Рыбный Мурман. 1961 г. Сентябрь.
...Комплексная механизация приведет к ликвидации ручного труда как на основ ных, так и на вспомогательных операциях". (Из проекта Программы КПСС). Детали из капрона В проекте Программы КПСС предусматривается намного повы сить удельный вес синтетических материалов для изготовления де талей машин, мебели, красивых и прочных тканей, автомобилей и так далее. Только за текущую се милетку производство пластмасс и синтетических смол увеличится более, чем в семь раз, а синтети ческих волокон в 12— 13 раз. Имеется возможность широкого применения пластмасс и в Мур манской области. Основным мате риалом, который с успехом может применяться для изготовления деталей машин, в настоящее вре мя является капрон. С начала 1961-года началось внедрение капрона на Мурманской судоверфи. По чертежам, разрабо танным ПИНРО, была изготовлена опытная литьевая шприцмашина для переработки капроновых отхо дов — траловых мешков. За это время изготовлено около 30 пресс- форм, в которые производят отлив ку деталей. Уже сейчас на судо верфи освоено изготовление дета лей двадцати четырех наименова ний. Общее количество выпущен ных деталей составляет около 32500 штук. В дальнейшем будет налажено изготовление более сложных дета лей подшипников скольжения, де талей насосов, шестерен. В на стоящее время уже ведутся рабо ты по установлению возможности использования отходов капроно вых тралов для изготовления сложных деталей. , Включившись в соревнование за достойную встречу XXII съезда КПСС, коллектив судоверфи взял на себя социалистическое обяза тельство освоить изготовление еще 25 наименований изделий из капрона и выпустить к 17 октяб ря дополнительно 14000 деталей из этого материала. Еще большее распространение получит капрон в 1962 году. В первом квартале будет введен в строй новый цех по переработке капроновых отходов. Проектная годо^я мощность этого цеха со- стаЬит 35— 40 тонн готовых из делий. Сейчас разрабатываются чертел;и прессформ, силами верфи изготовляется нестандартное обо рудование для цеха капронового литья. Основное оборудование — литьевые автоклавы, шнрицмаши- ны, дробильный станок и распрес- совочные прессы изготовляет Кан далакшский механический завод. Надо отметить, что внедрение «большого» капрона на судоверфи задерживается из-за крайне мед ленного строительства здания склада комплектации, в блоке ко торого будет расположен цех кап ронового литья. Сорвал поставку основного оборудования Канда лакшский механический завод. Крайне неудовлетворительно об стоят дела с получением оборудо вания, приборов и материалов. Имеется также задержка в полу чении от ПИНРО технической до кументации. Так, технологическое бюро института до сих пор не представило техническую доку ментацию на типовые узлы пресс- форм для деталей простых, сред ней сложности и сложной конфи гурации, хотя срок истек 30 июня. У нас идет подготовка к освое нию вихревого метода напыления деталей пластмассами в «кипящем слое». В настоящее время изготов ляется установка для такого на пыления. Имеется также установ ка для газопламенного напыления деталей пластмассами. Однако она не используется из-за отсутствия капронового порошка. Хочется, чтобы управление рыбной промышленности сделало все для обеспечения судоверфи необходимыми материалами. А. ГОРБЕНКО , инженер-тех нолог судоверфи. Для восстановления изношенных деталей на судоверфи применяется метод вибродуговой на плавки. И если еще в недалеком прошлом отдель ные детали приходилось изготавливать заново, то теперь они успешно реставрируются. На снимке: установка для вибродуговой на плавки в механическом цехе судоверфи. Сварку будет вести автомат Автоматизация и комплексная механизация служат материальной основой для постепенного перерас тания социалистического труда в труд коммунистический. Радостно читать проект Программы КПСС, где намечается коренное улучше ние и облегчение условий труда. Надо сказать, что Коммунисти ческая партия, Советское прави тельство, весь народ постоянно проявляли и проявляют большое внимание к дальнейшему разви- МАЛАЯ ХИМИЯ ПРОМАЛЫВАЕТ СЕВ ДОРОГУ В проекте Программы Ком- , мунистической партии считает ся одной из крупнейших задач — всемерное развитие хими ческой промышленности, пол ное использование во всех об ластях достижений современной химии. Металл, дерево, другие строительные материалы будут все более заменяться экономи чными, практичными и легки ми синтетическими материала ми. Возрастет комплексное ис пользование синтетических материалов, металлов и спла вов с новыми свойствами. Достижения современной хи мии найдут и уже в настоящее время находят широкое приме нение на Мурманской судовер фи. Например, мастика, состоя щая из опилок, хлористого магния, окиси магния и кра сителя, заменяет линолеум. Она упрощает процесс и уде шевляет стоимость покрытия палуб. Другим важным новым ма териалом является эпоксидная смола. Смола используется для реставрации деталей механиз мов, заменяет сварку и клеп ку. Кроме того, смола может служить и как предохранитель металла от коррозии. Смола наносится на предва рительно очищенное и подогре тое до 20—50 градусов изде лие. Эпоксидные покрытия ме ханически легко обрабатывают ся и долго служат при значи тельных температурах (до 80 градусов) и при давлении — до 20 атмосфер. В условиях судоверфи смо лы часто применяются вместо сварных работ в машинных от делениях ремонтируемых тра улеров, где сварщикам бук вально негде развернуться. В том, что, так называемая, малая химия может стать неза менимым помощником в деле ускорения судоремонта, коллек тив судоверфи убедился и на применении других материалов и заменителей. Например, стек ловолокно используется для об лицовки гребных винтов, объ емных судовых конструкций, корпусов шлюпок, для электро изоляции и изоляции труб. Применение стекловолокна только за текущую семилетку дает предприятию не менее 50 тысяч рублей экономии. Для защиты металла от кор розии и повышения долговеч ности деталей намечено в больших масштабах применять химико-термическую обработку деталей: воронение, сульфати- рование, фосфатирование, а также гальванопокрытия. Недавно работники нашей лаборатории совместно с инже нером инструментального цеха Зинаидой Андреевной Серяк провели работу по сульфатиза- дии изделий, что повысит из носоустойчивость их. В скором времени детали будут подвер гаться этой химико-термиче ской обработке. Намечено освоить мастичные и водоэмульсионные покрытия, краски на основе смол, анти коррозийные лаки с примене нием новейших методов меха низации работ- Проект Программы КПСС вдохновляет судоремонтников на изыскание все новых и но вых резервов по использова нию синтетических материалов, по ускорению и удешевлению работ. Н. ПЕТУХОВА, замести тель начальника лаборато рии судоверфи. ф В перспективном плане на судоверфи эа счет использо вания пластмасс намечено сэко номить за семилетку в судоре монте 25.000 килограммов до рогостоящих металлов. ф Использование счетной техники заменит человека на расчетах по статике и динами ке корабля. ф Автоматизация станочных работ будет идти в направле нии применения станков с про- } граммным управлением и внед рения поточных линий. ф Машинной газорезкой бу дет к 1965 году обработано не менее 2.500 тонн металла. ф Освоение ультразвуковых станков н приборов контроля резко повысит производитель ность труда и позволит осуще ствлять моментальное опреде ление пороков в металлах. ф Использование стеклово локна позволит заводу к концу семилетки достигнуть дополни тельной экономии в 50 тысяч рублей. тию технического прогресса. Это видно и на примере судоверфи. Еще сравнительно недавно в ус ловиях верфи 60 электросварщи ков расходовали в год около 90 тонн электродной проволоки. Ког да ручная сварка была заменена полуавтоматической, эту работу стали выполнять лишь десять че ловек. Кроме того, сократился расход электродов на 10 тонн. Из этого примера видно, как полуавтоматическая сварка резко повышает производительность тру да. Применение полностью авто матической сварки на ремонтном предприятии затруднительно из-за единичного изготовления деталей и конструкций, но уже то, что до стигнуто, заслуживает внимания. Размеры применения полуавто матической сварки возрастают. Только в прошлом году при изго товлении бобиицев новым методом обработано 1500 тонн листовой стали. Наплавкой восстановлены сотни роликов тралового снаряже ния, заварены сотни метров швов профильной стали. Кроме уже освоенной полуавто матической сварки цилиндриче ских изделий, на станках, при меняется она и для сварки вруч ную отдельных конструкций. В августе нынешнего года электро сварщик Н. Плаксин предложил заметить электродуловую сварку штанг для гидросооружения на по- луатоматичеькую, что позволило высвободить трех сварщиков ,на другие судоремонтные работы. В перспективе у нас намечено заменить трудоемкую ручную на плавку по восстановлению таких деталей, как шестерни, турачки, баллеры, валы полуавтоматиче ской сваркой. Производительность труда от этого повысится в 3— 4 раза. Для выполнения подобных работ модернизирован токарный станок. Однако пуск его задержи-* вается из-за медленного оборудо вания сварочного участка. После расширения производст венной площади начнутся работы по внедрению автоматической сварки. Дальнейшее развитие ав томатической и полуавтоматиче ской сварки будет идти в направ лении применения ванно-шлако вого метода, сварки в среде угле кислого газа и применения маг нитных флюсов, позволяющих вести полуавтоматическую СЕарку вертикальных швов. Уже в этом году количество обработанного металла современ ным методом в тоннах составит 1630, а к концу семилетки —• 2500 тонн. В. ГРИДИН , старший мастер сварочного участка котельно сварочного цеха. Ультразвук контролирует качество ...Все больше.' место в техноло гии производства займут радио электроника, полупроводники, ультразвук, — говорится в про екте Программы КПСС. Постоян ное совершенствование техноло гии явится непременным услови ем дальнейшего развития про мышленности. На Мурманской судоверфи на^ дет в ближайшие годы широкоо применение ультразвуковая де фектоскопия. Но уже и сейчас ультразвук контролирует качест во изделий. До последних лет на предпри ятиях преобладала рентгеноско пия, гаммаскопия, магнитная де фектоскопия. На траулере «Волхов» удалось, папример, выявить трещины в за клепочных отверстиях парового котла. После удаления заклг.пок стали наглядно видны эти тре щины длиной от 5 до 10 милли метров. Такая же проверка была проведена и на траулере «Молда вия». Здесь выявили 10 закле почных отверстий, имеющих тре щины от 3 до 8 миллиметров. С помощью ультразвукового аппарата мы определили серьез ный дг.фект на гребном Еале сред него рыболовного траулера № 218. В настоящее время ультразвук внедряется для контроля плотно сти припаивания слоя баббита к реставрируемым подшипникам, что позволит улучшить качество заливки. А. КОРОТАЕВ, гаммодефек- тоскопист судоверфи. «РЫ БНЫЙ МУРМАН» 7 сентября 1961 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz