Рыбный Мурман. 1961 г. Ноябрь.
ЧИТАТЕЛЬ Отклики на статью В. Васильева «Новые ППСС и маневрирование \ М . Л . М . М . V V М Л ПРОДОЛЖАЕТ 1 рЫболовнЫх судов во время совместного РАЗГОВОР... \ промысла» ПРОЕКТ ДАЛЕКО НЕ СОВЕРШЕНЕН Находясь в Северной Атланти ке, у берегов Канады, мы встре чаемся с промышляющими* там рыболовными траулерами различ ных стран, которые при работе с тралом как днем, так и ночью носят сигналы, не предусмотрен ные ППСС 1948 года. Кроме ос новных (опознавательных), ночью можно наблюдать, огни добавоч ные, а именно: португальские, испанские рыболовные суда, идя с тралом, включают бортовые отли чительные огни. При отдаче сто пора до подъема трала на борт — включают дополнительно ко всем огням 2 красных огня, чвертикаль- но расположенных над ходовым мостиком. Рыболовные суда Канады, Ис ландии, Германии при подъеме трала (или спуске) включают бе лые огни вертикально расположен ные над ходовым мостиком. На испанских и португальских кооаблях днем поднимают на вид ном месте вместо корзины — ко нус, вершиной вверх. Суда других государств поднимают корзину. Наши же корабли несут сигналы, предусмотренные ППСС 1948 го да. но в ночное время при подъеме (спуске) трала включают на фок- мачте белый клотиковый огонь. Такое неузаконенное выставле ние дневных и ночных сигналов, не предусмотренных ППСС-48, вво дит в заблуждение судоводителей. Вполне своевременно появилась необходимость выработать правила совместного плавания рыболовных судов, которые должны быть уза конены международной конвенци ей. Но проект «Правил сигнализа-. ции и расхождения в море рыбо ловных судов при совместном про мысле (ПСП)», разработанный в Мурманском высшем * мореходном училище, имеет ряд недостатков: установление на фок-мачте до полнительных сигнальных огней к опознавательным нецелесообразно, так как в случае выхода из строя одного из огней в море не всегда можно устранить повреждение. Выход же этих огней из строя может происходить часто, ибо во время подъема улова фок-мачта испытывает сильные колебания. В данном случае, мне кажется, было бы целесообразным использо вать систему белых огней, верти кально расположенных над верх ним мостиком, включающихся при спуске трала (выметке сетей) и подъема (выборке) орудий лова. Это удобно уже потому, что если один из огней выйдет из строя, его можно быстро ввести в действие. Если говорить о том, что эти огни над верхним мостиком могут затруднить распознавание сигнала из-за значительного соседства бе лых огней, то практика это отвер гает. На судах имеются различные звуковые аппараты (паровой сви сток, сирена, тифон и т. д.), пода ющие сигналы разных тонов. По этому введение сирены, звук ко торой должен отличаться от всех применямых на судах сигнальных аппаратов, практически невозмо жен. Кроме того, нагромождение звуковых сигналов разных тонов будет затруднять работу судоводи теля. Предлагаемое правило 26 ПСП оговаривается правилом 27, что недопустимо. Считаю, что их надо объединить в одно, в котором ука зать действия судов, буксирующих трал, поднимающих (спускающих) трал, находящихся на «задезе» и т. д. Введение дополнительных днев ных сигналов при подъеме и спус ке трала, по моему мнению, не обязательно, так как это будет рассеивать внимание судоводите ля. В дневное время можно рас смотреть и установить, что делает то или другое рыболовное судно. Эти недостатки далеко не пол ностью охватывают все то, что можно сказать о проекте ПСП. Только обсуждение его широким кругом судоводителей позволит высказать единое мнение о пред ложенном проекте ПСП. А. ЗАЙЦ ЕВ , капитан трау лера «Россия». Встреча передовиков тралового флота 21 ноября во Дворце культуры имени С. М. Кирова состоялся вечер ударников коммунистического . труда и передовиков произ водства тралового флота. Перед собравшимися выступил делегат X X II съезда КПСС, начальник управления тралового флота тов. Филиппов. Затем слово было предоставлено капитану траулер* «Капитан Демидов» тов. Волкову, матросу с траулера «Мацеста», ударнику коммунистического труда тов.. Супрунову, секретарю парт организации траулера «Ярославль» тов. Глазунову ;н мастеру по до* быче рыбы с траулера «А. Бредов», ударнику коммунистического труда тов. Иванову. Они рассказали о своей работе и труде свояк товарищей, о своих планах на будущее. В заключение был дан концерт. По-моему, это хорошо Из м е н я т ь сигналы, у ч и т ыв а я мо р с к ую пр а к т ику Когда я прочел статью В. Ва сильева «Новые ППСС и манев рирование рыболовных судов во время совместного промысла», на печатанную в «Рыбном Мурмане», мне захотелось высказать по это му поводу ряд замечаний. В статье идет речь о замене трехцветного фонаря. Но надо ли это делать? Мне, кажется, нет. Как известно всем судоводителям, трехцветный фонарь делится на три сектора, из которых два цвет ных (красный и зеленый) по 8 румбов каждый и белый 4 румба. Фонарь имеет освещение по гори зонту 20 румбов. Если произвести замену этого фонаря зеленым ог нем, имеющим освещение 32 рум ба, то это только усложнит опре деление движения соседнего суд на. Правда, автор статьи «склады вает эти обязанности» на фонарь, находящийся на грот-мачте, но я думаю, этого недостаточно, так как фонарь, находящийся на грот- мачте. имеет освещение по гори зонту 20 румбов непрерывным бе лым светом. В практике часто встречаются случаи, когда требуется опреде лить направление движения судна с точностью до одного—двух рум бов. При наличии трехцветного фонаря это можно сделать. При работе в большой группе судов часто наблюдается разделе ние судов на отдельные группы, работающие курсами, отличающи мися от курсов основной группы и иногда проходящими под углом в 90 градусов. Вот здесь особенно важную роль играет трехцветный фонарь. Судоводитель, ориентиру ясь по секторам, может точно сказать, когда у него судно, кото рому он пересекает курс, будет на траверзе (судя по белому секто ру). Учитывая, что белый сектор мат. то малейшее изменение кур са в ту или другую сторону суд ном будет сразу замечено. Ду маю. «то. имея зеленый огонь вме сто трехцзегного, это сделать бу дет труднее, а огонь, находящийся на грот-мачте, не даст столь ясной картины, исключая тот случай, когда огни другого судна будут находиться в створе. Поэтому нет смысла производить замену трех цветного фонаря. На мой взгляд, это не облегчит работу судоводи телям. . . Другое дело — огни, указыва ющие на занятость траулера в данное время. Этот вопрос часто поднимался на флоте и, в конеч ном итоге, по сей день не решен. Каждый судоводитель, который работал в группе с иностранными траулерами, может точно сказать, чем занимается траулер в данное времд, судя по огням, которые они включают над рубкой. Этого впол не достаточно для того, чтобы определить, чем занимается трау лер. Автор статьи предлагает вклю чать синий и белый огнн, которые будут указывать, чем траулер за нимается в данное время. Можно было бы согласиться, но автор сам делает замечание в отношении ви димости синего огня. Приходится зачастую работать в условиях та кой видимости, когда она не огра ничена и в то же время атмосфе ра недостаточно ясна. В этих слу чаях синий огонь не будет усмат риваться с достаточной ясностью, тогда как белые огни при такой видимости усматриваются хорошо на расстоянии 3—4 миль. Надо также учесть, что при вытравлива нии ваеров траулер проходит рас стояние, равное 8—!2 кабельто вым. Так что к Моменту окончания травления ваеров траулер может находиться в непосредственной близости от судна,* поднимающего трал. Поэтому, мне кажется, си ний огонь не будет удовлетворять тем требованиям, которые ему предъявляют. Применяемая в настоящее вре мя система сигнализации на ино странных траулерах (включение белого и двух белых огней) могла бы найти место и у нас на флоте. Эти огни надо расположить выше прожекторов, находящихся на мо стике (рубке). Говоря о возможности распоз- H Jrs суда, занятые рыбной ловлей, то, мне кажется, здесь и без того все ясно, так как правила, в кото рых указываются огни и сигналы, поднимаемые днем," дают возмож ность определить суда, занимаю щиеся промыслом. Но важно и то, что суда, занятые рыбной ловлей, почти никогда не ходят в одиноч ку, а обычно собираются малыми или большими группами. Это у судоводителей проходящих мимо судов должно усиливать бдитель ность и внимание при расхожде нии с судами, ведущими промы сел. - Изменение звукового сигнала, который сейчас существует и ко торый, кстати сказать, полностью не выполняется многими судово дителями, создает еще одно затруднение, которое не даст возможности определить, чем за нимается то или иное судно при наличии плохой видимости, осо бенно в густом тумане. Если пола гаться на пеленги, как это реко мендует хорошая морская практи ка, то не всегда возможно, осо бенно при большом скоплении су дов, определить, чем занимается тот или иной траулер (травление ваеров, подъем трала, выбрасыва ние трала за борт или траулер де лает циркуляцию). Среди судово дителей сейчас существуют непи саные правила, которые во мно гом помогают им даже при очень плохой видимости распознавать, чем занимаются находящиеся во круг суда. А. СКИРДА, капитан трау лера «Очаков». В нашей газете «Рыбный Мур- маи» 16 ноября помещена большая и весьма нужная статья старшего преподавателя Высшего мореход ного училища В. М. Васильева «Новые ППСС и маневрирование рыболовных судов во время сов местного промысла». Известно, что в нашем рыболовном флоте ава рийные случаи не уменьшаются. Государству от аварий наносятся огромный ущерб, и надо приветст вовать усилия по созданию «Пра вил сигнализации и расхождения в море рыболовных судов при со вместном промысле» (ПСП ). Уж если эти правила назвали тремя буквами, то длинное и незапоми нающееся название следует заме нить. Гораздо легче сказать «Пра вила совместного плавания». Лучшие правила те, которые да ются в кратких, четких, целеуст ремленных формулировках. Они хорошо запоминаются и их легко выполнять. Вот почему поддержи ваю «Таблицу промысловой сигна лизации», предложенную тов. Ва сильевым. Всем судоводителям из вестно беспокойство за действия соседнего траулера, который под нимает и спускает трал, особенно тех судов, что находятся вблизи предполагаемого курса своего суд на. Что он будет делать в момент прохождения его до траверза и после? Будет ли он делать цирку ляцию? Быстро меняющиеся глу бины, особенно вблизи океанского свала, при небольшом отвороте приведут к задевам или пролову. Вот почему иногда и тех рекомен дованных четырех кабельтовых при встрече с соседним судном не соблюдают. А прицельное траление, которое дает нанвысший экономический эффект, заставляет сближаться до 0,5 кабельтова, иначе не попадешь на пятно (косяк) рыбы, и пролов обеспечен. Вот почему важно знать, что делает сосед. И в таб лице это отражено. При пуске и подъеме трала ноч ные сигналы хороши, и они будут соблюдаться, ибо раньше в раз рез ППСС выключался трехцвег- ный фонарь. Днем, по моему мне нию, при спуске и подъеме трала следует поднимать только черный конус (под опознавательным сиг налом) вершиной кверху. При вы метке сетей то же самое, а при выборке поднимать только опозна вательный сигнал, так как судо водители приближающегося трау лера всегда могут различить, что судно выбирает сети. Перевертывать конус, по-моему, не обязательно. Нам следует раз гружать помощников капитанов для более важных наблюдений. Да и практически знать важно лишь то, когда судно будет де лать циркуляцию, а что при спус ке или подъеме, это совершенно не имеет значения. Да и помощники будут забывать конус переверты вать. Надо исключить синий клотико вый огонь, когда судно на задеве, ибо фонарь кругом горизонта мож но принять за люстру на мачте. Когда судно на задеве, к якорному огню следует добавлять два крас ных огня, расположенных верти кально. Тогда ни один траулер близко не подойдет и якорный огонь не даст спутать с сигналом сцепления двух судов. Звуковые сигналы во время спуска и подъема трала, дополни тельно к основному, давать сире ной два длинных. И если после этих сигналов траулер будет да вать только опознавательный — значит он спускает трал и дол жен травить ваера полным ходом, надо быть настороже другим. И наоборот, если после опознава тельных он начал давать два сиг нала длинных сиреной, то он под нимает трал. К правилу 29 после слов «на правления и скорости течения», следовало бы добавить «и разно сти водоизмещения с рядом лежа щих судов в дрейфе с сетями»* Если водоизмещение судна боль ше, то под ветром ему нужно иметь свободный проход, ибо оно будет дрейфовать быстрее, чем су да с меньшим водоизмещением. С. ЕД ЕМС К ИИ, капитан экспедиционного судна «Се вастополь». Вопрос давно назрел Д л я обеспечения безопасности п л а в а н и я Служба главного капитана рыб ного порта провела ряд меропри ятий для обеспечения безопасно сти плавания кораблей во время туманов. Установлен автоматиче ский колокол на нулевом причале. Он будет служить неплохим ори ентиром для судоводителей при подходе к порту. Ограждена Халдеевская банка. На ней установлен зеленый огонь. Как только будут разработаны схемы, колокола-автоматы появят ся на одиннадцатом и глубоковод ном причалах. Проект, предложенный тов. Ва сильевым, в большинстве своем является тем, чего ждут давно уже промысловики. Но в ряде слу чаев я не согласен с ним. Дело в том. что сирены в тра ловом флоте имеются лишь на су дах финской постройки. Большин ство же кораблей тралового и сельдяного флотов их не имеют. Не имеют сирен также и многие иностранные траулеры. Один этот факт говорит о том, что постанов ка дополнительных сигнальных устройств на такой массе судов является не совсем приемлемой. Кроме того, если принять во внимание тот факт, что при пло хой видимости часто в непосред ственной близости друг от друга собирается до 5 и более судов, то наличие на всех их сирен создаст такие условия, когда судоводителю трудно будет установить маневрен ное состояние того или иного ко рабля. Я предлагаю в момент маневри рования судна (спуск, подъем и т. д.) сигнализировать по ранее принятой системе сигнализации в нашем флоте, в варианте, не иду щем в разрез с ППСС редакция 1960 года. Например, можно, кроме основ ных сигналов или вместо них, во время спуска и подъема орудий лова давать сигналы типа (два ко ротких, один длинный или два ко- ротких-длинный-короткий) или какие-либо другие. Ведь судно, спускающее или поднимающее ору дия лова, — это далеко еще не судно, идущее с тралом или про мышляющее каким-либо другим способом. В этот момент оно го* раздо более стеснено в маневрен ности, например, нельзя отвер нуть в сторону, обратную рабоче му борту, — можно обрубить в^е- ра или намотать на винт орудия лова. В. Д ЕМ ЬЯН ЕН КО , штур- ~ман дальнего плавания. И. о. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. Газета выходи? по вторникам, четвергам и субботам. Адрес редакции: Комсомольская улица, дом Ht 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры ■ быта, писем __ АТС рыбного порта 2-75 я 28-87, партийной жизни, промышленный— 4-33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда». Зак. 5070. Тир. 4940. ПН-06005
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz