Рыбный Мурман. 1961 г. Сентябрь.

...Комплексная механизация приведет к ликвидации ручного труда как на основ­ ных, так и на вспомогательных операциях". (Из проекта Программы КПСС). Детали из капрона В проекте Программы КПСС предусматривается намного повы­ сить удельный вес синтетических материалов для изготовления де­ талей машин, мебели, красивых и прочных тканей, автомобилей и так далее. Только за текущую се­ милетку производство пластмасс и синтетических смол увеличится более, чем в семь раз, а синтети­ ческих волокон в 12— 13 раз. Имеется возможность широкого применения пластмасс и в Мур­ манской области. Основным мате­ риалом, который с успехом может применяться для изготовления деталей машин, в настоящее вре­ мя является капрон. С начала 1961-года началось внедрение капрона на Мурманской судоверфи. По чертежам, разрабо­ танным ПИНРО, была изготовлена опытная литьевая шприцмашина для переработки капроновых отхо­ дов — траловых мешков. За это время изготовлено около 30 пресс- форм, в которые производят отлив­ ку деталей. Уже сейчас на судо­ верфи освоено изготовление дета­ лей двадцати четырех наименова­ ний. Общее количество выпущен­ ных деталей составляет около 32500 штук. В дальнейшем будет налажено изготовление более сложных дета­ лей подшипников скольжения, де­ талей насосов, шестерен. В на­ стоящее время уже ведутся рабо­ ты по установлению возможности использования отходов капроно­ вых тралов для изготовления сложных деталей. , Включившись в соревнование за достойную встречу XXII съезда КПСС, коллектив судоверфи взял на себя социалистическое обяза­ тельство освоить изготовление еще 25 наименований изделий из капрона и выпустить к 17 октяб­ ря дополнительно 14000 деталей из этого материала. Еще большее распространение получит капрон в 1962 году. В первом квартале будет введен в строй новый цех по переработке капроновых отходов. Проектная годо^я мощность этого цеха со- стаЬит 35— 40 тонн готовых из­ делий. Сейчас разрабатываются чертел;и прессформ, силами верфи изготовляется нестандартное обо­ рудование для цеха капронового литья. Основное оборудование — литьевые автоклавы, шнрицмаши- ны, дробильный станок и распрес- совочные прессы изготовляет Кан­ далакшский механический завод. Надо отметить, что внедрение «большого» капрона на судоверфи задерживается из-за крайне мед­ ленного строительства здания склада комплектации, в блоке ко­ торого будет расположен цех кап­ ронового литья. Сорвал поставку основного оборудования Канда­ лакшский механический завод. Крайне неудовлетворительно об­ стоят дела с получением оборудо­ вания, приборов и материалов. Имеется также задержка в полу­ чении от ПИНРО технической до­ кументации. Так, технологическое бюро института до сих пор не представило техническую доку­ ментацию на типовые узлы пресс- форм для деталей простых, сред­ ней сложности и сложной конфи­ гурации, хотя срок истек 30 июня. У нас идет подготовка к освое­ нию вихревого метода напыления деталей пластмассами в «кипящем слое». В настоящее время изготов­ ляется установка для такого на­ пыления. Имеется также установ­ ка для газопламенного напыления деталей пластмассами. Однако она не используется из-за отсутствия капронового порошка. Хочется, чтобы управление рыбной промышленности сделало все для обеспечения судоверфи необходимыми материалами. А. ГОРБЕНКО , инженер-тех­ нолог судоверфи. Для восстановления изношенных деталей на судоверфи применяется метод вибродуговой на­ плавки. И если еще в недалеком прошлом отдель­ ные детали приходилось изготавливать заново, то теперь они успешно реставрируются. На снимке: установка для вибродуговой на­ плавки в механическом цехе судоверфи. Сварку будет вести автомат Автоматизация и комплексная механизация служат материальной основой для постепенного перерас­ тания социалистического труда в труд коммунистический. Радостно читать проект Программы КПСС, где намечается коренное улучше­ ние и облегчение условий труда. Надо сказать, что Коммунисти­ ческая партия, Советское прави­ тельство, весь народ постоянно проявляли и проявляют большое внимание к дальнейшему разви- МАЛАЯ ХИМИЯ ПРОМАЛЫВАЕТ СЕВ ДОРОГУ В проекте Программы Ком- , мунистической партии считает­ ся одной из крупнейших задач — всемерное развитие хими­ ческой промышленности, пол­ ное использование во всех об­ ластях достижений современной химии. Металл, дерево, другие строительные материалы будут все более заменяться экономи­ чными, практичными и легки­ ми синтетическими материала­ ми. Возрастет комплексное ис­ пользование синтетических материалов, металлов и спла­ вов с новыми свойствами. Достижения современной хи­ мии найдут и уже в настоящее время находят широкое приме­ нение на Мурманской судовер­ фи. Например, мастика, состоя­ щая из опилок, хлористого магния, окиси магния и кра­ сителя, заменяет линолеум. Она упрощает процесс и уде­ шевляет стоимость покрытия палуб. Другим важным новым ма­ териалом является эпоксидная смола. Смола используется для реставрации деталей механиз­ мов, заменяет сварку и клеп­ ку. Кроме того, смола может служить и как предохранитель металла от коррозии. Смола наносится на предва­ рительно очищенное и подогре­ тое до 20—50 градусов изде­ лие. Эпоксидные покрытия ме­ ханически легко обрабатывают­ ся и долго служат при значи­ тельных температурах (до 80 градусов) и при давлении — до 20 атмосфер. В условиях судоверфи смо­ лы часто применяются вместо сварных работ в машинных от­ делениях ремонтируемых тра­ улеров, где сварщикам бук­ вально негде развернуться. В том, что, так называемая, малая химия может стать неза­ менимым помощником в деле ускорения судоремонта, коллек­ тив судоверфи убедился и на применении других материалов и заменителей. Например, стек­ ловолокно используется для об­ лицовки гребных винтов, объ­ емных судовых конструкций, корпусов шлюпок, для электро­ изоляции и изоляции труб. Применение стекловолокна только за текущую семилетку дает предприятию не менее 50 тысяч рублей экономии. Для защиты металла от кор­ розии и повышения долговеч­ ности деталей намечено в больших масштабах применять химико-термическую обработку деталей: воронение, сульфати- рование, фосфатирование, а также гальванопокрытия. Недавно работники нашей лаборатории совместно с инже­ нером инструментального цеха Зинаидой Андреевной Серяк провели работу по сульфатиза- дии изделий, что повысит из­ носоустойчивость их. В скором времени детали будут подвер­ гаться этой химико-термиче­ ской обработке. Намечено освоить мастичные и водоэмульсионные покрытия, краски на основе смол, анти­ коррозийные лаки с примене­ нием новейших методов меха­ низации работ- Проект Программы КПСС вдохновляет судоремонтников на изыскание все новых и но­ вых резервов по использова­ нию синтетических материалов, по ускорению и удешевлению работ. Н. ПЕТУХОВА, замести­ тель начальника лаборато­ рии судоверфи. ф В перспективном плане на судоверфи эа счет использо­ вания пластмасс намечено сэко­ номить за семилетку в судоре­ монте 25.000 килограммов до­ рогостоящих металлов. ф Использование счетной техники заменит человека на расчетах по статике и динами­ ке корабля. ф Автоматизация станочных работ будет идти в направле­ нии применения станков с про- } граммным управлением и внед­ рения поточных линий. ф Машинной газорезкой бу­ дет к 1965 году обработано не менее 2.500 тонн металла. ф Освоение ультразвуковых станков н приборов контроля резко повысит производитель­ ность труда и позволит осуще­ ствлять моментальное опреде­ ление пороков в металлах. ф Использование стеклово­ локна позволит заводу к концу семилетки достигнуть дополни­ тельной экономии в 50 тысяч рублей. тию технического прогресса. Это видно и на примере судоверфи. Еще сравнительно недавно в ус­ ловиях верфи 60 электросварщи­ ков расходовали в год около 90 тонн электродной проволоки. Ког­ да ручная сварка была заменена полуавтоматической, эту работу стали выполнять лишь десять че­ ловек. Кроме того, сократился расход электродов на 10 тонн. Из этого примера видно, как полуавтоматическая сварка резко повышает производительность тру­ да. Применение полностью авто­ матической сварки на ремонтном предприятии затруднительно из-за единичного изготовления деталей и конструкций, но уже то, что до­ стигнуто, заслуживает внимания. Размеры применения полуавто­ матической сварки возрастают. Только в прошлом году при изго­ товлении бобиицев новым методом обработано 1500 тонн листовой стали. Наплавкой восстановлены сотни роликов тралового снаряже­ ния, заварены сотни метров швов профильной стали. Кроме уже освоенной полуавто­ матической сварки цилиндриче­ ских изделий, на станках, при­ меняется она и для сварки вруч­ ную отдельных конструкций. В августе нынешнего года электро­ сварщик Н. Плаксин предложил заметить электродуловую сварку штанг для гидросооружения на по- луатоматичеькую, что позволило высвободить трех сварщиков ,на другие судоремонтные работы. В перспективе у нас намечено заменить трудоемкую ручную на­ плавку по восстановлению таких деталей, как шестерни, турачки, баллеры, валы полуавтоматиче­ ской сваркой. Производительность труда от этого повысится в 3— 4 раза. Для выполнения подобных работ модернизирован токарный станок. Однако пуск его задержи-* вается из-за медленного оборудо­ вания сварочного участка. После расширения производст­ венной площади начнутся работы по внедрению автоматической сварки. Дальнейшее развитие ав­ томатической и полуавтоматиче­ ской сварки будет идти в направ­ лении применения ванно-шлако­ вого метода, сварки в среде угле­ кислого газа и применения маг­ нитных флюсов, позволяющих вести полуавтоматическую СЕарку вертикальных швов. Уже в этом году количество обработанного металла современ­ ным методом в тоннах составит 1630, а к концу семилетки —• 2500 тонн. В. ГРИДИН , старший мастер сварочного участка котельно­ сварочного цеха. Ультразвук контролирует качество ...Все больше.' место в техноло­ гии производства займут радио­ электроника, полупроводники, ультразвук, — говорится в про­ екте Программы КПСС. Постоян­ ное совершенствование техноло­ гии явится непременным услови­ ем дальнейшего развития про­ мышленности. На Мурманской судоверфи на^ дет в ближайшие годы широкоо применение ультразвуковая де­ фектоскопия. Но уже и сейчас ультразвук контролирует качест­ во изделий. До последних лет на предпри­ ятиях преобладала рентгеноско­ пия, гаммаскопия, магнитная де­ фектоскопия. На траулере «Волхов» удалось, папример, выявить трещины в за­ клепочных отверстиях парового котла. После удаления заклг.пок стали наглядно видны эти тре­ щины длиной от 5 до 10 милли­ метров. Такая же проверка была проведена и на траулере «Молда­ вия». Здесь выявили 10 закле­ почных отверстий, имеющих тре­ щины от 3 до 8 миллиметров. С помощью ультразвукового аппарата мы определили серьез­ ный дг.фект на гребном Еале сред­ него рыболовного траулера № 218. В настоящее время ультразвук внедряется для контроля плотно­ сти припаивания слоя баббита к реставрируемым подшипникам, что позволит улучшить качество заливки. А. КОРОТАЕВ, гаммодефек- тоскопист судоверфи. «РЫ БНЫЙ МУРМАН» 7 сентября 1961 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz