Рыбный Мурман. 1961 г. Октябрь.
ТАК РАБОТАЮТ МОРЯКИ „ВОЛНЫ" (Окончание. Начало на 1-й стр.). Работа с орудиями лова На первый взгляд кажется, что спуск и подъем трала ва «Волне» производится как и на других траулерах. Но если проанализировать отдельные операции, то увидим особенности, о которых следует сказать. Первое, что бросается в глаза, это борьба всей команды за экономию времени, за лучший режим тра- 1 ения. Каждый член вахты точно знает свои обязан ности. В результате никакой суеты, работа идет быстро ж без каких-либо заеданий и задержек. При спуске трала вахтенный помощник капитана внимательно следит за всеми операциями и в случае необходимости дает указание вахтенному мастеру по добыче. Такой контроль исключает возможность спуска трала в «заверте». <*» В тех случаях, котда при спуске трала необходимо вделать большую циркуляцию для выхода на курс тра ления, ход дается сразу же после команды «трави ка беля», а не ждут включения и стравливания досок. После того, как включены доски, в машину дается «стоп», затем травятся доски. После выхода 10— 15 метров ваеров дается малый ход. Когда же выйдут до места первые марки, дается полный ход и дальнейший епуск трала происходит как обычно. Подъем трала при работе на тресковых, в зависимо сти от положения судна к ветру, производится следу ющим образом. При работе на малых глубинах, если рабочий борт находится под ветрам, — ход для цир куляции дается после того, как доски отрываются ог грунта. А когда работают на больших глубинах, ход дается при выходе марки 100 сажен. Если корма не подошла к ветру в бакштаг, а первая марка подошла к лебедке, стопорят лебедку. При под ходе кормы к ветру в бакштаг, дают «стоп» машине и пускают лебедку. В дальнейшем подъем трала произ водится как обычно. Если рабочий борт на ветре, то в этом случае судо водители стараются не терять время на циркуляцию, я подъем трала производят следующим образом: при выходе марки 75 саженей руль ставится прямо и ма шине дается малый ход вперед. При .выходе первой марки на подвесной ролик кормовой дуги машина сто порится. После подхода кормовой доски руль кладется на 15— 20 градусов на рабочий борт и дается машине малый ход вперед. Дальнейший подъем трала происхо дит как обычно. В результате отработки организации труда палубной команды, и казалось бы, «мелочей» в маневрировании судном при спуске и подъеме трала, экипаж судна до бился улучшения режима работы. На наждом спуске и подъеме трала экономится в среднем две с половиной минуты, что позволило выловить дополнительно не сколько десятков тонн рыбы. Вооружение тралов Помня о том, что успех промысла во многом зависит п орудий лова, экипаж «Волны» уделяет очень много внимания их правильному вооружению и эксплуатации. Судоводительский и тралмейстерский состав, воспри нимая все передовое, что имеется на судах тралового флота, переносят этот опыт на свой корабль. Тщательно изучив опыт работы кораблей с бескварт- рапным тралом, судоводители пришли к выводу, что этот прогрессивный метод дает возможность увеличи вать добычу рыбы за счет улучшения режима работы ■ за счет увеличения вертикального раскрытия трала п о сравнению с тралом с квартропами. Поэтому, когда в 1960 году судно находилось в среднем ремонте, ка питан добился установки системы роликов. А уже в первом после ремонта рейсе экипаж на практи ке убедился в преимуществах бесквартропного трала. Моряки «Волны» сделали правильный вывод, что «самодеятельность» в вооружении тралоь приводит к проловам. Поэтому мастера по добыче не отклоняются от схем вооружения, рекомендованных производствен ным отделом, помня о том, что рекомендации взяты из опыта работы передовых экипажей и подтверждены точными расчетами. Как было сказано выше, на борту всегда имеется два варианта готовых прунтропов. Грунтропы для работы на хороших грунтах. Цент ральный прунтроп набивается 6 бо&инцами 400-мм с грузом по 13 кг на каждый бобинец. На крыловые грунтропы набивается по 7 бобинцев 400-мм с грузом по 13 кг на бобинец. Между грузами ставятся от 2 до 4 резиновых бобинцев с тем, чтобы грунтроп был на бит втугую. Грунтропы для работы на плохих грунтах. Как на центральном, так и на крыловых грунтропах ставится по 5 бобинцев 500-мм и груз на каждый бобинец по 30 кг с прокладкой между грузов резиновых бобинцев. Новый трал эксплуатируется только после тщатель ной проверки его размеров. На верхнюю подбору ста вится 44 кухтыля: 20 кухтылей по центру и по 12 кухтылей по крыльям. 'И во время эксплуатации тралы систематически про веряются. Тралом одного борта делается не более 15 тралений, после чего переходят на трал другого борта. Такие переходы производятся с целью предотвращения раскрутки и скручивания ваеров, с целью своевремен ного ремонта. Для того, чтобы не оказаться в пролове из-за боль шой разницы в ваерах, в течение рейса ваера проме ряются 2— 3 раза. Особенно часто это проделывается, когда получены новые ваера. И потеря 1— 1,5 чаюов всегда оправдывает себя. Бывали случаи, когда разни ца в ваерах достигала 4 метров после 4— 5 дней рабо ты. А это могло привести к пролову. При постановке новых кабелей они также тщательно промеряются, т. к. замечались случаи, что получен ные из тралово-такелажной мастерской кабели имели разницу в длине до 80 см, что также могло привести к пролову. Промысловое судовождение На переходе на промысел второй помощник капита на готовит рабочий планшет. Планшет строится обяза тельно согласно широте места работы — для достиже ния точности при счислении. В районах с резкими из менениями глубин с сильными течениями и там, где мало возможностей для определения астрономическими, навигационными и радиоспособами, планшеты делают ся крупномасштабными. Используя данные промысловых лоций и промысло вых планшетов, наносятся основные изобаты, а по ра диосводкам и по рассказам капитанов на промысловых радиосовещаниях наносятся курсы траулеров, имеющих хорошие уловы. Выяснив промысловую обстановку в районе, капитан дает указание, где спускать трал и каким курсом идти. Во время траления ведется тщательное счисление. Через равные промежутки времени замеряются глуби ны, которые проставляются по курсу на планшете. При счислении учитываются дрейф и течение. Обязательно учитываются циркуляции при спуске и подъеме трала,| а также все повороты с тралом. Вахтенные помощники капитана ведут тщательное наблюдение за промысло выми сигналами кораблей, работающих рядом. Все изменения в курсах траулеров, имеющих хоро шие уловы, наносятся на планшет и на основании сво их уловов и данных с других траулеров изменяются курсы траления. Большую помощь в работе судоводителям оказывает имеющаяся на траулере фишлупа ХАГ-240. Прибор ра ботает на протяжении всего траления с небольшими пе рерывами. Показания его наносятся на рабочий план шет, тем самым уточняется расположение косяка. Даль нейшие курсы траления располагаются согласно этим уточненным данным. Если уловы начинают уменьшаться, то меняются кур сы, меняются глубины. В этих случаях курсы стара ются расположить под углом к изобате несколькими галсами. Во время этих тралений обязательно работает поисковый прибор. Те места, где он показывает рыбу, наносятся на планшет. После этого выбираются новые курсы. Если местный поиск не дает положительных результатов, переходят в соседние квадраты, причем всегда учитываются пути миграции рыбы в зависимо сти от времени года. В один из нынешних рейсов промысел проходил в районе Норвежского желоба, начиная с квадрата 1678. Зная о том, что рыба в это время движется на восток, судоводители при уменьшении уловов в западных квад ратах переходили в соседние, восточные и, таким обра зом, все время были на «рыбе». Только убедившись в том, что в данном районе ры ба «отказала», выбирается ближайший район работы с тем, чтобы не терять много времени на перебежку. Во время перехода всегда работает фишлупа и, если на блюдаются показания рыбы, то место это обязательно проверяется тралением. Как уже было сказано выше, корабль хорошо промышлял рыбу в Норвежском желобе в квадра тах 1678, 1664, 1649, 1634 и в квадратах 1675, 1661 Нордкинской банки. Здесь судоводителям очень пригодилось умение удерживаться на месте в трудных условиях. В этом районе действуют сильные постоянное и при ливоотливное течения. Кроме того, работе мешали ча стые туманы, снежные заряды и слабая видимость из- за пасмурной погоды, которая ограничивала возможно сти определения места корабля навигационными спо собами. Изучив опыгг работы других экипажей в этих квад ратах, были выбраны наилучшие курсы, где меньше «тревожило тралы», меньше попадало губки и камней. В квадрате 1678, например, были избраны курсы норд- норд-ост — в восточной его части по глубинам 290— 275 метров. Приходилось делать частые определения места, так как даже небольшие сносы на 2— 3 мили как к западу, так и к востоку от площадки ухудшали результаты траления (попадало много губки и подти рало мешок, а это вело к потере улова). В ясную по году определение места производили по различным мы сам о. Магерё, а в плохую видимость на выбр^мей площадке удерживались с помощью радиолокатора, ориентируясь по пеленгу7и расстоянию на мыс 11орл-кап. Иллюстрацией к использованию промыслового буя и характерных глубин для закрепления на лучш°н кон центрации рыбы служит работа экипажа на Нордчин- ской банке в квадратах 1675— 1661, 1455, 1430 и смежных. Подойдя к бую в район работы траулера «Ковда», экипаж стал работать на рекомендованных капитаном «Коеды» курсах. Но уловы снизились и увеличилось попадание губки. По решению капитана «Волна» нача ла местный поиск. Пройдя курсом зюйд около 5 миль, сделали двухчасовое траление на зюйд-ост по глубинам 245—230 метров. Это траление принесло хороший улов, сразу же был поставлен буй. После этого в течение нескольких дней здесь про должался промысел. Траления производили^генеральны ми курсами вест-ост севернее буя и зюйд-ост. норд- вест. В ‘е время придерживались изобат 230— 240 мет ров, не выходя на большие глубины, где попадало мно го губки. Работа в квадратах 1455, 1430 и смежных с ними затруднена тем, что здесь мало возможностей к опре делению места. Поэтому, переходя в этот район, судо водители «Волны» работают здесь всегда с постанов кой буя. Когда траулер выходит «на рыбу» и имеет хорошие уловы, судоводители стараются обязательно определить свое место и удерживаются на нем, используя любую возможность для определения. Если нет возможности определить место точно, то оно определяется по харак терным глубинам. Когда траулер работает у берегов, то место определя ется по двум горизонтальным углам. В случаях, когда определению в этих районах мешают плохие метеоро логические условия, судоводители удерживаются на ме сте с помощью радиолокатора «Донец», который дает возможность определять с достаточной точностью (при определенном навыке работы) свое место, при нахож дении в отдалении от берега до 20 24 миль. * * * В настоящей статье не затронуты другие стороны работы экипажа. Следует сказать, что моряки «Волны» "не только умеют ловить рыбу, но и хорошо ее оора-оа- тывают, снижают затраты на центнер продукции. Все это позволило экипажу снизить себестоимость центнера продукции на 2 рубля 6 копеек, получить сверхплано вую прибыль. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 14 октября 1961 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz