Рыбный Мурман. 1961 г. Ноябрь.

НовыеПС иманеврировани е рыболовныхсудов » - - — — ^ ^ ^ — — — — — • « К статье В. Васильева Ни действующая редакция «Правил дли предупреж­ дения столкновении судов в море», ни редакции их, при­ нятая в 1960 г. на Лондонской Международной конфе­ ренции по охране человеческой жизни на море и еще не вошедшая в силу, не затрагивают вопросов, связан­ ных с расхождением рыболовных судов друг с другом при промысле в группе. В то же время необходимость упорядочения этих во­ просов с каждым годом ощущается все острее и острее. Происходящий бурный рост промыслового флота приво­ дит к тому, что иа ограниченных участках водных про­ странств. где обнаруживается рыба, скапливаются де­ сятки и сотни судов, а совершенствование судострои­ тельной техники обусловливает увеличение размеров и скоростей последних. В результате трудности маневри­ рования рыболовными судами на промысле повышают­ ся. а с ними создаются благоприятные предпосылки для аварийности (столкновений судов, повреждений орудий лова). В подобных условиях наведение порядка в вопро­ сах маневрирования могло бы. естественно, в значи­ тельной степени облегчить положение. Принимая во внимание постоянно ведущееся советскими судами ос­ воение новых районов промысла, где им обычно прихо­ дится промышлять в одной группе с иностранными су­ дами. было бы крайне важным решать данные вопросы в международном масштабе. Попыткой положить начало такому их решению яв­ ляется проект «Правил сигнализации и расхождения в Четвертая Международная конференция по охране человеческой жизни на море, состоявшаяся в Лондоне в 1960 году, приняла новую редакцию «Правил для пре­ дупреждения столкновений судов в море» (ППСС), со­ держание которой существенно отличается от действую­ щей редакции 1948 года. Наибольшим изменениям в новой редакции подверг­ лись правила, касающиеся рыболовных судов. Так, со­ гласно ППСС редакции 1960 года, суда, занятые тра­ ловым ловом, вместо существующих трехцветного и бе­ лого траловых огней в темное время суток должны бу­ дут включать установленные друг под другом на тех же. примерно, местах зеленый и белый огни, видимые вокруг по всему горизонту. Кроме этих огней, являю­ щихся опознавательными, траулер может зажигать еще на задней мачте, но на меньшей, чем они, высоте, белый огонь, подобный топовому (с сектором освещения в 20 румбов). Будучи факультативным (необязательным), данный огонь предназначается для лучшего распозна­ вания ракурса, под которым усматривается траулер с других судов Суда, ловящие рыбу сетями или снастями, взамен од­ ного белого огня, носимого, когда длина сетей или сна­ стей не превышает 153 м, или трех расположенных треу­ гольником белых огней, носимых при большей их длине, обязаны будут по новой редакции ППСС, как и трауле­ ры, поднимать два опознавательных огня кругового ос­ вещения. один под другим, но с тем отличием, что верх­ ний из них должен быть не зеленым, а красным. Если длина сетей или снастей окажется свыше 153 м, то пре­ дусмотрен добавочный белый огонь, видимый вокруг по всему горизонту, который должен располагаться ниже опознавательных огней и быть направленным от них в стооону выметанных сетей или снастей. Всякое рыболовное судно с орудиями промысла за бортом при наличии хода от собственного движения должно будет помимо перечисленных выше огней откры­ вать еше бортовые отличительные и гакабортный огни. ППСС редакции 1960 года предусматривают, что днем суда, занятые рыбной ловлей, должны указывать на род своих занятий выставлением на самом видном месте взамен корзины, предписываемой действующей редакци­ ей, черного знака, состоящего из двух расположенных по вертикали конусов, вершины которых обращены одна к другой. Для рыболовных судов длиной менее 19,8 м разрешается в качестве опознавательного знака сохра­ нить корзину. В тех случаях, когда длина снастей про­ стирается более чем на 153 м по горизонтали в море, рыболовные суда должны показывать дополнительный черный к о н у с вершиной кверху в направлении выметан­ ных снастей. Меняется также и звуковой сигнал, который рыболов­ ные суда обязаны подавать при ограниченной видимо­ сти. По новым правилам для них устанавливается оди­ наковый со всеми судами с затрудненной маневренно­ стью (с буксирующими, с лишенными возможности уп­ равляться. с прокладывающими кабель и т. п.) сигнал, состоящий из одного продолжительного и двух корот­ ких з в у к о в судовым свистком. Единственной целью охарактеризованного выше изме­ нения огней и сигналов являлось стремление облегчить судам, не занятым ловлей рыбы, возможность распо­ знавать рыболовные суда, которым они обязаны усту­ пать дорогу. В то же время давно назревшая необходи­ мость в упорядочении вопросов, связанных с маневри­ рованием и расхождением судов при совместном про­ мысле. в решениях Лондонской конференции 1960 года своего отражения не нашла. Более того, новая редак­ ция ППСС явно усложняет данные вопросы, и, в част­ ности. после вступления ее в силу 1 не смогут уже при­ меняться из-за замены огней и сигналов существующие на практике системы промысловой сигнализации, ис­ пользуемые для показания различных производствен­ ных. а значит и маневренных состояний рыболовных судов (для показания подъема или спуска трала, сцеп- леиия орудиями ловз и т. п.). Хотя эти, известные мо­ рякам промыслового флота, системы сигнализации (на­ пример, выключение тоехцветного огня при спуске и тпала или «кч?пирн*л тюц выполнении попоб- «РЫ БНЫЙ м у р м а н » 2 стр, |б ноября 1961 г. море рыболовных судов прк совместном промысле», раз­ работанный по просьбе Государственной инспекция бе­ зопасности мореплавания и портового надзора флота рыбной промышленности при Совете Министров РСФСР в Мурманском высшем мореходном училище, в порядке оказания помощи промышленности. В настоящее время Госрыбфлотинспекция РСФСР ор­ ганизует в основных промысловых морских бассейнах Советского Союза сбор отзывов о названном выше про­ екте правил. Исходя из важного значения данной работы дли фло­ та рыбной промышленности, кафедра «Морское дело и промышленное рыболовство» училища, так же как и Госрыбфлотинспекция РСФСР, считает крайне жела­ тельным привлечь к ее обсуждению возможно большее количество опытных флотских специалистов н команд­ ного состава рыбопромысловых судов. С этой целью ниже публикуется статья автора проек­ та — старшею преподавателя кафедры В. М. Василье­ ва, дающая о проекте достаточно полное представление. Все замечания и пожелания, какие найдут нужным сделать читатели газеты «Рыбный Муркан» по вопросам, затрагиваемым в проекте, будут учтены при выработке окончательной редакции последнего. Е. И. ПОРТНОВ, начальник Мурманского выс­ шего мореходного училища. ных операций белого клотика и др.) обладают рядом серьезных недостатков5, тем не менее они, помогая в какой-то степени ориентироваться в окружающей обста­ новке. содействуют безопасному маневрированию рыбо­ ловными судами, когда последние промышляют побли­ зости друг от друга. Из сказанного вытекает, что возникает необходимость в разработке новой системы промысловой сигнализации, которая базировалась бы на ППСС редакции 1960 года. Эта редакция допускает введение в действие подобной сигнализации только для советских рыболовных судов ( п у н к т «а» правила 13 ППСС редакции 1960 г. гласит: «Ничто в настоящих правилах не может препятствовать действию любых особых правил, устанавливаемых Пра­ вительством любой страны относительно... сигнальных огней.. для рыболовных судов, занятых ловлей рыбы в составе флотилии...»). Одкако ограничиться разработкой лишь новой системы промысловой сигнализации, да еще для флота только одной страны, означало бы паллиа­ тивное решение вопроса. Действительно, при таком решении, во-первых, не бы­ ло бы регламентировано (во всяком случае в одном до­ кументе) расхождение судов между собой, без чего нор­ мальное маневрирование на промысле чрезвычайно за­ труднено. и, во-вторы^ снова появилось бы несколько систем промысловой сигнализации, поскольку иностран­ ные суда при промысле в группе с советскими судами придерживались бы, очевидно, каких-то своих систем ее. Отсюда следует, что наиболее рациональным решени­ ем вопроса является создание единых правил как про­ мысловой сигнализации, так и расхождения рыболовных судов друг с другом. Правила эти должны быть утвер­ ждены в качестве международных, что представляется возможным осуществить через Межправительственную морскую консультативную организацию (ИМ КО ) в со­ ответствии с действующей о ней Международной Кон­ венцией. Придание правилам международного значения играет огромную роль для советского морского рыболовного флота, принимая во внимание его большие размеры, не­ прерывный рост и происходящее все время освоение но­ вых районов промысла в открытых морях и океанах, где советским судам постоянно приходится промыш­ лять в одной группе с иностранными. Проект подобных правил, получивших наименование «Правила сигнализации и расхождения в море рыбо­ ловных судов при совместном промысле» (ПСП ), по просьбе Росрыбфлотинспекции при Совете Министров РСФС Р в настоящее время разработан в Мурманском высшем мореходном училище. В основу проекта положена единственно возможная целевая установка, а именно: ПСП должны представ­ лять собой во время совместного промысла в группе судов органическое дополнение к ППСС редакции 1960 года. Исходя из этой целевой установки, в предлагаемом проекте ПСП предусмотрено, что: 1 Ожидается, что это произойдет в течение Дяижай- ших одного—двух лет. В настоящее время текст ППСС редакции 1960 года передан в соответствующие законо­ дательные органы заинтересованных стран для сто ра­ тификации. * Часть принятых на промысле сигналов противоре­ чит ППСС. Ни одна нз существующих систем промыс­ ловой сигнализации не является достаточно полной, а наличие нескольких ее систем приводит к тому, что для показания одного и того же своего производственного состояния суда, промышляющие совместно, употребля­ ют разные сигналы. 3 В ППСС редакции 1960 г. предусмотрено, что если длина буксира превышает 183 м, то как буксирующее, так и буксируемое суда обязаны в дневное время под­ нимать на видном месте черный ромб. 4 К мелким судам невозможно предъявлять такие же требования в части снабжения их фонарями и сигналь­ ными средствами, какие предъявляются к судам отно­ сительно крупного размера. 1. Огни и сигналы, предписанные ППСС для рыболов­ ных судов, рассматриваются как опознавательные и со­ храняются для последних на все время, пока орудия лова находятся за бортом. Хотя тем* самым ПСП не­ сколько усложняются, однако иначе они вступали бы в прямое противоречие с ППСС, что, конечно, недопу- стимо. 2. Для показания тех или иных производственных по­ ложений рыболовных судов, которые влияют на их ма* невренное состояние, используются, по возможности, огни и сигналы, в том числе звуковые, применяющиеся в ППСС при схожих ситуациях (например: якорные ог­ ня и сигналы — во время рыбной ловли на якоре илн когда получился «задев» орудиями лова за подвод­ ное препятствие: огни и сигналы для судов, лишенных возможности управляться, — при сцеплениях орудиями лова; ромбовидный сигнал для буксирного судна 3 — при буксировке грала). Тем самым одновременно облег­ чается запоминание соответствующих правил и исклюй чается надобность в дополнительном снабжении судов фонарями и сигнальными фигурами. Необходимость сохранения рыболовными судами пред­ писываемых ППСС сигналов на протяжении всего пе­ риода работы с орудиями лова значительно осложняет вопрос со звуковой промысловой сигнализацией во вре­ мя ограниченной видимости. Поскольку с понижением видимости ведение промыс­ ла не прекращается, рыболовным судам, маневрирую­ щим в группе и не видящим друг друга, исключительно важно во избежание аварийных последствий получать своевременную информацию не только о том, что вбли­ зи находится другое рыболовное судно или суда, но я о производственном положении, а следовательно, м о ма­ невренном состоянии этих судов. Учитывая пока имею­ щееся несовершенство радиолокатора, не дающего непо­ средственно на экране истинной картины движения су­ дов, а тем более их производственных положений, та­ кой информацией могут быть только звуковые сигналы. Выход из создавшейся ситуации напрашивается сам собой, а именно: каждый раз после основного опозна­ вательного звукового сигнала, устанавливаемого ППСС, надлежит производить резко отличный по характеру звука сигнал, оповещающий о производственном (ма.- невренном) состоянии данного рыболовного судна. Вот почему для промысловой сигнализации в проекте ПСП пришлось остановиться на звуках сирены, совершенно не похожих на звуки свистка, которым должен пода­ ваться опознавательный сигнал. Особо следует обговорить сигнализацию для показа­ ния спуска и подъема трала или. соответственно, вы- метки и выборки сетей или снастей. В проекте ПСП пришлось остановиться на обозначе­ нии этих производственных операций включением кяоти- ковых огней: белого — при спуске трала (выметке ч^е- тей) и синего — при подъеме трала (выборке сетей)/ Применение клотиковых ламп, расположенных выше всех других судовых фонарей, делает такие сигналы лучше и быстрее распознаваемыми по сравнению с дру­ гими вариантами подобной сигнализации. Из тех же соображений выбран синий огонь. Хогя дальность видимости последнего не так велика, но в данном случае ее будет вполне достаточно. Что касается высказываемых опасений о том, что на траулерах бортового траления клотико.вые лампы будут часто выходить из строя из-за вибрации фок-мачты, то практика их не подтверждает. Установленные на мно­ гих траулерах шведской, финской и германской построй­ ки клотиковые лампы повреждаются крайне редко, и, главным образом, в результате неправильной работы траловой лебедки при подъеме кутка трала на джиль- соне. Предложение о том, чтобы для показания спуска я подъема трала .или выметкн и выборки сетей перейти на распространенную в иностранном траловом флоте систему при посредстве двух вертикально расположен­ ных над верхним мостиком белых огней нельзя признать удачным. В условиях применения ППСС новой редак­ ции эта сигнализация обладает тем существенным недо­ статком, что увеличивает ча судне и без того значи­ тельное число белых огней, находящихся сравнительно близко друг от друга (нижний опознавательный огонь; огонь, заменяющий задний топовый, а на дрифтерном лове — огонь, направленный в сторону выметанных се­ тей; гакабортный огонь; палубные промысловые огни), что не может не затруднить распознавание таким спо­ собом сигнала. Проект ПСП состоит из четырех разделов, как-то: «Об­ щие положения», «Промысловая визуальная сигнализа­ ция», «Промысловая звуковая сигнализация» и -«Манев­ рирование и расхождение судов во время совместного промысла». В первом разделе определяются назначение и случаи применения правил, излагаются основания, на которых построены правила, указывается, что для рыболовных судов длиною менее 19,8 м с механическим двигателем н длиной менее 12 2 м, идущих на веслах или под пару­ сами. не обязательно выполнение требований, относя­ щихся к промысловой сигнализации, 4 а также лаются некоторые другие положения общего характера. Во втором и третьем разделах проекта приводятся ночные, дневные и звуковые сигналы для основных про­ изводственных (маневренных) состояний рыболовного судна, занятого промыслом, оповещение о которых важно для окружающих судов. Эти сигналы Для удоб­ ства и сокращения их описания сведены в приводимую ниже таблицу. Пользуясь таблицей, нельзя выпускать из вида, что в ней характеризуются только огни и сигна­ лы промысловой сигнализации, показываемые дополни­ тельно к огням и сигналам, предписываемым ППСС ре­ дакции 1960 г. Краткая характеристика последних ог* ней была дана уже в начале настоящей статьи. Учитывая, что на промысле сетями или снастями (особенно дрифтерном, как наиболее специфичном для совместной работы судов в группе) распространено свое маневренное состояние показывать путем включе­ ния и выключения бортовых отличительных и гакаборт- ного огней, в проекте ПСП не предусматривается обя­ зательность применения судами визуальной сигнализа­ ции ври выметке или выборке сетей или снастей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz