Рыбный Мурман. 1961 г. Ноябрь.
JB ж и з н ь соревнование б о л ь 1 X 1 с и л а Встреча в порту трех соревнующихся экипажей Так бывает не часто.- Обычно дружеское соперничество двух или нескольких экипажей в море на чинается, в море и заканчивает ся. Моряки только слышат друг друга по радио, да и то не все: капитан, как правило, помполит, изредка старший мастер по добы че или мастер по обработке рыбы. Командиры траулеров «Уссури- ец», «И. Сивко», «Тралмейстер», экипажа которых в последнем рейсе участвовали в групповом соревновании, тоже часто встре чались в эфире, обсуждали обста новку на промысле, советовались, помогали друг другу. На днях эти три корабля при шли в порт. С рейсовыми задани ями справились все, но в трю мах судов далеко не одинаковое количество рыбы. В чем же причина? Почему мо ряки траулеров, промышлявших вблизи друг от друга, добились различных результатов? Эти воп росы волновали всех, кто пришел 22 ноября на встречу трех сорев нующихся экипажей. Состоялась она в салоне трау лера «Уссуриец». Хозяева были представлены наиболее полно: ка питан тов. Петров, старший меха ник тов. Езерский, старший ма стер по добыче тов. Мошков, его помощники тт. Шесталов и Самсо нов, мастер по обработке тов. Чер тов, матросы тт. Ярошкевич, Со- йолов и многие другие. Но и го стей пришло немало, в салоне стало тесно. Лучше всех в последнем рейсе сработал экипаж траулера «Уссу риец». Его капитану и предоста вили слово первому. Говорил он по-морскому: коротко и ясно. Уже перед выходом на промы сел, сказал он, мы стараемся по лучить наиболее полное представ ление о том, где и как ловится рыба. Захожу к капитану-настав- нику, анализирую сводки. Выби рая предстоящий район промысла, учитываем ассортимент рыбы, ко торая там ловится. Это важно, потому что у нас судно делает «свежьевые» рейсы. Большое значение придаем под готовке траулера к промыслу. В общем, не отдадим концы, если на судне нет чего-либо. Ну, конечно, первая забота — об орудиях лова. Все это знают, по не везде дело обстоит благопо лучно. Я здесь капитаном четвер тый год, с нашим тралмейстером Мошковым уже два года. Много было у нас разговоров о том, как лучше вооружить трал, приспосо бить его к особенностям нашего корабля. На правом борту у нас трал что у них клячовки-плохо работа ют. Разбираться в этом вопросе стали сразу три старших мастера по добыче, три капитана, да и остальные старались помочь това рищам по ме>ре своих сил. Когда речь за шла о работе вахт на палубе, выяс нилось, что на «Уссурийце» спу- 25-метровый, по центру он воору- скаюг и поднимают трал быстрее, жеп шестью 400-миллиметровыми чем, например, на «Тралмейсте- бобинцами, на каждый из них при- ре». Почему так происходит? ходится по 8 килограммов груза, ^ ^ давайте сделаем вот что, не считая резины. вставил слово старший меха- Трал работает хорошо, «колес» ник «Тралмейстера» тов. Ашаха- никогда не^ бывает, даже^при са- Н0Й> — пусть одна вахта с «Ус- мой плохой ^ промысловой обета- сурийца» в полном составе во новке. Левый трал вооружен ина- главе с тралмейстером сходит рейс че^ причем 500-миллиметровыми у нас цм со стороны виднее бу- бооинцами. Применяем их в зави- дут няши недостатки. симости от грунта. д этому поводу разгорелся Хотя машина у нас всего „ J 650 л. с., скорость стараемся жаркий спор. И очень жаль, что держать повышенную — от 3-х до он закончился неопределенно. 4-х миль. - Ведь старший механик сделал за- Успех, как известнр, слагается мечательное предложение, из многих факторов. Капитан тов. q делах своих экипажей расска- Петров рассказал о промысловом заля капи,тан «Тралмейстера» тов. судовождении, о том, как они еле- ч ерНЫШОВ и капитан «И. Сивко» дят за продвижением косяка, что тов Полысалов. Результаты по- помогает им иметь высокие уловы. следнего рейса у них слабее, чем Тов. Петров тепло говорил о рабо- н а « у ССу р и й ц е » > н о и о н и не о с те палубной и машинной команд, тались в еццде. Групповое сорев- особо подчеркнул важную роль ноьапие и им принесло большую соревнования. пользу, ведь задания-то у . всех Слаженная работа коллектива вьшолнены обеспечила перевыполнение годо- * вого плана в течение двух послед- ® дни предсъездовской вах- них лет. И 1961 род моряки пол- ТЬ1, сказал тов. Полысалов, ны решимости завершить не хуже. наши моряки добились больших Хотя командир «Уссурийца» до- Успехор- Был выполнен не только ложил собравшимся обстоятельно г°Д°в°и план, но и социалистиче- и подробно о работе экипажа, сра- ское обязательство. Правда, в по зу же, как только он закончил слеДнем Реисе мы оказались на свое выступление, посыпались во- последнем месте в групповом со- ревновании, но эта беда попра- ‘ вимая. Такое соревнование — Больше всех вопросов задавали большая сила, будем продолжать моряки «Тралмейстера». Мастер по его и д а л ь ш е > дто поможет нам обработке рыбы тов. Савич поин- pag0TaTb еще лучше. тересовался, как «соперники» до- „ „ и ’ Капитан прав. Если раньше го- билпсь успеха при заготовке «свежья», а старший мастер по добыче тов. Жабыко пожаловался, ТАРА ДОЛЖНА БЫТЬ В нашей области только для нужд тарного производства управ лением рыбной промышленности совнархоза расходуется ежегодно свыше 250 тысяч кубометров де ловой древесины в пересчете на круглый лес. Если учесть, что к концу семилетки вылов рыбы воз растет в 1,6 раза по сравнению с 1958 годом, то потребность в дре весине составит около 400 тысяч кубометров. Между тем уже сейчас лесная промышленность не в состоянии полностью обеспечивать заявки предприятий к строек Кольского полуострова. И если не принять срочных мер, то разрыв между по требностью и размерами поставок еще более увеличится, а перебои в снабжении тарой могут стать препятствием на пути роста рыбо- добычи. Имеется ли выход из создав шегося положения? Да, имеется. — Эноноиия в большом и ма лом, целесообразное использование природных богатств и материаль ных ценностей должны быть под няты на уровень государственной политики, — так говорил Н. С. Хрущев в отчетном докладе на XXII съезде КПСС. Этот тезис как нельзя лучше указывает пути решения затрону-^ того мною вопроса. Ведь в процес се переработки круглого леса на тару около 60 процентов деловой древесины превращается в отходы — горбыль, рейки, опилки и стружку. Тара изготовляется сейчас гро моздкая и тяжелая. Так, напри мер. при уборке мороженой рыбы в ящик М: 34 вес ящиков дости гает 326 килограммов на каждую тонну рыбопродукции. Нужно решительно перестраи вать тарное производство. Наиболее эффективным меро приятием, но требующим времени я затрат, является замена дере вянных ящиков ящиками из гоф рированного картона. Картонные ящики по сравнению с деревянными имеют весьма существенные преимущества. Прежде всего на их изготовление расходуется в 4—5 раз меньше древесины, причем используются дрова, древесные отходы, которые сейчас в огромном количестве на капливаются в леспромхозах и на лесозаводах области. Они почти в 4 раза легче дере вянных. Значит, при перевозке рыбы по железной дороге лучше будут использоваться и вагоны. Картонные ящики в полтора— два раза дешевле деревянных, обеспечивают большую изотермич- ность и герметичность упаковки. На их изготовление не требуется гвоздей и проволоки. Применение картонных ящиков позволит не только механизиро вать, но и автоматизировать про цесс изготовления самих ящиков и всех процессов по укладке в них рыбопродукции. По подсчетам Центрального на учно-исследовательского институ та тары и упаковки одна тонна картона заменяет 10 кубометров пиломатериалов, или 15 кубомет ров делового круглого леса. Следовательно, применение кар тонных ящиков вместо деревянных в условиях Мурманска позволит сэкономить в течение года более За этими досками будущее В сентябре на БРТ «Россия» проходило испытание трехще левых овальных траловых до сок, площадью 4,5 квадратных метра с литым килем. Трал правого борта был оборудован обычными досками, применяе мыми у нас на флоте, трал ле вого борта имел эксперимен тальные. В процессе работы выяви лось, что в равных условиях трал с экспериментальными до сками давал уловы рыбы на 15—20 процентов выше. Распор трала с эксперимен тальными досками значительно больше, чем с обычными дос ками. При увеличении скорости траления до 5 - 7-6 миль в час они работали хорошо. Срок службы эксперимен тальных досок в 2 —3 раза больше, чем у обычных, так как литой киль изнашивается мед леннее и оковка предохраняет их от преждевременного изно са. Потеряв одну из экспери ментальных досок на «задеве», оставшуюся использовали вме сте с обычной. В конце рейса обычная доска пришла в не годность, в то время как экс периментальная больших из менении не имела. В настоящее время многие экипажи увеличивают скорость траления, добиваясь значитель ных успехов в работе. Но, к сожалению, применяемые тра ловые доски работают хорошо до скорости 4,5 миль в час. С увеличением скорости эти дос ки работают ненормально. Экспериментальные же доски позволяют увеличивать ско рость до 6 узлов. Приходится сожалеть, что потеря на «заде ве» одной из них прервала дальнейшие наши наблюдения. Можно сказать, однако, что в недалеком будущем многоще левые доски с литым килем должны быть приняты на во оружение тралового флота. Ог раничиваться одними экспери ментальными работами нашего экипажа нельзя. А. ЗАЙЦ ЕВ , капитан БРТ «Россия», ворили на флоте: «Соревнуются двое — выигрывают оба», то те перь с полным правом можно сказать: «Соревнуются группой — добиваются победы». Что это так, лишний раз убеждает друже ская встреча трех экипажей в порту. Чем больше будет подоб- 150 тысяч кубометров делового ных встреч, тем больше пользы круглого леса, или 100 тысяч ку- получит весь траловый флот, бометров пиломатериалов. В. ПОЛ Я РОВ. Несмотря на всю эту очевидную выгоду, картонные ящики до сего времени не нашли широкого приме нения в рыбной промышленности нашей области, унифицированные ящики обеспе- Разборные и складные ящики Объясняется это, главным обра- чивают наиболее полное нспользо- применяются уже в различных зом, недостатком картона, потреб- вание их объема, а также дают отраслях промышленности. Наи- ность в котором не покрывается возможность укладки в ящик од- более широкое распространение по- полностью за счет централизован- ного и того же размера большей лучили они в пищевой промыш- ных фондов. Следовательно, необ- номенклатуры продукции. ленности Московского городского ходимо организовать производство Значительно упрощается работа и областного совнархозов, тарного картона в пределах Мур- по изготовлению ящиков, пред- По расчетам лаборатории тары майского экономического района, ставляется широкая возможность Мосгорсовнархоза, при замене У нас есть и другие пути эконо- механизации основных процессов обычных дощатых ящиков разово- мии древесины и снижения себе- производства ящичной тары, улуч- го использования многооборотными стоимости тары. Одним из них яв- шаются условия снабжения тарой получена экономия: деловой дре- ляется унификация размеров де- рыбокомбината. весины в круглом исчислении око- ревянных ящиков. Унификация размеров ящиков ло ^ кубометров, гвоздей и >па- * j ЛЕГКОЙ И ДЕШЕВОЙ 400 В настоящее время на рыбо- позволит сэкономить 3—4 тысячи явочной стальнои комбинате для уборки основных " убоме; Р °% ^ повог« средств около 80 рублей на каж видов рыбопродукции использует- в Г°Д* иа — *20 тысяч рублей v д ______ ______ ленты более килограммов, денежных ся 9 различных типоразмеров де- снизить стоимость тары, умень- ду“ тысячу ящиков, ревянных ящиков. Для изготовле- шить вес тары на тонну продук- Применение ящиков со съемной ния их применяется тарная дощеч- «ии. крышкой для уборки консервов на ка двадцати пяти различных раз- Внедрение в производство унв- судах тр3 ч н а и и т г ч п , - " меров по длине и семи размеров фицированных ящиков может быть зволило бы ^кономить зна по толщине. Зачастую размеры осуществлено с использованием ное количество ’ V7IV ~ дощечек отличаются один от дру- установленного на бондарном за- сить производи'т^ ” пп„ Л ппкй гого всего на 2—3 миллиметра, воде оборудования, а также су- шить условия тр}д В этих условиях крайне ослож- ществующего на рыбокомбинате К0НсеРв&в в ящики, няется напиловка тарных доще- оборудования холодильных устано- Надо надеяться, что Мурман- чек, их транспортировка и исполь- вок и средств механизации без их ский совнархоз рассмотрит наши зованЕе в производстве. Многооб- переделки и без снижения произ- предложения и примет соответст- разие типов и размеров ящиков водительности труда рабочих. вующее решение. Этого требуют осложняет работу и рыбокомби- Значительной экономии древе- интервеь.! нашегсi государства. на™- сины и снижения стоимости тары А- Ч у г р ь ь в , начальник Предварительные расчеты и ук- можно достигнуть путем замены центральной заводской лаоо- ладка рыбопродукции в опытные существующих ящиков пазового ратории бондарного завода, ящики показывают, что число раз- обращения — многооборотными, меров ящиков может быть сокра- разборными, разборно-складными «РЫБНЫЙ МУРМАН» щено до трех—четырех. При этом и складными. ' 28 ноября 1961 г,* 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz