Рыбный Мурман. 1961 г. Октябрь.

Юбилей Фритьофа Нансена Читатель продолжает разговор ... к О ДОЛГЕ КАПИТАНСКОМ Торжественно отметила об- щест венность Пол я рного науч- но-исследовательского институ­ та столетие со дня рождения великого норвежского ученого Фритьофа Нансена. Здесь со­ стоялось расширенное заседа­ ние Ученого совета П И Н РО со­ вместно с Мурманским геогра­ фическим обществом, посвя­ щенное этой знаменательной дате. Для научных сотрудников Полярного института особенно дорога намять о выдающемся исследователе Арктики. С докладами о жизни и на­ учной деятельности Нансена выступили ученый секретарь Н. С. Гринкевич, кандидаты наук М. М. Адров, Е . А. Пав- штикс и П. С. Виноградова. H i докладов перед присутст­ вующими предстал Ф. Нансен, великий полярный исследова­ тель. Человек с большой бук­ вы, общественный деятель и великий оптимист, смелый, упорный в достижении цели че­ ловек. девизом которого было: «Вперед!». В 1882 г. он впервые, будучи еще студентом второго курса университета, вышел в море на экспедиционном судне «Ви ­ кинг». С тех пор Арктические м >ря очаровали его своей кра­ сотой, не давали покоя пытли­ вому юноше, манили своей не­ покорностью и загадочностью, заставили всю жизнь посвя­ тить изучению моря. В 1898 г. 5 смельчаков во главе с Нансеном пересекли на лыжах ледяной купол Гренлан­ дии Нансен открыл второй по­ люс холода и доказал, что внутри Гренландии никаких оазисов нет. Зимовали исследо­ ватели у эскимосов, вымирав­ ших под гнетом европейских колонизаторов. В своем дневни­ ке. говоря о бесчеловечной экс­ плуатации этого народа, Нан­ се?! писал: «Наступит ли то время, когда люди будут помо­ гать друг другу?..». А вот он — на экспедицион­ ном судне «Фрам». Теперь Нан­ сен захотел достигнуть север­ ного полюса. Но «Фрам» не смог покорить громадные льды. И тогда, сойдя с дрейфующего судна, Нансен вместе со своим другом Юхансеном пробирается пешком к полюсу! Пусть из их попытки ничего не получилось, но поражает подвиг этого чело­ века. На основании дрейфа «Фра- ма» Нансеном были получены богатые данные о Центральном Арктическом Бассейне, о цир­ куляции вод, о дрейфе льдов, о жизни моря. Впервые он вы­ сказал мысль о том, что льды Центральной части Ледовитого океана выносятся к Гренлан­ дии. От пытливого взгляда ис­ следователя ничего не могло уйти. Открытия Нансена легли в основу современной океано­ графии, биологии и геологии моря, ихтиологии и климатоло­ гии. Фритьоф Нансен дорог со­ ветским людям а как человек, который сочувственно относил­ ся к молодой Республике Сове­ тов. Средства, собранные Нан ­ сеном в помошь голодающим Поволжья, составляли 4 мил­ лиона франков. Он верил в бу­ дущее нашей страны и гово­ рил: «Это будет Россия, кото­ рая принесет Европе не только спасение, но и духовное обнов­ ление». Только советская наука мог­ ла осуществить многие замыс­ лы великого исследователя и. в частности, открыть Северный морской путь. П. НОСОВ, внештатный корреспондент «Рыбно­ го Мурмаиа». В газете «Рыб ­ ный Мурман* 14 1 октября была опубликована ста­ тья «Долг и «служба». В ней рас- гут, как положено. Вот если бы узнать, как они ведут себя в сказано о самоотверженности мо- такие молодые «прншибеевы* име- семье. ряков экспедиционного судна ли практику матросов, то никогда Чтобы стать опытным команди- «Персей-2», о их выдержке, стой- бы не случилось того, что произо- ром, надо иметь хорошую мор- кости. Кроме того, в статье рас- шло на «Персее». Не было бы та- скую практику, а она дается не сказано о недостойном поведении кик безграмотных, с точки зрения только по книжкам. Капитан Виш- капитана Вишнинского. Очень морской практики, действий капи- нннскйй забыл об этом. Вот поче- странно, что морской инспектор тана, заставившего людей в нор- му у него и у люден, подобных не разобрался как следует в без- матьных условиях плавания рис- ему, следует отбирать дипломы, и грамотных действиях капитана ковать жизнью. на полгода— год переводить в Вишнинского, которого следовало Многие из молодых капитанов матросы. Тут-то они и наберутся бы наказать. А вместо этого его думают: «Освоил работу с элект- матросской практики и научатся направили без понижения в долж- ронавигационными приборами, дорожить жизнью людей, уважать ности на плавмаяк. умею вести корабль, ловлю рыбу их, ценить их труд. Командиры Между прочим, в траловом фло- неплохо, значит я — капитан». судов всегда должны помнить, что те капитаны, подобные Вишнин- Ошибаетесь Капитану — ко- в нашей стране все делается для скому, встречаются не так уж ред- мандиру корабля надо еще уметь человека, все делается для того, ко. Где это они набрались барско- работать с людьми, воспитывать чтобы мы вошли в коммунистиче- го отношения к своим подчинен- их. прививать любовь к морскому ское общество настоящими людь- ным? И что это за разговор с делу, не чуждаться своих подчи- ми. членами экипажа: «Я приказы- ценных, почаще бывать в их каю- С. ЕД ЕМ С К И Й , капитан ваю!», «Молчать!», «Не разговари- тах. беседовать с людьми и даже экспедиционного судна «Се- вать!». А приказать-то и не мо- заглядывать к ним нз дом, чтобы вастополь». Овспомогательно-связном судне С ЕМ И Л Е Т Н И М планом раз­ вития народного хозяйст­ ва СССР предусматриваемся дальнейшее увеличение добычи рыбы, морского звери и не- рыбных объектов. Фтот рыбной промышленно­ сти будет базироваться не толь­ ко на тех акваториях открытых морей, за счет которых росло мировое рыболовство до сих пор. а главным образ-ом — на совершен ло новых районах ми­ рового океана, акваториях, от­ даленных и ныне еще не изу­ ченных. Это районы Атлантики, ее северо-западный сектор, тро­ пические и приэкваториальные воды, Бэри-нгозо море, откры­ тые воды Тихого океана и ш<и- р >чайш.ие акватория Антарк­ тики. В овяги с этим опубликован­ ная в газете «Рыбный Мур- мач» 3 го октября с. г. статья научного сотрудника ПИ Н РО К. Г. Константинова «Необхо­ димо вгпом ога гелыю-овя шог судно» является весьма свое­ временной. Необходимость в таком суд­ не нагреми уже сейчас, в даль­ нейшем, с увеличением промыс­ лового флота, она возрастет еще более. Пег>ед проектирова­ нием вспомогательно-связиого судна было бы целесообразно переоборудовать для этой це- л)и одно из построенных уже судов и в процессе его эксплуа­ тации определить все требова- иия, которым должны отвечать вспомогательно-связные суда. Для переоборудования наи­ более приемлемыми являются построенные в 1959 году бук­ сирно-спасательные суда ти­ па «Агланг» (проект 843 Ц П К Б I М М Ф ) . Судно посгро- В И С Л А Н Д И И (Окончание. Нач. в № 125). Что еще обратило на себя внимание в этой стране? Меди­ цинское обслуживание стоит до. рого и бывает часто не по кар­ ману рядовому рабочему или служащему. За каждую опера­ цию обязательно нужно пла­ тить. Чтобы отвезти роженицу в родильный дом, например! нужно уплатить 600 крон. В стране нет телевизионных передач, радиовещательная станция одна — единственная в городе Рейкьявике. Драма­ тический театр также единст­ венный и всего на 700 мест. Р а ­ бочих клубов, домов культуры нет совсем. А вот как готовятся кадры для рыболовных судов. В стра­ не есть единственная мореход­ ная школа. Она готовит штур­ манов, механиков и поваров. Число обучающихся не превы­ шает 380 человек. Никакой сти­ пендии они, конечно, не полу­ чают. Для нуждающихся пре­ доставляется общежитие, за ко­ торое учащиеся должны пла­ тить. Питаются они также за свой счет. В общем устраивают­ ся. кто как может. Посетили мы квартиру столя­ ра в городе Рейкьявике. В со­ ставе его семьи пять человек, трое работают. Квартира боль­ шая. Это верхняя часть коттед­ жа. Когда мы спросили, являет­ ся ли квартира собственностью хозяина, он ответил, что за эгу квартиру нужно уплатить пол- миллиона крон в течение 10 лет. Только тогда квартира пе­ рейдет в его собственность. Р а ­ бочие и служащие, занимающие квартиры от муниципалитета, платят за них до 30 процен­ тов своего заработка. Ззбыл я еще сказать, что ни на одном из предприятий, кото­ рые мы посетили, мы не виде­ ли столовой, где рабочие могли бы получить горячий обед. По­ мещение есть, по в этих сто­ ловых только чай и кофе. Все рабочие приносят обеды из до­ ма. Заинтересовала нас насосная станция, расположенная в 15 километрах от Рейкьявика. Из недр земли станция качает го­ рячую воду для отопительной системы города. В сутки выка­ чивается до 30 тысяч тонн во­ ды. Вода, выходящая из крана в квартире, достигает 98 граду­ сов. С помощью этой воды обо­ греваются теплицы, в одной из них нам предложили по вели­ колепной кисти винограда. Следует еще сказать вот о чем. Очень сложна в этой стра­ не система построения профсою­ за. Профсоюзы разделяются не по отраслям, а по специально­ стям. А ведь это очень невы­ годно для рабочих и служащих. Вот примеры. У моряков не­ сколько профсоюзов. Есть проф­ союз матросов, профсоюз штур­ манов, судовые механики вхо­ дят в союз металлистоз. Мне удалось познакомиться с груп­ пой из трех человек. Рыбообрз- ботчица была в одном профоою- зе. моторист — в другом, ма­ трос — в третьем. Спрашивает­ ся. могут ли они сообща бо­ роться за свои права? Конечно, пет. Шоферы там делятся на два профсоюза: на профсоюз шоферов легковых машин и профсоюз шоферов грузовых машин. Есть профсоюз столя­ ров и есть профсоюз неквали­ фицированных рабочих и так далее. И вот вам результат. Мы по­ сетили электростанцию и узна­ ли, что ее обслуживают дис­ петчер и машинист. Поинтере­ совались, есть ли инженеры на электростанции? Машинист от­ ветил, чго инженеры бастуют, требуя повышения заработной платы. Они получают 9 тысяч крон и добиваются того, чтобы им платили 18 тысяч крон в ме­ сяц. Можно представить себе жизнь такого инженера. Полу­ чит он 9 тысяч крон, 30 процен­ тов из них нужно отдать за квартиру. А если он еще по­ желает купить пылесос, кото­ рый сгоит 6 тысяч- крон, то ему не на что будет купить еду« В этой стране нет своих сол­ дат, на острове располагаются иностранные военные базы. Ми­ ролюбивые исландцы борются за мир. Весной этого года из города Кейфлавика, где распо­ ложена американская военная база, жители города отправи­ лись в поход мирз до Рейкья­ вика. Это путь в 50 километ­ ров. Жители Кейфлавика про- •шли его в знак протеста про­ тив пребывания американских солдат в их городе. Мы пробыли в Исландии де­ вять дней и чувствовали хоро­ шее отношение к нам со сто­ роны рабочих и всех профсоюз­ ных руководителей. Они очень сожалели, чго не могут встре­ тить нас так. как встретили их делегатов, в стране Советов. Но все, что могли, исландские рабочие старались показать нам. 5 октября на прощальном ве­ чере, состоявшемся в доме профсоюзов, от имени моряков Северной Исландии председа­ тель их профсоюза Трюгве пре­ поднес в дар нашему обкому профсоюза рабочих пищевой промышленности картину с ви­ дом города Акурейри. При этом он сказал, что исландцы дарят картину в знак глубокого ува ­ жения к рыбакам Мурманска. Он выразил надежду на то, что дружба рыбаков Исландии и рыбаков Мурманска будет развизаться. А. МО РО ЗО В , тралмейс­ тер-наставник. оно на класс Регистра (буксир) и представляет собой морской однопалубнi а й дизель-элекгро- ход с удлиненным баком и рубкой (см. рисунок). Основные элементы и характеристики судна: Длина наибольшая — 52,3 м. Ширина наибольшая — 11.5 м. Высота борта на миделе — 5,8 м. Осадка расчетная — 4,5 м. Водоизмещение — 1190 т. Мощность энергетической ус­ тановки — 2000 л. с. Скорость хода — 14 узлов. Запасы топлива, воды и мас­ ла рассчитаны на 20 суток пла­ вания буксира при работе энергетической установки на полную мощность. Остойчи­ вость оудча удовлетворяет тре­ бованиям Регистра СССР для судоз неограниченного района плавания, непотопляемость обеспечивается при затопления одного любого отсека. 26 человек команды и ава­ рийная партия размещаются в одно-, двух- и четырехместных каютах. На судне оборудованы амбулатория и каюта-изолятор. Швартовое устройство обслу­ живается в носу брашпилем, в корме — буксирной лебедкой. Грузовые операции осуществля­ ются с помощью шзартового барабана буксирной лебедки и стрелы грузоподъемностью 5 т с вылетом за борт 3,5 м. При оборудовании судна под вопомогагельно-связное необ­ ходимо снабдить его моторным ботом. Судно такого типа, по­ мимо выполнения перечислен-* ныч выше задач, сможет при необходимости проводить ава­ рийно-спасательные работы я буксировку судов, терпящих бедствие, в порт или укрытие* Плавсоставу и руководите­ лям рыбной промышленности необходимо широко обсудить вопрос о создании серии вспо­ могательно-связных судов для промыслового флота. Ю. Ш Е Н Ь Я Н , ведущий конструктор 11 -го отделе­ ния ПИН РО . По следам наших выступлений «П О Ч ЕМ У У НАС З А Т И Ш Ь Е » Статья под таким заголовком опубликована в «Рыбном Мурма­ нск за 24 августа с. г. Как сооб­ щи! секретарь партбюро Ж К О тралового флота тов. Григорьев, статья обсуждалась на заседании партийного бюро. Недостатки, от­ меченные в ней, действительно имели место. Партийное бюро на­ метило меры по устранению этих недостатков. Редакюр Б. Ф. Ф Е Д О Р О В . Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам. Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем — А ГС рыбного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный— 4-33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99. —' ■■чп.чичя ш I.. . . . ■ --- . ---— ■ ■ --■ — . ■ ----------- - _______ _ Типография «Полярная правда». Зак. 4651 Тар. 4925, ПН 02848

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz