Рыбный Мурман. 1961 г. Ноябрь.

JB ж и з н ь соревнование б о л ь 1 X 1 с и л а Встреча в порту трех соревнующихся экипажей Так бывает не часто.- Обычно дружеское соперничество двух или нескольких экипажей в море на­ чинается, в море и заканчивает­ ся. Моряки только слышат друг друга по радио, да и то не все: капитан, как правило, помполит, изредка старший мастер по добы­ че или мастер по обработке рыбы. Командиры траулеров «Уссури- ец», «И. Сивко», «Тралмейстер», экипажа которых в последнем рейсе участвовали в групповом соревновании, тоже часто встре­ чались в эфире, обсуждали обста­ новку на промысле, советовались, помогали друг другу. На днях эти три корабля при­ шли в порт. С рейсовыми задани­ ями справились все, но в трю­ мах судов далеко не одинаковое количество рыбы. В чем же причина? Почему мо­ ряки траулеров, промышлявших вблизи друг от друга, добились различных результатов? Эти воп­ росы волновали всех, кто пришел 22 ноября на встречу трех сорев­ нующихся экипажей. Состоялась она в салоне трау­ лера «Уссуриец». Хозяева были представлены наиболее полно: ка­ питан тов. Петров, старший меха­ ник тов. Езерский, старший ма­ стер по добыче тов. Мошков, его помощники тт. Шесталов и Самсо­ нов, мастер по обработке тов. Чер­ тов, матросы тт. Ярошкевич, Со- йолов и многие другие. Но и го­ стей пришло немало, в салоне стало тесно. Лучше всех в последнем рейсе сработал экипаж траулера «Уссу­ риец». Его капитану и предоста­ вили слово первому. Говорил он по-морскому: коротко и ясно. Уже перед выходом на промы­ сел, сказал он, мы стараемся по­ лучить наиболее полное представ­ ление о том, где и как ловится рыба. Захожу к капитану-настав- нику, анализирую сводки. Выби­ рая предстоящий район промысла, учитываем ассортимент рыбы, ко­ торая там ловится. Это важно, потому что у нас судно делает «свежьевые» рейсы. Большое значение придаем под­ готовке траулера к промыслу. В общем, не отдадим концы, если на судне нет чего-либо. Ну, конечно, первая забота — об орудиях лова. Все это знают, по не везде дело обстоит благопо­ лучно. Я здесь капитаном четвер­ тый год, с нашим тралмейстером Мошковым уже два года. Много было у нас разговоров о том, как лучше вооружить трал, приспосо­ бить его к особенностям нашего корабля. На правом борту у нас трал что у них клячовки-плохо работа­ ют. Разбираться в этом вопросе стали сразу три старших мастера по добыче, три капитана, да и остальные старались помочь това­ рищам по ме>ре своих сил. Когда речь за­ шла о работе вахт на палубе, выяс­ нилось, что на «Уссурийце» спу- 25-метровый, по центру он воору- скаюг и поднимают трал быстрее, жеп шестью 400-миллиметровыми чем, например, на «Тралмейсте- бобинцами, на каждый из них при- ре». Почему так происходит? ходится по 8 килограммов груза, ^ ^ давайте сделаем вот что, не считая резины. вставил слово старший меха- Трал работает хорошо, «колес» ник «Тралмейстера» тов. Ашаха- никогда не^ бывает, даже^при са- Н0Й> — пусть одна вахта с «Ус- мой плохой ^ промысловой обета- сурийца» в полном составе во новке. Левый трал вооружен ина- главе с тралмейстером сходит рейс че^ причем 500-миллиметровыми у нас цм со стороны виднее бу- бооинцами. Применяем их в зави- дут няши недостатки. симости от грунта. д этому поводу разгорелся Хотя машина у нас всего „ J 650 л. с., скорость стараемся жаркий спор. И очень жаль, что держать повышенную — от 3-х до он закончился неопределенно. 4-х миль. - Ведь старший механик сделал за- Успех, как известнр, слагается мечательное предложение, из многих факторов. Капитан тов. q делах своих экипажей расска- Петров рассказал о промысловом заля капи,тан «Тралмейстера» тов. судовождении, о том, как они еле- ч ерНЫШОВ и капитан «И. Сивко» дят за продвижением косяка, что тов Полысалов. Результаты по- помогает им иметь высокие уловы. следнего рейса у них слабее, чем Тов. Петров тепло говорил о рабо- н а « у ССу р и й ц е » > н о и о н и не о с ­ те палубной и машинной команд, тались в еццде. Групповое сорев- особо подчеркнул важную роль ноьапие и им принесло большую соревнования. пользу, ведь задания-то у . всех Слаженная работа коллектива вьшолнены обеспечила перевыполнение годо- * вого плана в течение двух послед- ® дни предсъездовской вах- них лет. И 1961 род моряки пол- ТЬ1, сказал тов. Полысалов, ны решимости завершить не хуже. наши моряки добились больших Хотя командир «Уссурийца» до- Успехор- Был выполнен не только ложил собравшимся обстоятельно г°Д°в°и план, но и социалистиче- и подробно о работе экипажа, сра- ское обязательство. Правда, в по­ зу же, как только он закончил слеДнем Реисе мы оказались на свое выступление, посыпались во- последнем месте в групповом со- ревновании, но эта беда попра- ‘ вимая. Такое соревнование — Больше всех вопросов задавали большая сила, будем продолжать моряки «Тралмейстера». Мастер по его и д а л ь ш е > дто поможет нам обработке рыбы тов. Савич поин- pag0TaTb еще лучше. тересовался, как «соперники» до- „ „ и ’ Капитан прав. Если раньше го- билпсь успеха при заготовке «свежья», а старший мастер по добыче тов. Жабыко пожаловался, ТАРА ДОЛЖНА БЫТЬ В нашей области только для нужд тарного производства управ­ лением рыбной промышленности совнархоза расходуется ежегодно свыше 250 тысяч кубометров де­ ловой древесины в пересчете на круглый лес. Если учесть, что к концу семилетки вылов рыбы воз­ растет в 1,6 раза по сравнению с 1958 годом, то потребность в дре­ весине составит около 400 тысяч кубометров. Между тем уже сейчас лесная промышленность не в состоянии полностью обеспечивать заявки предприятий к строек Кольского полуострова. И если не принять срочных мер, то разрыв между по­ требностью и размерами поставок еще более увеличится, а перебои в снабжении тарой могут стать препятствием на пути роста рыбо- добычи. Имеется ли выход из создав­ шегося положения? Да, имеется. — Эноноиия в большом и ма­ лом, целесообразное использование природных богатств и материаль­ ных ценностей должны быть под­ няты на уровень государственной политики, — так говорил Н. С. Хрущев в отчетном докладе на XXII съезде КПСС. Этот тезис как нельзя лучше указывает пути решения затрону-^ того мною вопроса. Ведь в процес­ се переработки круглого леса на тару около 60 процентов деловой древесины превращается в отходы — горбыль, рейки, опилки и стружку. Тара изготовляется сейчас гро­ моздкая и тяжелая. Так, напри­ мер. при уборке мороженой рыбы в ящик М: 34 вес ящиков дости­ гает 326 килограммов на каждую тонну рыбопродукции. Нужно решительно перестраи­ вать тарное производство. Наиболее эффективным меро­ приятием, но требующим времени я затрат, является замена дере­ вянных ящиков ящиками из гоф­ рированного картона. Картонные ящики по сравнению с деревянными имеют весьма существенные преимущества. Прежде всего на их изготовление расходуется в 4—5 раз меньше древесины, причем используются дрова, древесные отходы, которые сейчас в огромном количестве на­ капливаются в леспромхозах и на лесозаводах области. Они почти в 4 раза легче дере­ вянных. Значит, при перевозке рыбы по железной дороге лучше будут использоваться и вагоны. Картонные ящики в полтора— два раза дешевле деревянных, обеспечивают большую изотермич- ность и герметичность упаковки. На их изготовление не требуется гвоздей и проволоки. Применение картонных ящиков позволит не только механизиро­ вать, но и автоматизировать про­ цесс изготовления самих ящиков и всех процессов по укладке в них рыбопродукции. По подсчетам Центрального на­ учно-исследовательского институ­ та тары и упаковки одна тонна картона заменяет 10 кубометров пиломатериалов, или 15 кубомет­ ров делового круглого леса. Следовательно, применение кар­ тонных ящиков вместо деревянных в условиях Мурманска позволит сэкономить в течение года более За этими досками будущее В сентябре на БРТ «Россия» проходило испытание трехще­ левых овальных траловых до­ сок, площадью 4,5 квадратных метра с литым килем. Трал правого борта был оборудован обычными досками, применяе­ мыми у нас на флоте, трал ле­ вого борта имел эксперимен­ тальные. В процессе работы выяви­ лось, что в равных условиях трал с экспериментальными до­ сками давал уловы рыбы на 15—20 процентов выше. Распор трала с эксперимен­ тальными досками значительно больше, чем с обычными дос­ ками. При увеличении скорости траления до 5 - 7-6 миль в час они работали хорошо. Срок службы эксперимен­ тальных досок в 2 —3 раза больше, чем у обычных, так как литой киль изнашивается мед­ леннее и оковка предохраняет их от преждевременного изно­ са. Потеряв одну из экспери­ ментальных досок на «задеве», оставшуюся использовали вме­ сте с обычной. В конце рейса обычная доска пришла в не­ годность, в то время как экс­ периментальная больших из­ менении не имела. В настоящее время многие экипажи увеличивают скорость траления, добиваясь значитель­ ных успехов в работе. Но, к сожалению, применяемые тра­ ловые доски работают хорошо до скорости 4,5 миль в час. С увеличением скорости эти дос­ ки работают ненормально. Экспериментальные же доски позволяют увеличивать ско­ рость до 6 узлов. Приходится сожалеть, что потеря на «заде­ ве» одной из них прервала дальнейшие наши наблюдения. Можно сказать, однако, что в недалеком будущем многоще­ левые доски с литым килем должны быть приняты на во­ оружение тралового флота. Ог­ раничиваться одними экспери­ ментальными работами нашего экипажа нельзя. А. ЗАЙЦ ЕВ , капитан БРТ «Россия», ворили на флоте: «Соревнуются двое — выигрывают оба», то те­ перь с полным правом можно сказать: «Соревнуются группой — добиваются победы». Что это так, лишний раз убеждает друже­ ская встреча трех экипажей в порту. Чем больше будет подоб- 150 тысяч кубометров делового ных встреч, тем больше пользы круглого леса, или 100 тысяч ку- получит весь траловый флот, бометров пиломатериалов. В. ПОЛ Я РОВ. Несмотря на всю эту очевидную выгоду, картонные ящики до сего времени не нашли широкого приме­ нения в рыбной промышленности нашей области, унифицированные ящики обеспе- Разборные и складные ящики Объясняется это, главным обра- чивают наиболее полное нспользо- применяются уже в различных зом, недостатком картона, потреб- вание их объема, а также дают отраслях промышленности. Наи- ность в котором не покрывается возможность укладки в ящик од- более широкое распространение по- полностью за счет централизован- ного и того же размера большей лучили они в пищевой промыш- ных фондов. Следовательно, необ- номенклатуры продукции. ленности Московского городского ходимо организовать производство Значительно упрощается работа и областного совнархозов, тарного картона в пределах Мур- по изготовлению ящиков, пред- По расчетам лаборатории тары майского экономического района, ставляется широкая возможность Мосгорсовнархоза, при замене У нас есть и другие пути эконо- механизации основных процессов обычных дощатых ящиков разово- мии древесины и снижения себе- производства ящичной тары, улуч- го использования многооборотными стоимости тары. Одним из них яв- шаются условия снабжения тарой получена экономия: деловой дре- ляется унификация размеров де- рыбокомбината. весины в круглом исчислении око- ревянных ящиков. Унификация размеров ящиков ло ^ кубометров, гвоздей и >па- * j ЛЕГКОЙ И ДЕШЕВОЙ 400 В настоящее время на рыбо- позволит сэкономить 3—4 тысячи явочной стальнои комбинате для уборки основных " убоме; Р °% ^ повог« средств около 80 рублей на каж видов рыбопродукции использует- в Г°Д* иа — *20 тысяч рублей v д ______ ______ ленты более килограммов, денежных ся 9 различных типоразмеров де- снизить стоимость тары, умень- ду“ тысячу ящиков, ревянных ящиков. Для изготовле- шить вес тары на тонну продук- Применение ящиков со съемной ния их применяется тарная дощеч- «ии. крышкой для уборки консервов на ка двадцати пяти различных раз- Внедрение в производство унв- судах тр3 ч н а и и т г ч п , - " меров по длине и семи размеров фицированных ящиков может быть зволило бы ^кономить зна по толщине. Зачастую размеры осуществлено с использованием ное количество ’ V7IV ~ дощечек отличаются один от дру- установленного на бондарном за- сить производи'т^ ” пп„ Л ппкй гого всего на 2—3 миллиметра, воде оборудования, а также су- шить условия тр}д В этих условиях крайне ослож- ществующего на рыбокомбинате К0НсеРв&в в ящики, няется напиловка тарных доще- оборудования холодильных устано- Надо надеяться, что Мурман- чек, их транспортировка и исполь- вок и средств механизации без их ский совнархоз рассмотрит наши зованЕе в производстве. Многооб- переделки и без снижения произ- предложения и примет соответст- разие типов и размеров ящиков водительности труда рабочих. вующее решение. Этого требуют осложняет работу и рыбокомби- Значительной экономии древе- интервеь.! нашегсi государства. на™- сины и снижения стоимости тары А- Ч у г р ь ь в , начальник Предварительные расчеты и ук- можно достигнуть путем замены центральной заводской лаоо- ладка рыбопродукции в опытные существующих ящиков пазового ратории бондарного завода, ящики показывают, что число раз- обращения — многооборотными, меров ящиков может быть сокра- разборными, разборно-складными «РЫБНЫЙ МУРМАН» щено до трех—четырех. При этом и складными. ' 28 ноября 1961 г,* 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz