Рыбный Мурман. 1961 г. Октябрь.
МИНИ Берег морю помощник, образно говорят промы«слов»и»ки. Да, от подготовки корабля в порту зави сит успех экипажа на дромысле. Хорошо знает эту истину старший меха-ник береговой бригады Ана толий Якушев (снимок слева). Молодой специалист пришел на флот в 1956 году из Мурманского среднего мореходного училища. Он хорошо изучил машины и ме ханизмы многих марок и систем. Анатолию присвоено знание удар ника коммунистического ттруда. Хорошо несет предсъездовскую вахту машинист рыбомучной уста новки траулера «Скумбрия» Вик тор Алексеевич Хлызов (снимок справа). Он перевыполняет задания по выработке рыбной муки, в образ цовом порядке содержит введен ную ему технику. Фото Б. Нелюби.на. Выходя в третий в нынеш нем году .рейс, экишаж трау лера «Ашхабад» решил подго товить достойный подарок XX II съезду Коммунистической партии Советского Союза — к началу его работы выполнить годовой план. В первые дни промысловая обстановка не обещала ничего хорошего. Пикша ловилась плохо, с перебоями. На оку невых глубинах суточные уло вы не превышали 10— 15 тонн. Положение становилось уг рожающим. Поисковые кораб ли -нигде не могли обнаружить скопления рыбы. Но вот на юго-западе обна ружили сельдь на мелких глу бинах. А как быть? Ведь ее обычно ловили разноглубин ным тралом, да притом только те корабли, которые имели «Лодары». Они, конечно, без промедления направились на лов сельди, а нам, не имею щим «Лодаров», приходилось довольствоваться тем, что ло вилось на старом месте. Время шло, другие корабли брали по 40— 45 тонн сельди в сутки, а у нас лишь разго рался рыбацкий азарт да уси ливалась обида на свою беспо мощность. Команда завидовала «счастливчикам». На очередном радиосовеща-^ нии узнали, что можно ловить донным тралом. Но опять зада ча — нет рубашек. Нужно бы ло принимать какое-то реше ние, ибо надеяться, что у ко- го-ннбудь найдется в запасе рубашка, было рискованно. Один лишь переход в новый район требовал трое суток, а в целом это значило бы потерю целой недели драгоценного вре мени. Выручил нас экипаж «Гого ля», пообещав старую рубаш ку. На всякий случай взяли еще на «Добролюбове», кото рый заканчивал промысел, разноглубинный трал с меш ком. Пришли в район, где лови лась сельдь, сделали несколь ко тралений, и на борт было поднято более 30 токн рыбы. Вид рыбы в ящиках поднял настроение команды. Работа закипела. Но ночью картина изменилась. Оказалось, что рыба испортилась из-за высо кой температуры я от долго временного пребывания на па лубе. Пришлось отравить ее в переработку на муку. Ночные траления не дали ничего. Попадало по лолтонны прилова. Селедка ловилась с 8— 9 часов утра до 12 дня, а позже поднималась в верхние слои воды, даже были случаи, когда на поверхности воды проходили целые косяка ее и довольно-таки на большом про странстве. Вызвали на судно инженера тов. Саврасова, про извели тарировку разноглубин ного трала, но работа без «Ло- дара» все равно не дала жела емых результатов. По счастливому случаю ру Раздумья после ководитель промыслом тов. Богомолов решил провести со вещание старших мастеров по добыче. (Я говорю «по счаст ливому случаю», потому что вообще такие совещания на промысле в Атлантике не про водились.) На совещании старший ма стер траулера «Пушкин» тов. Задунаев поделился опытом вооружения трала без кллчо- вок с удлинением голых кон цов до 25 метрош. Перевоору жив по его совету трал и до бавив на хатлайн в районе гу жа два подъемных щита раз мером G00 на 400 миллимет ров, мы получили возможность ловить равномерно, не завали вать. как прежде, палубу ры бой на целые сутки. Уловы стали иметь теперь рано ут ром, в середине дня и в 9— 10 часов вечера, что дало воз можность морозить свежую ры бу круглосуточно. За сутки стали замораживать по 40— 49 тонн рыбы. 12 сентября был завершен годоеой план по добыче рыбы. Страна получила от моряков 38900 центнеров продукции. Сейчас, когда мы вернулись в порт, хочется указать на не которые недостатки, которые мешали нам работать еще луч ше, и, в частности, на снабже ние прочснарпжением. Работая на Большой Ньюфаундленд ской Панке, где грунтовые ус ловия довольно тяжелые, мы израсходовали почти все тра ловое прядено. При сдаче ры бы на плавбазу «Северо двинск» угнали, что там нет ни одного килограмма прядена. Когда на промысел пришел «Иркутск», пришлось только из-за одного прядена спускать катер и просить, именно про сить, чтобы нас выручили. Но и там сначала ответили, что раз рыбы не сдаете, прядена не получите, ибо его имеется в-с-го 400 килограммов на 9 сдающих рыбу траулеров. Поэтому якобы установлена норма. Б конце концов 30 кило граммов прядена нам все же дали. Возникает вопрос: кто же составляет нормы снабже ния базы и учитываются ли при этом время и районы про мысла? Еще хочется высказать не сколько слов по поводу пень ковых тралов. При лс-ве сель ди, ко-гда температура воздуха 20— 25 градусов тепла, много времени приходится стоять на якоре из-за морозки рыбы. На борту, как обычно, есть два полностью вооруженных трала. Они впитывают в себя влагу и слизь ст рыбы, просушивать их практически нет возможно сти, и получается, что одним тралом работаем, а другой преет. Мы, работая только од ним трлйом, за 10 дней сдела ли 40 тралений. Но трал за этот срок пришел в негодность, стал легко рваться. Следует отмстить при этом, что с мо мента выливки рыбы трал все гда промывали и подвешивали за однорядный мешок на обе стрелы. Не пора ли нам взять при мер с калининградцев и перей ти на изготовление капроно вых тралов, а не удваивать цены на льнопеньковые мате риалы? По моему мнению, на до отказаться от пословицы, что с капроновыми тралами «вылетам в трубу». Районы промыла уже изучены непло хо, и утери трапов на задевах уменьшились намного. Можно их избежать и совсем, если хорошо следить за стопорами траловом лебедки, не зажимать и\ намертво, а также своевре менно заменять износившиеся кабеля и остальное промвоору- жеике. Теперь — об изготовлении капроновых мешков. Изготов ляя их, делают посадку на то пенанты и пожилины смоль ным пряденом. Швы капроно вого мешка делают тем же смольным пряденом. Вот при мер. Капроновым мешком на ловили и подняли рыбы 1100 тонн. Мешок еще может впол не работать, но пересаживать и сшивать швы пришлось за это зр’емя три раза, к тому же еще заменять петли для узла (они из сизаля). Так спраши вается, стоит ли овчиижа вы делки? Один раз сшить и по садить мешок капроном или переделывать его три раза? Все это — изготовление капроновых тралов и изготов ление мешков из капрона — даст большую экономию и во многом облегчит труд рыбакОЕ. Л. М И ХАЙ ЛО В , стар ший мастер по добыче траулера «Ашхабад». Предложения рационализаторов, принятые к внедрению в траловом флоте в 1961 г. 1. Замена бронзовых втулок На судах типа «Пионер» при гателя. Недостатком такого спосо- ловой лебедки. За счет увеличения подшипников направляющих колец постройке не предусматривалась ба травления ваегров является ма- шкива, изменения способа переда- входных отверстий рабочих колес возможность освещения судна ге- лая скорость траления. Старший чи тормозящего момента на ко- центробежных насосов мапроио- нвраторо«м № 1 . Для этой цели механик траулера «Маяковский» лодки тормова и упрощения регу- выми. должны были использоваться гене- И. М. Крамаренко и старший ин- лировки силы натяжения колодок У центробежных водяных насо- раторы № 2 и № 3. женер-конструктор конструктор- достигается устранение недостат- саз, установленных на БМ Р Т типа Авторами предложена изменен- ского бюро И. В. Бельков предло- ков привода магнитного тормоза. «Пушкин», бронзовые втулки под- ц^я схема, по которой любой из жили установить разобщительную 8 . Изменение схемы мотельвог* шипников и направляющие кольца генераторов можно использовать кулачковую муфту на приводной трубопровода на траулерах поли- входных отверстий рабочего коле- на освещение. А генератор № 3 вал электродвигателя. Травление смой постройки типа «Муром», са быстро изнашиваются. На трау- стало возможным использовать не ваеров производят следующим об- Фирменная схема подвода тои- лере «Некрасов» второй механик только на освещение, но и на вспо- разом: после спуока траловых до- лива от расходной цистерны к А. Е . Смирнов и рефрижераторный могателъиые механизмы при пере- сок ходом электродвигателя зажи- форсункам котла предусматривает механик В. Г. Холодовский предло- дохе, в дрейфе. Схема в работе за- маются ленточные тормоза ваер- сброс избытка топлива после топ- жили заменить эти детали из брон- рекомендовала себя с хорошей ных барабанов, выключается раз- ливоподогревателей. Это приводи! зы на капроновые. С этой целью стороны. общительная муфта приводного к повышению температуры топлива они изготовили пресс-формы и 4. Перенос ваерных роликов на вала электродвигателя. Одновре- в расходном танке до 70—75 гра- электронагревательную ыечь для БМ РТ с переоборудованной мор- менно ослабляются оба тормоза, дусов и к срыву работы форсу- плавки капрона из отходов капро- мой. Авторы: старший инженер Кулачковыми муфтами соединяют ночных насосов, а последнее — я новых траловых мешков. Испыта- техотдела В. К. Саврасов, и?нже- оба ваергных барабана. Травление нарушению режима работы иотла* ния деталей дали хорошие резуль- нер промыслового отдела В. А. ваеров производят ходом судна. Для устранения этих недостач таты. Кравцов, старший мастер по до- При этом скорость спуска трала ков старший котельный машинист 2. Диск из белой жести для за- быче траулера «Некрасов» П. Н. сокращается на 8 — 10 минут при траулера «Мурмаши» С. С. Митор щиты от коррозии грязевика се- Рощанников. глубинах 350—400 метров. предложил измененную схему, па паратора.На БМ Р Т с переоборудованной Работа бесквартропным тра- которой сброс топлива в расход- На судах типа «Пушкин» имеет кормой наблюдается большой из- лом на С РТ типа «Океан». Автор ные танки теперь происходит до место разрушение барабанов мае-"нос шкивов подвесных и поворот- Ю . Ф. Ежов — старший мастер топливоподогревателей. ляных и топливных сепараторов ных роликов. Кроме того, большой П0 добыче рыбы. 9. Трехзвенная цепка для вклю- под действием вредных кислот, ввынос подвесного ролика за кор- Суть предложения — внедрение чения траловой доски, незначительной степени содержа- му создает неудобства в работе, бесквартропного метода работы по На судах кормового траления щихся в масле и топливе Авторами предложено: 1) пово- схеме А. С. Попова на судах ти- для включения шкентеля лапок Старший механик П. П. Шилов ротный ролик перенести в нос на па «Океан» с некоторыми измене- траловой доски применяется двух- и второй механик В. И. Гилев на 2—2,5 метра; 2) подвесной ролик ниями. Изменения эти такие: на- звенная цепка. При работе, вслед- траулере «Златоуст» предложили сдвинуть в нос на 30 сантиметров правляющий ролик устанавливает- ствие большой нагрузки на чекель, сделать защитное приспособление путем" поворота кронштейна; 3 ) нз ся на кожухе^ ваерного ролика, бывают случаи выгибания одной для днищевой части барабана, как стенке слипа на уровне палубы дополнительный подвесно^ ролик в из ветвей чекеля, что приводит к наиболее уязвимой. Суть защиты: установить рым для крепления носовой части судна устанавли- аварии трала. по внутреннему диаметру грязе- оттяжки. Все эти изменения пре- ваегся на стреле фок-мачты. Все Техник промысловой экспери- вика вырезается из белой жести следуют улучшение условий рабо- остальные операции по подъему и ментальной группы В. Сафронов диск и кладется на основание гря- ты подвесных и направляющих ро- спуску трала аналогичны схеме предложил трехзвенную цепку, ко- зевика. Под действием кислот про- ликов, создают более удобные ус- А. С. Попова. торая предотвращает поломку че- исходит разрушение диска, а дни- ловия для работы обслуживающе- 7. Привод магнитного тормоза келей и предохраняет_ 0^01^ Р е щевая часть барабана сохраняет- го персонала. траловой лебедки, ся. Разрушенные диски периоди- 5 . Установка разобщительной На БМ Р Т «Маяковский» уста- чески в момент чистки сепаратора сцепной муфты на приводных ва- новленный на лебедке привод маг- заменяются. лах траловых лебедок судов типа нитного тормоза имел целый ряд 3. Изменение схемы электростан- «Маяковский». существующих недостатков. Стар- цин ид судах типа «Пионер». Траловая лебедка на траулере шин механик И. М. Крамаренко и Авторы: групповые электромехани- «Маяковский» по своей конструк- старший инженер-конструктоп ки В. М. Плотников и Е. А. вер- ции допускает травление ваеров И. В. Бельков предложили изме- §геев. только задним ходом электродви- ленную конструкцию привода тра- ходного конца от перетирания. Б. А Л Е К С Е Е В , инженер- техинформатор техотдела < Управления тралового фло та. «РМБНМй МУРМАН» 12 октября 1931 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz