Завод «Красное Сормово» — родина крылатых судов. Около четырех, лет. нац-.. зад первая «Ракета» покинула заводскую гавань. А сейчас уже десятки теплоходов на подвод ных крыльях бороздят воды Золги, Днепра, Енисея, Ирты ша. Совершает пассажирские рейсы 150 местный «Метеор» Крылатые корабли — это бу дущее флота. Поэтому их твор цы, сормовнчи, неустанно ищу» возможности для увеличения скорости и грузоподъемности новых судов. На заводе сборка двух сейчас ведется 300-местных кры латых кораблей — речного и морского типа. Сооружение од ного из них, названного «Спут ником», коллектив предприя тия решил завершить досрочни — ко дню открытия X X I I съез да * Вот тзк восприняла критику! Как будто от того, что моряков не б/д^т пускать в столовую, мошен ничество прекратится и порции са ми по себе увеличатся. Не выражает ли подобное заяв ление другую мысль, которую тов. Иконникова не высказала вслух: «Мс/чите и кушайте, что дают, а иначе вам же хуже будет». Просто обидно, становится за столовую, на стенах которой b k - cvt г красочные плакаты: «Коллек тив борется за звание коллектива коммунистического труда». Совместимы ли эти плакаты с фактами, которые приведены вы ше? А. ВАРАКИН , второй штурман СРТ-839; С. Ч ЕРНО ЕВ , Е. ТУ КОВ, матросы траулера «Ро лик»; И. КРЕХО В , второй по мощник капитана траулера «Красноармеец». » КПСС. Новое речное судно уже спу щено на воду и проходит ис пытания. Морской вариант «Спутника» предназначается в первую оче редь для линии Сочи—Сухуми. Fro водоизмещение 108 тонн длина почти 50 метров, мощ- чность двигателей 3600 лошади ных сил. Триста пассажиров смогут одновременно располо житься в его комфортабельных креслах. За сезон такой корабль перевезет около 150 тысяч че ловек. Н а с н и м к е : в централь ном конструкторском бюро за вода «Красное Сормово» кон структоры, участвовавшие в разработке проектов крылатых кораблей «Волга», «Ракета», «Метеор», «Спутник», обсужда ют чертежи серийного судна. Слева направо — конструкто ры Ю. А. Кокурин, Б. В. Са довский, Т. Г. Голстолес, С. Г. Г альцев. Фото Н. Акимова. шш Фотохроника ТАСС. В Дворце культуры имени С. М. Иирова □ для детей Детский сектор Дворца культу- фото, домоводства, юннатов, теат ральный, хоровой, танцевальный, оркестры — духовой и народных инструментов. Началась запись ребят, желаю щих участвовать в работе э т и кружков. Ведется также запись детей в группу продленного школьного дня. ры имени С. М. Кирова ведет ши рокую подготовку к развертыва нию работы различных кружков, в которых дети могли бы с пользой заниматься в часы, свободные от школьных занятий. В октябре начнут работу такие кружки: технического моделирова ния, токарно-слесарного дела, ра диотехнический, судомодельный, ПРОГНОЗ погоды на 7 сентября ПО БА РЕНЦ ЕВУ МОРЮ Ветер южный, юго-восточный, на севере моря временами северо-восточный 5—6, местами 7 баллов. Временами дождь, туман. Температура воздуха -{-3, +7°, на севере моря около 0. ПО П О Б Е Р ЕЖ ЬЮ МУРМАНА Ветер юго-восточный, южный, 5—6 баллов, дождь. Температура воздуха f5 , -f 10°. местами Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. О БЪ Я ВЛ ЕН И Е При Доме междурейсового отдыха моряков тралового фло та для жен моряков организуются годичные курсы кройки н шитья. Начало занятий с 15 сентября. Запись производится еже дневно с 15 до 19 часов в комнате женеовета (ДМО) у тов. Смирновой. Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры ■ быта, пасем АТО рыбного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33, бухгалтерия—3-96, редактор 20-99. % ' -------------------- ----------- --— .... ИН .... ■ —I ■■If■ ■Т - I .1 -Л --- - н. .пп.,— ____________ _ Типография «Полярная правда». Зах. 3845. Тир. 4910. ПН 02739
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz