Рыбный Мурман. 1961 г. Октябрь.

Баренцево море В октябре так же как и в предыдущем месяце откармли­ вающаяся рыба будет широко распространена по акватории Баренцева моря и вероятность образования плотных промыс­ ловых концентраций сравни­ тельно невелика. В связи с этим промысло­ вым траулерам следует рабо­ тать мелкими группами, ис­ пользуя большое количество промысловых районов. На северо-западе Баренцева моря наиболее благоприятная сырьевая база ожидается в се­ веро-восточной части Зюйдкап- ского желоба, где произойдет скосячивание ровной трески, откармливающейся в этом рай­ оне. Во второй половине месяца возможно появление промысло­ вых концентраций крупной и ровной трески в районе остро­ ва Надежды и южной части Возвышенности Персея. Не­ большие концентрации крупной трески будут образовываться в западной части Центральной Возвышенности. На Южном, Восточном и За­ падном склонах Медвежинской банки сохранятся разреженные скопления окуня-клювача. К концу месяца в этих районах следует ожидать улучшения сырьевой базы за счет подхо­ дов мелкой и ровной трески. В районе Западного Шпиц­ бергена с охлаждением водных масс треска будет концентри­ роваться у дна, создавая про­ мысловые скопления в юго-за­ падной части района. В южной части моря наибо­ лее перспективными следует считать Северный склон Мур­ манского мелководья и Мур­ манское мелководье; через ко­ торые будет мигрировать пик­ ша, отходящая к местам зимов­ ки. Небольшие скопления пик­ ши в течение первой десяти­ дневки октября будут дер­ жаться в районе Канина. В первой половине месяца промысловые траулеры с пере­ менным успехом, зависящим от метеорологических условий, смогут ‘ промышлять ровную треску и пикшу в группе при­ брежных районов от Рыбачьей банки до Восточно-Прибрежно­ го района. Существенную роль в про­ мысле может сыграть Демидов­ ская банка, в центральной ча­ сти которой будет облавливать­ ся треска и пикша, а в запад­ ной — морской окунь. При поисковой работе следу­ ет учитывать, что в октябре рыба совершает значительные суточные вертикальные мигра­ ции, поэтому промысловая зна­ чимость обследуемого района может быть установлена толь­ ко после тщательной проверки в течение полных суток. Дальние западные районы В новом промысловом районе сохранятся концентрации пред­ нерестовой и посленерестовой сельди, на которой сможет продолжать работу группа БМРТ. ^ В районе Лабрадора сейчас продолжает накапливаться треска, отходящая от побе­ режья в мористые участки рельефа, которая во второй половине октября может бить объектом эффективного про­ мысла. На свале глубин в северной части Лабрадорского района имеются промысловые кон­ центрации окуня, где могут работать небольшими группами промысловые суда. На юге Ньюфаундленда при наличии нерестующей песчан­ ки возможны промысловые концентрации пикши. Норвежское море Выход откормившейся ат- лантическо - скандинавской сельди из полярных вод райо­ на Исландии в 19G1 г не­ сколько задержался по сравне­ нию с 1960 г. и закончится в первой половине октября. Так­ же возможен выход откормив­ шейся сельди из полярных вод района Ян-Майена. Основные скопления сельди в октябре будут распределять­ ся в районе Восточно-Исланд­ ского течения — в южных ря­ дах района 22-а и северных рядах района 22-в, придержи­ ваясь западной кромки и по­ степенно смещаясь в южном направлении, в район предстоя­ щей зимовки. В октябре летне-нерестую- щие сельди будут еще распре­ деляться в северо-западном районе Исландии, но неблаго­ приятные метеорологические условия в этом районе будут препятствовать работе флота. В уловах района Восточно- Исландского течения будет преобладать крупная сельдь по­ коления 1950— 1951 гг. рож­ дения, размерами 32— 33 см с приловом сельди более мелкого ассортимента и пертуя. ПИНРО . В помощь промысловинам „ Мурмансельдии Вооружение стояночного вожака дрифт ерног о порядка В Северной Атлантике нача­ лиQb штормы. Они очень затруд­ няют промысел и требуют особого внимания к вооружению стояноч­ ного вожака дрифтерного порядка. Моряки сельдяного флота поль­ зуются преимущественно дрифтер­ ным порядком с нижним располо­ жением вожака. Во время штор­ мовой погоды неправильная осна­ стка вожака почти всегда приво­ дит к авариям. Все экипажи, находящиеся на промысле, ставят дрифтерные по­ рядки на различной длине стоя­ ночного вожака и оснащают вожак также по-разному, хотя условия состояния моря одинаковые. Как при оснастке дрифтерного поряд­ ка буями, так и при постановке судна на вожак у промысловиков не существует единой системы. И хотя капитаны и мастера по до­ быче при постановке судна на во­ жак учитывают (направление и си­ лу ветра, волнение, глубину по­ становки сетей, количество сетей в порядке), все же каждый под­ ходит к решению этого вопроса по-разному. Натяжение на вожак представ­ ляет собой результат давления ветра на судно и то.Гожения дрейфа судна дрифтерным поряд­ ком. Нами были проведены изме­ рения натяжения на стопоре во­ жака с помощью динамометра в зависимости от силы ветра. Они показали, что натяжение вожака находится в постоянном колеба­ нии от минимума до максимума, вследствие вертикальных колеба­ ний судна. Причем, разница в уси­ лиях между максимумом и мини­ мумом составляет от 50 до 180 кг, в зависимости от силы ветра. Сама величина натяжения во­ жака даже при силе ветра 6— 7 баллов составляет немногим более 700 кг'. Конечно, от такого уси­ лия вожак лопнуть не может. Но в отдельные моменты натяжение на вожаке может резко увеличить­ ся, что и наблюдается на практи­ ке. Нам приходилось фиксировать случаи, когда сила ветра была около 4 баллов и натяжение рав­ нялось в среднем 300 кг. Но за­ тем под действием единственной крупной волны на корпус судна натяжение на вожаке сразу уве­ личивалось до 3000 кг. Такие кратковременные увели­ чения натяжений на вожаке, вследствие действия на судно вне­ запного порыва ветра и отдель­ ных крупных волн и вызывают обрыв вожака. Поэтому, при вы­ боре стояночного вожака необхо­ димо давать не менее двухкрат­ ного запаса прочности. Величина натяжения на стопо­ ре вожака зависит и от длины стояночного вожака. При более длинном стояночном вожаке судно гораздо легче воспринимает дина­ мические (внезапные) нагрузки от волн и ветра, т. к. сам вес во­ жака и его сопротивление при ко­ лебаниях в воде служат своего рода амортизатором. Промыслови­ ки прекрасно понимают, что при увеличении силы ветра необходи­ мо увеличивать длину стояночно­ го вожака. Но каждый делает это по-разному, что и приводит к ава­ риям. Если длина стояночного вожака недостаточная, то в штормовую по­ году при дрейфе он может лоп­ нуть. А если его д.тина очень боль­ шая, то, действуя своим весом на первые сети, он может утопить их или даже утопить весь поря­ док. Поэтому длину стояночного вожака надо давать определенную и О’нашать вожак плавучестью. При оснастке стояночного во­ жака в штормовую погоду необхо­ димо оставить четыре поводца (но не менее трех). Длину перво­ го от сетей поводца надо брать равной длине буйкового поводца плюс высота сети, а остальные поводцы должны иметь длину первого поводца плюс длина во- жакоЕОРО поводца. Такая поста­ новка будет смягчать рывки. Расстояние между поводцами должно составлять две марки, а общую длину стояночного вожака давать 350 м. Каждый ловодец по стояночно­ му вожаку должен иметь по два дрифтерных буя. Причем поста­ новку парных буев на поводцах следует делать так: вначале при­ вязывается основной буй и остав­ ляется двухметровый дополни­ тельный конец поводца, к которо­ му подвязывается второй буй. Во время дрейфа при выходе из строя основного буя (стравлен воздух или оторвало буй) в работу всту­ пает второй. Он предотвратит дальнейшее погружение первого буя. Привязка второго буя на дополнительном конце поводца делается с той целью, чтобы буи не соприкасались и под действием волны не перетирались. В дополнение ко всему этому необходимо ставить основное амортизирующее устройство, ис­ пытанное на СРТ-1, — амортиза­ тор из планерной резины, кото­ рый включается в стояночный вожак через 2— 3 марки от суд­ на. Амортизатор состоит из пяти звеньев планерной резины длиной по 2.5 метра каждое. Звенья меж­ ду собой соединяются огон в огон. В каждом звене по шесть рядов резиновых концов, которые между собой соединяются в трех местах. Само соединение с вожаком осуще­ ствляется двумя чекелями. Чтобы предотвратить потерю дрифтерного порядка в шторм, в случае обрыва какого-либо звена планерной резины между частями стояночного вожака ставится ко­ нец каната «Геркулес» диамет­ ром 2G мм и длиной 20 м (про­ водник). Подобное вооружение стояноч­ ного вожака при правильной ос­ настке сетей предотвратит его обрыв в штормовую погоду. О ТД ЕЛ О РУД И Й Л О В А ПИНРО . l ll! ! !H ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ’ t !!I!!!!!!I!l!!!!!!!!!!!!!!!f !!!!!K !!!!!!!!!!H !!!!!!!!!!!!!!!!!t !it t !!!K t !it liH I!!!!H !l!!I!!i!!(!H I Необходимо вспомогательно-связное судно Огромный траловый флот, рабо- обмена опытом (например, в про- тающий в Баренцевом море, нуж­ дается, конечно, в различных вспо­ могательных судах. Ни у кого не вызывает сомнений полезность плавбаз и плавмаяков, диспетчер­ ских катеров и буксиров. Хочется поставить на обсуждение плавсо­ става и руководителей рыбной ла, промышленности вопрос о целеео- нон образности вспомогательно-связно­ го судна, с помощью которого мог­ ла бы, например, выполняться передача людей в море. На промысле нередки случаи, цесее парного или группового со­ ревнования между экипажами). Наконец, с участием того же судна могла бы осуществляться врачеб­ ная помощь в море. На кораблях бортового трале­ ния нег специального медперсона- а необходимость в немедлен- и квалифицированной врачеб­ ной помощи возникает нередко. Бывают и травмы, и заболевания. Чтобы передать (или принять) больного, траулеры опять-таки со- дополнительные не менее боль­ ной получает врачебную помощь только в порту, иногда с трудно компенсируемым опозданием. Вспомогательно-связное судно, имеющее на борту опытный мед- вершаюг большие когда с одного траулера на другой пер бежки. И тем требуется передать кого-либо из команды. Чтобы произвести пере­ садку, обоим кораблям приходит­ ся совершать дополнительные пе­ ребежки, ухудшая промысловый режим и снижая суточный вылов персонал, операционную, набор ме- рыбы. Может быть, со времлнем и днкаментов, могло бы обеспечить удастся вовсе избежать досылки необходимую врачебную помощь в море недостающих членов коман- всем заболевшим или пострадав- ды. Но передача наставников (ка- шим, даже при работе флота вда- питанов, механиков, мастеров по ли от родных берегов, добыче и обработке рыбы), оче- Далее, до сих пор на траловом видно, всегда будет необходима по флоте отсутствует почтовая связь самой сущности их работы. Нель- в море. зя также полностью исключить Модернизация промыслового всех ситуаций, иногда требующих флота, переоборудование судов отдельных под жидкое топливо, пополнение бы если немедленной отправки моряков в порт. Траулеры сберегли времени и горючего, районе Д’.1ЛОСЬ судно. Оно позволило бы шире практи­ ковать и временную пересадку мо­ ряков с корябля на корабль для много бы в промысла постоянно нахо- вспомогательно-связное остальных паровых траулеров с плавбаз — все это значительно увеличило длительность рейса. Моряки по месяцу и более не пидят берега (а, следовательно, и свежих газет, журналов), не полу­ чают и не отправляют писем. По: чему бы не наладить регулярную доставку корреспонденции на ттро- К И Е В . Достойную встречу X X I I съезду КП С С готовят передовые ткачихи Дарницкого шелкового комбината ударники коммунистиче­ ского труда Валентина Мекрюкова и Мария Лукьяненко. Они пере­ выполняют нормы, выпускают высокосортную ткань; стараются на- ходить новые, более производительные приемы работы. Девушки учатся на заочном отделении Киевского института легкой промыш­ ленности. Обе они — активные комсомолки. Валентина — комсорг смены, Мария — комсорг бригады. На снимке: В. Мекрюкова (справа) и М. Лукьяненко. Фото М. Бермана. Фотохроника ТАСС, мысел и в порт? Это уменьшит ко­ личество частных радиограмм, ак­ тивизирует культурно-массовую работу на борту — ведь можно бу­ дет регулярно обменивать в море кинокартины и библиотеки. Нако­ нец, на траулеры быстрее будут попадать и документы чисго слу­ жебного, производственною ха­ рактера — новые правила и инст­ рукции, извещения мореплавате­ лям, месячные прогнозы сырьевой базы и погоды, вновь выпущенные карты, планшеты и лоции. Следует, конечно, тщательно подумав о том, каким должно быть вспомогательно-связное суд­ но. Ему необходимо придать боль­ шую скорость, высокие мореход­ ные качества, хорошо налаженные устройства для швартовки к дру­ гим кораблям (при тихой погоде) и для спуска шлюпки — конечно, моторной. Как уже сказано, на. борту вспомогательно-связнскго судна должны находиться: мед- пчнкт, отделение связи, резерв­ ные каюты для лиц, передаваемых на другие корабли и на берег. Может быть, целесообразно преду­ смотреть и метеостанцию с не* большой группой синоптиков. Добавлю, что суда, выполняю­ щие некоторые из перечисленных выше задач, давно существуют в ряде зарубежных стран. Расходы на эксплуатацию вспо­ могательно-связного судна с из­ бытком перекроются сокращением излишних переходов, которые сей­ час вынужденно совершают про­ мысловые траулеры. К. КО Н С ТАН ТИ НО В , науч­ ный сотрудник ПИН РО . « Р Ы Ь Н Ы Й М УРМАН » 3 октября 1961 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz