Рыбный Мурман. 1961 г. Октябрь.

МИНИ Берег морю помощник, образно говорят промы«слов»и»ки. Да, от подготовки корабля в порту зави­ сит успех экипажа на дромысле. Хорошо знает эту истину старший меха-ник береговой бригады Ана­ толий Якушев (снимок слева). Молодой специалист пришел на флот в 1956 году из Мурманского среднего мореходного училища. Он хорошо изучил машины и ме­ ханизмы многих марок и систем. Анатолию присвоено знание удар­ ника коммунистического ттруда. Хорошо несет предсъездовскую вахту машинист рыбомучной уста­ новки траулера «Скумбрия» Вик­ тор Алексеевич Хлызов (снимок справа). Он перевыполняет задания по выработке рыбной муки, в образ­ цовом порядке содержит введен­ ную ему технику. Фото Б. Нелюби.на. Выходя в третий в нынеш­ нем году .рейс, экишаж трау­ лера «Ашхабад» решил подго­ товить достойный подарок XX II съезду Коммунистической партии Советского Союза — к началу его работы выполнить годовой план. В первые дни промысловая обстановка не обещала ничего хорошего. Пикша ловилась плохо, с перебоями. На оку­ невых глубинах суточные уло­ вы не превышали 10— 15 тонн. Положение становилось уг­ рожающим. Поисковые кораб­ ли -нигде не могли обнаружить скопления рыбы. Но вот на юго-западе обна­ ружили сельдь на мелких глу­ бинах. А как быть? Ведь ее обычно ловили разноглубин­ ным тралом, да притом только те корабли, которые имели «Лодары». Они, конечно, без промедления направились на лов сельди, а нам, не имею­ щим «Лодаров», приходилось довольствоваться тем, что ло­ вилось на старом месте. Время шло, другие корабли брали по 40— 45 тонн сельди в сутки, а у нас лишь разго­ рался рыбацкий азарт да уси­ ливалась обида на свою беспо­ мощность. Команда завидовала «счастливчикам». На очередном радиосовеща-^ нии узнали, что можно ловить донным тралом. Но опять зада­ ча — нет рубашек. Нужно бы­ ло принимать какое-то реше­ ние, ибо надеяться, что у ко- го-ннбудь найдется в запасе рубашка, было рискованно. Один лишь переход в новый район требовал трое суток, а в целом это значило бы потерю целой недели драгоценного вре­ мени. Выручил нас экипаж «Гого­ ля», пообещав старую рубаш­ ку. На всякий случай взяли еще на «Добролюбове», кото­ рый заканчивал промысел, разноглубинный трал с меш­ ком. Пришли в район, где лови­ лась сельдь, сделали несколь­ ко тралений, и на борт было поднято более 30 токн рыбы. Вид рыбы в ящиках поднял настроение команды. Работа закипела. Но ночью картина изменилась. Оказалось, что рыба испортилась из-за высо­ кой температуры я от долго­ временного пребывания на па­ лубе. Пришлось отравить ее в переработку на муку. Ночные траления не дали ничего. Попадало по лолтонны прилова. Селедка ловилась с 8— 9 часов утра до 12 дня, а позже поднималась в верхние слои воды, даже были случаи, когда на поверхности воды проходили целые косяка ее и довольно-таки на большом про­ странстве. Вызвали на судно инженера тов. Саврасова, про­ извели тарировку разноглубин­ ного трала, но работа без «Ло- дара» все равно не дала жела­ емых результатов. По счастливому случаю ру­ Раздумья после ководитель промыслом тов. Богомолов решил провести со­ вещание старших мастеров по добыче. (Я говорю «по счаст­ ливому случаю», потому что вообще такие совещания на промысле в Атлантике не про­ водились.) На совещании старший ма­ стер траулера «Пушкин» тов. Задунаев поделился опытом вооружения трала без кллчо- вок с удлинением голых кон­ цов до 25 метрош. Перевоору­ жив по его совету трал и до­ бавив на хатлайн в районе гу­ жа два подъемных щита раз­ мером G00 на 400 миллимет­ ров, мы получили возможность ловить равномерно, не завали­ вать. как прежде, палубу ры­ бой на целые сутки. Уловы стали иметь теперь рано ут­ ром, в середине дня и в 9— 10 часов вечера, что дало воз­ можность морозить свежую ры­ бу круглосуточно. За сутки стали замораживать по 40— 49 тонн рыбы. 12 сентября был завершен годоеой план по добыче рыбы. Страна получила от моряков 38900 центнеров продукции. Сейчас, когда мы вернулись в порт, хочется указать на не­ которые недостатки, которые мешали нам работать еще луч­ ше, и, в частности, на снабже­ ние прочснарпжением. Работая на Большой Ньюфаундленд­ ской Панке, где грунтовые ус­ ловия довольно тяжелые, мы израсходовали почти все тра­ ловое прядено. При сдаче ры­ бы на плавбазу «Северо­ двинск» угнали, что там нет ни одного килограмма прядена. Когда на промысел пришел «Иркутск», пришлось только из-за одного прядена спускать катер и просить, именно про­ сить, чтобы нас выручили. Но и там сначала ответили, что раз рыбы не сдаете, прядена не получите, ибо его имеется в-с-го 400 килограммов на 9 сдающих рыбу траулеров. Поэтому якобы установлена норма. Б конце концов 30 кило­ граммов прядена нам все же дали. Возникает вопрос: кто же составляет нормы снабже­ ния базы и учитываются ли при этом время и районы про­ мысла? Еще хочется высказать не­ сколько слов по поводу пень­ ковых тралов. При лс-ве сель­ ди, ко-гда температура воздуха 20— 25 градусов тепла, много времени приходится стоять на якоре из-за морозки рыбы. На борту, как обычно, есть два полностью вооруженных трала. Они впитывают в себя влагу и слизь ст рыбы, просушивать их практически нет возможно­ сти, и получается, что одним тралом работаем, а другой преет. Мы, работая только од­ ним трлйом, за 10 дней сдела­ ли 40 тралений. Но трал за этот срок пришел в негодность, стал легко рваться. Следует отмстить при этом, что с мо­ мента выливки рыбы трал все­ гда промывали и подвешивали за однорядный мешок на обе стрелы. Не пора ли нам взять при­ мер с калининградцев и перей­ ти на изготовление капроно­ вых тралов, а не удваивать цены на льнопеньковые мате­ риалы? По моему мнению, на­ до отказаться от пословицы, что с капроновыми тралами «вылетам в трубу». Районы промыла уже изучены непло­ хо, и утери трапов на задевах уменьшились намного. Можно их избежать и совсем, если хорошо следить за стопорами траловом лебедки, не зажимать и\ намертво, а также своевре­ менно заменять износившиеся кабеля и остальное промвоору- жеике. Теперь — об изготовлении капроновых мешков. Изготов­ ляя их, делают посадку на то­ пенанты и пожилины смоль­ ным пряденом. Швы капроно­ вого мешка делают тем же смольным пряденом. Вот при­ мер. Капроновым мешком на­ ловили и подняли рыбы 1100 тонн. Мешок еще может впол­ не работать, но пересаживать и сшивать швы пришлось за это зр’емя три раза, к тому же еще заменять петли для узла (они из сизаля). Так спраши­ вается, стоит ли овчиижа вы­ делки? Один раз сшить и по­ садить мешок капроном или переделывать его три раза? Все это — изготовление капроновых тралов и изготов­ ление мешков из капрона — даст большую экономию и во многом облегчит труд рыбакОЕ. Л. М И ХАЙ ЛО В , стар­ ший мастер по добыче траулера «Ашхабад». Предложения рационализаторов, принятые к внедрению в траловом флоте в 1961 г. 1. Замена бронзовых втулок На судах типа «Пионер» при гателя. Недостатком такого спосо- ловой лебедки. За счет увеличения подшипников направляющих колец постройке не предусматривалась ба травления ваегров является ма- шкива, изменения способа переда- входных отверстий рабочих колес возможность освещения судна ге- лая скорость траления. Старший чи тормозящего момента на ко- центробежных насосов мапроио- нвраторо«м № 1 . Для этой цели механик траулера «Маяковский» лодки тормова и упрощения регу- выми. должны были использоваться гене- И. М. Крамаренко и старший ин- лировки силы натяжения колодок У центробежных водяных насо- раторы № 2 и № 3. женер-конструктор конструктор- достигается устранение недостат- саз, установленных на БМ Р Т типа Авторами предложена изменен- ского бюро И. В. Бельков предло- ков привода магнитного тормоза. «Пушкин», бронзовые втулки под- ц^я схема, по которой любой из жили установить разобщительную 8 . Изменение схемы мотельвог* шипников и направляющие кольца генераторов можно использовать кулачковую муфту на приводной трубопровода на траулерах поли- входных отверстий рабочего коле- на освещение. А генератор № 3 вал электродвигателя. Травление смой постройки типа «Муром», са быстро изнашиваются. На трау- стало возможным использовать не ваеров производят следующим об- Фирменная схема подвода тои- лере «Некрасов» второй механик только на освещение, но и на вспо- разом: после спуока траловых до- лива от расходной цистерны к А. Е . Смирнов и рефрижераторный могателъиые механизмы при пере- сок ходом электродвигателя зажи- форсункам котла предусматривает механик В. Г. Холодовский предло- дохе, в дрейфе. Схема в работе за- маются ленточные тормоза ваер- сброс избытка топлива после топ- жили заменить эти детали из брон- рекомендовала себя с хорошей ных барабанов, выключается раз- ливоподогревателей. Это приводи! зы на капроновые. С этой целью стороны. общительная муфта приводного к повышению температуры топлива они изготовили пресс-формы и 4. Перенос ваерных роликов на вала электродвигателя. Одновре- в расходном танке до 70—75 гра- электронагревательную ыечь для БМ РТ с переоборудованной мор- менно ослабляются оба тормоза, дусов и к срыву работы форсу- плавки капрона из отходов капро- мой. Авторы: старший инженер Кулачковыми муфтами соединяют ночных насосов, а последнее — я новых траловых мешков. Испыта- техотдела В. К. Саврасов, и?нже- оба ваергных барабана. Травление нарушению режима работы иотла* ния деталей дали хорошие резуль- нер промыслового отдела В. А. ваеров производят ходом судна. Для устранения этих недостач таты. Кравцов, старший мастер по до- При этом скорость спуска трала ков старший котельный машинист 2. Диск из белой жести для за- быче траулера «Некрасов» П. Н. сокращается на 8 — 10 минут при траулера «Мурмаши» С. С. Митор щиты от коррозии грязевика се- Рощанников. глубинах 350—400 метров. предложил измененную схему, па паратора.На БМ Р Т с переоборудованной Работа бесквартропным тра- которой сброс топлива в расход- На судах типа «Пушкин» имеет кормой наблюдается большой из- лом на С РТ типа «Океан». Автор ные танки теперь происходит до место разрушение барабанов мае-"нос шкивов подвесных и поворот- Ю . Ф. Ежов — старший мастер топливоподогревателей. ляных и топливных сепараторов ных роликов. Кроме того, большой П0 добыче рыбы. 9. Трехзвенная цепка для вклю- под действием вредных кислот, ввынос подвесного ролика за кор- Суть предложения — внедрение чения траловой доски, незначительной степени содержа- му создает неудобства в работе, бесквартропного метода работы по На судах кормового траления щихся в масле и топливе Авторами предложено: 1) пово- схеме А. С. Попова на судах ти- для включения шкентеля лапок Старший механик П. П. Шилов ротный ролик перенести в нос на па «Океан» с некоторыми измене- траловой доски применяется двух- и второй механик В. И. Гилев на 2—2,5 метра; 2) подвесной ролик ниями. Изменения эти такие: на- звенная цепка. При работе, вслед- траулере «Златоуст» предложили сдвинуть в нос на 30 сантиметров правляющий ролик устанавливает- ствие большой нагрузки на чекель, сделать защитное приспособление путем" поворота кронштейна; 3 ) нз ся на кожухе^ ваерного ролика, бывают случаи выгибания одной для днищевой части барабана, как стенке слипа на уровне палубы дополнительный подвесно^ ролик в из ветвей чекеля, что приводит к наиболее уязвимой. Суть защиты: установить рым для крепления носовой части судна устанавли- аварии трала. по внутреннему диаметру грязе- оттяжки. Все эти изменения пре- ваегся на стреле фок-мачты. Все Техник промысловой экспери- вика вырезается из белой жести следуют улучшение условий рабо- остальные операции по подъему и ментальной группы В. Сафронов диск и кладется на основание гря- ты подвесных и направляющих ро- спуску трала аналогичны схеме предложил трехзвенную цепку, ко- зевика. Под действием кислот про- ликов, создают более удобные ус- А. С. Попова. торая предотвращает поломку че- исходит разрушение диска, а дни- ловия для работы обслуживающе- 7. Привод магнитного тормоза келей и предохраняет_ 0^01^ Р е щевая часть барабана сохраняет- го персонала. траловой лебедки, ся. Разрушенные диски периоди- 5 . Установка разобщительной На БМ Р Т «Маяковский» уста- чески в момент чистки сепаратора сцепной муфты на приводных ва- новленный на лебедке привод маг- заменяются. лах траловых лебедок судов типа нитного тормоза имел целый ряд 3. Изменение схемы электростан- «Маяковский». существующих недостатков. Стар- цин ид судах типа «Пионер». Траловая лебедка на траулере шин механик И. М. Крамаренко и Авторы: групповые электромехани- «Маяковский» по своей конструк- старший инженер-конструктоп ки В. М. Плотников и Е. А. вер- ции допускает травление ваеров И. В. Бельков предложили изме- §геев. только задним ходом электродви- ленную конструкцию привода тра- ходного конца от перетирания. Б. А Л Е К С Е Е В , инженер- техинформатор техотдела < Управления тралового фло­ та. «РМБНМй МУРМАН» 12 октября 1931 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz