Рыбный Мурман. 1961 г. Ноябрь.

В парткоме „ОДуошансельди" « В период развернутого строительства ком - I мунизма еще более повышается роль и ответст* | венность члена партии. Коммунист обязан всем | своим поведением на производстве, в обществен- | ной и личной жизни показывать высокие образцы | борьбы за развитие и упрочение коммунистиче­ ских отношений, соблюдать принципы и нормы коммунистической морали. КПСС будет попол- I нять свои ряды наиболее сознательными и актив- | ными тружениками, сохранять в чистоте и высоко I держать звание коммуниста». Ц (Из Программы Коммунистической партии Советского Союза), g Т. И. П ЕСТЕРО ВА рассказыв ает своим подругам — работницам консервного завода о X X II съез­ де КПСС. Фото из сПолярноб правды». * ---------------------------------- кого Октября им было присвоено почетное звание ударников ком­ мунистического труда. И в общественной работе де­ вушки активны. Лилия — страхо­ вой делегат, Нина — физорг. Каж­ дый день в цехе раздается звон­ кий голос Нины: — На зарядку, становись! Любит она порученное дело. И получается у нее неплохо,. Вся смена охотно делает производст­ венную гимнастику. Короче говоря, хорошее попол­ нение партии растет. Мне довелось быть делегатом ХХП съезда КПСС. Исторический съэзд. Исторические решения при­ няты на нем. Как тут не воодуше­ виться, не проникнуться сознани­ ем личной ответственности за судьбу грандиозных предначерта­ ний по строительству коммуниз­ ма. Хочется все свои силы отдать осуществлению того, что намети­ ла партия. И я отдам их без остат­ ка. В этом я есть высокое призва- ние крсдого из нас, коммунистов. Сейчас в системе партийного политического просвещения идет изучение материалов XXII съезда КПСС. Глубокое ознакомление с историческими документами по­ может членам и кандидатам в чле­ ны партии занять ведущее место в общем строю .строителей ком­ мунизма. На зто нацеливают нас новая Программа партии и новый Устав КПСС. Т. ПЕСТЕРОВА , работница консервного завода Мурман­ ского рыбокомбината, деле­ гат X X II съезда КП С С Читатели предлагают: Партийный комитет «Мурман- сельли» рассмотрел вопрос «О выполнении эксплуатационных по- наэлтслей и режиме работы фло­ та» Докладывал исполняющий обязанности начальника флота тов. Ьфимов. F решении парткома отмечено, что руководство флота не приня­ ло необходимых мер к обеспече­ нию выполнения эксплуатацион­ ных показателей и режима рабо­ ты флота, вследствие чего сельдя­ ной флот не справляется с планом апб’»чи рыбы. По состоянию на 15 XI-61 года задолженность со­ ставляла 211.097 центнеров рыбы. Причиной такого положения яв­ ляется то, что руководители уп­ равления тт. Бородулин, Ефимов, Копач и Жуков допускают серьез­ ные ошибки в организации промьг ела. Экипажи кораблей «Мурман- j сел; >и» до сих пор ставят сетеЗ к по;>яаках меньше, чем суда дру- гих флотилий. Вылов рыбы ка одна дрейф в первой декаде но­ ября также м е м е по сравнению, например, с Карельской и Латвий­ ском флотилиями. Время на непроизводительные переходы судов увеличилось, ли в октябре прошлого года оно составляло на один средний тра­ улер 1,9 суток, то в октябре это­ го года — 3,6 суток. Руководители флота не ■н'вакч нахождения планового ко­ личества судов на промысле. На 15 ноября в море находилось на 13 средних траулеров меньше, чем положено по плану. В решении парткома указано также на то, что судоремонтные предприятия, и, в частности, Мур­ манская судоверфь и судоремонт­ ный завод № 2, систематически задерживают корабли в ремонте. Так, СРТ №№ 154, 436, 438 и 833 должны были еще в октябре на­ ходиться на промысле, однако они до сих пор не готовы к выходу. Партийный комитет наметил ме- роприятия, направленные на уст­ ранение недостатков в рабо ге сельдяного флота, па усиление воспитательной работы среди мо­ ряков. ПРИЗВАНИЕ КОММУНИСТА Много хороших слов говорилось на XXII съезде. Но, пожалуй, прочнее всего в памяти делегатов укрепились слова товарища Хру­ щева о роли члена партии в за­ вершении строительства комму- низма. Никита Сергеевич в отчет­ ном докладе так сказал: «В беско­ рыстном служении коммунизму — высшее прижиме члена ленин­ ской партии. Коммунист должен гореть, отдавать кровь и сердце народному дену...». Гореть? Иначе я не может быть. Партия ведет наш народ к комму­ низму, и поэтому каждый комму­ нист в полную меру должен про­ являть свою авангардную роль в этом деле. Скромные обязанности выполня­ ют мои подруги коммунисты Зоя Попутникова, Ксения Вяткина и Александра Трофвмоья. Они рабо­ тают браковщицами. Но, как и по­ ложено членам великой партии Ленипа, трудятся добросовестно, сами перевыполняют нормы и по­ могают другим. Все трое повыша- уровень своих знаний, зани­ маются в начальной экономиче­ ской школе, которую ведет пропа­ гандист член КПСС Зимина Вера Алексеевна, мастер склада гото­ вой продукции. Особенно отличается Александ­ ра Трофимова. Она владеет всеми профессиями, какие есть на скла­ де готовой продукции, и может за- j менить любую работницу. Примеру коммунистов следуют ! комсомольцы. Несколькими спе- ! циальностями овладели браковщи­ ца Лилия Веселова и трафаретчн- ца Нина Пузырева. Накануне праздника 44-й годовщины Вели- Учить кадры по-нов В траловом флоте сложилась неправильная практика направления матросами на суда лиц, не имеющих ника­ кого представления о специальностях, связанных с ра* богой в море. Среди этих лиц не только молодежь, при­ шедшая на флот из школ, но и люди, работавшие ра­ нее на берегу. Что это за люди н какие они имеют специальности? Выборка только по одному судну, траулеру «Капитан Демидов», показала следующее: Принято на работу с 1 августа по I октября 1961 года 8 человек. Никто из них до этого в море не был и спе­ циальностей, связанных с работой на судах, не имел. Трое работали в леспромхозах, один — шофером, двое — на стройках разнорабочими, один — в торговой се­ ти и один — в геологических партиях. Конечно, е таких матросов в первых рейсах много не спросишь. Наиболее способные и добросовестные из них быстро усваивают «азы» матрооской работы, а многие тратят на это по 2—3 и более месяцев. Особенно тяжело становится с кадрами в весенне-лет- яий период. В это время отдел кадров направляет вновь принятых, не считаясь с тем, что на судах остает­ ся всего по 2—4 опытных матроса, а остальные новички. В рейсе с такой командой судно на первых порах пре­ вращаемся в учебно-курсовой комбинат. Не останавливаясь на причинах текучести кадров, на­ до прямо признать, что флот с трудом «переваривает» такое большое число неквалифицированных работников. У нас уже вошло в плохую привычку выходить в море или с неполным штагом команды, или с необученными людьми. При этом во флоте не берутся на учет все слу­ чаи, когда палубная команда укомплектовывается на 30—50 и более процентов матросами, видевшими море лишь в кино или на фотоснимках. А эти факты следо­ вало бы учитывать, ибо из анализов работы этих судов цожно сделать очень важные выводы. Не говоря о большой нагрузке, которая ложится на более опытных членов экипажа, о случаях производст- «РЫ БНЫ Й МУРМАН» 2 стр. 30 ноября 1961 г. венного травматизма, которые происходят чаще всего с плохо обученными и вообще необученными людьми, прошедшими только короткий инструктаж по технике безопасности, в этих анализах ярко отразились бы та­ кие факты, о которых во весь голос у нас пока еще не говорили. Ведь не секрет, что тысячи центнеров рыбы остались невыловленными из-за плохой подготовки кадров. Сотни и тысячи часов промыслового времени теряют суда в море, так как приходится учить впервые вышедших в море новичков. Зачастую эти потерянные часы яе находят своего от­ ражения в рейсовых отчетах, так как, переводя их в ча­ сы траления, на отдельных судах за ними скрывают пе­ рерасход орудий лова и топлива. Но факты остаются фактами. При анализе случаев замены только трех матросов но­ вичками у меня получились следующие весьма зани­ женные данные потери промыслового времени в среднем за рейс. ' Увеличение времени на спуск и подъем трала состави­ ло около 5 минут. Увеличение времени перехода с трала на трал — также около 5 минут. Что от этого теряет флот? Вот подсчет за 25 дней сентября 1961 года при нахож­ дении на лову 86 судов и среднем вылове за час трале­ ния 5,3 центнера рыбы. Потеря времени по 1 судну за 25 суток (20 суток на лову) Около 11 часов Недолов рыбы за рейс по 1 судну Около 58 центнеров Недолов рыбы по флоту в Баренцевом море Около 5000 центнеров Это составляет 3 процента всего вылова за 25 дней сентября. И это самые минимальные потери времени. На деле они гораздо больше. Мне могут возразить,-что не на всех судах флота та­ кое положение. Есть, конечно, суда, где экипажи посто­ янные, палубные команды опытные. Все это верно. Но много ли таких судов? А зато на некоторых других по­ тери времени значительно больше и исчисляются не 5 минутами, а десятками минут, не говоря о потерях времени на чинку орудий лова. Кроме того, эти подсчеты надо существенно изменить в сторону увеличения за счет того, что сей­ час многие суда укомплектовыва­ ются штатом в десять матросов из соображения эконо­ мии средств ввиду малых уловов. А экономии-то нет. Командам платят за работу, какая должна была бы выполняться недостающими по штатному расписанию матросами. А потеря времени при работе с тремя матро­ сами на вахте, среди которых один новичок или плавав­ ший очень мало, ннкем не учитывается. Если серьезно разобраться в этом вопросе и грамот­ но подсчитать, то выйдет, что овчинка не стоит выделки. Мы на уменьшении штата не выигрываем, а проигры­ ваем и весьма существенно, хотя в бухгалтерских отче­ тах по флогу и получается какая-то экономия средств. Это мнимая экономия! Идти по пути сокращения штата можно только в слу­ чае повышения степени механизации работ и такой обу­ ченности палубной команды, при какой все члены ее могли бы взаимозаменять друг друга. В ином случае ни о каком сокращении штатов не может быть и речи, ибо это невыгодно. Кроме того, надо учитывать н сложность работы в зимних условиях с неполным штатом команды. Промысловые расписания, по которым работает весь флот, впитали в себя весь драгоценный опыт, накоплен­ ный за десятки лет существования тралового флота. И каждая перестановка людей, каждое перераспределение обязанностей при неизменной схеме работ по спуску и подъему трала вызывает снова потери промыслового времени. Ежегодно большие средства тратятся управлением тралового флота на подготовку кадров массовых про­ фессий. Часть средств идет на подготовку специалистов в сети курсового обучения, какая-то часть — на уплату членам судовых команд за обучение специалистов на судах. На траулерах в основном готовят матросов пер­ вого и второго классов, помощников мастеров по добы­ че и обработке рыбы, кочегаров и машинистов. Но до сих пор серьезно не поставлен вопрос, насколь­ ко правильно тратятся эти средства, насколько каче­ ственно готовятся кадры на судах и не требуется ли улучшения и перестройки работы сектора по подготовке кадров тралового флота. (Окончание на 4-й стр.). ому

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz