Рыбный Мурман. 1961 г. Октябрь.

ТЕБЕ, РОДНАЯ ПАРТИЯ! X X I I съезд партии — съезд строителем коммунизма. Весь наш народ готовил ему достой­ ную трудовую встречу. Моряки плавбазы «Памяти Кирова» также взяли на себя повышен­ ное обязательство __ выпус­ тить к 17 октября 58 тысяч центнеров готовой продукции. И вот плавбаза на промысле, в очередном рейсе. Четко рабо­ тают все поточные линии, за- ГОВОРЯТ МОРЯКИ А. Шкурин, матрос траулера «Лавна» Я с нетерпением ждал открытия исторического съезда КПСС . Ведь мы знаем: коммунизм утвердит на земле Мир, Труд, Свободу, Равенство и Счастье. Я горд за нашу Родину и Коммунистическую вартию. Хочется отдать все свои силы для достижения намеченной партией цели — построения коммунистического общества в нашей стране. Наш рейс мы посвящаем X X I I съезду КПСС . Все трудятся с большим вдохновением. Мы выполнили план октября в середине месяца. Д. Высокий, матрос траулера «Гончаров» С большим интересом я изучал проект Программы КПСС . И те­ перь, в дни работы партийного съезда, меня волнует и радует, что ж живу в такое время, время великих свершений трудового народа. Задача партии: за двадцатилетие, в основном, построить коммунизм. Это удваивает мои силы, и все их без остатка я вложу в строитель­ ство светлого здания коммунизма. Экипаж нашего траулера борется за коммунистический труд. Мне уже присвоено звание ударника ком­ мунистического труда. Я с радостью помогу молодым товарищам овладеть специальностью матроса и стать ударниками коммунистиче­ ского труда. Д. Рудов, рыбмастер траулера «Очаков» На моих глазах в Мурманске произошли огромные изменения. И так по всей нашей необъятной стране. Это посильно только государ­ ству, строящему коммунизм. Трудно высказать свой восторг, что нынешнее поколение советских людей, стало быть, и мои дети будут жить при коммунизме. Мы, старые моряки, сделаем все, чтобы вы­ полнить задачи, которые возлагает на нас партия, возложит X X I I съезд КПСС . 3. Андарало, матрос траулера «Кета» Экипаж нашего корабля встретил съезд партии досрочным выпол­ нением своих обязательств. Быстрая работа с тралом, тонны добы­ той сверх плана рыбы — вот наш скромный матросский подарок. В атн дни, дни работы исторического съезда, хочется работать с пол­ ным напряжением сил. Потому что, как сказал в своем докладе то­ варищ Хрущев, святой принцип деятельности нашей партии — все для человека. Как и многие мои товарищи, матросы, буду работать н учиться. Для этого нам, морякам. Родина и Коммунистическая пар- дали все возможности. В . Гуревич, боцман траулера «Лоцман» С гордостью я и мои товарищи слушали Отчетный доклад това­ рища Хрущева X X I I съезду партии. Да и как не гордиться, если моя Родина полным ходом идет вперед, курсом, намеченным партией. Находясь вдали от родных берегов, мы, вместе со всей страной, с радостью отмечаем, что семилетка выполняется успешно, что и улов рыбы растет. И в том, что за последние пять лет добыча рыбы уве­ личилась на 30 с лишним процентов, есть заслуга и наша, мурман­ ских промысловиков. Сейчас, в дни работы съезда, я, рядовой моряк, чувствую еще большую ответственность, возложенную партией на рабочий класс нашей страны. Вот почему я твердо решил вступить в партию. каточные станки. Рыбообработ­ чики тт. Борисов, Чернов, Ки- рокасьян,- элеваторщик тов. Хо­ лодцов, бондари тт. Данейко и Карпухин и другие члены эки­ пажа трудились в дни пред­ съездовской вахты на редкость самоотверженно. И успех при­ шел. Обязательство было вы­ полнено досрочно. 17 октября было большим праздником на корабле. Моря­ ки радовались не только своей победе. Радовало каждое слово доклада Н, С. Хрущева, радо­ вала главная мысль проекта Программы — нынешнее поко­ ление советских людей будет жнть при коммунизме. 0 рыбе Моряки плавбазы решили весь полуфабрикат, принятый от экипажей средних рыболов­ ных траулеров в течение рейса, переработать в готовую про­ дукцию. И они добились своего. Возвратясь в порт, эк?:паж предъявил к разгрузке 22300 центнеров готовой продукции. Сейчас на счету экипажа 83 тысячи центнеров готовой про­ дукции, выработанной с начала года. План третьего года семи­ летки перевыполнен в пол гора раза. А. М И РОЦ 1НИЧЕНКО , инженер отдела обработки «Мурмансельди». „большой" промвси В БАЗОВОМ КОМИТЕТЕ ТРАЛФЛОТА При базовом комитете профсою­ за тралового флота создана обще­ флотская комиссия по проведению смотра резервов производства. Та­ кие комиссии создаются и на каж ­ дом траулере и плавбазе. Их за­ дача будет состоять в выявлении возможностей улучшения качества обработки рыбы, удлинения сроков хранения «свежья», увеличения за­ готовки охлажденной рыбы, лик­ видации потерь сырья и материа­ лов. Судовые комиссии будут также заниматься изысканием резервов для уменьшения расхода промыс­ лового снаряжения ка одну т о м у добытой рыбы, вопросами сокра- ! щения непроизводительных про­ стоев кораблей, экономии топлива, электроэнергии и вспомогательных материалов. В смотре резервов производства будет участвовать весь коллектив флота. и рыбе „маленькой" 1^ О Л Л Е К Т И В «Мурмансель- Tv дИ» в августе и сентябре не справился с планом добычи сельди. Недолов ее составил 161299 центнеров. Провален и план октября. Основной причиной плохой работы промысловиков являет­ ся неудовлетворительное со­ стояние сырьевой базы в Нор­ вежском море. К тому же, в течение всего летнего периода сельдь держалась разреженны­ ми мелкими стаями на боль­ шой плошади. В районах про­ мысла сельди наблюдалось большое скопление путассу, трески, мелкой сельди, кото­ рые фиксировались эхолотами и часто дезориентировали про­ мысловиков. Все это создавало опреде­ ленные трудности в работе флота. Не одна из флотилий, ведущих промысел сельди в Норвежском море, не справи­ лась с плановым заданием. Однако - рыбаки «Мурман­ сельди» работали хуже рыба­ ков Латвии, Литвы и Калинин­ града. Средний вылов на сеть и дрейф у этих флотилий вы­ ше, чем у мурманчан. А ведь честь нашей мдрки не так давно рыбаки Прибал­ тики учились вести успешно промысел сельди именно у ры­ баков Мурманска. Почему же экипажи кораб­ лей «Мурмансельди», которые являются пионерами освоения сельдяного промысла в Атлан­ тике и ведущим коллективом, добивавшимся в течение мно­ гих лет высоких производствен­ ных показателей, сейчас отста­ ют от своих учеников? По на­ шему мнению, главная причи­ на заключается в том, что в «Мурмансельди» перестали со­ вершенствовать промысловую тактику. В прошлые годы, когда рыбы было много, облов ее можно было вести успешно всем фло­ том в каком-нибудь одном рай­ оне. К кораблям, имеющим вы­ сокие уловы, подтягивался весь флот. Через день—два экипажи всех судов поднимали на борт богатую добычу. Сейчас, при плохой сырьевой базе, разреженных скоплениях сельди такая тактика не оправ­ дывает себя. Как только в ка­ ком-нибудь районе концентри­ ровался весь флот, рыба «отка­ зывала». Массовый переход су­ дов в другой район приводил к такому же результату. Толь­ ко в августе было сделано два больших перехода из северных районов Исландии в районы 22-а и 22-в. Флот перешел сю­ да потому, что средний вылов на сеть оказался несколько вы­ ше по сравнению с исландски­ ми районами, то есть про­ мысловики пошли за «большой» рыбой. Переход был неоправ­ данным, потому и неудачным. А вот латышская флотилия перехода не дела­ ла. К апитаны приспосаб л и в а- лись к тем усло­ виям, которые были в районе Исландии, и вылов изо дня в день на дрейф у латышских ры­ баков увеличивался. Рыбаки Калининграда рас­ средоточились на две группы: одна облавливала сельдь у Ис­ ландии, другая — на юге рай­ она 22-в. Они тоже добились неплохих результатов. Отдельные экипажи и «Мур­ мансельди», руководители ко­ торых правильно проанализи­ ровали промысловую обстанов­ ку, сумели добиться высоких уловов. Это моряки средних траулеров №№ 712, 845, 176, 159 и особенно экипаж средне­ го траулера № 20 (капитан тов„ Радоускас), который за два ме­ сяца выловил около 200 тонн сельди. Промысловики этих су- доз ловили рыбу, приспосабли­ ваясь к обстановке, и у них добыча шла лучше, чем у дру­ гих коллективов. В создавшихся условиях только рассредоточение флота по отдельным районам промыс­ ла по принципу — где экипаж того или иного корабля сумел приспособиться и брать еже­ дневно хоть две—пять тонн ры­ бы, пусть там и остается, —• даст возможность вылавливать сельди больше, чем моряки других флотилий. Только открытие и освоение новых районов промысла и объ­ ектов лова позволят вести про­ мысел без значительных коле­ баний в уловах, позволят бы­ стро увеличить общую добычу рыбы. В. ЗИ Л А Н О В , инженер- ихтиолог перспективной промразведки сельди. Норвежское море. Свою корреспонденцию мне I#- чется начать с одной прошлогод­ ней истории. Пришел моряк с мо­ ря. Жена приготовила обед. По­ пробовал муж треску, поковырял юлкой и говорит: «Свежую бы поджарила, а соленая рыба уже не то...», Жена оказалась остроумной женщиной. *“ Что привозите, из того и приготовила, — ответила она. Подала она, что говорится, в еамую точку. В прошлом году траловый флот не справился с аланом по заготовке «свежья». А именно свежая рыба пользуется наибольшим спросом у населения. Нынче флот работает с опере­ жением плана. Девятимесячное задание по выработке охлажден­ ной рыбной продукция выполнено на 110 процентов. И осе же возможности для уве­ личения заготовки «свежья» да­ леко не использованы полностью. Флагман «свежьевнковя — экипаж траулера «Курейка» довел удельный вес охлажденной рыбы к общему вылову до 83 процен­ тов. На его счету 10 тысяч цент­ неров охлажденной рыбы. Хорошо трудятся моряки «Волны», «Ле­ нинграда», «Сома», «'Лоцмана», «Галича» и многих других тра­ улеров. А рядом с ними работают кораб­ ли, которые не справляются с планом. — «Макрель» «Уссури- ец», «Водник», «Саратов», «Ам- дерма» и другие. Десятки экипа­ жей хотя и справляются с зада­ ниями, но имеют показатели в полтора— два раза ниже, чем на­ ши ведущие корабли. Если бы экипажи этих кораб­ лей повысили удельный вес «свежья» хотя бы на один про­ цент, то это значительно увеличи­ ло бы выработку полуфабриката в целом по флоту, позволило полу­ чить не один десяток тысяч руб­ лей прибыли. Подсчитано, например, что из 100 центнеров выловленной тре­ ски в обработанной под соль полу­ чается полуфабриката 51 центнер. Еели эту же рыбу брать под «свежье», то полуфабриката по­ лучается уже на 10 центнеров больше, что дает около 170 руб­ лей дополнительном прибыли. В подтягивании отстающих ко­ раблей до уровня передовых и заключается один из путей уве­ личения доставки охлажденной рыбы. Другой путь *— применение металлических ящиков. Такие ящики уже изготовлены и испы­ тываются в производственных условиях. Первые 3— 4 рейса закончились неудачно (допущено уменьшение сдачи рьгбы первым сортом). Это дало повод для охаи­ вания нового метода. Но стоило в уоре выйти рьгб- мастеру-наставнику тов." Морозо­ ву, как положение резко измени­ лось. Траулер «Гурзуф», на ко­ тором ходил наставник, привез «свежье» вышеплановой сортно­ сти, хотя экипаж заготавливал его за 13 суток. Выходит, дело не в ящиках, а в людях. Вот что рассказывает Иван Павлович Морозов: — Крупную рыбу стали брать под лед за 13 суток. А за 9 су­ ток уже брали всю без раэбора. В ящики укладывали ее тщатель­ но, так, чтобы треска и пикша не касались вриголовкаии стенок. Тщательно нересывали льдом и опять-таки следили, чтобы у при- головков льда было больше. Чердак разделяли на две пло­ щадки и на каждую из них уста­ навливали по 36 ящиков. С по­ мощью рефрижераторной установ­ ки в трюме поддерживалась тем­ пература плюс один-полтора гра­ дуса. Лед и холодная вода, образу­ ющаяся в результате медленного таяния льда, поддерживали нуж­ ную температуру и в теле рыбы. Надо отдать должное морякам «Гурзуфа». Мастер по обработке тов. Соколов, его помощники в все матросы добросовестно относятся к делу. И если также добросовест­ но будут работать экипажи дру­ гих судов, то можно смело начи­ нать заготовку «свежья» в ящики в четвертом квартале за 13— 14 суток, удлинив тем самый сроки заготовки иа сутки— двое, чей ври обычном чердачном способе. В ходе рейса выявились и кон­ структивные недостатки ящиков. У значительного числа их уже гглетают днища, наугольники. Заклепки должны делаться из бо­ лее прочного металла. Вырезы в боковых стенках для захвата ящиков имеют очень острые кромки и поэтому затрудняют ра­ боту. Попробуй потаскай такие ящики, если их вес вместе с ры­ бой и льдом превышает 40 кило­ граммов. Руки сильно устают да и порезы не исключены. Это надо учесть при повторном изготовле­ нии ящиков. Непрерывно повышается благо­ состояние советских людей, ра-. стут их запросы. И то, что еще вчера удовлетворяло их. сегодня уже не устраивает. Вот почему в проекте Программы КПСС, кото­ рую сейчас обсуждают делегаты XX II съезда партии, ставится за­ дача: обеспечить всесторонне* удовлетворение потребностей со­ ветских люден. Так что надо делать выводы, товарищи моряки? Вы играете в решении этой задачи заметную роль. В. Е В Г Е К Ь Е Е . 28 октября 1961 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz