Рыбный Мурман. 1961 г. Ноябрь.
За технический прогресс --------------- Решена вжнаяпроблема Дорогу скоростному тралению! Наша схема вооружения трала Есть в жестяно-баночном цехе Мурманского рыбокомби н а т а электролизное отделение. Неболь шой, дружный коллектив его в дни предсъездовской трудовой вахты освоил новую технологию получения олова из отходов же сти. Чтобы понять значение одер жанной коллективом победы, кос немся немного истории. Отделе нием олова от обрезков жести ра бочие занимались и раньше. Но получали они так называемое губ чатое олово. Его переплавляли, прежде чем использовать для нужд производств. Затрачива лось очень много времени на эту операцию и много различных до рогостоящих материалов. На рыбокомбинате и в цехе стали задумываться: а нельзя ли сразу получать чистое металличе ское олово, получать больше и при меньших затратах? Оказа лось, что можно. На одном из предприятий стра ны осваивался кислотный метод отделения олова. Решили вне дрить его и в Мурманске. Была получена брошюра, в которой рассказывалось о первом накоп ленном опыте. Но точных и гото вых рецептов в ней не было. Мастер электролизного отделе ния комсомолка Маргарита Бал- масова, являющаяся душой всего дела и на плечи которой легли основные технологические заботы, рассказывав!: — Все, вроде бы, просто и по нятно, а олова на первых порах получали меньше, чем ' старым способом. Решишь один вопрос, другой возникает. Так вот посте пенно и доводили начатое дело до конца. А вопросы не из легких. Ведь дело связано с электричеством, с химией, с механизмами. Вот где пригодились Маргарите знания, полученные в техникуме. Сейчас эти трудности уже по зади. Бригада коммунистического труда Анны Ильничны Пустова- лсвой хорошо овладела новым методом. И если в третьем квар тале она дала 980 килограммов олова, то такое же количество работницы получили в октябре. Если раньше рыбокомбинат за возил олово из других городов страны, а сотни килограммов за ключенного в обрезках жести ухо дили на свалку или в металло лом, то сейчас положение изме нилось. Жестяно-баночный цех перестал быть иждивенцем у го сударства. Электролизное отде ление полностью обеспечивает нужды цеха в этом металле, го сударству экономятся десятки ты сяч рублей. Хороший подарок Родине при готовили электролизники. В нем видна забота об умножении на родного богатства, стремление внести вклад в дело строительст ва коммунизма. В. Е В Г ЕН Ь Е В . 1 .1 Л ! тем чтобы в 1962 году нас не по стигла подобная же участь. Сейчас, когда сельдяной флот нии моря в 4— 5 баллов они мо- ' находится в большом пролове, мне гут вести лоиск только по вол- f хочется высказать свои соображе- нам. ния о работе перспективной раз- На сРТ-4225 и 1043 устачов- ' ведки сельди. Из горького опыта лены акустические станции «Скор- 1 1961 года надо^делать выводы, с пион-1». Эта станция громоздка | и ненадежна в эксплуатации, нуждается в замене. СРТ-4422 Промысловая разведка делала гидроакустической станции не все возможное в зависимости от имеет. Навигационное оборудова- ' своих средств для быстрого обна- ние кораблей также неудовлетво- ружения перемещений и накопле- рительное. ний сельди в смежных районах. Только на трех кораблях имеют- Удачно вел поиск, например, ся гирокомпасы, электролаги на экипаж НИС-5, которым руково- большинстве судов находятся в дня кандидат биологических наук неисправном состоянии. Средняя тов. Лямин. В конце июля в район скорость судов при благоприятной обнаруженных им скоплений сель- погоде 6,5—7,5 миль, что также ди перешли промысловые корабли сказывается на работе. СРТ-4225 всех флотилий. Они облавливали в июле, августе затратил, папри- сельдь в течение двух месяцев. мер, на переходы поисками 38 су- Много времени было затрачено ток. Если бы средний ход корабля на обследование и контролирова- был хотя бы 10 миль, он затратил ние Ян-Майенского района. В ав- бы 28 суток. Сэкономилось бы густе этот район считался одним дополнительно на обследозание из перспективных. Для наблюде- других районов 10 суток, ния за подходами и накоплением Промысловая разведка нуждает- сельди был послан СРТ-4225. сЯ в замене устаревших кораблей После семидневного тщательного и поисковой техники. М о г у т л.ка - изучения гидрологических уело- зать: «Как же прежде с этими же вий и контрольных дрейфов стало судами промразведка успешно ра- ясно. что ждать больших подходов ботала?» Работала, но надо учи- в район Ян-Майена не следует, тывать, что и сырьевая база была Естественно, что его надо было удовлетворительной. Сельди было оставить и вести поиски в южных много и для отыскания промысло- районах Норвежского моря. Одна- Вых скоплений затрачивалось ко каково было удивление экипа- меньше времени и средств, жа, когда для дополнительного Сейчас затрачивается значи- поиска сюда были посланы про- тельно больше усилий для успеш- мысловые корабли СРТ-414э. 720 ного ведения поисковых работ и и поисковый СРТ-1043. как никогда промразведке необхо- В. ЗИЛАНОВ, инженер-их тиолог перспективной пром разведки сельди. Результаты их работы также димы суда, оборудованные по по были безуспешными. В общей следнему слову техники, сложности всеми кораблями было затрачено на обследование Ян- Майенского района 49 судо-су- ток. Корабли промразведки часто дублировали друг друга. В целом промразведка работала именно в зависимости от своих средств, а средства промразведки отнюдь не блестящие. Это пять кораблей. Из них четыре копабля принадлежат «Мурмансельди». Из пяти судов только на НИС-5 и НИС-6 установлены рыболо- каторы «Лодар-Эллак», которые хорошо зарекомендовали себя на поисках сельди. Однако НИС-5 и НИС-6 — корабли старой по стройки обладают низкими млр.'- Последовательность соединенна ходиими качествами. При волне- кабелей бесклачовочной системы. Никита Сергеевич Хрущев в докладе на ХХП съезде партии говорил: «Главное, на чем дол жно быть сосредоточено внима ние, — всемерное повышение производительности труда. Опыт показывает, что задания семилетнего плана по росту производительности труда мо гут быть превзойдены. Задача — большая и важная. Чтобы решить ее, нужен подлинный героизм. Но героизм в наших условиях — не только порыв, упорство, прилежание. Это вместе с тем умение, знания, высокая культура, передовая техника, новаторство». QKOPOCTHOE ТРАЛЕНИЕ является прогрессивным способом добычи рыбы. В преимуществах этого метода уже убедились экипаяси мно гих больших рефрижератор ных траулеров, которые по примеру моряков «Некрасова» применяют его сейчас в своей работе. Экипаж нашего траулера «Пушкин» также внедрил ско ростное траление и добился значительного увеличения уло вов. Мы уже завершили план третьего года семилетки, вы полнили принятые обязательст ва и имеем на своем счету 36 тысяч центнеров выловлен ной рыбы. В процессе освоения нового метода я и мои помощники ве ли наблюдение за работой ору дий лова и создали свою схе му вооружения 31,2-метрового трала. На наш взгляд, она более практична, способствует увеличению добычи рыбы. 0 ней я и хочу рас-оказать. Центральный грунтрои на шей подборы оснащается так. Пятнадцатикилограммовых ка тушек на пять 500-миллимет ровых бобинцев набиваем 8 штук, восьмикилограммовых — 2 и резиновых прокладок ■— 12. При этом восьмикило граммовые катушки ставим по концам грунтропа, а пятнадца тикилограммовые — от пер вых бобинцев по 2 штуки и между ними 3 резиновые про кладки. Общий вес груза на грунтропе 160 килограммов, на каждый бобинец по 32 ки лограмма. Крыловые грунтропы делаем тяжелее. Груз на них по 163 килограмма, на бобинец по 32.6 килограмма. Голые грунтропы 15, 25 мет ра делаем составными (6 мет ров, 1,5 метра в 7,6 метра). На полутораметровый грунтроп набиваем 500-миллиметровый бобинец, а остальная часть за полняется резиновыми про кладками. Вес подборы с катушками на голых концах составляет 520—524 кг. При переходе с трала на трал отдаем петли шестиметро вого грунтропа, которые при вернуты за чекель возле 500-мм бобинца на полутора метровом грунтропе. Это сокра щает время перехода почти наполовину. В первом и втором кварта лах 1961 года нашу схему во оружения трала приняли эки пажи нескольких кораблей. А на траулерах «Мга», «Мину синск» и других мне пришлось побывать лично. После пере оборудования они стали подни мать по 10—20 тонн трески вместо 5—8 тонн. В своем третьем рейсе мы перешли на бесклячовочную схему. Это новшество, на наш взгляд, оправдало себя при об лове сельди в новом районе. Имели подъемы от 30— 35 тонн за непродолжительное траление, то есть больше, чем суда, оборудованные специаль ными тралами. К описанному выше оснаще нию нижней подборы пришлось добавить по 22 кг груза в рай он после первого крылового бобинца. Трал в результате этого получил максимальное горизонтальное и вертикальное раскрытие ( смо т ри схему). Работавшие рядом с нами траулеры «Молодогвардеец», «Маяковский», «Златоуст» и другие после внедрения с на шей помощью бесклячовочной схемы резко увеличили подъе мы. Мы получили радиограмму от капитанов многих судов. «Трал работает отлично, благо дарю. Желаю хорошего плава ния», — радировал капитан «Златоуста» Розенштейн. Та кие же радиограммы поступи ли от группы экипажей литов ских траулеров. Многие мастера по добыче считают* двухрядный мешок пассивной частью трала, не влияющей на уловы. Неверное это мнение. БМРТ работают 31,2-метро вым тралом с двухрядным 25-метровым мешком. При не правильном оснащении его кухтылями по швам куток не редко задирается кверху, а средняя часть мешка западает. Мешок прижимается к грунту, подтирается, теряет свое пер воначальное раскрытие — сквер западает, снижается уло- вистость трала. Причина этого очень про стая. Некоторые мастера по добыче неправильно готовят новые мешки. Они распределя ют по швам кухтыли максимум 10 метров от узла, а осталь ные 15 метроя и 5 метров од норядного мешка — матни ос таются без кухтылей. Мы же стараемся рассредо точить кухтыли по максималь но большей площади, подвязы ваем их до 80 штук. 10 — по верхней поджилкне, которая является как бы стабилизато ром, держит мешок верхней пластью кверху. Остальные кухтыли подвязываем к швам мешка на длину 19—20 метров от узла; на куток 7 штук и далее его к пришивной части по 28 штук на каждую сторону. Кухтыли кутка своим тро сом, на который они набиты, не связаны с той частью, что идет выше кутка, а крепятся у петель топенанта — как те, так и другие. При оснащении мешка по плавками следует обращать особое внимание на то, чтобы правильно укрепить первую разноску. Практика показала, что лучше всего крепить ее за петли мешка под дележный строп и при работе следить, чтобы она при спуске всегда была сверху кутка и гайтяна. За концы кутка брать нельзя, потому что он будет задираться кверху и протираться. Наше оснащение способству ет равномерному поднятию мешка. Мешок на двадцагимет- ровой длине не имеет подтира ний и работает без ремонта 20—25 суток. Чтобы не оставить трал на дне во время задева (а от них никто не гарантирован), мы делаем следующее. Оснащая трал голыми грунтропами, мы на одну сторону ставим их слабее по прочности. В случае задева этот грунтроп обрывает ся. Трал повреждается меньше. При тралении на малых глубинах к длине ваеров 250—■ 300 метров мы приспособили бочку-поплавок, которая предо храняет от протирания всю нижнюю часть мешка. Последовательность воору жения поплавка следующая: I. Берется конец с двумя петлями из 22-мм геркулесово го троса длиной 12 метпов и перегибается пополам. Можно использовать и старый хат- лайн 12,2 метра. В середину вдевается вертлюг, желательно небольших размеров. II. Линь рекомендуется ста вить длиной не менее 15 мет ров с двумя петлями. Первая петля соединяется чекелем с вертлюгом, а вторая за счет разноски, идущей от поплавка, просто связывается толстой стальной привязкой. III. Берется старый^ фут- роп 6 или 6,4 м. сгибается надвое и привязывается тон кой привязкой, образуя петлю на сгибе. Петли 15 м и 3 м концов связываются между собой. Вторые петли крепятся за проушины бочки чекелем или привязкой. IV. В случае отсутствия буйковой пенопластовой бочки можно использовать металли ческие кухтыли, создав после набивки им форму бочки. В последнем рейсе наш эки паж сделал 344 траления, а израсходовали всего один двух рядный мешок, поставленный еще в предыдущем рейсе. Бережливое отношение к орудиям лова, стремление мо- • ряков внести что-либо новое для улучшения их эксплуата ции, позволяют нам экономить народные средства. В своем последнем рейсе согласно нормам мы могли израсходо вать десять тралов, а обошлись пятые. Только за девять месяцев зяипэж имеет экономии првм- вооружения в сумме 22300 рублей. Таких результатов могут до биться и все другие экипажи. Для этого мастерам по добы че, матросам надо любить тра ловое дело, не пренебрегать мелочами, помня, что большое всегда складывается из малого. В. ЗАДУНАЕВ , старший мастер по добыче трауле ра «Пушкин». «РЫ БНЫ Й м у р м а н » 21 ноября 1961 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz