Рыбный Мурман. 1961 г. Ноябрь.

ЧИТАТЕЛЬ Отклики на статью В. Васильева «Новые ППСС и маневрирование \ М . Л . М . М . V V М Л ПРОДОЛЖАЕТ 1 рЫболовнЫх судов во время совместного РАЗГОВОР... \ промысла» ПРОЕКТ ДАЛЕКО НЕ СОВЕРШЕНЕН Находясь в Северной Атланти­ ке, у берегов Канады, мы встре­ чаемся с промышляющими* там рыболовными траулерами различ­ ных стран, которые при работе с тралом как днем, так и ночью носят сигналы, не предусмотрен­ ные ППСС 1948 года. Кроме ос­ новных (опознавательных), ночью можно наблюдать, огни добавоч­ ные, а именно: португальские, испанские рыболовные суда, идя с тралом, включают бортовые отли­ чительные огни. При отдаче сто­ пора до подъема трала на борт — включают дополнительно ко всем огням 2 красных огня, чвертикаль- но расположенных над ходовым мостиком. Рыболовные суда Канады, Ис­ ландии, Германии при подъеме трала (или спуске) включают бе­ лые огни вертикально расположен­ ные над ходовым мостиком. На испанских и португальских кооаблях днем поднимают на вид­ ном месте вместо корзины — ко­ нус, вершиной вверх. Суда других государств поднимают корзину. Наши же корабли несут сигналы, предусмотренные ППСС 1948 го­ да. но в ночное время при подъеме (спуске) трала включают на фок- мачте белый клотиковый огонь. Такое неузаконенное выставле­ ние дневных и ночных сигналов, не предусмотренных ППСС-48, вво­ дит в заблуждение судоводителей. Вполне своевременно появилась необходимость выработать правила совместного плавания рыболовных судов, которые должны быть уза­ конены международной конвенци­ ей. Но проект «Правил сигнализа-. ции и расхождения в море рыбо­ ловных судов при совместном про­ мысле (ПСП)», разработанный в Мурманском высшем * мореходном училище, имеет ряд недостатков: установление на фок-мачте до­ полнительных сигнальных огней к опознавательным нецелесообразно, так как в случае выхода из строя одного из огней в море не всегда можно устранить повреждение. Выход же этих огней из строя может происходить часто, ибо во время подъема улова фок-мачта испытывает сильные колебания. В данном случае, мне кажется, было бы целесообразным использо­ вать систему белых огней, верти­ кально расположенных над верх­ ним мостиком, включающихся при спуске трала (выметке сетей) и подъема (выборке) орудий лова. Это удобно уже потому, что если один из огней выйдет из строя, его можно быстро ввести в действие. Если говорить о том, что эти огни над верхним мостиком могут затруднить распознавание сигнала из-за значительного соседства бе­ лых огней, то практика это отвер­ гает. На судах имеются различные звуковые аппараты (паровой сви­ сток, сирена, тифон и т. д.), пода­ ющие сигналы разных тонов. По­ этому введение сирены, звук ко­ торой должен отличаться от всех применямых на судах сигнальных аппаратов, практически невозмо­ жен. Кроме того, нагромождение звуковых сигналов разных тонов будет затруднять работу судоводи­ теля. Предлагаемое правило 26 ПСП оговаривается правилом 27, что недопустимо. Считаю, что их надо объединить в одно, в котором ука­ зать действия судов, буксирующих трал, поднимающих (спускающих) трал, находящихся на «задезе» и т. д. Введение дополнительных днев­ ных сигналов при подъеме и спус­ ке трала, по моему мнению, не обязательно, так как это будет рассеивать внимание судоводите­ ля. В дневное время можно рас­ смотреть и установить, что делает то или другое рыболовное судно. Эти недостатки далеко не пол­ ностью охватывают все то, что можно сказать о проекте ПСП. Только обсуждение его широким кругом судоводителей позволит высказать единое мнение о пред­ ложенном проекте ПСП. А. ЗАЙЦ ЕВ , капитан трау­ лера «Россия». Встреча передовиков тралового флота 21 ноября во Дворце культуры имени С. М. Кирова состоялся вечер ударников коммунистического . труда и передовиков произ­ водства тралового флота. Перед собравшимися выступил делегат X X II съезда КПСС, начальник управления тралового флота тов. Филиппов. Затем слово было предоставлено капитану траулер* «Капитан Демидов» тов. Волкову, матросу с траулера «Мацеста», ударнику коммунистического труда тов.. Супрунову, секретарю парт­ организации траулера «Ярославль» тов. Глазунову ;н мастеру по до* быче рыбы с траулера «А. Бредов», ударнику коммунистического труда тов. Иванову. Они рассказали о своей работе и труде свояк товарищей, о своих планах на будущее. В заключение был дан концерт. По-моему, это хорошо Из м е н я т ь сигналы, у ч и т ыв а я мо р с к ую пр а к т ику Когда я прочел статью В. Ва­ сильева «Новые ППСС и манев­ рирование рыболовных судов во время совместного промысла», на­ печатанную в «Рыбном Мурмане», мне захотелось высказать по это­ му поводу ряд замечаний. В статье идет речь о замене трехцветного фонаря. Но надо ли это делать? Мне, кажется, нет. Как известно всем судоводителям, трехцветный фонарь делится на три сектора, из которых два цвет­ ных (красный и зеленый) по 8 румбов каждый и белый 4 румба. Фонарь имеет освещение по гори­ зонту 20 румбов. Если произвести замену этого фонаря зеленым ог­ нем, имеющим освещение 32 рум­ ба, то это только усложнит опре­ деление движения соседнего суд­ на. Правда, автор статьи «склады­ вает эти обязанности» на фонарь, находящийся на грот-мачте, но я думаю, этого недостаточно, так как фонарь, находящийся на грот- мачте. имеет освещение по гори­ зонту 20 румбов непрерывным бе­ лым светом. В практике часто встречаются случаи, когда требуется опреде­ лить направление движения судна с точностью до одного—двух рум­ бов. При наличии трехцветного фонаря это можно сделать. При работе в большой группе судов часто наблюдается разделе­ ние судов на отдельные группы, работающие курсами, отличающи­ мися от курсов основной группы и иногда проходящими под углом в 90 градусов. Вот здесь особенно важную роль играет трехцветный фонарь. Судоводитель, ориентиру­ ясь по секторам, может точно сказать, когда у него судно, кото­ рому он пересекает курс, будет на траверзе (судя по белому секто­ ру). Учитывая, что белый сектор мат. то малейшее изменение кур­ са в ту или другую сторону суд­ ном будет сразу замечено. Ду­ маю. «то. имея зеленый огонь вме­ сто трехцзегного, это сделать бу­ дет труднее, а огонь, находящийся на грот-мачте, не даст столь ясной картины, исключая тот случай, когда огни другого судна будут находиться в створе. Поэтому нет смысла производить замену трех­ цветного фонаря. На мой взгляд, это не облегчит работу судоводи­ телям. . . Другое дело — огни, указыва­ ющие на занятость траулера в данное время. Этот вопрос часто поднимался на флоте и, в конеч­ ном итоге, по сей день не решен. Каждый судоводитель, который работал в группе с иностранными траулерами, может точно сказать, чем занимается траулер в данное времд, судя по огням, которые они включают над рубкой. Этого впол­ не достаточно для того, чтобы определить, чем занимается трау­ лер. Автор статьи предлагает вклю­ чать синий и белый огнн, которые будут указывать, чем траулер за­ нимается в данное время. Можно было бы согласиться, но автор сам делает замечание в отношении ви­ димости синего огня. Приходится зачастую работать в условиях та­ кой видимости, когда она не огра­ ничена и в то же время атмосфе­ ра недостаточно ясна. В этих слу­ чаях синий огонь не будет усмат­ риваться с достаточной ясностью, тогда как белые огни при такой видимости усматриваются хорошо на расстоянии 3—4 миль. Надо также учесть, что при вытравлива­ нии ваеров траулер проходит рас­ стояние, равное 8—!2 кабельто­ вым. Так что к Моменту окончания травления ваеров траулер может находиться в непосредственной близости от судна,* поднимающего трал. Поэтому, мне кажется, си­ ний огонь не будет удовлетворять тем требованиям, которые ему предъявляют. Применяемая в настоящее вре­ мя система сигнализации на ино­ странных траулерах (включение белого и двух белых огней) могла бы найти место и у нас на флоте. Эти огни надо расположить выше прожекторов, находящихся на мо­ стике (рубке). Говоря о возможности распоз- H Jrs суда, занятые рыбной ловлей, то, мне кажется, здесь и без того все ясно, так как правила, в кото­ рых указываются огни и сигналы, поднимаемые днем," дают возмож­ ность определить суда, занимаю­ щиеся промыслом. Но важно и то, что суда, занятые рыбной ловлей, почти никогда не ходят в одиноч­ ку, а обычно собираются малыми или большими группами. Это у судоводителей проходящих мимо судов должно усиливать бдитель­ ность и внимание при расхожде­ нии с судами, ведущими промы­ сел. - Изменение звукового сигнала, который сейчас существует и ко­ торый, кстати сказать, полностью не выполняется многими судово­ дителями, создает еще одно затруднение, которое не даст возможности определить, чем за­ нимается то или иное судно при наличии плохой видимости, осо­ бенно в густом тумане. Если пола­ гаться на пеленги, как это реко­ мендует хорошая морская практи­ ка, то не всегда возможно, осо­ бенно при большом скоплении су­ дов, определить, чем занимается тот или иной траулер (травление ваеров, подъем трала, выбрасыва­ ние трала за борт или траулер де­ лает циркуляцию). Среди судово­ дителей сейчас существуют непи­ саные правила, которые во мно­ гом помогают им даже при очень плохой видимости распознавать, чем занимаются находящиеся во­ круг суда. А. СКИРДА, капитан трау­ лера «Очаков». В нашей газете «Рыбный Мур- маи» 16 ноября помещена большая и весьма нужная статья старшего преподавателя Высшего мореход­ ного училища В. М. Васильева «Новые ППСС и маневрирование рыболовных судов во время сов­ местного промысла». Известно, что в нашем рыболовном флоте ава­ рийные случаи не уменьшаются. Государству от аварий наносятся огромный ущерб, и надо приветст­ вовать усилия по созданию «Пра­ вил сигнализации и расхождения в море рыболовных судов при со­ вместном промысле» (ПСП ). Уж если эти правила назвали тремя буквами, то длинное и незапоми­ нающееся название следует заме­ нить. Гораздо легче сказать «Пра­ вила совместного плавания». Лучшие правила те, которые да­ ются в кратких, четких, целеуст­ ремленных формулировках. Они хорошо запоминаются и их легко выполнять. Вот почему поддержи­ ваю «Таблицу промысловой сигна­ лизации», предложенную тов. Ва­ сильевым. Всем судоводителям из­ вестно беспокойство за действия соседнего траулера, который под­ нимает и спускает трал, особенно тех судов, что находятся вблизи предполагаемого курса своего суд­ на. Что он будет делать в момент прохождения его до траверза и после? Будет ли он делать цирку­ ляцию? Быстро меняющиеся глу­ бины, особенно вблизи океанского свала, при небольшом отвороте приведут к задевам или пролову. Вот почему иногда и тех рекомен­ дованных четырех кабельтовых при встрече с соседним судном не соблюдают. А прицельное траление, которое дает нанвысший экономический эффект, заставляет сближаться до 0,5 кабельтова, иначе не попадешь на пятно (косяк) рыбы, и пролов обеспечен. Вот почему важно знать, что делает сосед. И в таб­ лице это отражено. При пуске и подъеме трала ноч­ ные сигналы хороши, и они будут соблюдаться, ибо раньше в раз­ рез ППСС выключался трехцвег- ный фонарь. Днем, по моему мне­ нию, при спуске и подъеме трала следует поднимать только черный конус (под опознавательным сиг­ налом) вершиной кверху. При вы­ метке сетей то же самое, а при выборке поднимать только опозна­ вательный сигнал, так как судо­ водители приближающегося трау­ лера всегда могут различить, что судно выбирает сети. Перевертывать конус, по-моему, не обязательно. Нам следует раз­ гружать помощников капитанов для более важных наблюдений. Да и практически знать важно лишь то, когда судно будет де­ лать циркуляцию, а что при спус­ ке или подъеме, это совершенно не имеет значения. Да и помощники будут забывать конус переверты­ вать. Надо исключить синий клотико­ вый огонь, когда судно на задеве, ибо фонарь кругом горизонта мож­ но принять за люстру на мачте. Когда судно на задеве, к якорному огню следует добавлять два крас­ ных огня, расположенных верти­ кально. Тогда ни один траулер близко не подойдет и якорный огонь не даст спутать с сигналом сцепления двух судов. Звуковые сигналы во время спуска и подъема трала, дополни­ тельно к основному, давать сире­ ной два длинных. И если после этих сигналов траулер будет да­ вать только опознавательный — значит он спускает трал и дол­ жен травить ваера полным ходом, надо быть настороже другим. И наоборот, если после опознава­ тельных он начал давать два сиг­ нала длинных сиреной, то он под­ нимает трал. К правилу 29 после слов «на­ правления и скорости течения», следовало бы добавить «и разно­ сти водоизмещения с рядом лежа­ щих судов в дрейфе с сетями»* Если водоизмещение судна боль­ ше, то под ветром ему нужно иметь свободный проход, ибо оно будет дрейфовать быстрее, чем су­ да с меньшим водоизмещением. С. ЕД ЕМС К ИИ, капитан экспедиционного судна «Се­ вастополь». Вопрос давно назрел Д л я обеспечения безопасности п л а в а н и я Служба главного капитана рыб­ ного порта провела ряд меропри­ ятий для обеспечения безопасно­ сти плавания кораблей во время туманов. Установлен автоматиче­ ский колокол на нулевом причале. Он будет служить неплохим ори­ ентиром для судоводителей при подходе к порту. Ограждена Халдеевская банка. На ней установлен зеленый огонь. Как только будут разработаны схемы, колокола-автоматы появят­ ся на одиннадцатом и глубоковод­ ном причалах. Проект, предложенный тов. Ва­ сильевым, в большинстве своем является тем, чего ждут давно уже промысловики. Но в ряде слу­ чаев я не согласен с ним. Дело в том. что сирены в тра­ ловом флоте имеются лишь на су­ дах финской постройки. Большин­ ство же кораблей тралового и сельдяного флотов их не имеют. Не имеют сирен также и многие иностранные траулеры. Один этот факт говорит о том, что постанов­ ка дополнительных сигнальных устройств на такой массе судов является не совсем приемлемой. Кроме того, если принять во внимание тот факт, что при пло­ хой видимости часто в непосред­ ственной близости друг от друга собирается до 5 и более судов, то наличие на всех их сирен создаст такие условия, когда судоводителю трудно будет установить маневрен­ ное состояние того или иного ко­ рабля. Я предлагаю в момент маневри­ рования судна (спуск, подъем и т. д.) сигнализировать по ранее принятой системе сигнализации в нашем флоте, в варианте, не иду­ щем в разрез с ППСС редакция 1960 года. Например, можно, кроме основ­ ных сигналов или вместо них, во время спуска и подъема орудий лова давать сигналы типа (два ко­ ротких, один длинный или два ко- ротких-длинный-короткий) или какие-либо другие. Ведь судно, спускающее или поднимающее ору­ дия лова, — это далеко еще не судно, идущее с тралом или про­ мышляющее каким-либо другим способом. В этот момент оно го* раздо более стеснено в маневрен­ ности, например, нельзя отвер­ нуть в сторону, обратную рабоче­ му борту, — можно обрубить в^е- ра или намотать на винт орудия лова. В. Д ЕМ ЬЯН ЕН КО , штур- ~ман дальнего плавания. И. о. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. Газета выходи? по вторникам, четвергам и субботам. Адрес редакции: Комсомольская улица, дом Ht 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры ■ быта, писем __ АТС рыбного порта 2-75 я 28-87, партийной жизни, промышленный— 4-33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда». Зак. 5070. Тир. 4940. ПН-06005

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz