Рыбный Мурман. 1961 г. Октябрь.
Юбилей Фритьофа Нансена Читатель продолжает разговор ... к О ДОЛГЕ КАПИТАНСКОМ Торжественно отметила об- щест венность Пол я рного науч- но-исследовательского институ та столетие со дня рождения великого норвежского ученого Фритьофа Нансена. Здесь со стоялось расширенное заседа ние Ученого совета П И Н РО со вместно с Мурманским геогра фическим обществом, посвя щенное этой знаменательной дате. Для научных сотрудников Полярного института особенно дорога намять о выдающемся исследователе Арктики. С докладами о жизни и на учной деятельности Нансена выступили ученый секретарь Н. С. Гринкевич, кандидаты наук М. М. Адров, Е . А. Пав- штикс и П. С. Виноградова. H i докладов перед присутст вующими предстал Ф. Нансен, великий полярный исследова тель. Человек с большой бук вы, общественный деятель и великий оптимист, смелый, упорный в достижении цели че ловек. девизом которого было: «Вперед!». В 1882 г. он впервые, будучи еще студентом второго курса университета, вышел в море на экспедиционном судне «Ви кинг». С тех пор Арктические м >ря очаровали его своей кра сотой, не давали покоя пытли вому юноше, манили своей не покорностью и загадочностью, заставили всю жизнь посвя тить изучению моря. В 1898 г. 5 смельчаков во главе с Нансеном пересекли на лыжах ледяной купол Гренлан дии Нансен открыл второй по люс холода и доказал, что внутри Гренландии никаких оазисов нет. Зимовали исследо ватели у эскимосов, вымирав ших под гнетом европейских колонизаторов. В своем дневни ке. говоря о бесчеловечной экс плуатации этого народа, Нан се?! писал: «Наступит ли то время, когда люди будут помо гать друг другу?..». А вот он — на экспедицион ном судне «Фрам». Теперь Нан сен захотел достигнуть север ного полюса. Но «Фрам» не смог покорить громадные льды. И тогда, сойдя с дрейфующего судна, Нансен вместе со своим другом Юхансеном пробирается пешком к полюсу! Пусть из их попытки ничего не получилось, но поражает подвиг этого чело века. На основании дрейфа «Фра- ма» Нансеном были получены богатые данные о Центральном Арктическом Бассейне, о цир куляции вод, о дрейфе льдов, о жизни моря. Впервые он вы сказал мысль о том, что льды Центральной части Ледовитого океана выносятся к Гренлан дии. От пытливого взгляда ис следователя ничего не могло уйти. Открытия Нансена легли в основу современной океано графии, биологии и геологии моря, ихтиологии и климатоло гии. Фритьоф Нансен дорог со ветским людям а как человек, который сочувственно относил ся к молодой Республике Сове тов. Средства, собранные Нан сеном в помошь голодающим Поволжья, составляли 4 мил лиона франков. Он верил в бу дущее нашей страны и гово рил: «Это будет Россия, кото рая принесет Европе не только спасение, но и духовное обнов ление». Только советская наука мог ла осуществить многие замыс лы великого исследователя и. в частности, открыть Северный морской путь. П. НОСОВ, внештатный корреспондент «Рыбно го Мурмаиа». В газете «Рыб ный Мурман* 14 1 октября была опубликована ста тья «Долг и «служба». В ней рас- гут, как положено. Вот если бы узнать, как они ведут себя в сказано о самоотверженности мо- такие молодые «прншибеевы* име- семье. ряков экспедиционного судна ли практику матросов, то никогда Чтобы стать опытным команди- «Персей-2», о их выдержке, стой- бы не случилось того, что произо- ром, надо иметь хорошую мор- кости. Кроме того, в статье рас- шло на «Персее». Не было бы та- скую практику, а она дается не сказано о недостойном поведении кик безграмотных, с точки зрения только по книжкам. Капитан Виш- капитана Вишнинского. Очень морской практики, действий капи- нннскйй забыл об этом. Вот поче- странно, что морской инспектор тана, заставившего людей в нор- му у него и у люден, подобных не разобрался как следует в без- матьных условиях плавания рис- ему, следует отбирать дипломы, и грамотных действиях капитана ковать жизнью. на полгода— год переводить в Вишнинского, которого следовало Многие из молодых капитанов матросы. Тут-то они и наберутся бы наказать. А вместо этого его думают: «Освоил работу с элект- матросской практики и научатся направили без понижения в долж- ронавигационными приборами, дорожить жизнью людей, уважать ности на плавмаяк. умею вести корабль, ловлю рыбу их, ценить их труд. Командиры Между прочим, в траловом фло- неплохо, значит я — капитан». судов всегда должны помнить, что те капитаны, подобные Вишнин- Ошибаетесь Капитану — ко- в нашей стране все делается для скому, встречаются не так уж ред- мандиру корабля надо еще уметь человека, все делается для того, ко. Где это они набрались барско- работать с людьми, воспитывать чтобы мы вошли в коммунистиче- го отношения к своим подчинен- их. прививать любовь к морскому ское общество настоящими людь- ным? И что это за разговор с делу, не чуждаться своих подчи- ми. членами экипажа: «Я приказы- ценных, почаще бывать в их каю- С. ЕД ЕМ С К И Й , капитан ваю!», «Молчать!», «Не разговари- тах. беседовать с людьми и даже экспедиционного судна «Се- вать!». А приказать-то и не мо- заглядывать к ним нз дом, чтобы вастополь». Овспомогательно-связном судне С ЕМ И Л Е Т Н И М планом раз вития народного хозяйст ва СССР предусматриваемся дальнейшее увеличение добычи рыбы, морского звери и не- рыбных объектов. Фтот рыбной промышленно сти будет базироваться не толь ко на тех акваториях открытых морей, за счет которых росло мировое рыболовство до сих пор. а главным образ-ом — на совершен ло новых районах ми рового океана, акваториях, от даленных и ныне еще не изу ченных. Это районы Атлантики, ее северо-западный сектор, тро пические и приэкваториальные воды, Бэри-нгозо море, откры тые воды Тихого океана и ш<и- р >чайш.ие акватория Антарк тики. В овяги с этим опубликован ная в газете «Рыбный Мур- мач» 3 го октября с. г. статья научного сотрудника ПИ Н РО К. Г. Константинова «Необхо димо вгпом ога гелыю-овя шог судно» является весьма свое временной. Необходимость в таком суд не нагреми уже сейчас, в даль нейшем, с увеличением промыс лового флота, она возрастет еще более. Пег>ед проектирова нием вспомогательно-связиого судна было бы целесообразно переоборудовать для этой це- л)и одно из построенных уже судов и в процессе его эксплуа тации определить все требова- иия, которым должны отвечать вспомогательно-связные суда. Для переоборудования наи более приемлемыми являются построенные в 1959 году бук сирно-спасательные суда ти па «Агланг» (проект 843 Ц П К Б I М М Ф ) . Судно посгро- В И С Л А Н Д И И (Окончание. Нач. в № 125). Что еще обратило на себя внимание в этой стране? Меди цинское обслуживание стоит до. рого и бывает часто не по кар ману рядовому рабочему или служащему. За каждую опера цию обязательно нужно пла тить. Чтобы отвезти роженицу в родильный дом, например! нужно уплатить 600 крон. В стране нет телевизионных передач, радиовещательная станция одна — единственная в городе Рейкьявике. Драма тический театр также единст венный и всего на 700 мест. Р а бочих клубов, домов культуры нет совсем. А вот как готовятся кадры для рыболовных судов. В стра не есть единственная мореход ная школа. Она готовит штур манов, механиков и поваров. Число обучающихся не превы шает 380 человек. Никакой сти пендии они, конечно, не полу чают. Для нуждающихся пре доставляется общежитие, за ко торое учащиеся должны пла тить. Питаются они также за свой счет. В общем устраивают ся. кто как может. Посетили мы квартиру столя ра в городе Рейкьявике. В со ставе его семьи пять человек, трое работают. Квартира боль шая. Это верхняя часть коттед жа. Когда мы спросили, являет ся ли квартира собственностью хозяина, он ответил, что за эгу квартиру нужно уплатить пол- миллиона крон в течение 10 лет. Только тогда квартира пе рейдет в его собственность. Р а бочие и служащие, занимающие квартиры от муниципалитета, платят за них до 30 процен тов своего заработка. Ззбыл я еще сказать, что ни на одном из предприятий, кото рые мы посетили, мы не виде ли столовой, где рабочие могли бы получить горячий обед. По мещение есть, по в этих сто ловых только чай и кофе. Все рабочие приносят обеды из до ма. Заинтересовала нас насосная станция, расположенная в 15 километрах от Рейкьявика. Из недр земли станция качает го рячую воду для отопительной системы города. В сутки выка чивается до 30 тысяч тонн во ды. Вода, выходящая из крана в квартире, достигает 98 граду сов. С помощью этой воды обо греваются теплицы, в одной из них нам предложили по вели колепной кисти винограда. Следует еще сказать вот о чем. Очень сложна в этой стра не система построения профсою за. Профсоюзы разделяются не по отраслям, а по специально стям. А ведь это очень невы годно для рабочих и служащих. Вот примеры. У моряков не сколько профсоюзов. Есть проф союз матросов, профсоюз штур манов, судовые механики вхо дят в союз металлистоз. Мне удалось познакомиться с груп пой из трех человек. Рыбообрз- ботчица была в одном профоою- зе. моторист — в другом, ма трос — в третьем. Спрашивает ся. могут ли они сообща бо роться за свои права? Конечно, пет. Шоферы там делятся на два профсоюза: на профсоюз шоферов легковых машин и профсоюз шоферов грузовых машин. Есть профсоюз столя ров и есть профсоюз неквали фицированных рабочих и так далее. И вот вам результат. Мы по сетили электростанцию и узна ли, что ее обслуживают дис петчер и машинист. Поинтере совались, есть ли инженеры на электростанции? Машинист от ветил, чго инженеры бастуют, требуя повышения заработной платы. Они получают 9 тысяч крон и добиваются того, чтобы им платили 18 тысяч крон в ме сяц. Можно представить себе жизнь такого инженера. Полу чит он 9 тысяч крон, 30 процен тов из них нужно отдать за квартиру. А если он еще по желает купить пылесос, кото рый сгоит 6 тысяч- крон, то ему не на что будет купить еду« В этой стране нет своих сол дат, на острове располагаются иностранные военные базы. Ми ролюбивые исландцы борются за мир. Весной этого года из города Кейфлавика, где распо ложена американская военная база, жители города отправи лись в поход мирз до Рейкья вика. Это путь в 50 километ ров. Жители Кейфлавика про- •шли его в знак протеста про тив пребывания американских солдат в их городе. Мы пробыли в Исландии де вять дней и чувствовали хоро шее отношение к нам со сто роны рабочих и всех профсоюз ных руководителей. Они очень сожалели, чго не могут встре тить нас так. как встретили их делегатов, в стране Советов. Но все, что могли, исландские рабочие старались показать нам. 5 октября на прощальном ве чере, состоявшемся в доме профсоюзов, от имени моряков Северной Исландии председа тель их профсоюза Трюгве пре поднес в дар нашему обкому профсоюза рабочих пищевой промышленности картину с ви дом города Акурейри. При этом он сказал, что исландцы дарят картину в знак глубокого ува жения к рыбакам Мурманска. Он выразил надежду на то, что дружба рыбаков Исландии и рыбаков Мурманска будет развизаться. А. МО РО ЗО В , тралмейс тер-наставник. оно на класс Регистра (буксир) и представляет собой морской однопалубнi а й дизель-элекгро- ход с удлиненным баком и рубкой (см. рисунок). Основные элементы и характеристики судна: Длина наибольшая — 52,3 м. Ширина наибольшая — 11.5 м. Высота борта на миделе — 5,8 м. Осадка расчетная — 4,5 м. Водоизмещение — 1190 т. Мощность энергетической ус тановки — 2000 л. с. Скорость хода — 14 узлов. Запасы топлива, воды и мас ла рассчитаны на 20 суток пла вания буксира при работе энергетической установки на полную мощность. Остойчи вость оудча удовлетворяет тре бованиям Регистра СССР для судоз неограниченного района плавания, непотопляемость обеспечивается при затопления одного любого отсека. 26 человек команды и ава рийная партия размещаются в одно-, двух- и четырехместных каютах. На судне оборудованы амбулатория и каюта-изолятор. Швартовое устройство обслу живается в носу брашпилем, в корме — буксирной лебедкой. Грузовые операции осуществля ются с помощью шзартового барабана буксирной лебедки и стрелы грузоподъемностью 5 т с вылетом за борт 3,5 м. При оборудовании судна под вопомогагельно-связное необ ходимо снабдить его моторным ботом. Судно такого типа, по мимо выполнения перечислен-* ныч выше задач, сможет при необходимости проводить ава рийно-спасательные работы я буксировку судов, терпящих бедствие, в порт или укрытие* Плавсоставу и руководите лям рыбной промышленности необходимо широко обсудить вопрос о создании серии вспо могательно-связных судов для промыслового флота. Ю. Ш Е Н Ь Я Н , ведущий конструктор 11 -го отделе ния ПИН РО . По следам наших выступлений «П О Ч ЕМ У У НАС З А Т И Ш Ь Е » Статья под таким заголовком опубликована в «Рыбном Мурма нск за 24 августа с. г. Как сооб щи! секретарь партбюро Ж К О тралового флота тов. Григорьев, статья обсуждалась на заседании партийного бюро. Недостатки, от меченные в ней, действительно имели место. Партийное бюро на метило меры по устранению этих недостатков. Редакюр Б. Ф. Ф Е Д О Р О В . Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам. Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем — А ГС рыбного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный— 4-33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99. —' ■■чп.чичя ш I.. . . . ■ --- . ---— ■ ■ --■ — . ■ ----------- - _______ _ Типография «Полярная правда». Зак. 4651 Тар. 4925, ПН 02848
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz