Рыбный Мурман. 1961 г. Октябрь.
Баренцево море В октябре так же как и в предыдущем месяце откармли вающаяся рыба будет широко распространена по акватории Баренцева моря и вероятность образования плотных промыс ловых концентраций сравни тельно невелика. В связи с этим промысло вым траулерам следует рабо тать мелкими группами, ис пользуя большое количество промысловых районов. На северо-западе Баренцева моря наиболее благоприятная сырьевая база ожидается в се веро-восточной части Зюйдкап- ского желоба, где произойдет скосячивание ровной трески, откармливающейся в этом рай оне. Во второй половине месяца возможно появление промысло вых концентраций крупной и ровной трески в районе остро ва Надежды и южной части Возвышенности Персея. Не большие концентрации крупной трески будут образовываться в западной части Центральной Возвышенности. На Южном, Восточном и За падном склонах Медвежинской банки сохранятся разреженные скопления окуня-клювача. К концу месяца в этих районах следует ожидать улучшения сырьевой базы за счет подхо дов мелкой и ровной трески. В районе Западного Шпиц бергена с охлаждением водных масс треска будет концентри роваться у дна, создавая про мысловые скопления в юго-за падной части района. В южной части моря наибо лее перспективными следует считать Северный склон Мур манского мелководья и Мур манское мелководье; через ко торые будет мигрировать пик ша, отходящая к местам зимов ки. Небольшие скопления пик ши в течение первой десяти дневки октября будут дер жаться в районе Канина. В первой половине месяца промысловые траулеры с пере менным успехом, зависящим от метеорологических условий, смогут ‘ промышлять ровную треску и пикшу в группе при брежных районов от Рыбачьей банки до Восточно-Прибрежно го района. Существенную роль в про мысле может сыграть Демидов ская банка, в центральной ча сти которой будет облавливать ся треска и пикша, а в запад ной — морской окунь. При поисковой работе следу ет учитывать, что в октябре рыба совершает значительные суточные вертикальные мигра ции, поэтому промысловая зна чимость обследуемого района может быть установлена толь ко после тщательной проверки в течение полных суток. Дальние западные районы В новом промысловом районе сохранятся концентрации пред нерестовой и посленерестовой сельди, на которой сможет продолжать работу группа БМРТ. ^ В районе Лабрадора сейчас продолжает накапливаться треска, отходящая от побе режья в мористые участки рельефа, которая во второй половине октября может бить объектом эффективного про мысла. На свале глубин в северной части Лабрадорского района имеются промысловые кон центрации окуня, где могут работать небольшими группами промысловые суда. На юге Ньюфаундленда при наличии нерестующей песчан ки возможны промысловые концентрации пикши. Норвежское море Выход откормившейся ат- лантическо - скандинавской сельди из полярных вод райо на Исландии в 19G1 г не сколько задержался по сравне нию с 1960 г. и закончится в первой половине октября. Так же возможен выход откормив шейся сельди из полярных вод района Ян-Майена. Основные скопления сельди в октябре будут распределять ся в районе Восточно-Исланд ского течения — в южных ря дах района 22-а и северных рядах района 22-в, придержи ваясь западной кромки и по степенно смещаясь в южном направлении, в район предстоя щей зимовки. В октябре летне-нерестую- щие сельди будут еще распре деляться в северо-западном районе Исландии, но неблаго приятные метеорологические условия в этом районе будут препятствовать работе флота. В уловах района Восточно- Исландского течения будет преобладать крупная сельдь по коления 1950— 1951 гг. рож дения, размерами 32— 33 см с приловом сельди более мелкого ассортимента и пертуя. ПИНРО . В помощь промысловинам „ Мурмансельдии Вооружение стояночного вожака дрифт ерног о порядка В Северной Атлантике нача лиQb штормы. Они очень затруд няют промысел и требуют особого внимания к вооружению стояноч ного вожака дрифтерного порядка. Моряки сельдяного флота поль зуются преимущественно дрифтер ным порядком с нижним располо жением вожака. Во время штор мовой погоды неправильная осна стка вожака почти всегда приво дит к авариям. Все экипажи, находящиеся на промысле, ставят дрифтерные по рядки на различной длине стоя ночного вожака и оснащают вожак также по-разному, хотя условия состояния моря одинаковые. Как при оснастке дрифтерного поряд ка буями, так и при постановке судна на вожак у промысловиков не существует единой системы. И хотя капитаны и мастера по до быче при постановке судна на во жак учитывают (направление и си лу ветра, волнение, глубину по становки сетей, количество сетей в порядке), все же каждый под ходит к решению этого вопроса по-разному. Натяжение на вожак представ ляет собой результат давления ветра на судно и то.Гожения дрейфа судна дрифтерным поряд ком. Нами были проведены изме рения натяжения на стопоре во жака с помощью динамометра в зависимости от силы ветра. Они показали, что натяжение вожака находится в постоянном колеба нии от минимума до максимума, вследствие вертикальных колеба ний судна. Причем, разница в уси лиях между максимумом и мини мумом составляет от 50 до 180 кг, в зависимости от силы ветра. Сама величина натяжения во жака даже при силе ветра 6— 7 баллов составляет немногим более 700 кг'. Конечно, от такого уси лия вожак лопнуть не может. Но в отдельные моменты натяжение на вожаке может резко увеличить ся, что и наблюдается на практи ке. Нам приходилось фиксировать случаи, когда сила ветра была около 4 баллов и натяжение рав нялось в среднем 300 кг. Но за тем под действием единственной крупной волны на корпус судна натяжение на вожаке сразу уве личивалось до 3000 кг. Такие кратковременные увели чения натяжений на вожаке, вследствие действия на судно вне запного порыва ветра и отдель ных крупных волн и вызывают обрыв вожака. Поэтому, при вы боре стояночного вожака необхо димо давать не менее двухкрат ного запаса прочности. Величина натяжения на стопо ре вожака зависит и от длины стояночного вожака. При более длинном стояночном вожаке судно гораздо легче воспринимает дина мические (внезапные) нагрузки от волн и ветра, т. к. сам вес во жака и его сопротивление при ко лебаниях в воде служат своего рода амортизатором. Промыслови ки прекрасно понимают, что при увеличении силы ветра необходи мо увеличивать длину стояночно го вожака. Но каждый делает это по-разному, что и приводит к ава риям. Если длина стояночного вожака недостаточная, то в штормовую по году при дрейфе он может лоп нуть. А если его д.тина очень боль шая, то, действуя своим весом на первые сети, он может утопить их или даже утопить весь поря док. Поэтому длину стояночного вожака надо давать определенную и О’нашать вожак плавучестью. При оснастке стояночного во жака в штормовую погоду необхо димо оставить четыре поводца (но не менее трех). Длину перво го от сетей поводца надо брать равной длине буйкового поводца плюс высота сети, а остальные поводцы должны иметь длину первого поводца плюс длина во- жакоЕОРО поводца. Такая поста новка будет смягчать рывки. Расстояние между поводцами должно составлять две марки, а общую длину стояночного вожака давать 350 м. Каждый ловодец по стояночно му вожаку должен иметь по два дрифтерных буя. Причем поста новку парных буев на поводцах следует делать так: вначале при вязывается основной буй и остав ляется двухметровый дополни тельный конец поводца, к которо му подвязывается второй буй. Во время дрейфа при выходе из строя основного буя (стравлен воздух или оторвало буй) в работу всту пает второй. Он предотвратит дальнейшее погружение первого буя. Привязка второго буя на дополнительном конце поводца делается с той целью, чтобы буи не соприкасались и под действием волны не перетирались. В дополнение ко всему этому необходимо ставить основное амортизирующее устройство, ис пытанное на СРТ-1, — амортиза тор из планерной резины, кото рый включается в стояночный вожак через 2— 3 марки от суд на. Амортизатор состоит из пяти звеньев планерной резины длиной по 2.5 метра каждое. Звенья меж ду собой соединяются огон в огон. В каждом звене по шесть рядов резиновых концов, которые между собой соединяются в трех местах. Само соединение с вожаком осуще ствляется двумя чекелями. Чтобы предотвратить потерю дрифтерного порядка в шторм, в случае обрыва какого-либо звена планерной резины между частями стояночного вожака ставится ко нец каната «Геркулес» диамет ром 2G мм и длиной 20 м (про водник). Подобное вооружение стояноч ного вожака при правильной ос настке сетей предотвратит его обрыв в штормовую погоду. О ТД ЕЛ О РУД И Й Л О В А ПИНРО . l ll! ! !H ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ’ t !!I!!!!!!I!l!!!!!!!!!!!!!!!f !!!!!K !!!!!!!!!!H !!!!!!!!!!!!!!!!!t !it t !!!K t !it liH I!!!!H !l!!I!!i!!(!H I Необходимо вспомогательно-связное судно Огромный траловый флот, рабо- обмена опытом (например, в про- тающий в Баренцевом море, нуж дается, конечно, в различных вспо могательных судах. Ни у кого не вызывает сомнений полезность плавбаз и плавмаяков, диспетчер ских катеров и буксиров. Хочется поставить на обсуждение плавсо става и руководителей рыбной ла, промышленности вопрос о целеео- нон образности вспомогательно-связно го судна, с помощью которого мог ла бы, например, выполняться передача людей в море. На промысле нередки случаи, цесее парного или группового со ревнования между экипажами). Наконец, с участием того же судна могла бы осуществляться врачеб ная помощь в море. На кораблях бортового трале ния нег специального медперсона- а необходимость в немедлен- и квалифицированной врачеб ной помощи возникает нередко. Бывают и травмы, и заболевания. Чтобы передать (или принять) больного, траулеры опять-таки со- дополнительные не менее боль ной получает врачебную помощь только в порту, иногда с трудно компенсируемым опозданием. Вспомогательно-связное судно, имеющее на борту опытный мед- вершаюг большие когда с одного траулера на другой пер бежки. И тем требуется передать кого-либо из команды. Чтобы произвести пере садку, обоим кораблям приходит ся совершать дополнительные пе ребежки, ухудшая промысловый режим и снижая суточный вылов персонал, операционную, набор ме- рыбы. Может быть, со времлнем и днкаментов, могло бы обеспечить удастся вовсе избежать досылки необходимую врачебную помощь в море недостающих членов коман- всем заболевшим или пострадав- ды. Но передача наставников (ка- шим, даже при работе флота вда- питанов, механиков, мастеров по ли от родных берегов, добыче и обработке рыбы), оче- Далее, до сих пор на траловом видно, всегда будет необходима по флоте отсутствует почтовая связь самой сущности их работы. Нель- в море. зя также полностью исключить Модернизация промыслового всех ситуаций, иногда требующих флота, переоборудование судов отдельных под жидкое топливо, пополнение бы если немедленной отправки моряков в порт. Траулеры сберегли времени и горючего, районе Д’.1ЛОСЬ судно. Оно позволило бы шире практи ковать и временную пересадку мо ряков с корябля на корабль для много бы в промысла постоянно нахо- вспомогательно-связное остальных паровых траулеров с плавбаз — все это значительно увеличило длительность рейса. Моряки по месяцу и более не пидят берега (а, следовательно, и свежих газет, журналов), не полу чают и не отправляют писем. По: чему бы не наладить регулярную доставку корреспонденции на ттро- К И Е В . Достойную встречу X X I I съезду КП С С готовят передовые ткачихи Дарницкого шелкового комбината ударники коммунистиче ского труда Валентина Мекрюкова и Мария Лукьяненко. Они пере выполняют нормы, выпускают высокосортную ткань; стараются на- ходить новые, более производительные приемы работы. Девушки учатся на заочном отделении Киевского института легкой промыш ленности. Обе они — активные комсомолки. Валентина — комсорг смены, Мария — комсорг бригады. На снимке: В. Мекрюкова (справа) и М. Лукьяненко. Фото М. Бермана. Фотохроника ТАСС, мысел и в порт? Это уменьшит ко личество частных радиограмм, ак тивизирует культурно-массовую работу на борту — ведь можно бу дет регулярно обменивать в море кинокартины и библиотеки. Нако нец, на траулеры быстрее будут попадать и документы чисго слу жебного, производственною ха рактера — новые правила и инст рукции, извещения мореплавате лям, месячные прогнозы сырьевой базы и погоды, вновь выпущенные карты, планшеты и лоции. Следует, конечно, тщательно подумав о том, каким должно быть вспомогательно-связное суд но. Ему необходимо придать боль шую скорость, высокие мореход ные качества, хорошо налаженные устройства для швартовки к дру гим кораблям (при тихой погоде) и для спуска шлюпки — конечно, моторной. Как уже сказано, на. борту вспомогательно-связнскго судна должны находиться: мед- пчнкт, отделение связи, резерв ные каюты для лиц, передаваемых на другие корабли и на берег. Может быть, целесообразно преду смотреть и метеостанцию с не* большой группой синоптиков. Добавлю, что суда, выполняю щие некоторые из перечисленных выше задач, давно существуют в ряде зарубежных стран. Расходы на эксплуатацию вспо могательно-связного судна с из бытком перекроются сокращением излишних переходов, которые сей час вынужденно совершают про мысловые траулеры. К. КО Н С ТАН ТИ НО В , науч ный сотрудник ПИН РО . « Р Ы Ь Н Ы Й М УРМАН » 3 октября 1961 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz