Рыбный Мурман. 1961 г. Ноябрь.
НовыеПС иманеврировани е рыболовныхсудов » - - — — ^ ^ ^ — — — — — • « К статье В. Васильева Ни действующая редакция «Правил дли предупреж дения столкновении судов в море», ни редакции их, при нятая в 1960 г. на Лондонской Международной конфе ренции по охране человеческой жизни на море и еще не вошедшая в силу, не затрагивают вопросов, связан ных с расхождением рыболовных судов друг с другом при промысле в группе. В то же время необходимость упорядочения этих во просов с каждым годом ощущается все острее и острее. Происходящий бурный рост промыслового флота приво дит к тому, что иа ограниченных участках водных про странств. где обнаруживается рыба, скапливаются де сятки и сотни судов, а совершенствование судострои тельной техники обусловливает увеличение размеров и скоростей последних. В результате трудности маневри рования рыболовными судами на промысле повышают ся. а с ними создаются благоприятные предпосылки для аварийности (столкновений судов, повреждений орудий лова). В подобных условиях наведение порядка в вопро сах маневрирования могло бы. естественно, в значи тельной степени облегчить положение. Принимая во внимание постоянно ведущееся советскими судами ос воение новых районов промысла, где им обычно прихо дится промышлять в одной группе с иностранными су дами. было бы крайне важным решать данные вопросы в международном масштабе. Попыткой положить начало такому их решению яв ляется проект «Правил сигнализации и расхождения в Четвертая Международная конференция по охране человеческой жизни на море, состоявшаяся в Лондоне в 1960 году, приняла новую редакцию «Правил для пре дупреждения столкновений судов в море» (ППСС), со держание которой существенно отличается от действую щей редакции 1948 года. Наибольшим изменениям в новой редакции подверг лись правила, касающиеся рыболовных судов. Так, со гласно ППСС редакции 1960 года, суда, занятые тра ловым ловом, вместо существующих трехцветного и бе лого траловых огней в темное время суток должны бу дут включать установленные друг под другом на тех же. примерно, местах зеленый и белый огни, видимые вокруг по всему горизонту. Кроме этих огней, являю щихся опознавательными, траулер может зажигать еще на задней мачте, но на меньшей, чем они, высоте, белый огонь, подобный топовому (с сектором освещения в 20 румбов). Будучи факультативным (необязательным), данный огонь предназначается для лучшего распозна вания ракурса, под которым усматривается траулер с других судов Суда, ловящие рыбу сетями или снастями, взамен од ного белого огня, носимого, когда длина сетей или сна стей не превышает 153 м, или трех расположенных треу гольником белых огней, носимых при большей их длине, обязаны будут по новой редакции ППСС, как и трауле ры, поднимать два опознавательных огня кругового ос вещения. один под другим, но с тем отличием, что верх ний из них должен быть не зеленым, а красным. Если длина сетей или снастей окажется свыше 153 м, то пре дусмотрен добавочный белый огонь, видимый вокруг по всему горизонту, который должен располагаться ниже опознавательных огней и быть направленным от них в стооону выметанных сетей или снастей. Всякое рыболовное судно с орудиями промысла за бортом при наличии хода от собственного движения должно будет помимо перечисленных выше огней откры вать еше бортовые отличительные и гакабортный огни. ППСС редакции 1960 года предусматривают, что днем суда, занятые рыбной ловлей, должны указывать на род своих занятий выставлением на самом видном месте взамен корзины, предписываемой действующей редакци ей, черного знака, состоящего из двух расположенных по вертикали конусов, вершины которых обращены одна к другой. Для рыболовных судов длиной менее 19,8 м разрешается в качестве опознавательного знака сохра нить корзину. В тех случаях, когда длина снастей про стирается более чем на 153 м по горизонтали в море, рыболовные суда должны показывать дополнительный черный к о н у с вершиной кверху в направлении выметан ных снастей. Меняется также и звуковой сигнал, который рыболов ные суда обязаны подавать при ограниченной видимо сти. По новым правилам для них устанавливается оди наковый со всеми судами с затрудненной маневренно стью (с буксирующими, с лишенными возможности уп равляться. с прокладывающими кабель и т. п.) сигнал, состоящий из одного продолжительного и двух корот ких з в у к о в судовым свистком. Единственной целью охарактеризованного выше изме нения огней и сигналов являлось стремление облегчить судам, не занятым ловлей рыбы, возможность распо знавать рыболовные суда, которым они обязаны усту пать дорогу. В то же время давно назревшая необходи мость в упорядочении вопросов, связанных с маневри рованием и расхождением судов при совместном про мысле. в решениях Лондонской конференции 1960 года своего отражения не нашла. Более того, новая редак ция ППСС явно усложняет данные вопросы, и, в част ности. после вступления ее в силу 1 не смогут уже при меняться из-за замены огней и сигналов существующие на практике системы промысловой сигнализации, ис пользуемые для показания различных производствен ных. а значит и маневренных состояний рыболовных судов (для показания подъема или спуска трала, сцеп- леиия орудиями ловз и т. п.). Хотя эти, известные мо рякам промыслового флота, системы сигнализации (на пример, выключение тоехцветного огня при спуске и тпала или «кч?пирн*л тюц выполнении попоб- «РЫ БНЫЙ м у р м а н » 2 стр, |б ноября 1961 г. море рыболовных судов прк совместном промысле», раз работанный по просьбе Государственной инспекция бе зопасности мореплавания и портового надзора флота рыбной промышленности при Совете Министров РСФСР в Мурманском высшем мореходном училище, в порядке оказания помощи промышленности. В настоящее время Госрыбфлотинспекция РСФСР ор ганизует в основных промысловых морских бассейнах Советского Союза сбор отзывов о названном выше про екте правил. Исходя из важного значения данной работы дли фло та рыбной промышленности, кафедра «Морское дело и промышленное рыболовство» училища, так же как и Госрыбфлотинспекция РСФСР, считает крайне жела тельным привлечь к ее обсуждению возможно большее количество опытных флотских специалистов н команд ного состава рыбопромысловых судов. С этой целью ниже публикуется статья автора проек та — старшею преподавателя кафедры В. М. Василье ва, дающая о проекте достаточно полное представление. Все замечания и пожелания, какие найдут нужным сделать читатели газеты «Рыбный Муркан» по вопросам, затрагиваемым в проекте, будут учтены при выработке окончательной редакции последнего. Е. И. ПОРТНОВ, начальник Мурманского выс шего мореходного училища. ных операций белого клотика и др.) обладают рядом серьезных недостатков5, тем не менее они, помогая в какой-то степени ориентироваться в окружающей обста новке. содействуют безопасному маневрированию рыбо ловными судами, когда последние промышляют побли зости друг от друга. Из сказанного вытекает, что возникает необходимость в разработке новой системы промысловой сигнализации, которая базировалась бы на ППСС редакции 1960 года. Эта редакция допускает введение в действие подобной сигнализации только для советских рыболовных судов ( п у н к т «а» правила 13 ППСС редакции 1960 г. гласит: «Ничто в настоящих правилах не может препятствовать действию любых особых правил, устанавливаемых Пра вительством любой страны относительно... сигнальных огней.. для рыболовных судов, занятых ловлей рыбы в составе флотилии...»). Одкако ограничиться разработкой лишь новой системы промысловой сигнализации, да еще для флота только одной страны, означало бы паллиа тивное решение вопроса. Действительно, при таком решении, во-первых, не бы ло бы регламентировано (во всяком случае в одном до кументе) расхождение судов между собой, без чего нор мальное маневрирование на промысле чрезвычайно за труднено. и, во-вторы^ снова появилось бы несколько систем промысловой сигнализации, поскольку иностран ные суда при промысле в группе с советскими судами придерживались бы, очевидно, каких-то своих систем ее. Отсюда следует, что наиболее рациональным решени ем вопроса является создание единых правил как про мысловой сигнализации, так и расхождения рыболовных судов друг с другом. Правила эти должны быть утвер ждены в качестве международных, что представляется возможным осуществить через Межправительственную морскую консультативную организацию (ИМ КО ) в со ответствии с действующей о ней Международной Кон венцией. Придание правилам международного значения играет огромную роль для советского морского рыболовного флота, принимая во внимание его большие размеры, не прерывный рост и происходящее все время освоение но вых районов промысла в открытых морях и океанах, где советским судам постоянно приходится промыш лять в одной группе с иностранными. Проект подобных правил, получивших наименование «Правила сигнализации и расхождения в море рыбо ловных судов при совместном промысле» (ПСП ), по просьбе Росрыбфлотинспекции при Совете Министров РСФС Р в настоящее время разработан в Мурманском высшем мореходном училище. В основу проекта положена единственно возможная целевая установка, а именно: ПСП должны представ лять собой во время совместного промысла в группе судов органическое дополнение к ППСС редакции 1960 года. Исходя из этой целевой установки, в предлагаемом проекте ПСП предусмотрено, что: 1 Ожидается, что это произойдет в течение Дяижай- ших одного—двух лет. В настоящее время текст ППСС редакции 1960 года передан в соответствующие законо дательные органы заинтересованных стран для сто ра тификации. * Часть принятых на промысле сигналов противоре чит ППСС. Ни одна нз существующих систем промыс ловой сигнализации не является достаточно полной, а наличие нескольких ее систем приводит к тому, что для показания одного и того же своего производственного состояния суда, промышляющие совместно, употребля ют разные сигналы. 3 В ППСС редакции 1960 г. предусмотрено, что если длина буксира превышает 183 м, то как буксирующее, так и буксируемое суда обязаны в дневное время под нимать на видном месте черный ромб. 4 К мелким судам невозможно предъявлять такие же требования в части снабжения их фонарями и сигналь ными средствами, какие предъявляются к судам отно сительно крупного размера. 1. Огни и сигналы, предписанные ППСС для рыболов ных судов, рассматриваются как опознавательные и со храняются для последних на все время, пока орудия лова находятся за бортом. Хотя тем* самым ПСП не сколько усложняются, однако иначе они вступали бы в прямое противоречие с ППСС, что, конечно, недопу- стимо. 2. Для показания тех или иных производственных по ложений рыболовных судов, которые влияют на их ма* невренное состояние, используются, по возможности, огни и сигналы, в том числе звуковые, применяющиеся в ППСС при схожих ситуациях (например: якорные ог ня и сигналы — во время рыбной ловли на якоре илн когда получился «задев» орудиями лова за подвод ное препятствие: огни и сигналы для судов, лишенных возможности управляться, — при сцеплениях орудиями лова; ромбовидный сигнал для буксирного судна 3 — при буксировке грала). Тем самым одновременно облег чается запоминание соответствующих правил и исклюй чается надобность в дополнительном снабжении судов фонарями и сигнальными фигурами. Необходимость сохранения рыболовными судами пред писываемых ППСС сигналов на протяжении всего пе риода работы с орудиями лова значительно осложняет вопрос со звуковой промысловой сигнализацией во вре мя ограниченной видимости. Поскольку с понижением видимости ведение промыс ла не прекращается, рыболовным судам, маневрирую щим в группе и не видящим друг друга, исключительно важно во избежание аварийных последствий получать своевременную информацию не только о том, что вбли зи находится другое рыболовное судно или суда, но я о производственном положении, а следовательно, м о ма невренном состоянии этих судов. Учитывая пока имею щееся несовершенство радиолокатора, не дающего непо средственно на экране истинной картины движения су дов, а тем более их производственных положений, та кой информацией могут быть только звуковые сигналы. Выход из создавшейся ситуации напрашивается сам собой, а именно: каждый раз после основного опозна вательного звукового сигнала, устанавливаемого ППСС, надлежит производить резко отличный по характеру звука сигнал, оповещающий о производственном (ма.- невренном) состоянии данного рыболовного судна. Вот почему для промысловой сигнализации в проекте ПСП пришлось остановиться на звуках сирены, совершенно не похожих на звуки свистка, которым должен пода ваться опознавательный сигнал. Особо следует обговорить сигнализацию для показа ния спуска и подъема трала или. соответственно, вы- метки и выборки сетей или снастей. В проекте ПСП пришлось остановиться на обозначе нии этих производственных операций включением кяоти- ковых огней: белого — при спуске трала (выметке ч^е- тей) и синего — при подъеме трала (выборке сетей)/ Применение клотиковых ламп, расположенных выше всех других судовых фонарей, делает такие сигналы лучше и быстрее распознаваемыми по сравнению с дру гими вариантами подобной сигнализации. Из тех же соображений выбран синий огонь. Хогя дальность видимости последнего не так велика, но в данном случае ее будет вполне достаточно. Что касается высказываемых опасений о том, что на траулерах бортового траления клотико.вые лампы будут часто выходить из строя из-за вибрации фок-мачты, то практика их не подтверждает. Установленные на мно гих траулерах шведской, финской и германской построй ки клотиковые лампы повреждаются крайне редко, и, главным образом, в результате неправильной работы траловой лебедки при подъеме кутка трала на джиль- соне. Предложение о том, чтобы для показания спуска я подъема трала .или выметкн и выборки сетей перейти на распространенную в иностранном траловом флоте систему при посредстве двух вертикально расположен ных над верхним мостиком белых огней нельзя признать удачным. В условиях применения ППСС новой редак ции эта сигнализация обладает тем существенным недо статком, что увеличивает ча судне и без того значи тельное число белых огней, находящихся сравнительно близко друг от друга (нижний опознавательный огонь; огонь, заменяющий задний топовый, а на дрифтерном лове — огонь, направленный в сторону выметанных се тей; гакабортный огонь; палубные промысловые огни), что не может не затруднить распознавание таким спо собом сигнала. Проект ПСП состоит из четырех разделов, как-то: «Об щие положения», «Промысловая визуальная сигнализа ция», «Промысловая звуковая сигнализация» и -«Манев рирование и расхождение судов во время совместного промысла». В первом разделе определяются назначение и случаи применения правил, излагаются основания, на которых построены правила, указывается, что для рыболовных судов длиною менее 19,8 м с механическим двигателем н длиной менее 12 2 м, идущих на веслах или под пару сами. не обязательно выполнение требований, относя щихся к промысловой сигнализации, 4 а также лаются некоторые другие положения общего характера. Во втором и третьем разделах проекта приводятся ночные, дневные и звуковые сигналы для основных про изводственных (маневренных) состояний рыболовного судна, занятого промыслом, оповещение о которых важно для окружающих судов. Эти сигналы Для удоб ства и сокращения их описания сведены в приводимую ниже таблицу. Пользуясь таблицей, нельзя выпускать из вида, что в ней характеризуются только огни и сигна лы промысловой сигнализации, показываемые дополни тельно к огням и сигналам, предписываемым ППСС ре дакции 1960 г. Краткая характеристика последних ог* ней была дана уже в начале настоящей статьи. Учитывая, что на промысле сетями или снастями (особенно дрифтерном, как наиболее специфичном для совместной работы судов в группе) распространено свое маневренное состояние показывать путем включе ния и выключения бортовых отличительных и гакаборт- ного огней, в проекте ПСП не предусматривается обя зательность применения судами визуальной сигнализа ции ври выметке или выборке сетей или снастей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz